Иерусалимский крест – символ христиан. Как одевались еврейки в прошлые века и как одеваются сейчас

Иерусалим - это излюбленное место верующих всего мира. Ежегодно миллионы паломников посещают Святую Землю, чтобы поклониться святым местам, помолиться о здоровье своих близких, вымолить грехи и просто побывать там, где два тысячелетия тому назад был Иисус Христос. В Иерусалиме очень много знаковых мест и святынь, которые собирают возле себя людей с разных уголков мира. Все они надеются вымолить прощение за свои ошибки и получить благословение Господне.

Самым главным местом для поклонения является на месте которой когда-то был богат святыми местами, но это основное из них. Построена церковь была еще царем Соломоном, но история ее довольно трагична. Она страдала то от завоевателей, то от пожаров. Первый Храм был разрушен до основания, но в скором времени на его месте был построен Второй Храм. Возведенное сооружение значительно уступало по красоте первоначальной постройке, но все же почиталось всеми верующими людьми. Отстроенная святыня была сожжена дотла во время Иудейской войны. Все, что осталось до наших дней - это стена, к которой сходятся верующие, чтобы попросить помощи у Господа.

Побывав на Святой Земле, нельзя возвращаться домой с пустыми руками. Здесь на каждом шагу предлагается огромное количество сувениров: иконы, крестики, браслеты, брелоки, четки, красные нити, ханукии и еще много чего. Но туристов больше всего интересует иерусалимский крест. Можно купить крестик из золота или другого металла. Он станет настоящим оберегом и талисманом, охраняющим своего владельца от бед.

Иерусалимский крест состоит из одного большого креста и четырех маленьких. Существует несколько его обозначений. Согласно одному из них, он символизирует Иисуса Христа и его четырех апостолов, написавших четыре Евангелия. Есть предположение, что этот символ обозначает самого Иисуса и четыре раны, полученные им при распятии. Существует еще и третья версия, согласно которой Иерусалимский крест - это символ распятия и четырех гвоздей, найденных на Святой Земле.

Очень часто этот символ путают с крестом крестоносцев, но они совершенно разные. Символ крестоносцев выглядит как красный равносторонний крест на белом фоне. Его носили при всех Считается, что Иерусалимский крест является знаком гроба Иисуса. Этот орден существует и в наше время. Он сотрудничает с католической церковью, сохраняет верность Папе, способствует распространению и укреплению католической веры.

Иерусалимский крест используется не только в виде украшения. Его очень часто можно увидеть на покрывалах на алтаре. Также он изображен на флаге Грузии. Хоть этот символ и един, но существует несколько его модификаций, которые являются символами различных духовных и военно-монашеских орденов, в том числе ордена Гроба Господня и ордена тамплиеров (Храма Соломона).

Этот крест принято считать символом первых христиан, поэтому он способствует объединению всех христианских церквей. Может, именно поэтому он изображен в виде мозаики на надгробии лидера группы Гражданская Оборона, Егора Летова. Он почитал этот символ, называя его Принято считать, что Иерусалимский крест защищает от невзгод, дарует умиротворение. А еще многие европейские наградные ордена имеют такую форму. Возможно, такая традиция дошла до нас со времен крестовых походов, когда рыцари возвращались с Востока с такими отличительными знаками.

Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи? Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.

Евреи - народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам). Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи - близкие родственники, примерно как русские с поляками.

Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи. Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы. Людям современным и далёким от религии - а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях - она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной». Как выглядит национальный костюм евреев? Черные сюртуки, шляпы, пояса - эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка - круглая шапочка. Однако это далеко не все детали еврейского гардероба. Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.

Еврейская идеология в одежде

Народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность. На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому - желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться. Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён - так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы. Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.

Но в этом преображении есть определённый смысл - национальный, идеологический и даже религиозный. Его принцип отражён в расхожем анекдоте. Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?». Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам - в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».

Действительно, евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы. Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).

Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда - всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое. Даже кашрут - список кулинарных (и не только) догматов - многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…

Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой. Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но другого народа, которые нужно уважать.

Ермолка

Это та самая круглая шапочка. Евреи из бывшего СССР привыкли считать, что её название образовано от русского имени Ермолай. Но когда они приезжают в Израиль, местные жители им объясняют, что шапочка так называется от выражения «йерэ малка» - «боящийся владыки». То есть ношение ермолки, по идее, означает, что её владелец глубоко и свято верит в Бога.

Как выбрать ермолку?

Выбор ермолки - задача не такая простая, как кажется непосвящённым. В израильских магазинах они продаются как обычные шапки - на полках разложены ермолки самых разных размеров, материалов, цветов и фасонов. Однако какую именно выберет покупатель - зависит от особенностей его вероисповедания и душевного настроя. Например, хасиды не признают бархатные и вязаные ермолки. Религиозный еврей приобретает шапочку того фасона, которую носят в его общине. Это тоже отражение принципов иудаизма: сторонним наблюдателям он кажется монолитным, единообразным культом, но на самом деле он разделён на десятки течений, различающихся догматами, правилами, одеждой и т. д. Отношения между многими течениями далеко не дружеские.

Накидка

Национальный костюм евреев включает в себя накидку. По-еврейски она называется «талит катан» или «арбеканфес». Как и ермолка, это тоже обязательный атрибут еврейского костюма. Он представляет собой кусок четырёхугольной материи с отверстием для головы и четырьмя кисточками (цицит) по краям. Накидка может носиться под одеждой или надеваться сверху, как рубаха, но кисти всегда расположены поверх брюк. Каждая кисть имеет восемь нитей. Здесь тоже есть элементы, характерные для тех или иных течений иудаизма.

Самая интересная и даже таинственная часть - одна (их может быть и две) нить в кисти, окрашенная в синий цвет. Она означает, что владелец этой накидки - Радзинский или Ижбицкий хасид. Относительно происхождения таких нитей есть легенда. Считается, что синяя краска - «тхэйлет» - присутствовала на еврейской одежде в древние времена, но две тысячи лет назад рецепт её приготовления был утрачен. В конце ХІХ века хасидский раввин Гершон-Ханох получил тхэйлет заново, но его рецепт не был признан большинством представителей еврейской общественности как «та самая» краска. Поэтому этот тхэйлет остался принадлежностью лишь указанных иудейских течений.

На самом деле попытки восстановить древний рецепт и получить тхэйлет предполагались многими западными и еврейскими учёными, начиная со Средневековья. Свой вклад в это дело внесли и археологи, исследовавшие остатки древних фабрик, и современные химики.

Цицит, согласно религиозным канонам, должны носить все мужчины, достигшие 13-летнего возраста. Это означает наступление совершеннолетия (бар-мицва). Ношение кистей свидетельствует, что мальчик уже способен отвечать за свои поступки и участвовать в делах взрослых, в том числе читать и обсуждать Тору в синагоге.

«Каскет» и шляпа

Национальный костюм евреев обязательно включает в себя головной убор. Носить ермолку обязан каждый религиозный еврей. Однако обычно она скрыта под вторым головным убором. Это может быть шапка, шляпа или «каскет» (он же «дашек») - кепка старого фасона. Последний особенно популярен среди российских и польских евреев, в том числе хасидов.

Но наиболее известна традиционная Её евреи носят в будние дни. Не стоит думать, что все шляпы одинаковые: по её внешнему виду о личности её обладателя можно рассказать даже больше, чем по паспорту. Размер шляпы, её положение на голове, характер залома и другие элементы свидетельствуют о том, к какому течению иудаизма принадлежит владелец шляпы и даже какой имеет социальный статус.

Штраймбл

Штраймбл - это третий тип головного убора, который входит в национальный костюм евреев. Но он распространён только у хасидов. Штраймбл - цилиндрическая меховая шапка. Их тоже есть более двух десятков типов. При этом выделяются три большие группы: собственно штраймбл - широкий и низкий, правильной формы; чернобыль - просто низкий, более свободной формы; и сподик - очень высокая меховая шапка. Штраймбл хасиды надевают только в торжественных случаях - в шабат, на свадьбу и другие праздники, во время визита к раввину. Существуют и виды штраймбла, которые носят только главы общин.

Галстук и борода

Существуют элементы одежды, которые признают лишь некоторые еврейские общины. Один из них - галстук. Он является прерогативой лишь литваков. А вот хасиды галстуки люто ненавидят; это они объясняют тем, что первым действием в завязывании галстука является завязывание узла, имеющего форму креста. Всё, что связано с крестом, ревностному иудею полагается ненавидеть.

Другая часть «одежды» - борода. Одни евреи ходят чисто выбритыми, другие аккуратно подстригают бороду, а вот хасиды вообще не признают какое-либо видоизменение бороды, поэтому она у них самая густая и чёрная среди всех евреев.

Фрак

Что еще может входить в национальный костюм евреев? В некоторых общинах (например, у литваков) сохранился и такой, старомодный по европейским понятиям, элемент гардероба, как фрак. Он тоже чёрный, длинный и не имеет карманов. Интересно, что пуговицы на фраке (и на любой еврея) застёгиваются так, чтобы правая пола прикрывала левую - то есть, с точки зрения не еврея, «по-женски». Фрак евреи надевают, как правило, во время праздника.

Как выглядит национальный костюм евреев? Фото в статье ярко демонстрируют нам колоритный и необычный для простого европейца стиль одежды. Многим это может показаться странным, но этим евреи и особенны. Они тверды в своих взглядах и верны своим обычаям. А эти черты не помешали бы каждому народу!

Гипотеза израильских гидов Юлии и Влада ПОЗНЯНСКИХ

Крест является основным символом христианства. Это аксиома, не требующая доказательств. Поэтому кажется, что ношение креста христианами является абсолютно логичным, и так было всегда. Но на самом деле у ранних христиан символом религии была рыба, и тому есть несколько важных причин (см. пост « »)

А когда и почему все-таки христиане начали носить крестики? Задавшись этим вопросом, я полез в мировую паутину.

Тема оказалась запутанной, но паутинка привела меня всё к той же святой Елене (ок.250-330 г н.э.), матери знаменитого императора Константина. Константин Великий, как известно, окончательно прекратил преследования христиан в Римской империи и придал христианству легитимный статус. Началом этого процесса явилось опубликование «Миланского эдикта» (313 г), уравнявшего в правах христианство с другими религиями Римской империи.

Елена и Константин. Икона из церкви Георгия Победоносца. Кана Галилейская

Около 326 г. в Иерусалим приехала царица Елена – уже весьма пожилая, на восьмом десятке своих лет. Именно она (согласно традиции) окончательно определила точное местоположение важнейших христианских святынь и отдала приказ о строительстве храмов, а также позаботилась о финансировании их строительства из государственной казны.

Христианский культ начал приобретать государственный статус. Пока христианство было религией гонимых, последователям Христа достаточно было одной веры. А тут появилась необходимость в священных реликвиях. Елена отдала приказ отыскать тот самый «Святой Истинный Животворящий Крест» в непосредственной близости от Голгофы. И, представьте, он там был найден и вскоре стал важнейшей христианской реликвией.


Храм Гроба Господня. Католическая капелла обретения Креста. Во времена Иисуса – цистерна в скальном массиве поблизости от Голгофы. Здесь был найден Крест

По приказу Елены он был разделен (Сократ Схоластик, Феофан). Часть Креста она отправила сыну в Константинополь, а другую вложила в серебряный ковчег и вручила епископу Макарию Иерусалимскому. В Иерусалим устремились христиане, чтобы поклониться этой вновь обретенной святыне. В первоисточниках того времени есть несколько описаний активных попыток верующих заполучить частицу Креста (вплоть до выкусывания щепочки во время его целования). Елена сама создавала этот ажиотаж, поскольку именно она ввела практику разделения святой реликвии. По дороге в Константинополь она оставляла фрагменты Креста во многих монастырях (Кирилл Иерусалимский, 4 в). Иоанн Златоуст (вторая половина 4 в.) свидетельствует, что «…многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её золотом, вешают себе на шею» (Рассуждение против иудеев и язычников, ч. 3). И это как раз вполне понятно. Раннее христианство – религия скромности, отречения, самоограничения. Человеку без имущества крошечную драгоценную щепочку иначе никак не сохранить. Вот так и появилась практика ношения на шее на шнурке или цепочке маленьких реликвариев. Поскольку они содержали фрагмент Святого Истинного Животворящего Креста, то и изготавливать их начали в форме крестика – полой коробочки. Но ведь фрагментов священной реликвии хватало далеко не для всех. Поэтому с течением времени начали изготовлять нательные крестики, КАК БУДТО БЫ в них есть та самая реликвия.

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века.

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!» .

Мы не намерены отвечать на этот вопрос, а просто познакомимся с одеждой религиозных евреев, перелистаем живой журнал мод начала позапрошлого века. Впрочем, прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на сакраментальный вопрос «Почему?!».

Итак, в середине XIX века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка «просвещенцев» — идеологов ассимиляции.

Первое, что они сделали — сменили традиционную еврейскую одежду на нееврейскую. Один из таких просвещенцев пришел как-то к раби Шолому Рокаху из Белза и ехидно так, с подковыркой, спрашивает: — Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?

Знаете, есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!

Улыбнулся ребе умнику и ответил: — Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.

Вот вам вкратце вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой.

Итак, займемся переучетом. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку (или кипу ) и талит катан . Слово «ермолка » происходит не от русского имени Ермолай, как толкуют его иногда русскоязычные израильтяне, а от слов йерэ малка — то есть «боящийся Владыки ».

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех — и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

Вторым обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.

Если среди восьми нитей кисти вы заметили две (или одну) синего цвета — знайте, что перед вами вероятно Радзинский хасид, а может быть и Ижбицкий. Дело в том, что секрет изготовления тхэйлет — синей краски, которую получают из особого моллюска под названием хилозон утрачен около двух тысячелетий назад и был открыт заново в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов того времени и вошел в употребление только в считанных общинах.

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис — кисти заповеданные нам Торой.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Вернемся к головным уборам: поверх ярмолки еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть и кепка старого европейского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши. Кепка этого покроя называется каскет (кашкет или дашек ) и свидетельствует, как правило, об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец. Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков — последователей р. Вэлвэлэ из Бриска.

В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Простой литвак или Любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, еле заметный поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делал Любавический Ребе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (дайон, ройш ешива), сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург — не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург , получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл . Понятное дело, вызов к Торе на мафтира владелец гамбурга получает не за правильный выбор фасона шляпы.

Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш , похожую на кнейч , но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч , и капелюш , и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет , один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий, Белзский или Сатмарский.

Вопрос на засыпку, для специалиста: как отличить Белзского хасида от Вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет выдаст: у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера — слева.

Жалкой пародией на самет выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. На профессиональном жаргоне она называется флиикер-теллер — летающая тарелка или супер . Как ни называй, а вместить в неё голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров.

Третий тип головного убора (не шляпа и не каскет) надевают только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Речь вдет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл . Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно, это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы — собственно штраймл , низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик , высоченная черная меховая циллиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный Ребе из Богуша), колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.

С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.

Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов (которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды).

Первый классический признак: галстук . Только литвак наденет его. Исключение составляют Ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться.

Второй отличительный признак хасида — борода . Большинство хасидов никогда не подстригают её в соответствии с рекоммендациями Коболы, и уж конечно, не сбривают «под ноль». Подавляющее большинство литваков регулярно подстригает, «правит» бороду, можно встретить и чисто выбритых (разумеется, разрешенным по их мнению способом) студентов литовских ешив. Главным образом это — неженатые ешиве бохеры.

В Шаббат одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком . Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, по нееврейским стандартам «по-женски». Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак Любавический сюртук . Как же отличить одно от другого? Любавичер, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом . Литвак гартлом не пользуется.

Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты (рэкл ), халаты, бекечи (то есть бекеши ), жугшцы (джубе ) и т. д. Черная капота — обычная будничная одежда большинства хасидов. По особенностям покроя капоты можно идентифицировать её обладателя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади.

О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте нужен особо зоркий глаз: например, одежда Сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три.

Халаты — как правило одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече .

И капота , и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетеным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл , или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку — закрытый гартл . Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские.

По ширине гартла можно часто знать, каков социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Впрочем, это правило не относится к Белзским, Гэрским и некоторым другим хасидам.

Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними — проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или еалб-гойэн — брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.

Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн — до колена. Некоторые (например, Вижницкие) в Шаббат сменят черные гольфы на белые. Другие (например, Белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки Гэрского хасида за венгерские галб-гойзн . Дело в том, что хасидей Гэр заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется козак-зокн — «казацкие» гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид Гэрские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных атласных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.

Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: обувь. Многие хасидим носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Некоторые хасидим, например Чернобыльские и Сквирские одевают на Шаббат большие кожаные сапоги.

Мы познакомились с азбукой черной одежды, но остались неизученными одежды другого цвета.

Носят их, главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязанная ермолка с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн , жилет и кафтан из особой ткани (по еврейски кафтн ). Ткань кафтна — белая или серебрянная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Полосы, как и на будничной одежде — черные или темно-синие. Кафтн перехвачен двумя поясами — узким, который обычно не виден, а поверх него — белым шелковым, шириной в 10-12 сантиметров с тонкими, еле заметными поперечными черными полосами. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Мы не упомянули еще очень многое — золотые парчовые халаты и бекеши хасидских ребе, типы бород и пейойс, одежду детей и женщин.

Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов говорил, что память — единственный ключ к освобождению. Эти капотэс видели на своем веку многое: погромы проклятого Хмельницкого и чёрной сотни, они горели в печах нацистских лагерей и были свидетелями арабских погромов в Эрец Исроэль. Это наша живая память. Но мало видеть в еврейских одеждах только знак памяти, дань прошлому. Это — живой быт живых еврейских общин. Капоты и штраймлэх , режущие глаз «всему прогрессивному человечеству», останутся еврейской одеждой и тогда, когда «современная мода» безнадежно устареет и займет свое место в пыльных чуланах.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте


Сейчас стало очень модным повязывать красную нить на запястье. Одни говорят, что это мощнейший амулет от сглаза, другие говорят, что это помогает телесным недугам, третьи точно знают, что это принадлежность к учению каббалы. Знаменитости и представители шоу-бизнеса почти все поголовно повязаны этой нитью, даже политики самого важного уровня тоже не стесняются ее носить, что уж говорить о простых людях, которые глядя на своих кумиров тоже повязывают ее на свою руку. Давайте разберемся, что в себе таит этот «талисман»?

Красная нить – это отнюдь не безобидный оберег – это иудейский каббалистический талисман в виде красной шерстяной нити, которая завязывается вокруг запястья левой руки. Рекомендуется, чтобы нить завязывал близкий человек и обязательно сделал бы семь узлов, произнося особую молитву. Так же важно, чтобы нить была куплена за деньги, а не сплетена собственными руками.

Предполагается, что данный талисман может защитить от зависти и сглаза. В начале XXI века красная нить приобрела популярность среди звезд американского шоу-бизнеса (Бритни Спирс, Мадонна) и стала символизировать увлечение каббалой. Это увлечение дошло и до России.


Согласно поверьям каббалистов, красная шерстяная нить, завязанная на запястье близким родственником или возлюбленным, – сильнейший оберег от сглаза и людской зависти. Каббалисты считают, что негативная энергетика проникает в тело и ауру человека через левую руку. Повязывая оберег на левом запястье, вы отпугиваете все зло, которое вам направляется людьми и сверхъестественными существами. Для последователей каббалы этот обычай значит очень много, они носят на запястье лишь ниточки, привезенные из священных мест.

Есть еще более невероятное представление об этом талисмане. Каббалисты придумали, что эта нить пошла от ветхозаветной Рахили, любимой жены Иакова, что, оказывается, когда она молила Бога о даровании детей, ей явился ангел и указал решение проблемы – красную нить. И что потом, получив от ангела эту нить, у Рахиль решились все проблемы, она родила Иакову двух сыновей.

Сразу стоит оговориться, что это все выдумки каббалистов. В Ветхом завете абсолютно ничего такого подобного нету. Рождение детей у Иакова было осуществлено Промыслом Божиим, и Рахиль родила тогда, когда Бог вспомнил о ней и отверз ее утробу - «И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее». (Быт. 30:22). Однако же, эта ложь по поводу Рахили и красной нити всячески насаждается каббалистами и по сей день для придания сверхдревности этой «традиции».


Более того, каббалистическая нить имеет несколько цветов, помимо красного. Она может быть синяя, зеленая, золотая, розовая и т.д. И все они «отвечают» за свое благополучие - здоровье, мудрость, богатство и т.д. Примечательно, что, как было указано выше, чтобы эта нить «работала» – ее обязательно нужно купить за деньги. Если взять обычную шерстяную нить и повязать ее – такой талисман не котируется.

Кому же это надо? Стоит отметить, что глава центра каббалы – раввин Филип Берг – ловкий предприниматель, не упускающий ни одной возможности заработать деньги. Поэтому центр каббалы Лос-Анджелеса – мощное торговое предприятие. Там берут деньги за все. Один только вступительный курс стоит 250 долларов.

Но самый большой бизнес делается в магазине сувениров каббалы (как известно, каббалисты являются приверженцами всяческих символик и нумерологии). Здесь куча всякого «священного» хлама. И лучше всего раскупаются знаменитые шерстяные нитки, которые якобы охраняют от злого глаза. За одну нитку можно выложить до 30 долларов. И хотя сама религиозная организация с ее 50 центрами по всему миру, зарабатывающая десятки миллионов долларов, считается безприбыльной, она зарегистрирована в качестве благотворительной и не облагается налогами. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

Миллионы людей покупают красные нити в качестве талисмана и стают приверженцами учения каббалы, сами того не осознавая. Лишь малая часть носителей красной нити носит ее именно потому, что свято верят в каббалу и хотят всей душой следовать этому учению.
Но если маститые иудеи и простые люди, нехристиане, ищут свое счастье и защиту в обычном куске красной шерстяной нити, то как понимать христиан, которые крещены во Имя Господне и к тому же носят на шее крест?

Зачем христианам еще какой-то амулет или талисман, если Господь нам даровал Величайшее Орудие против сатаны - это КРЕСТ. Знайте, что, если человек, будучи христианином, смеет надевать на свое тело каббалистический символ, он предает Крест, он предает самого Господа и во имя чего? Во имя богатства, славы, чести, мамоны… Человек становится служителем сатаны, и красная нить – его отличительный знак. Многие ложно думают, что красная нить помогает обрести утраченное здоровье и защитить от сглаза. Но как, скажите, сатанинский символ может защитить от сатаны? К сожалению, об этом никто не думает.

Некоторые родители не гнушаются даже одевать красные ниточки новорожденным младенцам, якобы защищая их от сглаза, а на самом деле, вверяя их в демонские руки. В настоящее время реклама работает на руку каббалистам. Весь шоу-бизнес, повязанный этими нитями, несет пропаганду каббалы. Молодежь выбирает нить вместо креста, потому что «это модно, так все сейчас носят».

Крест на шее перестал быть для людей спасительным орудием, он зачастую висит для украшения, потому как не имеет на себе даже Распятия, вместо этого - камушки да узорчики. Зато иудейская каббалистическая нить по их мнению спасает от сглаза, зависти и дает богатство и мудрость. Это очередное отступничество от Бога, очередное противление Ему. Чему потом следует удивляться, когда наступает кара за такое отступничество?

Болезни, войны, природные катаклизмы - все это наказание свыше для вразумления нашего. А как радуется дьявол, видя попрание Креста Господня, которым люди пренебрегают. Ведь только Крест может победить дьявола и Господь нам его даровал во спасение. Однако человек предпочитает искать какие-то другие средства борьбы с негативом.


Очнитесь, люди!
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его,
и да бежат от лица Его ненавидящии Его.
Яко исчезает дым, да исчезнут;
яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси
от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением,
и в веселии глаголющих: радуйся,
Пречестный и Животворящий Кресте Господень,
прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа,
во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю,
и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный
на прогнание всякаго супостата.
О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень!
Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею
и со всеми святыми во веки.
Аминь.