Воспитание детей в семье имеющей ребенка инвалида. Воспитание ребенка-инвалида. Социальный портрет детей-инвалидов

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все выше и выше. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,трудовой деятельности и т.д.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. По отношению к ребенку огромное значение играет тот факт как к нему обращаются, гораздо гуманнее было бы говорить не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями», не «слепой», а ребенок с ослабленным зрением.

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очень актуальна сейчас. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояло сто пятьдесят одна тысяча таких детей, сегодня же детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению нового.

Для детей-инвалидов создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, психологическая помощь, но их не хватает на всех и это очень серьезная проблема. Так же остро стоит проблема образования. Многие школы, детские сады, колледжи и вузы просто не могут принять детей-инвалидов потому что в них или нет совсем или катастрофически не хватает ни специального оборудования, ни специально обученных людей. Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.

Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.

Дети-инвалиды- часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

Данная курсовая работа посвящена изучению проблем детей инвалидов и возможному поиску их решений.

Объектом моей курсовой работы является социальная ситуация детей-инвалидов.

Предметом моей курсовой работы являются ключевые моменты социальной адаптации детей-инвалидов в России.

Цель данной курсовой работы исследовать теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации детей-инвалидов в современном обществе.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

Изучить научную литературу по теме курсовой работы;

Изучить правовые источники по теме курсовой работы;

Выполнить теоретическое исследование проблем детей-инвалидов на основе изученной литературы;

Сделать обобщения и выводы;

Изложить результаты исследования в традиционной форме курсовой работы.

Глава 1. Дети-инвалиды как объект социальной деятельности

Социальный портрет детей-инвалидов

Детей, о которых будет говориться в моей работе, называют детьми-инвалидами. Эти дети особенные, не такие как все. У них все по другому и развитие и восприятие мира и поведение. Таких детей очень часто не воспринимает наше общество, их пытаются «оттолкнуть», обидеть, их просто не замечают. Но я неравнодушна к этой проблеме и попытаюсь выяснить, что же включает в себя понятия «инвалид», «инвалидность».

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

В законе «О социальной защите инвалидов» сказано, что инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению.

В нашей же стране для выявления «инвалидности» используется клинический показатель– устойчивое нарушение функций организма в связи с таким социальным показателем, как степень участия в трудовой деятельности (нарушение трудоспособности). В России существует Медико-педагогическая комиссия, в нее входят социальные педагоги,врачи, психологи и другие специалисты. Эта комиссия определяет инвалидность ребенка в зависимости от степени нарушения функций, а в зависимости от степени нарушения функций определяют степень нарушения здоровья.

Выделяют четыре степени:

1 степень утраты здоровья определяется при легком или умеренном нарушений функций ребенка;

2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

3 степень утраты здоровья соответствует второй группе инвалидности у взрослого;

4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует первой группе инвалидности у взрослого).

Основные группы заболеваний ребенка-инвалида:

1. Нервно-психические заболевания;

2. заболевания внутренних органов;

3. поражения и заболевания глаз, сопровождающиеся стойким снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящим глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях;

4. онкологические заболевания, к которым относятся злокачественные опухоли второй и третьей стадии опухолевого процесса после комбинированного или комплексного лечения, включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению злокачественные заболевания новообразования глаза, печени и других органов;

5. поражение и заболевания органов слуха;

6. хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации;

7. эндокринные заболевания.

По этому внушительному списку можно догадаться,что очень многие заболевания вызывают инвалидность. Эти болезни оставляют «огромный след» в поведении ребенка, в его восприятии, в отношениях с окружающими и родителями, в ощущениях, создают определенные барьеры для ребенка и его семьи.

Специалисты, работающие с инвалидами, выделили следующие основные проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране):

Социальная, территориальная и экономическая зависимость инвалида от родителей и опекунов;

При рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;

Выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;

Трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте и т.п.­), что приводит к изоляции инвалида;

Отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);

Сформированность негативного общественного мнения по отношению к инвалидам (существование стереотипа «инвалид – бесполезный» и т.п.­);

Отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

Итак, инвалидность – это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями. В следствии этого возникают социальные, законодательные и иные барьеры, которые не позволяют человеку имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

1.2 «Ярлык» ребенка-инвалида.

В нашем обществе существовала и существует установка на изъятие ребенка-инвалида из семьи и социума, и помещения его в изоляцию, в интернат. И родители ребенка с явной патологией уже в роддоме подвергаются уговорам отказаться от ребенка. Работает старая система изъятия инвалидов из общества.

У многих родителей детей с проблемами особый взгляд. В глазах тоска, безысходность, усталость - короче, безнадега.
Довольно быстро понимаешь, что ты и твой ребенок никому не нужны. Участие - хотя бы в голосе, не на деле - редкость. Наоборот, общение с чиновниками, даже врачами по вопросам, связанным с больным ребенком - скорейший путь воспитания чувства Глубокой Вины.
Складывается ощущение, что цель государства - принудить родителей и их больных детей сидеть дома и не высовывать носа. Не портить настроение. Конечно, подвижки есть, но пока они едва заметны.
Тем более удивительно было узнать о британской благотворительной организации EvеryChild. Суть их программы - дать родителям передышку. Пусть измученная мама просто погуляет, сходит в кино, побудет одна... С ее ребенком в это время посидит волонтер.
В результате у родителей вырастают крылья. Уже не появляются мысли сдать ребенка в интернат, уйти из семьи (как делают многие-многие мужчины - ломаются первыми) или вообще вскрыть вены.
EvеryChild появилась и в России. Пока в Питере. Под катом - статья из журнала "Русский Newsweek".
Как родителю ребенка-инвалида не сойти с ума от проблем? В московских центрах "Лекотека" иногда устраивают тренинги для родителей - кто на них был, что вы об этом думаете? Как еще решения проблемы знаете вы? Делитесь опытом!

Эксперимент со службой передышки в Петербурге прошел удачно: нашлись добровольцы, готовые сидеть с тяжело больными детьми

Беременность у Алины К. была сложной, а роды - преждевременными. Врачи ей сразу посоветовали отказаться от ребенка. В девять месяцев ее дочь Катя не переворачивалась, в годик не пошла, в полтора у нее началась эпилепсия. К трем годам у нее уже был детский церебральный паралич (ДЦП) и синдром Дауна. Пять лет родители за нее бились, но Сергей, муж Алины, заявил, что уходит, потому что больше не может. «Я решила спасать семью», - вспоминает Алина. Она попыталась на две недели устроить дочку, чтобы съездить с мужем в отпуск. Ей предложили только один вариант - отдать Катю в детский дом. Через неделю в детдоме Катя умерла.

В России 534 000 детей-инвалидов. Это правительственная статистика. Из них три четверти живут в семьях, как жила Катя. Больше половины семей с такими тяжело больными детьми распадаются, а каждая четвертая в итоге не выдерживает и отдает ребенка в специализированный интернат. «Эти дети остались бы в семьях, если бы их родители хотя бы иногда могли отдыхать», - говорит директор российской программы британской благотворительной организации EvеryChild Джоанна Роджерс.

Родители устают от больных детей. С 70-х годов в США, Британии и других странах Европы действуют так называемые службы передышки для родителей, которые воспитывают детей-инвалидов. Более того, эту услугу гарантирует государство. В прошлом году EveryChild организовала такую же службу в Санкт-Петербурге: нашлись-таки добровольцы, готовые на время подстраховать замученных родителей и пожить некоторое время с больным ребенком. В Питере 15 000 детей-инвалидов. У родителей 40 из них теперь есть возможность передохнуть. Им помогают такие же родители, как они, пенсионеры и соцработники.

СТО РУБЛЕЙ В ЧАС

Анне Курбатовой 32 года. Ее сыну Теме 12 лет, и у него ДЦП. Ольге Маллаевой - 35, ее сыну Юре - 13, у него тоже ДЦП, но он год назад научился ходить, а Тема без инвалидной коляски или ходунков и шагу ступить не может. И вот Анна дает Ольге передышку: Тема с Юрой полчаса болтают в комнате, а потом просятся на улицу. «Мы раз в неделю выходим на прогулку, чаще не получается - я одна поднять Тему с коляской не могу», - говорит Аня. Пандусов в их подъезде нет, и выйти во двор целая история. Аня с Ольгой тащат коляску на улицу, Ольга бежит за справками, чтобы переоформить сыну инвалидность, а Анна остается с двумя детьми.

Она живет напротив легендарной «Авроры», и к скрюченному мальчишке в инвалидной коляске в их дворе давно уже привыкли. Незнакомые же пялятся как ненормальные или виновато опускают глаза, говорит Анна, поэтому Тема гулять не любит, а любит сидеть перед телевизором или зависать сутками с компьютерной игрой или на сайте vkontakte.ru. Тема - на домашнем обучении.

В отличие от Темы Юра, несмотря на инвалидность, ходит в обычную школу и учится почти на все пятерки. Он рассказывает: «Когда я пошел в школу, дал клятву - взяться за себя и каждый день делать гимнастику». Пять лет, говорит, халтурил, мама заставляла заниматься, но лишь год назад всерьез взялся за дело. Теперь он может преодолевать небольшие расстояния без коляски и ходунков. Юра учит испанский, катается на лошадях и легко заводит новых знакомых: «Я надеюсь, что все люди добрые и будут мне помогать».

Его мать Ольга качает головой: со своим высшим образованием она моет полы в больнице - на другую работу ее не берут, когда узнают, что она одна воспитывает инвалида. Ольга пытается подработать: государство ей дает 8500 рублей в месяц - плата по уходу за инвалидом, детская пенсия и компенсация за монетизацию, - а это мало. Анна Курбатова тоже воспитывает Тему одна. Она «бомбит» на машине. С Юрой Анна тоже сидит не просто так: за эти передышки EveryСhild ей платит 100 рублей в час. «Большинство родителей тяжелых детей боятся отдавать их чужим людям», - говорит менеджер проекта Ирина Зинченко. Она объясняет почему: не хотят чувствовать себя обязанными, к тому же если человек работает бесплатно, с него не спросишь.

Прежде чем стать «второй мамой», нужно закончить «школу приемной семьи». Это 72 часа занятий. Учат, как правильно обращаться с ребенком-инвалидом, как оказать ему медицинскую помощь и просто найти с ним контакт. У большинства детей тяжелая умственная отсталость, и они даже слово «мама» не говорят. Всего за год подготовили 36 принимающих семей. В школе отсеивается примерно треть, и это хороший результат, утверждают в EveryChild, - в Британии сходит с дистанции примерно каждый второй.

Анна не только сидит с Юрой, но и сама иногда отдает своего Тему, чтобы отдохнуть. «Вторую маму» для Темы она присмотрела на занятиях в школе приемной семьи. 24-летняя Тоня Попова отличалась от всех спортивной фигурой, теперь она часами гуляет с Темой и умудряется затаскивать его коляску в музеи. Аня даже смогла на три дня уехать за границу. «В моей жизни была сплошная чернуха, и я уже всерьез задумывалась, не отдать ли Тему в интернат, - говорит она. - Если бы не служба передышки, неизвестно, чем бы дело кончилось».

В начале проекта родители заполняли подробные анкеты - их просили от нуля до десяти оценить свое качество жизни. «Почти везде в графе “свободное время” и “планы на будущее” стоял жирный ноль», - говорит психолог Наталья Изак. Через год там появились «пятерки».

ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО

В сентябре прошлого года Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Одна из ее статей гарантирует каждому инвалиду инклюзивное образование - то есть право на учебу в обычной школе вместе нормальными детьми. У 8-летнего Владика тоже ДЦП, и его мать, Любовь Чушева, попробовала в мае устроить сына в специализированную школу для инвалидов «Озерки», оборудованную большими лифтами и пандусами. Ей там отказали. «Кто будет с вашим ребенком за такую зарплату возиться? У нас из-за кризиса всех сокращают! - чуть не плача Чушева пересказывает ответ директора школы. - Владик, мне сказали, необучаемый».

По данным Минобразования, в России 17 300 детей признаны необучаемыми по медицинским показаниям. Например, у ребенка тяжелая умственная отсталость. «С большинством из них просто не хотят или не умеют работать», - считает Марина Павловская из интерната для умственно-отсталых детей в Бельском Устье, в 120 км от Пскова. В этом интернате на практике доказали, что признанных необучаемыми детей-инвалидов можно научить и читать, и писать, и танцевать, и петь. И даже нашлись семьи, готовые взять таких детей к себе домой, в том числе и 16-17-летних. Правда, из 85 воспитанников интерната в семьях живут лишь четверо.

В 487-й питерской школе с Любовью Чушевой были немногим любезнее: «У нас ни пандусов, ни лифта, а первоклашки занимаются на пятом этаже. Будете его на себе таскать?» В итоге Владику предложили домашнее обучение, но тут уже отказалась Люба. Владику, как и любому ребенку-инвалиду, нужно общение, а при такой учебе ни контактов с ровесниками, ни праздников, ни работы со специалистами у него не будет, объясняет она. У детей с ДЦП изначально страдает еще и воля - за них все делают, им помогают, говорит психолог EveryChild Марьяна Жужуева: «Им обязательно надо общаться с обычными детьми - они видят, что бывает по-другому, и им есть куда тянуться».

Во дворе, где живет Владик, пандус появился только после того, как Чушева написала прокурору города. А вот добиться, чтобы уменьшили поребрик, как говорят в Питере, она пока не смогла: «Весь двор из-за вашей коляски переделывать? Вы в своем уме?» - так, с ее слов, отреагировали в ДЭЗе. Губернатор Матвиенко предлагает учиться жить по-европейски, но добиться ничего нельзя, жалуется Любовь Чушева. Например, социальное такси для инвалидов есть, но оно везет только в больницу, аптеку или социальный центр, а в гости - уже нет. И на конюшню в двух километрах от города, где бесплатно занимаются с детьми-инвалидами, оно тоже не поедет - только по Питеру.

«Насколько все тяжело и ужасно, понимаешь, когда попадаешь в семью, где есть больной ребенок», - говорит волонтер EveryChild Соня Колбанцева. Ей 24 года, и она работает в Санкт-Петербургском институте раннего вмешательства для детей-инвалидов от нуля до трех лет. Соня опекает двух мальчиков с ДЦП и девочку с серьезным нарушением интеллекта. Очень много детей становятся инвалидами во время родов, из-за ошибок акушерок, утверждает она: у нее самой пока детей нет, но теперь и рожать страшно.

У Натальи Галкиной деньги есть, и она стала волонтером службы передышки по другим причинам: «Я знаю, что такое растить ребенка-инвалида: у моего Илюши тоже ДЦП и умственная отсталость, ему 12 лет, но он не ходит и не говорит». Пока Илюша в школе, она приезжает на своем джипе Volvo за пятилетней Ульяной Морозовой, грузит ее в коляску, и они едут гулять в парк. У девочки синдром Дауна, и она тоже не ходит. «Если мы не поможем друг другу, нам никто не поможет», - объясняет Наталья. Выбивать льготы от государства лично у нее нет ни сил, ни желания. «Лучше потратить это время на ребенка», - говорит она.

У Ульяны Морозовой полтора года назад появилась сестренка Марина - абсолютно здоровая девочка. «Гулять одной с двумя колясками невозможно», - говорит ее мама Ольга. Когда она узнала про службу передышки, решила воспользоваться. С государством она предпочитает не связываться: «Столько раз орали и отказывали». Ольге еще не так трудно - у нее есть муж. Социальные же службы Питера пока идеей службы передышки не прониклись. Ирина Зинченко из EveryChild рассказывает, что специально для чиновников из соцзащиты они устроили презентацию по итогам года, но никто не пришел.

В нашей сегодняшней статье:

Дети – это счастье. Но появление на свет малыша с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является испытанием для семьи. К сожалению, условия жизни в нашей стране не позволяют особым детям познать беззаботное и счастливое детство. Родители должны приложить максимум усилий для того, чтобы воспитать ребенка с особыми потребностями. Иногда невыносимыми кажутся затраты: не хватает денег и сил. Очень многое зависит от структуры дефекта. Например, воспитание слепого ребенка, будет существенно отличаться от воспитания ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но все же, независимо от дефекта, родители берут ответственность за ребенка с ОВЗ и в любом случае они столкнутся с огромным количеством проблем.

Какие могут быть трудности при воспитании ребенка с ОВЗ


Появление на свет особого ребенка изменяет привычный уклад жизни семьи. Родители винят себя в этом, даже если они в этом не виноваты. Зачастую воспитание ребенка с ОВЗ происходит в неполных семьях. Отец ребенка перекладывает всю ответственность на мать и уходит. Такая ситуация встречается очень часто (основа для данного высказывания – статистика). Оставшись один на один с ребенком, женщина зачастую не ощущает поддержку близких, родственники зачастую дают совет отдать малыша в специальное учреждение (в интернаты, детский дом). Бывает, что напротив, родственники принимают данного ребенка, но встречается это не так уж и часто. Воспитание ребенка полностью ложится на мать. Трудности в воспитании ребенка с ОВЗ часто связанны с отношением общества к инвалидам. Самой тяжелой (и к сожалению, частой) проблемой является изоляция семьи особого ребенка. Нормативные дети, взрослые люди не всегда способны с пониманием отнестись к проблемам данной семьи. Семьи детей с ОВЗ имеют трудности в денежном плане. Затраты на ребенка существенно превышают , пенсии. Такой ребенок требует постоянного наблюдения, ухода, поэтому мамы не всегда имеют возможность зарабатывать достаточно денег. В нашей повседневной жизни нет места инвалидам, и мы не стремимся исправить эту ситуацию. Во многих городах слишком мало специальных коррекционных учреждений, где-то их вообще нет. Многие работодатели не принимают людей с ОВЗ на работу. В крупных городах у особого ребенка больше возможностей для самореализации.

Задачи воспитания ребенка с ОВЗ

Самой главной и самой важной задачей воспитания ребенка с ОВЗ является социализация его в обществе и его адаптация в жизни. Для этого необходимо скорректировать проблемы ребенка. Достигается это в ходе правильного и своевременного лечения и воспитания. Малыш с ОВЗ должен получить в полной мере заботу и внимание родителей. С самого раннего детства ребенку должны внушить, что его дефект - не проблема, это его особенность. Необходимо социализировать ребенка, а не отгораживать его от социума. Следует обучить ребенка элементарным навыкам самообслуживания. Воспитание ребенка с ОВЗ может проводиться как в специальных учреждениях, так и в массовых (все зависит от дефекта). В дальнейшем особые дети могут обучаться в высших учебных заведениях, получить профессию и работать, как любой нормальный человек. Особенности воспитания и обучения ребенка будут зависеть от дефекта. Умственно отсталые дети обучаются в специальных учреждениях, по специальной программе, под контролем олигофренопедагогов, дефектологов, психологов. Специальные учреждения существуют для глухих, а также слепых и детей. Данные учреждения хорошо оборудованы, что позволит детям в удобной форме получать знания.

Воспитание особого ребенка в условиях современного мира


Отношение к детям с ОВЗ меняется в лучшую сторону. На настоящий момент все реже родители отказываются от особых малышей, а у отказников появилось больше шансов быть любимыми в новой семье.

Социальные рекламы воздействуют на общество, уменьшают негативное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, как детей, так и взрослых. Воспитание особого ребенка стало проще из-за появления государственной программы «Доступная среда». Благодаря ей люди с ОВЗ могут находиться в общественных местах, ведь появились пандусы, таблички с шрифтом Брайля, появляется более комфортный общественный транспорт. Воспитание особого ребенка становится перспективным. У детей есть все шансы быть успешными, реализоваться в жизни. Связано это с развитием информационных технологий. Теперь становится более возможным обучение и работа на дому через Интернет. В России существуют общества для объединения детей с ОВЗ и их родителей, взаимная поддержка помогает родителям преодолеть все трудности и испытания в воспитании особого малыша.

Меленчук Савелий Геннадьевич

студент 3 курса, отделение социальной работы ЮИ СФУ, РФ, г. Красноярск

В современном мире существует множество социальных проблем. Эти проблемы тормозят развитие и нормальное функционирование общества. Их решение возможно только посредством скоординированной деятельности государства и социума. Данная деятельность ведется в любом государстве, но не всегда она оказывается эффективной, по разным причинам, таким как недостаток финансирования, недостаток знаний о причинах социального неравенства и путях его преодоления, а, иногда, от неготовности самого общества к изменениям.

Так, одной из важнейших социальных проблем в России, на данный момент, является проблема детской инвалидности. Инвалиды составляют особую категорию населения. Инвалидность связана со стойким расстройством здоровья, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты. На решение проблем данного характера направлена государственная политика в отношении лиц с ограниченными возможностями. Инвалидность следует рассматривать, так же, как одну из форм социального неравенства. Это значит, что общество не воспринимает инвалидов, как полноценных членов социума. Этот факт, говорит о том, что существующие социальные условия ограничивают активность данной группы населения. Что, в свою очередь, тормозит интеграцию детей-инвалидов в общество.

Поэтому, несмотря на то, что Россия - социальное государство, в котором гарантируется равенство прав и свобод каждого человека и гражданина вне зависимости от каких-либо различий, люди с ограниченными возможностями не всегда могут воспользоваться своими конституционными правами. Что и характеризует детскую инвалидность как одну из важнейших социальных проблем.

Проблема: Можно ли говорить, что права детей-инвалидов, гарантированные государством, реализуются в полной мере?

Гипотеза: Гарантированные Конституцией РФ и другими законами права детей с ограниченными возможностями на практике реализуются не в полной мере.

Объектом исследования - дети-инвалиды.

Предмет исследования - положение детей-инвалидов и проблемы, с которыми они сталкиваются в современной России.

Цель - определить в какой мере реализуются права детей-инвалидов, гарантированные государством.

Задачи: - описать понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид»;

· рассмотреть перечень гарантируемых прав детей-инвалидов;

· составить анкету и провести опрос детей-инвалидов;

· определить в какой мере реализуются гарантированные права детей-инвалидов.

Методы исследования: теоретические - анализ, систематизация, обобщение: эмпирические - анкетирование.

В соответствии сФедеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . Следовательно, понятие инвалид закреплено законодательно. И оно обозначает категорию людей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в помощи и социальной защите.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Инвалид-ребенок - индивид в возрасте до 18 лет включительно с отклонениями в физическом или психическом развитии, имеющий ограничения жизнедеятельности, обусловленные врожденными, наследственными или приобретенными заболеваниями, последствиями травм, вызывающими необходимость его социальной защиты . Соответственно, детская инвалидность имеет определенные возрастные рамки. Тем самым, дети с ограниченными возможностями составляют обособленную группу, требующую к себе особого подхода при реализации программ помощи.

Руководство по врачебно-трудовой экспертизе определяет «инвалидность» в детском возрасте, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» . Из этого следует, что дети с ограниченными возможностями здоровья не приспособлены к самостоятельной интеграции в общественную жизнь и нуждаются в социальной защите.

Как гласит Аналитический вестник Совета Федерации, до 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания, или травмы». Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году . Следовательно, до 1979 года дети-инвалиды не признавались в СССР, и им не оказывалась помощь. Что, в свою очередь негативно сказывалось на состояние детей с ограниченными возможностями, поскольку реабилитация инвалидов тем эффективнее, чем раньше она начинается.

На данный момент, по официальным данным Федеральной службы государственной, статистики количество детей-инвалидов, получающих социальные пособия, в возрасте от 0 до 17 на 2012 г. в Российской федерации составляет 568000 человек .

Как отмечает И.В. Ларикова, сегодня в России существует прогрессивное законодательство, обеспечивающее условия для интеграции детей-инвалидов в общество. Оно опирается на подписанные Россией международные договоры и иные международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, следуя нормам Конституции РФ, которая декларирует примат международного права . Тем самым, Россия придерживается позиции мирового сообщества по вопросам обеспечения детям с ограниченными возможностями приемлемых жизненных условий.

Согласно 7 статье Конституции РФ, Россия является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» . Соответственно, политика РФ направлена на повышение уровня и качества жизни и предоставления возможности для реализации потенциала у людей.

Очевидно, что возможность реализации себя как полноценного члена общества является для ребенка с ограниченными возможностями важным фактором, влияющим на его дальнейшую жизнь. В соответствии с законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» созданные в России социальные службы «оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах» . Это свидетельствует о том, что детям-инвалидам в РФ должна оказываться помощь в различных сферах жизни.

Согласно Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» детям-инвалидам устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней . Так же, в соответствии со ст. 18 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Более того, при невозможности воспитания и обучения детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях государство обязалось обеспечить их обучение по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому . Из этого следует, что образовательный процесс направлен, как на реабилитацию детей-инвалидов, так и на социализацию и обучение. А государство, в свою очередь, должно обеспечить открытый доступ детей-инвалидов к процессу образования.

Градостроительный кодекс РФ гарантирует обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения . В соответствии с постановлением Правительства РФ детям-инвалидам в возрасте до 16 лет лекарства по рецептам врачей выдаются бесплатно, обеспечивается бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей и бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ . Таким образом, детям с ограниченными возможностями государством гарантируется широкий спектр прав и услуг.

Однако И.В. Ларикова считает, что российская государственная политика в этой сфере противоречит законодательству - и в области семьи, и в области образования и реабилитации .

С целью выявить степень реализации гарантированных прав детей-инвалидов в 9 населенных пунктах Российской Федерации, путем личного анкетирования и анкетирования через интернет был проведен опрос, охвативший 67 детей с ограниченными возможностями. Половозрастной состав респондентов представлен 23 мальчиками и 44 девочками, из которых 11 человека в возрасте 11-13 лет, 31 человек 14-16 лет и в возрасте 17-18 лет 25 человек.

Анализ ответов на вопрос «Оказывает ли Вам помощь государство?» показал, что 87 % детей-инвалидов получают государственную помощь, а 13 % опрошенных помощь от государства не получают. Данный факт можно объяснить тем, что, возможно, часть детей с ограниченными возможностями не нуждается в помощи или же тем, что ребенок не стоит на учете в органах социальной защиты.

По результатам вопроса «Какие виды помощи Вам оказывает государство?» удалось выяснить, что 89 % опрошенных детей-инвалидов получают материальную помощь, 30 % - санаторно-курортное лечение, 40 % получают лекарственное обеспечение и лишь 18 % респондентов получают в качестве государственной помощи все вышеперечисленное. Соответственно, помощь между нуждающимися детьми с ограниченными возможностями распределена неравномерно.

В связи с этим, 77 % респондентов отмечают, что помощи, оказываемой государством им недостаточно и лишь 23 % детей-инвалидов из числа получающих государственную помощь считают её достаточной. Таким образом, подтверждается проблема недостаточности государственной помощи для детей с ограниченными возможностями.

Образование получают 65 детей из 67, что составляет 93 %, соответственно образование не получают 2 ребенка - 3 % от числа опрошенных.

Анализ ответив на вопрос «Как проходит Ваше обучение?» дал следующие результаты: 33 опрошенных детей с ограниченными возможностями получают образование в общем образовательном учреждении, в специальном образовательном учреждении для детей-инвалидов обучаются 24 из 67 опрошенных детей и 10 респондентов обучаются на дому. По результатам данного вопроса, можно сказать, что почти все дети с ограниченными возможностями получают образование, в большей степени в специальных образовательных учреждениях и дома, а не в общих образовательных учреждениях, что говорит о том, инклюзивное образование детям-инвалидам в России до сих пор остается недоступным.

Проанализировав ответы на вопрос, касающийся безбарьерного передвижения детей-инвалидов по улицам и зданиям, удалось выяснить, что всегда сталкиваются с проблемами при передвижение 39% опрошенных, часто сталкиваются 18 % респондентов, не часто 23 %, а 20 % из числа детей-инвалидов никогда не сталкиваются с проблемами при передвижении по улице и зданиям. Судя по результатам ответов на вопрос, можно с достаточной долей уверенности сказать, что в Росси до сих пор отсутствует полная «безбарьерная среда», которая бы обеспечила отсутствие проблем при передвижении детей с ограниченными возможностями и инвалидов, в целом, по улице и зданиям.

Сами же дети-инвалиды оценивают реализацию государственной политики, направленной на поддержку детей с ограниченными возможностями таким образом: 19 % опрошенных считают, что государственная политика реализуется скорее в полной мере, 62 % респондентов утверждают, что политика реализуется скорее не в полной мере, а 19 % затрудняются в оценке. Соответственно, дети-инвалиды убеждены, что государство не в полной мере реализует свой потенциал в защите прав, свобод и интересов детей с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями либо не удовлетворены помощью государства, либо, в большинстве своем, оценивают свою удовлетворенность как среднюю, что является проблемой, которую необходимо решать.

Сами дети-инвалиды видят возможные пути решения вышеназванной проблемы в том, чтобы была организована доступная среда, не на словах, а на деле, так считают 42 % опрошенных. О неизбежности изменения общественного мнения для наибольшей помощи и защиты детей-инвалидов говорят 28 % респондентов. О том, что помощь необходима не только детям, но и их родителям свидетельствуют 9 % ответов. О необходимости бесплатного санаторно-курортного лечения отмечают 16 % респондентов, а об увеличении размера материальной помощи 61 % из числа детей-инвалидов. Вариант о построение специальных школ и реабилитационных центров прозвучал от 28 % опрошенных и об освещении проблем детей с ограниченными в СМИ говорят 20 % респондентов.

Таким образом, превалирующее значение в обеспечении наибольшей помощи и защиты для себя дети-инвалиды видят в увеличении материальной помощи, как универсального средства, с помощью которого, дети-инвалиды и их семьи сами смогут приобрести необходимые товары и услуги для улучшения процесса реабилитации и жизни.

И завершающий вопрос анкеты показал, что 8 % респондентов вполне устраивает их жизнь, 17 % опрошенных по большей части устраивает их нынешнее положение, отчасти устраивает жизнь 27 % из числа опрошенных детей-инвалидов. Большое количество респондентов, а именно 37 % их жизнь по большей части не устраивает, а вот 11 % совершенно не устраивает, то, как они живут. Соответственно, не удовлетворенных своими жизненными условиями на данный момент детей с ограниченными возможностями гораздо больше, чем детей-инвалидов, которых устраивает их жизненная ситуация. Что объясняется совокупностью вышеназванных проблем и факторов.

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты, можно с достаточной долей уверенности сказать, что детская инвалидность в современной России является одной из важнейших социальных проблем. Положение детей с ограниченными возможностями на данный момент является одним не из лучших.

Путем анализа, сравнения законодательства и результатов опросов удалось выяснить, что недостаточная помощь государства, выражающаяся в минимальной материальной помощи, не может компенсировать затраты семей на реабилитацию детей. Довлеющее негативное общественное мнение также затрудняет процессы реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями. Неразвитость инфраструктуры, отсутствие инклюзивного образования и неадекватные законодательные меры и стандарты - все это ухудшает условия жизни, заставляя ребенка с ограниченными возможностями чувствовать себя ненужным, сегрегированным от социума.

Таким образом, гипотеза о том, что гарантированные Конституцией РФ и другими законами права детей с ограниченными возможностями на практике реализуются не в полной мере, подтверждена.

Список литературы:

  1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Защита прав детей в Российской Федерации, 2007. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:: http://www.council.gov.ru/print/inf_sl/bulletin/item/285/
  2. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.consultant.ru/popular/gskrf/15_1.html#p103
  3. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-1. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34222/ (дата обращения: 15.09.2014).
  4. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 48 с. - (Кодексы и законы России)
  5. Ларикова И.В. Интеграция детей-инвалидов в России законодательство, реальная ситуация, пути перемен. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://aupam.narod.ru/pages/deti/integraciya_deteyj_invalidov_rossii/oglavlenie.html (дата обращения: 03.09.2014).
  6. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска» от 11.12.1992 № 958. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83422/ (дата обращения: 15.09.2014).
  7. Руководство по врачебно-трудовой экспертизе. Т. 1. Под. Ред. Ю.Д. Арабатской. М.: Медицина, 1981. - 559 с.
  8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 13.09.2014).
  9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142572 (дата обращения: 12.09.2014).
  10. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=106171;dst=0 (дата обращения: 16.09.2014).

Мы не должны забывать, что дети инвалиды - это в первую очередь дети! Им так же как и всем остальным требуется материнская ласка и забота, которую они не понимают, но чувствуют. Таким детям больше остальных требуется здоровая окружающая среда и обстановка вокруг них. В первую очередь эту обстановку создают его родители. Они являются первыми помощниками ребенка в борьбе со своим тяжелым бременем.

Не смотря на все их отклонения, им дан великий дар - жизнь! А жизнь дается, чтобы люди познали любовь и счастье, прошли свои уроки, поняли их смысл, поставили себе цель и достигли её! Если дети маленькие, им необходимо заниматься либо рисованием, либо музыкой.

В частности игрой на каком-либо музыкальном инструменте, так как это развивает деятельность пальцев рук, а, следовательно и головного мозга. Так же необходим постоянный контроль над детьми. Наставление их на правильные мысли, действия и занятия, поскольку именно в детском возрасте формируется будущее мировоззрение, привычки и любимые занятия, вид и образ деятельности.

Зачастую у родителей детей инвалидов появляется диагноз жалости. Они боятся наказывать ребенка за его шалости и проступки, ссылаясь на его болезни. В этом случае рекомендуется с раннего детства воспитывать ребенка семьянином,на которого возложить определенные домашние обязанности, за которые он в полной ответственности. Этим самым ребенок будет расти менее шаловливым и полным жизненной ответственности.

Маленькие дети познают мир через игру. Но у детей инвалидов возможно отсутствие умения играть. По этому перед родителями и стоит эта нелегкая задача- научить играть.

Для начала специалисты советуют отвести в квартире определенное место для игр. Сюжет игр можно построить на жизни кукол. Например как они в живут в своем домике, готовят кушать, убираются, выезжают на машинке погулять, кукла папа ездит на работу и привозит домой покупки из магазина. Желательно создать красочную обстановку и интерьер кукольного хозяйства, чтобы у ребенка было больше интереса. А так же обновлять сценарий игр. Следите за тем, чтобы всегда был в игрушечном доме порядок и мир. Не было между куклами ссор и прочих конфликтов. Позднее, это все отразится в вашем реальном доме и в вашей семье.

Мы искренне ценим людей, которые занимаются воспитанием, привитием любви, интересу к жизни ребенка инвалида. И конечно же хочется обратиться к государству, к органам управления с просьбой всячески помогать и усовершенствовать базу для детей инвалидов, так как сегодня практически все ложится на плечи одних родственников, которые не только должны зарабатывать деньги, но и уделять своему ребенку большое количество времени.