Придумал выборы. Зачем нужны выборы. Эсеров и коммунистов на выезд не берут

Участие в политической жизни страны − право всех совершеннолетних граждан. Если человек не занимается политикой напрямую, он реализует это право посредством выборов − процесса избирания представителей на госдолжности для формирования аппарата управления государством.

Такая процедура является выражением власти народа, наиболее демократичным способом замещения деятелей на руководящих постах.

Для чего нужны выборы

Представитель региона (района) утверждается на руководящей должности законно, на основании решения группы лиц, участвующих в выборах. Процедура применяется для избрания делегатов в государственные, региональные, местные управленческие структуры. Также выборы в РФ используются частными, коммерческими организациями и объединениями. Основание – Конституция, законы, устав.


Какие бывают выборы

В зависимости от причин назначения выборы классифицируются:

Очередные − планируемые, первоначальные; проводятся по истечению срока полномочий прежнего представителя;

Досрочные − когда есть причины прекратить деятельность лица, избранного ранее;

Основные (общие) − для переизбрания всего руководящего состава органа власти;

Ротационные (частичные) − избирается часть представителей госвласти;


Дополнительные − в случае досрочного выбытия депутата, возникновения добавочной вакансии;

Повторные − когда доказана фальсификация выборов, недействительными их признает суд или избирательная комиссия;

Предварительные (праймериз) − выполняются внутри партии, чтобы определить мнение электората и выдвинуть наиболее удачную кандидатуру;

Совмещенные − одновременно проводятся выборы нескольких органов, представителей.

Виды избирательных систем

По применяемой избирательной системе выборы бывают:

Прямые − непосредственно избираются депутаты, представители во власть;

Косвенные – многостепенный способ избрания, когда сначала выдвигаются специальные выборщики, которые избирают необходимое должностное лицо на освободившийся пост.

По уровню различают выборы в федеральные, региональные органы, в местное самоуправление.

Зачем в России нужны выборы?

По юридическому назначению:

Императивные − единственно возможный способ наделения органа, человека властью;

Альтернативные − законодательством предусмотрены также иные методы должностных замещений.

Что такое выборы по партийным спискам?

Депутаты избираются по системе партийных списков, места во власти распределяются пропорционально отданным голосам. Партия выдвигает кандидатов, оформляет списки. Чем больше проголосовавших за партию, тем больше мест она получит в выборном органе.


Важен порядок очередности участников партсписка, в начало вносятся наиболее достойные кандидаты, они же в первую очередь станут депутатами. Первым номером ставят депутата, известного массам, привлекающего избирателей. В регионах используется также мажоритарно-пропорциональная система, когда, кроме партийных списков, выбирают в орган конкретных людей.

Этапы выборов

1. Назначается дата выборов.
2. Формируется избирательная комиссия, определяется местоположение избирательных участков.
3. Избиратели проходят регистрацию.


4. Выдвигаются и озвучиваются имена кандидатов.
5. Проходит предвыборная агитация, не исключена информационная война .
6. Голосование.
7. Избирательная комиссия подсчитывает голоса, определяет результаты.

Как принять участие в выборах?

Участие в выборах добровольное, защита прав человека гарантирует равное положение на выборах всех граждан. С наступлением совершеннолетия, когда сформировались политические взгляды , избиратель с паспортом приходит на участок. Выдается бюллетень, правила заполнения которого расписаны на самом бланке. Нельзя отправлять в урну для голосования незаполненный лист − бюллетенем воспользуются недобросовестные члены избиркома. Так реализуется активное право участвовать в выборах.


Каждый гражданин занесен только в один избирательный список на одном участке. Он может участвовать в выборах, войдя в состав избирательной комиссии или реализовав пассивное право быть избранным на должность, пост.

Чем отличаются выборы от референдума?

В ходе выборов определяется представитель, депутат, должностное лицо. Голоса подсчитывает избирательная комиссия. Цель референдума − принятие решений, важных для государства и народа. Здесь подсчет голосов ложится на комиссию референдума.


Процедура осуществления одинакова, различаются бюллетени. На выборах это список кандидатов, партий, он может быть сколь угодно большим. На референдуме предлагается всего два варианта для голосования: «да» или «нет». Выборы проводятся обязательно, для них установлен порядок и даты. Референдум назначается по мере надобности.

Чем голосование отличается от выборов?

И выборы, и референдум проводятся путем голосования, это один из этапов масштабной процедуры. Голосование также используется внутри партии, политического блока, управляющего органа для решения определенных вопросов, определения повестки дня, принятия законов, постановлений. Таким образом, голосование - инструмент принятия решения на выборах или референдуме.

Новостями о выборах мэра Москвы сегодня забиты все новостные ленты. Интрига известна. Мы решили не обходить тему выборов стороной и оглянуться назад, вспомнив, как менялось отношение к выборам в России за её историю.

Хотели как лучше…

Как рассказывает нам «Повесть временных лет», первые выборы на Руси случились еще в девятом столетии. «Центр земли русской», Великий Новгород – их родоначальник. Жители города собирались на большой, как поле, площади и слушали умудренного годами старца, который стоял в центре, на небольшом возвышении, и глаголил умные мысли. Если тот изрекал то, что нравилось - народ скандировал, громко кричал, топал ногами, одобрительно покрикивал. Если идеи старца приходились не по вкусу, рев толпы был неодобрительным. Вот так, не совсем цивилизованно по современным меркам, зато всем миром, решали, кому княжить в Новгороде. На одном из народных сборищ в 862 году и решили пригласить управлять городом варяга Рюрика. Уж очень надеялись на него и его братьев наши предки – думали, будет княжить так, что всем междоусобицам придет конец. Но не вышло. Братья Рюрика умерли, и он стал единоличным правителем Новгорода. Правил он авторитарно, сам издавал все законы. В общем, демократии у жителей древнего Новгорода не получилось.

«300 золотых поясов»

Спустя три столетия попытка реанимировать выборы была предпринята на той же площади – любили новгородцы эксперименты в политике. Новгородское княжество теперь - феодальная республика. Здесь правит не простой люд, выходя на вече, а «300 золотых поясов» – как сказали бы сейчас, городская элита. Право быть «золотым» переходило по наследству в знатных родах, так что простолюдину нечего было и мечтать о таком звании. «Пояса» из знатных боярских родов решали все государственные проблемы, они же выбирали из «своих», главу исполнительной власти. В итоге, отдельные боярские семьи стали властвовать над отдельными частями Новгорода. Куда уж тут до нужд народа и государства! Простое население все больше увязало в бесчисленных податях, процветали коррупция и беззаконие

Отсутствие выбора

Хотя в упомянутые ранее эпохи все и было не благополучно, но неблагополучие это было самолично избранное. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое – выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях – технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила. Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских – в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить.

Очень приятно, Царь!

К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным. Другими словами, царь послушает, послушает, а сделает все равно по-своему. А иной раз особо говорливых и усердно советующих на кол отправит.

После смерти Ивана IV положительной динамики в выборной истории тоже не наблюдается. В смутное время Лжедмитрий I, захватил Москву, правил ей абы как, раздавал какие-то сомнительные поручения своим любимцам, а сам предавался разврату. После и Лжедмитрий II – «тушинский вор» – подоспел. Когда ополчение Минина и Пожарского боролось за Москву, управлением занимался временный правительный орган – «Совет Земли Русской».

В следующие века выборная модель была упразднена на Руси. Самоуправление наблюдалось только на нижнем уровне, «на местах». В XVIII веке, например, аристократы выбирали предводителей дворянства.

Впрочем, попытки местного самоуправления то там то здесь, периодически предпринимались. Но все эти реформы имели недолгий срок, да и заканчивались зачастую трагически. Большого влияния на ход истории они не оказали, то сегодня о них помнят разве что студенты, зубрящие экзамен по истории.

После революции 1905 года было созвано аж 4 думы подряд. Именно тогда россияне впервые уразумели, что такое предвыборная кампания. А так же поняли, что обещанное, не значит выполненное. Особенно отличился непостоянством в этот период Александр Григорьевич Булыгин (он разрабатывал по заданию императора проекты «законосовещательного органа народного представительства»).

В 17-ом году направо и налево раздавались призывы и щедрые посулы о «народной власти», но на деле все вышло иначе. Поначалу люди действительно выбирали своих руководителей – проводились советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Однако не прошло и года, как к власти пришли люди, которые оставались у руля государства семь десятилетий. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. Вопрос в том насколько это народное гуляние было «выборами» по факту – «неизбрания» не случалось, а все кандидаты и победители утверждались заранее руководством.

Сегодня Россия – страна, где каждый гражданин, «имеет право выбирать» и «имеет право быть избранными». Словом, демократия у нас процветает! Мы можем тайно проголосовать на выборах в Госдуму, выбирать Президента страны и мэров городов. Сегодня на повестке дня - скорые выборы мэра Москвы. За кампаниями кандидатов неусыпно следят СМИ, проходят встречи с избирателями. По нынешним выборам мы сможем понять, как изменилась (и изменилась ли) отношение к выборной системе. Значительная часть общества считает, что любые выборы сегодня - обыкновенный фарс. Элиты никогда не впустят в свои ряды неугодного человека. Так это или нет - покажет время, а мы будем следить за перипетиями предвыборных кампаний кандидатов.

когда впервые прошли выборы? ГДЕ?

Выборы – это один из древнейших способов определения носителей власти. Он широко применялся ещё во времена Древней Руси. Выборы проходили на вече – собрании свободных мужчин-общинников. Вече существовало ещё в догосударственный период. Сохранилось оно и после возникновения Киевской Руси. Более того, в русских землях XI–XII вв. вече являлось высшим органом власти. Нам известно о вечевых собраниях в Киеве, Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Чернигове, Смоленске, Нижнем Новгороде и других городах. Вечевые собрания были разного уровня – уличанские (присутствовали жители одной улицы), кончанские (от слова конец – район), земские (когда в стольный город приезжали представители «младших» городов земли и окрестных сёл).

На вече решались важнейшие вопросы, в том числе и о выборах должностных лиц – тысяцкого (начальник земского ополчения и городской судья), сотских, десятских, старост. Выборы были прямыми и открытыми. Любой из присутствующих на вече мог предложить («выкрикнуть») кандидата. Если ни один из претендентов не имел явного большинства сторонников, то кидали жребий. Но если даже в Новгороде и Пскове, где княжеская власть до конца XI в. была ограниченной, выборные органы нередко испытывали давление со стороны «княжеских мужей», то тем сильнее была власть назначаемой администрации в княжеских городах. Быть может, именно поэтому в Нижнем Новгороде, основанном в 1221 г. великим князем владимирским Юрием Всеволодовичем, о вече сохранилось лишь одно косвенное упоминание в летописи 1305 г. Судя по отсутствию других свидетельств, вече в Нижнем Новгороде (как, впрочем, и в других великокняжеских городах) большой роли не играло.

В эпоху Московской Руси слово «вече» исчезает из обихода. Собрание членов общины (мира) называют теперь мирским сходом. При Иване Грозном мирское самоуправление получило официальный статус. В 1550-е гг. повсеместно создаются земские избы во главе с земскими старостами или излюбленными головами. Им подчинялись сотские, пятидесятские и земские целовальники. (Обещая честно и добросовестно выполнять свои обязанности, они целовали крест). Все эти должности являлись выборными. Самым известным земским старостой Нижнего Новгорода был Козьма Минин (избранный на этот пост в сентябре 1611 года).

В XVI–XVII вв. выборными были также низшие государственные должности. С разбойниками боролись губные избы во главе с губным старостой из местных служилых людей, которому помогали губные целовальники из крестьян. Известно, что Муромскую губную избу (по соседству с Нижегородским уездом) долгие годы возглавлял Дружина Осорьин – сын местночтимой святой Юлиании Лазаревской (помещицы Ульяны Осорьиной) и автор ее жития (XVII в.). Сбор косвенных налогов и пошлин доверяли верным головам (например, таможенным или кабацким) и целовальникам. Они избирались миром (общиной) посадских людей. Избрание на подобную должность являлось не правом, а государственной повинностью. Когда верный голова с целовальниками не собирали нужной суммы налогов, то они обязаны были покрыть недостачу из собственных средств. Если же они не могли возместить недобор, тогда за них это приходилось делать их избирателям.

Корреспондент «Комсомолки» поработала общественным наблюдателем на избирательном участке во время выборов мэра в Самаре [фото+видео+обсуждение]

Изменить размер текста: A A

Сомнения в честности подсчета голосов на выборах хоть раз посещали, наверное, каждого из нас. Чтобы разрешить их, 10 октября я отправилась на избирательный участок №5 общественным наблюдателем. Накануне, в субботу, получила официальное направление от Самарской региональной общественной организации ветеранов военной службы и членов их семей «Честь имею!», вместе с толпой таких же наблюдателей прошла подробный инструктаж, получив шпаргалку-памятку о том, как же должны проходить выборы.

ИЗБИРАТЕЛЕЙ - 1927, БЮЛЛЕТЕНЕЙ - 1400...

Избирательные участки открываются в 8.00. Прихожу на свой в 7.30. В школе №42 тихо, пусто и очень холодно - отопление тут так и не дали. Предъявляю документы, регистрируюсь, с интересом оглядываюсь. Большая избирательная урна посреди помещения школьной столовой, вместо полноценных кабинок – 3 установленные на парты ширмы из ДСП, на стенах списки с адресами и информация о кандидатах. Наблюдателям отведено место далековато от членов УИК, зато урну видно отлично.

Ближе к восьми утра председатель УИК Михаил Цибин открывает большую и маленькую (переносную) урны, демонстрирует, что они пусты, опечатывает. Затем идем проверять списки избирателей. Трогать их руками не имеем права, поэтому приходится просить членов комиссии листать страницы. Михаил Юрьевич оглашает количество избирателей на участке. Их у нас 1927. А количество бюллетеней, выданных на участок – 1400 на голосование за главу города и столько же – за депутатов.

Как же так, почему бюллетеней так мало, а вдруг избирателям не хватит? – наивно удивляюсь.

Да ты что, - отмахивается опытная тетечка-наблюдатель от «Единой России ». – Еще лишние останутся. Хорошо, если человек 700 проголосует. Думаешь, почему порог явки отменили?…

Едва открывается участок, как на нем появляются первые самарцы. Настоящее оживление начинается где-то с полдесятого утра. К моему удивлению, голосует довольно много молодежи, люди приходят семьями, с детьми. Малыши с удовольствием опускают бюллетени в урну вместо мам и пап. Время от времени происходят нестыковки – у кого-то в списке избирателей не оказывается квартиры, кому-то не принесли приглашение. Торжественно опустив бюллетени, одна из бабушек крестит урну.

Дай бог, чтобы помогли! – провозглашает она и удаляется, правда не уточнив, кто, в чем и кому именно.

Поскольку ширмы невысокие, посторонний человек вполне может заглянуть через них в интимный момент выбора. Что в конце концов и происходит. Перегнувшись через ширму, муж начинает было разговор с голосующей женой.

А я против всех, можно я бюллетени с собой заберу, - прихватив голубой и розовый листы, мужичок направляется к выходу.

Подождите-подождите, не торопитесь, зайдите, подумайте получше! - общими усилиями всполошившиеся члены комиссии загоняют-таки избирателя за ширму для реализации конституционного права.

ФОТОГРАФИРУЕТЕ? УДАЛИМ С УЧАСТКА!

Не обходится и без более явных нарушений. Дедушка заходит на участок с предвыборным проспектом одного из кандидатов в депутаты под мышкой.

Вот сколько денег потратили на то, чтобы напечатать все это?! – пытает он членов УИК, потрясая буклетом.

Нам не до смеха – нахождение агитационных материалов на участке недопустимо. Достаю фотоаппарат, чтобы зафиксировать нарушение. Но председатель УИК реагирует весьма оперативно, моментально закрывает дедушку от объектива своим телом и так же, прикрывая его, доводит до выхода из помещения.

Зачем фотографируете?! – накинулся он на меня. – Давайте не будем с вами ссориться, а то вынесу предупреждение и удалю с участка!

Через некоторое время члены комиссии философски взирают, как несколько человек набились в одну кабинку и устроили «совещание» с обсуждением кандидатур. Наблюдатели возмущены.

Михаил Юрьевич, устраните нарушение!- взываю к председателю. Моментально «заметив» непорядок, тот разгоняет народ по кабинкам.

ЭСЕРОВ И КОММУНИСТОВ НА ВЫЕЗД НЕ БЕРУТ

Для тех, кто не в курсе, поясняю: для избирательной комиссии ну ооочень важно, чтобы сошлись итоговые цифры в протоколах. А потому одна из главных задач наблюдателя – считать тех, кто голосует. Я сижу и рисую конвертики. Человек – точечка, человек – палочка… Временами сверяю данные с соседями. На нашем участке 9 наблюдателей. Трое от «Единой России», двое от «эсеров», двое – от коммунистов, парень из правозащитной организации «За Справедливость» и я. Вечером, перед самым закрытием избирательного участка к нам присоединится еще и девушка-наблюдатель от ассоциации защиты прав избирателей «Голос». Сообща фиксируем очередное нарушение. Председатель УИК должен каждые 2 часа оглашать количество проголосовавших. В 10.00 этого сделано не было. Около одиннадцати к эсерам подъезжает куратор, вместе «выбиваем» из председателя обещание впредь оглашать данные. В 12.00 сверяемся, все нормально. Следующая сверка в 15.00. На этот раз у комиссии «потерялись» почти 50 человек. Ужаснувшись, УИК начинает пересчет. Расхождение уменьшается до 7 человек, все успокаиваются…

После 14.00 к тем, кто хочет голосовать на дому, едет специальная комиссия. В нее входят два члена УИК, милиционер и один из единороссов. Дамам от справороссов и коммунистов места в машине уже нет, хотя они тоже хотели бы ехать. Поступило 14 заявок, комиссия берет с собой под роспись по 20 бюллетеней каждого вида – на случай порчи. Вторая бригада едет уже после шести вечера. На этот раз в списке всего 3 адреса. Состав комиссии прежний, справороссы и коммунисты снова «за бортом». Наблюдатель-единоросс идет к выходу, непринужденно помахивая переносной урной для голосования.

Михаил Юрьевич! – прямо-таки взвыли остальные наблюдатели. Председатель пресекает нарушение. Тем не менее, возмущенные наблюдатели от СР и КПРФ пишут жалобу.

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА - ВРЕМЕННОЕ ПРЕДВЫБОРНОЕ ИЗДАНИЕ"

Ближе к вечеру ситуация накаляется. Избирателей становится все меньше. Председатель бегает, как ошпаренный, все время названивает кому-то по телефону. Мне сообщают, что наблюдателей от нашей организации массово удаляют с избирательных участков по всему городу и предупреждают – готовься к худшему. Аналогичное сообщение получает наблюдатель от движения «За справедливость». В 19.40 к нам подходит председатель: по решению УИК нас удаляют с участка. Основание – со дня регистрации выдвинувшей меня организации до дня выборов не хватает двух дней до года. Аналогичная причина (организация зарегистрирована меньше года) – и для удаления коллеги из движения «За справедливость». Председатель показывает распоряжение горизбиркома – удалить с участков всех представителей от «Честь имею!». Как говорится, ничего личного… Копию решения приходится ждать почти час, но уже за дверями участка. Напоминаю председателю УИК, что любой горожанин может находиться на территории участка до 22.00 сколь угодно долго, но Михаил Юрьевич категорически настаивает на том, чтобы мы покинули помещение.

Дождавшись копии протокола, достаю удостоверение корреспондента «Комсомолки» и возвращаюсь на участок. Почему-то председатель мне совсем не рад. Скорее совсем наоборот.

А вы не аккредитованы! И вообще ваша газета – это временное предвыборное издание, – радостно сообщает он. Приходится объяснять, что «Комсомольская правда» существует уже 85 лет, а для работы на избирательном участке дополнительная аккредитация мне не нужна. Михаил Цибин вновь начинает бегать кругами, терзать телефон, консультируясь по поводу присутствия прессы. Успокаивается только после разговора с главным редактором и моего звонка в горизбирком. Но дама-наблюдатель от единороссов моим возвращением озабочена ничуть не меньше.

Ты просто самозванка! – кричит она на меня. – Да я завтра пять таких удостоверений могу принести! Да твою писанину никто читать и не будет!

Предпочитаю оставить этот монолог без комментариев.

ЦИФРЫ СОШЛИСЬ?

22.00. Голосование завершено, избирательный участок закрывается. Для УИК и наблюдателей начинается самая горячая пора. Столы сдвигаются, щели между ними проклеиваются скотчем. Считают проголосовавших избирателей по спискам. Проголосовало 645 человек в помещении и 17 – на дому, итого - 662 человека. По моим данным (они совпадают с данными эсеров) в помещении проголосовало 638 человек плюс 17 – на дому, итого 655… Интересно, кто ошибся?

Потом начинается погашение и подсчет неиспользованных бюллетеней (им отрезают нижний левый угол).

Тут в каждой пачке по 50 штук, видите, они разложены, - робко заикается одна из членов УИК. – Пересчитывать что ли?

Конечно, - покосившись на наблюдателей и прессу, сурово объявляет председатель. Девушки вздыхают и начинают считать. По итогам подсчета погашено 738 розовых и 738 голубых листов. 662 плюс 738 равно 1400 – общее количество выданных на участок бюллетеней каждого вида. Цифры сошлись. Все рады.

"МЫ КАК ЗАЛОЖНИКИ В НОРД-ОСТЕ!"

Вскрываются урны. Председатель нервничает, пост оянно сверяется с инструкцией и повторяет что «все должно быть по закону». На стол высыпают и сортируют бюллетени из переносной уроны, затем из большой. Члены УИК облепляют стол, как мухи варенье, молниеносно выхватывая бюллетени из общей большой кучи и раскладывая их по маленьким – голубые в одну сторону, розовые – в другую. Затем сразу несколько человек начинает сортировать бюллетени по кандидатам. Сверяюсь с законом (ст. 55 ЗСО №112ГД). Пункт 9 гласит – «одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается »… Начинается подсчет бюллетеней, все пачки считают одновременно разные члены УИК. Снова читаю закон. Все тот же пункт 9 гласит: «одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается »…

Впрочем, на этом нарушения не заканчиваются. Голоса уже считают, а на том же самом столе находятся открытые коробки с погашенными бюллетенями (в этот момент они уже должны быть опечатаны и убраны в сейф), а один из членов УИК продолжает работу со списком избирателей (который также должен в это время находиться в сейфе). Только после жалобы наблюдателей председатель УИК отставляет коробки на соседний стол, а список избирателей - на лавку, но не в сейф.

Члены УИК жалуются, что наблюдатели, и в особенности представитель прессы, держат их под постоянным наблюдением и не дают передохнуть при подсчете голосов.

Мы как заложники в «Норд-Осте», которым даже в туалет не давали выйти! – возмущается одна из них.

"ЗАЧЕМ ВЫ СНИМАЕТЕ, КАК ОНА ВЫХОДИТ"?

Худо-бедно, но бюллетени подсчитывают. И тут всех ожидает неприятный сюрприз. По уже сверенным данным в урне должно находиться по 662 бюллетеня каждого вида. А их там - по 663. Для справки: всего один лишний бюллетень в урне - основание признать выборы на участке недействительными. Комиссия пересчитывает бумажки, но цифра остается прежней. Выясняется, что два бюллетеня – голубой и розовый – оказываются без печати УИК. Хоть и с подписями.

Ну вот, этот бюллетень неустановленного образца, значит все правильно, - радостно резюмируют члены УИК. Картину портит только дотошная Вера Ивановна.

Члены УИК снова хватаются за головы и сотовые телефоны. Председатель нарезает привычные круги по участку. После консультации с начальством принято решение снова пересчитать погашенные бюллетени.

Наверное, ошибка там, - секретарь УИК заявляет это с таким сияющим лицом, что я вдруг отчетливо понимаю, что да, пересчет покажет на 1 бюллетень каждого вида меньше. По сложившейся уже на участке традиции бюллетени снова считают сразу несколько человек, очень быстро, не перекладывая из пачки в пачку, а лишь загибая уголки. Поэтому проверить правильность подсчета мы, наблюдатели, увы, не можем. Конечно же, цифры сходятся…

Давайте теперь их опечатаем! – поступает мудрое предложение. Раз уж цифры сошлись…Правда, мешков для опечатывания в помещении участка не оказывается, и секретарь покидает нас. Обращаем внимание председателя УИК на нарушение, но в ответ получаем: «Зачем вы снимаете, как она выходит!» и попытки заслонить объектив фотоаппарата…

"ЗАЧЕМ ИХ ЕЩЕ РАЗ ПЕРЕСЧИТЫВАТЬ"

Теперь на очереди список избирателей. Их число тоже надо подкорректировать. Оглашаются данные по каждой странице, выписываются на бумажку, складываются калькулятором. На середине подсчета председатель снова хватается за голову – сбился.…

Наблюдатели от справороссов и коммунистов – пожилые дамы – уже явно устали и хотят домой. Наблюдатели от единороссов вообще проявляют к подсчетам довольно вялый интерес, и спорят не с председателем комиссии, а с другими наблюдателями, когда те слишком сильно возмущаются нарушениями.

Худо-бедно, общими усилиями, цифры в списке избирателей сложили в искомое 663.

Все нормально, у нас же по бюллетеням сошлось, зачем еще раз пересчитывать, - успокаивает Вера Ивановна председателя. За справороссами уже пришла машина, а впереди еще составление протоколов – это тоже надолго…

Пытаюсь поднять вопрос – откуда же все-таки взялись эти неустановленные бюллетени без печатей? Ведь если их не принесли «со стороны», то значит, их выдал один из членов УИК? Не поставил печать и тем самым лишил кого-то права голоса?

Да почем я знаю, откуда он взялся! – отмахивается председатель. – Я что, прокуратура что ли?

«И КТО ПРИДУМАЛ ЭТИ ВЫБОРЫ?...

Полпятого утра. Наблюдатели озабочены только получением подписей под копией протокола – им отчитываться перед вышестоящим начальством. Опечатанные, но неупакованные мешки с бюллетенями, забытые всеми, сиротливо лежат на столе. Секретарь и председатель выводят цифры по формуле и отправляют их в ТИК. Наконец мешки опечатаны, погружены на крепкие плечи Михаила Юрьевича и отнесены в машину.

Покидаем помещение избирательного участка – мы с девушкой Катей из «Голоса» везем жалобу в территориальную избирательную комиссию. Уходя, слышу ворчание Миши, самого молодого члена УИК, расставляющего на место школьные парты и скамьи:

И кто придумал эти выборы, даешь, с..ка, монархию!...

ОФИЦИАЛЬНО

Нарушения, зафиксированные в жалобе наблюдателем от ассоциации некоммерческих организаций по защите прав избирателей «Голос» на 5 избирательном участке:

2) Сшитая книга со списком избирателей после подсчета количества избирателей не была убрана в сейф; сейф во время подсчета голосов не был закрыт и опечатан.

3) В 23 часа 26 минут секретарь избирательной комиссии, Черкасова С.М. покинула помещение избирательного участка, мотивируя это тем, что в помещении не находились «мешки» для погашенных бюллетеней (нужны для опечатывания).

4) Бюллетени высыпали в кучу, а не доставались по одному председателем избирательной комиссии, с оглашением, за кого проголосовал избиратель.

Жалоба зарегистрирована в ТИК, на копии поставлены число и подпись.

Фальсификация возможна. Увы...

Отправляясь на избирательный участок, я хотела ответить на вопрос – в какой момент возможна фальсификация результатов голосования? Понаблюдав за выборами почти сутки, была вынуждена признать – это можно сделать даже в присутствии наблюдателей.

Сразу оговорюсь - ни в коем случае не обвиняю ни в чем членов УИК своего участка. Но если бы я, например, была на их месте и хотела сфальсифицировать результаты выборов, это можно было бы сделать в момент, когда все бюллетени вывалены в большую кучу на стол. Ведь члены УИК плотно обступили его прямо в верхней одежде, быстро расхватывая и раскладывая бюллетени. Попробуйте уследить за ворохом бумаг и мельканием рук. Достал себе тихонько из пальто фальшивку и подложил на стол. Такой фокус выполнит даже «чайник», далекий от выборов. Во-вторых, скорректировать результаты в нужную сторону можно и во время подсчета голосов. Бюллетени раскладывали сразу несколько человек, отметки избирателей оглашались нестройным хором, не всеми и не всегда. Поди проверь...И еще один нюанс. Итоговое расхождение в цифрах проголосовавших избирателей у меня и у членов УИК составило 7 человек. При этом мои данные чудесным образом совпали с подсчетами наблюдателей от эсеров. С одной стороны, мы тоже могли ошибиться, да и 7 голосов – не так уж много. Но...

Министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов заявляет, что в международной практике не существует понятия «признание выборов». Кто же имеет право оценивать и признавать выборы?

«Надо понимать, что в международной практике, в том числе и юридическом аспекте этой практики, вообще нет понятия «признание выборов». Это распространенное, бытовое, «кухонное» политическое клише», - отметил он.

Мартынов уточнил, что есть только одна организация – ОБСЕ, которая уполномочена оценивать выборы и говорить, соответствуют эти выборы тем или иным стандартам или нет. Но это оценка выборов. А вот признавать или не признавать - это уже дело конкретного государства», - сообщил глава МИД в интервью «Столичному телевидению».

По его мнению, сейчас нет ни одной страны, которая не признала Беларусь. «Они все работают с нами. Они все присутствуют в той или иной форме. И я не ожидаю, что что-то изменится в этом отношении. А со своей стороны мы рассчитываем, что ОБСЕ и другие наблюдатели будут просто объективными. Мы от них ничего другого и не просим», - заявил министр.

Он сообщил также, что Беларусь, Россия и некоторые другие государства «во многом критикуют ОБСЕ за их методы наблюдения, включая методы, построенные на стереотипах и шаблонах, то есть на предвзятости».

По словам министра, за последние годы Беларусь смогла наладить вместе с Европейским cоюзом систематические и углубленные консультации по целому ряду важных направлений, таких как экономика, финансы, экология, стандартизация, таможня, урегулирование визовых отношений и так далее.

В то же время, по мнению Сергея Мартынова, интеграционные и экономические отношения с Россией подошли к тому моменту, когда диапазон резерва легкого движения уже выбран. «Всё, что можно было сделать сравнительно легко, уже сделано», - считает он.

«Сейчас мы подошли к такому этапу, когда требуются очень серьезные, далеко идущие решения, имеющие очень серьезные экономические последствия - и для Беларуси, и для России. В этой связи придти к таким решениям уже гораздо труднее, чем к решениям предыдущего периода. Мы идем к этим решениям уже вместе с Россией, но и вместе с Казахстаном, что тоже хорошо, потому что, как ни парадоксально, но втроем договориться иногда легче, чем вдвоем, потому что возникает ощущение и присутствие многосторонности в этом эффекте. Поэтому эти отношения не подпорчены, просто мы перешли к гораздо более сложным задачам в этих отношениях. Я надеюсь, что мы их решим», - заявил глава МИД.

Кроме того, как рассказал министр иностранных дел, за последние два года Беларусь вышла на рынки 34 новых стран, готовятся к открытию посольств в Бразилии и Нигерии.

По его словам, подход к внешнеэкономическим связям состоит в том, что «мы должны от простых форм торговли - импорт-экспорт - переходить к более сложным формам создания совместных производств и присутствия на рынках через совместные производства, сервис и так далее», пишет Telegraf .