Чем отличается бакалавриат от специалитета? Что выбрать: бакалавриат с магистратурой или специалитет? Что выше специалитет или бакалавриат

В связи с тем, что в 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание Единого европейского пространства высшего образования, система российского образования осуществляет постепенный переход на существующую в Европе двухступенчатую систему подготовки профессионалов с высшим образованием. Данная система состоит из бакалавриата (1-й ступени обучения) имагистратуры (2-й ступени).

Бакалавриат

Это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы, выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр» . Соответственно, бакалавр - это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

Магистратура

Это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы, выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр» .

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид - «специалитет» , программа которого предусматривает 5-ти летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень «дипломированный специалист» .

Перед тем как направлять документы в вуз на ту или иную специальность, абитуриенту следует принять обдуманное решение, исходя из своих профессиональных интересов и личных планов на жизнь, какую программу обучения лучше выбрать. Если поступающий не планирует вести научно-исследовательскую деятельность и становиться ученым в избранной профессиональной сфере, то для полноценной работы и успешного карьерного роста достаточно закончить «бакалавриат».

Стоит отметить ещенесколько преимуществ этой программы.

Во-первых : этот вид квалификации по сравнению с «дипломированным специалистом» принят по международной классификации и приветствуется работодателями во всем мире.

Во-вторых: фундаментальность подготовки позволяет без труда сменить профессию. Программы подготовки бакалавров в соответствии с ГОС позволяют за один год перейти к любой совместимой профессии, а «дипломированному специалисту», например, придется получать новую профессию по программе второго высшего образования в течение 2-2,5 лет. По закону об образовании второе высшее образование является платным, а бакалавр может продолжить обучение в магистратуре иного профиля на бюджетной основе, т.к. получает образование по программе третьего уровня. Кроме того, бакалавры (в отличие от специалистов), поступившие в магистратуру в год окончания бакалавриата имеют отсрочку от призыва на срочную военную службу в армии еще на 2 года, т.е. на срок обучения в магистратуре.

Учеба - важная часть нашей жизни. Большинство организаций требуют наличия высшего образования. А после окончания 11 классов возникают вопросы, куда поступать, какое направление выбрать и какая же форма обучения лучше. Практически каждый знает, что магистратура - это более высокая ступень образования. А вот чем отличается бакалавриат от специалитета? Стоит разобраться в каждой из форм обучения более подробно.

Бакалавриат

Средний срок обучения - 4 года. Однако в некоторых вузах (а иногда в конкретных случаях - например, после получения младшего специалиста) длительность может быть изменена в меньшую или большую сторону. После окончания имеется возможность поступления в магистратуру. Однако можно и сразу устраиваться на работу в заведения, требующие высшего образования. Бакалавр при желании способен защитить кандидатскую. Но это довольно трудно сделать без прохождения аспирантуры. В нее берут по окончании магистратуры.

Ученики разных стран, отучившиеся на бакалавра, могут претендовать на признание своего диплома в другом государстве.

На данной форме обучения имеется достаточно плюсов и минусов. Так, плюсами можно считать:

  • возможность получения диплома европейского образца и при желании - реальную возможность поступления в магистратуру в других странах и престижных вузах;
  • возможность поменять как учебное заведение, так и специальность.

Однако есть и минусы:

  • часть работодателей считают, что для работы у них бакалавриата недостаточно;
  • обучение в магистратуре дорогостоящее, а количество бюджетных мест значительно меньше, чем выпускников бакалавриата;
  • нет возможности сразу поступить в аспирантуру.

Данный тип подготовки специалистов был введен в 1996 году (в России). Пришел этот вид обучения из других стран и обрел широкое распространение.

Диплом присваивается после защиты дипломной работы. Последняя сдается определенной комиссии по конкретному направлению.

После получения данной степени имеется возможность защиты такой степени, как кандидат наук. Однако для этого нужно выполнить определенную научную работу.

Бакалавриат считается первой ступенью многоуровневой системы образования.

Специалитет

Форма обучения, которая получила большое распространение именно по России. Продолжительность - 5 лет. Человек по окончании получает диплом специалиста. В отличие от бакалавриата, специалитет предоставляет возможность поступать как в магистратуру, так и сразу в аспирантуру. Также возможно поступление на должности, требующие высшего образования.

А как насчет выбора специальности? Специалитет имеет меньший выбор профессий нежели бакалавриат, так как это более узкая направленность подготовки. Хотя данная форма обучения включает не так уж и мало возможных специальностей. Однако при выборе важно узнать - есть ли обучение специалистов в данном направлении.

Специалитет: достоинства и недостатки

Эта форма подготовки также имеет свои преимущества и недостатки. Так, к первым можно отнести:

  • то, что работодатели охотнее берут на работу специалистов, так как считают (что, в принципе, является правдой), что это более полноценная подготовка;
  • имеется возможность сразу поступить в аспирантуру.

Минусы у данной формы обучения таковы:

  • в других странах диплом специалиста может быть не принят;
  • обучение в магистратуре только платное.

Вполне возможно, что в скором времени данный вид подготовки полностью изживет себя и прекратит своё существование. Однако если в Европе он уже исчез, то в России и странах СНГ ещё готовят «специалистов».

К тому же в случае переезда в страны, где нет такого вида подготовки, как специалитет, придется переучиваться снова.

Отличия между специалитетом и бакалавриатом

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Бакалавриат считается базовым образованием. А некоторые компании не желают брать бакалавров на свои должности, так как считают такую форму обучения "незаконченным высшим образованием". Хотя это больше предрассудки.

Чем отличается бакалавриат от специалитета? Основным отличием данных форм является длительность обучения. Также довольно важным аспектом является аспирантура. Бакалавриат не подразумевает возможностей поступления туда, в отличие от специалитета. Немаловажным фактором для тех, кто смотрит на более широкие перспективы, является распространение за рубежом.

Программа бакалавриата и специалитета: что в них есть особенного, что лучше

Студент, обучающийся на бакалавра, получает по выбранной образовательной программе фундаментальную подготовку. А вот специалист получает не только ее, но и специальную по специальности. Также он имеет уже более узкую специализацию по данной профессии.

Поэтому выбор направления зависит от дальнейших целей конкретного человека. Так, обучение на специалитете предоставляет не столько получение образования, сколько освоение конкретной профессии, поэтому нет возможности расширить свои навыки, выбрав другую профессию. А вот бакалавриат предоставит, скорее, образование по какой-либо направленности, что дает возможность работы в разных сферах на схожих/смежных профессиях.

Также стоит оценить, насколько требуется поступление в магистратуру и аспирантуру. Всё зависит от целей, которых нужно достичь.

По сути, для многих стран (за исключением России и стран СНГ) бакалавр - это тот же специалист, однако немного более многопрофильный.

Небольшое заключение

Теперь понятно, чем отличается бакалавриат от специалитета. Некоторые учебные заведения перешли на систему образования, которую называют двухуровневой. Такие вузы не готовят больше специалистов. Они производят набор учеников только на бакалавриат и магистратуру. Однако если вуз раньше производил набор на специалитет, то учащиеся, окончившие его, получат диплом специалиста.

Стоит отметить, что специалисты всё же ещё долго будут более востребованы на трудовом рынке, нежели окончившие бакалавриат.

А вот при устройстве в иностранную компанию (которые нередко появляются в России) скорее отдадут предпочтение человеку с дипломом бакалавра.

Поэтому нельзя с точностью сказать, что лучше - бакалавриат или специалитет. У обоих достаточно весомые плюсы, а также имеются неоспоримые минусы.

С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке. Однако еще недавно высшее образование в России (и Советском Союзе) было построено по совсем иной системе: все вузы готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре . Но специфика образовательного пространства нашей страны такова, что многие вузы продолжают готовить специалистов и сегодня, поэтому нынешнюю систему образования можно назвать «трехступенчатой». Посмотрим, в чем же разница между «старой» и «новой» системами.

Преимущества магистратуры и бакалавриата

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.

Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом . Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Недостатки магистратуры и бакалавриата

Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.

Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это во-вторых. Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.

Преимущества и недостатки специалитета

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения .

Задать все вопросы про программам магистратуры лично

Компания Begin Group организует и проводит образовательные выставки как по программам магистратуры, так и по программам бакалавриата. На выставке вы сможете лично пообщаться с представителями как российских, так и зарубежных университетов и получить консультацию по каждой из программ учебного заведения, представленного на мероприятии.

Перейдите на страницу выставки и узнайте подробнее, когда и где будет проводиться наше следующее мероприятие, а также изучите список наших участников, ведь скорее всего у нас есть именно то, что вы ищете.

Студентам в последнее время предстоит сложный выбор. Они могут отдать предпочтение программам бакалавриата и программам специалитета. Однако еще совсем недавно все было намного проще. После окончания вузов все выпускники автоматически получали степень специалиста. После того как Министерство образования издало указ о принятии Болонской системы, студенты встали не перепутье, потому что не знали, что выбирать: специалитет или бакалавриат? Ведь Болонская система образования включает в себя несколько ступеней: специалитет, бакалавриат, магистратура. Об этих формах обучения и пойдет речь в статье.

Специалитет - что это?

Это привычная для российской действительности форма обучения. После института или университета бывший студент полностью готов к работе в любой отдельной отрасли. Дипломированные специалисты обучаются как минимум пять лет, получая как базовые, так и углубленные знания по направленной специальности. Квалификация специалиста присваивается только поле того, как студент напишет и защитит дипломную работу, принять которую может лишь государственная аттестационная комиссия.

Итак, подытожим. Специалитет - что это? А это пятилетняя форма обучения, после окончания которой выпускник становится высококлассным специалистом. Он может претендовать на самостоятельные и высокие должности, получив такое образование. Специалитет дает уверенность человеку в своих силах. В отличие от бакалавриата, получая образование по форме специалитета, выпускник, окончивший вуз, полностью готов к работе.

Недостатки диплома специалиста

Несмотря на то что диплом специалиста имеет свои плюсы, существует и ряд минусов, которые представлены ниже.

  • Выпускникам с дипломом после специалитета сложно продолжать обучение, а также найти работу за пределами нашего государства. Специалитет - что это? Такой вопрос задают жители Европы, так как у них принята двухуровневая система обучения: только образование по формам бакалавриата и магистратуры. В средней квалификации кадров они не нуждаются.
  • В связи с переходом на Болонскую систему образования дипломы специалиста и бакалавра приравниваются.

Преимущества

Давайте рассмотрим, какие плюсы имеет специалитет. Что это такое, знает каждый гражданин нашей страны, но не каждый понимает, какие преимущества дает такое образование.

  • Престиж перед работодателем. Хотя Министерство образования и считает, что разница между специалистом и бакалавром очень мала, по факту сложно уместить пятилетнюю форму обучения в рамки четырех лет.
  • Специалитет намного удобнее для тех, кто собирается вести научную карьеру, так как после окончания этой формы обучения можно поступать сразу в аспирантуру.
  • Обучение в магистратуре после специалитета - это получение второго высшего образования.

Что представляет собой бакалавриат?

В 1996 году был введен бакалавриат. Выпускники, окончившие вуз по этой форме обучения, имеют профессиональное образование в выбранной квалификации. После окончания этой формы обучения не обязательно сразу же поступать в магистратуру. Можно это сделать позже, ведь законом разрешено работать по специальности с дипломом бакалавра.

Произошедшие изменения в квалификации «специалитет» 2014 года удивили многих. Диплом бакалавра и специалиста приравняли, так как Министерство образования посчитало более корректным перейти на Болонскую систему обучения, как в Европе.

Преимущества бакалавриата

  • За рубежом выпускники бакалавриата могут обучатся как менее четырех лет, так и более. Все зависит от направленности обучения в школе.
  • Возможность получения второго образования после бакалавриата, если человек решил поступать на магистратуру по другой специальности.
  • Поступать после бакалавра на магистратуру можно и в другой вуз, причем даже за рубежом.

Недостатки диплома бакалавра

  • Небольшой спрос в связи с устаревшими устоями. Работодатели привыкли, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, и поэтому считают, что бакалавры существенно уступают специалистам.
  • Сокращение бесплатных мест в магистратуре в связи с переходом на двухуровневую систему образования. Теперь конкурс на бюджетные места после бакалавриата на магистратуру стал существенно жестче.

Отличие специалитета от бакалавриата

Главное отличие между специалитетом и бакалавриатом заключается в том, что специалисты выходят из учебного заведения с более высоким уровнем знаний, в отличие от бакалавров. Последние изучают в основном общие предметы. В них закладывают базу их будущей деятельности, а специалистов углубленно обучают конкретно их специальности.

Также есть разница между специалитетом и бакалавриатом еще и в количестве лет, необходимых для обучения: бакалавры обучаются минимум четыре года, а специалисты - минимум пять лет. После окончания бакалавриата студент может поступать сразу в магистратуру, а после получения диплома специалиста - в аспирантуру.

Что такое магистратура?

Магистратура - это вторая по очередности ступень высшего образования, которая позволяет углубить свою специализацию в профессиональном направлении. Обучение на магистратуре занимает два года. Здесь подготавливают студентов к научной исследовательской деятельности, а также к работе, которая впоследствии потребует проектных и аналитических навыков. Поступить на магистратуру можно как после бакалавриата, так и после специалитета. Право на участие в конкурсе предоставляется обеим ступеням образования. Обучатся на магистратуре можно как на бюджетной основе, так и на платной. Но в связи с ужесточением конкурса и сокращением количества бюджетных мест поступить на бесплатное место крайне сложно.

Не стоит полагать, что нужно обязательно поступать на магистратуру сразу же после окончания бакалавриата или специалитета. Это можно осуществить по собственному желанию. Также можно, поступая на магистратуру, поменять специальность, если есть на то желание. В таком случае окончание вуза будет приравниваться ко второму высшему образованию.

Заключение

Магистратура после специалитета - есть ли в этом смысл? Это каждый должен решить для себя сам. После специалитета можно поступать в аспирантуру и двигаться дальше по научной степени, поэтому магистратура большой роли не играет. Но почему? А потому, что, поступая после специалитета на магистратуру, студент теряет как минимум один год. А после введения двухуровневой системы образования можно поступать на магистратуру после окончания бакалавриата.

Так что же выбрать - специалитет или бакалавриат с магистратурой? Что лучше - магистратура после специалитета или магистратура после бакалавриата? Ответить на эти вопросы однозначно нельзя, поскольку все системы имеют как преимущества, так и недостатки, которые нужно учитывать. На сегодняшний день обе системы пользуются одинаковым спросом у студентов.

Вчерашние школьники оказались перед непростым выбором. Сейчас абитуриентам предстоит решить не только вопрос «Чему и где учиться?», но и «Как получать образование?» Сложность в том, что с вступлением России в Болонский процесс многое поменялось. В частности, изменилась структура высшего образования: оно разделилось на два уровня (бакалавриат и магистратура). Традиционная форма обучения - специалитет - также не сдает свои позиции.

Образовательная дилемма

Как же сделать правильный выбор между бакалавриатом и специалитетом?

Для абитуриентов, желающих стать бакалаврами, существуют две схемы обучения. Большинство по привычке поступают после 11-го класса школы. Также можно окончить 9 классов и поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра придется учиться уже не четыре, а три года.

У выпускников также есть возможность поступить на традиционную форму обучения - специалитет. Но следует обратить внимание на то, что с 1 января 2011 прием специалистов по большинству образовательных направлений будет прекращен. Такая форма подготовки сохранится лишь в медицинских, военных и инженерных вузах.

И бакалавры, и специалисты имеют право продолжить обучение в магистратуре. Магистратура - это дополнительные два года учебы. Подготовка более фундаментальная, помогает углубить узкоспециальные знания. Обучение в магистратуре рассчитано на молодых людей, которые хотят заниматься наукой или преподаванием.

Поступать или не поступать в магистратуру - с этим вопросом можно будет определиться позже, в процессе обучения. А сейчас абитуриенту важно разобраться, что выбрать: специалитет или бакалавриат? Давайте взвесим все плюсы и минусы.

Бакалавриат

Бакалавриат (4 года) - это полноценное высшее образование первой ступени. Обучение бакалавров в первую очередь направлено на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных работников начального и среднего звена. Студент получает общие навыки по выбранному направлению, которые потом может применить на практике.

К несомненным достоинствам бакалавриата относится то, что он обеспечивает так называемую мобильность студентов, т.е. с таким дипломом легко продолжить обучение в магистратуре не только российского, но и иностранного вуза. Выпускники-бакалавры смогут более свободно претендовать и на работу за границей. Главное условие Болонского процесса - введение в России западной системы образования - должно решить проблему признания наших дипломов за рубежом.

Помимо этого, бакалавры учатся менее продолжительный срок. Уже через четыре года они получают выбор: заняться своей карьерой или продолжить образование в магистратуре. Хорошая новость для «карьеристов»: бакалавриат как «общее» высшее образование позволяет после окончания вуза быстро сменить профессию. Не нужно будет переучиваться 5 лет или получать второе высшее образование - достаточно лишь пройти специальные курсы.

Если говорить о недостатках бакалавриата, то представители многих ведущих российских вузов сомневаются, будет ли четырех лет достаточно, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. Более того, поступить в магистратуру смогут только 20-25% от общего числа закончивших первую ступень образования. Таким образом, складывается мнение, что выпуск бакалавров - «недоученных специалистов» - может привести к общему падению уровня высшего образования в России.

Возможны и проблемы с работой: работодатели в нашей стране еще только привыкают к мысли о том, что бакалавр - это человек с высшим образованием. А потому выпускникам с такими дипломами несколько сложнее устроиться на работу (хотя в большинстве случаев многое зависит от личных качеств и профессиональных навыков соискателя).

Те, кто остановится на первой ступени высшего образования, по всей вероятности, не получат возможности работать на ряде должностей в органах власти, преподавать в вузах России. Научная деятельность также станет проблематичной: бакалавр не имеет права после окончания вуза на обучение в аспирантуре и защиту диссертации.

Специалитет

Специалитет (5 лет) - традиционная форма российского высшего образования. Будущему дипломированному специалисту дается и базовое образование, и углубленная подготовка в рамках выбранного направления.

Более длительный, пятилетний срок обучения положительно влияет на качество подготовки выпускников вуза. Да и работодатели больше доверяют привычной «корочке» специалиста. Так что, по всей вероятности, они будут иметь преимущества в России при приеме на работу по сравнению с бакалаврами. Кроме того, выпускники традиционной формы высшего образования смогут преподавать в российских вузах и занимать более высокие должности в органах государственной власти и управления.

К недостаткам специалитета можно отнести то, что выпускникам с таким дипломом сложнее продолжать обучение и устраиваться на работу по специальности за рубежом. Степень «специалист» не так понятна европейскому работодателю, как «бакалавр».

Что выбирают вузы?

Большинство высших учебных заведений пока постепенно переходит на двухуровневую систему образования. Отметим, что некоторые вузы перевели отдельные факультеты на новый принцип обучения еще до публикации официального распоряжения. Это Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана и др.

В крупнейших университетах Санкт-Петербурга к нововведениям отнеслись по-разному.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по большинству специальностей дает возможность выбрать наиболее удобную форму обучения. Исключение составляет Смольный институт свободных искусств и наук госуниверситета, где можно получить диплом специалиста только по специальности «Антропология». Остальные 11 факультетов уже ввели бакалавриат.

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) по образовательным направлениям можно получить дипломы и специалиста, и бакалавра - формы обучения распределились примерно поровну.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) предлагает выбрать из четырех направлений, где можно получить степень бакалавра: «Эксплуатация транспортных средств», «Архитектура», «Строительство» и «Менеджмент».

А вот в Инженерно-экономическом университете (ИНЖЭКОН) остались верны традициям классического пятилетнего образования. Желающим обучиться на бакалавра пока тут делать нечего - все факультеты и специальности рассчитаны только на будущих специалистов.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) также верен традиционной системе: здесь готовят преимущественно специалистов. Факультетов и отделений с такой квалификацией в два раза больше, чем с бакалавриатом. По словам ректора университета, для творческих профессий новая двухуровневая система образования совершенно неактуальна.

Таким образом, становится понятно, что, несмотря на официальные распоряжения, вузы не спешат кардинально менять старый порядок. Они присматриваются, пробуют, ждут результатов. В нашей стране десятилетиями формировалась особая система подготовки высококвалифицированных специалистов. Но сейчас она нуждается в обновлении. Окажется ли жизнеспособной реформа, которую предлагает Министерство образования и науки, покажет время. А первые результаты станут видны лишь через несколько лет.