Сочинение Булгаков М.А. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тема свободы часто встречается в литературе. Этот острый и злободневный вопрос затрагивали многие авторы.

Время, которое переживала Россия в 30-40 годы, было тяжелым и страшным для страны. Мы же наблюдаем его через призму знаменитого романа Булгакова «Мастер и Маргарита». В чем же заключается весь трагизм этой исторической вехи? В первую очередь отсутствием духовной свободы, которая подавлялась полностью.

Писатель показывает нам свое понимание свободного человека. Для Михаила Афанасьевича это тот, у кого чисты помыслы, кто с легкостью проходит все проверки Сатаны, устроенные им во время шествия по . Перенеся трудности и преграды на пути, человек обретает настоящую свободу, ничем не ограниченную.

Не зря на страницах романа появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Он обречен на бессмертие и вечное скитание долгими ночами. На его примере Булгаков показывает взаимосвязь категорий: за вину можно получить искупление, а потом и свободу.

В чем же вина Понтия? В том, что он утвердил смертный приговор для невиновного человека – целителя и проповедника Иешуа. Он испугался потерять свою должность и не признал правоту человека, несущего людям только добро. За это Пилат и получает наказание, которое заключается в двенадцати тысячах одиноких ночей, в течение которых он испытывает невыносимые муки совести.

И теперь он ждет только одного – пришествия арестованного и казненного им Га-Ноцци, чтобы получить избавление от мук и пройти с этим человеком по лунной дороге. И в финале романа он все же обретает эту возможность и долгожданную свободу. А помогает ему в этом деле Мастер, главный герой романа.

Подобные три стадии на пути к свободе проходит и один из слуг из окружения Воланда. Когда наступает прощальная ночь, Коровьев становится рыцарем со строгим лицом, на котором никто не видел улыбки. Воланд объясняет такое преображение: рыцарь неудачно пошутил и был наказан, а вот теперь искупил свою вину и может беспрепятственно следовать туда, где его давно ждут.

Михаил Афанасьевич очень долго и кропотливо работал над своим творением. Целых долгих 11 лет понадобилось автору, чтобы написать роман «Мастер и Маргарита». За это время произошло многое: писатель жег целые главы, а потом снова их воспроизводил. Такое отчаянное поведение вполне объяснимо, Булгаков знал, что смертельно болен. Поэтому на страницах романа появляется тема освобождения от страха смерти. И связана она не с кем иным, как с главным героем, Мастером. Он получает от Воланда полнейшую свободу, он может выбрать, по какому следовать пути. За что же такая награда? За писательский талант, за написанное произведение, за все преграды, которые пришлось преодолеть этому герою, за его душу, за преданную любовь к Маргарите.

Проблема искания и обретения свободы – одна из главных в бессмертном творении Михаила Булгакова. Наряду с еще одной – темой любви. Эти вопросы никогда не уйдут в небытие, так же, как и роман «Мастер и Маргарита», всегда будут самыми важными для человека.

Сочинение Булгаков М.А. - Мастер и Маргарита

Тема: - Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Пожалуй, нет человека, который не согласился бы с тем, что тема свободы традиционно была одной из самых острых тем в русской литературе. И нет такого писателя или поэта, который не считал бы свободу для каждого человека столь же необходимой, как воздух, пища, любовь.
То тяжелое время, которое мы видим сквозь призму романа “Мастер и Маргарита”, на первый взгляд не так уж страшно для героев произведения. Однако, зная историю, мы понимаем, что тридцатые - сороковые годы нашего столетия - одни из самых страшных в жизни государства Российского. И страшны они прежде всего тем, что в то время жестоко подавлялось само понятие духовной свободы.
По мнению М. А. Булгакова, свободным в широком смысле слова может быть лишь тот, кто чист душой и может выдержать проверку, которую устроил в романе жителям Москвы Сатана, князь тьмы. И тогда свобода - это награда за те трудности и лишения, которые тот или иной персонаж перенес в жизни.
На примере Понтия Пилата, обреченного на бессонницу и беспокойство долгими лунными ночами, можно проследить взаимосвязь: вина - искупление - свобода. Вина Пилата в том, что он обрек арестанта Иешуа Га-Ноцри на нечеловеческие муки, не смог найти в себе сил признать его правоту тогда, “ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца ниссана...” За это он был обречен на двенадцать тысяч ночей раскаяний и одиночества, полных сожалений о прерванном тогда разговоре с Иешуа. Каждую ночь он ждет, что к нему придет арестант по имени Га-Ноцри и они вместе пойдут по лунной дороге. В конце произведения он получает от Мастера как от творца романа долгожданную свободу и возможность осуществить свою давнюю мечту, о которой он бредил долгие 2000 лет.
Один из слуг, составляющих свиту Воланда, также проходит через все три стадии на пути к свободе. В ночь прощания шутник, задира и балагур, неутомимый Коровьев-Фагот превращается в “темно-фиолетового рыцаря с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. По словам Воланда, этот рыцарь когда-то допустил ошибку и неудачно пошутил, сочинив каламбур о свете и тьме. Теперь он свободен и может следовать туда, где он нужен, где его ждут.
Писатель создавал свои роман мучительно, в течение 11 лет писал, переписывал, уничтожал целые главы и снова творил. В этом было отчаяние - ведь М. А. Булгаков знал, что пишет, будучи смертельно больным. И в романе появляется тема свободы от страха смерти, которая нашла свое отражение в сюжетной линии романа, связанной с одним из главных героев - Мастером.
Мастер получает от Воланда свободу, причем не просто свободу передвижения, но и свободу выбора собственного пути. Она была дарована ему за тяготы и лишения, связанные с написанием романа, за талант, за душу, за любовь. И в ночь прощения он почувствовал, как его отпускают на свободу, как только что он отпустил им созданного героя. Мастер обретает вечный приют, соответствующий его таланту, приходящийся по душе и ему, и его спутнице Маргарите.
Однако свобода в романе даруется только тем, кто осознанно в ней нуждается. Ряд персонажей, показанных автором на страницах романа “Мастер и Маргарита”, хоть и стремятся к свободе, но понимают ее крайне узко, в полном соответствии с уровнем своего духовного развития, своими моральными и жизненными потребностями.
Автору не интересен внутренний мир этих персонажей. Он включил их в свой роман для точного воссоздания той атмосферы, в которой творил Мастер и куда грозой ворвался Воланд со своею свитой. Жажда духовной свободы у этих “испорченных квартирным вопросом” москвичей атрофирована, они стремятся лишь к свободе материальной, свободе выбора одежды, ресторана, любовницы, работы. Это позволило бы им вести спокойную, размеренную жизнь городских обывателей.
Свита Воланда как раз и является фактором, который позволяет выявить человеческие пороки. Устроенное в театре варьете представление разом сдернуло маски с людей, сидящих в зрительном зале. После прочтения главы с описанием выступления Воланда со свитой становится понятно, что эти люди свободны в том своем изолированном мире, в котором они живут. Иного им не требуется. Они даже не могут догадаться, что что-то другое существует.
Пожалуй, единственным человеком из всех показанных в романе москвичей, не согласным мириться с этой убогой атмосферой наживы, является Маргарита.
Ее первая встреча с Мастером, во время которой инициатором знакомства была она сама, глубина и чистота их отношений свидетельствуют о том, что Маргарита - женщина незаурядная, талантливая - способна понять и принять тонкую и чувствительную натуру Мастера, оценить его творения. Чувство, имя которого - любовь, заставляет ее искать свободы не только от своего законного мужа. Это не проблема, и она сама говорит, что для того, чтобы от него уйти, ей надо лишь объясниться, потому что так поступают интеллигентные люди. Маргарите не нужна свобода для нее одной, но она готова бороться с чем угодно ради свободы для двоих - себя и Мастера. Ее не страшит даже смерть, и она с легкостью ее принимает, потому что уверена, что с Мастером она не расстанется, зато полностью освободит себя и его от условностей и несправедливости.
В связи с темой свободы нельзя не упомянуть и еще одного героя романа - Ивана Бездомного. В начале романа этот человек - прекрасный образец человека, несвободного от идеоло гии, от внушенных ему истин. Верить в ложь удобно - но это ведет к потере духовной свободы. Но встреча с Воландом заставляет Ивана начать сомневаться - а это начало поиска свободы. Из клиники профессора Стравинского Иван выходит другим человеком, другим настолько, что для него больше не имеет никакого значения прошлое. Он обрел свободу мысли, свободу выбора собственного пути в жизни. Конечно, огромное влияние оказала на него встреча с Мастером. Можно предположить, что когда-нибудь судьба снова сведет их.
Итак, мы можем сказать, что всех булгаковских героев можно разделить на две группы. Одни не задумываются об истинной свободе, и они герои сатирического сюжета. Но есть в романе и другая линия - линия философская, и ее героями становятся люди, жаждущие обрести свободу и покой.
Проблема поиска свободы, стремления к независимости наряду с темой любви является главной в бессмертном рома не М. А. Булгакова. И именно потому, что эти вопросы всегда волновали, волнуют и будут волновать человечество, роману “Мастер и Маргарита” суждена долгая жизнь.

Роман «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков писал, с перерывами, с конца 1928 года до самой своей смерти в 1940 году. Ни малейшей надежды на его издание у автора, естественно, не было - он писал потому, что этого требовала его душа, и если и рассчитывал на читателей, то только в будущем. Для грядущих поколений оттачивалась каждая строчка. Предчувствуя, что эта вещь - последняя, «закатная», и, вероятнее всего, следующей не бу-,дет, Булгаков вложил в роман всего себя, все, что пережил.И передумал за годы жизни, все свои чувства, весь талант,;все свои мысли - о любви, свободе, творчестве, добре, и зле, о нравственном долге, об ответственности перед сво-. ей совестью. И получилось произведение абсолютно гени-"альное, во всей великой русской литературе нет такого ^блистательного сплава лирики, сатиры и философии, как,^в этой поэме в прозе. Роман завораживает с первой страницы, перечитывать его можно бесконечно - и целиком, и кусками, выбранными наугад.
Упоительное чувство свободы - вот главное в романе. Эта свобода - ив полете фантазии автора, и в великолепном языке романа. И сложнейшую, казалось бы, композицию в единое целое объединяет тема внутренней свободы. Именно она определяет сущность героев, именно ее наличие или отсутствие оказывается самым важным.
Облечен огромной властью римский прокуратор Понтий Пилат. Но он же и ее заложник. Он раб кесаря и своей должности. Ничего не хочет он так сильно, как освободить пленника. И он имеет такую возможность. Но - боязнь интриг, опасение, что его действия истолкуют превратно, что это может повредить его карьере, мешают ему поступить так, как он хочет - и считает правильным. И чего же стоят в таком случае его должность и его власть, если он обязан говорить и поступать только в рамках положенного, а вся радость бытия отравлена для него головной болью и ощущением своей несвободы?
Жалкий арестант Иешуа Га-Ноцри, избитый, приговоренный к смерти, свободен - он говорит и поступает так, как подсказывает ему сердце. Нет, он не герой и не жаждет смерти, но следовать своей натуре для него так же естественно, как дышать.
Но ведь этот выбор дан каждому. И предательство себя, по мнению и самого автора, и высших сил, действующих в романе, тяжелейший грех. Недаром возмездие, ни много ни мало, - бессмертие раскаяния и тоски.
Но это у великих. А что же самые обычные люди? Те же москвичи?
И в Москве - что только не лишает человека свободы!.. Жилищный вопрос, карьера, деньги, и, разумеется, вечный страх - «как бы чего не вышло». А еще всевозможные инструкции, желание жить «по уставу», «как положено». Доходит до анекдота. Трамвайная кондукторша, вся во власти служебных обязанностей (явно в ущерб здравому смыслу) кричит на кота, протягивающего ей гривенник на билет: «Котам нельзя!» И неважно, что явление необычное - удивиться бы да восхититься, да хоть испугаться, в конце концов! - нет, главным оказывается, что в трамвайной инструкции про котов не сказано, значит, им оплачивать проезд нельзя и кататься в трамвае нельзя.
Бог и царь для молодых авторов - Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа. Вроде все у него есть - и положение, и интеллект, и эрудиция. И возможность влиять на умы и творчество начинающих литераторов. И все это он использует лишь для того, чтобы отучить их мыслить самостоятельно и свободно... Похоже, бедного Булгакова очень довели подобные руководители-надзиратели от литературы, что он так безжалостно расправился с Берлиозом.
Увы, в литературе давно царит дух несвободы. За то, чтоб тебя гарантированно печатали и подкармливали, продали себя многие и многие. И разнузданный гнев литературных критиков, во главе с Латунским, на Мастера, в сущности, так понятен. Эти жалкие ничтожества, пиявки на теле литературы не могут простить ему его свободы - как он смел сочинять свой роман, полагаясь лишь на свою фантазию и талант, выбирать сюжет сердцем, а не по руководящим указаниям. Ведь они-то давно свою свободу продали. За возможность обедать у Грибоедова, отдыхать в Перелыгине, а главное - за то, чтобы гарантированно печатали, оплачивали и не трогали. И неважно, что и о чем писать - лишь бы угадать и угодить. А до чего могут довести критики, автор слишком хорошо знал на своем опыте. И сцены мести разъяренной Маргариты выписаны с большим чувством и - сочувствием.
Да, москвичи пережили нелегкие времена. Голод, разруха, суровая власть учили приспосабливаться, чтобы выжить. Но и выживать можно по-разному.
Ведь сохранил себя Мастер - так же, как сохранил себя Булгаков, как сохранили себя все, кто уважал в себе душу. Кто и в самые трудные времена различал, что главное, а что второстепенное.
И это главное - и, к сожалению, редкое - почувствует в Мастере прекрасная Маргарита. И вспыхнет любовь, и не удержат ее ни минуты ни его вопиющая бедность, ни ее привычка к роскоши.
Любовь и творчество - вот что дает крылья, вот что помогает сохранить свободу. И лишь пока есть свобода, они и живы. Убери ее - и ни любви, ни творчества.
И ведь каждый вправе делать сам свой выбор! Даже если нет таланта. Даже если нет любви. Как улетает Наташа - ради одного лишь пьянящего чувства свободы. Как невозможно вернуться ей к прежней жизни после того восторга, что она испытала.
Но ведь возвращается несчастный боров-сосед, и в полете, и у дьявола на балу не расстающийся со своим портфелем - слишком уже въелась в кровь зависимость от привычного образа жизни. И остается ему теперь лишь одно - глядеть в полнолуние на луну и вздыхать об упущенной возможности, а потом плестись к ненавистной жене, к ненавистной службе и притворяться дальше.
Но как раздражает чужое счастье, чужая свобода тех, кто добровольно от них отказался! Как едины они в стремлении уничтожить, растереть в порошок, чтобы горели рукописи, чтобы автора - непременно в сумасшедший дом. Художник для них - как кость в горле. Замечательна замена - в доме Мастера отныне Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, потомок Иуды, дитя и герой своего времени.
Впрочем, есть, оказывается, и в Москве место, где можно и сохранить свою свободу, и даже вернуть утраченную. Место это - сумасшедший дом. Здесь излечивается Иван Бездомный от догм Берлиоза и от своего стихоплетства, служащие Управления зрелищ избавляются от навязанного им пения... Здесь можно быть собой. Но, пожалуй, только здесь и можно.
Поэтому и получает Мастер в финале в качестве награды не возвращение в прежнюю счастливую жизнь, а покой, и улетают они с Маргаритой бесконечно далеко от Москвы...
А что же Воланд? А Воланд за четыре дня пребывания в Москве слегка позабавился сеансами разоблачения. А с ним и мы. Но странное дело, силы тьмы бесчинствуют лишь там, где люди сами давно обращаются со своей душой крайне небрежно. И почтительно отступают там, где честь и достоинство - не пустые слова.
И, разумеется, Князь Тьмы прежде всего ценит Свободу. Он сам - олицетворение свободы. Поэтому столь уважительно его отношение к Мастеру и его возлюбленной. Достается тем, кто сам себя ценит невысоко, сам пачкает свою душу - и нарушением клятвы Гиппократа, и «рыбкой второй свежести», и наворованными денежками в тайнике, и постоянным враньем, и чванством, и лизоблюдством, как посетители Грибоедова, и жадностью, и трусостью, и подлостью, то есть отсутствием уважения к себе, своей рабской сущностью. И некоторым общение с нечистой силой помогает осознать свое падение - и исправить себя. Вот такое Удивительное влияние «силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Думая о том, в какие времена создавался роман, вспоминая, как ломались тогда люди, можно лишь восхититься мужеством автора, сохранившего самое главное, то, что одно отличает человека от «твари дрожащей» - внутреннюю свободу.

Я была, как и ты, свободной,

Но я слишком хотела жить.

А. Ахматова

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — роман фило-софский, в котором не только затронуты многие вечные вопросы: о жизни и смерти, смысле человеческого суще-ствования, таланте и бездарности, но и совершена попытка разгадать тайны человеческой души.

Очень многое в жизни человека зависит от того, на-сколько он свободен, и речь здесь идет не столько о внеш-ней свободе, хотя и она тоже важна, сколько о внутренней: свободе выбора, независимости суждений, умении избегать связующей власти обстоятельств. Так, например, Иешуа Га-Ноцри, даже изувеченный побоями и приговоренный к смерти, не изменяет себе, своим принципам, продолжает до последней минуты своей жизни (и даже после смерти) не-сти людям добро. Он остается свободным внутренне, не-смотря на то, что у него нет никакой возможности выр-ваться из рук своих врагов.

А вот — Понтий Пилат. Казалось бы, облеченный вла-стью могущественный римский прокуратор должен пользо-ваться абсолютной свободой и независимостью. Но он за-жат в тисках своей должности и не может даже спасти Иешуа, как бы ему ни хотелось этого.

Самое ужасное, что людей, подобных Пилату, бесчислен-ное множество и в реальной Москве 30-х годов. Им даже еще хуже, чем прокуратору: не все современники Булгако-ва понимают, что находятся в рабстве у общественного мне-ния, карьеры, удовольствий. Так, литературные критики «го-ворят не то, что хотят сказать», горожане без лишних со-мнений покупают «осетрину второй свежести», служащие Управления зрелищ по указанию начальства поют в нена-вистном им хоре. Суровое время и неумение следовать в своей жизни четким принципам сделали этих людей сла-быми и безвольными, хотя они, конечно же, так не считают.

Совсем по-другому воспринимается Мастер, отстаиваю-щий свой роман перед критиками, зажатыми в тесные рам-ки литературных течений, указаний свыше и в жесткие тиски понимания, как именно должно быть. Но истинное творчество — это прежде всего свобода, безудержный по-лет мысли и фантазии, поэтому при кажущемся внешнем поражении Мастер все же выигрывает этот бой, хотя и не в земной реальности. Материал с сайта

Маргарита тоже личность независимая и, на мой взгляд, еще более сильная, чем Мастер. Однажды сделав выбор, она бесстрашно борется за возможность достижения цели. Маргарита готова на любые испытания, на жертвы и ли-шения, чтобы иметь право жить так, как хочет, и любить.

Я думаю, что только внутренне независимый человек способен на творческое изменение своей жизни и мира в целом. Но эта свобода — не анархия, а большая ответ-ственность перед самим собой и окружающими людьми. На самом деле очень сложно освободиться от рабства мно-жества условностей, которыми наполнена наша повседнев-ная жизнь, а это говорит о том, какую колоссальную рабо-ту нужно проделать человеку, чтобы добиться истинного освобождения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • свобода истинная и мнимая в романе мастер и маргарита

Является одной из ключевых в романе "Мастер и Маргарита". Булгаков считал, что каждый человек должен быть готов к последствиям своих поступков. И об этом он говорит в своей книге.

Тема ответственности в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" сильнее всего звучит в ершалаимском сюжете. Понтий Пилат, утвердивший казнь Иешуа, так и не смог смириться с ответственностью за этот поступок и потому был обречен на вечные Он не смог совершить выбор, который был бы нравственным. Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" показывает, что последствия наших поступков никуда не исчезают, они остаются с нами на протяжении всей жизни, поэтому нужно быть готовым их нести с собой. В этом заключена одна из основных идей произведения.

Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" противопоставляет Понтию Пилату саму Маргариту, которая всегда поступала осознанно и по совести. Даже когда она решается отправиться на бал у Сатаны, "стать ведьмой", она совершает сознательный выбор, на который у нее есть основания и за который она готова нести ответственность. Эта черта ее характера ярко подчеркнута в одной из сцен на балу. Когда Воланд предлагает Маргарите исполнить ее желание, та просит за Фриду, на которую обратила внимание во время торжества. И не потому, что ей была очень важна судьба этой женщины, а потому, что Марго дала ей надежду и теперь чувствует свою ответственность за нее. Ведь она и сама знает, что такое надежда. Благородный поступок Маргариты был оценен, и в конце концов она обретает свое счастье.

Тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" тесно соседствует с проблемой справедливости. Стоит только вспомнить злоключения продажных администраторов театра "Варьете", которые им устраивает Воланд со своей свитой. Также тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" предполагает способность отвечать не только за свои поступки, но и за слова. Яркой иллюстрацией этому служит начало романа, где Берлиоз, взахлеб отрицавший существование дьявола, погибает от его же рук.

Также примечателен финал романа. не умевший нести ответственность за свои поступки и бесконечно мучимый терзаниями совести, получает, наконец, прощение и свободу. Этим автор дает понять, что ни один человек не заслужил вечных страданий и что любовь рано или поздно побеждает. "Все всегда будет правильно, на этом построен мир". Воланд неоднократно намекает, что каждому придется понести ответственность за свои поступки. Но он же считает, что люди по природе своей слабы и в большинстве своем просто не осознают, что делают.

Итак, тема ответственности в романе "Мастер и Маргарита" показана глубоко и многосторонне. Автор говорит о том, что каждый человек в ответе за свои поступки, слова, помыслы. И даже за свою душу. "И в конце каждому воздастся по вере его". Эта тема тесно связана с и нравственного выбора.

Большинство персонажей романа так или иначе делает свой выбор, который влияет впоследствии на их жизнь и даже на существование после смерти. Поэтому важно жить честно и поступать по совести.