Совокупность ценностей традиций обычаев присущих. Доминирующая культура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Традиции и социум

(материал по Кравченко)

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культуры - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую - те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура - социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значения:

Во-первых , под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление . Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающие производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых , под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, культуре молодежи, культуре рабочего класса и др.

В-третьих , культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.

В древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. Только в XVIII-Х1Х веках для европейцев культура приобрела духовный оттенок. Она стала обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово "культура" связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.

В современном языке термин культура употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях - "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни - обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никак не назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм - все это искусственно созданное человеком, все они принадлежать к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить их к сфере культуры?

Если культура по определению состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или преступность никак нельзя включить в состав культуры, поскольку они не обладают позитивной для общества ценностью. Они направлены на уничтожение человека, следовательно, не выступают гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура - только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право). Во втором она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приемах и данных.

Оба подхода - широкий и узкий - по своему плодотворны. Первый подход принят на вооружение большинством антропологов и социологов, а также частью культурологов. Второй - частью культурологов и специалистами-практиками, работающими в области культуры: искусствоведами, архитекторами, филологами, планировщиками городской среды, работниками министерства культуры и т.д.

Второй, узкий подход предполагает, что культура - это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При "сферной" трактовке все общество разделяют на несколько сфер - социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При "аспектном" подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют 8 сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанных выше. Их количество здесь не так важно, как качество.

Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор (1832-1917) - выдающийся английский этнограф, один из основателей и антропологии:

Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое.

Культура - совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.

В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру.

(материал не по Кравченко)

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;

3) культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.

Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господ­ствующей, или доминирующей культурой.

Доминирующая культура

Плавильный котел

Доминирующая культура может быть национальной и этнической в зави­симости от того, насколько сложно организовано данное общество и на­сколько многолюдной является данная страна.

В литературе иногда отождествляют понятия этнической и националь­ной культуры, что считается неправильным. Этносом называют любое на­циональное сообщество, например, национальное меньшинство, племя, народность. Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время. Когда говорят об этносе, то не имеют ввиду огромных национальных

государств, сложной социальной структуры, большого количества городов и всего, что связано в нашем представлении с современным обществом. Этносы - малые компактные сообщества, очень простые по своему устрой­ству, поэтому просты и однородны этнические культуры. Культуру бушме­нов мы вправе называть этнической, но Южно-Африканская Республика, на территории которой есть пустыня Калахари, где и обитают заброшенные племена (точнее небольшие локальные группы) бушменов, обладает нацио­нальной культурой.

Этническая культура всегда локализована в географическом пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.

Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преиму­щественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обы­чаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства 13 .

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

исторический ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторический поздний (верхний), состоящий из новообразований, со­временных культурных явлений.

Врезка

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

ПОИСК ПО САЙТУ:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

  1. 27 страница. Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование определенных групп общества
  2. 3 страница. Конфликтное поведение - совокупность поступков и действий, осуществляемых субъектом конфликта с целью реализации его намерений в конфликтной ситуации

Традиции - это воплощенный в социальных стереотипах некий исторически сложившийся групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится в социуме. Нужно отличать данное понятие от искусства, которое представляет более индивидуальную творческую деятельность. Посредством традиций определенный коллектив индивидуумов передает по наследству знания, необходимые для саморазвития и даже выживания. То есть данный термин можно трактовать как определенный механизм коллективной коммуникации. Специалисты выделяют основные типы традиций: народные (этнические), социальные, национальные, религиозные и культурные.

Происхождение термина

Всем известное слово "традиция" для многих имеет достаточно понятный смысл. Если говорить о дословном переводе, то в латинском языке термин означает «передача».

Первоначально понятие «традиция» использовалось лишь в буквальном значении и обозначало действие. Древние римляне употребляли его в том случае, когда им приходилось вручить кому-либо некий материальный предмет или же выдать замуж дочь. Впоследствии материальные предметы отошли на второй план, их оттеснили передаваемые умения и навыки. Таким "традиция", вернее, его семантический спектр, указывает на основное отличие от всего, что можно было бы подвести под данное понятие. Традиция - это то, что не принадлежит определенному индивидууму, так как передано извне. Производное значение ассоциируется со всем тем, что связано с давним прошлым, что бесповоротно утратило свою новизну, неизменно и символично стабильно. А точное следование обычаям избавляет многих от необходимости самостоятельно осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции и социум

Каждое новое поколение, получая в полное распоряжение некую совокупность традиционных образцов, не принимает и не усваивает их в готовом виде, оно невольно осуществляет их собственную интерпретацию. Получается, общество выбирает не только свое грядущее будущее, но и канувшее в Лету прошлое. Социальные группы и общество в целом, избирательно принимая одни элементы социального наследия, одновременно отвергают другие. Поэтому социальные традиции вполне могут быть как позитивными, так и негативными.

Национальное наследие

В целом традиции — это так называемый элемент культуры, который возникает в одном поколении и передается от предков к потомкам, сохраняясь на протяжении долгого времени. Это некие нормы, правила поведения, обряды, процедуры, которые необходимо выполнять. Рассматривая вместе с данным термином определение слова «наследие», можно сказать, что понятия практически идентичны.

Если говорить о национальных традициях, то это правила, которые проявляются практически во всем. Это касается не только одежды, стиля и в целом поведения, они проявляются и в движениях, жестах и других элементах, которые имеются в психологии людей. Подобные понятия и проявления весьма важны для человека, так как именно они способны запускать бессознательный механизм в человеке, который четко способен определить грань «свой» и «чужой».

Национальные традиции - это явление, которое сформировалось в результате жизнедеятельности каждого народа или нации, регулируемое функциями в сознании человека. Другими словами, регулирование происходит в семейном быте, в общении, поведении. Традиции имеют свои характеристики, а именно обладают высокой устойчивостью, преемственностью и даже стереотипностью. Характеризуются долговременным фактором, который является регулятором общественных явлений.

Современное отношение к культурным традициям

Многообразие традиций большинства стран порой просто поражает. То, что для определённого народа является нормой обыденной жизни, в другой стране нередко могут воспринять как личное оскорбление. Можно сказать, что традиции являются одной из основополагающих вещей в культурах различных стран мира. Поэтому, если вы надумали отдохнуть в какой-нибудь экзотической стране, необходимо предварительно ознакомиться с ее обычаями, дабы не попасть в неловкое положение. Например, в Турции одной из важных традиций считается необходимость снимать обувь при входе в дом и в храм. Ещё ни в коем случае нельзя отказывать в предложении выпить чашку чая, это могут воспринять как оскорбление.

Не просто набор правил

Культурные традиции - это не только набор правил этикета, это определённый смысловой поток, направленный на то, чтобы показать глубину истории той или иной страны, это ценности, заложенные веками, передаваемые из поколения в поколение для поддержания и выявления уникальной ментальности её жителей. Например: страны, в которых распространён буддизм, считают, что прикосновение к голове человека неприемлемо, так как в ней обитает человеческая душа. К огромному сожалению, во множестве стран традиционные обряды вышли, так сказать, из моды и утратили свою ценность в связи с технологическим прогрессом. Хотелось бы, чтобы интерес к сохранению своей культуры не терял своей актуальности ни в одном уголке мира.

Синоним слова

Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой (существительные мужского рода), наследие, предание (существительные среднего рода). Вместо единственного термина можно употреблять словосочетания со словом «так», например: так повелось, так заведено . У писателей, да и не только у них, традиции называют неписаными законами. Одним из самых необычных синонимов в русском языке к данному существительному является слово "итихаса", что в переводе означает «именно так и было». Большинство источников определяет синоним к слову "традиция" в нескольких вариантах, в которых, кроме представленных выше, лидируют норма, установление, обыкновение, ценность . Интересным вариантом является употребление слова «хашар» (термин, давно вошедший в тюркские и таджикский языки и обозначающий «совместный труд»).

Религиозные традиции

Религия также имеет свои традиции, что делает ее духовным и культурным кладезем. представляют собой совокупность устойчивых форм и приемов поклонения богам (Богу). Каждая из существующих на земле религий бережно хранит и всячески поддерживает свою традицию, но чаще всего в каждой религии существует сразу несколько традиций, например: православие, католицизм, протестантизм - в христианстве, шииты и сунниты - в исламе, махаяна и хинаяна - в буддизме. Религиозные традиции Востока практикуют определенную технику работы как с телом, так и с сознанием, которая направлена на просветление, т.е. получение крайне высоких состояний человеческого сознания. Христианские религиозные традиции включают в себя посещение церкви, молитвы, исповедь и почитание Самыми известными праздниками являются Пасха, Рождество, Крещение, Троица, Вознесение, Благовещение. Также не все традиции соблюдаются хотя бы потому, что в век цифровых технологий люди стали не такими набожными, как были их предки. Сейчас мало кто за праздничным столом просит урожая или дождя. Просто праздник стал еще одним поводом собраться всей семьей.

Без прошлого нет будущего

Традиции - это наследие, которое незыблемо авторитетно, они безропотно принимаются и передаются в согласии с тем, что ушедшие предки - «носители» - имеют основательное в жизни их наследников - «последователей».

Страница 5

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждого из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, привычкой, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности; усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин ""суперкультура"". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социологом К. Болдуингом. Суперкультура – это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология –наука. Народная культура оберегает священное, а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

Жизнь людей в обществе без языка практически невозможна. Он возник на заре человеческой истории одновременно с орудиями труда. Язык – предпосылка культуры, а не ее результат. Разговорный язык универсален, так как используется всеми людьми, а не отдельными группами. Язык – это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих для самой большой группы индивидов, т.е. общества. Он – праматерия культуры. Культура состоит не только из слоев, она включает обычаи, традиции, нормы, символы. Но язык стоит особняком. Он – фундамент, предпосылка всех предпосылок. При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. На языке мы передаем информацию и научные знания, а что еще важнее – модели поведения от ровесника к ровеснику, от старшего к младшему, от родителей к детям. Так происходит социализация, а она, как выяснилось, включает усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, т.е. как раз моделей поведения. Язык интересует социологию как совокупность моделей поведения и символов. Это социальный конструкт, появившийся на заре человеческой истории. У каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифференциацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, молодежи, интеллигенции и т.д.), взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языкового и социального поведения. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус. Культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры – высокому литературному языку, просторечию, диалекту. Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении. Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться. По употребляемым словам и выражениям можно судить о том; из какого социального слоя происходит говорящий, где именно он жил (город, село, область), в каких условиях происходила социализация, какие книги он читал, с кем дружил и т. п Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых систем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому, как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разные большие группы. Одна из таких групп – речевая общность (языковой коллектив). Ее составляют носители и трансляторы данной формы языка. Культурно-речевой статус – еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая познавательную гигантскую информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности – большие социальные группы людей. Под культурно-речевой средой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм). Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды. Культурно-речевая среда выступает средой социализации и одновременно – средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции. Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс. Привычки, – твердо усвоенные образцы поведения; возникающие в результате долгого повторения и выполняющиеся автоматически, бессознательно. Привычка спать лежа, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усвоенные нами через социализацию. Привычка – жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Манеры, – стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения. Закрыть за собой дверь – привычка. Но сделать это можно по-разному; придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окликать по имени – речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и воспитанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Характерная деталь манеры – стилизация поведения, т.е. превращение привычного действия в образную систему действий, подчеркивающих что-либо (намерение, цель). Этикет – принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комплекс манер. Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских салонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу – обязательные манеры светского этикета. Этикет предписывал правила должного поведения для высших кругов общества. Сегодня этикет перестал служить исключительной формой поведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция; он отличает воспитанного человека от невоспитанного. Кодекс – свод законов, т.е. систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский и уголовный кодекс). Кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти – герб, титул, должность. Язык не только дифференцирован (разнообразен у социальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы. Выделяют следующие основные формы языка; литературный, народно-разговорный язык, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты. Формы языка иерархически связаны между собой как более совершенные и менее совершенные. Литературный язык – главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработанностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества. Народно-разговорный язык – стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования. Просторечие – нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованных слоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие – совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка. Территориальный диалект (ТД) – бесписьменная форма языка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, а именно крестьянством. Диалекты – исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родо-племенном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности. Социальные диалекты, или социолекты – условный языки (арго) и жаргоны. Носители СД – городские социальные группы. Ученые различают сословные, профессиональные, половозрастные и другие социолекты.