Священник о голодании. Лечебное голодание. Лечебное голодание – это проводимое по определённым правилам добровольное воздержание от пищи с целью восстановления здоровья

Духовный пост, телесный пост и лечебное голодание

Пост и лечебное голодание - разные понятия и их нельзя смешивать друг с другом. Пост - это воздержный образ жизни, предпринимаемый с духовными целями для успокоения страстей и усиления молитвенного обращения к Богу. чспчсваПост бывает двух родов: духовный пост - это воздержание от осуждения ближнего, сквернословия, дурных мыслей и усиление молитвы; телесный пост - это воздержание в диете, воздержание от курения, от супружеских отнношений и т.д. Однако телесный пост предпринимается также, как и духовный, ради Христа, в то время как лечебное голодание (разгрузочно-диетическая терапия, или РДТ), - это воздержание от еды ради плоти, то есть для избавления от недугов болезней. Таким образом, духовный пост, телесный пост и лечебное голодание - это разные явления жизни, и в ряде случаев их проведение может противоречить друг другу. Например, жена, которая находится в семейных обязанностях, готовит пищу для семьи, часто не может голодать, потому что голодание означает прерывание ее послушания мужу и служения семье. Если же предпринимаются попытки так называемого здорового образа жизни без договоренности между домашними, бывает нарастание напряженности в семье. Кроме того, лечебное голодание больших сроков часто связано со слабостью, тогда человек не сможет ходить в Церковь, исповедоваться, причащаться. А в любой из четырех длительных православных постов мы должны исповедоваться и причащаться. Тогда дастся ли нам здоровье? В известной мере голодание (РДТ) - нелегкая процедура, и на выходе из длительного голодания у некоторых людей настолько сильно повышается аппетит, что несколько недель человек занимается только удовлетворением своей плоти и только мыслями о еде. Тогда о каком освобождении от рабства греха чревоугодия мы молимся? Учитывая многие и многие противоречия, мы в известной мере должны пытаться находить компромисс, в котором центральное место занимает послушание: православный человек должен обсудить со священником, знакомым с практическими результатами лечебного голодания, и получить благословение на его проведение.

Однако, необходимо ясно понимать, что голодание не лечит, оно дает детоксикацию, очистительные кризы, ферментные и иммунные перестройки, освобождение собственных защитных сил, но избавление от недугов целиком во власти Господней. Этот центральный пункт всегда нужно иметь ввиду и проводить лечебное голодание таким образом, чтобы оно не противоречило православным традициям и в максимально возможной степени им соответствовало. Например, лечебное голодание в хронических случаях лучше проводить в посты, а не во внепостное время. В период РДТ обязательно нужно чаще исповедоваться и причащаться. Ежедневно нужно вычитывать молитвы, каноны, псалтирь, спросясь совета у духовного лица. Проводить те Таинства, которые порекомендует священник.

Профессор Юрий Сергеевич Николаев в своей книге "Голодание ради здоровья" пишет, что наиболее эффективно именно первое голодание. Многие как-то упустили из виду этот факт, а между тем незнание его порождает много отрицательных последствий и страданий. Усиленно культивируется взгляд, как будто бы человек - это механизм, который нужно регулярно чистить, в том числе голоданием, и он выздоровеет. Популяризатор такого упрощенного взгляда американец Поль Брегг. Но человек - не машина, и часто проводя голодание, он может заболеть еще больше, чем без голодания. Потому что процессы, происходящие с плотью болящего на РДТ и на выходе из нее, очень сложны и еще мало изучены. Именно поэтому другой американец, но в отличие от дилетантов, врач-специалист с большим опытом работы, Герберт Шелтон, рекомендует не мучить себя короткими голоданиями, а проводить сразу первый и большой курс голодания, чтобы достигнуть максимально полного результата. Тогда результат намного лучше и гораздо реже неприятности, разумеется, если РДТ проведена под руководством опытного наставника. В своей практике мы неоднократно отмечали, что для решения проблем серьезных болезней именно первое голодание играет важнейшую роль и дает главнейший шанс к избавлению от недугов. Например, при бронхиальной астме первое голодание уже через 5 дней позволяет большинству астматиков выбрасывать все лекарства и карманные ингаляторы, потому что приступы удушья прекращаются совсем. Но если после курса РДТ наблюдалось несоблюдение диеты и постов, бывали случаи, что астма возвращалась снова через несколько месяцев или год, и уже повторное голодание 20, 30 и иногда более дней не давало результата и болящие отчаивались. Есть мнение,что если при астме не помогает РДТ, болящему уже не поможет ничего. Имеется ввиду не просто облегчение, но мечта всех астматиков - дышать полной грудью и бросить все лекарства. Но длительность голодания всегда должна уточняться специалистом индивидуально. Например, работами группы врачей под руководством профессора Алексея Николаевича Кокосова доказано, что при разной патологии подходы должны быть разными. В частности, при бронхиальной астме они рекомендуют два голодания в год по две недели, так как снижение аутоиммунных реакций бронхиального дерева наступает после 14 - дневного голодания и длится именно полгода, после чего требуется повторный курс РДТ.

В большинстве случаев серьезной патологии курс РДТ должен быть длительным и должны быть созданы все условия, исключающие отрицательное влияние на ход лечения. Именно на первом курсе РДТ особенно тщательно нужно насыщать каждый час болящего духовной работой над собой: чтением духовных книг, молитв, посещениями церкви, беседами с достойными людьми.

Получая в большинстве случав яркие результаты после курса РДТ, болящий не должен делать поспешные выводы об абсолютном исцелении. У лечебного голодания есть одна тайная черта, которую мало кто из пишущих об РДТ раскрывает читателям. Но мы раскроем. Эта особенность заключается в том, что после голодания... болезнь часто возвращается снова! Это реальность, это факт, и от него никуда не уйдешь. И те, кто советует голодать, обещая полное исцеление, - лгут. Верить таким псевдоспециалистам нельзя. Но не следует спешить впадать в разочарование, ведь почему-то же РДТ стабильно распространена в лечебных центрах у нас и за рубежом. И вот почему. Реальность лечебного процесса заключается в том, что любая хроническая болезнь после любого лечения (и без лечения) может проходить, но затем возвращается снова, то есть чередуются периоды обострения и периоды ремиссии. Так же и после курса РДТ, например, астма исчезает, но через несколько месяцев или лет человек приходит к врачующему снова с синими губами, тяжело с хрипом дыша. Почему же это происходит? В случае бронхиальной астмы, например, когда после РДТ болящий не соблюдает диету, если он ест много слизеобразующих продуктов (сладкое и молочное), клейковины (мучное и картофель), то слизь "заклеивает" часть дыхательных путей и астматику дышать... нечем. Кроме того, сладкое, мучное, молочное - гиперэргические продукты, которые повышают реактивность организма, в том числе и иммунную. Известно, что бронхиальная астма - аутоиммунное заболевание. Собственный иммунитет "бьет" по собственным тканям легких и усиливает отек дыхательных путей, и астматику еще труднее дышать. Питание мясом, консервами, жареными блюдами, уксусом, закисляет кровь, а кровь мы должны при астме ощелачивать. Кстати говоря, для ощелачивания крови астматикам для снятия приступа капельницей вводят раствор соды.

Таким образом, хорошо понимая сущность процесса, мы можем описать его следующим образом: лечебным голоданием получая ремиссию, дальнейшими рекомендациями мы как можно больше "растягиваем" период ремиссии, насколько это возможно. А возможно несколько лет. Затем длительный курс РДТ нужно повторить. И снова, отдавшись на волю Господню, проводить воздержание в молитве и покаянии, ибо каков Его промысел о нашей судьбе, кто знает. Да и вопрошать-то о будущем грех.

1. Молиться и соблюдать постное воздержание, а также умеренность вне постов.

2. Не делать ничего другим такого, чего себе не желаем.

3. Не принимать по возможности химикоэлектрическое лечение.

4. Вести активный образ жизни, иметь огород, сад, быть на чистом воздухе, ловить рыбу, летом купаться в реке и зимой париться в баньке (кроме фазы обострения болезней).

5. Питаться отечественными продуктами, лучше с собственного огорода и сада, либо проверенными и у знакомых лиц на рынке.

6. Исключить, чужестранные продукты.

7. Следить за экологией в окружающем каждого пространстве (воздух, вода) и бороться за чистоту.

8. Пить целебные растения и есть целебную зелень в течение года, по возможности, с минимальными перерывами. Индивидуальный подбор по болезням содержится в наших методиках.

К слову сказать, вот что делает каинова медицина с болезнью: она укорачивает периоды ремиссии . Это отмечается при лечении диодинамическими токами радикулита, - без ДДТ процесс пройдет и может несколько лет не повторяться, но после электровоздействия ДДТ обострения могут стать частыми - каждый год и даже иногда по нескольку раз в год. То же самое наблюдается при лечении язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки Н 2 -гистаминоблокаторами - после их применения обострения учащаются, становясь ежегодными или по нескольку раз в год. То же и после применения антибиотиков и сульфаниламидов при многих болезнях. Едва ли не самыми большими рекордсменами по укорачиванию ремиссии являются гормоны, в том числе гормональные мази при кожных болезнях.

Каиновы продукты: пастеризованное молоко, конфеты, шоколад, консервы, колбасы также часто являются фактором, постоянно укорачивающим ремиссию и способствующим обострению множества болезней.

Возникает закономерный вопрос: невозможно нам бросить все и уйти от жизни, разве вы это проповедуете? Нет, я лишь хочу передать читателю мысли, которые нередко входят в конфликт с реальностью. А мышление - это сугубо личный индивидуальный процесс. Но есть специальные вопросы - чего избегать и чего не избегать в той или иной проблеме, связанной со здоровьем. Именно поэтому и нужен приходской лекарь, с кем бы можно было определить уровень компромисса индивидуально. Например: при летучих сыпях у детей мы рекомендуем давать им финики, изюм, инжир вместо шоколада. Но при ревматоидном процессе или системной склеродермии мы полностью исключаем большинство углеводов: не только все сладости, но и хлеб и картофель. В этом случае компромисс имеет гораздо меньше степеней свободы и гораздо меньше выбор.

И снова вернемся к трем основным понятиям, которые неправославные авторы пытаются смешивать: духовному посту, телесному посту, лечебному голоданию. Одним из важнейших законов человеческого бытия является закон противоречия плоти и духа . Православная Церковь твердо и ясно указывает на это, что ужасно не нравится псевдохристианским идеологам. На это прямо указывает апостол Павел: Живущие по плоти в плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном (Рим 8,5). Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. (Гал 5,16)

Тиражируемые последнее время идейки о якобы гармонии же между духовным и физическим началом невозможны. Практически пытающиеся достичь гармонии между телом и духом путем чисток, упражнений, голоданий, сверхдиет, неизбежно скатываются в потакание плотским помышлениям, из которых рано или поздно возникает рабство. И врачи являются свидетелями личных и семейных катастроф или духовной деградации.

Может возникнуть удивленный вопрос: А разве автор против здорового образа жизни? - Нет, не против. Но ставить в центр своей жизни "занятия здоровым образом жизни" нельзя, ибо это плотское, низкое. Слишком много заниматься своей плотью опасно, потому что нарастает отождествление человеческого "Я" с телом. И хотения плоти могут превратиться в хотения души. Возможно, разумный компромисс заключается в том, чтобы провести курс РДТ, достичь устойчивой ремиссии болезни и, между делом, питаться нормальными продуктами и попивать травяной чаек. Раз в недельку посещать баню. ЭТО НОРМАЛЬНО И РАЗУМНО. Но заниматься телесными упражнениями цигун по нескольку часов в день - это огромная потеря времени. Клизмиться по неделям без назначения врача, пить растительное масло раз в три месяца и потом неделю-две едва волочить ноги с тошнотой - это чрезмерно и не нужно.

Получая здоровье, как дар Божий, нужно употребить время и силы на покаяние, молитву и делание добра, но не на упражнения цигун или аутотренинг. Практический опыт свидетельствует о том, что чем больше человек занимается здоровьем в этот период, тем быстрее оно от него ускользает. Здоровый образ жизни также ничего не дает и для души, это только для плоти. Как-то раз ко мне пришла женщина и сказала, что они с мужем вегетарианцы. Она слышала, что автор этих строк вегетарианец и предложила: "Вы вегетарианцы с женой, и мы вегетарианцы с мужем, давайте дружить семьями." Я немного удивился такому предложению и стал думать. Очень сильно хотелось дружить, но после многоминутного молчания я не нашел никаких оснований, чтобы дружить по признаку вегетарианства. Что, обсуждать способы приготовления еды? - Непонятно. И признался ей: "Вы знаете, я не понимаю, как это сделать". Можно дружить, любя свое Отечество и болеть за него, можно дружить православными семьями, ходить в одну церковь и читать, и обмениваться книгами. Но непонятно, как осуществлять процесс дружбы по признаку вегетарианства.

Мы используем максимальное приближение к православной традиции, рекомендуя в процессе лечебного голодания составные части поста, однако никогда не должны смешивать эти разные понятия и разные цели, достигаемые практикой поста и практикой РДТ. В некотором смысле даже личность врачующего разделяется на два аспекта. Врачующий-медик стремится правильно провести РДТ, воздействовать травами на различные звенья патогенеза болезни, всеми средствами стремится достичь выздоровления болящего. Врачующий-христианин же созерцает происходящее и удивляется разворотом человеческих судеб и мудростью Промысла Божия о человеке. Вспомним Апостола Павла, который имел болезнь в плоти своей: И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. (1-е Кор.,12,7)

Целью этой книги не является разбор духовных вопросов, ибо каждый должен заниматься своим делом. Автору - делом лечебным. Поэтому продолжим рассмотрение медицинских вопросов.

«Голодание, или разгрузочно-диетическая терапия (РДТ), - очень сильный терапевтический метод, способный излечить тяжелые телесные и душевные недуги, - считает старший научный сотрудник НИИ психиатрии Мин-здрава РФ Валерий Гурвич . - Но применять его должны исключительно врачи - специалисты по РДТ. Самодеятельность крайне опасна».

Сильнее скальпеля

Понятие лечебного голодания ассоциируется с Полем Брэггом и Гербертом Шелтоном. В Россию эта мода пришла в 70-х годах. И адепты Шелтона не подозревали, что в Москве давно существует научная , которую создал доктор медицинских наук, психиатр Юрий Николаев.

«Россия по-прежнему лидер в научном изучении голодания», - говорит Валерий Гурвич (он ученик профессора). По его словам, лучшие школы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Бурятии, Ростове-на-Дону, Тюмени.

До конца не изучена. Но никто не сомневается, что самый главный момент - переход на эндогенное питание. Запасы животного сахара - гликогена - иссякают на второй день, и организм начинает расщеплять жир. При этом отложившиеся в жировой ткани токсические вещества - консерванты, лекарства, красители - выходят в кровь. Нужно быть готовым к головной боли, тошноте, чувству слабости и недомоганию. Обострившееся обоняние (невыносимыми становятся привычные ароматы), запах ацетона изо рта, обложенный неприятным налетом язык - обязательные спутники очищения организма. Чтобы уменьшить самоотравление, применяются клизмы и душ. Те же, кто сумел пережить кризис, будут вознаграждены. Где-то на 10-й день резко наступает улучшение. Появляется блеск в глазах, энергия бьет ключом. Человек легко переносит голодание до тех пор, пока в организме есть запасы жира и белка. В первую очередь «проедается» больная ткань - опухоли, спайки, рубцы.

Войти и выйти

Самое важное - тщательно соблюдать правила выхода из РДТ.

«На него необходимо затратить столько дней, сколько шло само , - напоминает Валерий Гурвич. - Применяют свежие, поначалу разбавленные фруктовые и овощные соки, потом добавляют каши, овощные отвары, кефир».

В это время полностью исключаются мясо, яйца и рыба. Во время РДТ желудок и кишечник не сокращаются, а печень и поджелудочная железа не вырабатывают ферменты. Если сразу съесть белковую пищу, она будет разлагаться в желудке, не перевариваясь, что приведет к отравлению организма. Возможен смертельный исход.

РДТ оказалась настолько успешной, что была официально утверждена Минздравом как метод лечения душевных заболеваний, в том числе шизофрении, эпилепсии и депрессий.

И телесные недуги. Его применяют при гипертонической болезни и астме, заболеваниях органов пищеварения и сахарном диабете, артритах и артрозах. Считается, что при голодании в мозге формируется доминанта, которая вытесняет болезненную симптоматику. Можно сказать, что организм «перезагружается». После выхода из голодания он начинает работать, не вспоминая о болезни. Правда, если человек болеет давно и тяжело, единоразовое голодание его не излечит, но состояние улучшит. Чтобы поддержать эффект, понадобится голодать повторно. По скольку дней и сколько раз в год, решит врач.

Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] Щербатых Юрий Викторович

Лечебное голодание

Лечебное голодание

Взгляд одной женщины на другую напоминает контроль багажа на таможне.

Янина Ипохорская

Лечебное голодание широко применяется в различных оздоровительных системах – как классической, так и «традиционной» медицины. Его применяют как при лечении различных заболеваний, так и с гигиеническими целями – для сохранения здоровья, продления жизни и профилактики ожирения.

Как отмечал известный пропагандист пищевого воздержания Поль Брэгг, голодание под разумным наблюдением или глубоким знанием – это самый безопасный путь к достижению здоровья, когда-либо известный человечеству. Временное лишение пищи ставит организм в такие условия, когда вся его жизненная сила используется на очищение и оздоровление человека. Голодание помогает организму помогать самому себе, повышает работоспособность внутренних органов, восстанавливает внутреннюю настройку систем саморегуляции. Помимо этого, голодание способствует выделению из организма неорганических химических ядов и других скоплений, которые не могут быть выведены никакими другими путями и средствами. По мнению Брэгга, голодание заостряет и усиливает умственные способности. Оно совершенствует механизмы пищеварения, усвоения и выделения пищи. Печень, известная как химическая лаборатория человеческого организма, изменяется во время голодания в сторону увеличения жизненной силы, и после голодания она функционирует более эффективно. Личный опыт Брэгга и его последователей показывает, что после голодания пища лучше усваивается, возрастают выносливость и сила мышц, а разум становится более восприимчивым к новым знаниям. Голодание приносит веру в себя, дает человеку положительную умственную настроенность, приносит спокойствие ума и стремление к деятельности тела, что не может быть достигнуто ни одним методом лекарственной терапии.

Брэгг писал: «C полным знанием голодания, его правил, вы можете избавиться от страха преждевременной старости. Проводя еженедельно 24-часовое голодание, что составляет 52 дня в году, очищение тела и, наконец, проводя троекратное 7–10-дневное голодание ежегодно, вы сможете вывести все ненужные отложения и шлаки из своих суставов и мускулов. Поголодайте 4 дня, употребляя только дистиллированную воду. Обратите внимание на тонус ваших мускулов, кожи и на то, что все более худым и молодым будет выглядеть ваше тело. Линии тела становятся естественными, полнота проходит, и вы снова видите свою естественную фигуру. Вы с трудом поверите своим глазам, удивительной перемене, происходящей при голоде. Могучая жизненная сила, которая расходовалась на переработку пищи, теперь используется на выведение отбросов, отходов, ядов, скопляющихся в клетках и органах тела, и, таким образом, омолаживается каждая из миллионов клеточек нашего организма».

Брэгг считал, что голодание – это естественный процесс, через который время от времени (по необходимости) проходили наши предки. Соответственно, организм человека приспособился к периодическому воздержанию от пищи и положительно реагирует на него. По Брэггу, обильное и регулярное питание – неестественно и вредно, и человек должен сознательно делать перерывы в питании, если хочет сохранить свое тело в чистоте и здоровье. В своей знаменитой книге «Чудо голодания» он писал: «Голодание – это естественный инстинкт. Болезнь – это естественный способ, избранный природой для указания на то, что вы наполнены токсическими отбросами и внутренним ядом. Голодая, вы помогаете природе вывести шлаки и яды, накопленные в теле. Любое дикое животное знает это. Голодание – единственный способ, который помогает ему преодолеть физические страдания. Это чисто животный инстинкт. Мы, люди, так давно живем в удобной цивилизации, что потеряли этот инстинкт, когда страдания овладевают нашим телом. Когда мы чувствуем себя плохо физически, нам не хочется есть. Пища даже отталкивает вас, но “заботливые” родственники, друзья заставляют вас есть, чтобы сохранять силы для борьбы с болезнью. Природа хочет заставить вас голодать, так как только при условии голода она сможет очистить ваше тело, используя вашу же жизненную силу. Но мягкий голос матери-природы нелегко услышать и понять».

Сам Брэгг прожил больше 90 лет и до конца своей жизни сохранял ясность ума и силу мышц.

Дело в том, что организмы разных людей могут достаточно сильно различаться по полу, возрасту, уровню обмена веществ, гормональному и вегетативному статусу и т. д. Как отмечает один из руководителей центра «Доктор Борменталь», кандидат медицинских наук М. А. Гаврилов, потребность в энергии молодых людей в 1,5–2 раза превышает энергозатраты людей пожилого возраста. Соответственно, если 70-летний человек может нормально перенести недельное голодание, то для 20-летнего человека такой опыт может отрицательно сказаться на его здоровье.

Как физиолог добавлю, что есть еще такое понятие, как вегетативный статус. Если у человека преобладает активность парасимпатической системы (он ваготоник), то голодание он перенесет легко, но симпатикотоникам требуется повышенное количество энергии, а запасы ее невелики. Соответственно, голодание им может принести больше вреда, чем пользы. Кроме того, у лечебного голодания есть немало медицинских противопоказаний, при наличии которых оно не применяется. Это злокачественные новообразования, туберкулез, тиреотоксикоз, гепатит, хроническая почечная недостаточность, стойкое нарушение сердечного ритма и проводимости, периоды беременности или лактации и, конечно, выраженный дефицит массы тела. В общем, мнение автора, наверное, понятно – бороться с чревоугодием лучше под руководством опытных специалистов – врачей и психологов. Тогда победа над этим грехом вам обеспечена!

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Аутичный ребенок. Пути помощи автора Баенская Елена Ростиславовна

Лечебное воспитание Начиная с 70-х годов специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка – это лечение обучением. Нам хотелось бы, однако, уточнить эту формулировку. Дело в том, что такого ребенка недостаточно просто учить: мы знаем, что даже

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Лечебное воздействие на детскую ложь Все дети врут. Как родители справляются с «обычной ложью»? Когда уже пора обращаться за помощью против устойчивой лжи? Ни на один вопрос нельзя ответить однозначно. В мире существует огромное количество культурных норм и стилей

автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Судебная медицина и психиатрия: Шпаргалка автора Автор неизвестен

18. КИСЛОРОДНОЕ ГОЛОДАНИЕ В судебно-медицинской практике большое внимание уделяется диагностике и изучению расстройства здоровья, а также смерти и изменений, которые возникают в результате кислородного голодания. Кислородное голодание (гипоксия) представляет собой

Из книги Подонок в вашей голове. Избавьтесь от пожирателя вашего счастья! автора Харрис Дэниел Бенджамин

Кислородное голодание Если верить рейтингу Нильсена, 5?019?000 человек видели, как я сошел с ума.Это произошло 7 июня 2004 года в эфире передачи «Good Morning America». На мне был мой любимый черный галстук с серебристыми полосками и толстый слой грима. По просьбе начальства я заменял

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Голтис и длительное голодание Один из известнейших рекордов Голтиса – это 54-дневное голодание. В медицине считается, что человек без еды может прожить не больше месяца. Но Голтис преодолел смертельный рубеж.Только опыт голодания показал удивительный результат. До 17 дня

Из книги Диалог с читателями автора Лазарев Сергей Николаевич

ПИТАНИЕ И ГОЛОДАНИЕ Как правильно голодать? Обязательно ли полностью исключать всякую еду, я так не выдерживаю.- Нужно понять, для чего мы голодаем. Если голодаем для того, чтобы отрешиться от всех моментов человеческого, то самое оптимальное, с моей точки зрения, перед

автора Анохин Петр Кузьмич

Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования [все четыре части!] автора Анохин Петр Кузьмич

Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования [все четыре части!] автора Анохин Петр Кузьмич

Здравствуйте дорогие друзья.

Сегодня главная статья на этом сайте. Она скучная, но всё же – главная.

Итак, что же такое лечебное голодание? Для многих людей это словосочетание может показаться абсурдным. По крайней мере, большинство людей моего окружения в офф-лайне с удивлением смотрели на меня, когда я это делал.

Ведь многие помнят слова бабушки: «кушай, внучек, а то ослабнешь и заболеешь» или что-то в таком роде.

Лечебное голодание – это проводимое по определённым правилам добровольное воздержание от пищи с целью восстановления здоровья.

Процедура лечебного голодания условно делится на 3 три части:

  1. Подготовка.
  2. Непосредственное воздержание от пищи.
  3. Выход.

О каких же «определённых правилах» идёт речь?

_______________________

При подготовке к лечебному голоданию необходимо:

Перейти на так называемое « », которое содержит 80% натуральной естественной пищи (фрукты, овощи, орехи, мёд, травы, ); срок подготовительного периода я рекомендовал бы как можно дольше, но не меньше, чем сам период воздержания от пищи;

Второй этап подготовки – это очищение кишечника (клизмы, шанкх пракшаляна);

Третий – очищение печени (особенно перед длительным постом);

_______________________

Во время непосредственного воздержания от пищи НИЧЕГО ВНУТРЬ НЕ ПРИНИМАТЬ , кроме чистой (в идеале дистиллированной) воды, в отдельных случаях можно слабый раствор мёда. Если съесть овощи или фрукты, то это будет означать выход из голодания. Если съесть что-либо белковое – мясное или молочное – Вы нанесёте себе вред вплоть до летального исхода.

_______________________

Выход. Этот этап очень индивидуальный. Кто-то выходит на соках цитрусовых, и всё нормально. Этот метод подходит людям, которые уже долго практикуют такой образ жизни. Для меня этот метод не подошёл. Можно так же выходить из лечебного голодания на комбинированных фруктово-овощных соках, а так же на самих овощах, фруктах, салатах. Можно даже использовать каши или проросшие семена пшеницы или гречихи. Это обширная тема.

_______________________

Лечебное голодание – это природный метод оздоровления и омоложения своего организма. Он известен так же давно, как существует жизнь. Животные, когда болеют – ничего не едят. Скорее всего, так раньше делало и большинство людей. Однако почему-то этот метод «замусорился». Забыт принцип лечебного голодания и навеяна теория химических лекарств.

Да чуть не забыл. Помимо трёх 3 частей есть ещё одно условие. Необходимо выполнить следующий комплекс мероприятий:

  1. Обеспечить себе источник .
  2. Питание натуральной пищей в течение зимы (как сохранить натуральность овощей и фруктов на зимний промежуток времени в городских условиях).
  3. Отказ от наркотиков (в том числе от курения и алкоголя) ПОЛНОСТЬЮ!
  4. Отказ от вредной пищи (фаст-фуд, сладкая газированная вода, гормональное мясо, дрожжевой хлеб и т.п.).

Даже если не вникать в практику лечебного голодания, а просто придерживаться хотя бы этих четырёх пунктов, Вашему телу уже станет гораздо легче жить. Выполнение этих условий – фундамент

Голод – это беда. Голод – это наказание.

Для людей, знающих, что Бог есть и что Он, а не случай, правит миром, голод – это знак Божиего гнева. В каком-то очень неправильном образе мысли и действия нужно закоснеть людям, чтобы в некий момент было сказано: «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою» (Ис. 3: 1).

Если люди сделают из своей гордыни стены и укроются за ними от лица Божия, если Бога люди сделают для себя врагом и над словами Его будут посмеиваться, то голод стает стенобитным орудием, от которого падут богоборные стены. Об этом сказано: «Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши. Хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас…» (Лев. 26: 23-25).

Стоит ли ворошить недавние архивы, вспоминать о блокадном Ленинграде, об искусственном голоде на Украине и в Поволжье, чтобы развить эту тему? Неужели не ясно, что будь то голод природный, рожденный отказом земли рожать, будь то голод искусственный, рожденный злой человеческой волей, мы имеем дело с бедой – с великой бедой и, скорее всего, с наказанием.

Но есть и особый вид голода. О нем говорит пророк: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод – не голод хлеба и не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8: 11-12).

Нам, «родившимся в СССР», легче легкого понимать эти слова как исполнившиеся в нашем недалеком прошлом.

Удивительна наша Родина. Если любить ее, то (прав Лермонтов) – «странною любовью». Вся Родина моя сшита из парадоксов, вся – выше логики – или ниже ее.

Страна, победившая и искоренившая безграмотность, страна, посадившая всех своих граждан за парты, стоявшая в очередях за хлебом в дни войны и за книгами в дни мира, эта страна забрала у своих умеющих читать граждан Библию. И действительно скитались люди в поисках Живых Слов. И садились в тюрьму люди за чтение и хранение Книги. И переписывали от руки Книгу, превращаясь невольно в царей Израильских, которым Закон вменял в обязанность переписать Тору и поучаться в ней.

Кто из людей старшего поколения не помнит о том едком литературном мусоре, который назывался «Забавная Библия», «Смешная Библия» и т.д.? «Там», на Западе, Господа попытались сделать «притчей во острых и ядовитых языцех» такие персонажи, как Шоу или Твен. У нас же на безблагодатной ниве обливались потом труженики помельче. Но отсутствие таланта восполнял госзаказ, и книжонки эти паскудненькие пылились на многих полках.

И вот как может быть связан голод слышания слов Господних с эпохой публичного печатного осмеяния Господа Бога!

Читаю однажды в «Журнальном зале» ученую дискуссию о возможности или невозможности, уместности или неуместности ученому быть верующим. Ученые, как водится, говорят то ни о чем, то так умно и тонко «о своем», что никому не понятно. А самые яркие искры высекаются не из прохладных рассуждений, а из спора двух людей, из которых один явно не верит, а другой верит по-настоящему. М. Гаспаров, выражая свое ученое «не credo», возьми и затронь не к месту таинство Евхаристии. И тут ему в ответ слышу женский голос. На высокой ноте небезразличия, с хорошим знанием темы и на красивом языке маститому ученому указали на его место в тех вопросах, где речь идет о вере, которой Гаспаров, в отличие от колоссальных знаний, не имеет. Ищу имя автора – И.Б. Роднянская, литературный критик. Кстати И. и Б. расшифровываются как Ирина Бенционовна. Эх, дал бы я ту статью почитать любому антисемиту, от доморощенных до идейных. Глядишь, какая-нибудь головушка бы и остыла.

И пишет там Ирина Бенционовна (спаси ее, Господи) среди прочего о том, как учила по программе переписку Гоголя с Белинским. О том, как среди дежурных фраз критики о правоте Виссариона и его победе над Гоголем почувствовала она впервые сладость имени Иисусова и смутно ощутила, что в Нем – Истина.

Пишет также о том, как рассказывал ей один старенький и видавший виды священник о самодельных «молитвенниках» советской поры. Это были скорее цитатники, чем молитвенники, и состояли они из бережно вырезанных священных цитат, ради смеха и критики размещенных в атеистических книжонках, в которых атеист смеялся больным пролетарским смехом над сотворением мира, над обрядами книги Левит, над Непорочным зачатием, над насыщением пяти тысяч пятью хлебами. Смеялся и… приводил цитаты. Вот эти-то цитаты бережно вырезали верующие и делали из них меленькие книжечки.

Это же через что надо было людям многим пройти, что надо было передумать и перечувствовать, какие сомненья побороть, какими вздохами грудь измучить, чтобы пройти сквозь красную эпоху и веру сохранить!

Вот вам наглядная картина, вот вам капля крови, взятая для анализа эпохи «голода слышания слов Господних». Вот вам маленький штрих, мелкий, как йота или черта в Законе, при рассмотрении которого многое становится ясным.

Выжил народ, перетерпев различные голодовки, и вот наконец вступил в эпоху, богатую всем, в том числе и доступом к информации.

Здесь мы плавно подходим к теме голода не как наказания, а как признака здоровья. Больной организм отворачивается от пищи. Здоровый человек хочет есть. В этом смысле понимаем повеление Христа об исцеленной Им дочери Иаира: «Она тотчас встала, и Он велел дать ей есть » (Лк. 8: 55). Это значит, что девочка не только жива, но и здорова.

Если здоровый организм хочет еды, то здоровая душа хочет слова Божия, помня, что одним лишь хлебом жива не будет (См.: Мф. 4: 4).

Нам сегодня вернули Библию. Но теперь мы ее не хотим. Она лежит у многих на полке, как ржавое оружие у пьяного дезертира, и редко человеческие пальцы осторожно прикасаются к ней.

Стоит повторить несколько мыслей, иначе есть риск запутаться.

Человек жив двояко и от двух видов хлеба – земного и небесного. Любой голод ужасен – как голод хлеба, так и голод Божественных слов. И тот, и другой приводят к людоедству. Отнюдь не образному, а самому настоящему. В книге Левит так и сказано: «Будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев. 26: 29).

История наша столь полна доказательствами – фотографиями, документами, рассказами очевидцев, что пускаться в доказательства – тратить слова.

Народ наш «во время оно» отвратился от здоровой пищи (не будем здесь разбирать причины) и возжелал питаться только пирожными, их же ему испечет светлое будущее. В результате пришлось долго мешать хлеб то с опилками, то с хвоей, то с отрубями. Причем это касается «обоих хлебов» (см. выше о цитатниках, вырезанных из книг по атеистической пропаганде).

Теперь же у нас есть и еда на столе, и Библия на журнальном столике. В самый раз изголодаться по слову Божию и читать его, читать, затверживая наизусть, делая выписки и заметки, доискиваясь смысла, заполняя сердечную пустоту. Как древние отцы Синайских, Палестинских и прочих пустынь, нужно при встрече делиться словами о том, что прочел, во что проник, что прочувствовал из Божественных Писаний. Это – здоровый голод, то есть голод, свидетельствующий о здоровье души. И этот голод – не наказание, а благословение.

Если небесный хлеб и чистое словесное молоко не полюблены и не востребованы, то в пищу пойдет только религиозный фаст-фуд, а именно: погоня за чудесами, распутывание всемирных заговоров и «эсхатологическая паранойя».

Что практически можно предложить? Ты пришел ко мне в гости, а я, прежде чем усадить тебя за стол, говорю: «Давай из Псалтири псалмов по пять прочтем».

Мы с тобой на улице встретились, а ты мне сразу после рукопожатия рассказываешь о том, где в книге Иова содержатся мессианские пророчества.

Ну и из храма, конечно, ни разу мы не выйдем, чтобы не унести с собою в памяти либо объясненное Господне слово, либо запомнившееся апостольское выражение.

А как вам такие практические примеры?

«Если это есть в нас и умножается, то мы не останемся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (см.: 2 Пет. 1: 8).

Если же этого нет в нас, а еще хуже – не хотим мы этого и не интересно оно нам, то и не знаю, что сказать.

Если Сладчайший Иисус народу не сладок и небесный хлеб народу не вкусен, то как знать, не исчезнем ли мы вскоре, как пар, и не скажет ли случайный прохожий: «Здесь когда-то жили люди».

И если родителям можно часто говорить: «Отберите у детей жвачки и шоколадные батончики. Научите их чувствовать вкус простого хлеба», то стоит также и всем, от кого это зависит, напоминать: «Приучите народ к Божиему слову. Народу гибель без слова Божия».

Последнее, кажется, прямая цитата из Достоевского.