Хадисы про 10 дней зуль хиджа. Достоинство первых десяти дней месяца зуль хиджа. В эти дни совершаются самые важные виды поклонения

«Поистине, число месяцев у Аллаха (Бога, Господа) - двенадцать, в Его Книге (Законе) [в этом мироздании Он сделал их именно двенадцать]. И это с того дня, как сотворил Он небеса и землю. Из них - четыре запретных (священных)» (см. Св. Коран, 9:36).

В Исламе есть четыре священных месяца по лунному календарю - Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб. Двенадцатый месяц календаря - Зуль-хиджа. В этом месяце особо значимы для верующего первые десять дней (десять ночей) и среди них 9-й день - день ‘Арафа, за которым следует праздник жертвоприношения - ‘Идуль-адха, или Курбан-байрам. В первые десять дней Зуль-хиджа мусульмане со всего мира устремляются к Священной Каабе, чтобы совершить хадж (паломничество).

В Коране сказано:

«Все эти [ритуалы хаджа] для того, чтобы (1) получили они [люди, совершающие паломничество] с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые дела, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Аллаха (Бога, Господа) в известные дни [под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама], (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих» (Св. Коран, 22:28).

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: за ночь до праздника Курбан-байрам (то есть в ночь с 9-го на 10-е месяца Зуль-хиджа) и десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа). «Клянусь рассветом (зарею)! Клянусь [первыми] десятью ночами [месяца Зуль-хиджа] !» (Св. Коран, 89:1, 2), - говорит Господь миров в Коране, подчеркивая особенность этих ночей.

Дополнительный пост в Зуль-хиджа

В мусульманской традиции практикуются дополнительные дни поста, например пост в день ‘Арафа (9-й день месяца Зуль-хиджа) . Можно поститься и все первые девять дней месяца Зуль-хиджа , но соблюдение поста в эти дни возможно в качестве дополнительной формы поклонения Творцу (как одно из дополнительных добрых дел), канонической необходимости в этом нет . Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша сказала: «Я никогда не видела, чтобы пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постился первые дни (первые десять дней) месяца Зуль-хиджа [перед Курбан-байрамом]» .

«Самые любимые Богом благодеяния...»

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Самые любимые Богом благодеяния - это те, что совершаются людьми в первые десять дней месяца Зуль-хиджа». У Него спросили: «[Они более любимы Богом и вознаграждаемы, чем] даже когда человек самоотверженно усердствует на Божьем пути (рискует собственной жизнью во благо и процветание других) [например, защищая свою Родину от иноземных вероломных захватчиков]?!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Да, более любимо, чем это. За исключением случая, когда человек выходит на Божьем пути [например, защищать Родину или приобретать знания на чужбине либо помогать тем, кто нуждается в его профессиональной помощи где-то далеко от родных земель] и в итоге отдает всего себя, а также тратит все свое богатство на благо и процветание других, все без остатка» .

Пост в день ‘Арафа

«Пост в день ‘Арафа [в 9-й день месяца Зуль-хиджа] способствует прощению грехов за два года, прошедший и будущий» , - сказал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует). То есть воздаяние от Бога за него столь значимо, что может искупить прегрешения двух лет, явится причиной искупления и Божьего прощения. Имам ан-Навави комментировал: «В первую очередь компенсируются малые прегрешения. Если таковых нет, тогда - большие грехи. Если и их нет, тогда человек будет поднят на более высокие уровни (праведности и благочестия пред Богом, а после Судного Дня - на более высокие уровни в Раю)» . Но для совершающих хадж (паломничество) соблюдение поста в день ‘Арафа крайне нежелательно. В хадисе упомянут даже запрет для совершающих хадж: «Пророк запретил соблюдение поста в день ‘Арафа для стоящих на ‘Арафате» . Все же, учитывая ряд аспектов, богословы говорят о нежелательности (макрух) .

«Нет дня, сравнимого с днем ‘Арафа по количеству людей, освобождаемых Богом от адского наказания» , - как гласит хадис Пророка. Если и есть для кого вероятность за слова, дела или поступки оказаться, пусть даже на некоторое время, в Аду, молитвы и благодеяния, совершаемые человеком в день ‘Арафа, во взаимосвязи со знанием Бога о том, что человек и дальше до конца жизни будет следовать пути веры и благочестия, могут явить Божьей милостью чудесный результат - человек окончательно и бесповоротно будет вычеркнут из списка тех, кто может оказаться в Аду! Милость Творца безгранична, но от нас требуется ежедневная самоотдача и самодисциплина в благом и праведном, на пользу себе, близким и людям вообще.

Во время праздника Курбан-байрам является желательным (сунна) возвеличивать и восхвалять Всевышнего на протяжении всех четырех праздничных дней после каждой обязательной молитвы, особенно если верующие совершают очередную обязательную молитву сообща. Первым намазом, после которого произносятся такбиры, является утренняя молитва (Фаджр) девятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть день ‘Арафа, и так до двадцать третьей молитвы, то есть послеполуденной (‘Аср) молитвы четвертого праздничного дня. Возвеличивание Господа перед праздничной молитвой (по дороге в мечеть или в ожидании молитвы уже в мечети) желательно как в праздник Курбан-байрам, так и в Ураза-байрам. Наиболее распространенной является следующая форма восхваления:

Транслитерация:

«Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ . و اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ . وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ

Перевод:

«Аллах (Бог, Господь) превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление» .

В Коране говорится:

«Упоминайте Аллаха (Бога, Господа) в определенные (установленные) дни [в дни праздника Курбан-байрам: 10, 11, 12 и 13 числа месяца Зуль-хиджа . Уделите данному деянию (восхвалению Творца после обязательных молитв-намазов, да и не только) особое внимание]» (см. Св. Коран, 2:203) .

Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала заклания. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы» . Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух).

Но, если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Канонически, нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости .

См., например: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 593; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 635.

Далее будет приведет достоверный хадис, в котором сказано, что соблюдение поста в этот день настолько вознаграждаемо, что может искупить грехи двух лет. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525, «сахих».

Замечу, что людям, совершающим паломничество, текстом хадиса запрещается соблюдать пост в день стояния на горе ‘Арафа. Богословы говорят о нежелательности (макрух). См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526 и пояснение к нему.

Десятый день месяца Зуль-хиджа - Курбан-байрам. В этот день соблюдение поста запрещено (харам).

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 255, 264.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255, пояснение к теме № 496.

Фактически имеются в виду девять дней. Девятый - день ‘Арафа, о важности поста в который есть достоверный хадис. Десятый - Курбан-байрам. Праздник Курбан-байрам, согласно канонам, длится четыре дня, и во все эти дни соблюдение поста запрещено.

Хадис от ‘Аиши; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 144, хадис № 756, «сахих».

Хадис, в котором сказано, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) всегда постился первые десять дней месяца Зуль-хиджа, не является достоверным. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 261, хадис № 2416, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 254, хадис № 1700 и пояснение к нему.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 144, хадис № 757, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 2. С. 30, хадис № 324, «сахих».

См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 451, хадис № 197–(1162); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 188, хадисы № 1730 и 1731, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 316, хадис № 5118, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, хадис № 1/1251; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1701; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, хадис № 525 и пояснение к нему.

См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 255.

Также см.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, пояснение к хадису № 1/1251.

См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 188, хадис № 1732, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 254, хадис № 1702, а также С. 256; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, хадис № 526.

Степень достоверности данного хадиса низкая, но точно и достоверно известно из Сунны Пророка, что сам посланник Божий не соблюдал пост в день ‘Арафа во время совершения паломничества, причем демонстративно пил молоко. Во время соблюдения хаджа в день ‘Арафа не постились и праведные халифы - Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 301, 302, пояснение к хадису № 526.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1641, 1642; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 131, пояснение к хадису № 1/1251; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 302.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 533, хадис № 436–(1348).

См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 389, 390.

См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 183 (мнение Ибн ‘Аббаса).

Богословские подробности по данному аяту см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 183; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 578, 584, 585.

См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 818, 819, хадис 39–(1977); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2704; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 5. С. 119, хадис № 2090 и пояснение к нему; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 2. С. 905.

См., например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 396.

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней – день Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс », начиная каждую из них с «Бисмиллях... ». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс », будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников », – ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего ; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, – как Пророк Иса (мир ему).

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.

Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами... » – подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни ». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.

Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа ». Спросили его: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, занятых служением Богу в эти дни)? » Он ответил: «Нет похожих на них на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида) ». Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.

В числе этих дней и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – самый лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения ».

В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни ».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа) ». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)? » Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся ».

Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я был у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мы говорили о добрых деяниях. И он сказал : “Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа ”. Я спросил его: “О Посланник Аллаха! Они даже лучше джихада? ” Он ответил: “Даже джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и нашёл там свою смерть ”».

Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить сердечным покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все – быть может, преуспеете ».

Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши ».

Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.

Пост в день Арафа

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы ». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней? » (Байхаки, Табарани).

Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.

Мухаммад Мухаммадов

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных деяний. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (да благословит и приветствует его Аллах) раб его и посланник.

О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами. (Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами .Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. (Союзники-70-71.)

по истине самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), и самое плохое, что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад. (Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: «Того, кому Аллах желает блага, Он делает разбирающимся в религии». аль-Бухари 71, Муслим 1037.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

О, мусульмане! Как вы знаете, скоро начинается сезон хаджа, к нам приближается месяц зуль-хиджа и великий праздник курбана. Сегодня двадцать четвертое зуль-каида. Через пять, шесть дней начинается месяц зуль-хиджжа,

О, рабы Аллаха! что бы сделать причиной приумножения благих дел своего раба, Аллах из великой мудрости в течении года выделил определенные дни и месяцы среди других дней и месяцев,.

О, рабы Аллаха! мы с вами с позволения Аллаха встречаем первые десять дней месяца зул-хиджы. Эти дни являются лучшими днями года у Аллаха, как об этом сообщил пророк (да благословит и приветствует его Аллах) в хадисе, что самыми любимыми для Аллаха являются праведные деяния совершенные в эти дни. Спросили, даже лучше чем сражение на пути Аллаха, он сказал: даже чем сражение на пути Аллаха.

“…Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!”(аль-Фаджр:1,2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах). и другие сказали что это т.е. слова Аллаха “Клянусь десятью ночами” сказано по поводу первых десяти дней зул-хиджы.

Если говорить о деяниях этих десяти дней, первое- это хадж который совершается в эти дни. Об этом мы с вами говорили подробно на прошедших хутбах.

Только хотел добавить к теме хаджа, вот что, из мудрости и пользы хаджа это то, что хадж напоминает человеку о вечной жизни. Тот, кто совершает хадж, тот, покидает свою родину и уезжает в незнакомое место, также человек, когда умирает, покидает этот мир, с умершего человека снимают привычную ему одежду и заворачивают в са ван, также и в хадже, мы снимаем ту повседневную привычную одежду и одеваем другую одежду, умершего купают, прежде чем завернуть в кафан, также хаджи купается прежде чем одеться в эту одежду, хаджи выстаивает на Арафате, также умерший станет в судный день там, где все встанут перед своим Господом

يَوْمَ يَقُومُ ٱلنَّاسُ لِرَبّ ٱلْعَـٰلَمِينَ [المطففين:6]،

“в тот день, когда люди предстанут перед Господо м миров?” (аль-Мутаффифин:6)

Дорогой брат! Если ты не совершаешь хадж, это не значит что, эти дни должны пройти мимо тебя. Эти дни особые, это благодатный сезон и ценное время. Каждый разумный человек, знает, что это время наступает не каждый день, сезон это возможность приумно жить доходы, какой торговец, добровольно закроет свой магазин во время сезона, например человек, торгующий канцелярскими товарами может закрыть свой магазин накануне открытия школьного года? Если он закроется, можно назвать его торговцам? Таким же образом можно привести множество примеров.

Если мы ради этого мира оказываем такое усердие, богатства которого все равно оставим здесь, а как же мы должны поступать ради вечной жизни. На самом деле мы поступаем на оборот, значит, мы не очень то верим в последнюю жизнь, в противном случаи мы бы старались намного усерднее, чем для этой жизни. Разве, может, кто то построить свой дом на земле, которая ему не принадлежит? Если мы для этот мир такое усердие оказываем которого все равно оставим здесь, а для вечной жизни как мы должны быть?

يَوْمَ تَأْتِى كُلُّ نَفْسٍ تُجَـٰدِلُ عَن نَّفْسِهَا وَتُوَفَّىٰ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ [النحل:111]،

“В тот день каждый человек придет и будет препираться за себя. Каждому человеку сполна воздастся за то, что он совершил, и с ними не поступят несправедливо.”(ан-Нахль:111)

يَوْمَ تَجِدُ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ مِنْ خَيْرٍ مُّحْضَرًا [آل عمران:30]،

“В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам.”(сура али-Имран:30)

يَوْمَ يَنظُرُ ٱلْمَرْء مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ [النبأ:40]،

“В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: “Эх, если бы я был прахом!”(сура ан-Наба:40)

Что может для верующего человека полезнее, чем этот аят, в котором верующий наставлял свой народ, народ фараона.

: يٰقَوْمِ إِنَّمَا هَـٰذِهِ ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا مَتَـٰعٌ وَإِنَّ ٱلاْخِرَةَ هِىَ دَارُ ٱلْقَـرَارِ مَنْ عَمِـلَ سَـيّئَةً فَلاَ يُجْزَىٰ إِلاَّ مِثْلَهَا وَمَنْ عَمِـلَ صَـٰلِحاً مّن ذَكَـرٍ أَوْ أُنْثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُوْلَـئِكَ يَدْخُلُونَ ٱلْجَنَّةَ يُرْزَقُونَ فِيهَا بِغَيْرِ حِسَابٍ [غافر:39، 40].

О мой народ! Мирская жизнь - не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью пребывания.Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета.(сура Гафир:39-40)

Приветствуй тех, кто использует эти дни полезно праведно, совершая благие дела, зикры, дуа, пост и много другое. Во всех этих делах следует состязаться.

إِنَّ ٱلأَبْرَارَ لَفِى نَعِيمٍ عَلَى ٱلأَرَائِكِ يَنظُرُونَ تَعْرِفُ فِى وُجُوهِهِمْ نَضْرَةَ ٱلنَّعِيمِ يُسْقَوْنَ مِن رَّحِيقٍ مَّخْتُومٍ خِتَـٰمُهُ مِسْكٌ وَفِى ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ ٱلْمُتَنَـٰفِسُونَ [المطففين:22-28].

Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать райские блага . На их ли цах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима - источника, из которого пьют приближенные. (сура аль-Мутаффифин:22-26)

О, рабы Аллаха! вот к нам приходит очередной сезон благих деяний после рамадана, если мы верим в Аллаха и в судный день и хотим быть из числа преуспевших в этой жизни и в следующей жизни, то нам необходимо состязаться в благих делах в эти дни.

Аллах Свят он и Велик сказал:

“Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!” (аль-Фаджр:1-2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах. и другие сказали что это т.е. слова Аллаха Клянусь десятью ночами сказано по поводу первых десяти дней зуль-хиджы.

Все эти слова указывают на обособленность этих дней, которые уже наступят совсем скоро. Поскольку они особые, значит, существуют особые виды деяний в эти дни. Прежде всего, мы должны бросать все греховные деяния, и делать тауба

وتوبوا الى الله جميعا ايها المؤمنون لعلكم تفلحون

“…О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете. “(ан-Нур:31)

А какие виды поклонений мы должны совершать в эти дни? Давайте перечислим их, на первом месте упоминание имени Аллаха т.е. совершение зикра, в виде Аллаху Акбар кабира,ва алхамдулиллахи касира, ва субханаллахи букратан ва асила. Ла иллаха иллаллах.

: وَيَذْكُرُواْ ٱسْمَ ٱللَّهِ فِى أَيَّامٍ مَّعْلُومَـٰتٍ [الحج:28]،

“Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни”(аль-Хаджж:28)

ученные сказали, что под установленными днями имеется в виду первые десять дней зуль-хиджы. Ибну Омар (р.а.) повсюду даже на рынках, на улицах говорил слова такбира громко, добавлял к ним слова похвалы , благословения и благодарения.

وَلِتُكَبّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ [البقرة:185]،

“Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь.”(аль-Бакара:185)

В эти дни одобряемым является пост, предпочтительно больше читать Коран, по больше раздавать милостыню, по этому пусть не проходят эти дни просто мимо Вас. Ведь праведные деяния в эти дни считаются самыми любимыми деяниями для Аллаха, чем в другие дни, даже праведники сказали, что, эти дни превосходят даже последние десять дней рамадана, по этому приложи максимум усилий, пусть эти дни не проходят в пустую мимо тебя.

О, мусульмане! В эти дни вобрали в себя все главные, основные деяния такие как намаз, пост, хадж, садака т.е. раздача милостыни. А среди этих дней есть свои особые дни- это день Арафа и день жертвоприношения. Этот день т.е. день арафа является одним из великих дней всего года. В этот день мусульмане находясь в хадже выполняют один из важнейших столпов хаджа это стояние на горе Арафат. Пророк с.а.в велел тем кто не в хадже поститься в этот день. Сказал, что пост в этот день смывает грехи прошлого и оставшегося года.

Видите как ислам заботится о нас, тем кто в хадже запрещено поститься, что бы они находясь там, могли вынести трудности хаджа, могли как следует делать зикр и дуа. Когда пророк (да благословит и приветствует его Аллах) был на Арафате он не постился, люди думали что он скрывает свой пост, тогда ему принесла Уммул-Фадл чашу с молоком, он выпил перед всеми, что бы не у кого не оставалось сомнения, что пророк не постится в этот день.

День Арафат является лучшим днем среди всех дней.

يقول فيه : ((خيرُ الدعاء دعاءُ يوم عرفَة، وخير ما قلتُ أنا والنبيّون قبلي يوم عرفة: لا إلهَ إلاّ الله وحدَه لا شريك له، له الملك وله الحمد، وهو على كل شيء قدير)).

Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: самая лучшая дуа т.е. мольба- совершённая дуа в день арафа, и самое лучшее, что сказал я и другие пророки до меня в день арафа- это слова нет достойного поклонения никому кроме Аллаха, он один и нет у него сотоварища, ему принадлежит власть и похвалы и он способен на всё.

И ты не смотря на то, что не совершаешь хадж также приближайся к Аллаху делая в течении всего этого дня много дуа и зикры, которые установлены в суннате пророка (да благословит и приветствует его Аллах) и повторяй эти слова, которые он говорил, по чаще. Особенно перед Магрибом, может Аллах простит тебя и нас и заведет в свою милость и в рай.

День арафа совпал в нашем календаре с пятым число м следующего месяца т.е. пятая ноября.

О, мусульмане! Следующий день после дня на Арафате- это день жертвоприношения, помни, этот день курбана, является сунной пророка Ибрагима (мир ему) и сунна пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), это древнейший вид поклонения через которые люди приближаются к своему Господу.

Часто в этом виде поклонения люди до нас и сейчас допускают ошибки, приносят жертву наряду с Аллахом различным идолам-истуканам, богам, деревьям, могилам, колдунам, на свадьбах перед невестой и так далее и тому подобное множество примеров, распространено ошибочное вероубеждение, якобы, совершая ритуалы паломничества в не установленных Аллахом местах, они совершают хадж, тем более не так далеко и затрат меньше, а по сути их действия являются большим ширком.

Они т.е. совершающие паломничество в не установленных Аллахом местах, думают что эти места являются святынями Аллаха, как мы знаем и как об этом говорили на прошлых хутбах святыни Аллаха являются те места которых Аллах и Его посланник назвал святыми, а не те места которых люди сами придумали. По этой причиной же совершать паломничества к таким местам является харамом и приобщением Аллаху сотоварищей. Ведь мы должны верить и признать единство Аллаха в Его Господстве т.е. Он единый Творец, Кормилец, Властелин и Управляет всеми творениями Сам Один без сотоварищей, в этом нет у Него сотоварища, который бы участвовал во всех этих делах.

Также мы должны верить и признать Его Единство в Его Божественности т.е. мы должны поклоняться Ему одному без сотоварищей в рамках Его установлений.

Некоторые думают что, поклонение это намаз, закят, пост хадж и зикры, да именно так, они являются основными видами поклонений, но кроме них есть такие поклонения как дуа, мольба которую должны делать только Аллаху, просить помощи тоже является поклонением, также упование, страх, боязнь, любовь, назр и жертвоприношение. Каждому из этих поклонений Аллах Милостив и Милосердный установил свои правила и все они должны быть посвящены только Ему Свят Он и Велик.

Разве можно имея такое вера убеждение превозносить, признавать святыни, которые Аллах Свят Он и Велик не утвердил как святыни мусульман?

О, мусульмане! Как вы знаете десятое число месяца зулхиджа день курбана, этот день мы приносим жертву согласно шариату.

: فَصَلّ لِرَبّكَ وَٱنْحَرْ [الكوثر:2]،

“Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.”(аль-Каусар:2)

Этот день является днем поклонения Аллаху и днем урока таухида т.е. этот день все люди признают единство Аллаха, в том, что все приносимые же ртвы принадлежать только Ему Свят Он и Велик.

Об этом иншшАллах мы подробно поговорим на следующих хутбах, только хотел напомнить, что тому, кто намерен принести жертву т.е. резать курбан, с наступлением месяца зуль-хиджа нельзя подстригать ногтей, укорачивать или если по другому говорить убирать что либо из волос.

لقوله : ((إذا دخل شهر ذي الحجة وأراد أحدكم أن يضحي فلا يأخذ من شعره ولا من ظفره ولا من بشرته شيئاً)) مسلم،

В хадисе который находится в сборнике Имам Муслим пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: “когда наступает зул-хиджа и кто из вас хочет принести жертву пусть не убирает из волос и кожи что либо и пусть не подстригает ногтей.”(Муслим 1977)

Это дело относится только к тому, кто будет делать курбан, а от того, за кого режут ему этого не требуется.

О, Аллах просим у тебя милости, просим у тебя совершения нами благих дел и оставления плохих дел и любви к бедным,

О, Аллах облегчи нашим хаджиям совершение хаджа и помоги им.

، فاللهم لا تحرمنا فضلك ولا تؤاخذنا بذنوبنا وخطيئاتنا، واجعلنا من عبادك الأوابين المنيبين المسابقين إلى الجنات ورفيع الدرجات إنك على كل شيء قدير وبالإجابة جدير.

بارك الله لي ولكم في القرآن العظيم، ونفعني وإياكم بما فيه من الآيات والذكر الحكيم، أقول قولي هذا، وأستغفر الله العظيم الجليل لي ولكم ولسائر المسلمين من كل ذنب، فاستغفروه وتوبوا إليه، إنه هو الغفور الرحيم.

Да благословит Аллах Кораном меня и вас, пусть даст нам пользу от аятов и упоминаний в Коране. Прошу прощения у Аллаха себе и вам и остальным мусульманам от всех грехов. И вы покайтесь и просите у него прощения, ведь он прощающий, милосердный.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Пятничная хутба г. Москва. Материал подготовлен редакцией сайта

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных деяний. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (да благословит и приветствует его Аллах) раб его и посланник.

О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами. (Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами .Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. (Союзники-70-71.)

по истине самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), и самое плохое, что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад. (Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: «Того, кому Аллах желает блага, Он делает разбирающимся в религии». аль-Бухари 71, Муслим 1037.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

О, мусульмане! Как вы знаете, скоро начинается сезон хаджа, к нам приближается месяц зуль-хиджа и великий праздник курбана. Сегодня двадцать четвертое зуль-каида. Через пять, шесть дней начинается месяц зуль-хиджжа,

О, рабы Аллаха! что бы сделать причиной приумножения благих дел своего раба, Аллах из великой мудрости в течении года выделил определенные дни и месяцы среди других дней и месяцев,.

О, рабы Аллаха! мы с вами с позволения Аллаха встречаем первые десять дней месяца зул-хиджы. Эти дни являются лучшими днями года у Аллаха, как об этом сообщил пророк (да благословит и приветствует его Аллах) в хадисе, что самыми любимыми для Аллаха являются праведные деяния совершенные в эти дни. Спросили, даже лучше чем сражение на пути Аллаха, он сказал: даже чем сражение на пути Аллаха.

“…Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!”(аль-Фаджр:1,2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах). и другие сказали что это т.е. слова Аллаха “Клянусь десятью ночами” сказано по поводу первых десяти дней зул-хиджы.

Если говорить о деяниях этих десяти дней, первое- это хадж который совершается в эти дни. Об этом мы с вами говорили подробно на прошедших хутбах.

Только хотел добавить к теме хаджа, вот что, из мудрости и пользы хаджа это то, что хадж напоминает человеку о вечной жизни. Тот, кто совершает хадж, тот, покидает свою родину и уезжает в незнакомое место, также человек, когда умирает, покидает этот мир, с умершего человека снимают привычную ему одежду и заворачивают в са ван, также и в хадже, мы снимаем ту повседневную привычную одежду и одеваем другую одежду, умершего купают, прежде чем завернуть в кафан, также хаджи купается прежде чем одеться в эту одежду, хаджи выстаивает на Арафате, также умерший станет в судный день там, где все встанут перед своим Господом

يَوْمَ يَقُومُ ٱلنَّاسُ لِرَبّ ٱلْعَـٰلَمِينَ [المطففين:6]،

“в тот день, когда люди предстанут перед Господо м миров?” (аль-Мутаффифин:6)

Дорогой брат! Если ты не совершаешь хадж, это не значит что, эти дни должны пройти мимо тебя. Эти дни особые, это благодатный сезон и ценное время. Каждый разумный человек, знает, что это время наступает не каждый день, сезон это возможность приумно жить доходы, какой торговец, добровольно закроет свой магазин во время сезона, например человек, торгующий канцелярскими товарами может закрыть свой магазин накануне открытия школьного года? Если он закроется, можно назвать его торговцам? Таким же образом можно привести множество примеров.

Если мы ради этого мира оказываем такое усердие, богатства которого все равно оставим здесь, а как же мы должны поступать ради вечной жизни. На самом деле мы поступаем на оборот, значит, мы не очень то верим в последнюю жизнь, в противном случаи мы бы старались намного усерднее, чем для этой жизни. Разве, может, кто то построить свой дом на земле, которая ему не принадлежит? Если мы для этот мир такое усердие оказываем которого все равно оставим здесь, а для вечной жизни как мы должны быть?

يَوْمَ تَأْتِى كُلُّ نَفْسٍ تُجَـٰدِلُ عَن نَّفْسِهَا وَتُوَفَّىٰ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ وَهُمْ لاَ يُظْلَمُونَ [النحل:111]،

“В тот день каждый человек придет и будет препираться за себя. Каждому человеку сполна воздастся за то, что он совершил, и с ними не поступят несправедливо.”(ан-Нахль:111)

يَوْمَ تَجِدُ كُلُّ نَفْسٍ مَّا عَمِلَتْ مِنْ خَيْرٍ مُّحْضَرًا [آل عمران:30]،

“В тот день, когда каждая душа увидит все добро и зло, которое она совершила, ей захочется, чтобы между ней и между ее злодеяниями было огромное расстояние. Аллах предостерегает вас от Самого Себя. Аллах сострадателен к рабам.”(сура али-Имран:30)

يَوْمَ يَنظُرُ ٱلْمَرْء مَا قَدَّمَتْ يَدَاهُ [النبأ:40]،

“В тот день человек увидит, что уготовили его руки, а неверующий скажет: “Эх, если бы я был прахом!”(сура ан-Наба:40)

Что может для верующего человека полезнее, чем этот аят, в котором верующий наставлял свой народ, народ фараона.

: يٰقَوْمِ إِنَّمَا هَـٰذِهِ ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا مَتَـٰعٌ وَإِنَّ ٱلاْخِرَةَ هِىَ دَارُ ٱلْقَـرَارِ مَنْ عَمِـلَ سَـيّئَةً فَلاَ يُجْزَىٰ إِلاَّ مِثْلَهَا وَمَنْ عَمِـلَ صَـٰلِحاً مّن ذَكَـرٍ أَوْ أُنْثَىٰ وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُوْلَـئِكَ يَدْخُلُونَ ٱلْجَنَّةَ يُرْزَقُونَ فِيهَا بِغَيْرِ حِسَابٍ [غافر:39، 40].

О мой народ! Мирская жизнь - не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является Обителью пребывания.Тот, кто совершил зло, получит только соответствующее воздаяние. А те мужчины и женщины, которые поступали праведно, будучи верующими, войдут в Рай, в котором они будут получать удел без счета.(сура Гафир:39-40)

Приветствуй тех, кто использует эти дни полезно праведно, совершая благие дела, зикры, дуа, пост и много другое. Во всех этих делах следует состязаться.

إِنَّ ٱلأَبْرَارَ لَفِى نَعِيمٍ عَلَى ٱلأَرَائِكِ يَنظُرُونَ تَعْرِفُ فِى وُجُوهِهِمْ نَضْرَةَ ٱلنَّعِيمِ يُسْقَوْنَ مِن رَّحِيقٍ مَّخْتُومٍ خِتَـٰمُهُ مِسْكٌ وَفِى ذَلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ ٱلْمُتَنَـٰفِسُونَ [المطففين:22-28].

Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве и будут на ложах созерцать райские блага . На их ли цах ты увидишь блеск благоденствия. Их будут поить выдержанным запечатанным вином, а печатью его будет мускус (оно запечатано мускусом или же последний глоток его будет иметь привкус мускуса). Пусть же ради этого состязаются состязающиеся! Оно смешано с напитком из Таснима - источника, из которого пьют приближенные. (сура аль-Мутаффифин:22-26)

О, рабы Аллаха! вот к нам приходит очередной сезон благих деяний после рамадана, если мы верим в Аллаха и в судный день и хотим быть из числа преуспевших в этой жизни и в следующей жизни, то нам необходимо состязаться в благих делах в эти дни.

Аллах Свят он и Велик сказал:

“Клянусь зарёю! Клянусь десятью ночами!” (аль-Фаджр:1-2)

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах. и другие сказали что это т.е. слова Аллаха Клянусь десятью ночами сказано по поводу первых десяти дней зуль-хиджы.

Все эти слова указывают на обособленность этих дней, которые уже наступят совсем скоро. Поскольку они особые, значит, существуют особые виды деяний в эти дни. Прежде всего, мы должны бросать все греховные деяния, и делать тауба

وتوبوا الى الله جميعا ايها المؤمنون لعلكم تفلحون

“…О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете. “(ан-Нур:31)

А какие виды поклонений мы должны совершать в эти дни? Давайте перечислим их, на первом месте упоминание имени Аллаха т.е. совершение зикра, в виде Аллаху Акбар кабира,ва алхамдулиллахи касира, ва субханаллахи букратан ва асила. Ла иллаха иллаллах.

: وَيَذْكُرُواْ ٱسْمَ ٱللَّهِ فِى أَيَّامٍ مَّعْلُومَـٰتٍ [الحج:28]،

“Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни”(аль-Хаджж:28)

ученные сказали, что под установленными днями имеется в виду первые десять дней зуль-хиджы. Ибну Омар (р.а.) повсюду даже на рынках, на улицах говорил слова такбира громко, добавлял к ним слова похвалы , благословения и благодарения.

وَلِتُكَبّرُواْ ٱللَّهَ عَلَىٰ مَا هَدَاكُمْ [البقرة:185]،

“Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь.”(аль-Бакара:185)

В эти дни одобряемым является пост, предпочтительно больше читать Коран, по больше раздавать милостыню, по этому пусть не проходят эти дни просто мимо Вас. Ведь праведные деяния в эти дни считаются самыми любимыми деяниями для Аллаха, чем в другие дни, даже праведники сказали, что, эти дни превосходят даже последние десять дней рамадана, по этому приложи максимум усилий, пусть эти дни не проходят в пустую мимо тебя.

О, мусульмане! В эти дни вобрали в себя все главные, основные деяния такие как намаз, пост, хадж, садака т.е. раздача милостыни. А среди этих дней есть свои особые дни- это день Арафа и день жертвоприношения. Этот день т.е. день арафа является одним из великих дней всего года. В этот день мусульмане находясь в хадже выполняют один из важнейших столпов хаджа это стояние на горе Арафат. Пророк с.а.в велел тем кто не в хадже поститься в этот день. Сказал, что пост в этот день смывает грехи прошлого и оставшегося года.

Видите как ислам заботится о нас, тем кто в хадже запрещено поститься, что бы они находясь там, могли вынести трудности хаджа, могли как следует делать зикр и дуа. Когда пророк (да благословит и приветствует его Аллах) был на Арафате он не постился, люди думали что он скрывает свой пост, тогда ему принесла Уммул-Фадл чашу с молоком, он выпил перед всеми, что бы не у кого не оставалось сомнения, что пророк не постится в этот день.

День Арафат является лучшим днем среди всех дней.

يقول فيه : ((خيرُ الدعاء دعاءُ يوم عرفَة، وخير ما قلتُ أنا والنبيّون قبلي يوم عرفة: لا إلهَ إلاّ الله وحدَه لا شريك له، له الملك وله الحمد، وهو على كل شيء قدير)).

Пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: самая лучшая дуа т.е. мольба- совершённая дуа в день арафа, и самое лучшее, что сказал я и другие пророки до меня в день арафа- это слова нет достойного поклонения никому кроме Аллаха, он один и нет у него сотоварища, ему принадлежит власть и похвалы и он способен на всё.

И ты не смотря на то, что не совершаешь хадж также приближайся к Аллаху делая в течении всего этого дня много дуа и зикры, которые установлены в суннате пророка (да благословит и приветствует его Аллах) и повторяй эти слова, которые он говорил, по чаще. Особенно перед Магрибом, может Аллах простит тебя и нас и заведет в свою милость и в рай.

День арафа совпал в нашем календаре с пятым число м следующего месяца т.е. пятая ноября.

О, мусульмане! Следующий день после дня на Арафате- это день жертвоприношения, помни, этот день курбана, является сунной пророка Ибрагима (мир ему) и сунна пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах), это древнейший вид поклонения через которые люди приближаются к своему Господу.

Часто в этом виде поклонения люди до нас и сейчас допускают ошибки, приносят жертву наряду с Аллахом различным идолам-истуканам, богам, деревьям, могилам, колдунам, на свадьбах перед невестой и так далее и тому подобное множество примеров, распространено ошибочное вероубеждение, якобы, совершая ритуалы паломничества в не установленных Аллахом местах, они совершают хадж, тем более не так далеко и затрат меньше, а по сути их действия являются большим ширком.

Они т.е. совершающие паломничество в не установленных Аллахом местах, думают что эти места являются святынями Аллаха, как мы знаем и как об этом говорили на прошлых хутбах святыни Аллаха являются те места которых Аллах и Его посланник назвал святыми, а не те места которых люди сами придумали. По этой причиной же совершать паломничества к таким местам является харамом и приобщением Аллаху сотоварищей. Ведь мы должны верить и признать единство Аллаха в Его Господстве т.е. Он единый Творец, Кормилец, Властелин и Управляет всеми творениями Сам Один без сотоварищей, в этом нет у Него сотоварища, который бы участвовал во всех этих делах.

Также мы должны верить и признать Его Единство в Его Божественности т.е. мы должны поклоняться Ему одному без сотоварищей в рамках Его установлений.

Некоторые думают что, поклонение это намаз, закят, пост хадж и зикры, да именно так, они являются основными видами поклонений, но кроме них есть такие поклонения как дуа, мольба которую должны делать только Аллаху, просить помощи тоже является поклонением, также упование, страх, боязнь, любовь, назр и жертвоприношение. Каждому из этих поклонений Аллах Милостив и Милосердный установил свои правила и все они должны быть посвящены только Ему Свят Он и Велик.

Разве можно имея такое вера убеждение превозносить, признавать святыни, которые Аллах Свят Он и Велик не утвердил как святыни мусульман?

О, мусульмане! Как вы знаете десятое число месяца зулхиджа день курбана, этот день мы приносим жертву согласно шариату.

: فَصَلّ لِرَبّكَ وَٱنْحَرْ [الكوثر:2]،

“Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву.”(аль-Каусар:2)

Этот день является днем поклонения Аллаху и днем урока таухида т.е. этот день все люди признают единство Аллаха, в том, что все приносимые же ртвы принадлежать только Ему Свят Он и Велик.

Об этом иншшАллах мы подробно поговорим на следующих хутбах, только хотел напомнить, что тому, кто намерен принести жертву т.е. резать курбан, с наступлением месяца зуль-хиджа нельзя подстригать ногтей, укорачивать или если по другому говорить убирать что либо из волос.

لقوله : ((إذا دخل شهر ذي الحجة وأراد أحدكم أن يضحي فلا يأخذ من شعره ولا من ظفره ولا من بشرته شيئاً)) مسلم،

В хадисе который находится в сборнике Имам Муслим пророк (да благословит и приветствует его Аллах) сказал: “когда наступает зул-хиджа и кто из вас хочет принести жертву пусть не убирает из волос и кожи что либо и пусть не подстригает ногтей.”(Муслим 1977)

Это дело относится только к тому, кто будет делать курбан, а от того, за кого режут ему этого не требуется.

О, Аллах просим у тебя милости, просим у тебя совершения нами благих дел и оставления плохих дел и любви к бедным,

О, Аллах облегчи нашим хаджиям совершение хаджа и помоги им.

، فاللهم لا تحرمنا فضلك ولا تؤاخذنا بذنوبنا وخطيئاتنا، واجعلنا من عبادك الأوابين المنيبين المسابقين إلى الجنات ورفيع الدرجات إنك على كل شيء قدير وبالإجابة جدير.

بارك الله لي ولكم في القرآن العظيم، ونفعني وإياكم بما فيه من الآيات والذكر الحكيم، أقول قولي هذا، وأستغفر الله العظيم الجليل لي ولكم ولسائر المسلمين من كل ذنب، فاستغفروه وتوبوا إليه، إنه هو الغفور الرحيم.

Да благословит Аллах Кораном меня и вас, пусть даст нам пользу от аятов и упоминаний в Коране. Прошу прощения у Аллаха себе и вам и остальным мусульманам от всех грехов. И вы покайтесь и просите у него прощения, ведь он прощающий, милосердный.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Пятничная хутба г. Москва. Материал подготовлен редакцией сайта

Месяц зуль-хиджа является одним из высокочтимых месяцев у мусульман. Это один из четырёх запретных месяцев (раджаб, зуль-хиджа, зуль-каада, мухаррам), в течение которых Всевышний Аллах запретил войны, конфликты, кровную месть. Особенно ценными являются первые десять дней этого месяца.

Месяц зуль-хиджа содержит главный праздник мусульман – Ид аль-Адха (Курбан-байрам), приходящийся на 10-е число. В месяце зуль-хиджа мусульмане совершают хадж – одну из пяти основополагающих обязанностей мусульман, являющихся столпами Ислама. В нём также присутствует один из священных дней – день Арафа (9-е число). В этот день паломники, совершающие хадж, пребывают в местности Арафа. В день Арафа желательно тысячу раз читать суру «Ихляс », начиная каждую из них с «Бисмиллях... ». В одном хадисе сказано, что тому, кто прочтёт тысячу раз суру «Ихляс », будут прощены все грехи.

В хадисе также сказано, что самые любимые и самые дорогие для Аллаха дни – это первые десять дней зуль-хиджа. В первые девять дней этого месяца, и особенно в день Арафа (и в предыдущий день), желательно соблюдать пост (кроме паломников, совершающих хадж).

В хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах) говорится, что один юноша соблюдал пост в первые десять дней месяца зуль-хиджа. Об этом сказали Пророку (мир ему и благословение), и он спросил, почему тот соблюдает пост. «О свет моих очей, это дни хаджа, и я надеюсь на благо от дуа (молитвы) паломников », – ответил юноша. И тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал, что за каждый день поста в эти дни он получит такое вознаграждение, как за освобождение ста рабов, раздачу как милостыню ста животных и выдачу для совершения джихада ста лошадей, а за пост в день Арафа – такое вознаграждение, как за освобождение двух тысяч рабов, раздачу такого же количества животных на садака и выделение такого же количества лошадей для джихада.

В хадисах также сказано, что вознаграждение за пост в день Арафа равно вознаграждению за пост в течение двух лет; что тому, кто соблюдал пост в этот день, прощаются грехи двух лет – предыдущего и последующего ; что тот, кто соблюдает пост за два дня до Арафа, получит вознаграждение, как и Пророк Айюб (мир ему), а тот, кто постился в день Арафа, – как Пророк Иса (мир ему).

Эти дни желательно провести в поклонении Создателю (ибадате), раздать нуждающимся милостыню.

Тому, кто собирается резать жертвенное животное (курбан), нежелательно (карахат) в течение первых десяти дней зуль-хиджа, то есть до жертвоприношения, стричь волосы и ногти.

Достоинства первых десяти дней месяца зуль-хиджа

Слова Всевышнего Аллаха в суре «Заря»: «Клянусь зарёю, клянусь десятью ночами... » – подразумевают первые 10 дней месяца зуль-хиджа. Клятва Аллаха свидетельствует о величии этих дней. А в суре «Паломничество» Всевышний говорит: «(Дабы) славить имя Господне в определённые дни ». Здесь тоже имеются в виду первые 10 дней месяца зуль-хиджа.

Воистину, наш Пророк (мир ему и благословение) свидетельствовал, что эти дни – самые благословенные на этом свете. От Джабира (да будет доволен им Аллах) передано, что наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самые благословенные дни этого мира – первые десять дней месяца зуль-хиджа ». Спросили его: «А нет ли похожих на них (т. е. на людей, занятых служением Богу в эти дни)? » Он ответил: «Нет похожих на них на пути Аллаха, кроме человека, которого убили на пути Аллаха (т. е. шахида) ». Только шахид превыше перед Аллахом, чем человек, который занят служением Аллаху в эти дни.

В числе этих дней и день Арафа. День Арафа – день большого хаджа, день прощения грехов, день освобождения от огня. Из числа этих дней также день жертвоприношения (Курбан-байрам). День жертвоприношения – самый лучший день года. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Самый великий день – день жертвоприношения ».

В эти дни включены все столпы поклонения. Хафис ибн Хаджар пишет в книге «Аль-Фатх»: «Причиной возвеличения первых десяти дней зуль-хиджа является наличие в них всех столпов поклонения: намаза, поста, жертвоприношения, паломничества, – и не сочетается всё это в другие дни ».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Всевышний Аллах больше всего любит добрые деяния, совершённые в эти дни (т. е. в первые 10 дней зуль-хиджа) ». Кто-то спросил: «О Посланник Аллаха! Даже больше джихада (войны на пути Аллаха)? » Он ответил: «Да, даже больше джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и не вернулся ».

Абдуллах ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я был у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и мы говорили о добрых деяниях. И он сказал : “Нет лучших добрых деяний, чем совершённые в первые 10 дней зуль-хиджа ”. Я спросил его: “О Посланник Аллаха! Они даже лучше джихада? ” Он ответил: “Даже джихада, кроме деяний человека, который вышел на путь Аллаха со своим богатством и нашёл там свою смерть ”».

Первые 10 дней зуль-хиджа следует встретить сердечным покаянием в своих грехах. Это обязанность каждого мусульманина. В покаянии – благо для мусульманина как на этом свете, так и в Судный день.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Кайтесь перед Аллахом все – быть может, преуспеете ».

Как можно больше берите пользы из щедрот этих дней. Каждому мусульманину желательно совершить как можно больше добрых дел. Всевышний говорит (смысл): «Тех, кто старался за (дело) Наше, наставим Мы на пути Наши ».

Как покорность Всевышнему и служение Ему в эти дни приближает нас к Нему, так же и грехи отдаляют нас от Него, и мы теряем Его милость. Посему воздержитесь от всего греховного в эти дни, дорогие братья и сёстры.

Пост в день Арафа

День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным (сунна) действием. В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими, говорится, что когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о посте в День Арафа, он сказал: «Грехи того, кто будет поститься в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы ». Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала Масруку: «О Масрук, не слышал ли ты, что Посланник (мир ему и благословение) сравнивал пост в День Арафа с постом в тысячу других дней? » (Байхаки, Табарани). Известный богослов Рамали поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи обоих лет. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел. В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, можно поститься. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, для того чтобы иметь силу при мольбе и поклонении на горе Арафат.