Основные морские и океанские пути в мировой экономике и география морских перевозок. Основные направления международных морских путей в тихом океане Основные морские пути тихого океана

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

Выбор правильного направления движения для быстрой и выгод­ной доставки грузов в порт назначения является необходимым усло­вием экономически рациональной организации транспортного судо­ходства. Теоретически судно может перемещаться в открытом море любым путём, доступным ему по габаритам. Однако на скорость и безопасность движения оказывают влияние ветер, волнение, течение, туманы, наличие льда, подводные и надводные навигационные опас­ности, густота движения судов, возможность пополнения судовых запасов, наличие запретных для плавания районов и пр.

Для безопасного плавания необходимы морские карты . Их вы­пускают нескольких видов, в зависимости от назначения:

навигаци­онные (генеральные, путевые, частные, планы);

вспомогательные (карты-сетки для океанского плавания, радионавигационные и др.);

спра­вочные (часовых поясов, гидрометеорологические, земного магнетизма, звёздного неба и пр.).

Кроме того, по районам Мирового океана выпускаются лоции . Это книги с описанием условий плавания и береговой полосы. Дополнительно издаются различные навигацион­ные пособия : книги огней и знаков, радионавигационных средств. Обо всех изменениях на картах, в лоциях и навигационных пособиях сообщается в Извещениях мореплавателям . Всю эту работу выпол­няют специальные гидрографические организации. В связи с разви­тием информационных технологий все современные суда оснащаются электронными картами.

В океане кратчайшим расстоянием является ортодромия - линия или дуга большого круга, проходящая через две точки на поверхности Земного шара. В меркаторской проекции на морских картах изобра­жается кривой линией, обращённой выпуклостью к ближайшему по­люсу. Это самое короткое расстояние между точками отхода и прихо­да, но в силу названных выше причин такой путь может оказаться не самым выгодным и безопасным, т. к. иногда заводит в район штормов или льдов и т. п.

К главным мировым торговым путям относят восемь важнейших направлений морской торговли:

Североатлантический путь,

торговый путь Средиземное море - Азия - Австралия,

Южноамериканский путь,

торговый путь Карибского моря,

Южно-тихоокеанский путь,

Северо-тихоокеанский путь,

Путь Европа - Южная Америка

и Южно­африканский путь.

(Л.К. Кендалл. Морской бизнес. ‒ М.: Транспорт, 1978. С. 7)

Первое место по интенсивности судоходства в начале XXI века занимает Атлантический океан (примерно 3/5 всех морских перево­зок). По берегам этого океана находится большинство крупных пор­тов мира. Важнейшее направление - североатлантическое, соединяю­щее два наиболее мощных центра современной мировой экономики - США и Европу. К нему примыкают морские трассы Средиземного, Норвежского и Северного морей. Менее интенсивны в Атлантичес­ком океане другие направления:

южно-атлантическое (Европа - Юж­ная Америка)

и западно-атлантическое (Европа - Африка).

Значение Атлантического океана в мировой экономике в связи с интенсивным развитием стран Юго-Восточной Азии постоянно падает .

Тихий океан занимает второе место по объёму морских перевозок (примерно 1/4), но его доля постоянно увеличивается . Важнейшим направлением считается транстихоокеанское , соединяющее порты США и Канады со странами Юго-Восточной Азии. Номенклатура перевозимых грузов самая разнообразная: от продовольствия до ма­шин и оборудования. К трансокеанским относятся и транспортные мосты (угольный, железорудный, бокситовый), соединяющие Авст­ралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Развиты су­доходные линии и вдоль Азиатского и Американского материков.

Третье место по объёму перевозок занимает Индийский океан (1/6). Наиболее существенное значение в нём имеют морские пере­возки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал. По ин­тенсивности перевозок нефти из Персидского залива Индийский оке­ан занимает первое место. Меньшее значение в мировой экономике имеют трансокеанские направления, связывающие Австралию с Аф­рикой и Европой вдоль мыса Доброй Надежды.

В Северном Ледовитом океане торговое мореплавание осуще­ствляется эпизодически.

С учётом опыта плавания, для океанских переходов созданы специальные пособия - «Океанские пути мира ». Они разработаны в двух вариантах: для судов с сильными энергетическими установками и со слабыми. Кроме того, практикуется переход через океан под провод­кой гидрометеобюро. В этом случае капитан регулярно получает ре­комендации о пути следования от береговой станции на основе имею­щейся у неё гидрометеорологической информации. В любом случае окончательное решение о выборе пути остаётся за капитаном.

Для повышения безопасности мореплавания, применительно к местным условиям, разработаны рекомендованные пути следования судов . Там, где движение судов особенно интенсивно, практикуется установление зон или районов разделения движения . Например, в Гибралтарском, Балтийских (Датских), Черноморских проливах, Ла-Манше и др. Через эти проливы большие судопотоки, поскольку они являются наиболее выгодными морскими торговыми путями. Ниже приведены краткие сведения о наиболее важных, с точки зрения тор­гового мореплавания, проливах .

Балтийские проливы (иначе Датские ) состоят из трёх проли­вов: Большой Бельт, Малый Белый Зунд. Они соединяют Балтийское море и Северное через широкие проливы Скагеррак и Каттегат. Бал­тийские проливы разделяют берега Дании и Швеции.

Малый Бельт имеет длину 120 км, минимальную ширину 700 м, проходную глубину 15 м. Через него есть мост. Проход судов сложен. Большинство судов пользуется проливом Большой Бельт. Его длина 117 км, минимальная ширина 18,5 км, проходные глубины 20-25 м, на фарватере до 30 м. Зунд имеет длину 100 км, минимальную ширину 4 км, по проходам глубину 7 м. Проход через него крупным судам затруднён, но при входе в Балтийские проливы лоцманская проводка добровольная, при транзитном проходе проливов сборы не взимаются.

Проливы Ла-Манш (Английский канал ) и Па-де-Кале (Дуврский ) соединяют Северное море с Атлантическим океаном. Разделяют бе­рега Англии и Франции. Минимальная ширина 18 миль. Специаль­ных правил прохода вне территориальных вод прибрежных государств нет. Район чрезвычайно оживлённого судоходства: каждые сутки в обоих направлениях проходит около тысячи судов. Под проливом проходит железнодорожный тоннель.

Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море с Атланти­ческим океаном. Длина - 65 км, ширина минимальная 14,2 км, глуби­на от 338 до 1181 м. На полуострове Гибралтар площадью 5 кв. км расположена военно-морская база. Высота скалы Гибралтара 429 м. Внутри скалы высечены крепостные сооружения. Относится к кате­гории международных проливов, поэтому проход через пролив всех судов свободный.

Малаккский и Сингапурский проливы соединяют Андаманское море (часть Индийского океана) с Южно-Китайским морем. Длина Малаккского пролива около 432 миль, ширина в самой узкой части 21,6 мили. Он переходит в выходящий в Южно-Китайское море Син­гапурский пролив, длина которого 110 км, ширина от 4,6 км до 21 км. Международных соглашений по режиму проливов нет. Проход судов свободный, но условия плавания трудные, поэтому крупнотоннаж­ным судам рекомендуется лоцманская проводка. Через проливы про­ходит один из важнейших морских путей. Разделяет берега Малайзии и Сингапура на северо-востоке и Индонезии на юго-западе (о. Сумат­ра). В последние годы приобрёл известность, как район опасный в отношении пиратства.

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны. Проходит между материком Южная Америка и архипелагом остро­вов Огненная Земля и др. Омывает побережье двух государств: Аргентины и Чили. Длина пролива 575 км. Ширина в самом узком месте до двух миль (3,5 км). Открыт для свободного прохода су­дов, но плавание по нему опасно. После сооружения Панамского канала значение Магелланова пролива для мирового судоходства утрачено.

Баб-эль-Мандебский пролив (араб. Ворота скорби, Ворота слез ) соединяет Красное море с Аравийским морем (часть Индийского оке­ана). По нему проходит морской транспортный путь мирового значе­ния. Отделяет Аравийский полуостров от Африки. Длинна 109 км, наименьшая ширина 26 км. Глубина фарватера 31 м. На середине пролива находится небольшой остров Перим. На Африканском бере­гу расположена Эфиопия, на Аравийском - Йемен.

Босфор и Дарданеллы (Черноморские проливы ) являются райо­ном активного судоходства. Босфор соединяет Чёрное и Мраморное море и имеет длину 30 км, среднюю ширину 2 км, минимальную глубину на фарватере 20 м. Дарданеллы соединяют Эгейское Мра­морное море и имеют длину 120, 5 км, ширину - 1,3-2,7 км, глубину 40-153 м. Через проливы в среднем проходит в сутки около 150 судов.

Порядок прохода Черноморскими проливами регулируется Кон­венцией о режиме Черноморских проливов, подписанной в Монтре (Швейцария) в 1936 г. Ограничения свободы судоходства применяют­ся только в отношении военных судов, торговые суда всех стран пользу­ются правом свободного прохода проливов.

После распада СССР Турция ужесточила порядок прохода судов из Чёрного в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданел­лы. Новые ограничения объясняются требованиями безопасности мореплавания и экологии. С 3 октября 2002 г. морские власти Турции изменили правила регулирования движения судов через турецкие про­ливы. Так, судам длиной более 200 м (в основном это танкеры грузо­подъёмностью от 60 000 т) запрещено одновременно двигаться по проливам во встречных направлениях. Это привело к увеличению времени ожидания прохода для танкеров и соответственно к повыше­нию стоимости их фрахта.

В среднем, каждый месяц Россия экспортирует 3,5 млн. т нефти и нефтепродуктов из Новороссийска и 1 млн. т из Туапсе. Некото­рые эксперты считают, что ограничения прохода через проливы слу­жат для Турции политическим аргументом в поддержку транспор­тировки нефти по нефтепроводу Баку-Джейхан (открыт в 2006 г.), который даёт каспийской нефти выход на Средиземное море в обход России.

На организацию движения судов существенное влияние оказыва­ют искусственные каналы , построенные для сокращения протяжён­ности морских перевозок. Они имеют также большое военно-стратегическое значение.

Старейший из них - Суэцкий канал , соединяющий Средиземное и Красное моря. Сооружён в 1859-1869 гг. Проходит по территории Египта. У северного входа в канал находится Порт-Саид, на южном - г. Суэц.

Длина канала 86 миль, с подходными морскими каналами 93 мили, ширина по поверхности 120-150 м, по дну 45-60 м, проходные глуби­ны 16 м, что позволяет проход судов до 150 тыс. т водоизмещения.

Шлюзов нет. С севера два входа, а с юга - один. Движение карава­нами, со скоростью 7 узлов. В районе Большого Горького озера караваны с севера и с юга расходятся. Очерёдность судов в караване определяет администрация канала. Быстроходные суда ставятся в го­лове каравана. Существуют свои правила плавания и правила обмера судов. Администрация канала находится в г. Исмаилия.

Среднесуточный проход судов - около 70. Через канал проходит 14 % всех международных морских перевозок, из которых - 70 % нефть и нефтепродукты. Он сокращает путь из Индийского в Атлантичес­кий океан и обратно примерно в два раза. Это немаловажно, учиты­вая, что через Суэцкий канал в южном направлении (экспорт из стран Западной Европы), и в западном направлении (дальневосточный им­порт) ежегодно пропускается не менее 80 млн. т грузов.

В течение восьми лет с 1967 по 1975 гг. движение по каналу было прекращено в связи с арабо-израильской войной. За эксплуатацию канала Египет получает ежегодно до 2 млрд. долл.

Следующий по возрасту Коринфский канал , пересекает Коринф­ский перешеек в Греции и соединяет Эгейское и Ионическое моря. Построен в 1881-1893 гг. Длина 6,3 км, ширина 24,6 м, глубина 8 м. Могут проходить суда, водоизмещением до 5 тыс. т. Движение попе­ременное, одностороннее. За год проходит около 15 тыс. судов.

Кильский канал соединяет Северное и Балтийское моря, проло­жен через Ютландский полуостров. Построен в 1887-1895 гг. Прохо­дит по территории Германии. Длина 98,7 км, ширина по поверхности 104 м, по дну 44 м, глубина 11,3 м. Движение одностороннее, но есть 11 расширений для расхождения судов. Шлюзы только для защиты канала от резких колебаний уровня моря.

Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Проложен через Панамский перешеек. Направление канала с северо-запада на юго-восток. Постройка начата в 1879 г. Францией, в 1904 г. право строительства перешло к США. Первое судно прошло в 1914 г., официальное открытие канала состоялось в 1920 г. Канал контроли­ровался США вплоть до 31 декабря 1999 г., после чего был передан правительству Панамы.

По каналу суда двигаются своим ходом, а в шлюзы затягиваются с помощью электровозов. Применяется принудительная лоцманская проводка: полностью управляет судном лоцман и специальная швар­товная команда. Время прохода каналом десять часов (в среднем), минимальное - четыре часа. Максимальное число шлюзований в сутки 40-50. В год канал может пропустить около 17,5 тыс. судов. Фактически проходит 12-14 тысяч. Проход каналом в десять раз дешевле пути вокруг мыса Горн, поскольку сокращает расстояние в 2,5-3 раза.

Какие моря окрашены?
И соленость морей

К наиболее крупным акваториям Тихоокеанского бассейна относятся Берингово море на севере; залив Аляска на северо-востоке; заливы Калифорнийский и Теуантепек на востоке, у берегов Мексики; залив Фонсека у берегов Сальвадора, Гондураса и Никарагуа и несколько южнее - Панамский залив. У западного побережья Южной Америки имеется всего несколько небольших заливов, например Гуаякиль у берегов Эквадора. В западной и юго-западной частях Тихого океана многочисленные крупные острова отделяют от основной акватории множество межостровных морей, таких как Тасманово море к юго-востоку от Австралии и Коралловое море у ее северо-восточного побережья; Арафурское море и залив Карпентария к северу от Австралии; море Банда к северу от о. Тимор; море Флорес севернее одноименного острова; Яванское море к северу от о. Ява; Сиамский залив между полуостровами Малакка и Индокитай; залив Бакбо (Тонкинский) у берегов Вьетнама и Китая; Макассарский пролив между островами Калимантан и Сулавеси; моря Молуккское и Сулавеси соответственно к востоку и северу от о. Сулавеси; наконец, Филиппинское море к востоку от Филиппинских о-вов. Особый район на юго-западе северной половины Тихого океана представляет собой море Сулу в пределах юго-западной части Филиппинского архипелага, где также имеется множество небольших заливов, бухт и полузамкнутых морей (например, моря Сибуян, Минданао, Висаян, бухта Манила, заливы Ламон и Лейте) . У восточного берега Китая расположены Восточно-Китайское и Желтое моря; последнее образует на севере два залива: Бохайвань и Западно-Корейский. Японские о-ва отделены от п-ова Корея Корейским проливом. В этой же северо-западной части Тихого океана выделяются еще несколько морей: Внутреннее Японское море среди южных Японских о-вов; Японское море к западу от них; севернее - Охотское море, соединяющееся с Японским морем Татарским проливом.

Самый большой и самый древний из всех океанов. Его площадь составляет 178,6 млн. км2. Он может свободно вместить все материки и вместе взятые, поэтому его иногда называют Великим. Название же «Тихий» связано с именем Ф. , совершавшего кругосветное путешествие и проплывавшего через Тихий океан при благоприятных условиях.

Этот океан действительно великий: он занимает 1/3 поверхности всей планеты и почти 1/2 площади . Океан имеет овальные очертания, особенно он широк у экватора.

Народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних пор совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Сведения об океане были накоплены в результате плаваний Ф.Магеллана, Дж. . Начало широкого его изучения было положено в XIX веке первой кругосветной русской экспедицией И.Ф. . В настоящее время создана специальная по изучению Тихого океана. За последние годы получены новые данные о его природе, определена глубина, изучаются течения, рельеф дна, океана.

Южная часть океана от берегов островов Туамоту до берегов представляет собой область спокойствия, и устойчивой . Именно за это спокойствие и тишину Магеллан и его спутники назвали океан Тихим. Но к западу от островов Туамоту картина резко меняется. Спокойная погода здесь бывает редко, обычно дуют бурные ветры, нередко переходящие в . Это так называемые южные шквалы , особенно свирепые в декабре. Менее часты, но более сильны тропические циклоны. Они поступают в начале осени из , у северной оконечности они переходят в теплые западные ветры.

Тропические воды Тихого океана чисты, прозрачны и имеют среднюю соленость. Их глубокий темно-синий цвет поражал наблюдателей. Но иногда воды здесь приобретают зеленый цвет. Это связано с развитием морской жизни. В экваториальной части океана благоприятные погодные условия. Температура над морем держится около 25°С и почти не меняется в течение года. Здесь дуют ветры умеренной силы. Временами бывает и полный штиль. Небо чистое, ночи очень темные. Особенно устойчиво равновесие в зоне островов Полинезии. В поясе штилей часты сильные, но кратковременные ливни, преимущественно после полудня. Ураганы здесь чрезвычайно редки.

Теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. Вдоль восточных берегов Австралии протянулся Большой риф. Это самый крупный «хребет», созданный организмами.

Западная часть океана находится под воздействием муссонов с их внезапными капризами. Тут возникают ужасные ураганы и . Особенно свирепы они в северном полушарии между 5 и 30° . Тайфуны часты с июля по октябрь, в августе их бывает до четырех за месяц. Они зарождаются в районе Каролинских и Марианских островов и потом «делают набеги» на берега , и . Так как на западе тропической части океана жарок и дождлив, острова Фиджи, Новые Гебриды, Новая недаром считаются одними из самых нездоровых мест на земном шаре.

Северные районы океана похожи на южные, только как бы в зеркальном отражении: круговое вращение вод, но если в южной части против , то в северной - по часовой; неустойчивая погода на западе, где тайфуны заходят севернее ; поперечные течения: Северное Пассатное и Южное Пассатное; на севере океана мало плавучих льдов, так как Берингов пролив очень узок и защищает Тихий океан от влияния Северного Ледовитого. Это отличает север океана от его юга.

Тихий океан самый глубокий. Средняя глубина его 3980 метров, а максимальная достигает 11022 м в . Побережье океана находится в сейсмической зоне, так как это граница и место взаимодействия с другими литосферными плитами. Это взаимодействие сопровождается наземными и подводными и .

Характерная особенность - приуроченность наибольших глубин к его окраинам. Глубоководные впадины тянутся в виде узких длинных желобов в западной и восточной частях океана. Крупные поднятия разделяют ложе океана на котловины. На востоке океана расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов.

В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту акваторию, значительную его часть составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В некоторых странах на морском дне выращивают моллюсков, различные водоросли и используют их в пищу. На шельфе ведут разработку россыпей металлов, у берегов полуострова Калифорния добывают нефть. Некоторые страны опресняют морскую воду и используют ее. Через Тихий океан проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережья материков.

Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению вод океана и к истреблению некоторых видов животных. Так, в XVIII веке были истреблены морские коровы, открытые одним из участников экспедиции В. . На грани истребления находятся котики, киты. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность для океана представляет загрязнение вод , отходами промышленности.

Расположение: ограничен восточным побережьем , западным побережьем Северной и Южной Америки, на севере, на юге.
Площадь: 178,7 миллионов км2
Средняя глубина: 4 282 м.

Наибольшая глубина: 11022 м (Марианская впадина).

Рельеф дна: Восточно-Тихоокеанское поднятие, Северо-Восточна, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и другие котловины, глубоководные желоба: Алеутский, Курило- , Марианский, Филиппинский, Перуанский и другие.

Обитатели: большое количество одноклеточных и многоклеточных микроорганизмов; рыба (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь, белуга, кета, горбуша, нерка, чавыга и многие другие); тюлени, нерпы; крабы, креветки, устрицы, кальмары, осьминоги.

: 30-36,5 ‰.

Течения: теплые – , Северо-Тихоокеанское, Аляскинское, Южно-Пассатное, Восточно-Австралийское; холодные – Калифорнийское, Курильское, Перуанское, течение Западных ветров.

Дополнительная информация: Тихий океан является самым большим в мире; впервые его пересек Фернан Магеллан в 1519 году, океан получил название «Тихий», потому что за все три месяца путешествия корабли Магеллана не попали ни в один шторм; Тихий океан принято делить на северную и южную области, граница которых проходит по линии экватора.

Тихий океан - крупнейший из океанов. Его площадь - 178,7 млн. км 2 . Океан превосходит по площади все материки, вместе взятые, и имеет округлую конфигурацию: заметно вытянут с северо-запада на юго-восток, поэтому наибольшего развития здесь достигают воздушные и водные массы и в обширных северо-западной и юго-восточной акваториях. Протяженность океана с севера на юг - около 16 тыс. км, с запада на восток - более 19 тыс. км. Максимальной ширины он достигает в экваториально-тропических широтах, поэтому он самый теплый из океанов. Объем воды составляет 710,4 млн. км 3 (53% объема вод Мирового океана). Средняя глубина океана 3980 м, максимальная - 11 022 м (Марианский желоб).

Океан омывает своими водами берега почти всех континентов, кроме Африки. К Антарктиде он выходит широким фронтом, и ее охлаждающее влияние распространяется через и воды далеко на север. Напротив, от холодных воздушных масс Тихий защищен значительной изолированностью (близкое расположение Чукотки и Аляски с узким проливом между ними). В связи с этим северная половина океана теплее южной. Бассейн Тихого океана связан со всеми остальными океанами . Границы между ними довольно условны. Наиболее обоснованна граница с Северным Ледовитым океаном: она проходит по подводным порогам узкого (86 км) Берингова пролива несколько южнее Северного полярного круга. Граница с Атлантическим океаном проходит по широкому проливу Дрейка (по линии мыс Горн в архипелаге - мыс Штернек на Антарктическом п-ве). Граница с Индийским океаном условна.

Обычно ее проводят следующим образом: Малайский архипелаг относят к Тихому океану, а между Австралией и Антарктидой океаны разграничивают по меридиану мыса Южного (о. Тасмания, 147° в. д.). Официальная граница с Южным океаном колеблется от 36° ю. ш. у берегов Южной Америки до 48° ю. ш. (у 175° з. д.). Очертания береговой линии довольно простые на восточной окраине океана и весьма сложные на западной, где океан занимает комплекс окраинных и межостровных морей, островных дуг и глубоководных желобов. Это обширный район самого большого на Земле горизонтального и вертикального расчленения земной коры. К окраинному типу относятся моря у берегов Евразии и Австралии. Большинство межостровных морей располагается в области Малайского архипелага. Их часто объединяют под общим названием Австрало-Азиатские. Моря отделены от открытого океана многочисленными группами островов и полуостровов. Островные дуги, как правило, сопровождаются глубоководными желобами, по числу и глубине которых Тихий океан не имеет себе равных. Берега Северной и Южной Америки изрезаны слабо, здесь нет окраинных морей и столь крупных скоплений островов. Глубоководные желоба располагаются непосредственно у побережий материков. У берегов Антарктиды в тихоокеанском секторе находятся три крупных окраинных моря: Росса, Амундсена и Беллинсгаузена.

Окраины океана вместе с прилегающими частями материков входят в Тихоокеанский подвижный пояс («огненное кольцо»), для которого характерны мощные проявления современного вулканизма и сейсмики.

Острова центральной и юго-западной частей океана объединяют под общим названием Океания.

С огромными размерами Тихого океана связаны его своеобразные рекорды: он самый глубокий, самый теплый на поверхности, здесь образуются самые высокие ветровые волны, самые разрушительные тропические ураганы и цунами и т. д. Положение океана во всех широтах обусловливает исключительное разнообразие его природных условий и ресурсов.

Занимая около 1/3 поверхности нашей планеты и почти 1/2 площади , Тихий океан - это не только уникальный геофизический объект Земли, но и крупнейший регион многосторонней хозяйственной деятельности и разнообразных интересов человечества. С давних времен жители тихоокеанских берегов и островов осваивали биологические ресурсы прибрежных вод и совершали недалекие плавания. С течением времени в хозяйство начали вовлекаться и другие его ресурсы, их использование получило широкий промышленный размах. В наши дни Тихий океан играет очень важную роль в жизни многих стран и народов, что в немалой степени определяется его природными условиями, экономическими и политическими факторами.

Особенности экономико-географического положения Тихого океана

На севере обширные пространства Тихого океана через Берингов пролив соединены с Северным Ледовитым океаном.

Граница между ними проходит по условной линии: мыс Уникын (Чукотский полуостров) - бухта Шишмарева (полуостров Сьюард). На западе Тихий океан ограничен материком Азии, на юго-западе — берегами островов Суматра, Ява, Тимор, далее - восточным побережьем Австралии и условной линией, пересекающей Бассов пролив и следующей затем вдоль берегов острова Тасмания, а южнее по гряде подводных поднятий до мыса Олден на Земле Уилкса в . Восточными пределами океана служат берега Северной и Южной Америки, а южнее - условная линия от острова Огненная Земля до полуострова Антарктический на одноименном материке. На крайнем Юге воды Тихого океана омывают Антарктиду. В этих пределах он занимает площадь 179,7 млн. км 2 , включая окраинные моря.

Океан имеет сферическую форму, особенно хорошо выраженную в северной и восточной частях. Его наибольшая протяженность по широте (порядка 10 500 миль) отмечается по параллели 10° с.ш., а наибольшая длина (около 8500 миль) приходится на меридиан 170° з.д. Столь большие расстояния между северными и южными, западными и восточными берегами — существенная природная черта этого океана.

Береговая линия океана сильно изрезана на западе, на востоке берега гористы и слабо расчленены. На севере, западе и юге океана находятся крупные моря: Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Сулавеси, Яванское, Росса, Амундсена, Беллинсгаузена и др.

Рельеф дна Тихого океана сложный и неровный. В большей части переходной зоны шельфы не имеют значительного развития. Например, у американского побережья ширина шельфа не превышает нескольких десятков километров, но в Беринговом, Восточно-Китайском, Южно-Китайском морях она достигает 700-800 км. В целом шельфы занимают около 17% всей переходной зоны. Материковые склоны крутые, часто ступенчатые, расчленены подводными каньонами. Ложе океана занимает огромное пространство. Системой крупных поднятий, хребтов и отдельных гор, широких и сравнительно невысоких валов оно разделено на большие котловины: Северо-Восточную, Северо-Западную, Восточно-Марианскую, Западно-Каролинскую, Центральную, Южную и др. Наиболее значительное Восточно-Тихоокеанское поднятие входит в мировую систему срединноокеанических хребтов. Кроме него в океане распространены крупные хребты: Гавайский, Императорские горы, Каролинский, Шатского и др. Характерная особенность рельефа дна океана - это приуроченность наибольших глубин к его периферии, где располагаются глубоководные желоба, большинство из которых сосредоточено в западной части океана - от залива Аляска до Новой Зеландии.

Обширные пространства Тихого океана охватывают все природные пояса от северного субполярного до южного полярного, чем обусловлено многообразие его климатических условий. При этом наиболее значительная по площади часть пространства океана, расположенная между 40° с. ш. и 42° ю.ш., находится в пределах экваториального, тропического и субтропического поясов. Южная окраинная часть океана климатически более сурова, чем северная. Из-за охлаждающего влияния Азиатского материка и преобладания западно-восточного переноса для умеренных и субтропических широт западной части океана характерны тайфуны, особенно частые в июне-сентябре. Северо-западной части океана свойственны муссоны.

Исключительные размеры, своеобразные очертания, крупномасштабные атмосферные процессы во многом предопределяют особенности гидрологических условий Тихого океана. Поскольку довольно значительная часть его площади находится в экваториальных и тропических широтах, а связь с Северным Ледовитым океаном весьма ограниченна, поскольку воды на поверхности выше, чем в других океанах и равна 19’37°. Преобладание осадков над испарением и большой речной сток обусловливают более низкую, чем в других океанах, соленость поверхностных вод, среднее значение которой равно 34,58% о.

Температура и соленость на поверхности изменяются и по акватории, и по сезонам. Наиболее заметно по сезонам изменяется температура в западной части океана. Сезонные колебания солености повсеместно невелики. Вертикальные изменения температуры и солености наблюдаются главным образом в верхнем, 200-400-метровом, слое. На больших глубинах они незначительны.

Общая циркуляция в океане складывается из горизонтальных и вертикальных движений вод, которые в той или иной мере прослеживаются от поверхности до дна. Под воздействием крупномасштабной атмосферной циркуляции над океаном поверхностные течения образуют антициклональные круговороты в субтропических и тропических широтах и циклонические круговороты в северных умеренных и южных высоких широтах. Кольцеобразное движение поверхностных вод в северной части океана формируют Северное пассатное, Куросио, Северо-Тихоокеанское теплые течения, Калифорнийское, Курильское холодные и Аляскинское теплое. В систему круговых течений южных районов океана входят теплые Южнопассатные, Восточно-Австралийское, зональное Южно-Тихоокеанское и холодное Перуанское. Кольца течений северного и южного полушарий на протяжении года разделяют Межпассатное течение, проходящее к северу от экватора, в полосе между 2-4° и 8-12° с.ш. Скорости поверхностных течений различны в разных районах океана и изменяются по сезонам. Разные по механизму и интенсивности вертикальные движения вод развиты по всему океану. В поверхностных горизонтах происходит плотностное перемешивание, особенно значительное в районах льдообразования. В зонах схождения поверхностных течений поверхностные воды погружаются, а нижележащие воды поднимаются. Взаимодействие поверхностных течений и вертикальных движений вод - один из важнейших факторов формирования структуры вод и водных масс Тихого океана.

Кроме этих главных природных черт на хозяйственное освоение океана сильно влияют социальные и экономические условия, характеризуемые ЭГП Тихого океана. В отношении тяготеющих к океану пространств суши ЭГП имеет свои отличительные черты. Тихий океан и его моря омывают побережья трех континентов, на которых расположено более 30 прибрежных государств с общим населением около 2 млрд. человек, т.е. здесь проживает примерно половина человечества.

К Тихому океану выходят страны - Россия, Китай, Вьетнам, США, Канада, Япония, Австралия, Колумбия, Эквадор, Перу и др., В каждую из трех основных групп притихоокеанских государств входят страны и их районы с более или менее высоким уровнем развития экономики. Это сказывается на характере и возможностях использования океана.

Протяженность Тихоокеанского побережья России более чем втрое превышает длину береговой линии наших атлантических морей. Кроме того, в отличие от западных дальневосточные морские берега образуют сплошной фронт, что облегчает хозяйственное маневрирование на его отдельных участках. Однако Тихий океан значительно отдален от главных экономических центров и густозаселенных районов страны. Эта удаленность как бы уменьшается в результате развития промышленности и транспорта в восточных районах, но все же она существенно влияет на характер наших связей с этим океаном.

Почти все материковые государства и многие островные, исключая Японию, прилежащие к бассейну Тихого океана, обладают большими запасами разнообразных природных ресурсов, которые интенсивно разрабатываются. Следовательно, источники сырья размещены относительно равномерно по периферии Тихого океана, а центры его переработки и потребления находятся главным образом в северной части океана: в США, Японии, Канаде и в меньшей степени в Австралии. Равномерность распределения природных богатств по побережью океана и приуроченность их потребления к определенным очагам - характерная черта ЭГП Тихого океана.

Материки и частично острова на огромных пространствах отделяют естественными рубежами Тихий океан от других океанов. Лишь к югу от Австралии и Новой Зеландии тихоокеанские воды широким фронтом соединены с водами Индийского океана, а через Магелланов пролив и пролив Дрейка - с водами Атлантического. На севере Тихий океан Беринговым проливом соединен с Северным Ледовитым. В общем, Тихий океан, исключая его приантарктические районы, в сравнительно небольшой части соединяется с другими океанами. Пути, его сообщения с Индийским океаном проходят через австрало-азиатские моря и их проливы, а с Атлантическим - по Панамскому каналу и Магелланову проливу. Узость проливов морей Юго-Восточной Азии, ограниченная пропускная способность Панамского канала, удаленность от крупных мировых центров обширных пространств приантарктических вод снижают транспортные возможности Тихого океана. Это немаловажная черта его ЭГП по отношению к мировым морским путям.

История формирования и развития котловины

Домезозойский этап развития Мирового океана в значительной степени построен на предположениях, и многие вопросы его эволюции остаются неясными. Относительно Тихого океана имеется много косвенных данных, свидетельствующих о том, что палео-Тихий океан существовал с середины докембрия. Он омывал единственный материк Земли - Пангею-1. Считается, что прямым доказательством древности Тихого океана, несмотря на молодость его современной коры (160-180 млн. лет), служит наличие офиолитовых ассоциаций пород в складчатых системах, обнаруженных по всей континентальной периферии океана и имеющих возраст до позднекембрийского. Более или менее достоверно восстановлена история развития океана в мезозойское и кайнозойское время.

Мезозойский этап, по-видимому, сыграл большую роль в эволюции Тихого океана. Главное событие этапа - распад Пангеи-II. В поздней юре (160-140 млн. лет назад) происходило раскрытие молодых Индийского и Атлантического океанов. Разрастание их ложа (спрединг) компенсировалось за счет сокращения площади Тихого океана и постепенного закрытия Тетиса. Древняя океаническая кора Тихого океана погружалась в мантию (субдукция) в зонах Заварицкого-Бениофа, которые окаймляли океан, как и в настоящее время, почти непрерывной полосой. На этом этапе развития Тихого океана происходила перестройка его древних срединно-океанических хребтов.

Образование в позднем мезозое складчатых сооружений северо-востока Азии и Аляски отделило Тихий океан от Северного Ледовитого. На востоке развитие Андийского пояса поглотило островные дуги.

Кайнозойский этап

Тихий океан продолжал сокращаться из-за надвигания на него материков. В результате непрерывного движения Америки на запад и поглощения ложа океана система его срединных хребтов оказалась значительно смещенной к востоку и юго-востоку и даже частично погруженной под континент Северной Америки в районе Калифорнийского залива. Образовались также окраинные моря северо-западной акватории, приобрели современный вид островные дуги этой части океана. На севере при образовании Алеуте кой островной дуги отчленилось Берингово море, раскрылся Берингов пролив, в Тихий океан стали поступать холодные воды Северного Ледовитого. У берегов Антарктиды оформились котловины морей Росса, Беллинсгаузена и Амундсена. Произошло крупное раздробление суши, соединявшей Азию и Австралию, с образованием многочисленных островов и морей Малайского архипелага. Приобрели современный вид окраинные моря и острова переходной зоны к востоку от Австралии. 40-30 млн. лет назад образовался перешеек между обеими Америками, и связь Тихого океана и Атлантического океана в Карибском районе была окончательно прервана.

За последние 1-2 млн. лет размеры Тихого океана сократились очень незначительно.

Основные черты рельефа дна

Как и в других океанах, в Тихом четко выделяются все основные планетарные морфоструктурные зоны: подводные окраины материков, переходные зоны, ложе океана и срединно-океанические хребты. Но общий план рельефа дна, соотношение площадей и расположение указанных зон, несмотря на определенное сходство с другими частями Мирового океана, отличаются большим своеобразием.

Подводные окраины материков занимают около 10% площади Тихого океана, что значительно меньше в сравнении с другими океанами. На материковую отмель (шельф) приходится 5,4%.

Наибольшего развития шельф, как и вся подводная окраина материков, достигает в западном (азиатско-австралийском) приматериковом секторе, в окраинных морях - Беринговом, Охотском, Желтом, Восточно-Китайском, Южно-Китайском, морях Малайского архипелага, а также к северу и востоку от Австралии. Шельф широк в северной части Берингова моря, где есть затопленные речные долины и следы реликтовой ледниковой деятельности. В Охотском море развит погруженный шельф (1000-1500 м глубиной).

Материковый склон - также широкий, с признаками сбросово-глыбового расчленения, прорезан крупными подводными каньонами. Материковое подножие представляет собой узкий шлейф накопления продуктов выноса мутьевых потоков и оползневых масс.

К северу от Австралии располагается обширная материковая отмель с повсеместным развитием коралловых рифов. В западной части Кораллового моря находится уникальное сооружение Земли - Большой Барьерный риф. Это прерывистая полоса коралловых рифов и островов, мелководных заливов и проливов, простирающаяся в меридиональном направлении почти на 2500 км, в северной части ширина - около 2 км, в южной - до 150 км. Общая площадь - более 200 тыс. км 2 . В основании рифа лежит мощная толща (до 1000-1200 м) мертвого кораллового известняка, накопившегося в условиях медленного погружения земной коры в этом районе. На запад Большой Барьерный риф спускается полого и отделен от материка обширной мелководной лагуной - проливом шириной до 200 км и глубинами не более 50 м. На востоке риф почти отвесной стеной обрывается к материковому склону.

Своеобразную структуру представляет собой подводная окраина Новой Зеландии Новозеландское плато состоит из двух плосковершинных поднятий: Кэмпбелл и Чатем разделенных впадиной. Подводное плато в 10 раз превышает площадь самих островов. Это огромный блок земной коры материкового типа, площадью около 4 млн. км 2 , не связанный с каким-либо из ближайших Материков. Практически со всех сторон плато ограничено материковым склоном, переходящим в подножие. Эта своеобразная структура, получившая название Новозеландского микроконтинента, существует, по крайней мере, с палеозоя.

Подводная окраина Северной Америки представлена узкой, полосой выровненного шельфа. Материковый склон сильно изрезан многочисленными подводными каньонами.

Своеобразна область подводной окраины, расположенная к западу от Калифорнии и получившая название Калифорнийского бордерленда. Рельеф дна здесь крупноглыбовый, характеризующийся сочетанием подводных возвышенностей - горстов и впадин - грабенов, глубины которых достигают 2500 м. Характер рельефа бордерленда схож с рельефом района прилегающей суши. Считается, что это сильно раздробленная и погруженная на разные глубины часть материковой отмели.

Подводная окраина Центральной и Южной Америки отличается очень узким шельфом шириной всего несколько километров. На большом протяжении роль материкового склона здесь выполняет приконтинентальный борт глубоководных желобов. Материковое подножие практически не выражено.

Значительная часть материковой отмели Антарктиды перекрыта шельфовыми ледниками. Материковый склон здесь выделяется большой шириной и расчлененностью подводными каньонами. Переход к ложу океана характеризуется слабыми проявлениями сейсмичности и современного вулканизма.

Переходные зоны

Эти морфоструктуры в пределах Тихого океана занимают 13,5% его площади. Они исключительно разнообразны по своему строению и выражены наиболее полно по сравнению с другими океанами. Это закономерное сочетание котловин окраинных морей, островных дуг и глубоководных желобов.

В Западно-Тихоокеанском (Азиатско-Австралийском) секторе обычно выделяют целый ряд переходных областей, сменяющих одна другую в основном в субмеридиональном направлении. Каждая из них отличается своим строением, и возможно, они находятся на разных стадиях развития. Сложно построена Индонезийско-Филиппинская область, включающая Южно-Китайское море, моря и островные дуги Малайского архипелага и глубоководные желоба, которые здесь располагаются в несколько рядов. К северо-востоку и востоку от Новой Гвинеи и Австралии находится также сложная Меланезийская область, в которой островные дуги, котловины и желоба расположены в несколько эшелонов. К северу от Соломоновых о-вов есть узкая впадина с глубинами до 4000 м, на восточном продолжении которой расположен желоб Витязя (6150 м). О.К. Леонтьев выделил эту область в особый тип переходной зоны - витязевский. Особенностью этой области является наличие глубоководного желоба, но отсутствие вдоль него островной дуги.

В переходной зоне Американского сектора отсутствуют окраинные моря, нет островных дуг и имеются лишь глубоководные желоба Центральноамериканский (6662 м), Перуанский (6601 м) и Чилийский (8180 м). Островные дуги в этой зоне замещены молодыми складчатыми горами Центральной и Южной Америки, где и сосредоточен активный вулканизм. В желобах же отмечается очень высокая плотность эпицентров землетрясений силой до 7-9 баллов.

Переходные зоны Тихого океана являются районами самого значительного на Земле вертикального расчленения земной коры: превышение Марианских о-вов над днищем одноименного желоба составляет 11 500 м, а Южно-Американских Анд над Перуанско-Чилийским желобом - 14 750 м.

Срединно-океанические хребты (поднятия). Они занимают 11% площади Тихого океана и представлены Южно-Тихоокеанским и Восточно-Тихоокеанским поднятиями. Срединно-океанические хребты Тихого океана по своему строению и расположению отличаются от аналогичных структур Атлантического и Индийского океанов. Они не занимают срединного положения и значительно сдвинуты к востоку и юго-востоку. Такую асимметрию современной оси спрединга в Тихом океане часто объясняют тем, что он находится в стадии постепенно закрывающейся океанической впадины, когда рифтовая ось смещается к одному ее краю.

Строение срединно-океанических поднятий Тихого океана также имеет свои особенности. Эти структуры характеризуются сводообразным профилем, значительной шириной (до 2000 км), прерывистой полосой осевых рифтовых долин при широком участии в формировании рельефа зон поперечных разломов. Субпараллельными трансформными разломами Восточно-Тихоокеанское поднятие рассечено на отдельные блоки, сдвинутые по отношению друг к другу. Все поднятие состоит из серии пологих куполов, при этом центр спрединга приурочен к средней части купола, примерно на равных расстояниях от ограничивающих его с севера и юга разломов. Каждый из этих куполов рассечен также кулисообразно расположенными короткими разломами. Поперечные крупные разломы секут Восточно-Тихоокеанское поднятие через каждые 200-300 км. Протяженность многих трансформных разломов превышает 1500-2000 км. Часто они не только пересекают фланговые зоны поднятия, но и выходят далеко на ложе океана. Среди крупнейших структур такого типа - Мендосино, Меррей, Кларион, Клипертон, Галапагосский, Пасхи, Элтанин и др. Большая плотность земной коры под гребнем, высокие значения теплового потока, сейсмичность, вулканизм и ряд других проявляются весьма ярко, несмотря на то, что рифтовая система осевой зоны срединно-океанических поднятий Тихого океана выражена слабее, чем в Срединно-Атлантическом и других хребтах этого типа.

Севернее экватора Восточно-Тихоокеанское поднятие суживается. Здесь четко выражена рифтовая зона. В районе Калифорнии эта структура вторгается на материк Северной Америки. С этим связывают откол Калифорнийского п-ова, образование крупного активного разлома Сан-Андреас и ряда других разломов и депрессий в пределах Кордильер. С этим же, вероятно, связано и образование Калифорнийского бордерленда.

Абсолютные отметки рельефа дна в осевой части Восточно-Тихоокеанского поднятия повсеместно около 2500-3000 м, но на отдельных возвышенностях они уменьшаются до 1000-1500 м. Подножие склонов отчетливо трассируется по изобате 4000 м, а глубины дна в обрамляющих котловинах достигают 5000-6000 м. На наиболее высоких участках поднятия находятся о. Пасхи и Галапагосские о-ва. Таким образом, амплитуда воздымания над окружающими котловинами в целом весьма велика.

Южно-Тихоокеанское поднятие, отделенное от Восточно-Тихоокеанского разломом Элтанин, очень схоже с ним по своему строению. Протяженность Восточного поднятия - 7600 км, Южного - 4100 км.

Ложе океана

Оно занимает 65,5% общей площади Тихого океана. Срединно-океанические поднятия делят его на две части, различающиеся не только своими размерами, но и особенностями рельефа дна. Восточная (точнее, юго-восточная) часть, занимающая 1/5 часть ложа океана, более мелководна и менее сложно построена в сравнении с обширной западной частью.

Большая доля восточного сектора занята морфоструктурами, имеющими непосредственную связь с Восточно-Тихоокеанским поднятием. Здесь находятся его боковые ответвления - Галапагосское и Чилийское поднятия. Крупные глыбовые хребты Теуантепек, Кокосовый, Карнеги, Носка, Сала-и-Гомес приурочены к зонам трансформных разломов, секущих Восточно-Тихоокеанское поднятие. Подводные хребты делят восточную часть океанского ложа на ряд котловин: Гватемальскую (4199 м), Панамскую (4233 м), Перуанскую (5660 м), Чилийскую (5021 м). В крайней юго-восточной части океана расположена котловина Беллинсгаузена (6063 м).

Обширная западная часть ложа Тихого океана характеризуется значительной сложностью строения и разнообразием форм рельефа. Здесь расположены практически все морфологические типы подводных поднятий ложа: сводовые валы, глыбовые горы, вулканические хребты, окраинные поднятия, отдельные горы (гайоты).

Сводовые поднятия дна представляют собой широкие (несколько сотен километров) линейно ориентированные вздутия базальтовой коры с превышением над прилегающими котловинами от 1,5 до 4 км. Каждое из них - как бы гигантский вал, рассеченный разломами на ряд блоков. Обычно к центральным сводовым, а иногда к фланговым зонам этих поднятий приурочены и целые вулканические хребты. Так, наиболее крупный Гавайский вал осложнен вулканическим хребтом, часть вулканов - действующие. Надводные вершины хребта образуют Гавайские о-ва. Самый большой - о. Гавайи представляет собой вулканический массив из нескольких слившихся щитовых базальтовых вулканов. Крупнейший из них - Мауна-Кеа (4210 м) делает Гавайи самым высоким из океанических островов Мирового океана. В северо-западном направлении размер и высота островов архипелага уменьшаются. Большая часть островов - вулканические, 1/3 - коралловые.

Наиболее значительные валы и хребты западной и центральной частей Тихого океана имеют общую закономерность: они образуют систему дугообразных, субпараллельных в плане поднятий.

Самую северную дугу образует Гавайский хребет. Южнее расположена следующая, самая крупная по протяженности (примерно 11 тыс. км), начинающаяся горами Картографов, которые затем переходят в горы Маркус-Неккер (Мидпасифик), сменяющиеся подводным хребтом о-вов Лайн и далее переходящие в основание о-вов Туамоту. Подводное продолжение этой возвышенности прослеживается далее на восток вплоть до Восточно-Тихоокеанского поднятия, где в месте их пересечения располагается о. Пасхи. Третья горная дуга начинается у северной части Марианского желоба горами Магеллана, которые переходят в подводное основание Маршалловых о-вов, о-вов Гилберта, Тувалу, Самоа. Вероятно, гряда южных о-вов Кука и Тубу а и продолжает эту горную систему. Четвертая дуга начинается поднятием Северных Каролинских о-вов, переходящих в подводный вал Капингамаранги. Последняя (самая южная) дуга состоит также из двух звеньев - Южных Каролинских о-вов и подводного вала Эауриапик. Большинство упомянутых островов, которые маркируют на поверхности океана сводовые подводные валы, - коралловые, за исключением вулканических островов восточной части Гавайского хребта, о-вов Самоа и др. Существует представление (Г. Менард, 1966), что многие подводные поднятия центральной части Тихого океана - реликты существовавшего здесь в меловом периоде срединно-океанического хребта (названного поднятием Дарвина), который в палеогене подвергся сильнейшему тектоническому разрушению. Это поднятие простиралось от гор Картографов до о-вов Туамоту.

Глыбовым хребтам часто сопутствуют разломы, не связанные со срединно-океаническими поднятиями. В северной части океана они приурочены к субмеридиональным зонам разломов к югу от Алеутского желоба, вдоль которого располагается Северо-Западный хребет (Императорский). Глыбовые хребты сопровождают крупную зону разломов в котловине Филиппинского моря. Системы разломов и глыбовых хребтов выявлены во многих котловинах Тихого океана.

Различные поднятия ложа Тихого океана вместе со срединно-океаническими хребтами образуют своеобразный орографический каркас дна и отделяют друг от друга океанические котловины.

Крупнейшими в западно-центральной части океана являются котловины: Северо-Западная (6671 м), Северо-Восточная (7168 м), Филиппинская (7759 м), Восточно-Марианская (6440 м), Центральная (6478 м), Западно-Каролинская (5798 м), Восточно-Каролинская (6920 м), Меланезийская (5340 м), Южно-Фиджийская (5545 м), Южная (6600 м) и др. Днища котловин Тихого океана отличаются малой мощностью донных отложений, в связи с чем плоские абиссальные равнины распространены очень ограниченно (котловина Беллинсгаузена в связи с обильным поступлением терригенного осадочного материала, выносимого с Антарктического материка айсбергами, Северо-Восточная котловина и ряд других районов). Снос материала в другие котловины «перехватывается» глубоководными желобами, и поэтому в них преобладает рельеф холмистых абиссальных равнин.

Для ложа Тихого океана характерны отдельно расположенные гайоты - подводные горы с плоскими вершинами, на глубинах 2000-2500 м. На многих из них возникли коралловые постройки и образовались атоллы. Гайоты, как и большая мощность мертвых коралловых известняков на атоллах, свидетельствуют о значительных погружениях земной коры в пределах ложа Тихого океана в течение кайнозоя.

Тихий океан - единственный, ложе которого почти полностью находится в пределах океанических литосферных плит (Тихоокеанской и малых - Наска, Кокос) с поверхностью на глубине в среднем 5500 м.

Донные осадки

Донные отложения Тихого океана исключительно разнообразны. В окраинных частях океана на материковом шельфе и склоне, в краевых морях и глубоководных желобах, а местами и на океанском ложе развиты терригенные осадки. Они покрывают более 10% площади дна Тихого океана. Терригенные айсберговые отложения образуют полосу у Антарктиды шириной от 200 до 1000 км, достигая 60° ю. ш.

Среди биогенных осадков наибольшие площади в Тихом океане, как и во всех других, занимают карбонатные (около 38%), в основном фораминиферовые отложения.

Фораминиферовые илы распространены главным образом к югу от экватора до 60° ю. ш. В Северном полушарии их развитие ограничивается вершинными поверхностями хребтов и прочих поднятий, где в составе этих илов преобладают донные фораминиферы. Птероподовые отложения распространены в Коралловом море. Коралловые осадки располагаются на шельфах и материковых склонах в пределах экваториально-тропического пояса юго-западной части океана и занимают менее 1% площади дна океана. Ракушечные, состоящие в основном из раковин двустворчатых и их обломков, встречаются на всех шельфах, кроме антарктического. Биогенные кремнистые осадки покрывают более 10% площади дна Тихого океана, а вместе с кремнисто-карбонатными - около 17%. Они образуют три основных пояса кремненакопления: северный и южный кремнистых диатомовых илов (в высоких широтах) и экваториальный пояс кремнистых радиоляриевых осадков. В районах современного и четвертичного вулканизма наблюдаются пирокластические вулканогенные осадки. Важная отличительная особенность донных отложений Тихого океана - широкое распространение глубоководных красных глин (более 35% площади дна), что объясняется большими глубинами океана: красные глины развиты только на глубинах более 4500-5000 м.

Минеральные ресурсы дна

В Тихом океане находятся самые значительные площади распространения железомарганцевых конкреций - более 16 млн. км 2 . В отдельных районах содержание конкреций достигает 79 кг на 1 м 2 (в среднем 7,3-7,8 кг/м 2). Специалисты предрекают этим рудам блестящее будущее, утверждая, что массовая их добыча может быть в 5-10 раз дешевле получения подобных руд на суше.

Общие запасы железомарганцевых конкреций на дне Тихого океана оцениваются в 17 тыс. млрд. тонн. Опытно-промышленную разработку конкреций ведут США и Япония.

Из других полезных ископаемых в форме конкреций выделяются фосфоритовые и баритовые.

Промышленные запасы фосфоритов найдены близ Калифорнийского побережья, в шельфовых частях Японской островной дуги, у берегов Перу и Чили, вблизи Новой Зеландии, в Калифорнии. Фосфориты добывают с глубин 80-350 м. Велики запасы этого сырья в открытой части Тихого океана в пределах подводных поднятий. Баритовые конкреции обнаружены в Японском море.

Важное значение в настоящее время имеют россыпные месторождения металлоносных минералов: рутила (титановая руда), циркона (циркониевая руда), монацита (ториевая руда) и др.

Ведущее место в их добыче занимает Австралия, вдоль ее восточного побережья россыпи тянутся на 1,5 тыс. км. Прибрежно-морские россыпи касситеритового концентрата (оловянная руда) располагаются на тихоокеанском побережье материковой и островной Юго-Восточной Азии. Значительны россыпи касситерита у берегов Австралии.

Титаномагнетитовые и магнетитовые россыпи разрабатываются у о. Хонсю в Японии, в Индонезии, на Филиппинах, в США (вблизи Аляски), в России (у о. Итуруп). Золотоносные пески известны у западного побережья Северной Америки (Аляска, Калифорния) и Южной Америки (Чили). Платиновые пески добывают у берегов Аляски.

В восточной части Тихого океана вблизи Галапагосских о-вов в Калифорнийском заливе и в других местах в рифтовых зонах выявлены рудообразующие гидротермы («черные курильщики»)- выходы горячих (до 300-400°С) ювенильных вод с большим содержанием соединений различных . Здесь идет образование месторождений полиметаллических руд.

Среди нерудного сырья, расположенного в шельфовой зоне, представляют интерес глауконит, пирит, доломит, строительные материалы - гравий, песок, глины, известняк-ракушечник и др. Наибольшее значение имеют морские месторождения , газа и каменного угля.

Нефтегазопроявления обнаружены во многих районах шельфовой зоны как в западной, так и в восточной частях Тихого океана. Добычу нефти и газа ведут США, Япония, Индонезия, Перу, Чили, Бруней, Папуа, Австралия, Новая Зеландия, Россия (в районе о. Сахалин). Перспективно освоение нефтегазовых ресурсов шельфа Китая. Перспективными для России считают Берингово, Охотское и Японское моря.

В некоторых районах шельфа Тихого океана залегают угленосные пласты. Добыча каменного угля из недр морского дна составляет в Японии 40% от общей. В меньших масштабах уголь добывают морским способом Австралия, Новая Зеландия, Чили и некоторые другие страны.