Развитие экономики хабаровского края. Вся надежда на Китай: эксперт объяснил, почему рушится экономика Хабаровского края

По итогам четырёх месяцев 2019 года в консолидированный бюджет края поступило 34,4 миллиарда рублей собственных налоговых и неналоговых доходов. Это на 12 процентов больше по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года.

По словам губернатора Сергея Фургала , перед органами власти стоит задача сохранить эту динамику, и в течение года получить прирост доходов не менее чем на 7 млрд рублей.

Мы фиксируем стабильность промышленного производства, более 60% которого приходится на обрабатывающие предприятия. Значимая роль принадлежит оборонно-промышленному комплексу. Прежде всего, авиа- и судостроению. Недавно стало известно о готовности Минобороны России приобрести крупную партию новейших истребителей пятого поколения СУ-57, сборка которых будет налажена на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе. Это не только ответственная задача, но и долгосрочная загрузка предприятия, - отметил губернатор, выступая с отчетом в Законодательной думе края.

Что касается положения дел на Амурском и Хабаровском судостроительных заводах, то оба предприятия, по мнению главы региона, нуждаются в докапитализации. В рамках принятого закона об инвестиционных квотах «под вылов краба», предприятиям оказывается содействие в размещении заказов на краболовы, речь идет о 20 судах. Это даст загрузку заводам на пятилетнюю перспективу.

Продолжается модернизация предприятий в металлургическом комплексе края. На «Амурском гидрометаллургическом комбинате» увеличены производственные мощности по переработке со 160 до 200 тыс. тонн руды в год. На заводе «Амурсталь» по итогам 2018 года объем производства вырос до 641,5 тыс. тонн проката. Стратегическая задача для предприятия - переход к смешанной технологии, то есть на перворудное сырье.

Рекордный уровень добычи драгоценного металла показала в прошлом году горнодобывающая отрасль. Добыто 24,8 тонн золота, это исторический максимум для региона. В этом году в планах у золотодобытчиков 24,9 тонн, - заявил Сергей Фургал.

Он также рассказал о новом масштабном проекте в минерально-сырьевом комплексе. Речь идет об освоении Малмыжского меднопорфирового месторождения в Нанайском районе. Объем инвестиций в проект составит 113 млрд рублей, будет создано 1 500 новых рабочих мест. Правительство края твердо обозначило позицию о необходимости приема на работу в первую очередь, жителей Хабаровского края.

Губернатор отметил, что регион должен получать отдачу от предоставления крупному бизнесу налоговых льгот и преференций. По мнению Сергея Фургала, настало время переосмыслить такое понятие, как режим «приоритетного инвестиционного проекта».

Правительство края, безусловно, будет продолжать поддержку частных инвестиций. Но, согласитесь, все-таки неправильно, когда приоритетность назначается только лишь потому, что проект осуществляется в регионе Дальнего Востока . Приоритетным должен быть инвестиционный проект, который формирует комплексные эффекты, создает цепочки добавленной стоимости, развивает перерабатывающие отрасли, формирует постоянное население, - подчеркнул Сергей Фургал.

Он также отметил, что правительством края подготовлен законопроект по ограничению предоставления налоговых льгот для проектов по добыче и переработке драгоценных металлов, добыче и обогащению угля, заготовке круглого леса.

Повестка первого очередного и внеочередного заседаний Законодательной Думы Хабаровского края выполнена в полном объеме. "Взбесившийся принтер" краевого парламента заработал в полную силу, были рассмотрены все 77 вопросов в том числе принят в первом чтении проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".

Законопроект "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" представил первый заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр финансов края Александр Кацуба , а заместитель председателя правительства Хабаровского края - министр экономического развития края Виктор Калашников - прогноз социально-экономического развития Хабаровского края на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов.

В своем докладе Виктор Калашников обозначил приоритеты социально-экономического развития края, направления бюджетной и налоговой политики на трехлетний период – формирование, с учетом реалий сегодняшнего дня, бюджета по доходам и расходам, стабилизация и последующее снижение долговой нагрузки, эффективное управление бюджетными расходами.

Основные параметры краевого бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 года:

  • общий объем доходов краевого бюджета в 2020 году - 100,7 млрд рублей,

в 2021 году – 97,8 млрд рублей, в 2022 году - 95,7 млрд рублей;

  • общий объем расходов краевого бюджета в 2020 году - 107,9 0 млрд руб.,

в 2021 году -103, 9 млрд рублей, в 2022 году – 101, 2 млрд рублей;

  • дефицит краевого бюджета - в 2020 году - 7, 2 млрд рублей, в 2021 году - 6,1 млрд рублей, в 2022 году - 5,5 млрд рублей.

Бюджетом предусмотрен рост валового регионального продукта (ВРП): в 2020 г. – 812 329 млн рублей, в 2021 г. – 855 958 млн рублей, в 2022 – 897 600 млн рублей.

При темпах роста к предыдущему году в сопоставимых ценах - 2020 г. – 101,3 %, в 2021г. – 101,4 %, в 2022 – 100,9 %,

Несмотря на массу радужных заявлений о том, что правительство края ставит перед собой задачу сохранения в бюджете социальной направленности, достижения национальных целей развития, создания условий для повышения качества жизни жителей края, комфортных условий для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций, обеспечения эффективности государственного и муниципального управления, обсуждения основополагающих показателей в предлагаемом Законе о бюджете, несмотря на то, что основной задачей‚ стоящей перед органами государственной власти, является сбалансированное социально-экономическое развитие региона, не получилось.

После "бурного обсуждения", в котором приняли участие с трибуны ЗД – представители КПРФ Сергей Ильин и Максим Кукушкин; с места – Геннадий Мальцев ("ЕР") и три парламентария, представляющие ЛДПР, председатель Закдумы Ирина Зикунова , аргументируя, что обсуждение выбилось из графика, прекратила обсуждение!

Проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" в первом чтении принят большинством голосов. Из присутствующих на заседании 31 депутата "за" проголосовало – 29, "против" – двое представителей КПРФ.

Остались без ответа вопросы о структуре ВРП, являющегося обобщающим показателем экономической деятельности региона, напрямую зависящим от инвестиций, отражающим конечные результаты деятельности хозяйствующих субъектов в регионе. В Хабаровском крае, наряду с Приморьем, Амурской и Сахалинской областями динамика ВРП на уровне нуля, либо в отрицательной области.

Структура экономики Хабаровского края. Фото: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Razvitie-kraya/146

А с получением краем инвестиций все очень сложно. Озвученные Виктором Калашниковым суммы ожидаемых инвестиций: примерно 130 млрд рублей в 2019 году и 1,200 трлн рублей за 7 лет, не подтверждаются подписанными соглашениями. Вразумительного ответа от министра экономического развития депутаты не получили.

Будем объективны – в ближайшем будущем Хабаровскому краю вряд ли придется ждать появления крупных инвесторов. Структура регионально-хозяйственного комплекса не устойчива. Из-за непредсказуемости и постоянной смены правил деятельности, отсутствия стабильности и последовательности Хабаровский край стал "зоной рискованных инвестиций", что, как следствие, уже привело к сокращению иностранных инвестиций в 2018 г. на 4,7 %.

Во-первых, с 1 января 2020 г. вступит в силу закон "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае". Налоговых льгот лишатся участники региональных инвестиционных проектов, ведущие деятельность в высокорентабельных отраслях экономики. Это компании, занимающиеся лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых, золотодобычей и т.п. По мнению губернатора, принятие закона позволит увеличить от этих высокорентабельных видов бизнеса доходы в краевую казну.

Намерения благие – нужно поддерживать и развивать в регионе приоритетные инновационные секторы экономики. Но… какие и чем? Необходимо определиться, какие сектора экономики для края являются приоритетными, разработать и произвести востребованный продукт, создать внутренний рынок. А это дело не одного года. Если бы у нас, как во всем мире, была возможность взять инновационный кредит под три-пять процентов! А этого, учитывая то, что на Дальнем Востоке совершенно не развита банковская система, в ближайшее время не предвидится.

Во-вторых, также с 1 января будет ограничен перечень видов экономической деятельности, по которым предоставляются налоговые льготы резидентам ТОСЭР. То есть те компании, которые получили статус резидента ТОСЭР до этого срока, продолжат пользоваться льготами, но для многих потенциальных резидентов получение статуса "резидента" ТОСЭР теряет смысл.

Полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, давая оценку работы в крае территорий опережающего развития (ТОР), охарактеризовал ее как "печальную". По сравнению с 2018 годом количество рабочих мест сократилось на более, чем 800 мест.

Кроме того, в рейтинге всех дальневосточных регионов Хабаровский край, по словам Юрия Трутнева, находится среди отстающих. Только в Хабаровском крае динамика ТОР идет вниз, а не вверх, как в других дальневосточных регионах.

Не лучше обстоят дела и с развитием Свободного порта Владивосток (СПВ). Резидент СПВ, согласно Закону о СПВ, инвестирует свои финансовые средства в производство экспортной продукции. В Хабаровском крае это капиталоемкие проекты угольных терминалов в Ванинском районе.

Несмотря на вышеперечисленные реалии, Виктор Калашников говорит о планируемом росте экономики в пяти отраслях - э то транспортная отрасль, горнодобывающая промышленность, лесопереработка, металлургия, производство светлых нефтепродуктов. Чтобы выполнить поручение президента страны - обеспечить рост экономики в 1,5 процента, край должен выйти за счёт развития трёх агломераций - Хабаровск, Комсомольск-Амурск-Солнечный и транспортно-промышленный узел Ванино-Советская Гавань - на пакет инвестиций не менее одного триллиона рублей.

10 самых крупных налогоплательщиков Хабаровского края:

  1. Филиал ОАО "РЖД" - Дальневосточная железная дорога;
  2. ПАО "Газпром";
  3. Филиал ООО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика – Хабаровск";
  4. ДВ банк ПАО "Сбербанк России";
  5. ООО "Ресурсы Албазино";
  6. АО "ННК – Хабаровский НПЗ";
  7. Группа предприятий ПАО "Транснефть";
  8. ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен";
  9. АО "Многовершинное";
  10. АО "Дальневосточная генерирующая компания".

В упомянутых министром отраслях нет локомотивов промышленного производства края – авиации, судостроения. Почему? Их что, уже не существует или они вошли в крайнюю стадию стагнации, из которой уже не выбраться? Стагнация - это длительный период, (в России она продолжается уже 7 лет), не имеющий внутреннего механизма возобновления экономического роста. Если это так (а это так), то напрашивается риторический вопрос – есть ли у краевого правительство видение развития этих отраслей?

Авиация - филиал ПАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А. Гагарина"

АО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), производитель самолетов Superjet (SSJ100), продал в январе-сентябре 2019 г. всего один самолет. Выручка ГСС уменьшилась в 4,5 раза, до 6 млрд рублей, а чистый убыток вырос в 2,5 раза. Из этой суммы за поставку самолетов ГСС получил 2,1 млрд рублей, что, соответствует примерно цене одного SSJ-100. Еще 4 млрд рублей компания получила за послепродажное обслуживание самолетов.

ГСС в 2018 г. поставили заказчикам 24 самолета SSJ. Чистый убыток производителя вырос с 733,6 млн до 1,9 млрд рублей.

"Аэрофлот" - главный заказчик самолетов SSJ-100. Совет директоров перевозчика согласовал приобретение пяти машин, и в ГСС рассчитывают до конца 2019 года поставить десять самолетов.

Авиакомпания "Северсталь". Произведен самолет с горизонтальной законцовкой крыла, уменьшающей расход топлива на 3–4%. Передача должна состоятся после получения сертификации доработки - установки горизонтальных законцовок крыла, срок - конец года.

В 2020 г. ожидается увеличение субсидируемой ставки по кредитам для покупателей российских самолетов. Этой льготой пользуются лизинговые компании, которые в результате могут снизить ставку по лизингу для перевозчиков. Это делает поставку самолетов в следующем году для авиакомпаний более предпочтительной, чем в этом.

Относительно якобы подписанного меморандума между "Гражданскими самолетами Сухого" (ГСС) и Норвежской авиакомпанией Norwegian Air Shuttle о поставке в 2020 г. 40 самолетов. Средняя каталожная стоимость одного Sukhoi Superjet на 2018 год составляла $50,5 млн, т.е. стоимость 40 самолетов - $2 млрд.

Учитывая то, что SSJ не вписываются в монофлот Norwegian Air, который в настоящее время состоит только из 170 самолетов производства Boeing, это может привести к частичным отказам от закупок, либо лишь аренде российских самолетов.

Кроме этого, против головной компании производителя SSJ, ПАО "Компания "Сухой", действуют американские санкции. Закупка SSJ у ее "дочки" ГСС в любом случае будет проходить через процедуру комплаенс (compliance (анг.) - соблюдение, согласие): риски введения вторичных санкций будут оцениваться Norwegian Air.

Пресс-службы Минтранса Норвегии и ГСС от комментариев отказались.

Судостроение – Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Минфин отказался включать в проект бюджета 2020 г. необходимые предприятиям 8,6 млрд рублей на докапитализацию.: 7,1 млрд рублей - АСЗ и 1,5 млрд руб. – ХСЗ.

И это при том, что, согласно заключению ОСК, дальневосточные верфи находятся в тяжелом финансовом положении. Проблемы заводов - накопленные убытки, возникшие еще до вхождения в ОСК, высокие накладные расходы и низкорентабельная загрузка. Докапитализация верфей обсуждается не первый год, она необходима предприятиям:

  • АСЗ нужно восстанавливать гидротехнические сооружения, устройства для спуска и вывода судов, построить новый док и обновить сдаточную базу во Владивостоке;
  • ХСЗ - модернизировать спусковые устройства.

Пояснения Минпромторга . В действующих госпрограммах мероприятия по модернизации верфей предусмотрены только в отношении предприятий ОПК, другие вправе воспользоваться льготными условиями программы Фонда развития промышленности (ФРП). Минпромторг направлял запросы на предприятия ДФО по вопросам запланированной модернизации, но, "судя по полученной информации, проектно-сметной документации на проведение необходимых работ у верфей нет".

В Минпромторге рассчитывают, что удержаться предприятиям на плаву позволит исполнение заказов на строительство краболовов. Отмечая при этом, что этого явно недостаточно.

Победители аукционов по добыче крабов должны будут построить 41 судно, в том числе 31 судно-краболов на 40 млрд рублей для Дальневосточного бассейна, по ним заказ приоритетно должен быть размещен в регионе. При этом, глава Росрыболовства Илья Шестаков отметил, "проблема заключается в том, что нет уверенности в том, что это будет построено, поскольку у них нет достаточных компетенций, нет готовой базы, проектов, с этим есть проблемы",

Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ), оценивая возможности верфей Дальнего Востока в 20 рыбопромысловых судов до 2025 года, высказывает опасения в исполнении заказов. Без господдержки, за счет одних только "краболовных" заказов, вывести предприятия из упадка невозможно.

Летом Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) попросила правительство выделить 20 млрд рублей на модернизацию верфей в Приморском и Хабаровском краях.

Параллельно обсуждается возможность выдачи судовладельцам субсидии на возмещение до 20% капитальных затрат на строительство рыбопромысловых судов на дальневосточных верфях. Юрий Трутнев оценивает объем возможной бюджетной поддержки в размере 10 млрд рублей.

"Мы рассмотрели, какие меры надо принять для того, чтобы суда строились на Дальнем Востоке. Верфи у нас есть. Но, к сожалению, для строительства рыболовецких судов они по ряду причин не используются. Это не соответствует приоритетам развития Дальнего Востока. 94 млрд рублей инвестиций - деньги немалые - вкладываются дальневосточными рыбопромышленниками, по причине отсутствия опыта строительства краболовных судов на дальневосточных верфях, в строительство судов на верфях других регионов страны. Нужно, чтобы эти средства помогали развивать Дальний Восток. Для того, чтобы инвесторы заказывали суда, наши верфи должны быть конкурентными", - сказал вице-премьер.

Информация к размышлению.

На Амурском судостроительном заводе с 1 октября на 25% повышены тарифные ставки основных производственных рабочих.

АСЗпредоставляет своим работникам соцпакет, направленный на адаптацию и закрепление основных рабочих кадров, в т.ч., устраивающихся на предприятие по программе "Трудовая мобильность". В него входят: единовременное пособие при трудоустройстве, компенсация найма жилой площади, а также оплата проезда к месту трудоустройства и дважды в год - проезда к месту постоянного жительства. По ходатайству руководства возможна также 50% выплата "северной" надбавки к тарифу для той категории работников предприятия, которые на момент трудоустройства данной стимулирующей выплаты не имели. Утвержден и ряд мер для нематериальной мотивации работников АСЗ.

Касательно лесной отрасли – вопрос неоднозначен. Складывающуюся сегодня ситуацию в ЛПК сравнивают с кризисом 2008–2009 гг.

Реально в крае остались единицы работающих предприятий.

Отгружено на экспорт в страны АТР (тыс.м3), по данным ассоциации "Дальэкспортлес":

Лесоэкспортер

янв.-сент.

ООО "Бизнес-Маркетинг"

ОАО "Римбунан Хиджау Интернешнл"

ООО "Римбунан Хиджау МДФ"

ООО "Сулук"

ООО "Торговый дом РФП" (РФП ГРУПП)

АО "Шелеховский КЛПХ"

Лесных земель в Хабаровском крае - 73,7 млн гектаров, общая расчетная лесосека в 2018 г. составляла 28,3 млн кубометров. Общий объем заготовки древесины составил 8,2 млн кубометров. Край - аутсайдер в ДФО по показателю таксации лесов. 82,5 процента лесных участков были исследованы более 20 лет назад. Арендаторы, заключая контракт, не знают, что именно они получают. Больше половины лесных земель не поставлены на кадастровый учет.

Запасы леса на сегодняшний день – 50–70 м3/га. Разговоры о том, что в крае запасы леса составляют 200 м3/га, от лукавого. Нет таких запасов! Осваиваются северные лесные участки, которые раньше практически не осваивались.

В крае обеспеченность лесными дорогами на два порядка ниже, чем в европейской части страны и на порядок – чем в Сибири. Сегодня "плечо" вывозки составляет 260 – 300 км.

При таком "плече", галопирующих ценах на топливо, тарифах на электро/тепло энергию, ж/д тарифы, отсутствия механизма стимулирования поставок лесозаготовительными предприятиями круглых лесоматериалов на переработку, при отсутствии детальной проработки сырьевой безопасности проектов, рассчитывать на развитие в крае глубокой переработки не реально! Деятельность любого деревообрабатывающего предприятия из-за роста себестоимости продукции будет нерентабельна! Уже сейчас имеет место быть нехватка сырья.

В связи с этим, утопические разговоры о создании в края ЦБК пора прекратить!

Помимо этого, в настоящее время Совет Федерации совместно с Минприроды работает над новым Лесным кодексом.

"Первое, с чего надо начать, - совершенствование законодательства, в частности, подготовка нового, правильного Лесного кодекса, а не пролоббированного в своё время нечистоплотными товарищами или господами", - сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Но и это еще не все.

Готовится так называемая "регуляторная гильотина", которая должна привести к отмене или обновлению в течение 2020 года большинства нормативных правовых актов лесного хозяйства.

Не надо забывать о квотах и "заградительных" таможенных пошлинах (с 1 октября 2019 г. Правительство РФ вдвое – с 6,5% до 13% – увеличило ставку таможенной пошлины на экспорт необработанных лесоматериалов из ели аянской, пихты белокорой, а также лиственницы даурской), лесопожарных катастрофах последних нескольких лет в крае!

Касательно экспорта лесоматериалов в Китай. В первом полугодии 2019 г. объем экспорта российской лесной продукции снизился на 5%. Снижение в денежном выражении коснулось: пиломатериалов на 43,3%, фанеры - на 14% , целлюлозы - 22,8%.

Исходя из сказанного выше остается непонятным, за счет чего губернатор и правительство планируют сократить госдолг и дефицит бюджета, достичь выполнение главных задач, озвученных в Законе о бюджете? Ведь необходимо

  • достичь национальных целей развития,
  • создать условия для повышения качества жизни жителей края,
  • обеспечить комфортные условия для осуществления предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций,
  • обеспечить эффективность государственного и муниципального управления.

Возможно, на первоначальном этапе меры фискального характера позволят достичь положительных результатов в части роста поступлений в бюджет, но в долгосрочной перспективе – вопрос.

Пока с точностью до наоборот.

Председатель краевой ЗД Ирина Зикунова заявила:

"Хабаровский край не может резко и радикально сократить свой госдолг, так как это приведет к общему урезанию всего краевого бюджета и снижению благосостояния граждан. Чтобы кардинально изменить ситуацию с размером госдолга, региону нужно единовременно изъять более 17 млрд рублей из своего бюджета".

С начала года, по состоянию на 1 октября 2019 г., госдолг увеличился с 49 до 52,1 млрд рублей. Правительство планирует и дальше брать кредиты. Согласно принятому в первом чтении проекту бюджета-2020 на 01.01.20 года госдолг Хабаровского края увеличится до 56 млрд рублей, на 01.01.21 года – до 63 млрд рублей. На обслуживание банковских кредитов, которые составляют большую часть госдолга, в 2020г. потребуется 4,2 млрд рублей.

Ранее губернатор Сергей Фургал ставил задачу за счет уменьшения неэффективных расходов и увеличения доходной базы за пять лет сократить госдолг до 28–30 млрд рублей.

Также губернатор Сергей Фургал , а ранее председатель комитета регионального парламента по бюджету, налогам и экономическому развитию Вячеслав Фургал , заявляли о намерении правительства и Законодательной Думы нарастить уровень социально-экономического развития региона и сохранения социальной направленности краевого бюджета.

А что в реалиях, как эти декларации подтверждаются принятым ЗД в первом чтении бюджетом? Откуда возьмутся средства для улучшения жизни населения при таком "профессионально" планируемом распределении бюджетных ассигнований?

Иначе как блудом труда, при грохочущей работоспособности и деятельном невежестве, сей проект основного закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" не назовешь! Правительство края и Законодательная Дума уже не первый год держат население региона в состоянии постоянного изумления. Некоторые статьи бюджета 2020 г. станут настоящим кошмаром для жителей Хабаровского края!

Депрофессионализация системы государственного управления как в стране, так и в крае достигла критического уровня. Важно понимать, что надо делать. Но не менее важно еще и понимать, чего делать не надо. Если нет эффективного планирования и прогнозирования – то нет устойчивости и развития. А оно появляется только у людей, понимающих, чем, собственно, они руководят!

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПО РАЗДЕЛАМ И ПОДРАЗДЕЛАМ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА (тыс.руб.)

Наименование показателя

2019 г.

2020 г.

2020-2019

Обслуживание государственного и муниципального долга

3 479 899,00

4 152 094,27

672 195,27

Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и МО

11 545,50

11 899,10

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

23 996 228,87

11 680 815,21

-12 315 413,66

Общеэкономические вопросы

Сельское хозяйство и рыболовство

-220 076,61

Водное хозяйство

-1 015 710,89

Лесное хозяйство

-950 972,33

Транспорт

-334 510,24

Дорожное хозяйство (дорожные фонды)

-8 402 795,69

Связь и информатика

Прикладные НИ в области нац. экономики

-135 227,14

Другие вопросы в области нац. экономики

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ПО ЦЕЛЕВЫМ СТАТЬЯМ (ГОСУДАРСТВЕННЫМ ПРОГРАММАМ КРАЯ И НЕПРОГРАММНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) И ГРУППАМ (ГРУППАМ И ПОДГРУППАМ) ВИДОВ РАСХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ (тыс.руб)

Государственные программы Хаб-го края

2019 г.

2020 г.

2020г. - 2019г.

"Развитие здравоохранения Хаб. края"

19 920 131,04

19 350 078,29

-570 052,75

Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка" в рамках ГП Хаб.края "Развитие здравоохранения Хаб.края".

1 874 794,68

364 828,99

-1 509 965,69

Развитие дошкольного образования в рамках ГП Хаб.края "Развитие образования в Хаб. крае".

3 911 790,46

3 735 371,35

-176 419,11

Поддержка научно-исследовательской деятельности в крае в рамках ГП Хаб. края "Развитие образования в Хаб. крае"

7 579,61

6 166,00

-1 413,61

"Культура Хабаровского края"

2 175 732,68

1 775 285,37

-400 447,31

"Развитие социальной защиты населения Хабаровского края"

17 910 938,71

17 593 226,54

-317 712,17

"Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае"

39 664,54

34 625,20

-5 039,34

"Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае"

2 282 493,06

1 216 420,06

-1 066 073,00

"Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности в Хаб.крае"

69 374,93

65 523,69

-3 851,24

"Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае"

4 469 830,50

3 883 883,16

-585 947,34

"Развитие молодежной политики в Хаб.крае"

382 728,42

370 733,48

-11 994,94

"Инновационное развитие и модернизация экономики Хаб.о края"

179 892,43

44 756,16

-135 136,27

"Развитие МСП в Хабаровском крае"

146 136,58

45 269,41

-100 867,17

ГП Хаб.края "Развитие лесного хозяйства в Хаб.крае"

1 172 354,30

222 463,04

-949 891,26

"Развитие с/х и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае"

976 373,85

717 684,28

-258 689,57

"Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае"

147 787,93

49 647,30

-98 140,63

"Развитие транспортной системы Хабаровского края"

15 361 545,55

6 681 458,73

-8 680 086,82

Развитие инфраструктуры воздушного транспорта и обеспечение доступности для населения края услуг в сфере авиаперевозок в рамках ГП Хаб.края "Развитие транспортной системы Хаб. края"

764 459,34

528 784,69

-235 674,65

Субсидии организациям воздушного транспорта, оказывающим услуги по транспортному обслуживанию населения в межмуниципальном сообщении, в рамках ГП Хаб.края "Развитие транспортной системы Хаб.края"

565 502,86

463 599,94

-101 902,92

"Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае"

651 949,84

33 808,77

-618 141,07

"Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края"

1 228 957,68

1 194 377,26

-34 580,42

"Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края"

2 414 924,25

1 399 213,36

-1 015 710,89

"Развитие промышленного производства в Хабаровском крае"

29 256,25

28 115,26

-1 140,99

"Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хаб. крае"

277 473,58

98 448,36

Транспорт и связь

Хабаровский край занимает ключевые позиции в единой транспортной сети Дальнего Востока. Здесь получили развитие все основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомо-бильный, воздушный, трубопроводный. Ведущую роль играет железнодорожный. Протяженность сети железных дорог 2,1 тыс. км. Основу составляют участки Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. В 2008 году завершен монтаж основных металлоконструкций второй очереди железнодорожного моста через Амур у города Хабаровска. Открылось движение по мосту длиной 2,6 км. Ввод второй очереди мостового перехода в эксплуатацию увеличит пропускную способность этого участка в 1,5 раза и повысит скорость движения пассажирских и грузовых составов по Транссибирской магистрали. Первая очередь совмещенного железнодорожно-автомобильного мостового перехода через реку Амур у Хабаровска была сдана в эксплуатацию в 1999 году. В крае имеется 5,1 тыс. км автомобильных дорог общего пользования, из них 4,8 тыс. км с твердым покрытием, в том числе автомобильные дороги федерального значения: М58 «Амур» (Чита - Хабаровск), обеспечивающая выход на центральные районы Российской Федерации и Европу, М60 «Уссури» (Хабаровск - Владивосток) и «Восток» (Хабаровск-Находка), связывающие сеть автомобильных дорог Российской Федерации с портами Приморья. В последние годы большое внимание уделяется строительству региональных автомобильных дорог. Ведется строительство дорог Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к городу Комсомольску-на-Амуре, Селихино - Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын. Протяженность эксплуатируемых речных путей 2,9 тыс. км. Речной порт в Хабаровске - крупнейший на Амуре. Другие крупные речные порты - Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Большая часть из них обслуживается ОАО «Амурское речное пароходство», суда которого, в том числе типа «река-море», связывают амурские порты с пунктами Охотского побережья, портами Японии, Китая, Гонконга, Кореи, Сингапура. Морской транспорт представлен портами - Охотск, Аян, Лазарев, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань. Ванино является крупнейшим морским портом края. Между материком и островом Сахалин действует паромная переправа Ванино - Холмск. Расстояние от Хабаровскa до Москвы по железной дороге - 8533 км, по воздуху - 6075 км. Один из наиболее крупных в стране Хабаровский международный аэропорт связан с важнейшими административно-хозяйственными центрами России, стран ближнего и дальнего зарубежья, основными аэропортами Дальнего Востока.

Услуги внутризоновой, междугородней и международной связи в крае предоставляются 10 операторами. При этом используются 90% магистральных каналов традиционным оператором ОАО «Ростелеком». Внутризоновые сети Хабаровского края базируются на использовании кабельных, радиорелейных, воздушных линий передачи и каналов систем спутниковой связи. С северными районами края информационные потоки организуются с использованием спутниковых технологий. Всего в крае действует более 50 наземных станций спутниковой связи. Уровень обеспеченности сотовой связью в крае вырос до 24%. В настоящее время региональные сети операторов сотовой связи интегрированы в федеральные сети сотовой связи национальных операторов: «МТС», «Мегафон», «Вымпелком». Услуги телематических служб, в том числе услуги интернет, IP телефонии, электронной почты предоставляют в крае 30 операторов, количество пользователей более 150 тысяч.

Ресурсы и энергетика

Обогатительная фабрика "Ургалуголь"

В Хабаровском крае сложился мощный и разнообразный по направлениям деятельности топливно-энергетический комплекс, занимающий в структуре экономики края весьма важное место. ТЭК края носит многоотраслевой характер, включает в себя электроэнергетику и тепловое хозяйство, производство нефтепродуктов и добычу угля, системы газоснабжения, управляющие и сбытовые структуры. В настоящее время в крае сосредоточены практически все мощности по переработке сырой нефти на Дальнем Востоке, производится около 20% электрической и 30% тепловой энергии, добывается 8,0% угля. Одним из основных направлений в системе ТЭК края является угледобывающий комплекс. Добыча угля осуществляется ОАО «Ургалуголь», входящим в состав ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания». ОАО «Ургалуголь» отрабатывает запасы Ургалъского каменноугольного месторождения, которое расположено в Верхнебуреинском районе. Подземным способом добыча ведется двумя очистными забоями, суммарная максимальная суточная производительность которых составляет около 6 тыс. тонн. Открытым способом добыча ведется на трех разрезах «Ургальский», «Буреинский» и разрезе «Мареканский», расположенном в Охотском районе. Инвестиционная программа развития ОАО «Ургалуголь» предусматривает коренную модернизацию производства с увеличением объемов угледобычи. Для повышения качества угля, сохранения и повышения внутренних и внешних рыночных позиций угледобычи на Ургальском месторождении выполнены расчеты и принято решение о строительстве обогатительной фабрики мощностью до 5,0 млн. тонн в год. Основу цветной металлургии составляют добыча золота, платины и серебра, производство оловянных и медных концентратов. Созданы новые центры добычи драгоценных металлов в Охотском и Аяно-Майском районах. Край вышел на третье место в России по добыче драгоценных металлов. В крае сформировался самый крупный на Дальнем Востоке лесной комплекс, который включает в себя: лесное хозяйство, отрасли по заготовке и переработке древесины, обслуживающие производства, научные и проектно-конструкторские учреждения. По объему лесозаготовок край занимает третье место в стране.

Нефть и газ

В ближайшие годы должен получить дальнейшее развитие трубопроводный транспорт. Сооружен мощный газопровод для транспортировки газа с острова Сахалин. В скором времени будет проложен нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан с отводами до Хабаровского и Комсомольского нефтеперерабатывающих заводов. Планируется строительство нового газопровода Сахалин - Хабаровск -Владивосток. Нефтеперерабатывающая промышленность края представлена двумя нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ): ОАО «Хабаровский НПЗ» и ООО «PH - Комсомольский НПЗ» и одной специализированной нефтеперерабатывающей установкой в поселке Ванино. В последние годы объем первичной переработки нефти в крае увеличился почти в два раза. Нефтеперерабатывающая промышленность края относится к стабильной, рентабельной и высокопроизводительной отрасли промышленности, разрабатывает и реализует крупные инвестиционные проекты и программы, вносит существенный вклад в развитие региона и в положительный внешнеторговый баланс края. В последние годы большое внимание уделяется газификации края. В результате большой проведенной работы к концу 2008 года протяженность газотранспортной сети составила более 1500 км.

Энергетика

Потребности края в электрической и тепловой энергии обеспечиваются в основном от Хабаровской энергосистемы, входящей в структуру ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». Установлен-ная мощность электростанций Хабаровской энергосистемы составляет по выработке электрической энергии - 2299,95 МВт; по выработке тепловой энергии - 7131,4 Гкал/ч. Действующие энергетические мощности обеспечивают потребности края в электрической и тепловой энергии в полном объеме и располагают необходимым резервом. Системообразующая электрическая сеть в Хабаровском крае сформирована на напряжении 500-220 кВ (общая протяженность 4,34 тыс. км), распределительная - на напряжении 110-35 кВ (общая протя-женность 10,2 тыс. км). Протяженность магистральных трубопроводов тепловых сетей филиала «Хабаровская теплосетевая компания» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (в однотрубном исчислении) составляет 840 км. Хабаровская энергосистема имеет электрические связи на напряжении 500/220 кВ с Объединенной энергосистемой Востока. Это обеспечивает возможность перетоков электрической энергии и мощности из Объединенной энергосистемы Востока, повышает надежность электроснабжения потребителей.

Внешняя торговля

Медаль Хабаровской международной ярмарки

Для экономики края значительный интерес представляет развитие межрегиональных связей и интеграция с другими регионами Российской Федерации. Немаловажную роль в развитии краевого рынка играют проводимые межрегиональные, международные и специализированные форумы, выставки и ярмарки. Министерство экономического развития и внешних связей края совместно с отраслевыми подразделениями Правительства края постоянно взаимодействуют с администрациями субъектов РФ, прорабатывая вопросы участия предприятий края в специализированных выставках- ярмарках в регионах - потенциальных потребителях продукции. В начале 2008 года федеральная власть заговорила о необходимости применения инновационного подхода к развитию бизнеса. В Хабаровском крае инфраструктура поддержки инноваций создается в течение последних лет. Офисы коммерциализации, занимающиеся отбором и подготовкой инновационных проектов, начали создаваться в ВУЗах еще года два назад. В 2007 году было создано Дальневосточное агентство содействия инновациям (ДАСИ). Грант на создание бизнес-инкубатора для продвижения инновационных проектов выиграл Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Стоит отметить, что все создаваемые структуры и механизмы направлены на поддержку инновационных внедрений, прежде всего в малом и среднем бизнесе. В этом году правительство края намерено закончить формирование основы финансовой поддержки инновационных проектов. Стоит задача помимо выделяемых краевым правительством средств привлечь федеральные деньги, средства внебюджетных фондов, деньги заинтересованных частных инвесторов. Это позволит значительно увеличить суммы, выделяемые на каждый проект, даст возможность большему числу бизнесменов и ученых начать совместную реализацию оригинальных и перспективных идей в области создания новых материалов, в медицине, в сфере биотехнологий и нанотехнологий.

Промышленность

Машиностроение

Т-50 - истребитель

В Хабаровском крае создана многоотраслевая экономика, базирующаяся на использовании богатых и разнообразных природных ресурсов, значительного демографического потенциала, выгодного экономико-географического положения. Ее основу составляют промышленность и транспорт. Край располагает самым крупным на Дальнем Востоке и разнообразным по отраслевому составу машинос-троительным комплексом, в котором велика роль находящихся на высоком техническом уровне оборонных отраслей - авиационной и судостроительной. Здесь получили развитие также электротехническое и энергетическое машиностроение, производство подъёмно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли. С машиностроительным комплексом связана черная металлургия - производство стали и проката. В условиях современной высоко конкурентной экономики без внедрения современного оборудования и систем управления выжить невозможно. Почти все работающие производства серьезно занимаются вопросами реконструкции, увеличения эффективности труда, снижения себестоимости продукции при неуклонном росте ее качества. ОАО «КнААПО» сегодня реализует такие проекты, о которых еще недавно даже думать было нельзя в силу технологической и технической неподготовленности. Осуществлена реконструкция производственных цехов и модернизация оборудования под выпуск гражданских самолетов для местных и региональных авиалиний. Реализуется «Программа организации производства региональных гражданских самолетов Superjet-100», которая является одним из приоритетных проектов холдинга «Сухой». В настоящее время на предприятии осуществляется подготовка к серийному производству перспективного самолета СУ-35 и Т-50.

Лёгкая индустрия и малый бизнес

Соевые напитки "ДАКГОМЗ"

Легкая индустрия представлена производством швейных, трикотажных, кожевенно-галантерейных изделий, обуви. Швейные предприятия работают в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Советской Гавани; трикотажные - в Бикине; кожевенно-галантерейные и обувные - в Хабаровске. Важнейшие центры пищевой промышленности: Хабаровск (масло-жировая, мукомольно-крупяная, ликеро-водочная, кондитерская, мясо-молочная, рыбоперерабатывающая отрасли), Комсомольск-на-Амуре (мясо-молочная, кондитерская, рыбоперерабатывающая отрасли), поселок Лососина (база океанического рыболовства) и Охотск (рыбоперерабатывающие предприятия). Количество субъектов малого бизнеса в крае увеличивается с каждым годом, в 2007 году их стало больше еще на 5,7 тыс. единиц. Малый бизнес, бывший ранее малозаметным в массе основных эконо-мических показателей, сегодня формирует значительную долю: здесь работают более 24% всех занятых в краевой экономике; его доля в общем обороте продукции, работ и услуг превысила 27%, увеличив-шись по сравнению с 2006 годом в 1,4 раза. Немаловажно также и то, что рост предприятий малого бизнеса свидетельствует об увеличении доли среднего класса в структуре общества, об усилении его влияния на социальные и экономические процессы.

Строительство

Строительство жилых домов

В строительном комплексе края насчитывается 923 тыс. строительно-монтажных организации, предприятий промышленности строительных материалов и проектных организаций, в которых работает около 70 тыс. человек. В настоящее время приоритетным направлением строительной отрасли края становится жилищное строительство. В крае имеются свои программы жилищного строительства для отдельных социально-незащищенных категорий граждан. Будет продолжено строительство жилья, в том числе по видам социальной ипотеки, предусматривающей государственную поддержку для молодежи, бюджетников и других категорий. Суровые климатические условия, сильно пересеченный горный рельеф, многолетняя мерзлота, заболоченность, отсутствие удобных путей сообщения и малочисленность населения затрудняют хозяйственную деятельность на территории края. Сложные условия судоходства (мелководность эстуария Амура и Татарского пролива, неблагоприятный ледовый режим, сложные течения и частые штормы) являлись основанием для проектирования мостового перехода на Сахалин и даже плотины, перекрывающей Татарский пролив. Рассматривался также вопрос о строительстве канала из Амура через озеро Кизи в глубоководную часть Татарского пролива. Однако все они не были осуществлены.

Сельское и охотничье хозяйство

Молочный комплекс

Основная задача сельского хозяйства края - удовлетворение потребности населения в молоке и овощах, картофеле и яйцах, свежем мясе. За пределы края свою продукцию поставляет только пчеловодство. В результате проводимых экономических преобразований предприятия агропромышленного комплекса края прошли многоступенчатый этап реформирования: осуществлена земельная реформа, сформировалась многоукладная экономика, возникли новые организационно-правовые формы хозяйствования. Сельское хозяйство края в настоящее время представлено государственными унитар-ными предприятиями, открытыми акционерными обществами, колхозами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными хозяйствами граждан. На долю сельского хозяйства приходится до 4% валового внутреннего продукта края. Собственное производство сельскохозяйственной продукции почти полностью обеспечивает население картофелем, на 74% - овощами, на 78% - яйцами, на 19% - молоком. Финансовая поддержка, оказываемая селу, позволила удержать производство от дальнейшего спада, повысить финансовую устойчивость и снизить убытки. Повсеместно в крае получило развитие охотничье хозяйство. По объему заготовки пушнины край занимает на Дальнем Востоке второе место, уступая только Республике Саха (Якутия). В районах Охотского побережья оно сочетается с оленеводством, а в долине Амура - с рыболовством. Развивается охотничий туризм.

Развитие экономики Хабаровского края

Японская компания JGC Эвергрин, построившая тепличный комплекс в ТОСЭР «Хабаровск», уже заявила губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту (на фото слева) о своих планах строительства второй очереди тепличного хозяйства

Экономика края: полёт нормальныйВозможно, жители Хабаровского края заметили, что в нынешнем году жить и работать стало несколько лучше и веселее, чем в предыдущие 2015-2016 годы. Если обратиться к цифрам, это «лучше» выражается в существенном росте общего объёма произведённой и отгруженной продукции, индексе промышленного производства, росте заработной платы, оживлении торговли и многих иных показателях. О том, как правительство края обеспечивает устойчивость и развитие территории, мы беседуем с первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Василием Шихалёвым.

Василий Михайлович, как складывалась ситуация в основных отраслях экономики Хабаровского края в этом полугодии, какие предприятия можно назвать «драйверами» развития?

У нас наблюдается положительная динамика по основным показателям производства и иным направлениям, которые формируют общую картину в крае.

В первом полугодии 2017 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленности края составил 160,1 млрд рублей, или 114,4% к соответствующему периоду 2016 года (в действующих ценах). Индекс промышленного производства в первом полугодии 2017 года составил 105,5 процента к соответствующему периоду 2016 года. Сохраняется стабильный рост грузооборота транспорта (за январь - июнь 2017 года он составил 4,3%). На 0,6 процента вырос пассажирооборот транспорта (за счет увеличения пассажирооборота на автомобильном транспорте на 1,9%). В этом году показывает положительную динамику и авиастроение, и судостроение. Лесопромышленный комплекс тоже идёт с плюсом. Рыба - на уровне прошлого года. А это высокие показатели. Горнорудная промышленность тоже наращивает объёмы. Строительство жилья пока отстаёт, но заделы там достаточные, так что к концу года показатели превысят уровень прошлого года. В плюсе у нас средняя заработная плата, позитивная ситуация на рынке труда.

За январь - май 2017 г. среднемесячная заработная плата работников организаций составила 45 206 рублей, выросла по сравнению с соответствующим периодом 2016 года на 7,4%. На 1 июля 2017 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,02% (снизился на 0,21 процентных пункта по сравнению с соответствующим периодом 2016 года), численность безработных снизилась на полторы тысячи человек. В целом оба эти показателя свидетельствуют о стабильной ситуации в экономике, о загрузке крупных предприятий, о росте малого и среднего бизнеса. О том же говорят данные о ситуации на потребительском рынке края. За январь - июнь 2017 года оборот розничной торговли в крае составил 142,6 миллиарда рублей (102,2% к соответствующему периоду 2016 года), оборот общественного питания - 8,1 миллиарда - 100,7%.

По итогам 2017 года ожидаются положительные тенденции в экономике края валовой региональный продукт увеличится на 2,8%; индекс промышленного производства - на 3,6%, грузооборот транспорта - на 3,0%; внешнеторговый оборот - на 9,2%; ввод в действие жилых домов - на 16,2%. Реальные денежные доходы населения вырастут на 1,4%.

Не может удовлетворять результат по демографической ситуации. С начала 2017 года в крае наблюдается снижение показателей рождаемости при одновременном увеличении показателей смертности. За январь - май в крае родилось на 835 детей меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Эта тенденция характерна для большинства субъектов Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа и обусловлена сокращением численности женщин детородного возраста вследствие демографической «ямы» 1990-х годов.

Отмечается рост смертности от болезней системы кровообращения (на 4%), болезней органов дыхания (на 4,9%), дорожно-транспортных происшествий (на 23,9%). Этот негативный момент по автокатастрофам сегодня находится под пристальным вниманием правительства края. Мы на пороге запуска программы государственно-частного партнёрства по интеллектуальной системе безопасности дорожного движения. Эта система позволит контролировать плотность транспорта на дорогах, не разбивать дороги большегрузным транспортом. Она обеспечит видеофиксацию практически всей территории края. Плюс отдельно решается вопрос об обеспечении сотовой связью ключевые трассы. В частности трассу Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. Мы работаем над передачей этой трассы в федеральную собственность. На её обслуживание поступит значительно больше средств. Это резко изменит качество дороги. И, конечно, существенно понизит аварийность.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. № 1298-р утверждена Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, определяющая основные ориентиры демографического развития субъектов ДФО и меры по обеспечению их достижения.

Правительство Хабаровского края со своей стороны намерено актуализировать Комплексную краевую программу развития семейной и демографической политики Хабаровского края на 2014-2020 годы, обратив особое внимание на разработку мер по стимулированию рождаемости и закреплению населения. Мы намерены проработать вопрос восстановления краю софинансирования за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет на детей, рожденных после 1 января 2017 г., без учета величины суммарного коэффициента рождаемости. Разрабатывается комплекс мер по повышению рождаемости в крае, в том числе за счет содействия в улучшении жилищных условий молодых семей в увязке с рождением детей.

Первым делом - самолёты

Как обстоят дела в нашей главной отрасли экономики - машиностроении?

Индекс производства транспортных средств и оборудования составил в первом полугодии 2017 года 131,4% за счет стабильной производственной деятельности авиастроительных и судостроительных предприятий.

В авиастроении выпуск продукции увеличен на 26,2% к соответствующему периоду 2016 года. С начала 2017 года Комсомольский-на-Амуре завод имени Гагарина (филиал АО «Гражданские самолеты Сухого») поставил заказчику 15 самолетов SSJ 100 (план на 2017 год - 34 единицы). Где и какими компаниями эти лайнеры будут эксплуатироваться, решается на основе заключённых контрактов. Среди покупателей и наши, и иностранные компании. Как известно, недавно в ходе авиасалона МАКС был подписан контракт на поставку 20 «Суперджетов» АК «Аэрофлот» (контракт на поставку 30 единиц завершен в 2016 году).

В судостроении в первом полугодии 2017 года обеспечен рост в 1,8 раза к соответствующему периоду 2016 года. Наращивает объёмы Амурский судостроительный завод. Сегодня в его цехах строятся военные корабли. Недавно первый корвет «Совершенный» передан ВМФ России и будет нести вахту на Тихоокеанском флоте, 28 июля будет спущен на воду второй корвет «Громкий». В цехах завода заложены два мощных грузопассажирских автомобильно-железнодорожных парома, предназначенных для работы на линии Ванино - Холмск. Стоимость контракта составляет почти 10 миллиардов рублей. За этот заказ - отдельная благодарность полномочному представителю президента РФ на Дальнем Востоке Юрию Петровичу Трутневу. Предприятием возобновлено строительство 2-х судов снабжения по заказу ООО «Газфлот». Оба краевых судостроительных завода сегодня активно работают с рыболовецкими предприятиями в рамках проекта «квоты под киль». Он подразумевает строительство рыболовецких траулеров и иных судов на российских предприятиях, как условие получения квот на вылов рыбы. Правительством края проведена работа с представителями рыболовецких организаций по оформлению основных требований к проектам судов для осуществления добычи водных биологических ресурсов. Технические задания направлены ПАО «Амурский судостроительный завод» и АО «Хабаровский судостроительный завод» для подбора проектов судов и определения ориентировочной стоимости и сроков строительства.

Со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2017 года № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию» правительством края прорабатываются вопросы участия предприятий водного транспорта в этой программе и возможность приобретения (строительства) судов у судостроительных предприятий Хабаровского края.

Вопрос по обновлению судов в крае очень актуальный. На учете в морских портах Хабаровского края в настоящее время около 150 судов со сроком эксплуатации более 30 лет.

По вопросу участия в Программе мы взаимодействуем с целым рядом краевых предприятий водного транспорта: ЗАО «Амурские пассажирские перевозки», ООО «КомПасс», ОАО «Амурское пароходство», ОАО «Хабаровский речной торговый порт», ОАО «Ванинский морской торговый порт», Ванинский филиал ФГУП «Росморпорт», ФБУ «Администрация Амурводпуть», ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт», ООО «М-Порт», ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива», ООО «Беркут», ИП Козловский В.В. (ООО «Малахит ДВ»), ЗАО «ДАЛЬРЕО».

От Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» уже получен положительный ответ. Есть намерение заказать суда проекта А45 и у некоторых субъектов Дальнего Востока.

Несмотря на объективные сложности, благодаря ежедневному вниманию правительства края продолжает работу Комсомольское металлургическое предприятие. В ближайшее время предприятие уже с новым собственником - компанией ТОРЭКС - должно выйти на стабильный режим работы.

Малый и средний бизнес

Прошедшие полгода были в значительной степени посвящены улучшению делового и инвестиционного климата в крае, развитию малого и среднего бизнеса. Есть результат - резкий скачок в российском инвестиционном рейтинге. Край поднялся сразу на 33 позиции и занял 40-е место в России.

Это результат большой совместной работы краевого правительства и предпринимательского сообщества. Мы значительно улучшили такие показатели, как получение разрешения на строительство, механизм государственно-частного партнерства, снижение административного давления на бизнес, оценка объектов инвестиционной инфраструктуры предпринимателями, доступность финансовой поддержки, оценка консультационных и образовательных услуг инфраструктуры поддержки предпринимательства, доля закупок у малого бизнеса.

В крае развернута работа по внедрению 12 Целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности края. За полгода работы нам удалось достигнуть уже более половины установленных показателей. Две «дорожные карты» по инвестиционному порталу и спецорганизации выполнены полностью. Работа в этом направлении продолжается.

По итогам первого полугодия 2017 года отмечен рост поступлений доходов в бюджет края по категории налогоплательщиков «Индивидуальные предприниматели» на 7,6% к соответствующему периоду 2016 года. Заметно активизировался рынок кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) - отмечен рост на 30% к уровню 2016 года.

Проведен краевой конкурс муниципальных программ развития и поддержки МСП, по итогам которого распределены бюджетные средства в размере 19,5 млн рублей среди 24 муниципальных образований края, в том числе 1,5 млн рублей - за счет средств федеральной субсидии (субсидирование части затрат предпринимателей по приоритетным направлениям развития муниципальных образований края, развитию инфраструктуры поддержки, предоставление грантов начинающему бизнесу).

В рамках «дорожной карты» по развитию МСП на 2017 год к соглашению о взаимодействии между правительством края и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее - Корпорация МСП) запланированы 13 мероприятий, расширен перечень услуг Корпорации МСП, предоставляемых в многофункциональных центрах края. В этом году состоялось два визита делегации Корпорации МСП в Хабаровский край. Более 700 участников встреч прошли обучение по различным аспектам предпринимательской деятельности.

На 1 июня 2017 года по «Программе 6,5» через уполномоченные банки субъектам МСП края предоставлено 19 поручительств на общую сумму 60,7 млн рублей, 4 гарантии на сумму 14,67 млн рублей для привлечения 215,8 млн рублей кредитов. По объему кредитно-гарантийной поддержки предпринимательства, предоставляемой с использованием федеральных институтов развития, Хабаровский край занял первое место среди регионов ДФО.

В целях представления услуг для бизнеса по принципу «одного окна» в июне 2017 года открыт Центр поддержки предпринимательства Хабаровского края, объединивший на одной территории пять краевых объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. В августе планируется открытие второго в России регионального дополнительного офиса МСП Банка.

В ближайшее время правительство края ставит задачу завершить строительство краевого бизнес-инкубатора в Комсомольске-на-Амуре, обеспечить эффективную деятельность пилотного Центра оказания услуг, организовать работу по запуску проекта «Дальневосточный бизнес-акселератор», продолжить территориальное развитие центров поддержки предпринимательства в муниципальных районах края.

ТОСЭРы и Свободный порт

Другое важное направление «федеральной повестки» - это развитие механизмов опережающего развития. Что было сделано в этом году по развитию ТОСЭРов? Каких результатов край добился в этом направлении?

В 2017 году Правительством края была продолжена работа по развитию и распространению на территории края преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности: Свободного порта Владивосток (далее - СПВ) и территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).

По нашей инициативе создана ТОСЭР «Николаевск», включающая семь площадок со специализацией в сфере рыбопереработки и судоремонта (постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2017 г.). По инициативе края расширены границы ТОСЭР «Комсомольск» за счет включения площадок «Холдоми» и «Агропромышленный комплекс» (постановление Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г.).На площадке «Парус» определился резидент, планирующий реализацию инвестиционного проекта по созданию производства бортовых кабельных сетей, распределительно-коммутационных устройств, трубопроводов и механообрабатывающего производства для авиационной промышленности» (АО «Промтех-на-Амуре»).

Достигнуты практические результаты: 11 компаний запустили производство в ТОСЭР «Хабаровск», создано 537 рабочих мест, объем капиталовложений составил более 4,3 млрд рублей. Начата реконструкция Хабаровского аэропорта, входящего в ТОСЭР «Хабаровск». Инвестором выступает консорциум японских компаний. Японская компания JGC Эвергрин, построившая тепличный комплекс с ТОСЭР «Хабаровск», успешно работает и приступила к строительству уже второй очереди тепличного хозяйства.

Есть прогресс и по режиму Свободного порта. Минвостокразвития России принято решение о распространении режима СПВ на территорию г. Хабаровска и Советско-Гаванский муниципальный район. Проект закона о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» проходит процедуру согласования в Правительстве Российской Федерации.

Строительство жилья растёт на ипотеке

Каким сферам экономической деятельности правительство края уделяет особое внимание? Как там обстоят дела?

Одна из важнейших сфер - строительство жилья. В 2017 году мы должны построить 425 тысяч квадратных метров. Правительством края предоставляется поддержка строительству жилья для сирот, по молодёжной ипотеке, для многодетных семей. Параллельно губернатором края поставлена задача уже сегодня сформировать задел по жилью на 2018-19 годы. Статистика свидетельствует, что в нынешнем году идёт значительный рост числа выданных ипотечных кредитов. В первом полугодии 2017 года в крае выдано более 3,7 тысячи ипотечных кредитов на общую сумму более 7 млд. рублей. Это свидетельствует о росте рынка и вселяет оптимизм по объёмам. Оживление ипотечного кредитования связано не только со снижением ставки, но и с гарантиями по вводу жилья. Есть целый ряд строительных компаний, с которыми у правительства края выстроились партнёрские отношения. Жителям это добавляет уверенности, что новое жильё, в которое они инвестируют свои средства, будет построено в срок.

Выполняется показатель по снижению реальной стоимости 1 квадратного метра жилья на первичном рынке, установленный «майским» указом президента РФ в 2012 году. По данным за I квартал 2017 года снижение к уровню 2012 года составило 23,5% при плане 17%.

Правительством края принято решение об увеличении объема поддержки для обеспечения жильем молодых семей (на 12%). Всего в 2017 году получит поддержку 621 молодая семья, в том числе 60 семей станут участниками долевого строительства жилья в Комсомольске-на-Амуре.

Государственную поддержку на погашение остатка основного долга по жилищному (ипотечному) кредиту получили 93 многодетных семьи. В ближайшее время поддержка будет предоставлена еще 3 семьям, что позволит полностью выполнить обязательства правительства края.

В рамках федеральной программы «Жилье для российской семьи» застройщиком ООО «Фонд жилищного строительства» ведется строительство жилого комплекса по ул. Совхозной в Хабаровске, с гражданами заключено 164 договора долевого участия по цене 35 тыс. рублей за метр. Ввод объекта планируется осуществить до конца года.

Новые горизонты горнорудной промышленности

Существенный вклад в экономику края вносит наша базовая отрасль - горнорудная промышленность. Индекс производства по добыче руд цветных металлов в первом полугодии 2017 года составил 114,1%. По сравнению с первым полугодием прошлого года увеличены объемы добычи золота на 14,1% (9,17 тонны), олова - в 1,9 раза (211,1 тонны). Рост объёмов добычи обеспечило: увеличение (в 8 раз) объёмов добычи на золоторудном месторождении Красивое ООО «Амур Золото» (восстановлена в 2016 году фабрика «Юбилейная»), а также эффективное управление активами ПАО «Русолово».

Индекс производства по добыче угля составил 98,5%. Производство обогащенного угля АО «Ургалуголь» составило 2 009,0 тыс.тонн (103,1%).

Положительный момент - запуск в постоянную эксплуатацию ГОКа на месторождении Светлое (ООО «Светлое»), мощностью 2,0 тонны золота. В четвёртом квартале нынешнего года планируется запуск ГОКа на месторождении Перевальное (ОАО «Амур Золото»), мощностью 1,8 тонны золота.

Продолжается разведка запасов золота и меди на Малмыжском месторождении, в Нанайском муниципальном районе. Начало его освоения намечено на 2023 год. К 2025 году там должен быть построен горно-обогатительный комбинат мощностью первой очереди по переработке 20 млн тонн руды и добыче из неё 75 тыс.тонн меди и 3,6 тонны золота в концентрате в год.

Метаморфозы лесопромышленного комплекса

Один из наиболее значимых для экономики Хабаровского края - лесопромышленный комплекс.

За первое полугодие 2017 г. индекс производства по виду деятельности «Лесозаготовки» составил 102,0%, произведено 3 113,5 тыс. куб. м древесины необработанной. Сдерживающий фактор деятельности лесозаготовительных предприятий - ограничение вывозки лесопродукции тяжеловесными транспортными средствами по автомобильным дорогам.

По сравнению с первым полугодием 2016 г. достигнут рост производства основных видов продукции деревообработки: пиломатериалов на 2,9% (490,0 тыс. куб. м); шпона - в 1,4 раза; топливных гранул - в 1,2 раза (61,5 тыс. тонн). Индекс производства по виду деятельности «Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения» составил 106,9%. Положительная динамика обеспечена предприятиями, реализующими (реализовавшими) приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов (ООО «Азия Лес», ООО «Римбунан Хиджау МДФ», ОАО «Дальлеспром»). За первое полугодие 2017 г. на мощностях, построенных в ходе реализации ПИП, произведено пиломатериалов 207,3 тыс.куб. м (138,8% к соответствующему уровню 2016 г.), шпона - 102,7 тыс.тонн (144,4%), топливных гранул - 61,2 тыс. куб. м (123,4%).

Прогресс достигнут в работе известного предприятия «Аркаим». Там идёт процесс финансового оздоровления. Продолжается работа по привлечению китайских инвестиций. Для полной загрузки мощностей предприятию не хватает оборотных средств. Взять кредит не удаётся. Но каждый месяц за счёт внутренних ресурсов «Аркаим» наращивает объёмы. Осенью, ожидается, предприятие выйдет на показатели, которые позволят ему реструктуризировать задолженность и подписать мировое соглашение с банком-кредитором.

У отрасли есть хорошие перспективы. Она продолжает наращивать деревоперерабатывающие мощности. В сентябре 2017 года намечен ввод в промышленную эксплуатацию мощностей по производству 230 тысяч кубометров пиломатериалов в год (ОАО «Дальлеспром»). Готовится к запуску производство 84 тысяч тонн топливных гранул в год ООО «Азия Лес».

В федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включено: ООО «Логистик Лес», ООО «Леспром ДВ», ООО «Восточная торговая компания»

Правительством края ведётся работа по привлечению инвестиций, в том числе иностранного капитала, в строительство целлюлозно-бумажного комбината в Амурске.

Правительством РФ подготовлены проекты постановлений «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в третьи страны» и « О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе». Предполагается, что квоты будут редоставлены экспортёрам готовой продукции. Они смогут вывозить за рубеж круглый лес по ставке 6,5 процента. Но речь идёт пока о крупных экспортёрах. Участие малого и среднего бизнеса в проекте пока исключено, а это 78% арендаторов лесных участков края. Поэтому правительством края направлены замечания и предложения по данному вопросу в федеральные органы исполнительной власти. Наша главная цель - простимулировать переработку древесины на предприятиях, созданных в крае. Сегодня они недозагружены.

Сельхозпредприятия - на особом контроле

У нас есть проблемные отрасли, по которым правительство работает особенно активно, разрабатывает дорожные карты иные дополнительные мероприятия. Это в первую очередь сельское хозяйство. Принимаются серьёзные меры по созданию условий привлекательности для инвесторов предприятий сельского хозяйства. В результате инвесторы в отрасль приходят. В аукционах по продаже проблемных предприятий принимают участие по нескольку претендентов. Есть в этой сфере оживление, интерес больших инвесторов. Это даёт понимание, как дальше развивать сельское хозяйство.

На помощь сельскому хозяйству в этом году выделено больше средств из краевого бюджета, чем в предыдущем. Включены различные механизмы, порядки оказания помощи. Большая работа проведена по привлечению в отрасль федеральных ресурсов. Деньги нужны и на оздоровление молочного скотоводства, на растениеводство, на мелиорацию.

Наша главная задача - поднять надои. Для этого нужно обновить дойное стадо. К сожалению, значительная его часть поражена лейкозом, и, согласно нормативным документам, эти животные должны быть удалены и заменены на новых, здоровых и продуктивных. Надо обеспечить поголовье нормальным питанием, кормами, создать достойные условия содержания. В этом направлении мы планируем выровнять ситуацию. Мы ставим задачу сельхозпроизводителям, пищевым предприятиям включаться в федеральную повестку, то есть использовать механизмы ТОСЭР, Свободного порта. И часть производителей уже включаются в действующие ТОСЭР. Скажем, в Комсомольске-на-Амуре ряд предприятий пищевой промышленности уже зарегистрированы в качестве резидентов

ТОСЭР «Комсомольск».

Заметные акценты мы делаем на сельскохозяйственную кооперацию. Это направление развивается не просто, но оно нужно, оно даёт дополнительные рабочие места. Из краевого бюджета на эти цели выделят 23,8 миллиона рублей. На эти деньги в крае реконструируют и создадут пять цехов по производству пищевой продукции. Благодаря этим мерам увеличится численность занятых на предприятиях потребительской кооперации работников.

Другая отрасль пристального внимания - пищевая промышленность. Сегодня она испытывает трудности. В связи с этим правительство края разрабатывает комплексную региональную программу, направленную на развитие потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности края. Проводится большая работа по продвижению краевой пищевой продукции. Хорошо показал себя проект «Наш выбор 27». Близ Хабаровска начата реализация большого проекта «Скифагро-ДВ». Планируется строительство крупного свинокомплекса, который обеспечит мясным сырьём ключевое мясоперерабатывающее предприятие края.

Заметные доходы получает краевая казна от производства алкогольных напитков. Производство водки и ликеро-водочных изделий (это в основном «Ликёро-водочный завод «Хабаровский») составило в первом полугодии 2017 года 120,6% к соответствующему периоду 2016 года. Правительство края работает с федеральным центром по стимулированию роста производства пива, которое в крае производят два крупных и ряд небольших предприятий.

Рыба идёт!

Ну а с нашим главным пищевым продуктом - с рыбой - всё в порядке?

Не совсем. В первом полугодии 2017 года предприятиями края выловлено 185,1 тыс. тонн водных биологических ресурсов. Это почти 100 процентов к уровню 2016 года. Небольшое снижение обусловлено цикличностью подходов тихоокеанских лососей (2017 год «неурожайный» по горбуше в подзоне Приморье, в бассейне реки Амур).

Несмотря на снижение ресурсной базы, индекс производства по виду деятельности «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных, моллюсков» за 6 месяцев 2017 года составил 108,4 процента. Производство рыбы переработанной и консервированной составило 142,7 тысячи тонн (101,3% к аналогичному периоду 2016 года). В том числе выпуск продукции высокой степени переработки вырос на 6,7 процента. Правительство края оказывает содействия предприятиям рыбохозяйственного комплекса края в загрузке береговых рыбоперерабатывающих мощностей. Министерством природных ресурсов края разработан план мероприятий, включающий заключение соглашений между добывающими и перерабатывающими предприятиями о поставках рыбного сырья для переработки без участия посредников (подготовлены к заключению три соглашения: ООО «Торгрыбпром», ООО «Юкон», ООО «Компания Агапов»). Также запланировано совещание с участием рыбопереработывающих предприятий края, работающих на закупном сырье, на осень (перед осенней путиной).

По итогам первого полугодия 2017 года объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных береговыми рыбохозяйственными организациями и индивидуальными предпринимателями края составил 24,5 тысячи тонн, или 100,8% к аналогичному периоду 2016 года.

С 1 июля для Дальнего Востока снижены тарифы на электроэнергию. Это может дать дополнительный импульс краевой промышленности, в том числе пищевой?

Выравнивание тарифов на электроэнергию существенно поможет субъектам, у которых нет выхода на общероссийский централизованный рынок электроэнергии. В Хабаровском крае, Приморском крае, Амурской области, ЕАО он есть. И наши тарифы уже практически сравнялись со среднероссийскими. Исключение - северные районы: Николаевский, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Охотский, им. Полины Осипенко. Поэтому мы продолжаем ставить вопрос перед Правительством РФ о выравнивании тарифов для бизнеса в этих районах.

Один из наиболее актуальных для края вопросов - это квалифицированные кадры для промышленности, иных сфер экономики. Правительство уже внесло предложения в плане совершенствования федеральной программы повышения трудовой мобильности. Надеюсь, наши предложения будут поддержаны Правительством РФ, депутатами. Тогда программа позволит краю привлекать больше специалистов. Кроме того, мы ставим задачу совершенствовать работу комитета по труду и занятости. Чтобы он активнее занимался поиском кадров для экономики края. И, конечно, вся наша работа по улучшению социально-экономической ситуации должна стимулировать выпускников наших вузов оставаться работать в Хабаровском крае.