Ребенок воспроизводит один ударный слог в возрасте. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи. Что будем делать с полученным материалом

Соломатина Г.Н.

ОНТОГЕНЕЗ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА В НОРМЕ

Одним из основополагающих принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормального и аномального развития (Л.С. Выготский). Поэтому при изучении процесса формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с отклонениями речевого развития необходимо учитывать его основные закономерности. В связи с этим постановка проблемы формирования звуко-слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией (в частности, с алалией, дизартрией, ринолалией) предполагает рассмотрение нормального онтогенеза.

Трактовка термина «звуко-слоговая структура слова» у разных лингвистов и педагогов имеет свои особенности. Многие авторы разводят понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такое разведение исторически восходит к наблюдениям И.А. Сикорского, который условно разделил всех детей на «звуковых» и «слоговых» .

Это же явление отмечают в своих работах Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев и др. Однако в работах Н.И. Жинкина подчеркивается единство звуковой и слоговой структур . С одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния. Взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова показана и в первом фундаментальном исследовании процесса формирования слоговой структуры слова А.К. Марковой .

Таким образом, в работах ведущих отечественных ученых прослеживается тенденция от раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» к более общему термину «звуко-слоговая структура слова», которая является одним из наиболее важных показателей полноценного фонетического развития.

В настоящее время звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

Овладение звукопроизношением
Уже в крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н). Однако все эти звуки носят рефлекторный характер и не рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем (Т.В. Базжина).
Предшественники фонем появляются на стадии гуления. Первоначально на этой стадии появляются гласнолодобные звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема, сопровождающиеся консонантными призвуками, т.е. наблюдается некоторая усредненность вокалических элементов (Н.И. Лепская).

Среди первых согласноподобных звуков преобладают «промежуточные» звуки, тяготеющие и к консонанту и к вокали: [w], [j]. Из согласноподобных звуков встречаются полузвонкие, палатализованные с дополнительной назализацией заднеязычно-увулярные, которые постепенно заменяются заднеязычно-велярными типа . Переднеязычные звуки на начальной стадии гуления практически не встречаются (В.И. Бельтюков, Е,Н. Винарская, Н.И. Лепская, СМ. Носиков, А.Д. Салахова).

Таким образом, на стадии гуления происходит выделение двух типов звуков - вокалей и консонантов. Ребенок в этот период произносит звуки всех языков мира.
В период лепета претерпевают качественные изменения уже имеющиеся у ребенка вокалические элементы. Постепенно гласноподобные звуки освобождаются от шумовых компонентов, происходит их дифференциация путем изменения ряда (а -> а), подъема (а -» ж), лабиализации (а -» б). И в конце периода лепета вокалические элементы переходят в гласные звуки, а у ребенка появляется первая оппозиция: гласный - согласный (СМ. Носиков).

Дальнейшее развитие получают и согласно-подобные звуки, которые утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета. Происходит дифференциация звуков по типу носовой - ротовой ([т] - [р]). Помимо смычных звуков появляются щелевые , затем ребенок начинает произносить звуки разного места образования, реализуя их в максимально контрастных слогах (В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова, О.Н. Усанова и др.).
В этот же период начинается формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые - смычные, глухие - звонкие и к концу лепета - твердые - мягкие. Звуки лепета постепенно приобретают акустико-артикуляторную определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка.

На стадии овладения словесной речью начинает формироваться звукопроизношение. Исследования В.И. Бельтюкова и А.Д. Салаховой показали, что последовательность появления групп звуков одна и та же в лепете и в словесной речи. После двух лет происходит период накопления слов, которое в свою очередь ведет к необходимости их различения в процессе общения. Поэтому звуки в речи начинают приобретать функциональную значимость, которая связана с последовательным овладением системой противопоставлений, используемых в фонетической системе языка.

Первыми в словесной речи появляются твердые губные [m], [b], [р], зубно-язычный [v] и заднеязычные звуки [k], [g]. Из мягких звуков первым появляется среднеязычный [j]. В дальнейшем наблюдается следующая тенденция: сначала дети произносят мягкие варианты фонем звуков, затем - твердые. При этом взрывные звуки опережают появление фрикативных. Из фрикативных звуков первыми появляются звуки нижнего подъема - свистящие, затем верхнего - шипящие. В последнюю очередь дети овладевают смычно-щелевой и дрожащей артикуляцией (В.И. Бельтюков).

Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4-5 годам.
Овладение ритмико-слоговой структурой слова
Началом овладения слоговой структурой слова принято считать конец стадии гуления, когда у ребенка формируется устойчивый слог.

В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи. Длина такой цепи в 7-8 мес. (период расцвета лепета) составляет от 3 до 5 слогов. Характерной чертой организации лепетных цепочек является открытость слога: .

Лепетные цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и по структуре слогов. С возрастом такие цепочки становятся все более разнообразными, происходит «разуподобление» слогов. По наблюдениям СМ. Носикова «разуподоблению чаще всего подвергается последний от конца слогоподобный элемент..., если разуподобляется структура слогоподобных элементов, то в них чаще всего обнаруживаются одинаковые согласноподобные, чем гласноподобные» .

К году сокращается количество лепетных сегментов до двух-трех, что составляет среднее количество слогов в русской речи. Лепетные цепи приобретают характер «целостных псевдослов».

В период овладения словесной речью ребенок сначала произносит слово, состоящее из 1 слога (бо - больно). Затем ребенок начинает произносить первые двухсложные слова, представляющие собой повторение одного и того же слога(бобо - больно).
К 1,3 годам начинается усложнение произнесения слов, т.е. появляются слова из двух разных слогов. А.К. Маркова выявила два направления усложнения произносимого слова:
1) переход от односложных слов к многосложным;
2) переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами.

В период овладения синтаксической стороной речи продолжается развитие слоговой структуры слова. А.К. Маркова установила связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Появление предложений из четырех и более слогов предшествует возникновению четырехсложных слов. До этого многосложные слова сокращаются. Процесс усвоения слоговой структуры предложения идет очень интенсивно в 2-2,5 года, после 2,5 лет сокращение слогового состава крайне редкое явление.

Однако, по наблюдениям А.К. Марковой, не все многосложные слова проходят через стадию сокращенного произношения. Целый ряд слов, появляющийся на определенном этапе речевого развития, ребенок сразу произносит в полном слоговом составе. Эти данные говорят о «высокой степени обобщения двигательных и слуховых умений и навыков ребенка с нормальным речевым развитием и быстром переносе приобретаемых навыков с одних слов на другие» . Появление такого рода обобщений свидетельствует о том, что звуковая сторона собственной речи становится предметом сознания ребенка, что активная познавательная деятельность является характерной чертой для формирования слоговой структуры слова.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что прежде чем ребенок научится безошибочно произносить слова, он проходит длительный путь усовершенствования своего произношения. А.К. Маркова отмечает, что после появления слова в течение некоторого времени (до нескольких месяцев) ребенок многократно возвращается к нему, проговаривает, то удаляясь, то приближаясь к правильному произношению. Первое произнесение слова является началом активных поисков на пути к правильному, более или менее стабильному варианту, который войдет в словарь ребенка. Поэтому закономерно, что у ребенка в процессе овладения слоговой структурой слова встречаются различные ошибки, без которых невозможно полноценное развитие речи. Эти ошибки специально изучали исследователи детской речи с целью выявления закономерностей овладения слоговой структурой, механизма и причин их нарушений.

Большинство авторов (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Х. Швачкин и мн. др.) выделяют следующие временные нарушения слоговой структуры слова у нормально развивающихся детей: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове.

Наиболее распространенным нарушением слоговой структуры слова являются пропуски звуков и слогов в слове ("элизии"). А.Н. Гвоздев объяснял причины элизии сравнительной силой слогов . При произнесении слов, как правило, сохраняется ударный слог. Н.Х. Швачкин видел причину элизии в особенности ребенка воспринимать речь взрослого в определенной ритмической структуре . Н.И. Жинкин находил объяснение этого нарушения в том, что глотка не успевает проделать слоговые модуляции или производит их ослаблено . Г.М. Лямина объясняла причину элизии в неумении приспосабливать движения органов речедвигательного аппарата к слышимым образцам . Авторы считают, что это нарушение в норме является временным фактом и преодолевается к концу преддошкольного возраста.

В литературе встречаются описания ошибок добавления числа слогов. Исследуя этот вид нарушения, Н.Х. Швачкин пришел к выводу, что «чрезмерное увеличение энергии взрыва при сцеплении согласных» приводит к образованию «рудиментарного слога», продлевая смычку гласным звуком . А.К. Маркова, анализируя ошибки удлинения слоговой структуры, выявила, что данный вид нарушения связан с сосредоточением внимания ребенка к звуковой стороне слова. «Позвуковое» произнесение стечения согласных приводит к его «раскладыванию»: деники (деньги), дядили (дятлы) и подготавливает слитное произнесение стечения согласных .

Очень распространенными, устойчивыми искажениями структуры слога являются ошибки сокращения групп согласных. С.Н. Цейтлин определила порядок сокращения групп согласных, происходящий по следующей схеме :

В сочетании сонорный + шумный сокращается сонорный: кука (кукла), пате (платье);
- в сочетании шумный щелевой + шумный смычный остается смычный и устраняется щелевой: десь (здесь), пать (спать).
Сокращения групп согласных зависит и от места в слове. Чаще всего группы согласных сокращаются в середине слова. А.К. Маркова объясняла это наблюдение тем, что при произнесении стечения согласных в середине слова возможно распределение стечения между двумя соседними слогами (реблюд - верблюд). Трудности в произнесении стечений согласных она связывала с их чрезвычайным фонетическим разнообразием. Сокращения групп согласных в той или иной мере присущи детям на всех этапах речевого развития .

В речи нормально развивающихся детей второго и третьего года жизни распространены уподобления слогов и звуков (ассимиляция). Объясняется это нарушение следствием расхождения между накоплением словаря и ограниченным количеством усвоенных звуков. Уподобление слогов является наиболее простым способом заполнения слогового контура. Уподобляют слоги дети «слогового» типа развития (по И.А. Сикорскому), так как они все внимание обращают на произнесение слогового контура, наполняя его доступным звуками, позже овладевают произнесением звукового состава слова. С.Н. Цейтлин говорила о дистантной ассимиляции (уподоблении) звуков, суть которой состоит в воздействии одного звука на другой . В этом случае происходит частичное (по активному органу или способу образования) или полное уподобление одного звука другому в пределах слова (Надя - наня, Паша - папа).
Наиболее редки в речи нормально развивающихся детей ошибки перестановки звуков или слогов в слове (персеверации).

Обобщение типов ошибок и сроки их преодоления у детей с нормальным речевым онтогенезом представлены в табл. 1.
Таблица I
Типы нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления

№ п/п Вид нарушения К какому возрасту нарушение преодолевается
1. Пропуски слогов и звуков в слове (элизии) к 2,3 годам
2. Ошибки добавления числа слогов к 2,5 годам
3. Сокращения групп согласных к 3 годам
4. Уподобления слогов и звуков к 2,5 годам
5. Перестановки звуков или слогов в слове встречаются редко

Таким образом, в процессе усвоения звуко-слоговой структуры слова ребенок проходит длительный и сложный путь развития. Исследователи детской речи видят причины временных нарушений звуко-слоговой структуры слова в недостаточности двигательных и / или слуховых возможностей детей раннего возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Базжина Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд. Московского университета, 1985.
2. Бельтюков В.И., Салахова А.Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. - 1976.
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1977.
4. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. -М.: Просвещение, 1987.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
7. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
8. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации). - М.: Изд-во МГУ, 1997.
9. Лямина Г.М. К вопросу о механизме овладения произношением слов у детей второго и третьего года жизни // Вопросы психологии. - 1958.
10. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: Дисс. ... канд. пед. наук. - М, 1963.
11. Носиков СМ. Опыт фонетического описания лепета (организация слога и ритмической структуры) // Становление речи и усвоение языка ребенком. -М.: Изд. Московского университета, 1985.
12. Салахова А.Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка // Дефектология. - 1971.
13. Сикорский И.А. Развитие речи у детей // Сб. научно - литературных статей. - Киев, 1899.
14. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000.
15. Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М.-Л., 1948.

Соломатина Г.Н.,
Ставропольский государственный педагогический институт
«Практическая психология и логопедия», №3 (14).- 2005.

Главная > Документ

5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе

Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном и школьном возрасте, поэтому важно знать, как формируется слоговая структура у детей в онтогенезе.

В логопедии термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.

Рассмотрим термин «онтогенез» значительно уже, а именно:

Для обозначения того периода динамического развития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

Для изучения тех данных о нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначального словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторых других.

Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми с нарушениями речи изучен недостаточно. Ряд авторов указывает на необходимость выделения внутри фонетической стороны речи особого процесса усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.

И.А. Сикорский в своих наблюдениях приводит факты, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристика речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно ошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Сведения Сикорского говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

В некоторых работах затрагивается вопрос о факторах, определяющих усвоение структуры слова у детей с нормальным речевым развитием. Так, А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других». Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами, труднее анализировать слова с одним закрытым слогом и еще труднее со стечением согласных.

Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми с нормальной речью и пути становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи (при сохранном интеллекте) ни была присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных периодов, которые выделены А.Н. Гвоздевым в его исследовании «Вопросы изучения детской речи» (1961).

Анализ первых отдельных слов при нормальном и нарушенном развитии речи показывает, что первые 3-5 слов по своему звуковому составу очень близки к словам взрослого: «мама», «папа», «баба», «дай», «ам», «бух». Набор этих слов относительно одинаков у всех детей. Время появления первых слов у детей в норме и условиях патологии также не имеет существенных различий (исключение составляют дети-имбецилы и дети с тяжелыми нарушениями артикуляционного аппарата).

Факты первых словесных проявлений ребенка как в норме, так и в условиях патологии показывают, что лепечущий ребенок первоначально «отбирает» из обращенной к нему речи взрослого те слова, которые доступны его артикулированию. Те звуковые проявления лепечущего ребенка, которые совпадают по звукопроизношению со словами взрослого, закрепляются. Многократно повторенные взрослым, они тем самым становятся для ребенка физиологически сильными и часто повторяющимися словесными раздражителями. Первые речевые реакции связываются с определенным кругом ситуаций или предметами и закрепляются за ними, т.е. слово формируется в его специфической функции - звуковой единицы (Кольцова, 1973).

Исследователи нормальной детской речи давно заметили, что начинающий говорить ребенок не принимает трудных слов, что при усвоении детьми новых слов легче схватываются такие, как «ам-ам», «би-би», что ребенок вместо труднопроизносимого слова вставляет легкое.

Замечено, что как в норме, так и в патологии имеется момент, когда дети повторяют только определенный набор «своих» слов, которыми активно пользуются в обращении с родителями и другими лицами, но отказываются повторять другие слова, которые им предлагаются, проявляя при этом упорный негативизм. Эти первоначальные слова в своем звуковом оформлении близки к словам взрослых, обращенных к ребенку («мама», «папа», «баба», «да», «мяу» и т.п.). Однако в ходе дальнейшего развития несовершенство моторной координации органов артикуляции заставляет ребенка отказаться от пути точной передачи звукового состава слов и перейти к воспроизведению не звуковых, а ритмико-слоговых и интонационных характеристик вновь усваиваемого словесного материала, например: «тититики» (кирпичики).

Как в норме, так и при нарушении речи имеется целый ряд слов, которые искажаются обеими категориями детей совершенно одинаково: «яба» (яблоко), «мако» (молоко), «пи ко» (пить кофе).

Первые слова детей в онтогенезе и дизонтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов, так и переходом на новый уровень речевого подражания, при котором дети стремятся передать длину слова, его «музыкальное строение».

В этот период развития речи как в норме, так и в патологии имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются пропуски и замена звуков. Возможности детей в плане звукопроизношения остаются очень ограниченными, однако в норме выступает ярко выраженная способность к передаче акцентно-мелодических контуров слов и особенно к передаче в них ударения.

Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога является одним из характерных симптомов, который сохраняется у детей с нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звукослоговой и морфологической структурой слова, например «матаней» (милиционер), «весипедник» (велосипедист) и т.п.

Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:

1 год 3 мес. - 1 год 8 мес. - ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту»;

1 год 8 мес. - 1 год 10 мес. - воспроизводятся двусложные слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко);

1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. - в трехсложных словах иногда все еще опускается слог, чаще предударный: «кусу» (укушу); может сокращаться количество слогов в четырехсложных словах;

2 года 1 мес. - 2 года 3 мес. - в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (прицепилась);

2 года 3 мес. - 3 года - слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересовали лингвистов.

Слогом принято называть минимальную единицу речевого потока. С точки зрения артикуляции слог определяется как минимальная произносительная единица, то есть такая последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком, единым импульсом мускульного напряжения (Л.В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л.А. Чистович и др.). При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. При том и другом подходе вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом, а согласные считаются его периферическими элементами.

Слоги делятся на закрытые (оканчивающиеся на согласный) и открытые (оканчивающиеся на гласный). Наиболее распространенная модель слога в русском языке - согласный + гласный (СГ), т.е. открытый слог. Как отмечает Л.В. Бондарко, речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количество согласных.

Основной структурной единицей русского языка являются слоги СГ - открытые слоги. Являясь минимальной речевой единицей как в плане перцепции (восприятия), так и плане произношения, слоги обладают пятью перцептивно-артикуляционными признаками, которые называются признаками слогового контраста. Слоговой контраст - это различие согласного и гласного звука в слоге. Все открытые слоги типа (СГ) контрастнее, чем любые слоги типа (ГС).

Согласные и гласные звуки более четко воспринимаются в контрастном слоге (СГ), чем в менее контрастном слоге (ГС). Любой слог может быть охарактеризован числом существующих в нем контрастов. Приводим характеристики этих пяти контрастов, цитируем по книге Е.Н. Винарской и Г.М. Богомазов «Возрастная фонетика»:

1. Контраст по громкости - от минимума на глухом взрывном согласном к максимуму на гласном; ослабление контраста происходит как за счет увеличения громкости согласного (наиболее громкие - сонанты), так и за счет уменьшения громкости гласного (наименее громкие - [и], [ы], [у]).

2. Контрастно формантной структуре - от полного ее отсутствия на глухом взрывном к четкой формантной структуре гласного. Контраст этот ослабляется за счет появления формант в согласных (максимально «формантные» - сонанты) и за счет ослабления некоторых формант в гласных.

3. Контраст по длительности - от мгновенного шума взрывных к длительному звучанию гласных. Контраст исчезает в слогах с любыми другими согласными.

5. Контраст по месту образования (локусу), связанный с начальной и конечной частотой второй форманты гласного. Минимальный контраст - в [а]-слогах с мягкими согласными, минимальный - в [и]-слогах. Контраст ослабляется по мере сближения места образования согласного и гласного. При этом ослабление контраста максимально в заударных слогах: слоги с сонантами или звонкими щелевыми согласными часто бывает невозможно разделить на два элемента, соответствующие согласному и гласному, в результате полного исчезновения контраста между этими элементами.

В норме после трех лет слоговая структура в основном является сформированной, но в ряде случаев нарушения слоговой структуры после трех лет сохраняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения (физиологические нарушения), с нарушением звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается ее основная развивающая функция - коммуникативная. В речи такого ребенка отмечаются:

Единичные правильно произносимые слова: «папа», «мама»;

Искаженные в плане слогового состава слова («ма-ко» - молоко);

Лепетные слова - «баба», «бах»;

Интонационные контуры слов («титики» = кирпичи);

Слова - звукокомплексы, носящие коммуникативную функцию, но которые не имеют ничего общего со словами родного языка («тс-тс» = конфета).

Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития словаря, грамматического строя и к другим проявлениям системного недоразвития речи.

5.2. Особенности слоговой структуры слова
у детей со стертой дизартрией

В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: 1) ударностью, 2) количеством слогов, 3) линейной последовательностью слогов, 4) моделью самого слога. Логопед должен знать, как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования - не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребенка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова. Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).

Опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова - согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации

- увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).

2. Нарушения последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);

Перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажения структуры отдельного слога:

Сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).

Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

Вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («па-нанама» - панама; «вввалабей» - воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

По типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать уровень речевого развития. Характеризуя уровни речевого развития, Р.Е. Левина выделяет такие особенности воспроизведения слоговой структуры слова:

Первый уровень - ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики - «ку»).

Второй уровень - дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда - «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер - «аней»).

Третий уровень - полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса - «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.

Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры у детей четвертого уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ. Следствие - искажение звуконаполняемости в разных вариантах: 1) персеверации (библиотекарь - «блиблиотекарь!»), 2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак - «пиждак»), 3) элизии (бегемот - «бимот»), 4) парафазии (мотоциклист - «мотокилист»), 5) в редких случаях - опускание слогов (велосипедист - «велопедист»), 6) добавление звуков и слогов (овощи - «вовощи»).

Филичева отмечает, что данные нарушения касаются слов сложной слоговой структуры. У детей четвертого уровня отсутствуют антиципации и контаминации. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков, характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с речевой патологией на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, когда ребенок сталкивается с новой звукослоговой структурой.

Говоря о факторах, вызывающих нарушение слоговой структуры слова ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических (сенсорных) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.

В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в сфере слухового восприятия у детей преобладают перестановки слогов, добавления числа слогов. Уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер (т.е. сокращенный вариант чередуется с несокращенным).

В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, причем в четкой статичной форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.

Таким образом, искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера. В одних случаях недоразвитие влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слогов в ряду.

А.К. Маркова констатирует, что овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Автор утверждает, что изолированное произнесение звука и произнесение его в составе слова представляют для ребенка с недоразвитием речи задачи разной трудности. Даже при наличии правильного произнесения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, воспроизводится ребенком искаженно. Причем чем сложнее слоговые структуры, тем многочисленнее искажения звуков, т.е. умение произнести имеющиеся звуки в составе слов, тесно связано с уровнем сложности слоговой структуры. Воспроизведение заданной ребенку слоговой структуры (в отношении числа слогов и ударности) не зависит от дефектности звуков, входящих в нее: если ребенок воспроизводит слоговую структуру из правильно произносимых звуков, то он правильно произносит ее и из дефектных.

У детей со стертой дизартрией отмечается взаимозависимость между нечеткими артикуляционными образами и слуховыми дифференциальными признаками звуков, что приводит к искажению формирования фонематического слуха. Недостаточность фонематического слуха уже в раннем возрасте тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка. Учитывая моторные трудности, связанные с недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата, а также наличие диспраксических расстройств, проявляющиеся в хаотических поисках нужной артикуляции или в трудностях переключения, можно понять причины нарушений слоговой структуры у детей со стертой дизартрией.

В учебном пособии Е.Н. Винарской и Г.М. Богомазова «Возрастная фонетика» (2005 г.) отмечается, что у одних детей раньше формируется ритмическая структура слова, а у других сначала появляются слоги (слова-корни). Причину этого авторы видят в разной степени созревания кинестетической или слуховой чувствительности. Так, при преимуществе кинестетической чувствительности раньше усваивается ритмическая структура слова. У детей с ведущей слуховой чувствительностью раньше формируются слоговые контрасты. Фонетические слоговые представления и представления фонетических ритмических структур обеспечиваются афферентацией различной физиологической модальности: кинестетической, акустической, вестибулярной, тактильной и зрительной, что должно учитываться при коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства речи.

  • Программа дисциплины дпп. Ф. 12. Логопедические технологии дпп. Ф. 12. 01 Технология обследования и формирования произносительной стороны речи

    Программа дисциплины

    Цель: подготовка студентов к индивидуальной форме коррекционной логопедической работы с детьми, опирающейся на сформированные у будущих специалистов эталоны действий (артикуляционных, звукопроизносительных, интонационных и др.

  • Пальчикова Ирина Валериевна учитель-логопед мдоу црр детского сада №170 «Дружба» г о. Тольятти 2011 оглавление пояснительная записка

    Пояснительная записка

    Интонационно выразительная речь является важной предпосылкой для формирования коммуникативной компетенции человека, которую составляют умения устанавливать контакт, обмениваться информацией, поддерживать обратную связь; ориентироваться

  • Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи

    Аннотация: В статье представлены основные закономерности становления слоговой структуры слова в онтогенезе и проявления нарушений этого процесса у детей с речевой патологией; раскрывается содержание логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи.

    Ключевые слова: слоговая структура слова, ритмико-мелодическая структура слова, ударение.

    Недостатки речевого развития, которые определяются как нарушение слоговой структуры слова, отмечаются у детей с недоразвитием речи.

    Освоение ребёнком слоговой структуры слова связано с накоплением словаря, открывает перед ним возможность овладевать навыками использования слов в речи – правильно подбирать их по смыслу и изменять по родам и падежам. Поэтому нарушение слоговой структуры слова затрудняет развитие всех сторон речи: произносительной, лексической и грамматической.

    Дети с нормальным речевым развитием уже к трём годам усваивают звукослоговой состав трёх-четырёх сложных слов. Характерным для этого этапа развития речи является то, что овладение слоговой структурой слова часто происходит быстрее, чем усвоение звукового состава слова. Искажение структуры слова наблюдается лишь на незначительном количестве слов. Овладев той или иной структурой слова, ребёнок к 3-м годам правильно произносит как хорошо знакомые слова, так и слова, редко употребляемые.

    А.Н. Гвоздев, изучая закономерности усвоения ребёнком слоговой структуры слова, отмечает, что ребёнок с нормой речевого развития к 3-м годам овладевает умениями воспроизводить определённое количество слогов в слове, правильно употреблять ударение в слове, воспроизводить звуковой состав слова.

    Р.Е. Левина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева нарушение слоговой структуры слова рассматривают как один из характерных симптомов, который сопутствует детям с нарушением речевого развития. Основными проявлениями этого нарушения являются невнятное, искажённое (часто до неузнаваемости) произнесение слов; отсутствие повторной речи, речевого подражания; трудности в овладении ритмико-мелодической стороной слова и навыками послогового воспроизведения слова.

    Формирование слоговой структуры слова является составной частью логопедической работы по преодолению у детей недоразвития речи. При овладении слоговой структурой слова ребёнок должен усвоить как структурные элементы речи, так и смысловую сторону речи. Развитие слоговой структуры слова идёт параллельно с усвоением звуковой и лексико-грамматической сторон речи. Этот факт учитывается при определении последовательности работы с детьми.

    Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи начинается с развития у ребёнка речеслухового восприятия и слухоречевой памяти; развития понимания устной речи и чувства ритма (восприятие и воспроизведение ритма без акцента и с акцентом).

    Для развития речеслухового восприятия и слухоречевой памяти детей приучают прислушиваться к звукам окружающего мира и различать их по качественным характеристикам (тихий – громкий, высокий – низкий), по пространственным направлениям (далеко – близко, слева – справа, сверху – снизу): шум дождя, ветра, воды, проезжающего транспорта и т.д.; звучание музыкальных инструментов, крики животных (Е.В. Шереметьева).

    Организация различных видов деятельности, в том числе и речевой, тесно связана с развитием ритмической способности. Ритм регулирует динамические особенности речи, к которым относится ударение. Усвоение ритма лежит в основе развития слоговой структуры слова, так каждое слово имеет свой ритм: двусложный, трёхсложный и т.д., кроме того в слове присутствует ударение (ритм с акцентом), определяющее его значение.

    Освоение ритма осуществляется в движении, в рисовании, в игре. В работу включается проговаривание звукоподражательных сочетаний (тик-так, му, ко-ко, бум-бум, ту-ту, би-би и т.п.), которое сочетается с одновременным прохлопыванием ритма: ритм без акцента; акцентированный ритм (с ударением).

    Различение длительности звучания гласных звуков, количества проговариваемых сочетаний способствует развитию умений различать ритмические отношения, что является основой овладения слоговой структурой слова.

    Выделение и различение в слове гласных звуков направлено также на развитие ритмико-мелодической стороны речи: произнесение гласных звуков с разной громкостью голоса, с разной длительностью произнесения звука. При проговаривании звуков выполняются следующие действия: сбор пирамидки, мозаики, раскладывание кубиков, нанизывание бус и т.п. Эти приёмы способствуют повышению интереса у ребёнка к проговариванию звуков в процессе совместной деятельности со взрослым, позволяют не только услышать звуки, но и наглядно увидеть их количество и качество.

    Деление слов на слоги развивает у ребёнка речевой слух. Обучение делению слова на слоги основано на чётком, послоговом проговаривании слов с ритмическим движением, включая зрительную опору, с определением последовательности и места слога в слове.

    Деление слов на слоги на первом этапе проводится неосознанно на основе проговаривания слов с одновременным отстукиванием ритма. Переход к более осознанному делению слов на слоги происходит в процессе соотнесения количества выполненных ритмичных движений (проговаривание слова с одновременным складыванием пирамидки, мозаики, раскладыванием кубиков, нанизыванием бус, рисованием кругов, палочек, одновременным ритмичным прошагиванием, отхлопыванием, отстукиванием) с количеством частей в слове.

    При закреплении навыков произнесения слоговых контуров различного размера следует формировать у детей способность переключаться с одного слога на другой (для предупреждения ошибок уподобления слогов), включение слогов со стечением согласных звуков способствует в дальнейшем освоению слов сложной звукослоговой структуры.

    Обучение произношению слов различной слоговой структуры осуществляется при проговаривании слов, состоящих из усвоенных типов слогов. При этом важно развивать понимание последовательности слогов в слове на основе различения слов с переставленными слогами, договаривания слога в слове. Также этому способствует деление слов на слоги, которое основано на выделении количества гласных звуков. В качестве зрительной опоры используется схема слова, зарисованная или выполненная с помощью сигналов (любые предметы или специальные символы), затем на слух определяются гласные звуки в слове, количество слогов по количеству гласных звуков.

    Особое внимание уделяется развитию умения слышать ударный слог, выделять ударение в слове, поскольку оно воспроизводится как законченное звуковое единство только благодаря ударению. Обучение начинается с различения ударного слога в словах чужой речи, а затем в собственной речи. В качестве зрительной опоры используется схема слова.

    Отработка слоговой структуры слов проводится в определённой последовательности, которая представлена в работах А.К. Марковой (14 классов слов).

    В целом, логопедическая работа по формированию слоговой структуры слов у детей с нарушениями речи сложна и многогранна. Она проводится длительно и является частью всего коррекционного процесса. Необходимо помнить, что формирование слоговой структуры слова развивает у ребёнка «языковое чутьё», способствует не только развитию фонетической стороны речи, но и предупреждает нарушения письменной речи.

    Список литературы

      Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2011.

      Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007.

      Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Р.Е. Левина. – М., АРКТИ, 2005.

      Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. / А. К. Маркова // Хрестоматия по логопедии. Т. 2. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова. – М., 1997.

      Шереметьева, Е. В. Музыкально-логопедическое занятие с детьми раннего возраста при отклонениях в овладении речью различного генеза / Е. В. Шереметьева // . – . – 2010.

    Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала.

    В настоящее время различными авторами предлагаются варианты использования речевого материала для коррекции слоговой структуры. Когда логопед работает со сложным речевым дефектом, лексического материала бывает недостаточно. Особенно трудно приходится в тех случаях, когда речи у ребенка нет совсем или он только начал говорить.

    Коррекция слоговой структуры, а порой и вызывание речи у неговорящих детей со сложными речевыми диагнозами (алалия, речевые нарушения при ДЦП и синдроме Дауна, задержка речевого развития, ) представляют для логопеда особый интерес и наибольшую трудность.

    Логопедами Е.С. Большаковой, Т. А.Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А.К. Марковой. С учетом опыта данных специалистов, мною подобран лексический материал по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

    Когда проведено тщательное и глубокое обследование речи ребенка и выявлено, какие нарушения слоговой структуры слов встречаются у него, необходимо переходить к подготовительному этапу коррекционного воздействия. На этом этапе логопед учит ребенка вычленять ритмические доли в речи окружающих и на неречевых звуках.

    Чаще всего у детей с нарушениями слоговой структуры слов воспроизведение любого ритмического рисунка вызывает затруднение.

    Во многих случаях наблюдается нарушение счета нескольких звуков (нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры). При этом счет предметов часто не нарушен.

    При выявлении таких трудностей рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: речь с движением, речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, простые логоритмические и танцевальные упражнения. Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

    Одновременно с этим в повседневной жизни, в играх, на занятиях ведется работа по формированию или уточнению понятий:

    «начало», «середина», «конец»;

    «перед», «за», «после», «между»;

    «последний», «первый».

    Очень часто дети с речевой патологией без специальной помощи долго не могут понять и запомнить эти понятия, а без их усвоения невозможно приступить к слов.

    Когда достаточно успешно ребенок умеет вычленять ритмические доли в речи взрослых, необходимо приступить к следующему этапу – коррекционному. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

    Начинается работа с уточнения артикуляции сохранных звуков, проговаривание простых открытых слогов, а затем и слов с этими звуками.

    Большинство авторов рекомендуют начинать работу только с сохранными звуками. Такой подход сильно ограничивает логопеда в выборе речевого материала для проведения игр и упражнений по коррекции ритмико-слоговой структуры слова. Особенно это касается детей со сложными нарушениями звукопроизношения, когда нарушены большое количество звуков.

    Практический опыт доказывает, что на этом этапе работы необходимо сосредоточится только на отработке слоговой структуры слов, т.е. фонетическое оформление речи не является главным. И только когда в активном словаре ребенка появятся слова 1, 2, 3 и 4 типа (по А.К.Марковой), работа по коррекции звукопроизношения становится желательной и полезной.

    В самом начале коррекционной работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

    Гласный +гласный /ау, уа, иа/
    Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
    Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
    Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
    Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
    Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
    Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

    Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

    1. Двусложные слова из открытых слогов:

    дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

    Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

    хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

    Предложения.

    Мою руки.
    Веду Галю.
    Машу Коле.
    Несу мыло.
    Даю маме.
    Вижу рыбу.
    Беру вещи.
    Несу вату.
    Хочу дыню.
    Еду к морю.
    Бегу к маме.
    Лиса в лесу.
    Ежи в норе.
    Часы в доме.
    Жарю рыбу.
    Лиса в яме.
    Нога в луже.
    Рыба в воде.
    Щука в реке.
    Сомы в тазу.
    Маки в вазе.

    Составить предложения:

    Пью кофе, воду, соки.
    Ем кашу, мясо.
    Несу рыбу, вещи, ноты.
    Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо.
    Ношу шубу, боты, бусы.
    Чищу зубы, полы, шубу, сани.
    Даю кашу маме, козе, Тане, папе.
    Даю маме вазу.
    Несу Кате вещи.
    Мама Милу в ванне мыла.

    Чистоговорки:

    Са-са -са на носу оса.
    Ло-ло-ло еду я в село
    Ка-ка-ка у меня рука
    Га-га-га у меня нога
    Ва-ва-ва, на суку сидит сова
    Ва-ва-ва, вот вода.
    Гуси.гуси Га-Га-Га
    У Бобы были бобы

    2. Трехсложные слова из открытых слогов:

    лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

    Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

    ОНА ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

    ОНИ летали, читали, бегали, носили,

    Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

    Хорошо, весело.

    Предложения.

    Машина гудела.
    Ворона летала.
    Бараны бодали.
    Собаку ругали.
    Полено рубили.
    Корову доили.
    Канаву вырыли.
    Марина бегала.
    Наташа купила бананы.
    Я сажаю розы,
    Я рисую козу/ машину, корову, ворону/.
    Мы носили овощи /бумагу, сапоги/.
    Я купаю собаку.
    Я читаю газету.
    Я катаю колесо.
    Я кидаю монету

    Упражнение «Что из чего?»

    Дом из соломы.
    Газета из бумаги.
    Лопата из железа.
    Ракета из металла.
    Ворота из дерева.
    Сыр из молока.
    Мяч из резины.

    Мету, мету, не вымету.
    Несу. Несу, не вынесу.

    Чей предмет?

    Мамина монета.
    Папина машина.
    Катина панама.
    Мишина газета.
    Васина бумага.
    Тетина бусина.
    Валины сапоги.

    Добавить слог:

    КА
    мака..
    ата..
    соба..
    соро..
    ДА
    пома..
    побе..
    пого..
    шара..
    ДЫ
    похо..
    наря..
    пара..
    ТА
    пала..
    ребя..
    каю..
    защи..
    рабо..
    забо..
    газе..
    высо..
    боло..
    лопа..
    воро..
    охо..
    копы..
    раке..
    галле..
    ГА
    бума..
    вата..
    теле..
    доро..
    раду..
    кура..
    белу..
    НА
    коро..
    воро..
    ВА
    заба..
    ана..
    оро..
    МА
    пижа..
    пана..
    ША
    копу..
    кало..
    поро..
    афи..

    Чистоговорки:

    Воду, воду, воду, воду лили, наливали.
    Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.
    Ко, ко, ко, не ходите далеко.
    Наша река широка, как Ока
    Му, му, му, молока кому?

    Муха-горюха села на ухо.
    Уха была неплоха, хороша была уха!

    Катя упала в канаву.
    Около кола колокола.
    Дарики-дарики,
    Летели комарики

    Один – много

    Лошадь – лошади
    Лебедь –
    Завод –
    Лопата –
    Халат –
    Салат –
    Дорога –
    Жираф –
    Чудо –
    Котёнок –
    лисёнок –
    утёнок –
    ежонок –
    ужонок –

    3. Односложные слова из закрытого слова:

    мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

    Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

    Предложения:

    Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

    Упражнение «Так бывает?»

    У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.
    У рыбы руки?– Нет у рыбы рук.
    У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.
    У кота зубы? – Да, у кота зубы.
    У кита ноги? – Нет у кита ног.
    У деда сани? – Есть у деда сани.
    У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.
    У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.
    У дома ухо? – Нет у дома уха.

    4. Двусложные слова с закрытым слогом:

    лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

    Вадим, Тимур, Данил, Семен…

    Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

    Добавляем слог:

    Был – за…был
    Бил – за…был
    Пел – за…пел
    Дул – по…дул
    Мёл – вы…мел
    Пил – вы…пил
    Нес – вы…нес
    Шел – у…шел
    Дал – по…дал

    Назови ласково:

    Пень – пенек
    День – денек
    Тень – тенек
    Дом – домик
    Кот – котик
    Сад – садик
    Нос – носик
    Шар – шарик

    Лес – лесок
    Мёд – медок
    Лёд – ледок
    Дым – дымок
    Час – часок
    Воз – возок

    Чистоговорки:

    Гу – гу – гу
    Гудит гудок
    Ды-ды-ды
    Идет дымок
    Зу-зу-зу
    Едет возок

    Тук, тук, тук
    Тук, тук, тук.
    Это кто был тут?
    Это бык — бычок.
    Это кот - коток.
    Это рак – рачок.

    Мяу, мяу кот пищит
    У него живот болит

    Лю – ли, лю – ли, лю – ли
    Полетели гули.

    За-за-за Вот идет коза
    Зу-зу-зу Вижу я козу.
    Са-са-са Вот летит оса
    Сы-сы-сы Нет осы
    Жи-жи-жи Вот бегут ежи
    Щу-щу-щу Я тебя ищу.
    Да-да-да Вот у нас вода

    Би, би, би – Гудит машина.
    Не поеду без бен-зина.

    Ахи, ахи, ахи – ОХ!
    Маша сеяла горох!

    Вот гудит паровоз,
    Он вагоны повез
    Чох, чох – чох!
    Чу – чу – чу!
    Далеко я качу!

    Жу – жу — жу. На лужок хожу.
    Жу – жу – жу. На жуков гляжу.

    Гуси, гуси
    Га – га – га
    Пить хотите?
    Да – да – да.
    Гуси гуси, вот вода!
    Так бегите вы сюда!

    Укусила кису муха
    И болит у кисы ухо.

    От топота копыт пыль по полю летит.

    Чей предмет?

    Мамина сумка.
    Папина полка.
    Надина булка.
    Петина майка.
    Васин замок.
    Танин мячик.
    Любин чулок.
    Катин бидон.
    Дашин талон.
    Дядин топор.
    Васин забор.

    Предложения:

    Жираф ходит.
    Камень лежит.
    Козел бежит.
    Ветер дует.
    Сахар лежит.
    Захар рубит щепки.
    Толик машет рукой.
    Иван хочет воды.
    Заяц бежит.
    У Пети болит бок.
    У Коли болит нос.
    У Симы болит рука.
    Дима несет воду.
    Петя лечит Люду.
    Катя лепит пенек.

    Что буду делать?

    Пилю – буду пилить.
    Варю –
    Дарю –
    Жарю –
    Хожу –
    Ношу –
    Чиню –
    Бужу –
    Ношу –
    Верю –
    Думаю –
    Пишу –
    Делаю –
    Читаю –
    Нюхаю –
    Копаю –

    Я веду – и мы ведем
    Я пою – и мы поем
    Я несу — и мы несем
    Я беру – и мы берем
    Я иду – и мы идем
    я сижу – и мы сидим

    5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

    банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

    Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

    держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

    Чистоговорки:

    Ву-ву-ву, я вам букву назову.
    Су-су-су, я вам тыкву несу.
    Су-су-су, киске миску несу.

    Киска, киска, где твоя миска?
    Ест киска суп из миски.
    Сыта киска – пуста миска.

    В гости к Вове,
    В гости к Вале,
    В гости к Васе,
    В гости к Ване.

    6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

    кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

    Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

    Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

    блюдо, блины, слоны, стена,

    Плавать, глотать, стучать

    Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

    Чистоговорки:

    На окошке – кошка, под окошком клумба.

    Бы, бы, бы, идет дым из трубы.
    Вы, вы, вы, у Вовы сливы.
    Ил-ил-ил, я вам санки купил

    В коробке – гвозди,
    в корзине – грозди,
    в кузове – грузы,
    в лукошке – грузди.

    Ан, ан, ан, папа чинит кран.
    Уп, уп, уп, мама варит суп.
    Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

    Наш Полкан попал в капкан.

    Клава купила какао.
    Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!
    Прохор и Пахом ехали верхом.

    У Кати колпак.

    Если бы да кабы, во рту выросли грибы.
    Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!»

    Я бегу, бегу, бегу
    Я на месте не стою.

    Мы бежим, бежим,
    Мы на месте не стоим

    Я по улице иду
    И флажок в руке несу.

    Мы по улице идем
    И флажок в руке несем.

    7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
    колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
    пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
    Чистоговорки:

    Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

    Говорит великан великану:
    Головой я до неба достану!
    Великану в ответ великан:
    Выпить весь я могу океан!

    На горе гогочут гуси,
    Под горой огонь горит.

    8. Трехсложные слова со стечением согласных:

    яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

    Назови ласково:

    Оля – Олечка
    Коля – Коленька,
    Таня – Танечка
    Миша – Мишенька
    Вася – Васенька
    Петя – Петенька
    Света – Светочка
    Нина – Ниночка
    Ветка – веточка
    Сетка – сеточка
    Лента – ленточка
    Лодка – лодочка

    Кот – котенок
    Утка – утенок
    Лиса – лисенок
    Лось – лосенок
    Волк – волчонок
    Еж – ежонок
    Уж – ужонок
    Белка – бельчонок

    Чистоговорки:

    Где мед, там и мухи.
    Была бы охота, закипит работа.

    Лапкой Полкан палку толкал.

    Покатил Костя в Кострому в гости.

    У Фани фуфайка у Феди туфли.

    У Вани свекла,
    у Вали брюква,
    у Васи тыква,
    у Вовы клюква.

    Свёкла у Фёклы
    Сохла и мокла,
    Мокла и сохла,
    Пока не засохла.

    Метил в ворону, попал в корову.

    Дарья дарит Дине дыни.

    Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.
    Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!
    Ду -ду -ду, растут яблони в саду.

    Спит спокойно сытый сом,
    Сладко смотрит сотый сон.

    «Кукушка»

    У леса на опушке, высоко на суку
    С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку!
    Внизу бежит речушка по желтому песку,
    Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

    9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

    панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

    «Считалка»

    В небе паровоз летает,
    В море плавает вагон,
    Волк по воздуху шагает,
    Кто не верит – выйди вон!

    Чистоговорки:

    Бегемот разинул рот,
    булки просит бегемот.

    Охотник поехал на охоту.

    Говорит попугай попугаю:
    - Я тебя, попугай, попугаю!
    Попугаю в ответ попугай:
    Попугай! Попугай! Попугай!

    Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,
    У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

    Что рисуют дети?

    Стас рисует глобус,
    А Света – автобус.
    Стас рисует квас,
    А Света – ананас.
    Стас рисует маску,
    А Света – колбаску.
    Стас рисует сыр,
    А Света – сувенир.
    Стас рисует нос,
    А Света – пылесос.
    Стас рисует сок,
    А Света – поясок.
    (Смирнова Л.Н.)

    10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

    матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

    Предложения и чистоговорки:
    Кошка с котенком, а курочка с цыпленком.
    Кораблем управляет капитан.
    На клумбе цветут красные маки.
    В конюшне стоят кони.
    Катя и Коля слепили снежный ком.
    У Кондрата куртка коротковата.
    Няня нянчит Надю с Ниной.
    У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки.

    Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
    А козе – капустки кочанчик хрусткий.

    11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

    Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

    зна – зно – зну – зны
    гна – гно – гну – гны
    кля – клё – клю – кли
    тля – тлё – тлю – тли
    нта – нто – нту – нты
    ста – сто – сту – сты
    дна – дно – дну – дны
    фта – фто –фту – фты
    и т.д.

    флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

    Чистоговорки:

    Тетя Катя ткет ткань.
    Та, та, та, хвост пушистый у кота.
    Наш гость купил трость.
    Ткач ткет ткани на платье Тане.

    13. Двусложные слова с двумя стечениями:

    звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

    Лед да лед,
    Лед да лед.
    А пингвин по льду идет.
    Скользкий лед,
    Скользкий лед.
    А пингвин не упадет.

    Сидит сокол в гнезде.
    А около – соколята этого сокола.
    Соколята, смирно сидите,
    Со скалы вниз не соскользните.

    14. Четырехсложные слова из открытых слогов:

    пианино, ежевика, кукуруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

    Чистоговорки и стихи:

    Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.
    Кукушка кукушонку купила капюшон.
    Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!
    Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!
    Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.
    Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!
    Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
    Водовоз вез воду из водопровода.
    Белые бараны били в барабаны.
    Надо на ножки надевать босоножки.
    На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
    За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

    За уши зайца несут к барабану.

    Заяц ворчит:

    Барабанить не стану!
    Нет настроения,
    Нет обстановки
    Нет подготовки,
    Не вижу морковки. (В. Берестов)

    Марфина Ольга Владимировна,
    учитель-логопед ГБУ «Областной реабилитационный центр
    для детей и подростков с ограниченными возможностями»,
    г. Астрахань

    В данной статье затрагивается вопрос, относящийся к проблеме формирования произношения, а именно об овладении произношением слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи.

    В настоящее время в логопедической работе над произношением этих детей зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

    Процесс усвоения слоговой структуры слова неговорящими детьми специально не изучался и в литературе не описан, хотя в работах по алалии обычно указывается на факт возникающих здесь затруднений. Более подробные сведения по данному вопросу содержатся в работах, касающихся нормального развития речи. Ряд авторов (А.Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н.Х. Швачкин, Б. Китерман) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.

    И.А. Сикорский приводит факты из своих наблюдений, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. В его примерах для детей так называемого звукового направления характерно безошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число звуков. Сведения И.А. Сикорского интересны тем, что они говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

    В некоторых работах был затронут вопрос о факторах, определяющих усвоение структуры слова у детей с нормальным речевым развитием. Так, А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других».