Картер президент внешняя и внутренняя политика. Джимми Картер: биография. Начало политической деятельности

Джимми Картер – 39-ый президент США от демократов, пребывал на посту с 1977 по 1981 год.

О семье

Джеймс Эрл Картер (род. 01.10.1924) – родом с юга Джорджии, из небольшого городка Плейнса. Отец занимался выращиванием арахиса, мать была медсестрой, умной, образованной женщиной, неравнодушной к судьбам людей настолько, что даже в очень преклонном возрасте отправилась на два года в Индию на работу в «Корпусе мира». Именно она впоследствии повлияла на политическую активность сына. Джимми родился в 1924 году.

Молодость

С 1943 по 1946 год Картер обучался в военно-морской академии, сразу по ее окончании – женился. Его женой стала Розалия Смит, подруга ранней юности из родного города. Она всегда была крепкой опорой своему мужу на протяжении всей их жизни. Когда умер отец Картера, сын, так мечтавший о карьере морского офицера, был вынужден принять в свои руки отцовский бизнес, успешно его организовал и в результате стал миллионером.

Начало политической деятельности

В политику Картер вливался постепенно. Сначала он отстаивал права афроамериканцев у себя на родине, потом – уже на региональном уровне, будучи избранным в Сенат шт. Джорджия. Став главой администрации штата, он по-прежнему делал ставку на искоренение расовой дискриминации. Его работа в этом направлении давала определенные результаты и прокладывала путь к дальнейшему росту политической карьеры. Накануне очередных президентских выборов (1972) Картер планировал занять пост вице-президента, но получил отказ.

Тогда он решил, что выставит свою кандидатуру на высший государственный пост на выборах 1976 года. Все складывалось удачно. В стране был введен закон о государственном финансировании всей предвыборной кампании, так что кандидаты в президенты выступали на равных правах. Главным соперником Картера был президент Форд, претендовавший на второй президентский срок. В результате честной борьбы с небольшим перевесом победил Картер, став 39-ым президентом Америки.

На президентском посту

Его считали чуть ли не дилетантом в политике. Он вынужден был искать сотрудничества с опытными специалистами по внутренней и внешней политике, но было и немало молодых сотрудников, окружавших его еще во времена губернаторства. Но опорой все же был вице-президент Уолтер Мондейл.

Внутренняя политика

Президентство Джимми Картера пришлось на трудные для страны времена. Экономика была сильно ослаблена вьетнамской войной, первым в истории США нефтяным кризисом, высочайшим уровнем инфляции и другими факторами. Чтобы не повышать дефицит бюджета, Картеру пришлось прибегать к непопулярным мерам, например, повышать кредитные проценты, что, впрочем, было малоэффективно.

В стране остро ощущалась нехватка бензина, все сильно подорожало, а это, конечно, вызывало недовольство населения. Картер пытался сориентировать страну на энергетическую экономию, чтобы Штаты освободились от зависимости импортируемой энергии. Но и эта его попытка оказалась безуспешной: программу не поддержал Конгресс.

Не нашли поддержки и социальные программы Картера, так как должны были сопровождаться повышением налогов. В частности, сенатор Эдвард Кеннеди сильно воспрепятствовал этим программам. Не многое из предложенного Картером имело результат: дерегуляция воздушных сообщений и кое-какие мероприятия в области экологии.

Внешняя политика

В предвыборных сообщениях Картера звучала мысль о необходимости борьбы за права человека в и странах «третьего мира». Но это так и осталось обещанием. Ему пришлось заниматься проблемами, не завершенными предшественниками. С большим трудом, ценой серьезных компромиссов, Картеру удалось составить контракт относительно возврата Панамского канала до конца текущего столетия.

Успешным внешнеполитическим проектом было участие США в урегулировании ближневосточного конфликта между Израилем и Египтом. Роль Картера в этом была основной и решающей. Тринадцать дней он вел переговоры с главами этих государств у себя в загородной резиденции, в результате чего мирное соглашение между странами было все же заключено (сентябрь 1978). Это давало надежду и на решение проблемы Палестины.

Заслуга Картера в развитии мирного процесса в регионе безоговорочно огромна. Что касается отношений с Советским Союзом, то здесь все обстояло еще сложнее. Дело в том, что Картер стремился к соглашению с Кремлем о взаимоконтроле вооружений и укреплению прав человека в СССР. Эти две цели были несовместимы и практически нереальны. Но тем не менее, невероятными усилиями Картеру удалось (июнь 1979) подписать договор с Кремлем ОСВ – 2 об ограничении ядерного оружия.

Политика разрядки вызвала разногласия в высших эшелонах власти страны. Ратификация договора была под угрозой, поэтому Картер пошел на сильное увеличение оборонного бюджета. Этот шаг снова уронил рейтинг президента, который вообще-то обещал сократить военные расходы. Советский Союз нарушил все планы разрядки, . Несмотря на санкции (отказ в продаже зерна, бойкот Олимпиады), Москва на уступки не шла, а ОСВ – 2 так и не был ратифицирован.

В конце президентства

04.11.1979 случился невероятный скандал: в Тегеране было захвачено американское посольство. Его 60 сотрудников были заложниками 444 дня. Усилия Картера по их освобождению были безуспешны. Заложники вернулись на родину только после отставки Картера, как раз в день инаугурации нового президента Рональда Рейгана. Джимми Картер продолжает активно работать как общественный деятель.

Джеймс Эрл Картер мл. родился 1 октября 1924 в Плейнсе (шт. Джорджия). Окончил местную школу, Юго-западный колледж штата Джорджия и Технологический институт Джорджии. В 1943 получил направление в Военно-морскую академию США, которую окончил в 1947. Прослужив на двух военных кораблях, перешел в подводный флот, а затем в атомный подводный флот. Намеревался посвятить всю жизнь военно-морской карьере, однако, когда в 1953 скончался его отец, подал в отставку и вернулся в Плейнс, чтобы заняться приходившей в упадок семейной фермой.

В 1950-х годах Картер стал членом администрации округа Самтер по делам образования, а затем ее председателем. В 1962 и 1964 избирался в сенат штата Джорджия. Баллотировался на пост губернатора Джорджии в 1966, но потерпел поражение на выборах. На выборах 1970 одержал убедительную победу. С 1972 стал готовиться к борьбе за выдвижение в 1976 кандидатом в президенты от Демократической партии. Первым успехом на пути к Белому дому стало его назначение в 1973 председателем комиссии по проведению выборов национального комитета Демократической партии. Когда в 1976 Картер вступил в предвыборную борьбу за президентский пост, большинство наблюдателей не принимали его всерьез. Он был родом из глубокого Юга, в последний раз давшего кандидата в президенты в 1848 (З.Тейлор из Луизианы). Никто не знал Картера за пределами Джорджии. Общенациональные опросы общественного мнения, проведенные в январе 1976, показали, что кандидатуру Картера поддерживают всего 4% избирателей-демократов. Не было у него и влиятельных союзников в руководстве Демократической партии.

В ходе предвыборной кампании 1976 стало ясно, что основным шансом Картера на завоевание признания и поддержки в общенациональном масштабе является убедительная победа над Дж.Уоллесом на Юге. Картер начал с того, что публично порвал с соперником и стал подвергать его все более резким нападкам. Ему удалось с небольшим перевесом одержать победу над Уоллесом на предварительных выборах во Флориде, а после победы в Северной Каролине выбить его из игры. Со временем Картер победил на всех предварительных выборах в южных штатах, за исключением Алабамы и Миссисипи.

Имидж Картера как кандидата «нового Юга» был закреплен поддержкой со стороны известных афроамериканских лидеров, таких, как член палаты представителей Э.Янг из Джорджии и мэр Детройта К.Янг. В преддверии национального конвента демократов Картер обеспечил себе поддержку по крайней мере 1100 делегатов. 14 июля 1976 в первом же туре голосования на конвенте он был выдвинут кандидатом Демократической партии на пост президента США. Картер выбрал себе в напарники У.Мондейла, сенатора-либерала из Миннесоты.

Позиции Картера были преимущественно либерально-демократическими. Он утверждал, что можно сократить безработицу до 4,5% и уменьшить инфляцию до ежегодного уровня в 4%. Пообещал основательно пересмотреть федеральную налоговую систему, которую назвал «позором рода человеческого». Заявил, что попытается ввести единую федеральную систему социального обеспечения и снизить стоимость лечения в медицинских стационарах. Подвергая критике стиль дипломатии Г.Киссинджера, осуществлявшейся в течение восьми лет, Картер призвал положить конец «секретной внешней политике одинокого ковбоя». Права человека, заявлял он, должны стать лейтмотивом внешнеполитического курса; следует отозвать американские вооруженные силы из Таиланда, Филиппин, Южной Кореи и Японии.

Картер пообещал также полную реорганизацию федерального чиновничьего аппарата и создание «открытого правительства». Он покинул демократический конвент, располагая значительным преимуществом над президентом Дж.Фордом в национальных опросах общественного мнения. Но после того, как Форд с незначительным перевесом добился республиканской номинации и началась предвыборная кампания, преимущество Картера заметно уменьшилось. Оба кандидата, по общему мнению, добились одинакового успеха (или неуспеха) в трех телевизионных дебатах и ко дню выборов шли вровень. Однако на выборах Картер и Мондейл все же одержали верх над Фордом и его напарником Р.Доулом. За них проголосовали 40,8 млн. избирателей, или 51% от общего числа голосовавших (и 297 выборщиков против 241).

С самого начала Картер-президент наносил визиты в небольшие провинциальные города, где проводил встречи с местной общественностью. Отвечал на вопросы сограждан в радиопрограмме «Спроси президента Картера». Объявил амнистию лицам, уклонившимся от призыва на войну во Вьетнаме, ввел двух женщин в состав кабинета (больше, чем кто-либо до него), подыскал ответственные политические посты для представителей национальных меньшинств.

В то же время планы достижения сбалансированного бюджета к 1981 финансовому году были перечеркнуты неумолимой инфляцией, выросшей с 5,2% в 1976 до 13,4 % в 1979 и 16% в первой половине 1980. В 1976 Картер обещал, что не будет бороться с инфляцией ценой «экономического спада, безработицы, монетарных ограничений и высоких процентных ставок», но к 1980 именно эти меры превратились в основные экономические инструменты его администрации.

Картер обещал сократить размеры «наихудшего, самого запутанного, раздутого и разорительного чиновничьего аппарата из всех когда-либо созданных человеческими существами», однако добавил два новых министерства – энергетики и образования – и увеличил общую численность федеральных служащих. Его предложения о регулировании стоимости лечения в больницах и реформировании налоговой системы так и не были приняты. Картер придавал большое значение энергетической программе экономии нефти и природного газа путем отказа от государственного регулирования цен на эти энергоносители и, следовательно, резкого их повышения. Инфляция возросла, но потребление действительно снизилось, а импорт нефти сократился. Президент убедил Конгресс установить налог на сверхприбыли нефтяных компаний, связанные со снятием контроля над ценами, инициировал программу создания синтетического горючего.

В течение первых двух лет президентства Картер не акцентировал внимания на военных вопросах. Он не выполнил обещания сократить оборонный бюджет на 5–7 млрд. долл.; даже с учетом инфляции военные расходы возрастали весьма существенно каждый год. Отклонив из-за дороговизны план выпуска нового бомбардировщика Б-1, Картер позднее дал добро на создание еще более дорогостоящей новой ракетной системы MX. Увеличились и объемы экспорта оружия. В 1980 президент предложил провести мобилизационную приписку всех 19–20-летних юношей в стране.

Сложные, порой враждебные отношения с Конгрессом были характерны для всего периода администрации Картера. В 1980 Конгресс, впервые за последние почти тридцать лет, преодолел вето демократического президента и отверг предложение Картера, касавшееся пошлин на импорт нефти. В том же году сенатский юридический комитет впервые за 42 года отверг кандидатуру человека, выдвинутого президентом в окружные судьи. Тем не менее Картер перекроил всю федеральную судебную систему; к концу своего четырехлетнего срока назначил более 260 районных и окружных судей и 40% федеральных; среди новых судей около трети составляли женщины, афроамериканцы и испаноязычные американцы.

К числу успехов в области внешней политики относится одобрение Сенатом предложения о передаче к 2000 году Панамского канала Панаме; Картеру удалось убедить египетского президента А.Садата и израильского премьер-министра М.Бегина в необходимости заключения мирного договора; был завершен и процесс официального дипломатического признания коммунистического Китая. В 1979 Картер подписал второй договор с СССР об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Но после вторжения советских вооруженных сил в Афганистан в декабре того же года решил временно воздержаться от передачи этого соглашения в Сенат; он наложил запрет на поставки американской пшеницы в СССР и объявил о бойкоте олимпийских игр 1980 в Москве.

Несколько раньше, 4 ноября 1979, воинственно настроенные иранские студенты захватили посольство США в Тегеране и взяли в заложники его сотрудников. Когда иранское правительство отказалось вступить в переговоры об их освобождении, заявив, что это месть за союз США со свергнутым шахом, Картер разорвал 8 апреля 1980 дипломатические отношения с Ираном и 25 апреля направил спецгруппу («командос») для освобождения заложников. Однако рейд закончился авиакатастрофой в 320 км от цели. Государственный секретарь США С.Вэнс, выступавший против этого рейда, подал в отставку, и Картер назначил на этот пост сенатора Э.Маски из штата Мэн.

В Западном полушарии президент поддерживал распространение демократических форм правления. Он не стал вмешиваться, когда в 1979 был свергнут диктатор Никарагуа А.Сомоса, давний союзник США. Отношения с Кубой ухудшились в 1980, когда кубинское правительство ничего не сделало для того, чтобы остановить внезапный и беспорядочный исход в США более 115 тыс. беженцев.

Ориентацию на сближение с третьим миром успешно претворял в жизнь американский представитель при ООН Э.Янг, однако он проявил неразборчивость в средствах, поддерживая Организацию освобождения Палестины, и был вынужден уйти в отставку. Администрацию покинули и другие ее члены. В течение одной недели июля 1979 Картер уволил министра здравоохранения, образования и социального обеспечения Дж.Калифано, министра транспорта Б.Адамса и министра финансов М.Блументаля. Он также принял отставку двух других министров, пользовавшихся, как считалось, его симпатиями, – министра энергетики Дж.Шлезингера и министра юстиции Г.Белла. Для обеспечения большей лояльности президент потребовал от высших чиновников, чтобы они периодически подвергались проверке на детекторе лжи, и приказал руководителю аппарата Белого дома Х.Джордану завести на них «картотеку». Земляк и близкий друг Картера Б.Ланс, первый директор административно-бюджетного управления, подал в отставку после обвинений в финансовых нарушениях. Федеральное жюри позднее сняло с него часть обвинений, а остальные были отклонены министерством юстиции. Второй министр финансов Дж.Миллер оказался под следствием по обвинению в получении взяток в бытность председателем частной компании, но министерство юстиции сочло доказательства неубедительными. В 1980 брат президента Билли Картер признался, что получил по меньшей мере 200 тыс. долл. в качестве незарегистрированного лоббиста ливийского правительства.

Несмотря на все эти проблемы, Картер добился в первой половине 1980 своеобразного политического воскрешения, одного из самых впечатляющих в политической истории США. В ноябре 1979, когда сенатор Э.Кеннеди из Массачусетса объявил, что собирается бросить вызов Картеру на очередном конвенте Демократической партии, чтобы получить номинацию кандидата в президенты, общенациональные опросы общественного мнения свидетельствовали, что 2/3 американцев не одобряют деятельности Картера, а опрос в Айове, где проводился партийный «кокус», показывал, что Кеннеди одержал бы там победу над Картером, получив 49% голосов избирателей против 26%. Однако Картер не только победил на «кокусе», но и выиграл две трети предварительных выборов.

Даже после того, как стало ясно, что Кеннеди не удастся победить, он не отказался от борьбы и выиграл пять из последних восьми предварительных выборов. Но Картер прибыл на конвент демократов, уже обеспечив себе решающую поддержку с запасом в 300 голосов. Получив номинацию, он пытался восстановить единство партийных рядов, частично одобрив либеральную экономическую программу Кеннеди, но тем не менее серьезный раскол в среде демократов сохранился.

В ходе избирательной кампании Картеру противостояли республиканец Р.Рейган, бывший губернатор Калифорнии, и Дж.Андерсон, независимый кандидат в президенты. Картер подчеркивал неопытность и реакционность Рейгана, его ориентацию на использование военной силы для решения внешнеполитических проблем и в ходе дебатов между претендентами назвал контроль над вооружениями основным вопросом кампании. Но именно экономические трудности, а не Рейган и возможные последствия его избрания представляли главную проблему для большинства избирателей. Рейган нанес сокрушительное поражение Картеру, получив 51% голосов избирателей против 41% и 489 голосов выборщиков против 49.

Джеймс Эрл Картер Младший (Jimmy Carter) - 39-й президент США - родился 1 октября 1924 года в Плэйнсе (штат Джорджия). Президент США с 20 января 1977-го по 20 января 1981 года.

Джеймс Эрл Картер младший как Джимми Картер был избран 39-м президентом Соединенных Штатов Амери-ки. «Джимми» он остался и когда стал президентом. Этот выбор имени символичен для секрета его успеха. Но он также помогает объяснить и его крушение в должности президента. Джимми Картер обещал американцам вывести их политически и психологически из пропасти унижений, в которую они попали после Уотергейта Никсо-на и бесславного конца войны во Вьетнаме во время прези-дентства Форда . Почему не лучший? - так звучало его обращение к избирателям. Почему не выбрать президента, который морально чист, честен и не несет груза предрас-судков и направит судьбу нации на новый путь, опреде-ляемый традиционными американскими ценностями и добродетелями? Почему не Джимми Картер, простой, непретенциозный человек из народа, еще не испорчен-ный Вашингтоном и большой политикой? Почему не Джимми, религиозный фермер, выращивающий арахис глубоко на Юге, которому еще не свойственно ничто типично политическое и который поэтому заслуживает доверия стать избавителем нации от ее трудностей? В год двухсотлетия, когда США гордо праздновали 200-лет-ний юбилей своей независимости, американцы были вос-приимчивы к такому обращению.

Но Джимми Картер не был безоговорочно лучшим для времени после Вьетнама и Уотергейта. Политическая система, реагируя на болезненный опыт, начала устанав-ливать границы президентской власти. Требовался более опытный политик с подавляющим мандатом избирате-лей, чтобы успешно действовать в драматически изме-нившихся условиях. Это противоречие - из-за Уотер-гейта избрать на должность президента политического дилетанта, а должность требовала опять же из-за Уотер-гейта превосходного политика - стало центральной ди-леммой президентства Картера. Этим объясняются его трудности в должности президента, которые заставили его в быстрой последовательности пережить взлеты и падения политических «русских горок». В конце «изба-витель» превратился в почти достойную сожаления фи-гуру маленького Джимми, каким его изображали поли-тические карикатуристы.

Джимми Картер родился 1 октября 1924 года в Плэйнсе, на юге Джорджии, и рос в провинциальном городке в относительно состоятельной семье. Его отец был поли-тически консервативным фермером, выращивающим ара-хис, мать - в стиле южных штатов известная только как мисс Лилли - была для ее времени и этого региона чрезвычайно просвещенной личностью, медсестрой по профессии, которая в возрасте 68 лет два года работала в Индии в «корпусе мира». У нее Картер научился поли-тической активности. Ей он отвел во время своего прези-дентства видную роль «первой матери».

Выросший во вторую мировую войну, честолюбивый молодой человек в 1943 году успешно поступил в военно-морскую академию в Аннаполисе. В 1946 году закончил обучение и сразу после этого женился на Розалии Смит, подруге юности из Плэйнса. Розалия Картер была на-дежной опорой своему мужу в последующие трудные времена. Как «первая леди» она приобрела положение, хотя за ее необычайно тесными отношениями с мужем наблюдали с долей скептицизма.

Джимми Картер стремился сначала к карьере офицера в военно-морском флоте, но его карьера штурмана подводной лодки оборвалась в 1953 году, когда умер отец и он вопреки воле своей жены решил взять на себя арахисовое дело в Плэйнсе. Там он стал миллионером и находил еще время для политической и социальной деятельности. Он пережил религиозное обращение в другую веру и публично признал себя «возрожденным» хрис-тианином.

Подстегнутый ожесточенными спорами о гражданских правах черного населения, Картер сначала проявил политическую активность на местном уровне в области воспитания. В 1963 году последовал шаг в региональную политику. В сенате штата Джорджия, он представлял преимущественно либеральную позицию. Однако, когда в 1970 году боролся за пост губернатора от демократической партии, он тактически ловко искал поддержки противников движения за гражданские права. При вступ-лении в должность привлек национальное внимание, ког-да заявил: «Времена расовой дискриминации прошли». Новый губернатор делал в последующее время очень много, чтобы устранить худшие последствия расовой дискриминации в Джорджии. Его противники приняли к сведению, какими оппортунистическими методами Кар-тер проложил себе политический путь.

В преддверии выборов 1972 года, Картер как предста-витель «нового» просвещенного и индустриализирован-ного Юга стремился на пост вице-президента, но люди кандидата в президенты Джорджа Макговерна холодно отказали ему. В ответ на это в Картере созрело решение самому претендовать на должность президента от демо-кратической партии в 1976 году.

Три фактора были решающими для успеха явного аутсайдера. Напуганные махинациями Никсона , американцы не доверяли своим профессиональным полити-кам. Демократическая партия институционализировала потребность в человеке из народа, резко увеличив число предварительных выборов, разделив пропорционально между кандидатами выигранные голоса. Чтобы исклю-чить гибельное влияние больших денег на президентских выборах, в 1976 году было введено государственное фи-нансирование предвыборной борьбы (с одновременным ограничением пожертвований и расходов). Эти факторы позволили неизвестному до этого губернатору южных штатов успешно участвовать в выборах.

После своего выдвижения в кандидаты, Картер среди избирателей опережал президента Форда на 30%. В кон-це он победил с преимуществом в 2%. Картер, сравни-тельно беспомощный и с меньшим воздействием через средства массовой информации, находящийся в невыгод-ном положении в силу ярко выраженного южного диа-лекта, старающийся в серьезных вопросах избегать кон-фликтов, оценивался все более скептически. В конечном счете, он выиграл, потому что сомнения относительно Форда были еще больше, его преследовало еще помило-вание Никсона, и в решающих внешнеполитических те-левизионных дебатах он совершил грубую ошибку. Од-нако результаты выборов не представляли собой подавляющего мандата для первого президента с Юга со времени Закари Тейлора (1848 г.).

Еще до своего вступления в должность 20 января 1977 года Картер столкнулся с основной дилеммой своего президентства. Избранный как дилетант, он должен был искать сотрудничества с традиционной политичес-кой элитой. При этом он скоро попал под угрозу изме-нить своему имиджу и своим идеалам, т. е. проводить «политику как обычно».

Это стало явным уже тогда, когда при замещении важных постов он был вынужден воспользоваться извест-ными фигурами истеблишмента, прежде всего в области внутренней и внешней политики. Зато в Белом доме он окружил себя почти исключительно молодыми, неопыт-ными в национальной политике сотрудниками, знако-мыми ему со времен его губернаторства. Мостиком, оче-видно, должен был служить вице-президент Уолтер Мондейл, который впоследствии действительно оказался опорой администрации.

Стиль правления Картера представлял собой созна-тельную реакцию на эксцессы «имперской» администра-ции Никсона. В день инаугурации он, вместо того чтобы ехать в лимузине, путь от Капитолия до Белого дома прошел пешком, президентская яхта была продана, про-игрывание президентского гимна прекращено, президент сам носил свои чемоданы, и меню на государственных приемах больше не было составлено на французском языке. Сначала Картер приобрел этими символическими жестами определенную популярность. Позже обществен-ности не хватало содержания за этой формой и соперников, борющихся за власть и влияние, не так легко было убедить или подвергнуть давлению из-за недостатка пре-зидентской представительности.

Другим тормозом был отказ от начальника штаба в Белом доме (должность, которую опорочил шеф штаба Никсона - Халдеман). Картер хотел ввести своего рода кабинетное правительство, в остальном же, все узды прав-ления держать в своих руках. Кабинетная дисциплина не свойственна американской системе и очень быстро потерпела крах и в этом случае. Президенту, хотя без сомнения интеллектуально компетентному и старатель-ному в исполнении своих обязанностей, это было не по плечу, а его сотрудники увязли в позиционных битвах и всевозможных скандалах. Когда Картер к концу своего президентства реорганизовал Белый дом, то возврат к традиционному осуществлению власти (включая реклам-но-информационные кампании) уже не мог восстановить его надтреснутый авторитет.

Своим необычным стилем правления Картер бросил вызов и Конгрессу. Правда, сенат и палата представите-лей находились в руках демократов, но ведущие поли-тики демократической партии не перешли так просто на линию президента. К этому прибавилось еще и то, что Конгресс на основе реформ, проведенных после Уотергейта, стал более деспотичным и мог лучше утвердить свою независимость от президента.

Возможно, все было бы не столь проблематичным, если бы Картер не взял на себя тяжелые внутренние и внешнеполитические ипотеки, которые почти сразу же требовали быстрого решения. Экономика была сильно расшатана после вьетнамской войны и первого нефтяного кризиса. Двухзначный индекс инфляции указывал на серьезность положения. Консервативный относительно на-логовой политики, Картер не хотел проводить политику дефицитного бюджета. Так что осталось только сильно повысить ссудный процент, что было тоже неэффектив-но. Между тем новый «нефтяной шок» с недостатком бензина и резкими подорожаниями вызвал внутриполи-тическое недовольство, которое ввергло Картера летом 1979 года в глубочайший кризис его президентства. К этому времени его направленная на экономию энергети-ческая политика, которая должна была сделать Соеди-ненные Штаты независимыми от импорта энергии, уже потерпела неудачу из-за сопротивления в Конгрессе. Так-же и его выступление за радикальные реформы здраво-охранения и социального обеспечения практически не нашло поддержки у партийных друзей. Прежде всего, сенатору Эдварду Кеннеди удалось препятствовать реформам Картера далеко идущими требованиями, кото-рые из-за связанных с ними повышений налогов еще меньше способствовали согласию. Так, внутренняя поли-тика Картера, за исключением дерегуляции воздушного сообщения и некоторых мероприятий по защите окружа-ющей среды, была в общем безрезультатной. На внут-реннюю политику наслаивались неотложные внешнепо-литические факторы. Во время предвыборной борьбы Картер почти с миссионерским рвением в центр своей внешней политики поставил обеспечение прав человека в Советском Союзе и в «третьем мире». Но сначала он должен был довести до конца ряд намерений, которые начали осуществлять его предшественники. Достигнутые при этом результаты оказались, однако, настолько спор-ными, что принесли президенту мало одобрения. Пре-жде всего, это относилось к возврату Панамского кана-ла, цели, которая в силу антиимперской символики особенно была близка сердцу Картера. Уже полгода спустя, ему удалось представить готовый договор, который предусматривал возврат канала Панаме до конца столетия. Ратификация в Конгрессе оказалась чрезвычайно трудной и досталась дорогой ценой задержки других планов.

Значительным внешнеполитическим успехом было со-глашение о мире между Израилем и Египтом, сделавшее возможным американо-египетское сближение, к которо-му Киссинджер вел с 1973 года. Картер достаточно рано дал понять, что готов искать новые возможности для решения ближневосточного конфликта. Эти, сначала не-ловко начатые, усилия развились в диалог между Изра-илем и Египтом, который Картер решительно ускорил, пригласив израильского премьер-министра Бегина и еги-петского президента Садата в свою загородную резиден-цию Кемп-Девил. После тринадцатидневных перегово-ров, в которых Картер, как посредник, играл решающую роль, в сентябре 1978 года было заключено мирное со-глашение. Его подписание в «Саду роз» Белого дома 26 марта 1979 года было высшей точкой президентства Картера. Правда, разбуженная Кемп-Девидским соглашением надежда, благодаря израильско-египетскому объ-единению прийти к решению проблемы палестинцев сна-чала не оправдалась, но дальнейший ход мирного про-цесса был бы немыслим без участия Картера.

Еще труднее складывались усилия, направленные на взаимопонимание с Советским Союзом. Картер хотел до-биться двух вещей, которые были практически несовмес-тимыми друг с другом: соглашения о контроле вооруже-ний и советских уступок в вопросе прав человека - всеохватывающей цели внешней политики Картера, ко-торую он в силу идеалистических мотивов считал обяза-тельной для себя и которая была поставлена перед ним Конгрессом. Преследуя эти цели, он постоянно вступал в конфликты с внутриполитическими противниками и скеп-тически настроенными европейскими союзниками.

Наконец, в июне 1979 года удалось заключить ОСВ-II по ограничению стратегических ядерных вооружений, причем сокращение было значительно ниже, чем этого первоначально хотел Картер. Подписанию это-го договора способствовало, с одной стороны, определен-ное ослабление политики прав человека, с другой, исполь-зование «китайской карты», так как в декабре 1978 года Картер добился нормализации отношений с Китайской Народной Республикой (ценой прекращения дипломати-ческих отношений с Тайванем) - с точки зрения внут-ренней политики чрезвычайно спорное мероприятие.

ОСВ-II и вся политика разрядки, в конечном счете, не принесли пользы Картеру. Даже в тесном кругу со-ветников, этот курс привел к размолвке между минист-ром иностранных дел Сайрусом Вэнсом, стремящимся к равновесию, и советником по безопасности Збигневом Бжезинским, предпочитающим политику силы. Чтобы вообще иметь перспективы на успешную ратификацию ОСВ-II сенатом, Картер был вынужден согласиться на резкое увеличение оборонного бюджета. Это способство-вало не только растущему дефициту бюджета, но и по-дорвало доверие к Картеру, так как изначально он вы-ступал за сокращение военных расходов.

Советский Союз перечеркнул все расчеты, когда в конце 1979 года вторгся в Афганистан и полностью раз-рушил все начала политики разрядки. Правда, адми-нистрация Картера сразу же оказала тайную поддержку афганскому сопротивлению и назначила ряд санкций (в том числе прекращение продажи зерна Советскому Со-юзу и бойкот Олимпийских игр в Москве летом 1980 года), но этих мероприятий было недостаточно, что-бы побудить Советский Союз пойти на уступки или спасти авторитет Картера, ОСВ-II не был ратифицирован (но его положения молча соблюдались).

Весной 1979 года Картер посетил родной город Плэйнз с целью отдохнуть и порыбачить. 20 апреля во время рыбалки к его лодке подплыл дикий болотный кролик. Как сообщила пресса, кролик угрожающе шипел, скрежетал зубами и пытался забраться в лодку. Отражая нападение, президент пустил в ход весло, после чего кролик развернулся и направился к берегу. Позже, эта история попала в прессу. Газета «The Washington Post» вышла с заголовком «Президент атакован кроликом», затем новость подхватили другие СМИ. В интерпретации критиков Картера, это происшествие стало метафорой его малоуспешной и слабой политики, а также символическим предвестием разгромного поражения Картера от Рейгана на выборах 1980 года.

Завершение президентства Картера началось, однако, в Тегеране, где 4 ноября 1979 года воинствующие при-верженцы аятоллы Хомейни взяли в заложники 60 аме-риканских сотрудников посольства. Этому событию пред-шествовало свержение шаха, которого Картер прежде считал демократической опорой американских полити-ков в этом сотрясаемом войнами регионе. Когда больной раком шах в конце ноября был принят в США на лече-ние, гнев иранцев нашел свою разрядку в захвате по-сольства США. Его первая сдержанная реакция была с пониманием принята общественностью. Но чем дольше удерживались сотрудники посольства в качестве залож-ников, тем больше становилось недовольство беспомощ-ностью американской политики. Правда, президент в своем обращении к Конгрессу 23 января 1980 года попытался начать позже названный «Доктриной Картера» поворот в американской внешней политике. В ней он заклеймил каждую попытку любой третьей державы при-обрести влияние в регионе Персидского залива как нару-шение жизненных интересов Соединенных Штатов, ко-торые при необходимости могут ответить военными средствами. Но когда в апреле, в самом начале позорно провалилась попытка военной силой освободить залож-ников в Тегеране и это привело к отставке министра иностранных дел Вэнса, настроение в стране резко изме-нилось. Взятие заложников в Тегеране стало господству-ющей темой предвыборной борьбы. Картер оказался взятым в клещи. В предварительных выборах демократов его вызвал на поединок постоянный соперник Эдвард Кеннеди. Картер смог победить этого представителя ли-берального крыла только ценой глубокого раскола пар-тии. В основной предвыборной борьбе его противник, консервативный республиканец Рональд Рейган, ловко риторически затронул слабые места президента: «Долж-ны ли Соединенные Штаты и дальше терпеть, чтобы «великие диктаторы» как Брежнев, или «мелкие пре-ступники», как террористы, захватившие заложников, отфутболивали США, как третьеразрядную державу? И идут ли дела у американцев после 4 лет президентства Картера лучше, чем раньше?».

Резкое возражение Картера, что Рейган представляет опасность для мира и разрушит систему социального обеспечения, мало помогло. Президент, который из-за аферы с заложниками отказался от энергичной предвы-борной борьбы и в надежде на должностной бонус уеди-нился в Белом доме, потерпел горькое поражение: Рей-ган выиграл 51% голосов избирателей и 489 голосов членов выборной коллегии. Американцы, разочарованные зна-комством с дилетантом-любителем, послали его в ком-фортабельную отставку. Только в день инаугурации его преемника американские дипломаты вернулись в США, спустя 444 дня после захвата в качестве заложников.

Картер, и еще больше его жена были, глубоко задеты отводом избирателей. Но вскоре они оправились от по-ражения и начали жизнь как бывшая президентская пара, которая принесла им уважение и даже любовь. Картер создал президентскую библиотеку в Атланте, являющуюся не только хранилищем его документов и мемуаров. В «Центре Картера» бывший президент со штабом со-трудников пытается решать международные проблемы. Как посредник, Джимми Картер может записать в свой актив некоторые успехи. В конце сентября 1994 года во время дипломатической миссии на Гаити он выступил за восстановление в прежней должности свергнутого прези-дента Аристида. В начале 1995 года посредничал в боснийском конфликте. Он обратил также на себя внима-ние как активный помощник в проектах по строительст-ву квартир для бедных.

Политический авторитет президентства Картера оста-ется по-прежнему незначительным. Ничто не доказывает это лучше, чем мучительные усилия следующего прези-дента от демократов Билла Клинтона всячески избежать какого-либо сходства с Картером. Эта негативная оценка кажется преувеличенной и несправедливой, прежде все-го в сравнении с его преемниками, которые оставили стране огромные ипотеки (к тому же почти в четыре раза большую гору долгов). Картер в трудных условиях взял на себя трудные задачи. При этом он все-таки добился некоторых долгосрочных успехов. В других делах он был впереди своего времени: энергетическая программа, реформа здравоохранения, реформа социального обеспе-чения вновь стоят на политической повестке дня. Во внешней политике в вопросе прав человека демократиза-ция и нормализация отношений с противниками в «хо-лодной войне» принесли поздние плоды. Возможно, Кар-тер не состоялся как президент. Но как инициатор перспективных политических мероприятий он заслужи-вает уважения, невзирая на его президентство.

При подготовке материала использовалась статья Герхарда Швайглера "Аутсайдер в качестве президента".

39-й президент США Джимми Картер (Джеймс Эрл Картер-младший / James Earl Carter, Jr., Jimmy) родился 1 октября 1924 год а в американском городе Плейнс, штат Джорджия. Его отец — Джеймс Эрл Картер-старший, был фермером и бизнесменом, мать — Лиллиан Горди Картер работала медсестрой.

Джимми Картер окончил местную школу, Юго-западный колледж штата Джорджия, затем Технологический институт Джорджии.

В 1946 году получил степень бакалавра Военно-морской академии США.

Служил офицером-подводником на Тихоокеанском и Атлантическом флотах.

В 1953 году подал в отставку в связи со смертью отца и, переехав в Плейнс, занялся семейным сельскохозяйственным бизнесом.

В 1950-х годах Картер стал членом администрации округа Самтер по делам образования, а затем ее председателем.

В 1962 году Картер был избран в сенат штата Джорджия.

В 1971-1975 годах занимал пост губернатора Джорджии.

12 декабря 1974 года он выдвинул свою кандидатуру на пост президента США от Демократической партии.

С 20 января 1977 года по 20 января 1981 года он занимал должность президента Соединенных Штатов Америки.

Внешнеполитическим успехом Картера на посту президента считается заключение в 1978 году при его посредничестве Кэмп-Дэвидского мирного соглашения между Египтом и Израилем. 18 июня 1979 года он подписал Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) между СССР и США.

23 января 1980 года Джимми Картер выступил с ежегодным посланием "О положении страны", в котором огласил новую внешнеполитическую доктрину. Регион Персидского залива был объявлен зоной интересов США. В соответствии с "доктриной Картера", попытки любой державы установить свой контроль над регионом Персидского залива были заранее объявлены американским руководством посягательством на важные интересы США.

В сентябре 1980 года была утверждена "президентская директива номер 59", посвященная возможной ядерной войне против СССР.

Популярность Картера резко упала после захвата в заложники американских граждан в Иране в 1979 году. Попытки освободить заложников окончились неудачей.

Выборы 1980 года Картер республиканцу Рональду Рейгану.

С 1982 году Картер занимался преподавательской деятельностью в Университете Эмори в Атланте, штат Джорджия. В этом же году им был основан неправительственный институт Центр Картера.

Картер возглавлял миротворческие усилия в Эфиопии, КНДР, Гаити, Боснии, Уганде, Судане и других странах, вместе сотрудниками своего центра выступал в качестве наблюдателя на выборах в различных государствах. Одна из последних миссий Картера — Непал, где