Свет сбоку. Схемы освещения в портрете - классическая (рембрандтовская) схема освещения. Каковы же его свойства

В классическом портрете есть несколько вещей, которые нужно держать под контролем и думать о том, как сделать наиболее выигрышный портрет модели, показав ее с наилучшей стороны. Это соотношение освещенности, светотеневой рисунок, тип лица и угол зрения. Я предлагаю вам познакомиться с этими базовыми понятиями, так как, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Однако, если вы хорошо изучите и будете применять эти знания на практике, это поможет вам снимать портреты людей значительно лучше. Эта статья посвящена световым схемам: что это такое и почему это важно знать и использовать. Возможно в будущем, в других статьях, если вам понравится, я расскажу и о других слагаемых хорошего фотопортрета.

Светотеневой рисунок я определяю, как игру света и тени на лице, создающую различные формы. Проще говоря, это форма теней на лице. Существует четыре основных световых схемы для портрета:

  • Боковое освещение
  • Петлевое освещение или схема "петля"
  • Схема рембрандтовского света
  • Схема "бабочка"

Есть также понятия широкого и короткого света, это скорее стиль освещения и он может комбинироваться с большинством схем, приведенных выше. Давайте рассмотрим каждую схему в отдельности

1. Боковой свет

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако, имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?


Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).


Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.

На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих - это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

3. Рембрандтовский свет

Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.

Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.

4. Схема "бабочка"

Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.

Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение является не столько шаблоном или схемой, сколько стилем или разновидностью. Любая из следующих схем может быть выполнена с широким или коротким светом: петля, Рембрандт, боковой свет.

Широким называется освещение, когда лицо человека слегка повернуто и освещается сторона лица, которая находится ближе к камере. По площади освещенная сторона получается больше, чем теневая. Широкое освещение иногда используется для портретов в стиле высокий ключ. Этот тип освещения делает лицо человека шире (отсюда и название) и может использоваться для моделей с узким лицом, чтобы визуально сделать его шире. Большинство людей однако, хотят выглядеть стройнее, а не шире, поэтому данное освещение лучше не использовать для широких и круглых лиц.

Чтобы создать широкое освещение, лицо необходимо повернуть от источника света. Обратите внимание, что освещается ближняя к камере сторона лица, а тень падает на дальнюю сторону. Проще говоря, широкий свет освещает большую часть лица, которую мы видим.

6. Короткое освещение

Короткое освещение является противоположностью широкому. Как можно увидеть на снимке выше, при коротком свете в тени находится сторона лица, обращенная к камере (широкая), а освещается дальняя от камеры (узкая). Этот тип освещения часто используется для низкого ключа или темных портретов. Он делает лицо более объемным, скульптурным, визуально сужает широкое лицо, что нравится большинству людей.

Для этой схемы лицо должно быть обращено к источнику света. Обратите внимание, что при этом освещается сторона лица, обращенная от камеры, а тень падает на обращенную к камере сторону. Проще говоря, при коротком освещении большая часть лица, которую мы видим, находится в тени.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и создавать каждую из схем освещения, учитесь применять их в различных ситуациях. Изучая лица людей, вы узнаете, какая схема освещения лучше подойдет данного конкретного человека, чтобы создать в портрете настроение и показать человека наилучшим образом. Если человек имеет круглое лицо и хочет казаться стройнее, то его следует освещать иначе, чем человека, который хочет сделать драматичный снимок. Когда вы знаете все схемы, умеете управлять качеством света, его направлением и соотношением, то сможете справиться с любой задачей съемки.

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник. Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

Практические упражнения

Выберите себе объект для съемки (лучше всего человека, а не вашу собаку) и практикуйтесь в создании каждой из схем освещения. которые мы разбирали:

  1. Бабочка
  2. Петля
  3. Рембрандт
  4. Боковой свет

Помните о том, что есть также широкое и короткое освещение и применяйте его для различных типов лиц моделей, где это необходимо. Не беспокойтесь об остальных аспектах (соотношение света и тени, заполняющий свет и т.д.), на данный момент сконцентрируйтесь на получении хорошего рисунка. Используйте свет от окна, торшер без абажура или солнце, то есть такой источник, с которым вы сможете видеть, как ложится свет и тень на лицо. Я предлагаю вам сначала не использовать вспышку, так как у вас еще недостаточно опыта, чтобы представить себе результат до того, как сделана фотография. Это может затруднить ваше обучение.

Также лучше начинать работать с лицом, обращенным прямо к камере, без поворотов (кроме практики создания широкого и короткого освещения).

Покажите нам свои результаты и пишите о проблемах, с которыми вы столкнулись. Я постараюсь помочь вам их решить, чтобы и вы, и другие не допустили подобных ошибок в следующий раз.


А здесь?

Все достаточно очевидно, в первом варианте свет льется сзади, такой свет называют задним или контровым, а во втором свет боковой, окно справа. Посмотрите, как меняется фотография в зависимости от расположения источника.

Все схемы света показаны на этом рисунке:


(c) схема отсюда

Здесь эллипс - источник света, который может располагаться в точках
- 1-2, 3-4 (по некоей статистике утверждается, что такая схема используется в 80%), это задне-боковой свет
- в точке 12, это контровый свет (в 10%)
- в точках 3 и 9 - боковой свет (тоже в 10%)
- и точки 4, 6 и 8, располагать в них источник света не рекомендуется вообще

С одним источником света обязательно использование отражателей . Отражатель по сути тоже является источником света (отраженного), а потому смягчает резкие тени и подсвечивает затемненные участки, лишенные света из основного источника. В фуд-фотографии самые важные отражатели - белого цвета! Можно работать с серебряными и золотыми, но осторожно. Белые отражатели легко изготавливаются, ватманом можно обклеить картон и прицепить прищепку для устойчивости, можно использовать куски пенопласта. Серебряные и золотые отражатели делаются из фольги, как правило.

Ниже - схемы, показывающие расположение объекта съемки, источник света и отражатель.

Источник света сзади , отражатели по бокам:

(c) схема отсюда

Я для этой схемы часто использую отражатель спереди, который просто держу в руке:


(c) схема отсюда

Задне-боковой свет:

(c) схема отсюда

Источник света сбоку:

(c) схема отсюда

А теперь посмотрим, какие получаются фотографии с разными схемами!

Свет из окна - справа , очень резкий, хотя в это замечательное окно никогда не шпарит солнце во всю дурь. Однако, свет слишком жесткий, справа переэкспонирован фон, на ягодах цвет выбит, слишком большие блики. Я не использовала отражатель, поэтому тень слева - резкая.

Для смягчения света я применяю рассеиватель ! У меня он профессиональный, но раньше я использовала белый пергамент, который скотчем прикрепляла на окно. Можно использовать прозрачную белую тюль. Без рассеивателя я практически не снимаю. Ниже - фотография, сделанная с рассеивателем.

И наконец - с отражателем слева от баночки. Тень заметно смягчилась.

А это контровый свет , очень интересная подсветка, но фон сзади сильно переэкспонирован даже(!) с использованием рассеивателя.

Поэтому я просто уменьшила экспозицию на своей камере:

Ну и пример схем, которые не рекомендуется использовать. Свет падает на баночку с джемом спереди, я стою спиной к окну, фотографирую немного сбоку. Темновато, плоско, неинтересно, свет "в лоб" бьет по ягодам, создавая некрасивые блики.

Поставила сзади белый отражатель, но фото это не спасло.

Приведенные фотографии не обработаны; конечно, надо чуть-чуть подретушировать, главное, что в обрабатываемой фотографии изначально не будет пересветов, грубых бликов и жестких теней.

Пример обработки:

В последнее время в нашем сообщесве мы довольно часто видим сообшения о том, что наши коллеги и друзья решают купить себе набор искусственного света, и это не удивительно. Мы зарабатываем или учимся зарабатывать деньги нашими фотографиями, и когда нужно стабильно с определенной переодичностью высылать большое количество фотографий хорошего качества – не хочется зависеть от размера окон в квартире, географического места проживания, времени года и просто погоды за окном. Но многим довольно сложно дается переход от работы с естественным светом к искуственному освещению. И тем более, когда в наборе несколько вспышек.


Расскажу про свое оборудование.
У меня один довольно дешевый набор искусственного света RayLab AXIO 200 – 3. Это комплект из трех источников света по 200 Дж каждый, с 2мя софтбоксами 50х70 см. Он исправно служит мне, кажется, 7 лет. Он далеко не идеальный, и уже старенький. Но я активно использую его и для фуд-фото, и для портретов. И очень часто использую все три источника.
Снимаю я, как и Оксана, на низком журнальном столике из икеи, он же довольно часто служит мне белым фоном.

Прошлый раз Оксана написала урок по работе с одним источником света (это мог быть как и источник искуственного света, так и окно). И самое главное, Оксана рассказала про разные виды освещения. А теперь мы попробуем добавить еще один источник света, посмотрим как работать с ними, и как получить в таком контексте подобные виды освещения.

Чем отличается работа с 2мя искусственными источниками света

В первую очередь, хочу сказать, что использование искусственных источников освещения дает нам гораздо больший контроль над светом, чем использование естественного света. Если с естественным светом мы в первую очередь оперируем расположением предмета по отношению к свету и отражателями, мы очень ограниченно можем влиять на мощность и характер освещения. Используя же искусствернный свет, мы можем с легкостью менять направление, характер и мощность света. Если мы используем два источника, то при определенной схеме, даже не переставляя источники, мы можем получать разные виды освещения, оперируя только мощностями.

Основная схема и настройки

Давайте рассмотрим, как это все работают на практике следующие схемы:

Это распространенная схема, когда два источника света стоят примерно друг напротив друга, по диагонали. Именно в таком положении у меня довольно часто расположены вспышки в студии.

Начнем с того, что поставим наши источники на одинаковую мощность. Поставим примерно половинную мощность на каждом источнике, параметры съемки: ISO 100, F/5.6, 1/160
Учтите, что поскольку есть вспышки с разной мощностью и возможностью регулировки – возможно Вам нужно будет подобрать свои параметры съемки.

Как вы видите, в этом случае у нас нет каких-то явных светов или теней. Виноград освещен довольно равномерно. Но свет не очень выразительный и плохо передает объем.

Теперь давайте посмотрим, что будет если мы поменяем только мощность источников. Ставим мощность ближайшего к нам источника примерно на 2/3 – это будет рисующий свет, а дальнего на 1/3 – он будет подсвечивать контуры. Настройки камеры остаются теми же. Как уже говорила Оксана, эта модель освещения довольно распространена среди начинающих, пусть она не всегда выгодно освещает предмет съемки. Если вы снимаете с фоном на заднем плане, то он тоже будет довольно сильно освещен, как и сам предмет.

Следующая и очень любимая мной модель, где рисующим светом будет задне-боковой . Так что меняем мощности – дальний источник на 2/3, и передний на 1/3. Вот такой результат получается. Эта модель более выгодно обрисовывает виноград. Фотография получается гораздо более объемной.

В этом случае, чтобы немного подсветить объект спереди слева, и позволить виноградинам немного заиграть – получается вот такая схема и вот такой результат.

Данная схема хорошо подходит для сложных композиций с несколькоми элементами, потому что дает прекрасный в меру объемный результат, и у нас есть возможность подсветить те элементы, которые оказались недостаточно освещены двумя софтбоксами.

Рассмотрим еще два вида освещения, о которых Оксана тоже уже рассказывала, только уже воспроизведем их с 2мя источниками света.

Рисующий свет контровый . В данном случае дальний сфотбокс мы ставим напротив камеры прямо позади объекта съемки. А второй оставим на том же месте. Здесь нам придется немного подкорректировать мощность света и настройки, поскольку в таком варианте в объектив попадает гораздо больше света и фотография покажется пересвеченной. Контровый свет я установила на мощность 1/2, заполняющий остался на можности 1/3. Параметры камеры: ISO 100, F/8, 1/160

Такую схему освещения я часто использую, когда на заднем плане мне нужен просто белый фон, это позволяет не оспользовать дополнительных источников света, чтобы осветить фон, так как в роли фона выступает сам софтбокс. Но как можно заметить, в данном случае не так хорошо передается объем предмета. И нужно позаботиться о подсветке передней части предмета.

Рисующий свет – боковой . Переставляем софтбоксы по обеим сторонам от нашего предмета. Мощности остаем теми же. Параметры камеры: ISO 100, F/5,6, 1/160

Боковой свет лучше всего способен передать и подчеркнуть объем большинства предметов.

Мощность источников
Еще хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что регулируя разницу мощности света между рисующим и заполняющим светом – мы можем контролировать “драматичность” освещения. Чем больше эта разница (чем слабее заполняющий свет) – тем более контрастным будет изображение, тени будут более глубокими, изображение будет более драматичным.

Схема освещения та же, что и в предыдущей фотографии (Рисующий свет - боковой), только уменьшила мощность заполняющего света до минимума.
Именно возможность регулировать мощности, а не только менять расположение света по отношения к предмету, открывает перед фотографом огромные возможности по созданию настроения и характера фотографии!

Задание
Выберете одно блюдо или предмет и сфотографируйте его, используя разные световые схемы. Подберите настройки камеры и мощность источников для вашей ситуации (начните с данных мной переметров, посмотрите, подойдут ли они в работе с вашим светом). Поэкспериментирыйте с разными мощностями вспышек.

В комментарии к посту покажите несколько фотографий с результатами работы. Напишите, какой свет Вы использовали, какие настройки камеры и света используются в вашем случае.

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако, имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?

Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.