Что значит классическая литература. Классическая литература (русская). Русская классическая литература: список лучших произведений. Значение русской классической литературы

Определение 1

Литературная классика - это произведения художественной литературы, считающиеся эталоном для того или иного жанра.

История возникновение понятия литературной классики

В литературе само понятие классики сложилось в последние три столетия эпохи античности и обозначало категорию писателей, которые по каким-либо причинам, не всегда ясным, считались достойными быть наставниками и служить образцами во всем, что касается получения знаний и владения словом. Первым классическим писателем считается Гомер. Уже в классический период развития Греции его поэмы «Илиада» и «Одиссея» считались недосягаемой вершиной драмы.

Замечание 1

У древних греков понятия «драма» и «литература» были практически тождественными.

В 5-8 вв. н. э. сформировался канонический список авторов, которые обладали текстами, определявшими теории и нормы. Эти нормы и теории передавались в процессе обучения. При этом канон не был абсолютно незыблемым, но в разных школах его ядро остается постоянным, да и сам он варьируется в минимальной степени. К 14 веку возникает тенденция к расширению этого списка. В этот период наряду с писателями эпохи Августа в этот перечень включаются авторы более поздних эпох и представители язычества и христианства 4-8 веков. Эти авторы служат общим достоянием, им постоянно подражают, их цитируют, сочиняют к ним глоссы.

Определение 2

Глосса – это непонятное или иноязычное слово в тексте с объяснением, которое помещается либо под самим словом, либо над ним, либо на полях.

Современное значение понятия классической литературы своими корнями уходит в эпоху Ренессанса. В этот период в процессе секуляризации европейской культуры писатели интересовались античными авторами. В результате в литературе воцарилась эпоха классицизма. Писатели подражали античными драматургам, в частности, Софоклу, Эсхилу, Эврипиду.

В своей работе «Поэтическое искусство» Николя Буало описывает канон классической драмы.

С этого момента понятие классической литературы приобрело несколько значений:

  • В узком смысле классическая литература – это вся античная литература
  • В широком понимании понятие «классический» стало применяться по отношению к любому литературному произведению, которое стало эталоном для своего жанра. Например, существует классика модернизма (Джойс, Пруст), классика романтизма (Байрон), классика массового романа и т.д.

Сущность литературной классики

Понятия «литературный верх», «высокая литература» не имеют полной смысловой определенности. При этом они служат логическому выделению из всей «литературной массы» части, верной своему культурно-художественному предназначению и достойной уважительного внимания. Вершиной высокой литературы является классика – часть художественной словесности, которая авторитетна и интересна для ряда поколений. Классика составляет «золотой фонд» литературы.

Литературоведческое понятие «классический стиль» связано с представлениями о гармонической цельности. Это понятие выступает в качеств ориентира для каждой национальной литературы. В отечественной словесности, например, классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве А. С. Пушкина.

В понятии «литературная классика» содержится представление о масштабности, значимости, образцовости произведений. Как говорил Д. С. Мережковский, писатели-классики являются «вечными спутниками человечества».

Художественная (литературная) классика – это совокупность произведений первого ряда. Как правило, она опознается только из последующей эпохи.

Замечание 2

Суть классической литературы состоит в том, что она активно включена в трансисторические диалогические отношения.

Преждевременное же возведение автора в ранг классика не всегда полезно и желательно. Автор, признанный своими современниками, является всего лишь «кандидатом» в классики. Есть немало примеров, когда литераторы, не по праву объявленные современной им публикой классиками, затем часто еще при жизни, отцветают, теряют свою значимость в глазах последующих поколений. Таким образом, вопрос о том, кто имеет право называться классиком, решают не современники писателей, а последующие поколения, их потомки. Например, в настоящее время принадлежность Б. А. Баратынского и К. Н. Батюшкова к числу поэтов-классиков не вызывает сомнений, но на протяжении долгого времени они находились во «втором ряду», вместе с Н. И. Гнедичем, В. К. Кюхельбекером, И. И. Козловым, чья заслуга перед отечественной литературой не вызывает споров, но их популярность у публики и размах творческой деятельности недостаточно велики.

Вопреки популярному мнению, литературная классика не является «окаменелостью». Бытование классических творений полна динамики при стабильно высокой репутации писателей. Как писал М. М. Бахтин, каждая эпоха по-своему переакцентирует литературные произведения прошлого. Поэтому жизнь произведений в большом историческом времени связано с их обогащением. Смысловой состав произведений может досоздаваться далее, расти, на фоне новых событий классические творения раскрывают новые смысловые моменты. При этом эти произведения в разные исторические моменты воспринимаются по-разному, часто вызывая споры и разногласия. Ярким примером является широкий диапазон трактовок творчества А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, множество совершенно разных интерпретаций трагедий Шекспира, разнообразные прочтения творчества Гёте.

Для существования классики являются неблагоприятными и авангардистское небрежение культурным наследием, произвольная модернизация произведений, и канонизация, догматическая схематизация классических произведений. Часто такая крайность по отношению к классике оспаривалась. Нормой отношения к художественной классике является свободное, неимперативное признание ее авторитета, не исключающее спора, несогласия, критического отношения.

Призвание классики заключается в том, чтобы, находясь вне современности читателя, помогать ему понять самого себя в перспективе культурной жизни. Она обращена в первую очередь к людям, живо интересующимся историческим прошлым и причастным ему, «духовно оседлым».

Часто в силу присущей ей общезначимости, классика становится предметом профанации и объектом пародии. Но если пародия придает классическим произведениям новый контекст, то профанация уничтожает произведения. Например, в постсоветский период на книжном рынке появилось множество классических произведений, адаптированных до уровня массового читателя и изданных с сокращениями.

(оценок: 51 , среднее: 3,98 из 5)

В России литература имеет свое направление, отличающееся от любого другого. Русская душа загадочна и непонятна. Жанр отражает в себе и Европу, и Азию, поэтому лучшие классические русские произведения необыкновенны, поражают душевностью и жизненностью.

Главное действующее лицо — душа. Для человека не важно положение в обществе, количество денег, ему важно найти себя и свое место в этой жизни, найти истину и душевное равновесие.

Книги русской литературы объединены чертами писателя, владеющим даром великого Слова, полностью посвятившим себя этому искусству литературы. Лучшие классики видели жизнь не плоско, а многогранно. Они писали о жизни не случайных судеб, а выражающих бытие в его самых уникальных проявлениях.

Русские классики настолько разные, с разными судьбами, но объединяет их то, что литература признана школой жизни, способом изучения и развития России.

Русская классическая литература создавалась лучшими писателями из разных уголков России. Очень важно то, где родился автор, ведь этого зависит его становление как личности, его развитие, а также это влияет на писательское мастерство. Пушкин, Лермонтов, Достоевский родились в Москве, Чернышевкий в Саратове, Щедрин в Твери. Полтавщина на Украине — родина Гоголя, Подольская губерния – Некрасова, Таганрог – Чехова.

Три великих классика, Толстой, Тургенев и Достоевский, были абсолютно непохожими друг на друга людьми, имели разные судьбы, сложные характеры и великие дарования. Они сделали огромный вклад в развитие литературы, написав свои лучшие произведения, которые до сих пор будоражат сердца и души читателей. Эти книги должен прочитать каждый.

Еще одно важное отличие книг русской классики – высмеивание недостатков человека и его образа жизни. Сатира и юмор – главные черты произведений. Однако многие критики говорили о том, что это все клевета. И лишь настоящие ценители видели, насколько персонажи одновременно и комичны, и трагичны. Такие книги всегда цепляют за душу.

У нас вы можете найти лучшие произведения классической литературы. Вы можете скачать бесплатно книги русской классики либо читать онлайн, что очень удобно.

Представляем вашему вниманию 100 лучших книг русской классики. В полный список книг вошли самые лучшие и запоминающиеся произведения русских писателей. Данная литература известна каждому и признана критиками со всего мира.

Конечно, наш список книг топ 100 – всего лишь небольшая часть, собравшая в себя лучшие работы великих классиков. Его можно продолжать очень долго.

Сто книг, которые должен прочитать каждый, чтобы понять не только то, как раньше жили, какие были ценности, традиции, приоритеты в жизни, к чему стремились, а узнать в целом, как устроен наш мир, насколько светлой и чистой может быть душа и как она ценна для человека, для становления его личности.

В список топ 100 вошли самые лучшие и самые известные работы русских классиков. Сюжет многих из них известен еще со школьной скамьи. Однако, некоторые книги трудно понять в юном возрасте, для этого нужна мудрость, которая приобретается с годами.

Конечно, список далеко не полный, его можно продолжать бесконечно. Читать такую литературу – одно удовольствие. Она не просто чему-то учит, она кардинально меняет жизни, помогает осознать простые вещи, которые мы порой даже не замечаем.

Надеемся, наш список книг классики русской литературы пришелся вам по душе. Возможно, вы уже что-то читали из него, а что-то нет. Отличный повод составить свой личный список книг, свой топ, которые вы бы хотели прочитать.

Весь романтический пафос, которым окутаны Средние века, представлен в «Айвенго». Доблестные рыцари, прекрасные дамы, осады замков и политические тонкости вассальных отношений - всё это нашло место в романе Вальтера Скотта.

Во многом именно его творение и способствовало романтизации Средневековья. Автор описал исторические события, которые затрагивают период в истории Англии после Третьего крестового похода. Конечно, не обошлось без серьёзных художественных импровизаций и вымысла, но от этого история стала только увлекательнее и прекраснее.

В эту подборку нельзя было не включить наиболее известное творение Николая Васильевича Гоголя. Для многих школьников изучение «Мёртвых душ» является самым ярким событием на уроках литературы.

Николай Гоголь - один из немногих классиков, который умел писать о проблемах мещанского быта и России в целом в столь саркастично-непосредственном тоне. Здесь нет ни эпичной тяжеловесности Толстого, ни нездорового психологизма Достоевского. Читать произведение легко и приятно. Однако вряд ли кто-либо откажет ему в глубине и тонкости подмеченных явлений.

Приключенческий роман «Всадник без головы» многослоен: в нём переплелись , детективные и любовные мотивы. Сюжетные хитросплетения создают интригу и держат в напряжении до самых последних страниц книги. Кто же этот безголовый всадник? Привидение, плод воображения героев или чей-то коварный трюк? Вы вряд ли заснёте, пока не получите ответ на этот вопрос.

Чарльз Диккенс был крайне популярен при жизни. Люди ждали его следующих романов примерно так же, как мы сейчас ждём выхода каких-нибудь «Трансформеров». Образованная английская публика любила его книги за неподражаемый стиль и сюжетный динамизм.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» - самое смешное произведение Диккенса. Приключения английских снобов, провозгласивших себя исследователями человеческих душ, полны нелепых и комичных ситуаций. Социальная проблематика, безусловно, здесь присутствует, но подана она в такой простой форме, что не полюбить английского классика после прочтения просто невозможно.

«Госпожа Бовари» по праву считается одним из величайших романов мировой классики. Это звание нисколько не умаляет увлекательность творения Флобера - вызывающая история любовных приключений Эммы Бовари смела и дерзка. После публикации романа писатель даже был привлечён к судебной ответственности за оскорбление нравственности.

Психологический натурализм, которым пронизан роман, позволил Флоберу ярко раскрыть проблему, актуальную в любую эпоху, - конвертируемость любви и денег.

Самое известное произведение Оскара Уайльда задевает за живое глубоко проработанным образом главного героя. Дориан Грей, эстет и сноб, обладает чрезвычайной красотой, которая контрастирует с развивающимся в течение сюжета внутренним уродством. Упиваться наблюдением за нравственным падением Грея, аллегорически отражённом в визуальном изменении его портрета, можно часами напролёт.

«Американская трагедия» - изнанка американской мечты. Стремление к состоятельности, уважению, положению в обществе, деньгам свойственно всем людям, однако для большинства путь наверх закрыт по умолчанию в силу разных причин.

Клайд Гриффитс - выходец из низов, который всеми силами пытается пробиться в высшее общество. Он готов на всё ради своей мечты. Но общество с его идеалами успешности как абсолютной жизненной цели само является катализатором нарушения морали. В итоге Клайд преступает закон, чтобы достичь своих целей.

«Убить пересмешника» - роман автобиографический. Харпер Ли описала свои воспоминания о детстве. В итоге получилась история с антирасистским посылом, написанная простым и доступным языком. Читать книгу полезно и интересно, её можно назвать учебником нравственности.

Не так давно вышло продолжение романа под названием «Пойди поставь сторожа ». В нём так сильно вывернуты наизнанку образы персонажей классического произведения писательницы, что когнитивного диссонанса при чтении не избежать.

Лайфхакер может получать комиссию от покупки товаров, представленных в публикации.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Класси́ческая литерату́ра - корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Общие сведения

Понятие классики в литературе складывалось в три последних столетия античности : оно обозначало определённую категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещённых людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всём, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором, безусловно, считался Гомер . «Одиссея » и «Илиада » уже в классический период развития Греции (V в. до н. э.) считались недостижимой драматической вершиной (понятие «драмы» у древних греков было практически тождественно понятию литературы в целом). В V-VIII веках н. э. сложился канонический список auctores (буквально: «поручителей»), обладающих auctoritas , - текстов, определявших нормы и теории, что передавались в процессе обучения. Канон этот не был абсолютно незыблемым; однако в разных школах он варьируется минимально, и ядро его остаётся постоянным. По мере приближения к XIV веку возникает тенденция к расширению списка. Наряду с поэтами и прозаиками эпохи Августа в эти перечни включаются писатели более поздних эпох, а также представители язычества и христианства IV, V, а иногда и VI и VIII веков. Все эти «авторы » служат общим, как бы обезличенным достоянием; их постоянно цитируют, им подражают, их разрезают на сентенции , к ним сочиняют глоссы .

Смысл понятия

Современный смысл понятия «классическая литература» уходит корнями в Эпоху Возрождения, когда в процессе секуляризации европейской культуры писатели обратили своё внимание на античных авторов. Результатом этого явилась эпоха классицизма в литературе, во время которой писатели подражали греческим драматургам, прежде всего Эсхилу , Софоклу и Эврипиду . Канон классической драмы описан в работе Николя Буало «Поэтическое искусство». С тех пор в узком смысле слова «классическая литература» означает всю античную литературу. В широком смысле слова понятие «классический» стало употребляться по отношению к любому произведению, которое задало канон для своего жанра. Так появилась классика романтизма (Байрон), классика модернизма (Пруст , Джойс), классика массового романа (Дюма), и так далее.

Классическая литература – это произведения, считающиеся образцовыми для определенной эпохи. Многие подобные книги включены в обязательную школьную программу, так как считается, что они могут многому научить и рассказать о том, как на самом деле происходила жизнь 2-3, а то и более веков назад.

Классика жанра определяется всем полезным, что может этот жанр принести. То есть, если в произведении «Война и мир», которое считается классическим и входит в школьную программу рассказывается не только о жизни и всем, что происходило в ту эпоху, но и показывает было ли это правильным, значит такая литература в принципе показан для чтения и приносит только пользу.

История классической литературы

Понятие классики в литературе появилось в последние несколько эпох античности, когда оно еще обозначало только писателей, ставших по какой-то причине образцовыми для обычного жителя. Одним из первопроходцев был Гомер, автор известных «Илиады» и «Одиссеи». В 5-8 веке был целый ряд авторов, которые уже сложили определенные понятия в современном мире и являлись классиками по причине написания научных произведений. С каждым веком список пополнялся, в нем начали возникать имена авторов, которых в дальнейшем начали не только регулярно перечитывать, но и цитировать.

Каждый народ имеет век, во время которого созрело наибольшее количество авторов-классиков. Как правило, им следовали и подражали, поскольку считали просветленными. Так ли это на самом деле и что мы будем считать классикой спустя 2-3 века пока неизвестно, но стоит надеяться на то, что плохих произведений и авторов видеть не придется.