Интересные темы по самообразованию воспитателя детского сада. Примерные темы самообразования воспитателей доу. ​самообразование воспитателя в доу: темы по фгос

Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ

1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру
детей раннего возраста.
3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста
посредством русских народных сказок.
6.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
7.Дидактические игры в обучении детей основам математики.
8.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
9.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения
художественной литературы.
10.Игра как средство общения дошкольников.
11.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего
к дошкольному детству.
12.Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
13.Использование развивающей игры на занятиях по математике
с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
14.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.
15.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
16.Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.
17.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
18.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
19.Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
20.Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.
21.Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
22.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей
младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
23.Познавательно-исследовательская деятельность в реализации
образовательной области "Познание"
24.Правила дорожного движения для дошкольников.
25.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.
26.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.
27.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
28.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).
29.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
30.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.
31.Развитие мелкой моторики дошкольников.
32.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.
33.Развитие познавательной деятельности дошкольников.
34.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.
35.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
36.Развитие сенсорных способностей дошкольников.
37.Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.
38.Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.
39.Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.
40.Речевое развитие дошкольников
41.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
42.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
43.Роль загадки в развитии дошкольника.
44.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
45.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
46.Современные подходы к реализации задач образовательной области
"Познание".
47.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.
48.Театрализованная деятельность как средство развития креативной
личности ребёнка.
49.Физическое развитие детей в игровой деятельности.
50.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
51.Формирование коммуникативных качеств у детей
младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
52.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего
дошкольного возраста через общение с природой.
53.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
54.Формирование начал экологической культуры дошкольников.
55.Формирование основ педагогического мастерства.
56.Формирование патриотических чувств у дошкольников.
57.Формирование речи детей в игровой деятельности.
58.Художественная литература как средство всестороннего развития
дошкольника.
59.Художественно-речевое развитие детей через совместную

План самообразования воспитателя на тему: «Система работы педагога в ДОУ, в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей» на 2015-2016 уч.год

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.

Актуальность:
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Тема: «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей.»
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:
Задачи:
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Сплотить детский коллектив.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
В результате работы предполагается:
что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;
об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;
использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Форма самообразования: индивидуальная
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3. НОД.
4. Развлечения и досуги.
5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.
7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
8.Изготовление папок передвижек
9.Мониторинг.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Работа с детьми
Сентябрь
Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности.
Подбор методической литературы
Взаимодействие с педагогическим коллективом
Подготовка и проведение консультации.Октябрь
Совместные с/р игры на закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
Изготовление атрибутов к с/р играм
Разработка перспективного планирования по безопасности.

Разработка проекта по ПДД

Ноябрь
Изготовление макета «Наша улица» Беседа: «Наше село и его транспорт».
Изготовление дорожных знаков, макетов домов.
Взаимодействие с родителями: Анкетирование родителей.
Декабрь
Совместные дидактические игры на закрепление правил дорожного движения.
Подбор дидактических игр.
Обработка анкетных данных.
Работа с родителями.

Январь
Обыгрывание ситуаций на дороге; Беседа: «Осторожно, скользкая дорога! »
Взаимодействие с родителями: подбор наглядно-информационного и консультативного материала.
Февраль
Детские исследовательские проекты по ПДД
Подбор тем для проектов; Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения? », «Кто такой регулировщик? », «Зебра», «История светофора», и др.
Взаимодействие с педагогическим коллективом: подготовка к проведению мастер – класса.
Март
Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица» Подбор материала для презентаций апрель Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок по ПДД; Подбор методической литературы.
Апрель.
Детские исследовательские проекты по ПДД.
Подбор картинок дорожных ситуаций.
Май
Проект «Азбука безопасности», Совместные дидактические, настольно- печатные, с/р игры по ПДД. Подбор игр-занятий.

Работа с родителями

Сентябрь
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? » Подбор методической литературы на тему.
Октябрь
Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм Подбор и изготовление игрового оборудования
Ноябрь
Консультации: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки- передвижки по теме
Декабрь
Оформление фотоальбома «Дорожные знаки» .Подбор методической литературы на тему
Январь
Выпуск памяток для родителей Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта»
Февраль
Составление с детьми исследовательских проектов
Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения? », «Кто такой регулировщик? », «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения».
Март
Совместное пополнение с родителями дидактических игр по ПДД, атрибутов к с/р играм.Изучение методической литературы по теме, изготовление атрибутов
Апрель
Консультации и беседы индивидуальные и коллективные: «Безопасность детей – забота взрослых! ». Оформление папки- передвижки по теме:
Май
Проект: «Азбука безопасности»; совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону. Презентация проекта «Азбука безопасности», подбор игрового оборудования.

Самореализация

Сентябрь - май
Кружок «Заботливые родители»; Проект «Азбука безопасности», итоговое мероприятие: развлечение «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали»; Игра- КВН «Внимательный пешеход» Проведение игр - занятий. Планирование дидактических игр и упражнений ежедневно вне занятий.
Изучение методической литературы на данную тему. Подбор конспектов занятий.
Сентябрь
Н. В. Елжова ПДД в д/с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013.
Октябрь
Т. А. Игорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013.
Ноябрь
Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
Декабрь
Услуги интернет
Январь
Изучение статей в журналах: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Воспитатель ДОУ.
Февраль
О. Ю. Старцева Школа дорожных наук: Докольникам о правилах дорожного движения, 2012.
Март
Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008.
Апрель
Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012.
Май
Н. А. Извекова Занятия по правилам дорожного движения. М. : ТЦ. Сфера 2011.

Формы представления результатов самообразования.

Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
Мастер класс для педагогов ДОУ.
Консультации для родителей.
Проект по ознакомлению воспитанников с ПДД.
Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
Обмен опытом через Интернет.
Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности. В детском саду прошла неделя по безопасности дорожного движения в старшей группе.
Дети приняли активное участие в разных мероприятиях. Вместе с педагогами рассматривали сюжетные картинки, играли с макетами дороги с перекрестком, рассматривали тематические альбомы «Виды транспорта», «Дорожные знаки», провели цикл целевых прогулок «Светофор», «Пешеходный переход», играли в сюжетно-ролевые «Дорожное движение», просмотрели видеоролики
В группе мальчики приняли участие в театрализации: «Переходи дорогу правильно». Обыграли историю непослушного кота, который нарушал правило дорожного движения. Спектакль посмотрели дети всех групп.
И закончили неделю по ПДД словами «и пусть все люди будут живы, здоровы и счастливы».
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Оформление плана

по самообразованию педагога.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница – Титульный лист:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«План по самообразованию педагога»

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

Тема: «_______________________________»

(название темы)

________________

(учебный год)

________________

(возрастная группа)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница –

Тема: «…»

Цель: «…»

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика ЗУН детей

Организовать работу кружка, создать учебную программу,

Изучение литературы

Октябрь

занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь

Декабрь

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки. Тема: «…»

Январь

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

Март

Апрель

Развлечение «…»

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для родителей: «…»

Июль

Август

Выход темы:

ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«Тетрадь по самообразованию»

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

________________

(начата с …)

1 страница –

Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

Можно писать в виде таблицы:

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

ü Изучение научно-методической литературы;

ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

ü Обучение на курсах повышения квалификации;

ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

ü Активное участие в работе методического объединения района;

ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________ Стаж работы______________

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

11. Игра как средство общения дошкольников.

13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

14. Использование развивающей игры во время нод по математике

с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.

17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.

18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.

19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.

20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.

23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26. Правила дорожного движения для дошкольников.

27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.

28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.

29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

30. Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.

31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).

32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через

общение с природой.


34. .

35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.

36. Развитие мелкой моторики дошкольников.

37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.

38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.

39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.

40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.

42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.

43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.

44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.

45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.

46. Речевое развитие дошкольников

47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

65. Формирование речи детей в игровой деятельности.

67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.

68. Экологическое воспитание детей в детском саду.

69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.


Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии - одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.

Содействие воспитателю дошкольного учреждения в планировании работы по самообразованию

Содействие воспитателю в его самосовершенствовании - одно из условий успешной деятельности любой дошкольной организации. Хотя инициатива должна исходить, прежде всего, от самого педагога, важную роль в вопросе самосовершенствования также играет содействие методиста (или старшего воспитателя). Он помогает решить сложные либо интересующие конкретного педагога вопросы.

Методист формулирует тему для самообразования, обозначает конкретные цели, задачи, организовывает работу педагога на определённый период (иногда сразу на несколько лет), оказывает содействие в поэтапной реализации плана, а также помогает оценить результативность деятельности.

Для воспитателей проводятся ежегодные профессиональные конкурсы

Если воспитателю проблематично определиться с темой, методист проводит с ним индивидуальные беседы, как вариант - анкетирует. Методист постоянно консультирует коллег, предлагая наиболее актуальные методические источники.

Официальное название должности методиста - заместитель заведующего/ директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель/ преподаватель). В большинстве случаев термины «методист» и «старший воспитатель» синонимичны, но бывает, что это две отдельные позиции в коллективе, и тогда старший воспитатель отвечает за часть групп и подчиняется методисту. До 1984 г. в России существовала также должность «воспитатель-методист» с аналогичными обязанностями.

Кроме того, методист оценивает деятельность воспитателей, посещая занятия и иные мероприятия по организации дошкольного образования (например, прогулки, режимные активности), а потом помогает подвести итоги работы (устраивает консультации для сотрудников, делает доклад на педсовете, организует открытые просмотры).

Задачи самообразования педагога в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)

Суть самообразования - это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

  • анализ возрастных особенностей группы;
  • выявление проблем;
  • внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;
  • организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

Формы самообразования педагога детского сада

Самообразование воспитателя дошкольной организации - многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:

  • работа с современными нормативными документами, связанными с разными аспектами дошкольного воспитания;
  • проработка методической литературы по своей теме, включая чтение специальных журналов по вопросам воспитания дошкольников (например, «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч»);
  • освоение новейших педагогических технологий, классических и инновационных программ, знакомство с передовым опытом других дошкольных учреждений;
  • личностное самосовершенствование.

Методист дошкольного учреждения регулярно проводит педагогические совещания (педсоветы), где обсуждаются все актуальные вопросы, связанные с воспитанием и образованием детей в данном детском саду. Строить их нужно так, чтобы каждый воспитатель на них мог узнать что-то новое и полезное для своей работы. Во время педсовета желательно не только обсуждать теоретические вопросы, но и проводить тренинги, анализировать опыт друг друга.

Кроме того, в рамках педсоветов старший воспитатель может проводить консультации для своих коллег по обзору новинок методической литературы, ознакомления с нормативными актами и так далее. Отметим, что к такой работе возможно также привлечение логопеда, медицинского работника, а также детского психолога (если он есть в детском учреждении).

Работа в детском саду требует от педагогов командной работы и творческого подхода

Ещё одной формой самосовершенствования педагогов является обучающий семинар, который может быть организован как в рамках детского сада, так и на уровне районного методического объединения. На таком мероприятии воспитатели тренируют свои педагогические навыки.

Периодически все специалисты дошкольного учреждения должны проходить курсы повышения квалификации, которые обычно предполагают подготовку и защиту выпускного проекта. Решение о направлении на такие курсы и выборе актуальной для конкретного педагога программы принимается совместно с руководством. Важно, чтобы образовательное учреждение, проводящее курсы, имело соответствующую лицензию.

Важное значение для самообразования педагога детского сада имеют открытые просмотры. Они полезны как для того, кто проводит занятие (воспитатель демонстрирует собственные наработки), так и для зрителей (заимствуют педагогический опыт, учатся анализировать увиденное).

Отчётная документация (рабочая тетрадь, папка)

Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.

Методистом может стать и музыкальный руководитель, который освоил дополнительный функционал

Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. При оформлении плана вначале пишется тема, потом - пояснительная записка, где обосновывается актуальность темы. Затем расписывается вся годовая работа: ознакомление с актуальной методической литературой, деятельность с детьми, а также родителями. Отметим, что по окончании учебного года (май) воспитатель также письменно отражает свой опыт, оформляя особую папку. Воспитатель помещает туда ксерокопии статей, консультации, описания опытов, конспекты занятий с дошкольниками и так далее.

Отметим, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.

Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд.

В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им тетради по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:

  • с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
  • с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
  • с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
  • о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Отметим, что подобная тетрадь, как правило, заполняется в произвольной форме, например, таблицей.

Таблица: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС» (фрагмент годового плана)

Срок Форма работы, содержание Форма отчёта Перспектива
2016–2017 учебный год
Сентябрь Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Памятки для родителей по обучению связной речи Составление библиографии
Октябрь Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Ноябрь -
Апрель
Посещение открытых занятий Составление анализа посещаемых занятий Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.
Декабрь Работа по составлению
(придумыванию) загадок
Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка- передвижка). Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.
Январь - Февраль Театральная деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). Практический показ (театральная неделя) Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.
Март Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» Показ презентации «Развитие речи детей 5–6 лет» Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребёнком.
Апрель - Май Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры Презентация Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки чёткой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Образцы заполнения плана и другой отчётности по ФГОС

Некоторые документы и отчёты оформляются педагогом в свободной форме, однако существуют всё же некоторые требования к структуре и содержанию документации.

Годовой план самообразования воспитателя ДОУ поФГОС

Правильное оформление годового плана помогает в том числе при составлении итоговой отчётности.

Оформление титульного листа

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…).
  2. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
  4. Название темы.
  5. Учебный год.
  6. Возрастная группа.

Оформление второй страницы

Тема: «…».

Цель: «…».

Задачи (примерный перечень):

  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…);
  • разработать перспективный план работы с детьми;
  • подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • организовать работу кружка, создать учебную программу;
  • оформить в группе уголок…;
  • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  • подготовить (принять участие) в семинаре…;
  • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…».

Таблица: формы работы по месяцам

Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Сентябрь Диагностика ЗУН (знаний, умений, навыков) детей
  • Организовать работу кружка;
  • создать учебную программу;
  • изучить литературу
Октябрь Занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка
Ноябрь
Декабрь Оформить в группе уголок… Оформление папки передвижки. Тема: «…»
Январь
Февраль Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»
Март
Апрель Развлечение «…»
Май Диагностика Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год
Июнь Выставка детских работ Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу Консультация для родителей: «…»
Июль
Август

Выход темы (представление практического применения)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

  • провести открытое занятие (коллективный просмотр…);
  • подготовить (участвовать, провести) семинар;
  • провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;
  • оформить папку-передвижку;
  • составить сборник консультаций для родителей;
  • составить отчёт о проделанной работе за учебный год.

В каждом случае необходимо обозначить используемую тему, а также дату (месяц) презентации.

Оформление списка литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство - для каждого пункта в списке.

Как оформить тетрадь по самообразованию

Это ещё один спутник сотрудника дошкольного образовательного учреждения в педагогической работе.

Оформление титульного листа

Титульный лист документа должен содержать следующую информацию:

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида №…)
  2. Наименование документа (Тетрадь…)
  3. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    2. Стаж работы.
    3. Квалификационная категория и дата её присвоения.
  4. Дата начала ведения.

Внутренние страницы

Каждая тема должна быть указана отдельно. Необходимо также обозначать год и группу. По каждой теме заполняется специальная табличка.

Таблица: план работы по месяцам (бланк)

Перспективный план самообразования педагога

План должен содержать следующие данные:

  1. ФИО воспитателя.
  2. Группа.
  3. Стаж работы.

Таблица: перспективный план самообразования (бланк)

Учебный год Тема самообразования Форма и срок отчёта

Также нужно указать дату заполнения плана.

Специфика самообразования методиста, старшего воспитателя

Методист дошкольного учреждения также занимается деятельностью по самосовершенствованию, поэтому он обязан быть хорошо осведомлен обо всех новейших разработках в области дошкольного образования. Ведь для остальных педагогов методист - своего рода эксперт в области того, что печатается и издаётся в последнее время по дошкольной педагогике. На прилавках магазинов сейчас можно встретить много литературы, не соответствующей научным требованиям.

Методист, как и все воспитатели, должен периодически повышать свою квалификацию. Каждый год он трудится над определённой темой, по которой составляет соответствующий план. Там прописываются цели, задачи деятельности, перечень конкретных аспектов самосовершенствования, предполагаемые результаты.

Что касается отчётности по выполненной работе, то часто она оформляется в виде презентации. Также специалист может подготовить доклад для выступления на районном методическом объединении.

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС для разных групп

Воспитатель выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

Методист не должен спешить с навязыванием темы воспитателю: в личной беседе он выясняет, какие аспекты наиболее интересуют педагога и что является для него трудным. Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию - органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Иногда допускается объединять нескольких педагогов одного детского сада в работе над одной темой, особенно если она по содержанию близка к одной из задач годового плана всего дошкольного учреждения. Другой вариант - если организация ведёт подготовку к инновационной либо экспериментальной деятельности.

Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:

  • какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
  • вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
  • углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.

Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог. Например, для воспитателя ясельной и второй младшей группы будут актуальны следующие темы:

  • Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
  • Инновационные методики раннего развития.
  • Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
  • Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
  • Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
  • Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
  • Природа - средство воспитания младших дошкольников.
  • Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
  • Развитие математических представлений у младших дошкольников.
  • Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
  • Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
  • Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.

Средняя группа:

  • Театрализованная деятельность.
  • Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
  • Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
  • Развитие речи - эффективное средство познания окружающего мира.
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
  • Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
  • Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
  • Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
  • Развитие познавательной активности средствами математики.
  • Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.

Старшая группа:

  • Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
  • Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
  • Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
  • Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
  • Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
  • Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
  • Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
  • Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.

Подготовительная группа:

  • Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
  • Развитие экологической культуры старших дошкольников.
  • Основы нравственного воспитания.
  • Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
  • Правовое воспитание воспитанников.
  • Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
  • Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
  • Формирование у воспитанников представлений о космосе.
  • Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
  • Преемственность детского сада и школы.
  • Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.

Примеры тем для старшего воспитателя:

  • Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
  • Интерактивные формы и способы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО (дошкольного образования).
  • Повышение профессионального уровня педагогов по использованию современных педагогических технологий в воспитании и развитии воспитанников через групповые формы методической работы.
  • Профессиональная компетентность специалиста ДО в условиях внедрения ФГОС.
  • Инновационный подход к созданию развивающей среды в дошкольном учреждении.
  • Улучшение качества образования, нацеленного на индивидуализацию развития воспитанников с учётом введения ФГОС.
  • Педагогическая диагностика в детском саду.
  • Психолого-педагогическая помощь семье.
  • Компьютерные технологии: применение в дошкольном образовании.
  • Способы создания в группе психологического комфорта.
  • Экологическое воспитание дошкольников.
  • Значение индивидуального подхода в дошкольном воспитании и образовании.

Представление результатов и их применение на практике

Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

Видео: Формирование у младших дошкольников здорового образа жизни (фотоотчёт воспитателя Н. В. Черниковой по самообразованию)

Представление результатов может быть и таким: фотопрезентация на фоне музыкального сопровождения.

Видео: Формирование у дошкольников навыков безопасности дорожного движения, профилактика ДТП (фотоотчёт воспитателя по теме)

Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.