Традиции и поверья связанные с егорием вешним. Народный праздник Юрьев день: значение и традиции Юрьев день: истоки

Кто придумал Юрьев день, и кто его отменил.

Многие слышали пословицу «Вот тебе бабушка и Юрьев день», но мало кто знает, что она означает. Кто такой Юрий, почему с ним связана эта пословица, мы расскажем в статье.

Что такое Юрьев день в истории: определение

Со Святым Юрием или Георгием, связано много интересных, необычных историй. Изначально это крестьянин, который жил в зажиточной семье в 3 тысячелетии нашей эры. Он подрос, стал красивым, умным видным юношей и поступил на службу к императору. Вскоре стал его приближенным лицом, служил верой и правдой. Но в то время были серьезные гонения крестьян, и Георгий не выдержал этого, и сказал императору о своем происхождении. Что тоже крестьянин, при этом император доверяет ему, больше чем всем остальным. Он возмутился гноением крестьян. Конечно, императору этого не понравилось, он убил юношу. С тех пор Георгия стали считать святым, потому как он проповедовал христианство и распространял его.

Стоит отметить, что день Святого Георгия отмечался только в России. В других религиях больше этого дня нет. Исходя из этого Юрьев день — это день Святого Георгия, который отмечался 9 декабря, до отмены крепостного права.

Многие крестьяне ждали Юрьево дня, потому что только в этот день можно было перейти от одного землевладельца к другому. То есть это своеобразный переход от одного барина к другому. При этом крестьянин должен был заплатить определенную сумму. Если быть точнее, то это деньги, благодаря которым он жил на земле его владельца в предоставленном доме. Самое интересное, что в народе называют этот день Егора. Именно благодаря этому возникло выражение «объегорить», то есть обмануть. Не все помещики честно рассчитывались с крестьянами и выплачивали им те деньги, которые они заслужили. Многие из них были просто обмануты, им выплачивали в конце мизерные суммы.



Когда, при каком царе на Руси был введен Юрьев день, и каковы его правила? Кто отменил Юрьев день, когда его отмечают: дата

Юрьев день был создан в 1497 году Иваном III. Именно он описал и позволил крестьянам один день в году выбирать себе нового барина, и переходить к нему. Фактически это был не один день, а неделя до 9 декабря, и неделя после него. Этот период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все работы на полях, и впереди была зима. То есть по сути работы никакой по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

С отменой этого дня несколько сложнее, потому как факты расплывчатые. Много кто из историков настаивает на том, что отменил Юрьев день Иван Грозный, окончательно закрепостив крестьян. Но некоторые из историков отрицают этот факт, и считают, что это случилось гораздо позже. Это сделал его сын под влиянием Бориса Годунова. Фактически этот день в документации не был отменен, но были созданы такие условия, что крестьянам было не под силу выплачивать эти пошлины, переходить к другому барину.

Самое интересное, что тогда многие из крестьян вынуждены были бежать от одних хозяев к другим. Потому как те к ним плохо относились. Но были определенные года, в которые издавались какие-то важные и серьезные указы. В эти года нельзя было переходить от одного барина к другому. Соответственно ранее, все те кто перешли к другим хозяевам, могли быть возвращены назад, к прежнему барину.

Нередко хозяева подавали в розыск, потому как крестьяне просто убегали от одного владельца к другому. Если в течение пяти лет крестьянина никто не нашел, он уже мог считаться вполне свободным. Его не имели права вернуть назад, но все эти 5 лет он должен был где-то прятаться вместе со своей семьей.

Существует мнение, что этот день был отменен 1581 году. Именно в этом году была принята церковная реформа, которая говорила о том, что церкви больше земли не положены. Они не должны выращивать для себя никаких культур, зерна или овощей, и теперь будут жить только за средства, которые выделяют им правители.

Дело в том, что именно в Юрьев день многие из крестьян переходили на монастырские земли. То есть на земли, которые принадлежали церкви, потому что на них было гораздо проще работать. Взимался меньший налог, они меньше платили за пользование землями. Оборудование для обработки этих земель было более модернизированным и работать оказывалось гораздо легче. Поэтому большая часть крестьян перебегала от помещиков на монастырские земли.

Именно эта церковная реформа по сути дела отменила Юрьев день, потому как смысла переходить от одного хозяина к другому у крестьян не стало. Ведь практически все помещики пытались выжать из крестьянина максимум всего. В то же время была увеличена сумма, которую нужно было заплатить барину для перехода от него к другому хозяину. Считается, что принял этот закон сын Ивана Грозного Федор, но многие историки считают, что это случилось под влиянием Бориса Годунова.



«Вот тебе бабушка и Юрьев день» значение, смысл фразеологизма

После 1581 года и возникла пословица «Вот тебе бабушка и Юрьев день». Означает отмену надежд, горькое разочарование. Действительно, многие люди ждали этого дня, чтобы покончить свои отношения с барином, который сдирал с них три шкуры, и перейти на монастырские земли. Но теперь уходить было некуда, потому как у монастырей отобрали эти земли и обрабатывать было нечего. Вариантов работы для крестьян практически не оставалось, кроме как ходить от одного барина к другому.

Много историков считают, что на самом деле церковная реформа мало на что повлияла, потому как тогда были достаточно смутные времена для крестьян. Земли было огромное количество, крестьян мало, поэтому помещики были сами заинтересованы, чтобы у них работали крестьяне и предлагали им довольно неплохие условия. Но тогда возникли случаи ухода крестьян от барина. То есть крестьяне бежали от одного землевладельца к другому.



Окончательно покончено с Юрьевым днем было в 1649 году, при Александре Михайловиче. Тогда был принят документ, который назывался Соборное уложение. Согласно этому документу полностью ликвидировались права крестьян переходить от одного помещика к другому. Соответственно именно с этой даты крестьяне стали крепостными, то есть навсегда прикрепленными за определенной землей и землевладельцем.



Ученые до сих пор спорят, когда было основано крепостное право. Многие придерживаются версии Соборного уложения. Но некоторые считают этот процесс более растянутым во времени.

ВИДЕО: Юрьев день

Юрьев день – церковный день памяти Георгия Победоносца, которого в народной традиции зачастую называли Юрием или Егорием. Этот святой на Руси воспринимался как защитник отечества, а многие русские князья считали его своим покровителем. Славянское название Юрьев день в году получили две даты – ) и .

Юрьев день: значение праздника

Егорий Храбрый, Георгий Победоносец, Змееборец – такими именами называли наши пращуры великомученика Георгия. Его образ в культуре многозначен и окружен легендами, к нему обращены многие молитвы верующих людей. В его честь возведено множество храмов. Святому посвящены разные жанры народного фольклора (стихи, сказки, апокрифические сказания, обрядовые песни и заговоры).

Дни памяти Георгия Победоносца – важные даты в церковном и народном календаре. Со времен Дмитрия Донского святой считается покровителем Москвы. Изображение Георгия на коне с копьем в руке можно увидеть на гербе Московского государства, оно же вырезалось на княжеских печатях и было вычеканено на монете, которая с того времени называется – копейка. В 1769 году был учрежден военный орден Святого Георгия (четырех степеней), а до 1917 года Георгиевский крест расценивали как самую высокую воинскую награду.

6 мая – Юрьев день, Юрий Вешний, Егорьев день, Егорий Голодный

На Руси святого Георгия почитали как покровителя скотоводства, а также считали защитником от хищных зверей. В то же время в славянском фольклоре великомученик отмечен как повелитель змей и хозяин диких животных.

Святой Егорий зверя пасет.

Все животные у святого Юрия под рукой.

Не менее развит у наших предков был культ великомученика Георгия как хозяина земли, земледельца, открывателя весенних полевых работ. Отметим, что имя Георгий по-гречески обозначает «земледелец, землепашец», и вполне возможно, что в своих истоках этот персонаж связан был с земледельческой мифологией.

Юрьев день – окончательный поворот к весне, тот порог, за которым осталась борьба весны с зимой и начинается её постепенный переход в лето. В этот день празднуется победа тепла и солнца над зимними морозами.

Особое значение 6 мая приписывали егорьевской росе, появление которой предвещало буйный рост трав, а значит и обильный корм для выпущенного на пастбище скота. Ещё верили, что юрьева роса помогает в лечении различных недугов, в снятии сглаза и порчи. Поэтому по росе катались, чтобы получить крепкое здоровье.

Одной из главных тем дня была подготовка земли к севу или проведение посевных работ. В северных и восточных регионах на Егория запахивали пашню, в южных – начинали сев.

В Воронеже с Егория сеяли морковь и сажали свеклу: Сей на Георгия рассаду, щей вдоволь будет. В Вятском крае до дня Георгия старались посадить капусту, иначе вилки виться не будут. Здесь же перебирали лук, чтобы он рос лучше.

К Егорию дню приурочили первый выгон скота в поле, который считали очень ответственным делом и воспринимали как большой праздник. Обставлялся он разными ритуальными действиями, приговорами, песнями и обрядами. Если случалась ранняя весна, скот выпускали в поле и до этой даты, но его торжественный выгон со всеми обрядами совершали именно в Егорьев день.

Накануне и в день праздника из дома ничего не отдавали. До рассвета 6 мая хозяин обходил дом, закрывал все калитки, ворота и переломы в изгороди, хозяйка с иконой и караваем трижды обходила скотину в хлеву, шепча при этом молитву.

Георгию Победоносцу обращались с просьбой защитить и уберечь коров, коз, овец и лошадей от дурного глаза, диких зверей и других напастей. В былые времена в нашей стране леса занимали обширное пространство и были богаты дикими животными, поэтому выпас скота был сопряжен с опасностью. Крестьяне, стремясь предотвратить беду, прибегали к различным оберегам.

По весне, прежде чем выпустить скотину в лес, в доме на печной заслон хозяйки крошили хлеб и потом давали его отведать корове, произнося при этом: «Как это заслон каждую ночь на своем месте стоит, так бы и корова наша каждую ночь в нашем дворе стояла ».

Выгоняя корову в первый раз весной в поле, её заставляли переступить через сковородник, положенный в воротах, потом, стукнув её сковородником, приговаривали: «Как сковородник от печи не отходит. Так бы пусть и скотина моя от двора не отходила ».

Некоторые хозяйки у коровы обрезали кончик хвоста и прятали его под потолочную балку, сказав: «Как дома хвостик держится, так бы и коровушка держалась ».

В день вешнего Егория существовал запрет на работу: Кто на Георгия работает, у того волки скотину резать будут.

Существовало поверье, что в этот день святой Георгий на белом коне разъезжает по лесам и раздает наказы зверям. Поэтому охотники обращались к нему с просьбой об удачной охоте.

С весеннего Юрия совершались наймы и сделки по ), до ) или до ).

В Курске на Юрьев день организовывали ярмарку, где продавали статуэтки коров из глины и дерева. Во многих местах в этот день открывался сезон хороводов: С Юрия хороводы, с ) посиделки.

Приметы на 6 мая:

  1. Кукушка кует до Егорьева дня – к неурожаю и падежу скота.
  2. Если кукушку раньше соловья услышишь, то несчастливо проживешь лето.
  3. Если весенний Егорий с кормом, то на ) зима установится.
  4. На Егория мороз – будет гречиха, просо и овёс.
  5. Снег в Юрьев день – к хорошему урожаю гречки, дождь – к недороду.
  6. Если на праздник и через неделю после него будет мороз, осень ожидается теплая.
  7. Если на Юрия идет снег с дождем, то ранняя и поздняя гречиха одинаково хороша будет.


9 декабря – Юрьев день, Егорий зимний, Георгий осенний, Юрий холодный

День Георгия Победоносца является важной датой осенне-зимнего календаря. В этот период подводились итоги многим делам, завершался определенный отрезок в круговороте природных явлений, открывался новый период в хозяйственно-трудовой деятельности человека и в жизни природы.

Многие приуроченные к этой дате приметы и поговорки построены на сравнении и сопоставлении Егорьева дня с другими важными факторами календарного цикла.

Егорий работы начинает, Егорий и заканчивает.

На Руси два Юрия: холодный и голодный.

Егорий с гвоздем, а Никола с мостом.

В последней поговорке имеется в виду ледяной покров на прудах, реках и озерах, который устанавливается где-то между Юрьевым днем и Николой зимним (19 декабря). Данной поговорке есть ещё одно объяснение. Дело в том, что к этой дате начинали обивать двери рогожами или войлоком, конопатить погреба и окна.

9 декабря ходили слушать в колодцах воду: если тиха, зима будет теплая; слышен шум – следует ожидать сильных морозов и вьюг .

Если Егория вешнего считали покровителем домашнего скота, то Егорий зимний, в понимании наших предков, покровительствовал диким зверям. Считалось, что в этот день в своей берлоге крепко засыпает медведь, а волки собираются в стаи, начинают ходить за добычей и, иногда, подходят близко к человеческому жилищу.


Егорий – над волками хозяин. Что у волка в зубах, то Егорий дал.
Это значит, что спасать обреченное на съедение волком животное нельзя, в противном случае можно рассердить святого Георгия. Существовала легенда, что в этот день Егорий, в образе седого старика, ходит по лесу, собирает в стаи волков и распределяет между ними коров и овец.

Если в духовных стихах, в иконописи и в житийной литературе Георгий Победоносец выступает победителем змея, то на Егория осеннего в южных регионах нашей родины змей считали именинницами. Ходить в лес 9 декабря категорически нельзя, иначе могут змеи напасть и до смерти зажалить. По другим представлениям, Егорий способен отвращать змей от домашних животных и человека.

Работать в Юрьев день запрещалось. Верили, что всем, кто не почитает святого, он принесет беду. Волки часто оказывались в роли исполнителей наказания. Они могли напасть на скотину провинившегося человека, и даже на него самого.


Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

В России с Юрьевым днем связано печальное историческое событие, которое надолго закрепило безземельных крестьян за боярами. До XVI века за неделю до и неделю после Юрьева дня осуществлялся переход крестьян от одного помещика к другому. Необходимо было лишь рассчитаться с прежним владельцем. Установлены эти две недели были Судебником 1497 года. Через сто лет (1580-1590 гг.) Борис Годунов отменил указ о заповедных днях и неделях. Таким образом, институт крепостного права был окончательно оформлен. Продержался он практически 300 лет, до знаменитой реформы 1861 года.

Эти события отразились во многих поговорках и присловьях, которые с годами приобрели обобщающее значение, став образным определением обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. Самая известная поговорка – Вот тебе, бабушка, и Юрьев день !

Видео: Юрьев день

Рубрики

    • . Другими словами, гороскоп – это астрологическая карта, составленная с учетом места и времени, учитывающая расположение планет относительно линии горизонта. Для построения индивидуального натального гороскопа необходимо с максимальной точностью знать время и место рождения человека. Это требуется для того, чтобы узнать, как располагались небесные тела в данное время и в данном месте. Эклиптика в гороскопе изображена в виде окружности, разделенной на 12 секторов (знаки зодиака . Обратившись к натальной астрологии, вы сможете лучше понять себя и других. Гороскоп – это инструмент самопознании. С его помощью можно не только исследовать собственный потенциал, но и разобраться в отношениях с окружающими и даже принять некоторые важные решения.">Гороскоп130
  • . С их помощью узнают ответы на конкретные вопросы и предсказывают будущее.Узнать грядущее можно по домино, это один из очень редких типов гадания. Гадают и на чайной и кофейной гуще, по ладони, и по китайской Книге Перемен. Каждый из этих способов направлен на предсказание будущего.Если вы желаете знать, что ожидает вас в ближайшее время, выберите то гадание, которое вам больше всего по душе. Но помните: какие бы события ни были вам предсказаны, принимайте их не как непреложную истину, а как предупреждение. Используя гадания, вы предугадаете свою судьбу, но, приложив определенные усилия, сможете её изменить.">Гадания67

Юрьев день… когда был введен? что значил? когда отменен? почему говорят "вот тебе и Юрьев день"?

  1. ЮРЬЕВ ДЕНЬ -26 ноября по старому стилю. Один из двух церковных праздников в честь св. Георгия.
    В России 15-16 века время перехода крестьян от одного феодала к другому. Судебник 1497 года установил срок перехода за неделю до Юрьева дня и неделю после. Отменн указом о заповедных летах в1580-90-х годах.

  2. Юрьев день
    (26 ноября) определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем "порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. По традиционному взгляду, высказанному еще Татищевым, право крестьянского выхода отменено предполагаемым указом царя Федора Иоанновича от 1592 г. (который, будто бы, подразумевается в указе 24 ноября 1597 г.), и таким образом Ю. день потерял силу. Взгляд Татищева на отмену крестьянского перехода законодательным путем принят был Костомаровым и Сергеевичем; но теперь, после работ Погодина, Беляева и особенно В. О. Ключевского и новейшего труда профессора Дьяконова, наиболее обоснованным является мнение, что Юрьев день не был отменен законом, а в силу тяжелых социально-экономических условий (крайней задолженности крестьян, зависимости от сильных землевладельцев и т. д.) "крестьянское право выхода замирает само собой, без всякой законодательной отмены его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до предполагаемого указа царя Феодора Иоанновича не пользовались (фактически) правом выхода" (Ключевский). В тверской вотчине князя Симеона Бекбулатовича (по писцовой книге 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указ 1597 г. сам по себе не создавал общего прикрепления: он говорил лишь о пятилетней давности для исков о беглых, и в истории постепенно сложившегося крестьянского прикрепления не играл никакой роли (см. Крестьяне). В конце XVI и начале XVII вв. право перехода сменилось двумя явлениями: побегом крестьян на окраины и "свозом" их на земли крупных владельцев, и законодательство направлено было на устранение этих явлений (указы 1601 и 1602 гг., 1642 г., указ о переписи 19 октября 1645 г.).
    Литература. Беляев, "Крестьяне на Руси" (М., 1860); Костомаров, "Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права" (в "Монографиях", т. I); Погодин, "Историко-критические отрывки" (книга II, М., 1867; статья под тем же заглавием и "Ответ Костомарову"); J. Engelmann, "Die Leibeigenschaft in Russland" (Лейпциг, 1884); В. О. Ключевский, статья в "Русской Мысли" (1885, VIII и X и 1886, V, VII, IX и X); В. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб.); М. А. Дьяконов, "К истории крестьянского прикрепления" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1893, июнь); С. Ф. Платонов, "Лекции по русской истории" (вып. 2, СПб., 1900).
  3. Юрьев день -религиозный праздник поздней осенью, когда с полей убран урожай.
    До введения на Руси крепостного права в этот день крестьяне могли переходить от одного землевладельца (помещика) к другому, к лучшему. Когда законодательно крестьян закрепили в частную собстсенность (установили крепостное право) они узнали только в Юрьев день.
    и поговорка звучит так: " Вот тебе, бабушка, и Юрьев день"
  4. Юрьев день (Егорьев день) церковные праздники в честь св. Георгия. Отмечаются весенний (теплый) 23 апреля и осенний (холодный) 26 ноября (по старому стилю) . Два Егорья: один холодный, другой голодный (26 ноября, 23 апреля) .

    править Весенний Юрьев день
    Юрьев день день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля / 5 мая, (у католиков 24 апреля. У южных славян Юрьев день основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днем Юрьев день делит год на два полугодия дмитровское и юрьевское.

    По Далю Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.

    У восточных славян Юрьев день основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: ее украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котел, в который ее доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягненка (см. Курбан) .

    На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросенка) . Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящнные в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящнные свечи, вертел от юрьевского ягненка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

    В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд Зеленый Юрий. В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали ее сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причем некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии Зелного Юрия, а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно Юрий или Зеленый Юрий. У словенцев парни вели Зелного Юрия к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

    У южных славян в Юрьев день (серб. уревдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные

  5. юрьев день (26ноября ст. ст.) в 14-16 вв. время, когда крестьяне могли уйти от феодала (за неделю до юрьева дня (осеннего) или в течение недели после него.) . С дальнейшим развитием крепостного права в России в конце 16в. право ухода крестьян в Ю. д. было отменено.
    Вот тебе и Юрьев день (разг. шутл.) -возглас по поводу какой-то неприятной неожиданности.
  6. Юрьев день или День памяти великомученика Георгия Победоносца день почитания святого Георгия Победоносца в христианстве, отмечаемый 23 апреля (6 мая), 26 ноября (9 декабря)
  7. К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) в Судебнике 1497 (неделя до и неделя после Юрьева дня) . Судебник 1550 подтвердил право крестьян. В 1580-е гг. с введением заповедных лет право выхода было отменено. Родилась поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день"
  8. В юрьев день отменили переход крестьян от одного помещика к другому, было введено полное крепостное право, отменено во второй половине 19ого века царм Александром — освободителем…
  9. В Юрьев день крепостные могли перейти к другому хозяину, в другое село. Когда этот переход отменили — и родилась поговорка. Это было в Х1Х веке.

На день памяти святого Георгия Победоносного приходится Юрьев день. На Руси он знаменовал определенные хозяйственные и финансовые взаимоотношения. Благодаря экономическим реформам Бориса Годунова словосочетание «Юрьев день» получило негативную окраску.

Юрьев день: истоки

Один из ранних христианских святых – Георгий – завоевал своими поступками и крепостью в вере немало сердец и способствовал обращению большого количества людей в христианство. На Руси Святой Георгий известен также как Юрий или Егорий.

Дни Великомученика Юрия в церковном календаре отмечают дважды: весной и осенью. Весенние празднования приходятся по григорианскому календарю, принятому у православных на 6 мая. Католики день памяти святого Георгия встречают 23 апреля.

Какого числа Юрьев день в 2018 году

Осенняя встреча дня Святого Юрия приходится по юлианскому календарю на 26 ноября, а у православных – на 9 декабря. Это празднование Освящения церкви великомученика Георгия. Церковь была выстроена в Киеве царем Ярославом Мудрым, а 26 ноября (по старому стилю) 1051 года храм был освящен, и Ярослав издал указ праздновать этот день на всей Руси. 9 декабря принимают поздравления именинники Георгий, Егор и Юрий.

Таким образом, в 2018 году Юрьев день приходится на 6 мая и 9 декабря. Эти даты неподвижны и всегда приходятся на одни и те же дни.

В старину на Руси дни великомученика Егора имели хозяйственно-бытовое значение. На весеннего Егора(Егорий Осенний) впервые выгоняли скот на пастбища, селяне выходили на поля, и священник читал молитвы о будущем урожае и плодородии.

На осеннего Егора заканчивался финансовый год и все работы, связанные с урожаем. К этому дни привязывали все денежные выплаты, крестьяне выплачивали помещику плату за пользование землей. Именно с этой датой связано выражение «объегорить», то есть обмануть при расчетах.

Вплоть до 15 века крепостное право на Руси было не абсолютным. Крестьянин, расплатившись с помещиком, мог в любое время уйти к другому землевладельцу. Это заставляло землевладельцев «приманивать» крестьян материальной помощью, снижением податей, выплатой подъемных.

Абсолютное крепостное право на Русь пришло в 15 веке с судебными уложениями царя Ивана III. Отныне уйти от землевладельца крестьяне имели право только в недели, привязанные к Юрьеву дню: неделя до и неделя после осеннего Егория. Иван Грозный закрепил данные положения в Судебнике 1550 года. Отныне крестьяне на Руси потеряли право свободного ухода от помещика, а Юрьев день стал ассоциироваться с крепостным правом и получил негативную окраску.

Георгий стал одним из ранних христианских святых, который завоевал сердца верующих во всех странах и вдохновил множество художников на яркие выразительные полотна. Необыкновенной была вся жизнь святого Георгия. Житие рассказывает, что родился великомученик в 3 веке в Палестине, в городе Лиде. Его семья была очень богата и исповедовала христианство.

Святой отличался силой, мужеством и умом. Он стал тысячником и любимцем императора Диоклетиана. Когда начались гонения на христиан, он открыто встал на их сторону и раздал свое имущество бедным. За принадлежность к христианству его схватили и пытали. Пытки великомученика Георгия проходили 7 дней, но каждый день все раны чудом исцелялись.

Святому ломали кости, бросали в негашеную известь, пытали раскаленным железом, поили ядовитыми отварами – ничто не могло повредить ему. Также он держался во время пыток с небывалым мужеством и не отрекся от веры в Иисуса. Ему приснился Спаситель с золотым венцом на голове, который обещал ему рай.

Слуга записал сон мученика, как и его распоряжение отвезти его тело в Палестину. Предсмертным желанием святого стало посещение храма Аполлона. В храме Георгий осенил крестным знамением статую Аполлона, вынудив беса в статуе объявить себя идолом. После этого все идолы в храме разрушились.

Императрица Александра на коленях просила мученика простить грехи ее мужа – увиденные чудеса заставили ее обратиться в христианство. Диоклетиан велел казнить обоих: Георгия и императрицу Александру. Великомученик принял смерть с ясной улыбкой. Также известны посмертные чудеса Святого Юрия: воскрешение человека, воскрешение быка, битва с драконом.

Мощи Юрия хранятся в городе Лод в Палестине (это родной город мученика – Лидда). Над гробницей Юрия выстроен Храм Святого Георгия – храм Иерусалимской православной церкви. Меч святого хранится в Риме.

Житие Святого Георгия поразило сердца верующих во всем мире. Нашлось ему место и на Руси. В России Юрий существует как бы в двух ипостасях. В первой ипостаси Юрий – покровитель домашнего скота, защитник их от болезней, падежа и волков. Данной ипостаси Егория поклонялись крестьяне, увязывая дни его памяти с временем первого выгула скота и проведением денежных расчетов.

Также Егорий покровительствует земледельцам, поскольку имя мученика означает «земледелец». На день Святого Юрия освящают поля. Вторая ипостась святого – воин, отважный и преданный. В этой ипостаси святой покровительствует солдатам, мужественным и честным защитникам Родины.

Также Юрия считают покровителем путешественников. Некоторые племена цыган считают святого Георгия своим покровителем. В день святого Егория поздравляют именинников, а также всех знакомых. В поздравлениях на Юрьев день желают благополучия воинам, а также успехов в крестьянском труде, приплода и здоровья домашнему скоту.

На весеннего Егора впервые поет соловей и кукует кукушка. Важной приметой на Юрьев день считалось кукование кукушки. Кукование в голом лесу на весеннего Егора предвещает тяжелый год и для скота и для человека. Услышать кукушку, имея деньги в кармане – весь год иметь деньги.

Девушки спрашивали у кукушки, долго ли пробудут у отца. Молчание в ответ означало брак в том же году. Каждое кукование означало год, проведенный в отчем доме, в ожидании свадьбы. В Егоров день роса почиталась целебной. Ранним утром нужно было выйти на луг и умыться росой, поваляться в покрытой росой траве.

Императрица Екатерина Великая 26 ноября 1769 года учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Орден имел 4 степени и мог быть пожалован офицерам и нижним чинам за проявленную храбрость, мудрость и мужество при защите Отечества. К ордену полагалась ежегодная пенсия. Орден мог быть отозван за порочащие поступки награжденного.

В 2000 году орден Святого Георгия восстановлен Указом Президента в РФ. Одновременно с орденом Екатерина учредила георгиевскую ленту. По описанию: шелковая лента из двух желтых и трех черных полос. Ленту носили в петлице, на шее или на перевязи. К ней также прилагалась пожизненная пенсия.

В 2005 году в Росси началась акция «Георгиевская лента» - в знак памяти подвига ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз акции «Я помню, я горжусь». День святого Юрия – это день памяти Георгия Победоносного, известного своим мужеством и нерушимой верой.

Значения святого Георгия для этого праздника

Юрий-Георгий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: ещё до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge - земля, ergon - дело. «Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звёзды перехожие» - так выглядел в народном представлении святой, лик которого безо всяких добавлений был до XV века гербом русского государства. В Древней Руси его изображение даже выбивалось на монетах.

Весенний Юрьев день

26 ноября - дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 года двухнедельным периодом - по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 года подтвердил это положение.

Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно - , или -), а затем запрещено при Фёдоре Ивановиче законодательством 1590-х годов (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан). Но опубликованного закона об отмене Юрьева дня до сих пор не найдено. Соборное уложение 1649 года , изданное при Алексее Михайловиче , подтвердило запрет переходов тяглого населения и закрепление крестьян к земле (крепостное право). В связи с этими реформами в народе появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» , которая отразила огорчение простых людей. Ныне поговорка употребляется в связи с разочарованием от невыполненных обязательств.

См. также

Примечания

Литература

  1. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов - М ., 1979.
  2. Шаповалова Г. Г. Егорьевский цикл весенних календарных обрядов у славянских народов и связанный с ним фольклор // Фольклор и этнография . - Л. : 1974.
  3. Колева Т. Гергьовден у южните славяни - София, 1981.

Ссылки

  • Юрьев день // Российский Этнографический Музей

Категории:

  • Крепостное право
  • Аграрное общество
  • Праздники
  • Православные праздники
  • Русские народные праздники
  • Народное христианство

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юрьев день" в других словарях:

    - (осенний), 26 ноября по старому стилю, церковный праздник, посвящённый святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. По традиции в Юрьев день осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу (см. ВЫХОД КРЕСТЬЯНСКИЙ), т.к. к этому времени… … Русская история

    ЮРЬЕВ ДЕНЬ, Юрьева дня, мн. нет, муж. (ист.). Право перехода крепостных крестьян от одного помещика к другому, осуществлявшегося осенью, в день памяти святого Георгия Юрия, 26 ноября старого стиля. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (погов.,… … Толковый словарь Ушакова

    Юрьев день - день памяти Георгия Победоносца, святого великомученика христианской веры. Этот день отмечают дважды: 6 мая, в день его кончины, и 9 ноября, в день совершения чуда. Георгий Победоносец Родился в христианской семье, в юности прославился своей… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)