Система развивающего обучения Л. Занкова. Теория развивающего обучения Л.В. Занкова Система развивающего обучения занкова


Какие существуют системы обучения?

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общест-венной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принци-пиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Комен-ского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

Каковы идеи системы Л.В. Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете школу, учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. В своей трудовой деятельности ваш ребенок (как и вы сейчас, если хотите быть конкурентоспособными) должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы.

Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977).

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка - его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения, жизненной успешности ребенка от динамики его продвижения в общем развитии.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.

Тем самым мы уже ответили на вопрос, который мог у вас возникнуть: кого учат в занковских классах? Всех детей, начиная с шестилетнего возраста, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Приведем цитату из нормативного документа Министерства образования РФ «Стандарт начального общего образования» (2004 г.): «Федеральный компонент Государственного стандарта направлен на реализацию личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы». По сути, это та же цель, которую Л.В. Занков сформулировал почти 50 лет назад. Уже тогда он смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Поэтому -сейчас мы можем предложить вашему ребенку проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть именно его конкретные особенности.

Основные отдаленные результаты действия системы - высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями; дополнительные данные - высокие показатели по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Сами ответьте на вопрос, может ли быть резонным утверждение:
«Нас учили по старинке, и я стал достойным человеком. Зачем менять обучение в школе?»


Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

Разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы, он стал победителем конкурса по созданию учебной литературы нового поколения, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

Отбор и структурирование содержания всех учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями. При написании учебников авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Учитывая -возрастные особенности обучаемых, в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, -нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, ребенок начнет мыслить аналитически. Сначала он воспринимает мир целостно. Мы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое.

Для иллюстрации приведем фрагмент урока.

Задание из учебника русского языка для 2-го класса, автор Н.В. Нечаева (начало учебного года): «Прочитай, вставляя подхо-дящие по смыслу названия животных. Запиши предложение».

К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, -мышки, медведя, аиста и ласточки.

В берлоге живет _______, в гнезде______, в гнездышке ______,
в норе_______, в норке _______, в хатке ______, в логове _______.

Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне.

Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета.

Ученик 1: В берлоге живет медведь.

Класс выражает согласие, передвигают линейку вправо.

Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка.

Ученик 3: В гнездышке… (замолкает.)

Возгласы: «Нет, не так: в гнезде - аист, он большой, а в гнездышке - ласточка, она маленькая». Дети смеются, возгласы: «Вот она ловушка!»

Ученик 4: В норе - лиса, бобр, волк, мышка.

Ученик 5: В норке…

Опять (назовем по-взрослому) возникает коллизия, столкновение, и вначале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки). Дальше дети работали над грамматическими заданиями. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс (без употребления понятия) меняет смысл слова; сравни-вали произношение и написание гласных в корне под ударением и без ударения (гнездо - гнездышко, нора - норка). Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок. Таким образом, здесь была -учтена особенность младших школьников - целостное восприятие мира. И явления языка предстают перед ними целостно: в тесном переплетении смысла слова и грамматических законов.

Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой безударной гласной, они будут готовы к усвоению данного материала. После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено. Для сравнения скажем, что в традиционном учебнике дети учатся правильно выбирать букву для -безударного гласного звука в 26 упражнениях в рамках одного пара-графа и раздела «Повторение», а в нашем учебнике - в 56, считая и приведенный пример.

В таком распределении в учебнике (во всех учебниках) обязательного для усвоения материала - два разных подхода к формированию прочности знаний. Сравним их с поливом почвы. Можно это сделать быстро, поливая сильной струей. А можно, как в засушливых странах, обеспечивать постоянное пропитывание почвы при помощи капельного орошения. И оказывается, что во втором случае результат и самый экономный, и самый высокий.

Мы упомянули и проиллюстрировали примером только две позиции, которые учитывались при отборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что мы, взрослые, и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая - что мы очень разные, например, по-разному воспринимаем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей.
Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом современные учебники и манеру преподавания.

Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести ребенка из занковского класса в любой другой. Он легко впишется в новые условия.

Как проходит урок в занковских классах?

Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. Надеемся, что уже прочитанный вами текст делает это утверждение вполне понятным.

В чем выражаются эти отличия?

Во-первых , активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые, доверительные отношения между учителем и учениками и между самими учениками. Разумеется, в занковских классах учитель не теряет руководящей роли при ведении урока. В то же время он должен быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, его мнению, должен правильно реагировать на ошибки или на проступки ученика, не допуская при этом грубости и унижения достоинства ребенка. Известное вы-сказывание Л.В. Занкова «Ребенок - это тот же человек, только ма-ленький» - как нельзя лучше характеризует те отношения, которые должны установиться в классе.

Приведем шутливое стихотворение В. Берестова о зайце, и вы, обратив внимание на выделенные слова, поймете, какие условия обучения ожидают ваших детей - наших учеников:

За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

- Барабанить не стану.

Нет настроения,

Нет обстановки,

Нет подготовки.

Не вижу морковки!

Во-вторых , процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведется в форме дискуссии. Без этого невозможно ответить на те проблемные вопросы, которыми насыщены учебники. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки и чтобы это не каралось отметкой (скорее - наоборот: активность на уроке должна поощряться). Примерно в конце октября первоклассникам предлагается прочитать в «Азбуке» (авторы Н.В. Нечаева и К.С. Белорусец) столбики слов и ответить на вопрос: «Какое слово пропущено? Почему?»

гол дом диван дорога?

голы дома диваны дороги ворота

Столбики слов, аналогичные первым четырем, даются в азбуках всех авторов (обратите внимание, что от столбика к столбику увеличивается длина слов, но все они состоят пока еще только из открытых слогов). Включение последнего варианта: слово «ворота», которое не имеет формы единственного числа, принципиально меняет учебную ситуацию. Дети не просто тренируются в чтении, они невольно должны осуществлять сразу два действия: озвучить слова и понять их смысл. Представьте, что происходит в голове ребенка, когда он одновременно читает и выполняет задание. Уже к третьему столбику все дети начинают понимать принцип составления этих столбиков: первым записано слово, которое называет один предмет, вторым - слово, называющее несколько предметов. Четвертый столбик подтверждает догадку. И в тот момент, когда они, прочитав слово «ворота», приготовились назвать его в форме единственного числа - оказалось, что сделать этого они не могут. Возникла коллизия, недоумение, а значит, активизировались интеллектуальные действия. Но задание смутило не всех шестилеток. Один ученик говорит: «Здесь пропущено слово «воротник». Учитель ждет реакции класса, не показывая своего отношения к этому ответу. Кто-то из учеников трогает свой воротник, кто-то произносит: «ворота - воротник», кто-то показывает руками, мол, вот какие ворота, а вот какой воротник. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Выйти из положения помогает учитель, предложив назвать слова в единственном числе.

Учитель: Столы.

Дети (дружно): Стол!

Учитель: Облака.

Дети: Облако!

Учитель: Ножницы.

Растерянность детей, несколько возгласов «нож» и тут же отказ от этого ответа, учитель не помогает, называет дальше.

Учитель: Окна.

Дети: Окно!

Учитель: Дрова.

Дети не знают ответа.

Учитель: Брюки.

Молчание.

Учитель: Какой вывод вы можете сделать?

Дети: Есть особенные слова в русском языке! Они не могут быть в единственном числе.

Внимательно прочитайте этот эпизод урока, и вам станет понятно, почему Леонид Владимирович Занков говорил: «Ошибка - находка для учителя!». (В данном случае неправильный ответ «воротник» и подвел весь класс, а не одного ученика к самостоятельному осознанному выводу.) Вдумайтесь в этот афоризм, и тогда вы поймете и то, почему все российские пе-дагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, В.В. Сухомлинский, Б.Д. Эльконин и В.В. Давыдов, прежде всего, отказывались от оценивания труда ученика посредством отметки. Очень образно и точно определил роль отметки В.В. Сухомлинский, назвав ее «палкой в руках учителя». Сейчас Министерство образования и науки проводит всероссийский эксперимент по безотметочному обучению в начальной школе. В системе Л.В. Занкова разработана качественная оценка достижений школьника, которая позволяет ребенку видеть свои сильные и слабые стороны, а учителю и родителям оценить динамику продвижения каждого ученика по отношению к самому себе. И это третье, очень важное, условие для создания в классе развивающей среды.

В-четвертых , система Л.В. Занкова предполагает разнообразие форм обучения: например, наряду с занятиями в классе широко практикуются экскурсии (в музеи, театры, на концерты, в природу, на пред-приятия - в зависимости от предмета и изучаемого материала), а также занятия в библиотеке.

Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Вы, наверное, это поняли по нескольким приведенным выше примерам. А как можно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей? Мы, например, слышали выражение «облегченная -система Занкова». Ну, можно ли облегченно развивать?! Можно ли -облегченно -готовить к взрослой жизни?! «Трудность», которую мы предлагаем детям, рассчитана на ее -преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или -совместно с учителем. Именно в таком порядке. Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, отсутствие ненужных «карательных» мер - все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Мы были неоднократно свидетелями таких «парадоксальных» ситуаций, когда дети не хотели со звонком выходить из класса (задача не была решена до конца) или на каникулах скучали по школе, по учебе.

Учитель: Найдите «лишний» рисунок.

(Даны пять рисунков, на каждом есть здание и дети. О различиях в рисунке вы можете судить по ответам детей.)

Ученик 1: «Лишний» пятый рисунок: на нем зима, а на остальных весна.

Ученик 2: А еще «лишний» первый рисунок: на нем дом, в котором живут, а на остальных школа.

Ученик 4: «Лишний» четвертый рисунок - на нем дети идут к дому, а на остальных от дома.

Ученик 5: Третий рисунок «лишний»: на нем мальчиков меньше, чем девочек, а на остальных поровну.

Аплодисменты, выкрики: «Молодец», «Ура», «Вот это да!»

Дети: А может быть, еще есть «лишнее»?

Еще рассматривают, других вариантов не находят.

Легко заметить, что вначале первоклассники выделили внешние, наиболее очевидные признаки. Но постепенно перешли к более скрытым и, наконец, вышли на чисто математический. Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в уже известном. Надо ли пояснять, что, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитывается воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.

Ни одно из приведенных трех заданий не решалось просто, однозначно. А спросите у учеников, трудные ли это задания, ответят - интересные.

Какие учителя ведут уроки в занковских классах?

В занковских классах уроки должны вести только те учителя, которые сами добровольно выбрали эту систему, для которых она оказалась «своей». Ответьте себе на вопрос, уроки каких учителей вам нравились в школе больше других, как они их вели? Неординарно! Не так ли? Вам запомнились учителя-профессионалы. И вы знали: на их уроках можно свободно высказывать свое мнение, спорить - здесь не обидят, не унизят. Такие учителя (по природе своей занковцы) были всегда. Но только теперь они потребовались в массовом порядке. И если у учителя есть предрасположенность к гуманной педагогической манере (в отличие от авторитарной), то наше сотрудничество обязательно даст плоды в деле успешного продвижения вашего ребенка и в развитии, и в усвоении знаний, умений и навыков. Но прежде учителю, который решит работать по системе общего развития, предстоит учеба: он может пройти переподготовку на специальных курсах, которые регулярно проводятся как в Москве, так и в регионах России. И только в том случае, если учитель сам захотел работать по системе Л.В. Занкова, администрация школы может предоставить ему такую возможность, так как система, напомним, является государственной. Как правило, атмосфера творчества и сотрудничества, присущая урокам в занковских классах, увлекает не только учеников, но и учителя, и он обычно навсегда остается «занковцем».

Много ли в настоящее время в России занковских классов?

В среднем каждый четвертый российский учитель начальных классов учит детей по системе Л.В. Занкова; при этом в различных регионах процент занковских классов колеблется от 15 до 40%. В Москве стабильно держится показатель 30% - то чуть меньше, то чуть больше. Но, повторяем, для системы, которая полностью строится «от ребенка», принципиальна не широта распространения, а осознание и принятие учителем принципов ее построения. Что касается продолжения обучения в основной школе по системе Л.В. Занкова, то мы считаем эту проблему чрезвычайно актуальной и работаем над ее решением.

Обучение в начальной школе закончено - что дальше?

Сейчас коллектив авторов работает над тем, чтобы обучение по системе Л.В. Занкова было продолжено и в основной школе (5-9 классы). С этой целью в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова создаются комплекты учебных пособий, а учителя-предметники проходят необходимую переподготовку. К настоящему времени созданы учебники для 5-6 классов по русскому языку, литературе, математике, природоведению. Все они участвовали в конкурсе учебников нового поколения, объявленном Министерством образования Российской Федерации, и по его итогам были признаны победителями. В настоящее время учебники проходят широкую апробацию в школах страны.

Однако многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене занковских школьников до конца их пребывания в школе отли-чают учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.

Что такое Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова (ФНМЦ)?

ФНМЦ является одним из подразделений Академии повышения -квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации. В нем интенсивно и плодотворно работает коллектив энтузиастов и единомышленников различного профиля: ученые (как специалисты по школьным предметам, так и психологи), методисты, учителя. Костяк составляют сотрудники, которые вместе с Л.В. Занковым вы-стра-ивали новую систему обучения и которые являются основными -авторами учебников. Рядом выросла новая плеяда молодых занковцев, и сейчас ФНМЦ объединяет 26 авторов-исследователей. Мы все искренне привержены системе развивающего обучения - системе Л.В. Занкова.

Дополнительная информация

Короткой строкой о прошлом, настоящем и будущем системы

Научная лаборатория, руководимая педагогом, психологом академиком Л.В. Занковым, начала исследование проблемы соотношения обучения и развития в 1957 году вначале на базе одного класса, затем десяти, ста, более тысячи классов. На основе осмысления полученных данных в системе общего развития было создано первое поколение учебников для четырехлетней школы с началом обучения в семь лет. Затем наша школа перешла на трехлетнее начальное обучение. И опять на основе осмысления новых экспериментальных и научных данных сотрудники лаборатории переработали учебники применительно к новому контингенту учащихся. Сейчас занковские классы работают по четвертому поколению учебников, которые стали результатом исследования современных детей, условий их жизни в школе, изучения новых данных о них, полученных психологами, физиологами, дефектологами. Результаты исследования опубликованы более чем в 500 работах. Теоретические труды Л.В. Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония.

Сегодня: система признана широкой общественностью России, она используется в Белоруссии, на Украине, в отдельных школах Казахстана, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Эстонии. Налажены творческие связи с педагогическими коллективами школ городов Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия);

в регионах открыты филиалы ФНМЦ им. Л.В. Занкова, планы которых координируются с планом Центра с учетом местных условий; организована очная переподготовка работников образования в Моск-ве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки ра-ботников образования Министерства образования и науки РФ, а также во время выездов на места (примерно 40 выездных курсов ежегодно); Международное Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, издает журнал «Практика образования»; регулярно проводит детские олимпиады, призванные -выявлять и поддерживать одаренных детей; организует заочную форму переподготовки работников образования; проводит конференции и конкурсы учителей.

Сейчас разработкой системы и ее внедрением в практику занимаются ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Объединение профессионалов и самарское издательство «Учебная литература» Издательского дома «Федоров».

В заключение еще раз подчеркнем, что основная особенность системы состоит в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным -отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал и является движущей силой развития системы, цель которой - целостное развитие ребенка - его интеллекта, воли, чувств, эмоционально-нравственной сферы. Поэтому наше продвижение вперед как на современном этапе, так и в будущем связано с все более глубоким познанием особен-ностей детей педагогами, психологами, -физиологами, дефектологами, с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактиче--ских проблем современного образования - с другой.

ФНМЦ и Объединение будут рады сотрудничать с вами в воспитании и развитии достойного гражданина России - вашего ребенка.

Давайте сверим понимание двух основных для начала обучения вопросов. Согласны ли вы с ответами?

1. В чем состоит помощь родителей детям в обучении?

В уходе за ребенком, в обеспечении (по возможности) нормальным питанием, отдыхом, посильной физической нагрузкой.

В расширении его кругозора: совместном чтении, просмотре фильмов, организации походов по интересным местам, посещении -му-зеев, театров и просто в дружеском разговоре.

В обсуждении (без назидательности) его школьных дел, в рассказах о своих профессиональных делах, о родословной, о жизни в стране.

В постоянном контакте с учителем.

2. Чего родители не должны делать?

Брать на себя подготовку домашних заданий, иначе учитель не сможет знать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь.

2017-03-17

Л.В. Занковым и сотрудниками руководимой им лаборатории «Обучение и развитие» в 1950-е - 60-е гг. была разработана технология обучения,получившая название система интенсивного всестороннего развития для начальной школы .

Развитие Л.В. Занков понимает как появление в психике ученика новообразований, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.

Такими новообразованиями младших школьников являются:

1) аналитическое наблюдение (умение целенаправленно и выборочно воспринимать факты, явления);

2) отвлеченное мышление (способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению);

3) практическое действие (умение создать материальный объект, произвести согласованные ручные операции).

Каждое новообразование рассматривается как результат взаимодействия ума, воли и чувств ребенка, то есть как результат деятельности целостной личности, поэтому их формирование продвигает развитие личности в целом.

Дидактические принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову:

1) обучение на высоком уровне сложности (ученики познают взаимозависимость изучаемых явлений, их внутренние связи);

2) ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении (младшие школьники усваивают не только представления, но и научные понятия);

3) изучение программного материала в быстром темпе (суть этого принципа не в увеличении объема учебного материала, а в наполнении материала разносторонним содержанием);

4) осознание учеником процесса учения (дети подводятся к овладению мыслительными операциями на осознанном уровне).

Особенности экспериментальной методики обучения в начальных классах по Л.В. Занкову:

1. В учебный план включаются новые предметы: естествознание, география - с 1-го класса, история - со 2-го класса.

2. Изживается деление предметов на главные и второстепенные, поскольку все предметы одинаково важны для развития личности.

3. Основные формы организация обучения - те же, что и традиционные (урок, экскурсия, домашняя работа учащихся), но они более гибкие, динамичные, характеризуются многообразием видов деятельности.

4. Ученику предоставляются широкие возможности для индивидуальных творческих проявлений (например, дети занимаются литературным творчеством).

5. Особая доверительная атмосфера на уроке, использование в учебном процессе личного опыта самих детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемые явления.

6. Систематическая работа над развитием всех учащихся - сильных, средних, слабых (а значит, выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, интересов).

В результате экспериментального обучения по системе Л.В. Занкова удается добиться от учащихся интенсивной умственной работы, выполняя которую, дети переживали чувство радости от преодоления учебных трудностей.


Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в 1960-е - 70-е гг. была разработана технология развивающего обобщения, которая была первоначально названа методикой содержательных обобщений. Эта технология акцентирует внимание педагога на развитии способов умственной деятельности.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов пришли к выводу о том, что обучение в начальной школе может и должно иметь более высокий уровень абстракции и обобщения, чем те, на которые младшие школьники традиционно ориентированы. В этой связи они предложили программу начального обучения переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на формирование у них современного научно-теоретического мышления.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан, прежде всего, с тем, что его содержание построено на ос-нове теоретических знаний.Как известно, в основе эмпирических знаний ле-жат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; по-нятийные обобщения получаются путем выделения общих свойств при сравне-нии предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на осмысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путем генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений внутри целостной системы эле-ментов.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов предложили перестроить содержание учебных предметов таким образом, чтобы знания общего и абстрактного характера предшествовали знакомству с более частными и конкретными знаниями, которые должны быть выведены из первых как из своей единой основы.

Основу системы теоретических знаний составляют так называемые содержательные обобщения. Это :

а) наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исход-ные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);

б) понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные при-знаки, а внутренние связи (например, генетические);

в) теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами.

Распространено мнение, что участие ребенка в учебном процессе и есть учебная деятельность. Это то, что ребенок делает, будучи на уроке. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова это не так.

Целенаправленная учебная деятельность отличается от других видов учебной деятельности, прежде всего тем, что направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления.

Целенаправленная учебная деятельность - это особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.

Признаки (особенности) целенаправленной учебной деятельности:

1. Формирование у ребенка внутренних познавательных мотивов и познавательной потребности. Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный во-прос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправленную учебную деятельность.

Мотивация деятельности ребенка-субъекта в технологиях Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова выражается в формировании познавательных интересов.

2. Формирование у ребенка цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, ре-шу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи. В сравнении с традици-онным подходом, где ребенка учат решать задачи и он находится в состоянии обучаемого индивида, при развивающем обучении ребенка учат ставить цели по самоизменению, он пребывает в состоянии учащего как субъекта.

3. Позиция ребенка как полноценного субъекта своей деятельности на всех ее этапах (целеполагание, планирование, ор-ганизацию, реализацию целей, анализ результатов). В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремлен-ность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, ини-циатива, организованность. На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность. На этапе анализа формируются: честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.

4. Повышение теоретического уровня изучаемого материала. Целенаправленная учебная деятельность не тождественна активности. Активность может существовать и на уровне операций (как в программированном обучении), в данном же случае активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, общих принципов ре-шения задач определенного класса.

5. Проблематизация знаний и учебные задачи. Целенаправленная учебная деятельность представляет собой ана-лог исследовательской деятельности. Поэтому в технологии развивающего обучения широко используется метод проблематизации знаний.Учитель нетолько сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, пу-тей решения познавательных и практических проблем.

Широко применяется метод учебных задач. Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на про-блемную ситуацию, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса анало-гичных задач.

Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий :

1) принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

2) преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отно-шения изучаемого объекта;

3) моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

4) преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

5) построение системы частных задач, решаемых общим способом;

6) контроль за выполнением предыдущих действий;

7) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учеб-ной задачи.

6. Коллективно-распределенная мыследетятельность. Орга-низовать целенаправленную деятельность учащихся - основная и наиболее сложная методическая задача учителя в развивающем обучении. Она решается с помощью различных методов и методических приемов: проблемного изложения, метода учебных задач, коллективных и групповых методов, но-вых методов оценивания результатов и др.

Согласно Л.С. Выготскому , исходным субъектом психического развития является не отдельный человек, а группа людей. В их социально-культурной деятельности и под ее решающим влиянием формируется индивидуальный субъект, который на определенной стадии становления приобретает автономные источники своего сознания и переходит «в ранг» развивающихся субъек-тов. Подобно этому источники возникновения целенаправленной учебной деятельности лежат не в отдельном ребенке, а в управляющем влиянии системы социальных отношений в классе (учитель и учащийся). Каждый ученик становится в положение либо субъекта - либо ис-точника идеи, либо оппонента, действуя в рамках коллективного обсуждения проблемы.

Проблемные вопросы вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляют излагать собственное мнение, формулировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Такая коллективно-распределенная мыследеятельностъдает двойной результат: помогает решить учебную задачу и существенно развивает умения учащихся формулиро-вать вопросы и ответы, искать аргументацию и источники решений, строить гипотезы и проверять их критическим рассудком, рефлексировать свои действия, а также способствует деловому и межличностному общению.

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670 гг). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в XX веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общественной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принципиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Коменского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не могла удовлетворить требования 20-30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

Каковы основные идеи системы Л. В.Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете , учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная вашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977 гг).

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное — его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л. В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии. Длительный массовый эксперимент показал прямую зависимость качества обучения от динамики его продвижения в общем развитии.

Важной особенностью системы Л. В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет "главных" и "неглавных" предметов: каждый из предметов, вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Тем самым мы уже ответили на вопрос, кого мы учим в занковских классах — всех детей, начиная с шестилетнего возраста, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Приведем цитату из нормативного документа Министерства образования РФ "Стандарт начального общего образования" (2004 г.): "Федеральный компонент Государственного стандарта направлен на реализацию личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы". По сути, это та же цель, которую Занков сформулировал почти 50 лет назад. Уже тогда он смог правильно предугадать основные направления в развитии образования третьего тысячелетия. Поэтому сейчас мы можем предложить вашему ребенку проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть именно его конкретные особенности.

Основные отдаленные результаты действия системы — высокая социализация детей, выбор жизненного пути в соответствии со своими стремлениями, дополнительные данные — высокие показатели в данных классах по участникам и победителям в олимпиадах, количеству медалистов и поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Сами ответьте на вопрос, может ли быть резонным утверждение: "Нас учили по старинке, и я стал достойным человеком. Зачем менять обучение в школе?"

Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе?

  1. цель обучения — общее развитие каждого ребенка;
  2. особенности обучаемых;
  3. образовательные стандарты.

Сейчас разработан и рекомендован Министерством образования полный учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы, он стал победителем конкурса на звание "Учебник нового поколения", проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ.

В соответствии с новой целью обучения отбор и структурирование содержания учебных курсов, характер заданий побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями. При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходят из того, что импульсом к началу познания служит удивление. И в соответствии с возрастными особенностями обучаемых в учебных курсах приоритет отдан эмоциональному фактору, который и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Учтена и такая особенность младших школьников, как синкретизм (слитность) мышления. Это потом, получив опыт обучения и жизненный опыт, у ребенка сформируется аналитическое мышление. Сначала он воспринимает мир целостно. Мы воспользовались этой способностью детей, предоставив для рассмотрения не отдельные факты и явления, а их связи, которые образуют доступное ребенку целое. Поэтому на начальном этапе обучения предоставляем ребенку широкую целостную картину мира.

Для иллюстрации приведем примеры из учебников. Задание из учебника русского языка для 2-го класса (начало учебного года): "Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных. Запиши предложение". (К заданию дан рисунок с изображением лисы, бобра, волка, мышки, медведя, аиста и ласточки.)

В берлоге живет _____, в гнезде _____, в гнездышке _____, в норе _____, в норке _____, в хатке _____, в логове _____.

"Найди однокоренные слова, обозначь в них корень. Объясни разницу в значении этих слов. Сравни, как в них звучат одинаковые буквы гласных в корне".

Учитель предлагает закрыть предложение линейкой и открывать и читать его постепенно. Дети улыбаются, ждут секрета.

Ученик 1: В берлоге живет медведь.

Класс выражает согласие, передвигают линейку вправо.

Ученик 2: В гнезде может жить и аист, и ласточка.
Ученик 3: В гнездышке... (замолкает. )
Возгласы: "Нет, не так: в гнезде — аист, он большой, а в гнездышке — ласточка, она маленькая ". Дети смеются, возгласы: вот она ловушка!
Ученик 4: В норе лиса, бобр, волк, мышка.
Ученик 5: В норке...

Опять (назовем по-взрослому) коллизия, столкновение, и вначале в норку уходит мышка, потом в хатку бобр, наконец, в логово волк, а в норе остается только лиса (удивление, улыбки). Дальше дети работали над грамматическими заданиями. В результате они существенно расширили свой словарь, узнав, как называются жилища разных животных; имея представление только о корне слова, они устанавливали, как суффикс меняет смысл слова; наблюдали слабую и сильную позиции гласных в корне. Кто-то выполнил все, а кто-то только часть заданий, но главное, в этом многоаспектном задании свою нишу нашел каждый ребенок.

Когда второклассники подойдут к изучению состава слова и проверяемой безударной гласной, они будут готовы к усвоению этого материала. После его изучения это знание включится в новый материал. Таким образом, обязательное для усвоения содержание проходит через весь учебник и, значит, будет усвоено. Так, в традиционном учебнике дети учатся правильно выбирать букву для безударного гласного звука в 38 упражнениях, а в нашем учебнике — в 56, считая и приведенный пример. Но главное — при работе с заданием появилась эмоция удивления, а за ней последовало открытие.

Мы упомянули и проиллюстрировали примером только две позиции, которые учитывались при отборе и структурировании содержания начального образования. Одна показывает, что мы, взрослые, и наши дети похожи: всем требуется эмоциональный настрой на работу; а другая — что мы очень разные, например, мы по-разному воспринимаем и оцениваем информацию и реальный мир. Поэтому взрослые должны научиться оценивать предлагаемое ребенку содержание с позиции требований завтрашнего дня (а не своего вчерашнего) и с позиции его возрастных возможностей. Откажитесь от желания сравнивать со своим школьным опытом современные учебники и манеру преподавания.

Напоминаем, что при всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости вы можете перевести своего ребенка на обучение по другой системе, начиная с любого класса. Он легко впишется в новые условия.


Комментировать статью "Система обучения Л. В. Занкова — что это такое? Часть 1"

Еще по теме "Л занков целостное развитие ребёнка это":

Программа Занкова. Образование, развитие. программа Занкова. не согласна:от ребенка зависит: моему и Петерсон подходит,но Занков лучше.В этой программе больше возможности творческого развития ребенка,обучение навыкам мышления гораздо эффективнее,чем у...

Система образования Занкова, Эльконина-Давыдова. Основные идеи системы обучения Л. В. Занкова. система Занкова. Кроме того, Занковская программа затрагивает только начальную школу, так что переходя в 5-й Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 1.

А Занков - это совсем ужас-ужас?. Школа. Ребенок от 7 до 10. А Занков - это совсем ужас-ужас? Имеется детеныш 6.5 лет, идет в школу, записывались именно к определенному учителю, говорили, что учиться будут по программе "2100".

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 1. В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. честно? лично я ненавижу..нет,не так...

Ваше мнение о системе Занкова. Обучающие программы. Образование детей. у нас в классе дети учаться по системе Занкова. Но когда решали отдать дочку в первый класс определяющим фактором был конечно же учитель, а не система. Система Занкова. Образование, развитие.

Ребенок просит забрать его от туда. Т.к. нет варианта перевести в другую школу, хочу перевести его в другой класс, где дети учится по программе Ваше мнение о системе Занкова. Девочки, кто в теме, что скажете про систему Занкова? если устраивало, то при переходе лучше чтоб...

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Класс не согласен с мнением мальчика, но недоумевает, а как же решается эта задача. Часть 2. Построение урока и его ход в занковских классах заметно отличаются от уроков в традиционных. мы отучились первый...

Календарь развития ребёнка. ...российские педагоги-гуманисты, создатели целостных авторских систем Ш. А. Амонашвили, Л. В Что касается продолжения обучения в основной школе по системе Л. В. Занкова, то мы...

Программа Занкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Образование, развитие (У ктого дети занимаются по программе Занкова, скажите пожалуйста: Это программа сильная, гимназическая?)

Расскажите про программу Занкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Хочу перевести ребенка из школы с традиционной программой - Петерсон, Илюхина - в школу с программой Занкова.

Л.В. Занков основой психического развития младших школьников считал НОВЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ процесса их обучения (см. принципы его системы), поэтому развивающий эффект в этой системе достигается за счет КОМПЛЕКСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО...

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. мы отучились первый класс по Занкову. щас будет второй год. ничего такого особенного и сложного я не обнаружила. специально систему не выбирала Не хватает методичек по программе Давыдова.

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Брать на себя подготовку домашних заданий, иначе учитель не сможет знать, что у вашего ребенка получается, а что нет, а значит, не сможет ему помочь. мы отучились первый класс по Занкову. щас будет второй год...

Система Занкова. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Раздел: Образование, развитие (1 класс занков про великана и мальчика). Система Занкова. Мне интересуют мнения.

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Основные идеи системы обучения Л. В. Занкова. Какое содержание осваивает ребенок в занковском классе.

Что такое система Занкова? У нас прогимназия непосредственно рядом с домом работает по этой методике. Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. Мы, например, слышали выражение "облегченная система Занкова ".

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 1. Расскажите про программу Занкова. Хочу перевести ребенка из Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 2. У нас система обучения "школа 2100 ", ИМХО, лучше бы все оставили прежним.

Система Занкова. Обучающие программы. Образование детей. Система Занкова. Образование, развитие. программа Занкова. Я наоборот довольна - ребенок учится сам, а со средним пришлось учиться по наилегчайшей программе, но мне кажется, это не от программы...

Система обучения Л. В. Занкова - что это такое? Часть 1. Какие сегодня существуют системы обучения? Ваше мнение о системе Занкова. Девочки, кто в теме, что скажете про систему Занкова? если устраивало, то при переходе лучше чтоб остался он же и так по всем...

Начальное общее образование

Линия УМК Занкова. Литературное чтение (1-4)

Линия УМК Занкова. Математика (1-4)

Линия УМК Занкова. Окружающий мир (1-4)

Линия УМК Занкова. ОРКСЭ (4)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

«Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии» (Л.С. Выготский)

Педагогические основы системы

Академик Л.В. Занков и его сотрудники – специалисты в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики – открыли закономерности воздействия внешнего влияния на развитие младших школьников. Они доказали, что не всякое обучение способствует оптимальному развитию возможностей ребенка.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Особенности отбора и структурирования содержания учебных курсов

Предметное содержание отбирается и структурируется на основе дидактического принципа ведущей роли теоретических знаний. Тем самым создаются условия для исследования учениками взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова: Организация самостоятельной познавательной деятельности школьников У детей XXI в. мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям, мы должны научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать ее. На смену слушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать.

Заключение

Наталия Васильевна Нечаева, кандидат педагогических наук, профессор, автор курсов «Обучение грамоте», «Русский язык», занковка с 1967 года: «Основная задача этой статьи была в том, чтобы показать системность в решении образовательной цели – развитие личности. В таком случае каждый шаг авторов системы и учебников оказывается педагогически оправданным и неслучайным. Мы коротко остановились на следующих компонентах обучения:

1) наличие целостной психолого-педагогической системы обучения, цель которой развитие личности, развитие каждого, что требует индивидуализации процесса обучения;

2) интегрированный характер содержания курсов: а) разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и предметного), б) теоретической и практической направленности, в) изученного, изучаемого и пропедевтического ознакомления с будущим программным материалом, г) интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

3) организация самостоятельной познавательной деятельности на основе интегрированного содержания при сочетании: а) разных уровней мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-образного и словесно-логического, или теоретического), б) разных типов проблемных заданий; в) разных уровней индивидуальной меры помощи (от намекающей до прямой) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;

4) возможность выбора учеником: а) задания (задания на выбор), б) формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), в) источников получения знаний, г) возможность влияния на ход урока и др.

5) сравнительное изучение результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;

6) атмосфера взаимодействия: учитель – ученик – ученик – родитель.

Всегда в обучении, которое во главу угла ставит личность ребенка, самое значительное место будет занимать то, что невозможно описать ни в какой методике: свет, тепло и время. Леонид Владимирович Занков наставлял авторов учебников: «Всегда различайте, чему надо учить ребенка, а чему не надо и даже вредно». Он призывал учителя уйти в тень, а процесс обучения строить от ученика.

Выпуская систему в практику, мы (авторы системы и УМК) предлагаем учителю только один ее компонент: тот, который обеспечивает внешнее воздействие на развитие ребенка и лишь создает условия для активизации его внутреннего потенциала. Чтобы эти условия стали реальностью так же, как и потенциальные возможности ребенка, нужен творческий, самостоятельно думающий учитель, который любит свою профессию. Без такого учителя система мертва. Именно такой учитель не допустит, чтобы на его уроке ученик испытывал «три С»: скуку, стыд и страх.

В 2017 году системе развивающего обучения исполняется 60 лет. А в 2016-ом исполнилось 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского и 115 лет со дня рождения Л.В. Занкова.

Праздник-юбилей системы развивающего обучения касается всей нашей школы и педагогической науки, в которую Л.В. Занков так органично интегрировал философию, психологию, физиологию, дефектологию. Ведь в центре педагогической науки – наш ребенок – целостная, очень сложная личность, чья судьба во многом зависит от того, как он проживет свои школьные годы. История системы развивающего обучения Л.В. Занкова – пример ответственного отношения к педагогическим преобразованиям. Мы встали на верный путь – через изучение ребенка, через осмысление требований эпохи, социального заказа – к постоянному совершенствованию системы. Развивающая система должна быть развивающейся. И главный наш вклад за последние годы – это системный подход к разработке методического уровня развивающей системы обучения, что еще в большей мере делает ее передаваемой, возможной к освоению, еще больше приближает к каждому ребенку. Это мы и показываем на наших многочисленных курсах и семинарах как в территориях, так и в Москве.

В познании ребенка, в движении навстречу ему – самое перспективное направление развития системы развивающего обучения. И мы рады идти в этом направлении вместе с учеными, управленцами, методистами и тысячами учителей!»

С конца 50-х гг. прошлого столетия научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений JI. С. Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Усилия коллектива Л. В. Занкова были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей целью их психическое развитие – развитие ума, воли, чувств. Последнее и выступает в качестве основного критерия эффективности обучения.

Развитие не сводится к усвоению знаний, умений и навыков, оно выражается в появлении психических образований, не заданных напрямую обучением. Подобные новообразования как бы «забегают вперед», за рамки того, чему ребенка обучали. Например, у учащихся появляются зачатки научного определения понятий, появляется способность к наблюдению, осмыслению явлений, к обобщению получаемых впечатлений.

Анализируя традиционную систему обучения, Л. В. Занков критически оценивал неправомерное, с его точки зрения, облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. В то же время и сам учебный материал зачастую страдает скудностью теоретических знаний, их поверхностным характером. Развивающее обучение и направлено, прежде всего, на преодоление этих недостатков обучения.

Л. В. Занков поставил задачу построить такую систему развивающего обучения в начальной школе, при которой достигалось бы более качественное развитие детей, чем при обучении по канонам традиционной методики. Эту систему предполагалось создавать в экспериментальном порядке, изменяющем существующую практику, демонстрирующем эффективность использования особых программ и методов. Содержанием эксперимента являлись не отдельные предметы, методы и приемы, а «проверка правомерности и эффективности самих принципов дидактической системы». Результаты экспериментального обучения постоянно сравнивались с уровнем развития детей в обычных классах.

В системе развивающего обучения Л. В. Занкова заложены следующие принципы:

принцип обучения на высоком уровне трудности . Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении);

принцип ведущей роли теоретических знаний , согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);

принцип осознания школьниками собственного учения . Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции);

принцип работы над развитием всех учащихся . Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).

Таким образом, отличительными чертами системы Л. В. Занкова являются:

– высокий уровень трудности, на котором ведется обучение;

– быстрый темп прохождения учебного материала;

– резкое повышение удельного веса теоретических знаний;

– осознание школьниками процесса учения;

– направленность на высокое общее развитие всех школьников (это стержневая характеристика системы).

Система Л. В. Занкова отличается богатством содержания. Здесь нет главных и неглавных предметов. Содержанием обучения должна создаваться гармония красок, звуков, человеческих отношений.

Дидактическим стержнем урока по системе Л. В. Занкова является деятельность самих учащихся. Ученики не просто решают, а наблюдают, сравнивают, классифицируют, выясняют закономерности, делают выводы. «Развитие – в сотрудничестве» – это важнейшая идея, пронизывающая методы и формы учебной деятельности школьников. В совместном поиске ребенок напрягает ум, и даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором, что существенно перестраивает мотивационную сферу.

Гибкость, динамичность структуры урока Л. В. Занкова обусловлены тем, что процесс познания организуется «от ученика». Урок строится с учетом логики коллективной мысли детей и вместе с тем сохраняет целостность, логическую и психологическую завершенность.

Особое внимание уделяется подбору и формулировке заданий и вопросов. Они должны будить самостоятельную мысль учеников, стимулировать коллективный поиск, активизировать механизмы творчества.

Учебный материал строится и усваивается школьниками в логике все большей дифференциации знаний, от целого к части. Ученики знакомятся с понятием, которое остается вначале как «неоформленное обобщение». Это понятие все более дифференцируется, уточняется, конкретизируется при изучении других, новых разделов темы. Материал расположен так, что каждое из предложенных заданий находит свое естественное продолжение в последующих разделах. Возвращение к пройденному не сводится к формальному воспроизведению материала в таком виде, в каком он изучался. В системе Л. В. Занкова возвращение к пройденному есть в то же время и значительный шаг вперед.

Предложенная JI. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной, но несмотря на это, до настоящего времени она остается мало востребованной в школьной практике. Попытки ее внедрения не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х – начале 90-х гг. на личностно-развивающее обучение привела к возрождению этой дидактической системы. Но, как показывает практика, предложенные Л. В. Занковым дидактические принципы используются не в полной мере.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

АМОНАШВИЛИ Ш. А.