Древне египетские боги. Боги Древнего Египта — список, описание и значение. Из чего «вырастали» боги Древнего Египта

– бог солнца. бог солнца. Бога изображали в виде человека, со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском.

Анубис – бог – покровитель мертвых, создатель погребальных обрядов, сын бога растительности Осирис и Нефтиды, сестры Исиды. Анубиса изображали в виде человека с головой шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Апис – бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Апис считается Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами.

Атон – бог – олицетворение солнечного диска. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном.

Баал – в западносемитской мифологии бог бури, грома, молний, дождя, связанного с плодородием. В египетской мифологии Баалу соответствует Сет.

Геб – бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме.

Гор – бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ – солнечный диск с распростертыми крыльями.

Мин – бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и с плетью в правой руке, а также в короне с двумя длинными перьями.

Нун – воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги.

Осирис – бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Он научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке руды, врачеванию, строительству городов, учредил культ богов.

Птах – бог-творец, покровитель искусств и ремесел. Птах создал первых восемь богов, мир и все в нем существующее – животных, растения, людей, храмы и т.д.

Ра – бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца.

Себек – бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила.

Сет – бог пустыни, то есть "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба.

Тот – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Женой Тота была богиня истины Маат.

Не так давно я публиковал информацию по Древнегреческим богам. Теперь пришло время рассмотреть богов египетских. Египетская мифология очень развитая и интересная, очень часто боги Египта встречаются в кроссвордах, телевизионных программах, книгах и так далее. Предлагаю Вашему вниманию подборку основных египетских богов. К сожалению, картинки для них я не стал искать, но если данная тема Вас заинтересует – в конце статьи можно найти ссылки на материалы из Википедии, из которых можно узнать о богах Египта и египетской мифологии более подробно.

adUnit = document.getElementById("google-ads-8EjI"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 970) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length >

Бог Амон

Амон (“сокрытый”, “потаенный”), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба – символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, “царь всех богов”, небесный заступник, защитник угнетенных (“везир для бедных”).

Бог Апис

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.

Богиня Астарта

Астарта, в западносемитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Астарта играла большую роль в борьбе богов с Йамму, властелином моря. В некоторых мифах она выступала как посланница богов к владыке моря, который домогался верховной власти; она же укоряла Балу за убийство Йамму. В древности Астарта почиталась как владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей. Со временем черты Анат и Астарты слились в образе Атаргатис, богини плодородия и благополучия, одной из наиболее почитаемых в арамейском пантеоне. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной, в ассиро-вавилонской мифологии ей соответствует Иштар.

Бог Атон

Атон (“диск солнца”), в египетской мифологии бог – олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп (“Амон доволен”) на Эхнатон (“угодный Атону” или “полезный Атону”). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Бог Анубис

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь – «собачий город»).

Бог Геб

Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут (“небом”), поскольку она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида.

Душа(Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул “князь князей” давал ему право считаться правителем Египта.

Наследник Геба - Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.

Бог Гор

Гор, Хор (“высота”, “небо”), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение – Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

adUnit = document.getElementById("google-ads-Jw2O"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 970) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_970x90_"+adcount; google_ad_width = "970"; google_ad_height = "90"; google_ad_format = "970x90_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";

Богиня Исида

Исида, Изида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности и супружеском верности, богиня мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса. Исида помогала Осирису цивилизовать Египет и обучила женщин жать, прясть и ткать, лечить болезни и учредила институт брака. Когда Осирис отправился странствовать по свету, Исида заменила его и мудро правила страной. Услышав о смерти Осириса от руки бога зла Сета, Исида пришла в смятение. Она обрезала волосы, надела траурные одежды и начала поиски его тела. Дети рассказали Исиде, что видели плывущий по течению Нила ящик с телом Осириса. Вода вынесла его под дерево, росшее на берегу близ Библа, которое стало стремительно расти и вскоре гроб полностью скрылся в его стволе. Узнав об этом, царь Библа приказал срубить дерево и привезти во дворец, где его использовали как опору для крыши в виде колонны. Исида, догадавшись обо всем, устремилась в Библ. Она бедно оделась и села у колодца в центре города. Когда служанки царицы пришли к колодцу, Исида заплела им волосы и окутала таким благоуханием, что вскоре царица послала за ней и взяла воспитательницей своего сына. Каждую ночь Исида помещала царское дитя в огонь бессмертия, а сама, обернувшись ласточкой, летала вокруг колонны с телом мужа. Увидев сына в языках пламени, царица издала такой пронзительный крик, что ребенок утратил бессмертие, а Исида раскрыла себя и попросила отдать ей колонну. Получив тело супруга, Исида укрыла его в болоте. Однако Сет нашел тело и разрезал на четырнадцать кусков, которые рассеял по всей стране. С помощью богов Исида нашла все куски, кроме пениса, проглоченного рыбой. По одной из версий, Исида собрала тело и возродила Осириса к жизни, используя свою целительную силу, и зачала от него бога неба и солнца Гора. Исида была настолько популярна в Египте, что со временем приобрела черты других богинь. Ее почитали как покровительницу рожениц, определяющую судьбу новорожденных царей. Культ богини был также распространен в Древней Греции, Риме и даже повлиял на христианское искусство.

Бог Нун

Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

Бог Мин

Мин, в египетской мифологии бог плодородия, “производитель урожаев”, которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.

Богиня Нут

Нут, в египетской мифологии богиня неба, дочь бога воздуха Шy и богини влаги Тефнут, сестра-близнец бога земли Геба. Вопреки воле Ра она вышла замуж за брата. Ра так сильно разгневался, что приказал Шу разделить близнецов. Шy поднял Нут вверх - так образовалось небо, а Геба оставил внизу - так образовалась земля. Ярость Ра была велика, и он повелел, чтобы Нут не могла зачать дитя ни в один из месяцев года. Бог Тот пожалел ее. Он пригласил луну сыграть с ним в шашки, одержал победу и взял в качестве приза лунный свет, чтобы создать пять новых дней. В каждый из этих дней Нут зачинала дитя: Осириса, Сети, Исиду, Нефтиду и Гора. Другой миф повествует о том, как Нут помогла Ра удалиться от людей, когда он разочаровался в их деяниях. Приняв образ коровы, она усадила Ра себе на спину и стала подниматься в небо. Но чем выше она поднималась, тем больше кружилась ее голова, и oнa призвала четырех богов, чтобы те держали ее ноги. Эти боги и стали столпами небесными. Нут называли “огромной матерью звезд, рождающей богов”.

Бог Осирис

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.

Богиня Сехнет

Сехмет (“могучая”), в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца, дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет - львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте. В мифе о том, как Ра покарал человеческий род за грехи, она истребляла людей, пока бог хитростью не остановил ее. Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет - богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями - Баст, Уто, Мут и др.

Бог Птах

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) “языком и сердцем”. Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном - Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Бог Ра

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже “замыслили против него злые дела”, Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.

Бог Сет

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. “чужеземных стран”, олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья (“отвращение для богов”), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Бог Тот

Тот или Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священными животными Тота были ибис и павиан, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса, иногда с папирусом и письменным прибором в руках. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела.

Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. “Владыка времени”, он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

adUnit = document.getElementById("google-ads-Vd3e"); adWidth = adUnit.offsetWidth; if (adWidth >= 999999) { /* GETTING THE FIRST IF OUT OF THE WAY */ } else if (adWidth >= 970) { if (document.querySelectorAll(".ad_unit").length > 2) { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } else { adcount = document.querySelectorAll(".ad_unit").length; tag = "ad_unit_970x90_"+adcount; google_ad_width = "970"; google_ad_height = "90"; google_ad_format = "970x90_as"; google_ad_type = "text"; google_ad_channel = ""; } } else { google_ad_slot = "0"; adUnit.style.display = "none"; } adUnit.className = adUnit.className + " ad_unit " + tag; google_ad_client = "ca-pub-7982303222367528"; adUnit.style.cssFloat = ""; adUnit.style.styleFloat = ""; adUnit.style.margin = ""; adUnit.style.textAlign = ""; google_color_border = "ffffff"; google_color_bg = "FFFFFF"; google_color_link = "cc0000"; google_color_url = "940f04"; google_color_text = "000000"; google_ui_features = "rc:";

По материалам сайта http://godsbay.ru

Мифология Древнего Египта интересна и связана это в большей степени с многочисленными богами. Люди для каждого важного события или природного явления придумывали своего покровителя, а отличались они внешними признаками и .

Главные боги Древнего Египта

Религия страны отличается наличием многочисленных верований, что непосредственно отразилось на внешнем виде богов, которые в большинстве случаев представлены в виде гибрида человека и животного. Египетские боги и их значение имели для людей огромное значение, что подтверждают многочисленные храмы, статуи и изображения. Среди них можно выделить главных божеств, которые отвечали за важные аспекты жизни египтян.

Египетский бог Амон Ра

В древние времена изображали это божество мужчиной с головой барана или же полностью в виде животного. В руках он держит крест с петлей, который символизирует собой жизнь и бессмертие. В нем соединились боги Древнего Египта Амон и Ра, поэтому он обладает силой и влиянием обоих. Он был благосклонен к людям, оказывая им помощь в сложных ситуациях, поэтому и был представлен заботливым и справедливым создателем всего сущего.

И Амон освещали землю, передвигаясь по небу по реке, а ночью пересаживаясь на подземный Нил, чтобы вернуться в свой дом. Люди верили, что каждый день ровно в полночь он сражается с огромным змеем. Считали Амон Ра главным покровителем фараонов. В мифологии можно заметить, что культ этого бога постоянно менял свою значимость, то падая, то поднимаясь.


Египетский бог Осирис

В Древнем Египте божество представляли в образе человека, закутанного в саван, что добавляло схожесть с мумией. Осирис был правителем загробного мира, поэтому голову всегда венчала корона. Согласно мифологии Древнего Египта это был первый царь этой страны, поэтому в руках находятся символы власти – плетка и скипетр. Кожа у него черная и этот цвет символизирует возрождение и новую жизнь. Осириса всегда сопровождает растение, например, лотос, виноградная лоза и дерево.

Египетский бог плодородия является многогранным, то есть Осирис выполнял много обязанностей. Его почитали как покровителя растительности и производительных сил природы. Осириса считали главным покровителем и защитником людей, а еще владыкой загробного мира, который судил умерших людей. Осирис научил людей обрабатывать землю, выращивать виноград, лечить разные болезни и выполнять другую важную работу.


Египетский бог Анубис

Основная черта этого божества – тело человека с головой черной собаки или шакала. Это животное было выбрано совсем не случайно, все дело в том, что египтяне часто видели его на кладбищах, поэтому их и связывали с загробным миром. На некоторых изображениях Анубиса представляют полностью в образе волка или шакала, который лежит на сундуке. В Древнем Египте бог мертвых с головой шакала имел несколько важных обязанностей.

  1. Защищал могилы, поэтому люди часто высекали молитвы Анубису на гробницах.
  2. Принимал участие в бальзамировании богов и фараонов. На многих изображениях процессах мумификации присутствовал жрец в маске собаки.
  3. Проводник умерших душ в загробную жизнь. В Древнем Египте считали, что Анубис провожает людей на суд Осириса.

Взвешивал сердце умершего человека, чтобы определить, достойна ли душа попасть в загробное царство. На чаши весов с одной стороны кладется сердце, а с другой – богиня Маат в виде страусового пера.


Египетский бог Сет

Представляли божество с телом человека и головой мифического животного, в котором сочетается собака и тапир. Еще одна отличительная черта – тяжелый парик. Сет приходится Осирису братом и в понимании древних египтян это бог зла. Его часто изображали с головой священного животного – осла. Считали Сета олицетворением войны, засухи и смерти. Все беды и напасти приписывались этому богу Древнего Египта. От него не отрекались только из-за того, что считали главным защитником Ра во время ночной схватки со змеем.


Египетский бог Гор

У этого божества есть несколько воплощений, но самое известное – человек с головой сокола, на которой непременно находится корона. Его символом является солнце с распростертыми крыльями. Египетский бог солнца во время схватки потерял свой глаз, который стал важным знаком в мифологии. Он является символом мудрости, ясновидения и вечной жизни. В Древнем Египте носили Око Гора в качестве амулета.

Согласно древним представлениям, почитали Гора, как хищное божество, которое впивалось в свою жертву соколиными когтями. Есть и другой миф, где он передвигается по небу на лодке. Бог солнца Гор помог воскреснуть Осирису, за что получил в благодарность трон и стал правителем. Ему покровительствовали многие боги, обучая магией и разными премудростями.


Египетский бог Геб

До наших дней дошло несколько оригинальных изображений, найденных археологами. Геб является покровителем земли, что египтяне стремились передать и во внешнем образе: тело вытянутое, как равнина, руки, поднятые вверх – олицетворение склонов. В Древнем Египте представляли его с женой Нут – покровительницей неба. Хоть есть много рисунков, информации о силах и предназначениях Геба не там много. Бог земли в Египте был отцом Осириса и Исиды. Существовал целый культ, в который входили люди, работающие на полях, чтобы обезопасить себя от голода и обеспечить хороший урожай.


Египетский бог Тот

Божество представляли в двух обличьях и в древние времена, это была птица ибис с длинным загнутым клювом. Его считали символом рассвета и предвестником изобилия. В поздний период Тота представляли в виде павиана. Есть боги Древнего Египта, которые обитают среди людей к ним и относится Тот, который был покровителем мудрости и помогал всем познавать науку. Считали, что он обучил египтян письму, счету, а также создал календарь.

Тот – бог Луны и через ее фазы его связывали с различными астрономическими и астрологическими наблюдениями. Это и стало причиной превращения в божество мудрости и магии. Тота считали учредителем многочисленных обрядов религиозного содержания. В некоторых источниках он причислен к божествам времени. В пантеоне богов Древнего Египта Тот занимал место писца, визиря Ра и секретаря судебных дел.


Египетский бог Атон

Божество солнечного диска, которого представляли с лучами в виде ладоней, тянущимися к земле и людям. Это и отличало его от других человекообразных богов. Самое известное изображение представлено на спинке трона Тутанхамона. Существует мнение, что культ этого божества оказал влияние на формирование и развитие иудейского монотеизма. Этот бог солнца в Египте сочетает в себе мужские и женские черты одновременно. Использовали в древности еще такой термин – «серебро Атона», который обозначал Луну.


Египетский бог Птах

Божество представляли в виде человека, который в отличие от других не носил короны, а его голова была покрыта головным убором, который похож на шлем. Как и другие боги Древнего Египта, связанные с землей (Осирис и Сокар), Птах облечен в саван, который обнажал только кисти и голову. Внешняя схожесть привела к тому, что произошло слияние в одно общее божество Птах-Сокар-Осирис. Египтяне считали его красивым богом, но многие археологические находки опровергают это мнение, поскольку были найдены портреты, где он представлен в образе карлика, попирающего ногами животных.

Птах является покровителем города Мемфиса, где существовал миф, что он создал все на земле силой мысли и словом, поэтому его считали творцом. Имел он связь с землей, местом погребения мертвых и источников плодородия. Еще одно предназначение Птаха – египетский бог искусства, поэтому и считался он кузнецом и скульптором человечества, а еще покровителем ремесленников.


Египетский бог Апис

У египтян было много священных животных, но самым почитаемым был бык – Апис. Он имел реальное воплощение и ему приписывали 29 признаков, которые были известны только жрецам. По ним определяли рождение нового бога в образе черного быка, и это был известный праздник Древнего Египта. Быка поселяли в храме и в течение всей жизни окружали божескими почестями. Раз в год перед началом сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали, и фараон вспахивал борозду. Это обеспечивало хороший урожай в будущем. После смерти быка торжественно хоронили.

Апис – бог Египта, покровительствующий плодородию, изображался с белоснежной шкурой с несколькими черными пятнами и их количество строго определялось. Представлен он с разными ожерельями, которые соответствовали разным праздничным обрядам. Между рогами расположен солнечный диск бога Ра. Еще Апис мог принимать человеческое обличие с головой быка, но такое представление было распространено в Поздний период.


Пантеон египетских богов

С момента зарождения древней цивилизации возникло и верование в Высшие силы. Пантеон был заселен богами, которые обладали разными способностями. Они не всегда относились к людям благосклонно, поэтому египтяне строили храмы в их честь, приносили дары и молились. Пантеон богов Египта насчитывает больше двух тысяч имен, но к основной группе можно отнести меньше ста из них. Некоторым божествам поклонялись только в отдельных регионах или племенах. Еще один важный момент – иерархия могла меняться в зависимости от главенствующей политической силы.


Амон

Амон ("сокрытый", "потаенный"), в египетской мифологии бог солнца. Священное животное Амона - баран и гусь (оба - символы мудрости). Бога изображали в виде человека (иногда с головой барана), со скипетром и в короне, с двумя высокими перьями и солнечным диском. Культ Амона зародился в Фивах, а затем распространился по всему Египту. Жена Амона, богиня неба Мут, и сын, бог луны Хонсу, составляли вместе с ним фиванскую триаду. Во времена Среднего царства Амон стал именоваться Амоном-Ра, поскольку культы двух божеств соединились, приобретя государственный характер. Позднее Амон приобрел статус любимого и особо почитаемого бога фараонов, и во времена Восемнадцатой Династии фараонов был объявлен главой египетских богов. Амон-Ра даровал победы фараону и считался его отцом. Амон почитался и как мудрый, всеведущий бог, "царь всех богов", небесный заступник, защитник угнетенных ("везир для бедных").

Анубис

Анубис, в египетской мифологии бог - покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки).
Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь - «собачий город»).

Апис

Апис, в египетской мифологии бог плодородия в облике быка с солнечным диском. Центром культа Аписа был Мемфис. Аписа считали Ба (душой) бога Птаха, покровителя Мемфиса, а также бога солнца Ра. Живым воплощением бога являлся черный бык с особыми белыми отметинами. Египтяне верили, что ритуальный бег священного быка оплодотворяет поля. Апис был связан с культом мертвых и считался быком Осириса. На саркофагах часто изображали бегущего Аписа с мумией на спине. При Птолемеях произошло полное слияние Аписа и Осириса в едином божестве Сераписе. Для содерхания священных быков в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был посторен специальный Апейон. Корова, родившая Аписа, тоже почиталась и содержалась в особом здании. В случае смерти быка вся страна погружалась в траур, а его погребение и выбор преемника считались важным государственным делом. Аписа бальзамировали и хоронили по особому ритуалу в специальном склепе Серапениуме близ Мемфиса.



Апоп

Апоп, в египетской мифологии исполинский змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Апоп обитал в глубине земли, где и происходила его борьба с Ра. Каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в солнечной ладье по подземному Нилу, и выпивал из реки всю воду. В еженощном сражении с Апопом Ра всегда выходил победителем и заставлял чудовище изрыгнуть воду обратно.
В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезал голову змею Апопу под священным симокором, древом жизни, города Гелиополя. Позднее египтяне считали Апопа образом злобного бога пустыни Сета.

Атон

Атон ("диск солнца"), в египетской мифологии бог - олицетворение солнечного диска. Расцвет культа этого бога относится ко времени царствования Аменхотепа IV (1368 - 1351 гг. до н. э.). В начале его правления Атон выступал как воплощение всех главных богов солнца. Затем Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Он изменил свое имя Аменхотеп ("Амон доволен") на Эхнатон ("угодный Атону" или "полезный Атону"). Верховным жрецом бога стал сам фараон, считавший себя его сыном. Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчивались кистями рук, держащими знак жизни анх, символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Считалось, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Атон изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчиваются раскрытыми ладонями.

Геб

Геб, в египетской мифологии бог земли, сын бога воздуха Шу и богини влаги Тефнут. Геб поссорился со своей сестрой и женой Нут ("небом"), поскольку она ежедневно поедала своих детей - небесные светила, а затем вновь рождала их. Шу разъединил супругов. Геба он оствил внизу, а Нут поднял вверх. Детьми Геба были Осирис, Сет, Исида, Нефтида. Душа (Ба) Геба воплощалась в боге плодородия Хнуме. Древние верили, что Геб добр: он охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут нужные людям растения, вот почему его иногда изображали с зеленым лицом. Геб был связан с подземным царством мертвых, а его титул "князь князей" давал ему право считаться правителем Египта. Наследник Геба - Осирис, от него трон перешел к Гору, а преемниками и служителями Гора считались фараоны, которые рассматривали свою власть, как данную богами.



Гор

Гор, Хор ("высота", "небо"), в египетской мифологии бог неба и солнца в облике сокола, человека с головой сокола или крылатого солнца, сын богини плодородия Исиды и Осириса, бога производительных сил. Его символ - солнечный диск с распростертыми крыльями. Первоначально бог-сокол почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Согласно мифу, Исида зачала Гора от мертвого Осириса, коварно убитого грозным богом пустыни Сетом, его братом. Удалившись в глубь болотистой дельты Нила, Исида родила и воспитала сына, который возмужав, в споре с Сетом добивается признания себя единственным наследником Осириса. В битве с Сетом, убийцей своего отца, Гор сначала терпит поражение - Сет вырвал у него глаз, чудесное Око, однако затем Гор одолел Сета и лишил его мужского начала. В знак подчинения он положил Сету на голову сандалию Осириса. Свое чудесное Око Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Мин

Мин, в египетской мифологии бог плодородия, "производитель урожаев", которого изображали со стоящим фаллосом и поднятой плетью в правой руке, а также в короне, украшенной двумя длинными перьями. Полагают, что первоначально Мин почитался как бог-создатель, но в античные времена ему стали поклоняться как богу дорог и защитнику странствующих через пустыню. Мин также считался защитником урожая. Главный праздник в его честь назывался Праздник ступеней. Сидя на своей ступени, бог принимал первый сноп, срезанный самим фараоном.
Мин, как “владыка пустынь”, также являлся покровителем иностранцев; покровитель Коптоса. Мин покровительствовал размножению скота, поэтому почитался также как бог скотоводства.

Нун

Нун, в египетской мифологии воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. В образе Нун слиты представления о воде как о реке, море, дожде и т. д. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, по которому солнце плавает ночью, являлись первой парой богов, от них произошли все боги: Атум, Хапи, Хнум, а также Хепри и другие. Считалось, что Нун возглавляет совет богов, где богине-львице Хатхор-Сехмет поручено покарать людей, замысливших зло против солнечного бога Ра.

Осирис

Осирис, в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых. Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды. Он царствовал на земле после богов Pa, Шу и Геба и научил египтян земледелению, виноградарству и виноделию, добыче и обработке медной и золотой руды, врачебному искусству, строительству городов, учредил культ богов. Сет, его брат, злобный бог пустыни, решил погубить Осириса и изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору. Когда Осирис лег в capкофаг, заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Верная супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, извлекла чудесным образом скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого Осириса сына, названного Гором. Когда Гор вырос, он отомстил Сету. Свое волшебное Око, вырванное Сетом в начале битвы, Гор дал проглотить мертвому отцу. Осирис ожил, но не захотел вернуться на землю, а, оставив трон Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. Обычно Осириса изображали человеком с зеленой кожей, сидящим среди деревьев, или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Считалось, что, подобно всему растительному миру, Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.



Птах

Птах, в египетской мифологии бог-творец, покровитель искусств и ремесел, особо почитаемый в Мемфисе. Птах создал первых восемь богов (своих ипостасей - Птахов), мир и все в нем существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремесла, искусства и т. д.) "языком и сердцем". Задумав творение в своем сердце, он выражал свои мысли словами. Иногда Птаха называли отцом даже таких богов, как Ра и Осирис. Женой Птаха была богиня войны Сехмет, сыном - Нефертум, бог растительности. В греческой мифологии ему наиболее соответствует Гефест. Птах изображался в виде мумии с открытой головой, с жезлом, стоящем на иероглифе, означающем правду.

Ра

Ра, Ре, в египетской мифологии бог солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. Ра, бог солнца, был отцом Уаджит, кобры Севера, защищающей фараона от палящих лучей солнца. Согласно мифу, днем благодетельный Ра, освещая землю, плывет по небесному Нилу в барке Манджет, вечером пересаживается в барку Месектет и в ней продолжает путь по подземному Нилу, а утром, одолев в еженощной битве змея Апопа, вновь появляется на горизонте. Ряд мифов о Ра связан с представлениями египтян о смене времен года. Весенний расцвет природы возвещал возвращение богини влаги Тефнут, огненным Оком сияющей на лбу Ра, и ее вступление в брак с Шу. Летний зной объяснялся гневом Ра на людей. Согласно мифу, когда Ра состарился, а люди перестали его почитать и даже "замыслили против него злые дела", Ра немедленно собрал совет богов во главе с Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать род человеческий. Богиня Сехмет (Хатхор) в образе львицы убивала и пожирала людей до тех пор, пока ее хитростью не удалось напоить красным, как кровь, ячменным пивом. Опьянев, богиня уснула и забыла о мести, а Ра, провозгласив своим наместником на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром. Древние греки отождествляли Ра с Гелиосом.



Собек

Собек, Себек, в египетской мифологиии бог воды и разлива Нила, чьим священным животным являлся крокодил. Его изображали в виде крокодила либо в виде человека с головой крокодила. Центр его культа - город Хатнечер-Собек (греч. Крокодилополь), столица Фаюма. Считалось, что в озере, примыкавшем к главному святилищу Собека, содержался крокодил Петсухос, как живое воплощение бога. Почитатели Собека, искавшие его защиты, пили воду из озера и кормили крокодила деликатесами. Во II тысячелетии до н. э. многие цари называли себя Себекхотеп, т. е. "Себек доволен". Полагают, что древние воспринимали Себека как главное божество, дающее плодородие и изобилие, а также защитника людей и богов. Согласно некоторым мифам, бог зла Сет укрылся в теле Собека, чтобы избежать наказания за убийство Осириса. Собека иногда считают сыном Нейт, великой матери богов, богини войны, охоты, воды и моря, которой также приписывают рождение ужасного змея Апопа.



Сет

Сет, в египетской мифологии бог пустыни, т. е. "чужеземных стран", олицетворение злого начала, брат и убийца Осириса, один из четырех детей бога земли Геба и Нут, богини неба. Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном. Вместе с тем Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т. п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Тот

Бог Тот, взвешивающий душу. Рисунок из "Книги Мертвых" Хунифера, Ок. 1320 г. до н.э.

Тот, Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат. Священным животным Тота был ибис, и поэтому бога часто изображали в виде человека с головой ибиса. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела. Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным заместителем. Тоту приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а также создал письменность и научил египтян счету, письму, математике, медицине и другим наукам.

Известно, что его дочерью или сестрой (женой) была богиня письма Сешат; атрибут Тота - палетка писца. Под его покровительством находились все архивы и знаменитая библиотека Гермополя, центра культа Тота. Бог "управлял всеми языками" и сам считался языком бога Птаха. Как везир и писец богов, Тот присутствовал на суде Осириса и записывал результаты взвешивания души покойника. Поскольку Тот участвовал в оправдании осириса и давал приказ о его бальзамировании, то и принимал участие в погребальном ритуале всякого покойного египтянина и вел его в царство мертвых. На этом основании Тот идентифицируется с греческим вестником богов гермесом, который считался психопомпом ("ведущим души"). Тот часто изображался вместе с павианом, одним из его священных животных.



Хонсу

Хонсу ("проходящий"), в египетской мифологии бог луны, бог времени и его измерения, сын Амона и богини неба Мут. Хонсу также почитался как бог путешествий. На дошедших до нас изображениях Хонсу чаще всего мы видим юношу с серпом и диском луны на голове, иногда он предстает в облике бога-ребенка с пальцем у рта и "локоном молодости", который мальчики носили сбоку головы вплоть до совершеннолетия. Центр культа Хонсу - Фивы, в Карнаке находился его главный храм.



Хнум

Хнум ("творец"), в египетской мифологии бог плодородия, создатель, сотворивший мир из глины на своем гончарном круге. Он часто изображается в виде человека с головой барана, сидящего перед гончарным кругом, на котором стоит фигурка только что сотворенного им существа. Считалось, что Хнум создал богов, людей, а также контролировал разливы Нила. По одному из преданий, ученый и мудрец Имхотеп, сановник и архитектор фараона Джосера (III тысячелетие до н.э), в связи с семилетним голодом посоветовал Джосеру сделать богатое приношение богу плодородия. Фараон последовал этому совету, и Хнум явился ему во сне, пообещав освободить воды Нила. В тот год страна получила прекрасный урожай.

Шу

Шу ("пустой"), в египетской мифологии бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума, супруг и брат богини влаги Тефнут. Его чаще всего изображали человеком, стоящим на одном колене с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо над землей. Шу - в загробном царстве один из судей над умершими. В мифе о возвращении из Нубии Тефнут, солнечного Ока, Шу вместе с Тотом, приняв облик павиана, пением и плясками вернул богиню в Египет, где после ее вступления в брак с Шу начался весенний расцвет природы.

Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002
Легенды и мифы Древнего Египта, -М.:Летний Сад, 2001

Для всех древних людей мир был наполнен тайной. Многое из того, что их окружало, воспринималось как непознанное и пугающее. Древнеегипетские божества представляли для людей природные и помогающие разобраться в устройстве мироздания.

Пантеон древнеегипетских богов

Верования в богов и были заложены в древнеегипетской цивилизации с момента ее зарождения, а права фараонов основывались на их божественном происхождении. Египетский пантеон населяли божества, обладающие сверхъестественными способностями, с помощью которых они помогали верующим и защищали их. Однако боги не всегда были доброжелательны, поэтому, чтобы заслужить их благосклонность, требовалась не только молитва, но и различные подношения.

Историкам известно более двух тысяч божеств древнеегипетского пантеона. Основные боги и богини Древнего Египта, которым поклонялись по всей территории царства, насчитывают менее ста имен. Множеству остальных поклонялись лишь в отдельных племенах и регионах. С развитием древнеегипетской цивилизации и культуры была создана национальная религия, которая стала предметом многих изменений. Боги и богини Египта зачастую меняли свой статус и место в иерархической лестнице в зависимости от доминирующей политической силы.

Загробные верования

Египтяне верили, что каждое человеческое существо состоит из физических и духовных частей. В дополнение к сах (тело) человек имел сущность шу (тень, или темная сторона души), ба (душа), ка (жизненная сила). После смерти духовная часть освобождалась от тела и продолжала существовать, но для этого ей были необходимы физические останки или заменитель (например, статуя) - как постоянный дом.

Конечной целью умершего было объединить свои ка и ба, чтобы стать одним из «блаженных мертвых», живущих в качестве ах (духовная форма). Для того чтобы это произошло, покойного должны были признать достойным в суде, на котором его сердце взвешивали против «пера истины». Если боги считали умершего достойным, он мог продолжить свое существование на земле в духовной форме. Причем изначально считалось, что сущностью ба обладали только боги, а также богини Египта. Например, верховный Ра имел аж семь ба, но позже жрецы определили, что каждый человек обладает этой сущностью, доказывая тем самым свою близость к богам.

Не менее интересно, что сердце, а не мозг, считалось вместилищем мыслей и эмоций, поэтому на суде оно могло свидетельствовать за или против умершего.

Процесс поклонения

Богам поклонялись в храмах, находящихся в ведении жрецов, действующих от имени фараона. В центре храма располагалась статуя того бога или богини Египта, которым был посвящен культ. Храмы не являлись местами общественных богослужений или собраний. Обычно доступ к олицетворению божества и ритуалу поклонения был изолирован от внешнего мира и являлся доступным только для служителей культа. Лишь во время некоторых праздников и торжеств статую Бога выносили для всеобщего поклонения.

Простые граждане могли поклоняться божествам, имея собственные статуи и амулеты дома, они предоставляли защиту от сил хаоса. Поскольку после Нового царства роль фараона как главного духовного посредника была упразднена, религиозные обычаи переориентировали на прямое В результате жрецы разработали систему оракулов, чтобы сообщать волю богов непосредственно верующим.

Внешний вид

Большинство в физической форме, как правило, представляли собой сочетание человека и животного, многие из них были связаны с одним или более видов животных.

Считалось, что настроение, в котором пребывали боги или богини Египта, непосредственно зависело от образа животного, сопровождающего их появление. Разгневанное божество изображалось как свирепая львица, в хорошем расположении духа небожитель мог выглядеть как ласковая кошка.

Чтобы подчеркнуть характер и силу богов, их также было принято изображать с телом человека и головой животного, или наоборот. Иногда таким подходом пользовались, чтобы наглядно показать могущество фараона, он мог быть изображен с человеческой головой и телом льва, как в случае Сфинкса.

Многие божества были представлены только в форме человека. Среди них были такие фигуры, как очень древние космогонические боги, а также богини Египта: воздуха — Шу, земли — Геб, неба — Нут, плодородия — Мин, и ремесленник Птах.

Существует целый ряд второстепенных богов, которые принимали гротескные формы, в том числе богиня Амат, пожирающая мертвых. Ее образ состоит из части крокодила, львицы и бегемота.

Боги Эннеады

В древнеегипетской мифологии есть девять главных солнечных богов, которые известны под общим названием Эннеада. Родиной великой божественной девятки являлся город солнца Гелиополис, где находился центр поклонения верховному богу Атуму (Амун, Амон, Ра, Пта) и другим основным божествам, связанным с ним. Итак, имели главные боги и богини Египта имена: Амун, Геб, Нут, Изида, Осирис, Шу, Тефнут, Нефтида, Сетх.

Верховный бог Древнего Египта

Атум - бог первотворения, создавший себя из первичного хаоса Нун так или иначе имеет родственные связи со всеми главными богами Древнего Египта. В Фивах богом-создателем считался Амун, или Амон-Ра, который, как Зевс в греческой мифологии, являлся верховным богом, царем всех богов и богинь. Он также считался отцом фараонов.

Женской формой Амона является Амаунет. «Фиванской Триаде» - Амону и Мут вместе с их отпрыском Хонсу (Лунный бог) - поклонялись в Древнем Египте и за его пределами. Амон был главным божеством Фив, чья власть росла, как город Фивы вырос из незначительного поселка в Старом царстве в мощный мегаполис Среднего и Нового царств. Он восстал, чтобы стать покровителем фиванских фараонов, и в конечном счете стал выступать в ипостаси Ра, доминирующего божества древнего царства.

Амон означает «скрытый, таинственной формы». Он чаще всего представал как человек в одежде и короне с двойными перьями, но иногда верховный бог изображался в виде барана или гуся. Подразумевалось, что истинная сущность этого бога не может быть раскрыта. Культ Амона распространился далеко за пределами Египта, ему поклонялись в Эфиопии, Нубии, Ливии и некоторых районах Палестины. Греки считали, что египетский Амон является проявлением бога Зевса. Даже Александр Македонский счел целесообразным обратиться к оракулу Амона.

Функции и имена главных богов Древнего Египта

  • Шу - муж Тефнут, отец Нут и Геба. Он и его жена были первыми богами, созданными Атумом. Шу являлся богом воздуха и солнечного света. Обычно изображался как человек, носящий головной убор в виде шлейфа. Функцией Шу было держать тело богини Нут и отделять небо от земли. Шу не был солнечным божеством, но роль в обеспечении солнечного света связывала его с богом Ра.
  • Геб - отец Осириса, Изиды, Сета и Нефтиды. Находился в вечном соединении с богиней Нут до тех пор, пока Шу их не разделил. Как бог земли, он был связан с плодородием, считалось, что землетрясения — это смех Геба.
  • Осирис - сын Геба и Нут. Почитался как бог загробного мира. Имея зеленую кожу — символ обновления и роста - Осирис также являлся богом растительности и покровителем плодородных берегов Нила. Несмотря на то что Осирис был убит собственным братом Сетом, к жизни (для зачатия сына Гора) его вернула жена Изида.
  • Сет - бог пустыни и грозы, позже стал ассоциироваться с хаосом и тьмой. Он изображался в виде человека, имеющего голову собаки с длинной мордой, но иногда встречаются его изображения в виде свиньи, крокодила, скорпиона или бегемота. Сет является одним из ведущих персонажей легенды об Изиде и Осирисе. В результате растущей популярности культа Осириса Сет стал демонизироваться, и его изображения были удалены из храмов. Несмотря на это, в некоторых частях Древнего Египта ему по-прежнему поклонялись как одному из главных божеств.

Богиня-мать

Возглавляет пантеон богиня-мать, покровительница влаги и жары Тефнут. Жена Шу и первая богиня, созданная Атумом, в мифах упоминается как дочь и око Ра. Позднее стала отождествляться с Мут, женой Амона и матерью Хонсу, являлась одной из главных Фиванских богинь. Почитается как великая Божественная мать. Мут обычно изображается как женщина в бело-красной короне. Иногда встречаются ее изображения с головой или телом грифа, а также в виде коровы, потому что в более поздний период она слилась с Хатхор, еще одной великой Божественной матерью, которая обычно изображалась как женщина с рогами коровы.

Функции и имена богинь Древнего Египта

А теперь представим перечень женских божественных ипостасей.

  • Нут - богиня неба, мать Осириса, Изиды, Сета и Нефтиды, жена и сестра Геба. Обычно проявляется в человеческом образе, ее вытянутое тело символизирует небо. Являясь частью культа загробного мира и хранительницей душ, она часто изображалась на потолках храмов, гробниц и внутренней стороне крышки саркофагов. И по сей день на древних артефактах можно встретить изображение этой богини Египта. Фото старинных фресок Нут и Геба наглядно показывает представление об устройстве мироздания.

  • Изида - богиня материнства и плодородия, покровительница детей и угнетенных, мать бога Гора, жена и сестра Осириса. Когда ее любимый муж был убит своим братом Сетом, она собрала расчлененные части его тела и соединила их повязками, оживив Осириса и заложив тем самым фундамент древнеегипетской практики мумифицирования своих умерших. Вернув Осириса к жизни, Изида также ввела понятие о воскресении, что оказало глубокое влияние и на другие религии, включая христианство. Изида изображается как женщина, держащая в руке анх (ключ жизни), иногда и с женским телом и головой коровы или с короной в виде рогов коровы.

  • Нефтида, или Госпожа подземной обители, - вторая сестра Осириса, младший ребенок божественной семьи Геба и Нут, часто упоминается как богиня смерти или хранительница свитков. Позже отождествлялась с богиней Сешат, покровительницей фараонов, в функции которой входило защищать царские архивы и определять срок правления фараонов. Сумерки считались временем этой богини, египтяне верили, что Нефтида плавает по небу в ночной, а Изида - в дневной лодке. Обе богини почитались как защитницы умерших, поэтому часто изображались в виде соколих или крылатых женщин в храмах, гробницах и на крышках саркофагов. Нефтида завершает перечень «Главные богини Египта». Список могут продолжить не менее почитаемые.

Могущественные богини Египта

  • Сехмет - богиня войны и исцеления, покровительница фараонов и арбитр в зале суда Осириса. Изображалась в виде львицы.
  • Бастет - богиня, которой поклонялись египетские матери. Часто изображалась в виде кошки в окружении котят. За способность ожесточенно защищать своих детей она считалась одной из самых свирепых и смертоносных богинь.

  • Маат являлась олицетворением богини истины, нравственности, справедливости и порядка. Она символизировала гармонию мироздания и была противоположностью хаоса. Поэтому являлась главным участником в церемонии взвешивания сердца в зале загробного суда. Обычно изображается в виде женщины со страусовым пером на голове.
  • Уто, или Буто, - кормилица бога Гора. Воспринималась и почиталась как защитница живых и покровительница фараонов. Буто всегда была готова нанести удар по любому потенциальному противнику фараона, поэтому изображалась как кобра, обвивающая солнечный диск (урей), и часто входила в королевские регалии как символ суверенитета Египта.
  • Хатхор - богиня материнства и плодородия, покровительница изящных искусств, также известна как владычица неба, земли и преисподней. Высокопочитаемая богиня у древних египтян. Рассматривалась как мудрая, добрая и ласковая защитница живых и мертвых. Чаще всего Хатхор изображалась в виде женщины с рогами коровы и уреем на голове.

Эти древние божества женского пола высоко почитались людьми. Зная, как звали богинь в Египте, их жесткий нрав и быстроту расправы, египтяне с благоговением и ужасом произносили в молитвах их имена.