Одоевский монастырь. Анастасов монастырь. Из массажиста в иеромонахи

Поездка в Богородице-Рождественский Анастасов монастырь January 17th, 2015

5 июля я побывала вместе с сыновьями и их жёнами в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре. Путь из Дубны (Тульская область) держали по автотрассе на соседний районный центр Одоев.
Не доезжая примерно 1 км до конечного пункта, мы свернули по просёлочной дороге налево, где перед нами открылся живописный вид на белоснежный монастырь, расположенный на холме вблизи реки Упа.

Монастырь назван "Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия.
По преданию первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм.
Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г., на его территории находится жемчужина тульского зодчества - Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой – председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года воссоздан, и в его стенах начались строительные работы. Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей для приезжающего духовенства, с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель. Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом.

Дополню свой рассказ выдержкой из книги Уклеина В.Н. «Змеится лентою дорога»:
«Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь, основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера – оба придела – Валаама Хутынского и Екатерины – и между ними проход к колокольне, с юга – двухэтажная арочная галерея с папертью в верхнем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная».

В приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения.

Один из монахов, о. Амвросий, рассказал нам о жизни монастыря, о его истории, провёл по территории. Нам было разрешено посетить храм Рождества Пресвятой Богородицы. Многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.


о. Амвросий


На обратной дороге посмотрели ещё раз на монастырь...

Ещё мы съездили на святой источник, расположенный на другой стороне Упы. Для этого нам пришлось въезжать в Одоев, а потом проехать по просёлочной дороге несколько километров. Дороги, скажу вам, находятся там в ужасном состоянии. Не знаю уж, как мы их одолели. Источник нашли, кое-кто даже искупался в нём!

На обратной дороге любовались красивыми дубенскими пейзажами.

Поездка доставила нам радость… Удивила красота восстанавливаемого монастырского комплекса, о котором мы, живя всего в нескольких десятках километров, ничего до этого не знали.

Монастырь назван «Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада — монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.

Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера — оба придела — Валаама Хутынского и Екатерины — и между ними проход к колокольне, с юга — двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево — миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо — вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий — в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада — воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.

В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия — только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже — из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

Шатровая колокольня — единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева.

Невысокая трехъярусная колокольня, построенная в 1674 году, повторяет традиционную схему «восьмерик на четверике»: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона». Во втором ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся в старину «казенкой». Поскольку первый ярус прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса «звона».

Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960г.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой — председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Сейчас уже сделаны крыши, двери, в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения, есть надежда, что в скором времени будет восстановлено все.

О преображении обители, чем живёт она сейчас и о планах на будущее корреспондентам рассказал настоятель монастыря игумен Парфений.


Игумен Парфений: «Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва - работа души, физический труд - работа тела. Перекос в одну из сторон - нарушение гармонии. Монах много работает и молится, значит, он личность гармоничная».

Сам я родился в обычной московской семье. Был как все: учился в школе, занимался спортом - тяжёлой атлетикой. Отслужил два года в армии. Поступил в институт историко-архивный, но довольно скоро понял, изучая материалы разных партийных съездов, конференций и пленумов, что «грызу гранит» не той науки, и оставил учёбу. В начале 80-х по-знакомился с очень интересными, высокообразованными людьми. Некоторые имели хорошие библио-теки, и в числе прочих книг (мы тогда голодные до чтения были!) брал я у них почитать и духовную литературу. Чем больше я читал, тем яснее понимал, что строителем коммунизма быть не хочу. И что привлекает меня иная стезя - та, что ведёт к Богу.

Дорога к храму

Когда узнал, что начали восстанавливать Даниловский монастырь, пошёл туда подсобным рабочим - раствор месил, кирпичи подавал и пр. и пр. Интересные ребята в бригаде подобрались, все верующие. Большинство из них, как и я, подвизались потом по духовной линии. Год был послушником в Даниловском, потом ушёл в Оптину пустынь, принял постриг от тогдашнего наместника, архимандрита Евлогия, и остался служить на целых 14 лет.

Однажды приехал к нам знакомый мужичок из Тулы: «Был в Одоеве, где когда-то монастырь стоял. Места красивейшие! И храм Рождества Богородицы сохранился древний!» Духовник мой, схиархимандрит Илий (теперешний духовник Патриарха. - Прим. автора) и говорит: «Вот и дело тебе, займись восстановлением обители!» Позвонил тогдашнему епископу Тульскому и Белевскому Кириллу, поделился идеей, и она нашла поддержку.
В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II Анастасов Богородице-Рождественский монастырь было решено восстанавливать, меня назначили его настоятелем.

Начало

В феврале 2002-го приехали мы, трое оптинских монахов, на место, увидели действительно красивейшие места и… руины когда-то прекрасного храма. Зашли: сосульки сверху огромные из пролома в крыше свисают, окон и дверей нет. У нас икона с собой была, Рождества Богородицы. Отслужили молебен. А дальше что делать - не знаем, переночевать и то негде. К вечеру, правда, знакомая нашла в Одоеве маленький домишко под съём. Целыми днями занимались подготовкой к работе - документы нужные собирали, то да сё. Вечером печку затопим и возле неё спать ложимся. Потом в деревне Анастасово купили три домика-развалюшки, местные помогли их отремонтировать.

Потихонечку стала братия собираться. Из Оптиной двое иеро-монахов пришли - Корнилий и Даниил. В престольный праздник Рождества Богородицы, 21 сентября, отслужили первую службу в Екатерининском приделе храма, который сами привели в относительный порядок. Рабочих-то поначалу и нанимать было не на что. Когда появились кое-какие средства, взяли строителей из Молдавии, но они оказались халтурщиками. Пришлось расстаться. Что делать, неясно. И тут, после 12 лет работы в Оптиной пустыни, освобождается бригада - каменщики прекрасные, отделочники. Пригласили их, и с тех пор они здесь и трудятся.

С Божьей помощью

Бог нас не оставляет своей помощью. Пару случаев приведу для примера. Надо было делать кровлю. Дело это непростое, мастеров немного, и к ним очередь загодя выстраивается. Нашли мы хорошего кровельщика, но он выставил очень серьёзную цену! У нас даже десятой части её не было. Тут я вспомнил архимандрита Моисея, одного из первых настоятелей и строителей Оптиной пустыни. Рассказывали, что строительные работы часто он начинал без денег, с надеждой на Божью помощь, и Господь всегда помогал - посылал в нужное время щедрых жертвователей. Помолился я ему усердно и наутро сказал кровельщику: «Начинай работу!» Буквально через неделю встречаю в Москве одноклассника, разговорились, и оказалось, что он металлом занимается. Когда узнал, что нам медь нужна, пожертвовал две тонны! Без денег, без документов, от души просто.

Проходит какое-то время, звонит мне другой человек: хочу вашему монастырю помочь. А мы до этого виделись-то один раз всего, он приезжал в самом начале восстановительных работ. Ходил долго, смотрел, в каких условиях живём, как трудимся, вздыхал, головой качал. Я отцу Пахомию, эконому, говорю - съезди, забери, что дадут. Он поехал, перезванивает: «Мне конверт дали, а в нём столько денег!» Привёз конверт - а там пачка долларов. Хватило и кровельщику заплатить, и ещё на многое.

Нынче храм почти полностью восстановлен, осталось поставить иконостас в приделе Варлаама Хутынского. Возведены братские корпуса, хозяйственные постройки, начато строительство монастырской трапезной. Обустроили источник, который назывался в народе Гремячим. Храм над ним возвели, иконостас установили, часовню с купелью. Если архиерей благословит, летом освятим в честь чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.

Ещё гостиничку при обители хотим маленькую построить для паломников… Планов много, успеть бы их все выполнить.

Жизнь по уставу

Сейчас в монастыре 22 монаха и послушника (это те, кто собирается принять монашество). Несколько человек учатся заочно в Тульской духовной семинарии, летом, может, ещё кого-нибудь туда пошлём. Я считаю, что духовное образование выстраивает у человека правильное представление о вере, о Боге, о спасении души…

День наш в обители начинается и заканчивается молитвой. Сердце монастыря - храм, где проходят богослужения. Первая служба - в 7 утра, заканчивается в начале 11-го. В полдень обед. Потом - выполнение послушаний. С 18.00 до половины восьмого - вечерняя служба. После ужина - келейное время, когда каждый волен заниматься своими делами. Помолившись, ложимся спать.



В новой пекарне монах Архипп осваивает выпечку особого монастырского хлеба - бездрожжевого, на живой закваске.

Что касается послушаний, то они разные. Четверо человек, например, обслуживают трапезную: еду готовят, посуду моют, накрывают на стол. Другие трудятся в курятнике, в прачечной, в просфорне, убирают храм. В скиту, около источника, имеется у нас небольшая пасека, с весны до осени там дел хватает. Недавно построили хлебопекарню, хлеб печём полезный, бездрожжевой. В сезон на огороде растим овощи, зелень, делаем заготовки на зиму.

Но главная общая забота - заготовка дров, так как газ к деревне Анастасово
не подведён.

Хоть народ у нас физически довольно крепкий, но возраст большинство имеет далеко не юношеский. А дров требуется монастырю на сезон не менее 300 кубов! Молодёжь редко приходит теперь, в основном те, кто получил воспитание в советские времена. Хорошее было воспитание. И образование тоже. Нынешние - слабенькие, не привыкли к трудностям…

О Великом

Сейчас идёт Великий пост, самый долгий - 48 дней. Монахи обязаны соблюдать его очень строго. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения, но все они связаны более с работой души, а не с угнетением желудка. Господу важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему, задержаться, в конце концов, в нарастающей «гонке потребления». Ведь счастье, как с возрастом выясняет почти каждый, не зависит от богатств материальных. Понять это, осознать сердцем и есть цель Великого поста.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским и назван по имени первого настоятеля, игумена Анастасия. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времён каменный храм. Был закрыт в 1931 году, использовался в качестве зернохранилища. Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские - это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович - в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? - Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря - «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно - в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П. Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис"пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», - «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке - - видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь. По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня. Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада - монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик. Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом. Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем.

Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера - оба придела - Валаама Хутынского и Екатерины - и между ними проход к колокольне, с юга - двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная. За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено. Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево - миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо - вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос. Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий - в третьем проеме, считая от трапезной. Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения. В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д. Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883 г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно. Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада - воздушнее и легче. Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах. В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия - только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение. Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже - из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича. Шатровая колокольня - единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева. Невысокая трехъярусная колокольня, построенная в 1674 году, повторяет традиционную схему «восьмерик на четверике»: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона». Во втором ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся в старину «казенкой». Поскольку первый ярус прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса «звона». Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой - председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище. Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы. Сейчас уже сделаны крыши, двери, в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения, есть надежда, что в скором времени будет восстановлено все.

Уклеин В.Н. Змеится лентою дорога. Интервью с игуменом Парфением Сачковым.



Анастасово расположено на правом гористом берегу р. Упы, в 1 1/2 в. от г. Одоева к северовостоку и в 80 вер. от г. Тулы к югозападу. Село Анастасово принадлежит к числу замечательных в историческом отношении сел Тульской Епархии. Оно образовалось на месте упраздненного Богородицерождественского Анастасова монастыря, от которого и получило свое название. Сведения о времени основания монастыря и его строителях сохранилось в „Кормовой” *) монастырской книге, данной князьями Михаилом и Александром Іоанновичами Воротынскими Анастасовскому игумену Герману в 1558 году. Из этой книги усматривается, что строителями монастыря были родители означенных князей - князь Иоанн Михайлович Воротынский и его супруга Анастасия, по имени которой и был назван монастырь. Время построения монастыря нужно искать около 1550 г. Несмотря на то, что монастырь находился в 1 1/2 в. от г. Одоева, он принадлежал Лихвинскому уезду (от г. Лихвина в 35 в) бывшей Крутицкой епархии, был приписным к архиерейскому дому и представлял из себя некоторый административный центр для уездов Лихвинского, Одоевского, Чернского и Новосильского по делам епархиального управления; у игумена была своя канцелярия с подьячим; впрочем дела ведал он не единолично, а совместно с поповскими старостами. **)

При самом основании монастыря, строителями его, кн. Воротынскими даны были ему во владение деревни: Рымнино и Мартыновская, Подроманово тож; сын основателя кн. Вл. Ив. Воротынский подарил монастырю еще дер. Филимонову. В 1-й четверти XVIII в. монастырскими вотчинами были: Подмонастырская слобода с принадлежащими к ней (вышеупомянутыми) деревнями (в этой слободе находился и архиерейский скотный двор), село Дряплово Одоевского уезда с деревнями, село Лосинское Белевского у. с деревнями и Новосильского у. с. Подъяковлево также с деревнями; о последнем в 1714 г. намечено, что оно изстари было монастырское и теперь снова возвращено монастырю: из монастырских деревень упоминаются: Красеной, Татво, Голенево и Подроманово. В 1716 г. всех монастырских крестьян считалось до 244 дворов, но почти все они жили „в скудости”, - ходили по миру, и потому содержание монастыря не было достаточным; вследствие чего в 1722 году в нем не было, кроме игумена, ни одного иеромонаха и церковной службы отправлять было некому. ***)

В 1764 году монастырь был упразднен и обращен в село Анастасово. Селения, составлявшие прежде вотчинныя владения монастыря и находившиеся от него в ближайшем расстоянии, образовали приход с. Анастасова; они следующие: дер. Ташево, Филимоново, Красенки и Подмонастырская слобода, за которой собственно и утвердилось впоследствии название села Анастасова; этот состав прихода не изменился и до настоящего времени. Всех прихожан теперь значится 738 душ м. п. и 807 жен. пола. Замечательных лиц в приходе нет, но на монастырском кладбище погребено не мало людей, пользовавшихся в свое время известностью на Руси. По мнению архим. Леонида, там погребен прежде всего основатель монастыря князь Ив. Мих. Воротынский, хотя в этом можно сомневаться: известно, что в правление великой княгини Елены Васильевны он был сослан на Белоозеро, где умер: трудно допустить, чтобы при тогдашних путях сообщения тело его было перевезено в Анастасово, отстоящее от Бела-Озера далее 1000 вер. Затем, на пороге церковном, ведущем в галлерею, лежит камень, на котором можно разобрать надпись „Иона”: некоторые не без основания указывают здесь могилу известного строителя монастыря, игумена Ионы, и это тем более вероятно, что смиренные русские иноки старого времени, в сознании собственного недостоинства, нередко просили хоронить себя под порогами, чтобы быть попираемыми всеми. Далее, на одном из камней монастырского кладбища тот же архимандр. Леонид прочитал следующее: „Лета 3 р... в московское разоренье убить в Одоеве с башни Никита Лумнович Колупаев за то, что с изменники креста не целовал, а тело его погребено в Настасовоме монастыре”. Из этой надписи видно, что этот патриот смутного времени был выдающимся общественным деятелем; его потомки упоминаются в истории монастыри, как люди видного общественного положения и как усердные благотворители приходского храма: таков в особенности был окольничий и голова московских стрельцов Мих. Петр. Колупаев ****). Наконец, в храме есть два камня, на которых надписи вязью гласят, что в 1752 г. под ними погребены тела князя Гавр. Ив. Соковнина и супруги его, урожденной княжны Вадбольской. Все прихожане крестьяне, занимаются земледелием и гончарными изделиями.

*) Кормовыми книгами у наших предков назывались книги, заключавшия в себе распоряжения о том, когда и как поминать основателей или благотворителей церквей и монастырей и как в память их „кормы кормнти”, т. е. кормить нищих.
**) См. в И. Шумова „Анастасов Богородицерождественский монастырь”. Тул. Е. Вед. 1864 г., стр. 65 - 66.
***) Там же, стр. 66 - 67.
*****) Род Колупаевых теперь не существует ни в с. Анастасово, ни в окрестности его.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Одоевский уезд, стр. 582