Библия онлайн. Протоиерей иоанн павловцев толкование апокалипсиса Откровение 22

 1 Река воды жизни; рабы Божии узрят лице Его. 6 Сии слова верны и истинны. 10 «Се, гряду скоро»; 14 «И Дух и невеста говорят: прииди!» 18 Последние предостережения; благословение.

1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов.

3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему.

4 И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их.

5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.

7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.

8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;

9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко.

11 Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё.

12 Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

15 А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.

16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

17 И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром.

18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;

19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей.

20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Откровение Иоанна Богослова, 22 глава

Заключают в себе, кроме буквального, еще и другие сокровенные смыслы, доступные не всем и не сразу. Эти смыслы познаются по мере духовного роста человека. Слово Писания можно сравнить с тем, как если бы отец пытался объяснить маленькому сыну какие-нибудь сложные вещи из жизни взрослых людей. Ребенок пытается своим детским умом понять слова отца, однако он не может понять все, что тот говорит, а усваивает только какую-то малую часть, в самых общих чертах – по-своему, по-детски. Однако со временем, когда сын подрастет и встретится с реальностями, о которых говорил ему отец, он начнет понимать истинный смысл слышанного им в детстве.

Подобно и Бог, наш Небесный Отец, говорит в Священном Писании о Своих великих делах и великих тайнах, но человек не в состоянии сразу понять Слово Божие во всей полноте. Он усваивает только какую-то малую часть – чаще всего лишь непосредственный буквальный смысл. Тайные же смыслы библейских книг открываются только тем, кто достиг высокой меры духовного роста, тем, кто приблизился к Богу и принял от Него дар «разумети Писания» . Библия , по словам святых отцов, написана Духом Святым, а потому истинное истолкование ее возможно только Духом Святым.

Если сказанное справедливо по отношению ко всем вообще книгам Священного Писания , то в высшей степени оно справедливо по отношению к книге Откровения, о которой сказал некто, что сколько в этой книге слов, столько в ней и тайн. Перед образами Апокалипсиса мы чувствуем себя как малые дети, слушающие объяснения отца о каких-нибудь высоких и таинственных вещах, превышающих наш детский ум. Однако, несмотря на это, мы не должны уклоняться от чтения и изучения книги Откровения, но должны стараться понять, хотя бы в нашу детскую меру, смысл сказанного в ней. Только делать это нужно осторожно, не слишком полагаясь на собственное разумение, но всегда сверяя свои толкования и выводы с толкованиями, в первую очередь, святых отцов, а затем и прочих исследователей Писания.

Введение
Вопрос об авторстве книги

Древнейшее церковное предание признает автором книги Откровения апостола и евангелиста Иоанна Зеведеева. Мученик в 30-х или 40-х годах II века писал, что автор – «некто, именем Иоанн, один из апостолов Христа» (Диалог с Трифоном, 81, 4). Священномученик Ириней Лионский в книге «Против ересей» (ок. 180 года по Р. Х.) говорит, что автор – «ученик Господа Иоанн» (5, 26, 1; ср. 4, 20, 11). На основании этих святоотеческих текстов в церковной традиции возобладало мнение, что автор книги – апостол Иоанн Зеведеев.

Однако наряду с традиционной существовала с середины III века и другая точка зрения, выразителем которой принято считать святителя Дионисия Александрийского . Его слова приводит Евсевий Памфил в Церковной истории: «С тем, что он зовется Иоанном и что книга эта написана Иоанном, я не спорю, как не спорю, что это человек святой и вдохновленный Богом, но мне трудно согласиться, что это апостол, сын Зеведеев и брат Иакова, написавший Евангелие от Иоанна и Соборное Послание. Меня приводят к этому заключению и весь характер изложения у обоих писателей, и выбор слов, и построение данной книги».

Сам Евсевий, кроме того, говорит следующее: «Должно обратить внимание, что Папий упоминает двух людей с именем Иоанна: одного, упомянутого им раньше вместе с Петром, Иаковом, Матфеем и прочими апостолами, он, несомненно, считает евангелистом Иоанном; другого Иоанна помещает в числе людей, стоявших рядом с апостолами, ставит впереди него Аристиона, прямо называя его пресвитером. Правдивость этого сообщения подтверждается тем, что в Асии называли двух людей с этим именем, а в Эфесе и ныне есть две гробницы, и каждая зовется Иоанновой. На это необходимо обратить внимание: если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму».

Исходя из этих текстов, отрицающие авторство апостола Иоанна Зеведеева обычно склонны приписывать его или пресвитеру Иоанну, о котором (согласно Евсевию) упоминает святой Папий Иерапольский , или же некоторому другому апостольскому мужу по имени Иоанн.

В XVI веке мнение святителя Дионисия было возрождено в протестантской среде и позднее усвоено многими экзегетами, так что сегодня среди них имеются как сторонники, так и противники принадлежности книги апостолу Иоанну. Из этих двух мнений нам следует предпочесть первое как древнейшее – фактически восходящее к апостольским временам – и согласное с церковным преданием.

Датировка книги

Относительно времени написания Апокалипсиса в современной библеистике существуют две основные точки зрения. Согласно первой книга была написана в период правления императора Нерона, после того как в связи с пожаром в Риме в 64 году Христова впервые подверглась жестоким гонениям.

Однако более правдоподобной представляется другая датировка, относящая написание книги к концу I века – периоду правления Домициана (81 – 96 годы по Р. Х.). Эта вторая датировка более достоверна хотя бы потому, что священномученик Ириней Лионский – ученик святого Поликарпа Смирнского , ученика апостола Иоанна Богослова – датировал Откровение именно временем правления Домициана, точнее, концом его правления . Таким образом, книга Апокалипсис, скорее всего, была написана в середине или начале 90-х годов I века.

Цель написания

Апокалипсис – единственная пророческая книга Нового Завета. Цель ее написания – открыть христианам грядущие судьбы мира и Церкви Христовой, и особенно события, имеющие совершиться в конце времен.

С другой стороны, книга имела огромное значение и для современных апостолу Иоанну христиан, ибо ее содержание во многом оказывалось верным не только по отношению к будущему, но и по отношению к служившему прообразом будущего настоящему – к Церкви первых трех веков христианской эры, находившейся в состоянии острого конфликта с языческим Римским государством. В образе зверя, выходящего из моря и воюющего против Бога и Его Церкви, христиане той эпохи легко узнавали Римскую империю, а в образе сидящей на семи холмах блудницы-Вавилона – столицу империи, город Рим. Римское государство вело против христиан войну на уничтожение, и в этих условиях книга Апокалипсис помогала христианам быть мужественными, помогала укрепиться в вере. Ибо в Апокалипсисе, как ни в какой другой библейской книге, показан полный и окончательный Божий Суд над мировым злом, а также полное и окончательное торжество правды Божией, торжество христиан, сохраняющих верность Христу.

О символическом значении чисел Апокалипсиса

В Откровении святого Иоанна часто встречаются числа, и для понимания книги они имеют большое значение. О библейской числовой символике блаженный Августин писал: «Не следует... пренебрегать числами. Внимательно вникающие в них хорошо знают, какое великое значение нужно придавать им во многих местах Священного Писания . Не напрасно в славословии Бога сказано: «Ты все расположил мерою, числом и весом» ().

Итак, дадим краткие сведения о некоторых числах и об их символическом значении в Библии .

Число три (3) – число Бога: Троица.

Число четыре (4) – число тварного мира: четыре мировые стихии, четыре стороны света, четыре времени года и т. д. .

Число шесть (6) – число мира, лишенного Божия присутствия и благословения, мира без Бога: творил мир шесть дней, а благословил и освятил только седьмой день.

Кроме того, число 6 означает неполноту, незавершенность, недостижение цели. См. также комм. на 13, 18.

Число семь (7) – число полноты, множества и завершенности. Также это число Благодати и присутствия Бога в мире (7 = 3 [число Бога] +† 4 [число тварного мира]), число совершенства путей Божиих и полноты времен (см. объяснение числа 12).

Применительно же к злому началу число семь означает полноту воюющего против Бога и Церкви зла (например, семь голов у дракона и у зверя) .

Число восемь (8) – число грядущей вечности, Царствия Божия, Будущего века. 8 = 7 (полнота времен) +† 1 (то есть шаг вперед за пределы этой полноты). См. также комм. на 13, 18.

Число десять (10) – основание человеческого счета, образующее порядки счета, порядки чисел. Также оно может означать вообще основание чего-либо (десять заповедей – основание Закона Божия; десятина – основание благочестия и т. п.).

Порядки счета в чистом виде, то есть числа 10, 100, 1000, 10 000 и т. д., указывают на степень множества чего-либо .

Число двенадцать (12) – во-первых, это число Церкви, народа Божия, соединения тварного и нетварного (12 = 4 х 3). Это касается и ветхозаветной Церкви, основанной на 12 коленах Израилевых, и новозаветной, основанной на 12 апостолах, и Церкви Будущего века (12 ворот с именами колен Израилевых и 12 оснований с именами апостолов – см. ).

Во-вторых, число 12 означает круг времен (12 часов дня, 12 часов ночи, 12 месяцев года) . В 3-й книге Ездры сказано, что «век разделен на двенадцать частей» (). То есть время мировой истории, как и годовой круг, состоит из 12-ти неких периодов .

000 – см. объяснение числа 10.

О хронологии в книге

В книге часто бывает нарушена хронология, и это очень понятно: ведь Апокалипсис – это запись видений, показанных апостолу Иоанну, – как бы пьеса, драма, кинокартина. Ведь в кино, например, часто бывают отступления от прямой последовательности событий, возвраты назад, воспоминания героев о прошлом, одновременное развитие и поочередное освещение нескольких сюжетных линий и т. п. Несмотря на это, фильм или пьеса в целом всегда являются одним завершенным произведением.

Кроме того, хронология в книге бывает нарушена еще и потому, что видения, показанные святому Иоанну, часто относятся не к земной реальности, а к небесной. На небе же, как известно, нет нашей категории времени, и, следовательно, сама постановка вопроса о том, что раньше, а что позже, что чему предшествует и что за чем последует, является неприемлемой.

Впрочем, видения небесной вечной реальности переплетены в книге святого Иоанна с видениями реальности земной, и вот в том, что касается этой последней, мы уже можем пытаться составлять некоторую вероятную последовательность и хронологию событий.

Исходя из таких попыток, можно утверждать, что, несмотря на многие отступления от прямой последовательности событий, в целом и общем хронология в книге все-таки есть. В общих чертах ее можно изобразить следующим образом.

После вступления 1-й главы начинается изложение посланий семи малоазийским Церквам, характеризующих, по мнению многих комментаторов, состояния не только самих этих Церквей, но и семи последовательно сменяющих друг друга периодов истории вселенской Церкви, занимающих время от апостольского века до некоторого позднейшего периода мировой истории (2-я и 3-я главы).

В главе 20 (если рассматривать ее в соответствии с ныне принятым способом толкования) дается общий повторный обзор истории Церкви и описание Страшного суда.

Видения 21-й и 22-й глав посвящены таинству Будущего века.

Завершает книгу эпилог 22,6–21.

О хронологическом соотношении печатей, труб и чаш

Важнейшее значение для понимания книги Откровения имеет вопрос о хронологическом соотношении семи печатей, семи труб и семи чаш. Одно из возможных решений этого вопроса предложено ниже, в пояснительном тексте перед комментариями к 6-й главе.

Гипотеза, концептуально важная для осмысления эсхатологических событий

Книга Апокалипсис устанавливает некоторую принципиальную внутреннюю связь между Римской империей, историей ее отношений с Христовой и тем глобальным государством (и также его отношениями с Церковью), которое в качестве эсхатологического аналога императорского Рима возникнет на земле в конце времен.

Наличие этой связи вытекает из истинности и приложимости многих образов Апокалипсиса не только к эсхатологическим событиям, которым, собственно, посвящена книга, но и к Римскому государству императорской эпохи. Так, например, образ блудницы-Вавилона, сидящей на семи горах, является очевидным указанием на город Рим . Зверь же, носящий блудницу, несомненно, изображает собой Римскую империю. Ряд восьми эсхатологических царей приложим не только к концу времен, но и к древнеримским императорам – начиная от первого (Цезаря или Октавиана) и до восьмого (Нерона или Домициана), являющихся яркими прообразами антихриста . Гонения на христиан эсхатологической эпохи прообразуются гонениями первых веков, а мученики этой эпохи, вписанные в книгу жизни, – древнеримскими мучениками, прославленными и вписанными в святцы. И так далее.

Таким образом, империя Римская и империя эсхатологическая имеют много общих черт, и, как можно думать, оба эти государства, особенно в том, что касается их взаимоотношений с , проявляют себя в истории согласно некоторому общему предвечному архетипу, который – в приложении его преимущественно к эсхатологической эпохе – и был показан святому Иоанну в таинственных образах, им записанных .

Исходя из этого принципа, в настоящем комментарии выдвигается следующая простая гипотеза, на которую он и опирается во многих своих частях. Суть ее сводится к тому, что в конце времен на земле возникнет глобальное государство – общемировой аналог Римской империи. Это государство, согласно , будут последовательно возглавлять семь правителей. Восьмым же правителем и радикальным реформатором будет лжемессия-антихрист (см. комм. на 17, 11). Как уже было сказано, этот ряд соответствует аналогичному ряду древнеримских императоров, берущему свое начало от первого из них – Цезаря или Октавиана и заканчивающемуся восьмым – Нероном или Домицианом (см. комм. на 17, 10).

В рамках этой гипотезы период времени от создания глобального государства до Второго пришествия Христова именуется в комментарии «эсхатологической эпохой». Эта эпоха разделяется на два периода, называемых «предантихристов» и «антихристов». Первый, исчисляемый, вероятно, десятилетиями, простирается от создания глобального государства до воцарения лжемессии. Второй же, гораздо более краткий – предположительно от трех с половиной до семи лет, – совпадает с царствованием лжемессии.

Литургическое значение книги

Откровение святого Иоанна имеет для христианской Церкви огромное литургическое значение. Обусловлено это тем, что Апокалипсис содержит развернутое описание небесной литургии, многие черты которой отразились в нашем богослужении. Например, стоящему посреди престола закланному Агнцу у нас соответствуют расположенные на престоле Святые Дары, приготовляемые из просфоры, называемой «Агнцем». Книге, находящейся в деснице Сидящего, – напрестольное Евангелие. Самому Сидящему соответствует епископ, а старцам с венцами на головах, облеченным в белые одежды и сидящим вокруг престола, – сонм духовенства, соборно служащего литургию. Ангелы суть наши диаконы, чтецы и алтарники. Дверь отверстая на небо – царские врата, часто у нас открытые, в отличие от Ветхозаветного храма. Находящиеся же под жертвенником души убиенных за слово Божие суть частицы мощей мучеников под престолом и в антиминсе. Таким образом, православное богослужение устроено и совершается по образцу описанного тайнозрителем богослужения небесного.

О чтении Апокалипсиса за богослужением

Сегодня распространено мнение, что Апокалипсис не вошел в круг богослужебных чтений Православной церкви. Это верно лишь отчасти. Апокалипсис, действительно, не входит в круг чтений, положенных на вечерне, утрене, литургии. Однако, согласно ныне действующему в Русской Церкви Типикону (гл. 2), Апокалипсис наряду с прочими апостольскими писаниями положено читать на воскресном всенощном бдении, между вечерней и утреней. И это говорит о том, что не существует принципиального запрета читать эту книгу в богослужебных собраниях.

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.

До сих пор шло внешнее описание града Божия, а теперь мы видим его изнутри.

Во-первых, здесь река воды жизни. У этой картины много источников в Ветхом Завете. В основе ее лежит река для орошения рая (Быт. 2,8-16). Еще ближе картина потока, дающего жизнь, и вытекающего из храма, в (Иез. 47,1-7). И псалмопевец поет о потоках, веселящих град Божий (Пс. 45,5). «Из дома Господня, — говорит Иоиль, — выйдет источник» (Иоил. 3,18). «Живые воды, — говорит пророк Захария, — потекут из Иерусалима» (Зах. 14,8). С этой картиной близко связана также типичная для Писания картина источника живой воды: в Отк. 7,17; 21,6. Иеремия жалуется на то, что люди оставили Бога, Который есть источник воды живой, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды (Иер. 2,13). «Уста праведника — источник жизни» (Прит. 10,11). «Учение мудрого — источник жизни» (Прит. 13,14. «Страх Господень — источник жизни» (Прит. 14,27). «У Тебя (Бога), — говорит псалмопевец, — источник жизни» (Пс. 35,10). «Бог, -говорили раввины в своих мечтах о Золотом веке, -создаст реку текущего из Святого Святых, около которой будут произрастать различные приятные плоды».

Суит считает, что река жизни — это Дух. В четвертом Евангелии Иисус говорит: «Кто верует в Меня, у того… из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Иоан. 7,38.39).

Но вполне может быть, что Иоанн имеет в виду нечто более простое. Человек, живущий в обществе, где один поворот крана дает любое количество чистой и холодной воды, едва ли может себе представить, что значила вода на востоке. В жарких странах вода всегда была, да еще и сегодня, в буквальном смысле — жизнь, и река жизни вполне может символизировать обилие жизни, которую Бог дает Своим людям и которую им остается только взять.

Откровение 22:1.2 (продолжение) Древо жизни

В этом отрывке встает еще одна неясность в связи с пунктуацией. Среди улицы его — это может быть не начало второго предложения, а конец первого, и тогда посреди улицы града Божия будет находиться не река жизни, а древо жизни. На наш взгляд текст получит больше смысла, если эту фразу читать с первым предложением.

Картину древа жизни Иоанн берет из двух источников: древо жизни в раю (Быт. 3,6); и, еще больше, из Книги пророка Иезекииля. «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47,12). С этим опять же тесно смыкались мечты раввинов о будущем. Вот одна из них: «В грядущем веке Бог создаст деревья, которые будут приносить плоды каждый месяц, и человек, который будет кушать их, сохранит здоровье».

Дерево приносит много различных плодов, и мы конечно, можем видеть в этом символы плодов духа (Гал. 5,22.23).

Разве нельзя видеть в различных плодах, которые древо приносит каждый месяц, символы особой благодати для различных возрастов жизни, которую дает Бог, от колыбели до могилы? Древо жизни более не является запретным; оно стоит посреди града Божия, чтобы каждый мог брать с него плоды. Плоды его не предназначены для иудеев, и листья его служат для исцеления народов. Раны и ссоры народов могут быть исцелены лишь в Духе Божием.

Откровение 22:3-5 Прелесть святости

И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.

И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.

И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

Вот она — окончательная кульминация в описании града Божия.

Здесь нет уже ничего проклятого и осужденного, то есть здесь нет больше ничего из тех скверностей, что разрушают христианскую жизнь.

Рабы Божии увидят Его лицо. Сбудется обетование о том, что чистые сердцем узрят Бога (Мат. 5,8). Мы лучше поймем величие этого обетования, если будем помнить, что христианину дана привилегия, в которой было отказано даже Моисею, которому Бог сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33,20.23). Лишь только во Христе человек может видеть Бога.

Зрелище Бога оказывает двойное действие. Во-первых, оно вызывает совершенное поклонение; там, где всегда виден Бог, жизнь становится актом поклонения. Во-вторых, оно влечет с собой совершенное посвящение; у жителей града Божия на челе будет имя Его, показывающее, что они принадлежат Ему.

Иоанн опять возвращается к мысли, что в граде Божием не будет ни тьмы, ни потребности в каком-либо дополнительном свете, потому что там присутствует Бог.

Видение заканчивается тем, что люди Божии будут царствовать во веки веков. В совершенном повиновении Ему обретут они совершенную свободу и единственно подлинную царственность.

Откровение 22:6-9 Заключительные слова

И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.

Я Иоанн видел и слышал сие Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;

Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я -сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.

Последняя часть Откровения изложена странно несвязанно. Все идет без всякого очевидного порядка; повторяется кое-что из сказанного выше и всегда очень трудно сказать, кто же действительно говорит. Может быть, Иоанн умышленно еще раз затрагивает все эти темы, которые проходят через всю книгу, и приводит на сцену действующих лиц, чтобы подчеркнуть свою весть. Здесь трое говорящих.

Во-первых, один из ангелов, объяснявший Иоанну небесные объекты. Он еще раз подчеркивает истинность и справедливость всего того, что Иоанн видел и слышал. «Господь Бог святых и пророков» -это Бог, вдохновивший умы пророков, и потому вести, полученные Иоанном, пришли от того же Бога, Который вдохновлял великих ветхозаветных пророков, и к ним следует относиться так же серьезно. Говорит также Сам Иисус Христос. Он напоминает, что до прихода Его осталось недолго, потом дает благословение и обещает блаженство тем, кто читает слова пророчества Иоаннова и соблюдает их. Суит справедливо называет это «поощрением благочестивого и преданного ученика». Преданный и благочестивый ученик — самый хороший ученик. Многие преданы, многие благочестивы, но не ученики; они не могут согласиться с дисциплиной ученичества и даже подозрительно смотрят на увеличение знания, которое несет с собой ученичество. Но есть также много учеников, но не преданных и благочестивых; их слишком интересует интеллектуальное знание и слишком мало — молитва и служение своим собратьям.

Последним говорит Иоанн. Он говорит о себе как об авторе книги, а потом почему-то повторяет предостережение против поклонения ангелам, которое он уже высказал в 19,10. Опасность, связанная с поклонением ангелам, казалась Иоанну настолько реальной, что он посчитал повторение необходимым. Совершенно очевидно, что он не хочет оставить у нас сомнения в том, что поклоняться ангелам нельзя и поклоняться надо только Богу.

Откровение 22:10.11 Время близко и время прошло

И сказал мне: не запечатывай слово пророчества книги сей; ибо время близко.

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.

В этом отрывке говорится о том, что пришествие Христа близко; это должны быть слова Воскресшего Христа.

В Книге пророка Даниила говорится: «Ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам» (Дан. 8,26). Но теперь не время запечатывать, а время открывать и читать, потому что пришествие Христа может свершиться в любую минуту.

Что же тогда значит этот странный отрывок, в котором говорится, что люди должны оставаться такими, какие они есть? Есть две возможности.

1. Наступает момент, когда уже слишком поздно что-либо изменить. У Даниила читаем: «Нечестивые же будут поступать нечестиво» (Дан. 12,10). А у Иезекииля сказано: «Кто хочет слушать, — слушай; а кто не хочет слушать, — не слушай» (Иез. 3,27). Иные так долго отказываются встать на путь Христов, что уже и не могут больше встать на него; а это грех против Святого Духа.

2. Древний комментатор Откровения Андрей считает, что Воскресший Христос говорит: «Пусть каждый делает то, что ему нравится; Я не навязываю ему выбор силой». А это значит, еще одно предупреждение; каждый человек сам пишет свою судьбу.

Откровение 22:12.13 Христовы притязания

Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний.

Воскресший Христос еще раз объявляет о Своем скором Втором Пришествии и делает два важных заявления.

1. Возмездие Его с Ним и Он воздаст каждому по делам его. Суит считает: «Иисус говорит, как Верховный управляющий, Который на закате мира созывает Своих работников, чтобы выдать им дневную плату».

2. Он — Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний. Это повторение титулов, приведенных в 1,17; 2,8; 21,6. Здесь заключена не только одна идея.

а) Здесь заключена идея завершенности. Греки употребляли выражение от альфа до омеги, а иудеи — выражение от алефа до тау в смысле полноты, завершенности. Так, например, Авраам соблюдал весь закон от алефа до тау. Это символ того, что в Иисусе вся полнота и Ему ничего не нужно из другого источника.

б) Здесь заключена идея власти. Греки говорили, что Зевс — начало, середина и конец. Иудеи переняли эту идею и применили ее к Богу, толкуя эту фразу по-своему. Они говорили, что Бог — начало, и потому Он ни от кого не принял Своей власти; Он — середина, и потому Он ни с кем не делит Своей власти; Он — конец, и потому Он никогда никому не передавал Своей власти.

Откровение 22:14.15 Принятые и отринутые

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду.

1. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, ибо они имеют право войти в град Божий. Те, которые омыли свои одежды, имеют право войти в град Божий. Эти две фразы очень похожи между собой. Те, которые соблюдают заповеди Его, в греческом — хой пойоунтес тас энтолас; и те, которые омыли свои одежды, в греческом — хой плунонтес тас столас. В эпоху ранней Церкви все манускрипты писались прописными буквами, без всякого интервала между словами.

В лучших списках стоит: «Те, которые омыли свои одежды», но отсюда хорошо видно, как писцу могла вкрасться ошибка при переписывании; он подставлял более привычную фразу.

Эта фраза указывает на то, какую роль играет человек в процессе спасения. Иисус Христос Своей жертвой на Кресте дал людям благодать, через которую только они и могут быть спасены, но человек должен причаститься этой жертвы. Приведем простой пример. Мы можем принести человеку мыло и воду, но не можем заставить его пользоваться ими. Те, кто входит в град Божий, приняли жертву Христову.

2. Далее следует перечень тех, которым закрыт вход в град Божий. Мы уже рассматривали в 21,8 очень похожий список тех, кто брошен в озеро огненное. Новыми здесь являются псы. Это слово может иметь два значения.

а) Собака была символом всего дикого и нечистого. Суит говорит: «Люди, которые видели бродячих собак в кварталах ближневосточных городов, не удивятся тому презрению и отвращению, которое восточные люди вкладывают в это слово». Потому и иудеи называли язычников псами и собаками. Есть такая раввинская поговорка: «Есть с идолопоклонниками — это все равно, что есть с собаками. Кто такие собаки? Это необрезанные». Комментатор Откровения Андрей высказал предположение, что псы — это не только самые бесстыдные и неверующие, но и христиане, которые после крещения «возвращаются к своей блевотине». И потому псы могут символизировать все самое отталкивающее.

б) Но есть и еще одна возможность. Во Втор. 23,18 есть странная фраза: «Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету». Первая часть фразы совершенно ясна: нельзя приносить Богу в жертву деньги, заработанные проституцией. Но выражение цены пса представляет трудности. Смысл здесь заключается в том, что, в древних храмах были не только проституирующие жрецы, но и проституирующие жрецы-мужчины, и их то обычно и называли псами, кобелями. Пес может означать совершенно безнравственного человека, и в этом смысле оно, по-видимому, употреблено здесь.

Из града Божия исключены все, кто любит и творит ложь. Это эхо слов псалмопевца: «Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими» (77с. 100,7).

Откровение 22:16 Гарантия истинности

Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.

Иисус гарантирует истинность всего того, что видел и слышал Иоанн. Смысл этой гарантии таков. Книга начинается с обещания откровения, данного Иисусом Христом (1,1)", здесь же Иисус свидетельствует, что в том виде, как Иоанн получил откровение, он получил его от Него.

Он продолжает и предъявляет, так сказать, Свои верительные грамоты, Свои полномочия. «Я есмь корень и потомок Давида», — говорит Он. Это указание на Ис. 11,1: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Иисус говорит, что в Нем — исполнение этого пророчества, что Он одновременно тот вечный корень, из которого произошел царь Давид, и его обещанный потомок.

«Я… звезда светлая и утренняя», — говорит Он. Назвать человека утренней звездой, значило ставить его очень высоко среди героев. Так, например, раввины называли Мардохея. Более того, такое имя должно было напоминать великое мессианское пророчество: «Восходит звезда от Иакова» (Числ. 24,17).

Все это пробуждало и другие сферы размышлений. Утренняя звезда предвещает наступление дня, который прогоняет тьму ночи; перед Иисусом бегут ночь греха и смерти.

А это, конечно же, будило новые воспоминания. В дни, когда Он ходил во плоти, Иисус сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоан. 8,12). Сказав, что Он — утренняя звезда, Воскресший Христос еще раз заявил, что Он — свет миру и победитель мирской тьмы.

Откровение 22:17 Великое приглашение

И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.

Этот отрывок толкуют по-разному.

Суит считает первые две части призывом ко Христу исполнить Свое обетование и скоро вернуться в этот мир; а третью часть — приглашением к жаждущей душе обратиться ко Христу. Но нам кажется совершенно невероятным, чтобы между первой и второй частью, с одной стороны, и третьей частью, с другой стороны, было такое большое различие. Более вероятно, что весь отрывок -великое приглашение ко всем людям обратиться ко Христу. Он распадается на три части.

1. Приглашение Духа и невесты. Церковь, как мы знаем — это Церковь. Но что следует понимать под Духом? Это может быть Дух, Который действует во всех пророках, и Который всегда зовет людей назад к Богу. Но еще более вероятно, что Иоанн имеет под Духом в виду голос Самого Иисуса. Иоанн заканчивает послания к семи церквам приглашением послушать, что Дух говорит (2,7.11.17.29; 3,6.13.22). А обращается к семи церквам Сам Воскресший Христос, а Христос — Дух. Вполне возможно, что выражение: «Дух и невеста говорят: прииди!» значит, что Христос и Его Церковь соединяют в этой фразе предложение принять все, что Он предлагает людям.

2. «Слышавший да скажет: прииди!» символизирует великую истину, что каждый христианин должен быть миссионером. Тот, кого нашел Христос, должен найти для Христа других.

3. Третья часть представляет собой приглашение ко всем страждущим душам обратиться к Иисусу Христу, чтобы Он удовлетворил их потребности. Это должно напомнить нам о приглашении Бога: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55,1); а также о великих словах Самого Иисуса: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоан. 6,35). Лишь во Христе может быть удовлетворена жажда душевная.

Откровение 22:18.19 Предостережение

И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей

И если кто отнимает что от слов книги пророчества сего,

у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде

и в том, что написано в книге сей.

К этому торжественному предостережению надо кое-что сказать.

1. Это предостережение не разрушать заложенного в книге учения. Это, собственно, то же, что имел в виду Павел, когда говорил: «Кто благовествует вам не то (Евангелие), что вы приняли, да будет анафема» (Тал. 1,8.9). Нельзя изменять истину.

2. Такие же предостережения мы находим и в других местах в Библии. «Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» (Втор. 4,2). «Всякое слово Бога чисто:… Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит. 30,5.6).

В послании Аристея повествуется о том, как по указу египетского царя семьдесят книжников-иудеев выполнили Септуагинту, греческий перевод иудейской Библии. Когда задание было выполнено, «их попросили произнести обычное по их обычаям проклятие каждому, кто сделает какое-либо изменение, прибавив что-нибудь или изменив каким-либо образом, либо опустив какие-либо написанные слова» («Послание Аристея» 310,311). В предисловии к своей книге «О началах» Руфин заклинает перед лицом Бога Отца, Сына и Святого Духа, каждого, кто читает или переписывает его книгу, ничего не прибавлять, не изымать, не вставлять и не изменять. Евсевий приводит («Церковная история» 5,20.2) пример, как заканчивает свою книгу великий ученый второго века Ириней Лионский: «Заклинаю тебя, когда будешь переписывать эту книгу, Господом нашим Иисусом Христом и Его славным пришествием, когда Он придет судить живых и мертвых, сравнить то, что ты написал, с этим манускриптом, и исправить, а также написать это заклинание на твоей копии».

В древности, когда все книги переписывались от руки, и каждый человек знал, как просто переписчику сделать ошибку при переписывании, существовал обычай вставлять в конце книги строгое предостережение относительно изменений.

Надо же представить себе, как часто Иоанн указывает на то, что Иисус Христос придет в любой момент (22,7.10.12.20). «Се, гряду скоро», — вот рефрен всей главы.

Откровение 22:20.21 Заключительные слова

Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

В заключительных словах Откровения звучит и пафос и слава. Среди ужасных гонений того времени Иоанн страстно и больше всего ждал скорого возвращения Христа. Эта мечта не осуществилась так, как он этого ожидал, но мы не можем сомневаться в том, что Иисус с избытком исполнил Свое обещание, что Он пребывает с Его людьми во все дни до скончания века (Мат. 28,20).

Затем следует слава. Что бы ни случилось, Иоанн был уверен в благодати Господа Иисуса Христа, а также в том, что ее с избытком хватит на всех и вся.

Это, несомненно, символично и это правильно, что последним словом Библии должно быть БЛАГОДАТЬ.

Глава посвящена описанию дня вечного в земном миропорядке, того самого благословенного "седьмого дня", в котором Бог сможет, наконец, почивать (отдыхать, находиться в покое), не утруждая Себя решением проблем, связанных с непослушанием Ему, и не беспокоясь о том, что кто-то из Его духовной семьи в земном миропорядке может однаждыоказаться непослушным.
Некоторые подробности картины дня вечного напоминают описание Эдемского сада.
То есть, апостолу Иоанну показали, как исполнится первоначальное намерение Бога о человечестве: счастливые люди, живущие вечно, заселят райскую планету, созданную специально для этого; они всегда смогут пребывать в любви к своему небесному Отцу и в близком общении с Ним, приходя к Нему в то "место", где шатёр Бога, нисходящий с небес новым духовным "Иерусалимом", соприкасается с Землёй.

22:1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
До сих пор Иоанну показывали "город", спускающийся с небес на землю в виде купола/шатра - как бы со стороны. Здесь же ему показали взгляд изнутри: Иоанн увидел внутреннее организационное устройство духовного "шатра" Бога с людьми - с вершиной на небесах и основанием на Земле, давая понять, что именно сможет обеспечить вечный земной миропорядок жителям Земли, "приходящим" на поклонение к Богу в "новый Иерусалим".

Центральной и головной фигурой вершины шатра для земного миропорядка, расположенной на небесах, является престол Бога, Христа Его и поток чистой живой воды, исходящий от них. Никакой примеси в нём, ни единой тёмной струи, во всей вечности этот благословенный Богом чистый поток сможет оживлять всё, что омывается им.
О чём здесь речь?

Иисус Христос, ещё будучи на земле говорил о некой духовной живой воде, текущей в жизнь вечную, подразумевая под этим истину Бога, чистый источник духовного питания вечно живущей личности:
а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. (Иоан.4:14)

Кое-что об этой реке можно узнать у Иезекииля:
1 ..из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника...
8 И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми.
9 ..потому что войдет туда эта вода, и воды [в море] сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там.
(Иез.47)

Сложив данные фрагменты, можно понять следующее: Иоанну показали, что духовные воды вечной жизни, будут сходить на Землю непосредственно от Святого-Святых, расположенного на небесах.
То есть, основу существования дня вечного для всех жителей земного миропорядка составляет постоянное пребывание в духовной чистой истине Божией, исходящей от небесного правительства.
Благодаря омыванию "рекой" жизнедающего слова Бога, все жители райской вечности никогда не запятнают себя никакой духовной нечистотой.

22:2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов.
Речь, вероятно, идёт о главном "проспекте" шатра нового Иерусалима, берущим начало от престола Бога. По этой главной духовной "магистрали" от престола Бога проистекает река жизни.
То есть, здесь показан главный духовный путь в новом миропорядке, открывающий свободный доступ к Всевышнему: благодаря приближению к Всевышнему и общению с Ним - люди, живущие в земном раю, смогут иметь всё необходимое для вечной жизни.

Древо жизни : судя по всему, дерево жизни будет не одно: одно дерево не могло бы находиться по обе стороны реки.
То же самое по сути о множестве деревьев жизни описывал и пророк Иезекииль:
12 У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание. (Иез.47)

Как пророк показывает дальше - поток этот проходил в некий участок земли, разделённой на уделы всем жителям Земли, как Израилю по плоти, принявшему Христа, так и другим народам (Иез.47:13-23)
То есть, все народы Земли будут иметь возможность приходить к этому небесному потоку, "пить" из него воду жизни и питаться плодами древа жизни.

О "древе жизни" упоминается при описании Эдемского сада как о древе, увековечивающем физическую жизнь человека Земли, так как после изгнания из рая Адаму и Еве запрещен был доступ к нему, чтоб они "не стали жить вечно"(Быт. 2:9; 3:22,24)

С одной стороны, речь здесь может идти о символическом источнике жизни, происходящем от Бога, ведь древо жизни обещано всем победителям власти греха над собой, как земным жителям дня вечного, так и небесным соправителям Христа, которые, став духами, в буквальном смысле не смогут есть плодов с древа жизни, но знают об обетовании жизни вечной для них (Откр.2:7 ; см. также отличие вечной жизни от бессмертия ) .

Во все времена все служители Бога, живя на земле, знали о том, что Адам утратил доступ к древу жизни и потому стал смертен. То есть, древо жизни у них ассоциировалось с возможностью жить вечно . Поэтому обетование доступа к древу жизни помогало всем верующим понять и принять в качестве реального благословения - обетование вечной жизни, как на небе, так и на Земле.

С другой стороны, если для жителей небес древо жизни может быть символом вечной жизни , то для жителей Земли символика духовного животворящего потока истины Бога вполне может сочетаться здесь с реальностью употребления в пищу плодов дерева жизни: все человеческие дети Бога, кто сподобится попасть в вечный рай, в отличие от Адама с Евой, получат свободный доступ к плодоносящим деревьям жизни. Ведь Бог изначально насадил древо жизни в Эдеме для человека живущего и заповедал есть его плоды (Быт.2:9;3:2), почему бы этим деревьям не расти и в раю на Земле в дне вечном - в буквальном смысле?

Как бы то ни было, а возможность питаться всем победителям греха, как небесным, так и земным - от древа жизни - образно показывает зависимость вех разумных созданий Божиих от послушания Творцу: все послушные Ему обретут вечную жизнь.

Употребление в пищу плодов с "древа жизни" явится залогом их непрекращающейся физической жизни. И находиться оно будет в "центре земного рая", как и на заре человечества:
в том самом месте "соприкосновения" небесного шатра с Землёй, где будут находиться врата к небесным правителям (см. Откр.21:25 )

листья дерева - для исцеления народов (в греч. тексте стоит слово терапейан , отсюда русское "терапия")
О народах Земли, живущих в дне вечном, сказано, что они не будут болеть (Откр. 21:4). Новый человек будущего станет так же неуязвим, как и ангелы/духи - благодаря помощи свыше или, может, дополнительным свойствам совершенного физического тела. Примеры из Писания показали физические возможности человека, находящегося под присмотром Бога: в печи остались целы (Дан.3:20-24), от укусов аспидов не умирали (Деян.28:3-5), по воде ходили, не утопая (Иисус Христос), в ров львиный сбрасывались и оставались целы (Дан.6:16-21). И ангелам заповедал сохранять их, и что понесут на крыльях, чтоб не пострадать им от падения на камни (Пс.90:12, в этом Псалме показаны и другие виды Божьей защиты)

Новые тела людей никогда больше не будут стареть, изменяться внешне и подвергаться какой-либо "порче" (Откр.21:3,4). Об этом говорил и Павел в 1Кор.15:53-55, когда указал на отличие смертного тленного тела от нетленного, навсегда избавленного от жала смерти.
Гарантия нерушимости здоровья и полной физической сохранности человека в вечном раю на Земле - показана в виде листьев древа жизни для исцеления народов: Бог уже продумал для вечности некую систему "здравоохранения", обеспечивающую Его земным детям в физических телах возможность жить в бесконечности неуязвимыми (Откр.22:2)

22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему .
И ничего уже не будет проклятого -Иоанн напоминает мысль об отсутствии какой-либо нужды у человека в вечном Божьем миропорядке. Как помним, именно проклятие Богом Адамова согрешения повлекло за собой скорбь, тесноту, скудость питания, болезни и смертность (Быт.3:14-19) Но в вечности действие древнего проклятия прекратится, потому на людей обильно изольются благословения благодатной вечной жизни, задуманные Богом для Своих земных детей с самого начала творения земного миропорядка.

но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему
Иоанн повторяет мысль из Откр. 21:1;22-23 о том, что центром расположения нового Иерусалима будет место присутствия на небесах Бога и Христа Его. Здесь соправители Христа, символизирующие, как помним, "Новый Иерусалим" (Откр.21:9,10) -показаны в качестве рабов Бога , служащих Ему в месте Его обитания священниками (они не только соправители Христу, но и священники Богу Откр.20:4,6).

Как помним, Бог избрал себе в качестве рабов 144000 "первенцев" духовного Израиля (народа Бога эпохи Н.З, Откр.7:3,4). В древности Он разрешал служить Себе в пределах места своего присутствия (Святого-Святых в храме)- только священникам из рода Аарона (Второз.18:1,2; Чис.3:10). Теперь, в вечном миропорядке, Богу будут служить небесные священники, живущие с Ним на небесах в месте Его присутствия.

22:4 И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их.
Так как небесные священники будут духами, и жить они будут в месте присутствия Божия на небесах - они смогут увидеть Его таким, каков Он есть по духовной природе своей. Ранее им было обещано наличие имени Бога на челах их (Откр.3:12), а в момент принятия их Христом на небеса - имя Бога уже было на челах их (Откр.1:14), что говорит о принадлежности духовных первенцев -Всевышнему (по аналогии с буквальными первенцами, Чис.3:13)

22:5 И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.
Этот текст -также повторение мысли о том, что соправители Христа и рабы/священники Бога Всевышнего не будут иметь нужду в светилах, так как ночи там не будет (см. разбор Откр.21:23,25 )
А то, что они будут царствовать вовеки веков даже после тысячелетнего правления - было предсказано Дан.7:18,27, равно, как и Христос -вместе с ними в качестве верных помощников Вседержителя, которому надлежит Быть Правителем земного миропорядка после тысячелетия Христова (Откр.11:15; 5:10; 1Кор.15:24-28).

22:6 И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.
Подтверждение мысли из Откр.21:5 по поводу установления вечного земного миропорядка со скинией (куполом нового Иерусалима, сходящего с небес на землю к людям).
А также - мысли из Откр.1:1 о том, что до установления вечного миропорядка Бог вознамерился открыть основы времён грядущих - своим рабам, живущим на земле ещё в этом веке.
Он разъяснил не только признаки кончины века сего, но и дал возможность заглянуть в будущее мироустройство, в котором все народы земли смогут иметь свободный доступ к небесному правительству во всей вечности.

Напомним: и в начале сотворения первой человеческой пары Бог не оставил их без присмотра Своих доверенных лиц. Он поставил в помощь Адаму и Еве Своего херувима помазанного, чтобы тот мог осенять их в Эдемском саду: направлять их жизнедеятельность, разъяснять непонятное и помогать осваиваться на планете (Иез.28:13,14)
В то же время они имели возможность общаться и с Самим Иеговой напрямую (Откр.3:8-10).
Так как первый помощник Бога в раю, херувим помазанный, не справился с поставленной задачей (предал Бога из-за тщеславия, став падшим ангелом, дьяволом, Иез.28:15-17) - Бог пересмотрел Своё намерение о помощи людям на райской планете и организовал небесное правительство Христа, собранное из Своих земных служителей, поборовших все земные пороки, тщеславие -в том числе. В результате, все жители райской планеты смогут общаться и с Богом, и с небесными правителями, выясняя у них всё, что будет необходимо для их дальнейшего развития.

В этом периоде исполнится пророчество Иисуса Христа о ВСЕХ чистых сердцем:
Матф.5:8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят
Как небожители, так и жители Земли смогут видеть Бога не только прозрением веры, но и той мерою, которой Бог откроет себя своим духовным святым детям, и не истребятся за это, как было в древности, (Исх.33:20).

Новые помощники Бога (небесные соправители и священники Всевышнего) никогда не предадут Иегову - в отличие от первого помощника, херувима помазанного. Как и жители райской планеты - в отличие от Адама и Евы.

22:7 Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
Иисус Христос, передавая откровение Бога через ангела своего апостолу Иоанну (см. также Откр. 1:1) предупреждает о скором своём втором пришествии для того, чтобы открыть эру Божьего правления над Землёй. Как помним, откровение сие Иоанн получил после вознесения Иисуса Христа примерно в 98/100 г.н.э.: то, что ожидалось "скоро" ещё в те времена - ожидается "скоро" и в настоящем времени, ибо у Господа тысяча земных лет - как один день (2Петра 3:8).

22:8 Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему];
Ранее в Откр.19:10 у Иоанна уже была попытка пасть к ногам ангела в поклоне благодарственном и почтительном, а не в качестве свершения акта поклонения: апостол Иоанн поклонялся лишь Всевышнему.
Здесь при обетовании "гряду скоро " Иоанн мог принять эти слова за слова Иисуса Христа, что побудило его приклонить колена свои пред говорящим и показывающем потрясающие картины будущего - из-за благоговейного почтения к сыну Божьему.

22:9 но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
Ангел объяснил, что поклона благодарности, почтения и благоговения достоин только Бог, ибо, как было ранее сказано небожителями - от Него исходит весь замысел сотворения мироздания (Откр.4:10,11).
А потому преклонять колена пред кем бы то ни было другим - с желанием почтить его - неправильно. Здесь же раскрывается смысл служения ангельского как служебного духа, по изволению Божию помогающего верующим совершать то, к чему они призваны (Евр.1:14)

22:10 И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Ранее пророчества о кончине века сего, показанные Даниилу, были запечатаны, и смысл их - сокрыт (Дан.12:9). Книга Откровение снимает печати непонимания событий кончины века сего (Откр.6).
То есть, в истории человечества должно прийти время, когда исследующие эту книгу смогут разъяснить смысл происходящего во время кончины века сего перед явлением второго пришествия Христа

22:11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
Эти слова не служат призывом нечестивым оскверняться ещё больше, а служителям Бога - достигать святости. Речь здесь идёт о том, что пока есть время до срока (до окончания века сего) - каждому человеку, читающему слова книги этой, есть шанс сделать свой выбор и укрепиться на выбранном пути своём: нечистый, богобоязненный и совестливый праведник и освящённый святым духом Бога помазанник (святый ) - все они имеют возможность проявить себя в своих качествах до завершения века сатаны.

Если люди не раскаиваются во времена благоприятные по благовествованию слова Божиего - их ожесточение может только усилиться. И Бог допускает такую ситуацию, чтобы нечестивые в нечестии своём укреплялись и собирали "угли на голову свою", всё ярче доказывая Вышним, что заслуживают уничтожения навеки. А служители Бога имеют возможность ещё более преуспеть в деле Господнем и обновиться во внутренних убеждениях к лучшему, не прекращая участвовать в "забеге" за жизнь вечную до самой смерти (Откр.14:13)

22:12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Здесь слова Бога, передаваемые Иисусом через Ангела - перемежаются со словом обращения к Всевышнему в момент звучания 7й трубы:
17 говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.18 И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. (Откр.11:17,18)
То есть, с одной стороны, ожидается возмездие (справедливое воздаяние) всем жителям Земли - от Вседержителя Иеговы, а с другой - это поручено сделать Христу Его, так как весь суд Бог отдал Своему сыну (Ин.5:22)

И скиния - тоже не буквальная, а образная.
Сама структура миропорядка Земли - это и есть система нового Иерусалима, и вся Земля охвачена ею.

Все жители Земли будут иметь право на древо жизни, расположенное в Иерусалиме.
Но на небо же они не будут идти? Не будут.
Всё это лишь образно показывает зависимость человечества от послушания Творцу: все послушные обретут вечную жизнь, которая даётся Вышними, Новым Иерусалимом, на законном основании (через ворота войдут, не перелезут, как воры, как в Иоан.10:1, 9 Иоан.10:1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет)

А кто не будет послушен, тот не сможет жить вечно в миропорядке нового Иерусалима, в Царстве Бога. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
Блаженство сие относится ко всем святым Всевышнего, достигшим жизни вечной благодаря личной победе над грехом. Как небесные, так и земные святые получат доступ к источнику вечной жизни от Бога, исходящего от небесного нового "Иерусалима"- с той лишь разницей, что небесные соправители Христа получат его в первую очередь и сразу с самого начала тысячелетия Христова, а жители земли - после тысячи лет (Откр.20:4,6,15; 21:3,4)

Войти воротами в новый Иерусалим означает получить от Бога разрешение на доступ к источнику вечной жизни, находящемуся в этом городе. И скиния - тоже не буквальная, а образная. Все послушные Богу обретут вечную жизнь, которая исходит от Нового "Иерусалима" на законном основании, как победители греха ("через ворота войдут", не перелезут, как воры (см.Ин.10:1,9,10).

А кто не будет послушен, тот не сможет жить вечно в миропорядке нового "Иерусалима" - в вечном Царстве Бога:

22:15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду. Здесь не говорится о том, что Бог будет содержать любящих зло в каком-то другом месте мироздания, за пределами нового Иерусалима. Пророк говорит здесь о том, что все любители зла и делающие неправду не смогут получить доступ к вечной жизни, то есть, навеки исчезнут из бытия Божьего мироздания.

22:16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя .
Всё, что Бог повелел Иисусу Христу рассказать Своему народу о будущем - Иисус передал через ангела своего (Откр.1:1)

потомок Давида : в Ис. 11:1 об Иисусе Христе было предсказано "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его ". По плоти Иисус Христос происходит от рода Давида (его "дедом" является Иессей, отец Давида, Матф. 1:1,6).

корень : о Христе также сказано, что он - корень Давидов (Откр.5:5). В каком смысле? Объяснил пророк Исайя, предсказывая запустение земли Иудейской из-за отступничества правителей:
И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; [но] как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, [остается] корень их, так святое семя [будет] корнем ее (Ис.6:13).

То есть, как бы не отступали земные престолонаследники народа Бога по роду Давида в этом веке, какие бы они беззакония не совершали - Бог уверен, что даже после свержения последних Его царей (что произошло после уничтожения Иерусалима Навуходоносором) - Он найдёт верных в роде Давида, и от них приведёт Своего главного престолонаследника, Иисуса Христа, и остальных Своих царей - соправителей Христовых.

Именно Иисус является корневым стержнем или основой рода всех верных престолонаследников Давида - царей, преданных Иегове.
Христос же - первенец из плеяды будущего небесного рода царского, набранного с земли в количестве 144000.

звезда утренняя и светлая : во 2Пет.1:19 апостол Пётр сказал о просветлении в понимании слова Божия подобно наступлению утра:
среди духовной темноты непонимания пророчеств - постепенно приходит "рассвет понимания", когда очертания пророчества начинают всё более и более проясняться.
И проясняться всё это будет до тех пор, пока не наступит "утро": пока не придёт ясное понимание от того, что в сердце "взошла утренняя звезда" или, другими словами,- Христос осенил сиянием свыше понимание какого-то пророчества.

Христос - та самая "звезда утренняя" для всех пророков Божьих, ему - и открывать в своё время печати непонимания с запечатанной книги пророчеств Откровения.

22:17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром .
Звучит приглашение ко всем, кто нуждается в духовной воде жизни: в понимании слова Бога и осмыслении пути к Богу.
Рассмотрим, кому из живущих на Земле надлежит приглашать прийти к Богу через благовествование:

Дух и невеста говорят: «Приди!» Кто говорит людям "Приди к Богу, приди ко Христу"?.
1) Во-первых, приглашение "Приди!" звучит от Духа Божьего, коим для всех является слово Бога, Библия, написанная под вдохновением Всевышнего и при помощи Его святого духа. Если, конечно, её читать:
Слова , которые говорю Я вам, суть дух и жизнь . (Иоан.6:63)

Можно сказать, что Сам Бог говорит с людьми через Писание.

2) Во-вторых, к Богу приглашает невеста Христа - это 144000 будущих соправителей, набранных из помазанников, призванных специально для благовествования и распространения приглашения к Богу в Его новый миропорядок (1Петра 2:9)

Заметим, что Дух и невеста говорят одинаково: "приглашение" каждого благовествующего помазанника не должно вступать в противоречие со словом Бога, так как один и тот же Бог не может обучать Своих благовествующих помазанников разным по содержанию основам благой вести.
То есть, невеста Христа (помазанники Бога) не должна искажать слово Божье, ибо она научена от одного Бога и одним и тем же духом слова Его через помазание (1Иоан.2:20,27). А если кто-то, заявляя о себе как о "невесте" Христа, говорит не в соответствии со словом Бога - тот с точки зрения Бога не будет отнесён к числу "невесты" Его сына.

Итак, к Богу приглашает 1) Дух Бога (слово Бога, записанное в Библии) и 2) весь благовествующий состав "невесты" Хрстовой.
Но на этих "двух приглашающих" прийти к Богу - круг обязанных приглашать к Богу через благовестовование - не заканчивается. Как читаем дальше?

И слышавший да скажет прииди! к ак видим, есть ещё третий благовестник: это тот, кто услышал приглашение к Богу от "невесты" (от помазанников) - и по просьбе Бога тоже должен приглашать прийти к Богу и Христу Его - всех жаждущих и алчущих: Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром

В итоге прийти в новый миропорядок Бога приглашает и 1) Сам Бог через слово Своё, Библию. 2) И невеста Христова, и 3) те, кто научен приглашению Божьему - от невесты Христовой.

Бог просит благовествовать всех, кто способен правильно понять образец "приглашения" (помазанников) и всех остальных, кто услышит от них и сможет в точности, без искажения - передать приглашение "невесты" другим:
и что слышал от меня (от "невесты", от Павла, например) при многих свидетелях, то передай (не что-то другое, а именно услышанное от "невесты") верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим.2:2)

То, как каждый читающий эти слова отнесётся к просьбе Бога "разносить" Его приглашение в новый мир по всей планете - повлияет на то, как Бог отнесётся к читателям Своего слова.

Н ельзя не упомянуть также и о том, что важно не ошибиться в выборе "невесты" в качестве наставника для себя. Это самая непростая задача, требующая серьёзного отношения к исследованию Библии и сравнения слова всех так называемых "невест " - со словом Бога (Деян.17:11)

Несомненно, самые точные сведения о будущей Системе вещей получат те, кому посчастливится в неё попасть. А в этом веке важно рассмотреть в священном Писании и словах благовествующей "невесты" хотя бы основы правильной благой вести о Боге, Христе Его и замысле в отношении Земли и человечества.

22:18,19 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
Предупреждение о том, что записи Иоанна по откровению Дня Господа нельзя изменять, добавляя что-либо к ним от себя или сокращая их по своему усмотрению. Равно, как и исследовать эту книгу имеет смысл целиком, не считая, что какие-то записи маловажны, а какие-то требуют дополнения.
Все, кто будет сознательно искажать смысл книги "Откровение" - будут сурово наказаны Богом: уничтожением навеки.

22:20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Иисус говорит через ангела о своём скором пришествии, а Иоанн говорит ему "да будет так, иди!"

Для небожителей тысяча лет -как один день для земного миропорядка, поэтому понятие "скоро" у Иисуса Христа отличается от оного с точки зрения человека: со времени казни Христа прошло почти две тысячи лет, но его "скоро" для наведения порядка на земле - ещё не наступило, исполняются лишь предвестники его скорого возвращения в явлении второго пришествия на облаках в качестве царя над Землёй - для взятия своей "невесты" на небеса и наказания нечестивых в Армагеддоне (Мтф.24:3-21,29-31; Откр.11:15-18; 1Фессал.4:16,17).

22:21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь .
Этим пожеланием не лишиться жизнеспасающей духовной защиты Иисуса Христа до самого конца - Иоанн благословляет всех верующих и заканчивает книгу Откровение: до тех пор, пока верующие пребывают во Христе , идут к Богу по следам его и являются "членами" его духовного тела - на них распространяется оправдание от грехов, соделанных прежде, и как следствие - обетование обретения вечной жизни в райском миропорядке Бога остаются актуальными (Римл.3:23-25). В этом и заключается смысл благодати.
Пребывание благодати со всеми верующими, преданными Богу, позволяет им всё более приближаться к Вседержителю в общении и развитии (вне Христа - Бог далёк от нечестивых, Пр.15:29), обновляться во внутренней сущности в духовного человека и формироваться в святых детей Божиих, достойных жителей вечного мироздания Божия (Еф.4:21-32;Гал.5:22-26)

1 Показал мне ангел реку # 22:1 В некот. рукописях: чистую реку. воды жизни, прозрачную, как кристалл # 22:1 Или: сверкающую, ка к хрусталь. . Она начинается от престола Бога и Агнца. 2 На обоих берегах реки, протекающей посередине улицы города Божия, растет древо жизни. Двенадцать раз в году приносит оно народам плоды (каждый месяц — новые) и целебные листья # 22:2 Букв.: дерево жизни, приносящее плоды двенадцать (раз ; или: сортов ); каждый месяц дающее плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. . 3 Ничего не будет в том городе проклятого. Воздвигнется там престол Бога и Агнца, и будут служить и поклоняться Ему слуги Его. 4 Увидят они лицо Его, и имя Его будет на челе у них. 5 Ночей там больше не будет, и не понадобится людям уже ни светильников свет, ни свет солнца, ибо Господь Бог воссияет над ними. И будут царствовать они во веки веков.

Пришествие Христа

6 «Верны эти слова, — заключил ангел, — и истинны. Потому и послал меня , ангела Своего, Господь Бог, вдохновлявший пророков # 22:6 Букв.: Бог духов/проявлений Духа (или: духа) пророков . В некот. рукописях: Бог святых пророков. , показать слугам Своим, чему надлежит произойти вскоре».

7 «Вот, Я скоро приду! — говорит Иисус . — Блажен, кто в сердце хранит пророческие слова книги этой!»

8 Я, Иоанн, сам всё это слышал и видел. Потрясенный всем, что показал мне ангел, я у ног его пал на колени, чтобы поклониться ему # 22:8 Букв.: и когда услышал и увидел (всё это), я пал, чтобы поклониться перед ногами ангела, показывающего мне это. . 9 Но он удержал меня: «Не делай этого! Я ведь только соработник твой и твоих братьев-пророков и всех тех, кто в сердце хранит слова этой книги. Богу поклонись!»

10 И сказал мне: «Не запечатывай слов пророчества книги этой, ибо время их исполнения близко! 11 А пока грешник пусть еще грешит и порочный продолжает дальше пребывать в своих пороках, но праведный пусть и впредь поступает праведно и святой не перестает освящаться!»

12 «Вот, Я скоро приду, — сказал Иисус , — награда и возмездие Мое будет со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я — Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец.

14 Блаженны те, кто кровью Моей одежды свои омывает # 22:14 В некот. рукописях: исполняет заповеди Его. : имеют они право на древо жизни и в город могут войти через врата. 15 А псы и чародеи, блудники и убийцы, идолопоклонники и все, кто любит ложь и ложью живет, — не попадут они в город # 22:15 Букв.: кто любит и творит ложь, те — вне. .

16 Я, Иисус, послал ангела Моего засвидетельствовать вам это в церквах # 22:16 Или: для церквей/о церквах. . Я — Потомок Давидов, Побег от корня его # 22:16 Друг. возм. пер.: Я — Корень, из которого (род) Давида вырос, а также Потомок Давида. , Звезда сияющая, Звезда утренняя.

17 И Дух, и Невеста взывают: „Приди!“ И всякий слышащий это пусть тоже скажет: „Приди!“ И да придут все жаждущие и чающие # 22:17 Букв.: желающие. : пусть пьют они воду жизни, Богом даруемую!

18 Но всякому, кто слышит слова этой книги пророчеств, свидетельствую: если кто добавит что-то к ним, пошлет Бог на того бедствия, описанные в книге этой. 19 И если отнимет кто от слов пророчества этого # 22:19 Букв.: от слов книги пророчества этого. , не допустит Бог того к древу жизни # 22:19 В некот. рукописях: Бог отнимет у того участие в Книге Жизни. и в город святой не войдет он, не обретет он ничего из того, что описано в книге этой # 22:19