Последнее обновление: 12/12/2018
Когнитивную психологию считают относительно молодой , но, тем не менее, она быстро превращается в одну из самых популярных.
Такие темы, как стили учения, внимание, память, забывание и усвоение языка - лишь некоторые из областей практического применения для этой науки. Но что же такое когнитивная психология? Чем занимаются когнитивные психологи?
Когнитивная психология
- это отрасль психологии, предметом которой являются психические процессы, в том числе процессы мышления, восприятия, запоминания и учения. Эта отрасль психологии напрямую связана и с другими дисциплинами, включая неврологию, философию и лингвистику.
Основное внимание когнитивной психологии уделяется тому, как люди приобретают, обрабатывают и хранят информацию. Исследования в области когнитивной психологии находят широкое применение - например, в качестве рекомендаций для улучшения памяти, повышения точности принятия решений или в виде требований к структуре учебных программ (для повышения качества обучения в целом).
Вплоть до 1950-х годов доминирующим направлением в психологии был бихевиоризм. С 1950 по 1970 внимание психологов начало перемещаться с поведенческой психологии к изучению таких тем, как внимание, память и решение проблем. Часто этот процесс упоминается как когнитивная революция, поскольку в этот период появилось значительное количество исследований на темы моделей обработки, познавательных методов, а также впервые был использован термин «когнитивная психология».
Это произошло в 1967 году; новую отрасль так назвал в своей книге американский психолог Ульрик Нейсер. По мнению Нейсера, под познанием следует понимать «все процессы, посредством которых сенсорная информация трансформируется, сокращается, перерабатывается, хранится, извлекается и используется.
Оно связано с этими процессами, даже если они работают в отсутствие соответствующего стимула - в виде образов и галлюцинаций… Учитывая такое радикальное определение, можно сделать вывод, что познание участвует во всём, что в принципе может делать человеческое существо, а также что любой психологический феномен есть феномен когнитивный ».
Большой вклад в развитие когнитивной психологии как науки внесли Вильгельм Вундт, Уильям Джеймс, Вольфганг Келер, Джеймс МакКлелланд, Жан Пиаже, Дэвид Румельхарт, Эдвард Б. Титченер, Эдвард Толмен, Густав Фехнер, Ноам Хомский и Герман Эббингауз.
Что отличает когнитивную психологию?
В отличие от приверженцев бихевиоризма, привыкших сосредотачиваться только на наблюдаемом поведении, когнитивные психологи имеют дело с внутренними психическими состояниями человека.
В отличие от психоанализа, который в значительной мере основывается на субъективных ощущениях человека, в когнитивной психологии научные методы исследования используются для изучения его психических процессов.
Кому нужна когнитивная психология?
К основным темам, представляющим интерес для специалистов в области когнитивной психологии, относят вопросы:
- восприятия;
- языка;
- внимания;
- памяти;
- решения проблем;
- принятия решений и формирования суждений;
- интеллекта и т.д.
Поскольку когнитивная психология затрагивает ряд других дисциплин, эта отрасль психологии часто необходима людям, специализирующимся и в других областях.
Представители:
Жан Пиаже.
Предмет изучения.
Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Практика.
Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.
Работа, анализ, создание прикладной теории.
Вклад.
Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.
Гуманистическая психология.
Представители:
Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.
Предмет изучения.
Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.
Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоантуализации».
Основные теоретические положения.
Базируется на иерархии потребностей человека.
Осуществление самого себя.
Сознание собственного достоинства.
Социальные потребности.
Потребности в надежности.
Физиологические основные потребности.
Непригодность исследования животных для понимания человека.
Практическое применение.
Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке.
Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:
Основные целостные самоактуализирующийся личности.
Этапы деградации личности.
Поиск смысла жизни.
Вклад.
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Трансперсональная психология.
Представители:
К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф.
Предмет изучения.
Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.
Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.
Трансперсональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.
Основные теоретические положения.
Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.
Структура личности:
сознание
индивидуальное бессознательное
коллективное бессознательное
Практическое применение.
Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.
Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.
Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.
Вклад.
Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается «Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».
Представители:
Жан Пиаже.
Предмет изучения.
Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Практика.
Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний.
Работа, анализ, создание прикладной теории.
Вклад.
Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.
Гуманистическая психология.
Представители:
Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.
Предмет изучения.
Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни.
Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоантуализации».
Основные теоретические положения.
Базируется на иерархии потребностей человека.
Осуществление самого себя.
Сознание собственного достоинства.
Социальные потребности.
Потребности в надежности.
Физиологические основные потребности.
Непригодность исследования животных для понимания человека.
Практическое применение.
Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке.
Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:
Основные целостные самоактуализирующийся личности.
Этапы деградации личности.
Поиск смысла жизни.
Вклад.
Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Трансперсональная психология.
Представители:
К.Юнг, Р.Ассаджиоли, А.Маслоу, С.Грофф.
Предмет изучения.
Уделение большого внимания бессознательному и его динамике.
Психика – взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене между ними.
Трансперсональная изучает измененные состояния сознания, переживания которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.
Основные теоретические положения.
Комплексы – это совокупность психических элементов (идей, мнений, отношений, убеждений) объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами.
Структура личности:
сознание
индивидуальное бессознательное
коллективное бессознательное
Практическое применение.
Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств.
Чуткое обращение с новорожденным, возобновление симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.
Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.
Вклад.
Главной отличительной чертой Транс Подхода есть модель человеческой души, в которой признается «Значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания».
В системе психологических знаний особое место занимает такое ответвление, как когнитивная психология.
Данное направление можно назвать достаточно современным , обладающим интересными методами и теориями. Когнитивная психология — что это такое?
Что такое когнитивистика? Узнайте об этом из нашей .
Понятие
Под когнитивной психологией понимают раздел психологии, осуществляющий исследование познавательных процессов , которые происходят в сознании индивида.
Ее сущность состоит в изучении человека в качестве своеобразного компьютера , в основе работы которого стоит мышление и разум.
Он воспринимает различные сигналы, поступающие из внешнего мира, воспринимает и преобразует их в информацию, обрабатывает, анализирует и упорядочивает ее.
Предметом когнитивной психологии выступает исследования таких элементов, как воображение, сознание, внимание, память, ощущение, а также прочие мыслительные процессы.
История возникновения
Зародилось это направление не так давно, в середине 20 века. Исследователи стали интересоваться познавательными способностями индивида и тем, как они функционировали.
В качестве фундаментального акта основы психики человека выделили восприятие. Ученые проводили различные эксперименты для выявления границ способностей разума, внимания, памяти.
Основоположниками когнитивной психологии выступают психологи Ф. Хайдер и Л. Фестингер.
Но дальнейшему развитию направления помогла встреча, состоявшаяся в технологическом институте Массачусетса в 1956г.
На ней были рассмотрены вопросы функционирования памяти и формирования языка. Чуть позже был создан Центр когнитивной психологии , который занимался изучением процессов мышления и познания.
Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идёт? Узнайте из видео:
Разделы
В состав современной когнитивно-поведенческой психологии включают следующие разделы :
Основные положения и методы
В качестве основного положения когнитивной психологии можно выделить протест против идей бихевиоризма , заявление, что поведение человека исходит от мыслительных способностей индивида.
В качестве главных понятий этого направления выступает процессы когнитивизма, к которым относится воображение, память, мышление. Они формируют некие понятийные схемы, с помощью которых и строится поведение.
Основным методом когнитивной психологии выступает замена личностного конструкта.
Иными словами, это сравнительный анализ того, как различные индивиды воспринимают информацию, поступающую из внешней среды, и впоследствии интерпретируют ее. Данный метод состоит из следующих этапов:
Существуют и другие методы, выбор которых должен основываться на типе психического поведения человека. Например, методы целенаправленного повторения, децентрации, смены ролей или замены эмоций.
Какие идеи изучает и рассматривает?
Как было отмечено ранее, в качестве объектов изучения в когнитивной психологии выступают различные познавательные процессы. Она также рассматривает эмоциональную , психологию развития и распознавание образов.
Основная идея заключается в изучении познавательных процессов человеческой психики по аналогии с функциями вычислительного устройства.
Иными словами, компьютер выполняет разнообразные операции по получению, обработке, сохранению и выдаче информации.
Приверженцы когнитивизма считают, что человеческий разум работает по схожей концепции и познавательные работают по схожей схеме.
Еще одна идея состоит в поэтапной обработке информации в человеческой психике. То есть все стимулы, поступающие извне проходят по некой цепочке превращений.
Существует еще идея предельного объема систем обработки информации. Отсюда вытекает и основное направление деятельности когнитивных психологов, которое состоит в поиске естественных и максимально эффективных методов работы с информацией, которая поступает в психику индивида.
Известные представители
Возникновению данного направлению способствовала деятельность У. Найссера, который изложил его главные положения, и Дж. Миллера, который является основателем Центра когнитивной психологии.
Также среди наиболее известных представителей когнитивной психологии называют следующих: Дж. Сперлинг, Дж. Брунер, Р. Солсо, С. Герберт, К. Прибрам, А. Ньюэлл .
Они внесли значительный вклад в изучение закономерностей познавательных процессов и познания в целом.
Модели внимания
Проблемы внимания часто исследуются именно в области когнитивной психологии.
Именно представители данной отрасли разработали наиболее интересные модели внимания . К основным из них относят:
- селективные модели внимания;
- внимание в качестве перцептивного действия;
- внимание в качестве умственного усилия.
Селективные
Селективные модели внимания связаны с именами Д. Бродбента, К. Черри.
Главная идея данной теории заключается в том, что структура обработки информации имеет некое узкое место или фильтр, воронку.
Основной предмет обсуждения селективных моделей внимания состоит в выявлении местонахождения данного фильтра (на каком именно этапе обработки информации) и по каким принципам происходит отбор информации , то есть ее селекция.
Перцептивное действие
Внимание в качестве перцептивного действия рассматривал У. Найссер , который критиковал селективную модель.
Он считал, что внимание представляет собой направленность основного потока деятельности, связанной с обработкой информации, на ограниченную часть наличного входа. То есть он определял его в виде процесса активного выбора .
Умственное усилие
Внимание в качестве умственного усилия также называют емкостной моделью Д. Канемана.
Он отмечал наличие ограничения в способности индивида выполнять умственную работу.
Под вниманием Д. Канеман понимал некое внутреннее усилие , на выполнение которого требуются ресурсы. Таким образом, акт внимания зависит в большей степени ни от желаний индивида, а от объективной сложности поставленной перед ним задачи.
О метафорах и моделях внимания в когнитивной психологии этот ролик:
Когнитивизм в социальной психологии: плюсы и минусы
Занимает значительное место в сфере социальной психологии.
Его основной принцип состоит в рассмотрении социального поведения индивида на основе познавательных процессов человека.
Направление изучения заключается во взаимодействии между различными когнитивными структурами, существования между ними соответствий и несоответствий.
В соответствии с теориями когнитивного соответствия, основной мотивирующий фактор поведения человека состоит в потребности формирования сбалансированности и соответствия когнитивных структур индивида.
Все перечисленные теории пытаются объяснить социальное поведение индивида через призму познавательных способностей.
К их минусам можно отнести то, что идея, согласно которой все действия и поступки совершаются для формирования связанной картины мира в сознании индивида, делают теории методологически уязвимыми, так как данное формирование не связано с реальным миром.
Несмотря на это, когнитивизм в социальной психологии получил довольно широкое распространение. Это можно объяснить тем, что он подчеркивает особую роль познавательных образований в объяснении социального поведения индивида.
Необходимо отметить некую непоследовательность данной позиции и сложный круг противоречий, в который попадает когнитивистский подход.
Тем не менее, внимание к вопросам рационального поведения индивида, роли мышления и разума для объяснения окружающего мира делают этот подход довольно значимым в сфере социальной психологии .
Итак, когнитивная психология занимает важное место в системе психологических наук.
Ее основные положения часто используют в других направлениях , например, социальной психологии, психологии образования, психологии личности.
Кратко о когнитивном направлении в социальной психологии:
Когнитивная психология изучает и работает с познавательными процессами людской психики. Чаще всего психологи работают с памятью, вниманием, особенностями мышления, принятием решений и многим другим.
История возникновения
Когнитивная психология зародилась не в один момент. Этот раздел впервые появился в 60-х годах в ответ на ставшим популярным движением бихевиоризма. Родоначальником поведенческой психологии считают Ульрика Найссера. Его монография «Когнитивная психология» стала началом развития и популяризации этого раздела науки.
Огромным прорывом в сфере изучения познавательных процессов стала разработка голографической модели не просто человеческого мозга, а функционирования психики. Авторами ее стали нейрофизиолог Карл Прибрам и физиолог Карл Спенсер Лешли. Она является материальным доказательством того, что память индивидуума сохраняется даже после резекции отдельных участков мозга. С помощью этого изобретения ученые получили подтверждение того, что память и другие познавательные процессы не «закреплены» за отдельным участком.
В настоящее время когнитивная психология достаточно успешно практикуется клиническим психологом Яковом Кочетковым. Он организовал огромный психологический центр, в котором применяются методы когнитивной терапии для лечения многих расстройств. Он автор многих статей на тему рационального лечения панических атак, обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии и многих других проблем.
Когнитивная психология в современной науке тесно связана с нейробиологией. Многие познавательные процессы не представляется возможным изучить без понимания тончайших материй нейрофизиологии. Такая связь породила экспериментальную науку – когнитивную нейробиологию.
Основные задачи
Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации. Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.
Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.
Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.
На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.
Когнитивная психотерапия
Когнитивная терапия нередко используется в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний. Принято различать несколько целей:
- Борьба с симптомами болезни (устранение или уменьшение проявлений);
- Предупреждение возникновения рецидива;
- Улучшение эффекта от назначенного медикаментозного лечения;
- Помочь пациенту адаптироваться в обществе;
- Изменение дезадаптивных психологических паттернов и неверных «якорей».
В процессе лечения врач старается объяснить пациенту силу влияния его собственных мыслей и суждений на поступки и поведение. В когнитивной терапии большую роль играет умение различать автоматические мысли, то есть те, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но могут сильно повлиять на реакцию и поступки. Чаще всего определенный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самым пациентом. Очень сильны аффирмации, которые вложились в самом детстве родителями или близкими людьми.
Пациент должен научиться не только выявлять такие негативные образы, но и научиться их анализировать. Некоторые могут быть полезны, особенно если их рассмотреть и оценить с другой стороны. Это в дальнейшем помогает заменить ошибочные суждения правильными и конструктивными.
Когнитивная психология выделяет два вида «схем» или мыслей: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению, и неадаптивные. Последние только мешают жить и приводят к возникновению когнитивных расстройств.
Взаимоотношения пациент-врач
Когнитивная терапия и ее методы эффективны только в тех случаях, когда устанавливаются корректные отношения между лечащим врачом и его пациентом. Они вместе должны определиться в той проблемой, которую хотят решить. Психотерапевт должен уметь не только правильно выстроить беседу, но и обладать определённой долей эмпатии.
Одним из самых распространённых упражнений для поиска проблематики является так называемый «сократический диалог». Врач задает пациенту ряд вопросов для того, чтобы выяснить проблему и помочь больному идентифицировать эмоции и ощущения. Психотерапевт таким образом определяет способ мышления больного и старается подобрать максимально эффективную тактику ведения дальнейших бесед.
Методики
Есть ряд основных методик, которые вывел и структурировал Аарон Бек.
- Записывание мыслей. Регулярная запись помогает пациенту структурировать свои ощущения и выделять основное. Также с их помощью можно ретроспективно проследить за очередностью мыслей и соответствующих им поступков;
- Ведение дневника. С его помощью можно выявить те события или ситуации, на которые пациент реагирует достаточно остро;
- «Отдаление». С помощью этой методики пациент может посмотреть на свои мысли со стороны и постараться дать им объективную оценку. Становится легче отделить продуктивные мысли и порывы от неадаптивных, то есть тех, которые вызывают страх, тревогу и другие негативные эмоции;
- Переоценка. Врач просит пациента найти альтернативные варианты развития той или иной ситуации;
- Целенаправленное повторение. Пациента просят проиграть ситуацию много раз подряд, подыскивая новые варианты ее развития. Такое упражнение позволяет укрепить новые аффирмации в сознании пациента.
Когнитивно-бихевиориальная психотерапия
Этот вид терапии возник на основе когнитивной психологии и некоторых тезисах бихевиоризма. Когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-бихевиориальная основывается на мнении, что реакция на определенную ситуацию (ощущение и выбор поведения) зависит целиком и полностью от восприятия этой ситуации. То есть имеет значение только то, как индивидуум реагирует на проблема, а не сама проблема. Когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой определенную задачу: скорректировать мысли и восприятие пациента и направить их в правильное русло. Врачи стараются выявить негативные мысли и реакции. Важно то, какую оценку этим мыслям готов дать сам пациент и то, насколько объективными и реалистичными он их считает.
Помимо всего необходимо смоделировать ритм жизни пациента и постараться избавиться от негативных факторов. В первую очередь важна нормализация питания, отказ от негативных привычек (даже при внешней их привлекательности) и чрезмерной загруженности. Часто синдром хронической усталости приводит пациентов к неверному восприятию окружающей действительности.
Когнитивно-поведенческая терапия построена таким образом, что достаточно большую часть работы приходится выполнять самому пациенту. Психолог дает ему «домашние задания». Хорошие результаты приносит ведение подробных записей и последующий разбор их на психотерапевтическом сеансе.