Различные аспекты психологического консультирования. профессиональной компетентности. В консультировании недопустимо

2. 3. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТА Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема, иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции. Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих С. Patterson (1958; цит. по. George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента: - жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим; - ни один консультант не может утверждать, что имее1 полностью развитую, адекватную философию жизни; - наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта; - индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени; - никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной; - клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта - воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо. Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни.

Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка: женщина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, - трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая отношениями с мужем, или все - таки развестись, т. е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей. В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой - интересы детей. Что думает об этом консультант - детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования и его результат.

По мнению G. Сопу (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики. Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь" С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Консультанту не просто следовать правилам этики по достаточно

объективным причинам. Основные из них указали George и Cristiani:

1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном

разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный

контакт уникален.

2. Большинство консультантов практикуют в определенных учреждениях

(клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.). Ценностная

ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими

требованиями к консультанту. В таких случаях консультант оказывается

перед сложным выбором.

3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации,

когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую.

Кочюнас Р.-А. Б, проанализировав зарубежную литературу,

сформулировал следующие принципы этичного поведения в

психологическом консультировании:

1. Консультант ответственен в своей работе:

 Перед своим клиентом.

 Перед членами семьи клиента.

 Перед организацией, в которой он работает.

 Вообще перед общественностью.

 Перед своей профессией.2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс

психологического консультирования осознанно, поэтому до начала

процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи

предоставить клиенту максимум информации о процессе

консультирования:

 Об основных целях консультирования.

 О своей квалификации.

 Об оплате за консультирование.

 О приблизительной продолжительности консультирования.

 О целесообразности консультирования в данной ситуации.

 О риске временного ухудшения состояния клиента в процессе

консультирования.

 О границах конфиденциальности.

3. Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей

профессиональной компетентности. В консультировании недопустимо

применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических

процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя

использовать для испытания каких-либо методов или техник

консультирования.

Важно заранее согласовать с клиентом возможности аудио и видео

записи, наблюдения через зеркало одностороннего видения, присутствие на

консультации других лиц (стажеров, студентов).

Правила конфиденциальности:

Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой

встречи с клиентом. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности

из этического превращается в сугубо профессиональный.1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а

относительно, поскольку существуют определенные условия, способные

изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом

сведений, тем не менее доверительность клиента несравненно строже

связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых

сообщает клиент.

3. Информацию о клиенте можно использовать только в профессиональных

целях. Информация эта должна использоваться только для блага клиента.

4. Материалы консультативных встреч в форме, в которой они не могут

причинить вред интересам клиента, консультант может использовать в

своей профессиональной научной или преподавательской деятельности.

Они не попадают под правило конфиденциальности.

5. Ориентируясь на право клиента на доброе имя и сохранение тайны,

консультант в определенных случаях может не предоставлять

информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не

нарушаются права третьих лиц.

6. Конфиденциальность ограничена правом консультанта на сохранение

собственного достоинства и безопасность своей личности.

7. Конфиденциальность ограничена правами третьих лиц и общественности.

Кочюнас Р.-А. Б. приводит примерный список обстоятельств, при

которых требование конфиденциальности может быть нарушено:

 Преступные действия (насилие, развращение, инцест и подобные),

совершаемые над несовершеннолетними.

 Необходимость госпитализации клиента.

 Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих

преступных действиях.

 Повышенный риск для жизни клиента или других людей.Выяснив в процессе консультирования, что клиент представляет для

кого-то серьезную угрозу, консультант обязан:

 Принять меры для защиты потенциальной жертвы или жертв.

 Проинформировать об опасности ее саму (или их).

 Родителей или близких этого человека.

 Правоохранительные органы.

 Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

6. Требованиякличностипсихолога-консультанта

Этический Кодекс психолога – консультанта.
Психолог-консультант несёт полную ответственность за свою профессиональную деятельность и организует свою работу в соответствии с Этическим Кодексом и существующими в государстве юридическими нормами.
Границы профессиональной компетентности

Психолог-консультант занимается профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
Права и обязанности психолога-консультанта основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации, от профессионалов более высокого ранга и администрации.
Уважение личности и суверенитета клиента

Психолог-консультант уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака, характеризующего личность и мировоззрение клиента.
Психолог-консультант должен быть чрезвычайно осторожным, сдержанным и критичным по отношению к своим концепциям и заключениям относительно клиентов, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и их дискриминирующие.
Правило конфиденциальности

Психолог-консультант обязан обеспечить неприкосновенность информации, сообщаемой клиентом, и не имеет права разглашать ее без согласия самого клиента, за исключением случаев, когда разглашение информации способно предотвратить серьезную угрозу жизни и здоровью самого клиента или другого человека.
Психолог-консультант информирует клиента на самых ранних этапах консультирования о правиле конфиденциальности, его ограничениях и об условиях допустимого использования информации, полученной во время работы. Если в работе предполагается участие супервизора, то этот факт оговаривается с клиентом.
Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.
Психолог-консультант охраняет от неправильного использования клиентом аудио и видео записи, полученные во время сессии.
Во время научного или профессионального обсуждения (супервизии) психолог-консультант должен устранить или изменить информацию, которая могла бы привести к идентификации клиента со стороны третьих лиц.
Обсуждение информации, полученной от клиентов, допустимо в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми лицами, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.
Использование материалов работы с клиентом в публикациях или научных выступлениях допустимо только с согласия клиента и устранения из текста любых признаков, по которым личность клиента могла бы быть идентифицирована другими людьми.
Правило «Не навреди»

В своей профессиональной деятельности психолог-консультант исходит из интересов клиента.
Психолог-консультант должен осознавать степень своего влияния и учитывать возможность развития зависимости со стороны клиента. Психолог-консультант должен уметь вовремя распознавать возникающие в ходе терапии отношения зависимости и не эксплуатировать их.
Психолог-консультант должен осознавать степень влияния своих личных проблем на эффективность работы с клиентом. В случае если личная проблема психолога-консультанта совпадает с проблемой клиента и является препятствием в работе, психолог-консультант обращается к коллеге за супервизией.
Если личная проблема психолога-консультанта становится непреодолимым препятствием и ограничивает его трудоспособность, психолог-консультант решает вопрос о прекращении работы с данным клиентом и передаче его другому психологу-консультанту.
Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог-консультант, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту.)
Психолог-консультант не должен вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту.
В ситуациях, когда психолог-консультант не может избежать внепрофессиональных отношений с клиентом, он должен учитывать силу своего влияния и минимизировать вред, причиняемый внепрофессиональными отношениями.
Психолог-консультант не вступает в сексуальные отношения со своими клиентами, студентами или супервизируемыми.
Психолог-консультант не берёт к себе в качестве клиентов тех, с кем находились или находятся в сексуальных, родственных или иных близких отношениях.
Этические аспекты начала психотерапии, психологический контракт (договор)
Психолог-консультант начинает работу с клиентом только при условии его информирования. (Информирование подразумевает, что клиент обращается за помощью к психологу-консультанту по собственной воле и без нажима со стороны, понимает суть происходящего и осведомлен о возможных последствиях предстоящей работы.) Если клиент не может дать осознанного согласия, психолог-консультант получает согласие от тех людей, которые, в соответствии с законом, несут за него ответственность.
Если клиенты соглашаются на предлагаемее им условия, то в карточке клиента он ставит свою подпись на согласие работы с психологом.
Контракт (договор) психолога с клиентом определяет границы психологической помощи, уровень конфиденциальности, предполагаемое количество и частоту встреч, контакты между встречами, условия окончания работы, взаимоответственность, необходимость возможной медицинской помощи, порядок подачи жалоб и т.д.
В случае, если клиент не имеет совсем или имеет искаженное представление о специфике предстоящей работы, психолог-консультант в доступной для клиента форме проясняет необходимые вопросы, а так же информирует клиента о возможных последствиях предстоящей работы.
При выяснении запроса клиента и определения целей работы психолог-консультант не поддерживает нереалистических целей клиента и не дает ему гарантий результата, достижение которого невозможно.
В интересах клиента и корректных отношений с коллегами, психолог-консультант уважает взаимоотношения клиента с другими психологами и отказывается от «параллельной» работы с другим специалистом.
Вне зависимости от того, кто оплачивает психотерапию, терапия проводится только в интересах клиента.
Этические аспекты оплаты услуг психолога-консультанта
Стоимость консультации психолог-консультант устанавливает самостоятельно и информирует о ней во время первого контакта с клиентом.
Психолог-консультант воздерживается от получения подарков и других услуг от клиентов.
Этические аспекты прекращения психотерапии
Психолог-консультант прекращает работу с клиентом, когда становится ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата.
Если психолог считает, что клиенту не подходят данные способы работы или сам клиент отказывается от них, то необходимо предложить другой метод (способ, форму) работы или помощь другого специалиста.
Психолог-консультант обязан заранее информировать клиента о прекращении или перерывах в работе. Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по завершению работы.
Если продолжение работы психолога-консультанта невозможно вследствие непреодолимых обстоятельств (переезд, состояние здоровья, потеря работоспособности и т.д.), он предпринимает необходимые действия для перехода клиента к другому специалисту.
Безопасность
Психолог-консультант заботится о безопасности места и окружающей среды, для проведения психологической работы с клиентом.
Психологу настоятельно рекомендуется страховать свою профессиональную деятельность.

Любое несоблюдение упомянутых принципов подвергает опасности психическое здоровье клиента, имидж и статус организации, эффективность психологических методов и рассматривается как грубое нарушение в применении методов психологической работы.

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

    жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

    ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

    наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

    индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

    никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

    клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка : женщина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, - трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая отношениями с мужем, или все-таки развестись, т.е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей.

В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой - интересы детей. Что думает об этом консультант - детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования и его результат.

По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

В советское время психология была наукой почти что подпольной. Все проблемы человек должен был решать либо самостоятельно, либо с помощью партсобрания или комсомольской ячейки. Относительная новизна психологического консультирования - общедоступного и разнообразного - способствовала тому, чтобы люди начали обращаться со своими внутренними конфликтами к специалистам. Тем не менее, в отличие от Запада, эта отрасль науки и услуг пока еще остается в зачаточном состоянии.

Чем может помочь психолог?

Каковы плюсы и минусы психологического консультирования, если мы взглянем на это глазами обывателя? Преимущества очевидны лишь для неискушенных. Именно они считают, что удачный сеанс психологического консультирования поможет раз и навсегда решить все личностные проблемы данного человека, а следовательно - сделает его "уживчивым" и "положительным". Однако работа со "знатоком душ", даже имеющим университетское образование и - это длительный процесс. Кроме того, в большинстве случаев - дорогостоящий. Один сеанс психологического консультирования может стоить около ста долларов. При этом результаты - во всяком случае, с точки зрения житейской - весьма сомнительны. К примеру, мы идем на консультацию, чтобы решить проблемы в партнерских отношениях. Но при этом психолог не может - просто не имеет права - давать нам конкретные советы.

Единственное, в чем он может помочь - чтобы мы осознали наши потребности и желания, наши возможности и потенциал. Все остальное - включая жизненно важные решения, такие как развод или вступление брак, рождение ребенка или раздельное владение имуществом - остается за рамками психологического консультирования. Эти шаги мы должны выполнить только самостоятельно. Аналогично решение о том, остаться ли в городе или стране или эмигрировать, сменить ли работу или Это только наша личная прерогатива. Никто за нас не примет важного решения. Ни один психолог не сможет однозначно сказать, что этот выход принесет определенные результаты. Единственное, что он может сделать - показать внутреннее противоречие каждого решения или поступка. Окончательный выбор делает сам человек.

Каковы еще минусы и консультирования? Многим из нас чрезвычайно трудно будет "открыться". То есть, рассказать о том, что нас мучает, почему и какие чувства мы испытываем в связи с нашей ситуацией. Ведь эти аспекты психологического консультирования касаются в основном того, что у нас "внутри".

Зачастую эти проблемы мы отодвигаем так далеко, что и сами не можем их озвучить. А что можно сказать о человеке - даже специалисте - который видит нас первый или второй раз в жизни. О многих проблемах или болезненных пунктах он может только догадываться. Само же решение должно исходить от нас самих. Следовательно, просто необходимо провести глубокую работу с самим собой.

Какие виды психологического консультирования доступны для обычного гражданина? В первую очередь, индивидуальная помощь в рамках различных программ. Консультации в этом случае длятся, как правило, около часа, а основной задачей психолога будет выслушать клиента и постараться понять, над какими проблемными сторонами характера и жизненной позиции следует поработать. Групповые занятия, хотя и используются в различных психотерапевтических центрах, подходят далеко не каждому. Многие люди прибегают к заочной консультации. В этом случае идеальным решением может стать чат или телефон доверия, по которому можно анонимно обсудить с профессионалом свои проблемы и вместе поискать выход.

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что специалист лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Однако, далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в практике психологического консультирования.

Можно выделить следующие принципы психологического консультирования:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

Этот принцип подразумевает, что консультант во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт консультанта, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации консультант ставит себя в позицию “гуру”, что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность.

Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом. Таким исключением можно считать ситуацию, когда консультант узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) “перенос”, то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) “контрперенос”, то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ З. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие отношения и даже такие “специальные” отношения, складывающиеся в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто оказывается “обезоружен” контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Во многом сохранение авторитета консультанта для клиента связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения консультантом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит “нагнетать атмосферу”, настаивать, пытаться выяснить все “до конца”. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.

Этические аспекты психологического консультирования.

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта - психолога.

Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни.

Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

Об основных целях консультирования;

О своей квалификации;

Об оплате за консультирование;

О приблизительной продолжительности консультирования;

О целесообразности консультирования;

О риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

О границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких - либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио - и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования.

Основной источник этических дилемм в консультировании - вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Можно выделить два уровня конфиденциальности.

Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3. Необходимость госпитализации клиента.

4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого - то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы.

Другой важный этический принцип - это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов, недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна. Сексуальные отношения консультантов с клиентами не приемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя - раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.