Воскресное Евангелие: зачем Христос ходил по водам? Ученые разгадали секрет иисуса христа Хождение иисуса по воде

Почти треть главы Мф 14 занимает потрясающая история завершения земной жизни Иоанна Крестителя. Когда его ученики рассказывают об этом Иисусу, он уединяется в пустыне, очевидно, чтобы скорбеть и молиться. Но люди из нескольких городов тотчас устремились за Ним. И что же? Разгневался и прогнал? – Да нет, сжалился и исцелил больных. Вот до какой степени самоотверженным было каждый день служение совершенного Бога и совершенного Человека.

А под вечер Апостолы увидели, что множество людей оказалось в пустынном месте без всяких средств пропитания. Естественная человеческая забота – предложить им удалиться, чтобы не пропасть, а заняться самоснабжением. Но не такова забота Божественная. Христос говорит: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». Заметим: не «Я дам», а «вы дайте».Чтоб не сидели сложив ручки, а дерзали во всей полноте упования.

Во всяком случае ученики честно выложили все, что у них было: пять хлебов и две рыбы. А Христос, пока они несли к Нему эту нехитрую снедь, уже велел народу возлечь, готовясь к трапезе. Взяв хлебы и рыб, он посмотрел на небо (помолился Отцу) и благословил пищу. И когда Он разломал хлеб и дал Апостолам, эти несколько кусочков никак не кончались, а когда все были уже сыты, осталось кусков на 12 немаленьких корзин. Между тем из собравшихся было около пяти тысяч только взрослых мужчин, а были же еще женщины и дети.

Был ли эпизод умножения хлебов социальным служением? – А вот не был; это было наглядное объяснение того, что возжаждавшие хлеба духовного получат и хлеб телесный. Если подумать, то накормить голодных – это и не служение вовсе, а элементарное движение души. Правда, сейчас в такой степени распространено уважение к себе и своим драгоценным усилиям, что и слова «здравствуйте» и «до свиданья» скоро будут рассматриваться как служение, а если кто пропустит женщину в дверях – так это уже подвиг самоотверженности.

И заодно в чуде умножения хлебов проглядывает призыв к Апостолам – действовать во имя Божие, действовать, а не надеяться на то, что Он все сделает. Этот призыв будет закреплен в следующем эпизоде.

Резонно предположив, что люди, хотя и теперь и сытые, будут потом требовать хлеба еще и еще, Христос быстро («тотчас») увлек учеников в лодку и велел переправляться на другую сторону, а Сам, отпустив народ, взошел на гору для уединенной молитвы и оставался там допоздна. А на озере («море») был ветер, и лодку било волнами. Совсем поздно («в четвертую стражу», а это время между четырьмя и шестью часами утра, самое тяжкое для тех, кто бодрствует; в совеременной жизни называется «собачья вахта», и больше всего в это время самоубийств и смертей от болезней сердца) к лодке по воде подошел Иисус. Апостолы не испытали радости, а только ужас, решив, что видят призрак, и закричали от страха. А Христос сказал им: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». И ведь сколько раз Он призывал их к бодрости и мужеству!

И вот Петр, этот замечательный человек, исполненный жизни и стремления к истине, ответил: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде». Столько содержания в этих словах! – здесь и вера, жаждущая укрепления, и стремление испытать себя и степень своего достоинства… Ответ лаконичен: «иди». Петр в порыве веры, любви и упования без промедления выпрыгнул из лодки… и пошел, пошел по воде! Да вот беда – посмотрел на страшные волны, испугался, утратил уверенность в себе и стал погружаться. Но целиком веры не утратил и закричал: «Господи! спаси меня». И протянутая рука Христа поддержала его. И сказал ему Господь: «Маловерный! зачем ты усомнился?».

Допустимость сомнения дискутируется постоянно, и всегда найдутся два крайних полюса: люди, которые всерьез считают сомнение единственным признаком и содержанием самостоятельного мышления, и те, кто с металлом во взоре и голосе утверждает, что сомнениям места быть не может – по известной модели «доктор сказал, в морг, значит, в морг».

Но нужно же различать: или тебе пытаются всучить какое-то шарлатанское средство от всех болезней, в том числе и социальных (наболее распространенное в последнем случае таково: «Очень просто. Нужно уничтожить всех, кто не согласен»), или же Сам Господь властно вовлек тебя в чудо и наступила иная жизнь. В первом случае к гибели ведет отказ от сомнения, во втором – допущение сомнения. Как различить? – слушать голос Божий, других рецептов в этой жизни нет.

И вот что интересно: когда Христос и поддержанный им Петр вошли в лодку, ветер утих. Когда Спаситель, посылая Апостолов на проповедь, сказал «Претерпевший же до конца спасется», Он, возможно, имел в виду не только гонения, о которых там шла речь. но и вообще такое неприятное свойство падшего мира. из-за которого всякая беда кажется совершенно невыносимой имено как раз перед тем, как она заканчивается. Недаром говорится, что тьма сгущается перед рассветом. Знать это не только полезно, но и необходимо для того, чтобы изгонять отчаяние надеждой.

Лодка причалила к берегу; это была земля Геннисаретская. Как водится, к Спасителю принесли и привели множество больных, которых Он исцелил. Но не замедлили и книжники и фарисеи с ужжжасными обвинениями в нарушении «предания старцев». Это тоже для них типично: когда выясняется, что опереться на авторитет Писания вряд ли возможно, потому что оно их не поддерживает, прибегаем к авторитету старцев, и здесь должны смолкнуть любые контраргументы. В данном случае обвинение сводилось к тому, что ученики Христовы едят хлеб, не моя предварительно рук. Ответ Христа был меток и разителен: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устраняете заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

А нам здесь остается только внять этим словам и принять их. Тем более что Христос обратился к специально созванным им людям: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». К сожалению, Апостолы, по разумению человеческому, пожалели о том, что от этих слов соблазнились фарисеи. Вообще-то по-настоящему словесный соблазн возникает, когда склоняют ко злу, но ежели кто соблазняется от слов истины, это уже тревожно. Не зря Господь на это сказал: «Всякое растение, которое не отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Вот по какому поводу прозвучали эти слова, получившие с той поры самую широкую известность! А когда доскональный Петр попросил их истолковать, Иисус сказал: «неужели и вы еще не разумеете? еще не понимаете. что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека». С той поры прошло без малого две тысячи лет, – а утихли ли разговоры о допустимой/недопустимой пище? о добродетельных и недобродетельных способах ее поедания? увы нам.

Но вот еще на что нужно обратить внимание: Христос в определенной степени проявляет нетерпение: «неужели еще не разумеете?». По другим поводам он тоже упрекал учеников в том, что все еще окаменелые у них сердца… Достаточно ли ясно мы представляем себе. что готовность и решимость – это добродетель? Что Дева Мария, принявшая Благовещение, проявила именно готовность и решимость? Что вера являет себя именно так? «Вот я», – говорит Авраам услышавший призыв Бога, и именно с этого начинается история человеческого спасения: с решительного шага человека, исполненного готовности.

А затем обратилась к Нему язычница-хананеянка, кричавшая, что просит милости, что дочь ее жестоко беснуется. А Христос молчал. Ученики же попросили, чтобы он ее отпустил, потому что она же кричит, что привлекает совершенно ненужное внимание. Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Действительно, для мессианского служения было, что называется, необходимо и достаточно возвестить Евангелие Израилю. Но хананеянка только приблизилась с поклонами – и все просила помочь, движимая своим материнским горем. Развязка этого эпизода никого не может оставить равнодушным, потому что таких слов от Христа мы никак не можем ожидать: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Сказано предельно жестко, а судить о том, было ли это нарочитым испытанием, на мой взгляд, не совсем уместно: слишком велик риск произвольных толкований. Но ответ этой женщины захватывает именно порывом, именно решимостью идти до конца: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ их». И Тот, Кто желает всем спастись и видит сердца, ответил: «Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Бесноватая тотчас исцелилась. А мы можем снова подумать о том, насколько же важно дерзание веры.

И у Галилейского озера (моря) Христос исцелил множество народа. И люди прославляли Бога. Здесь также произошло чудо умножения хлебов, предваряемое словами Христа: «Жаль мне народа, потому что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге». Поэтому когда утверждается, что делать все следует так, как учил Христос, полезно было бы и кормить народ после службы, «чтобы не ослабели в дороге». И не нужно говорить, что-де мол построим храмы в шаговой доступности, и все будет в порядке. Потому что если считать, что люди должны молиться в том храме, который к ним ближе всего, то как бы не опустела Лавра.

А Апостолы снова недоумевают, откуда взять пищу. И возможно, что они правы: между дерзанием и привыканием к чуду – ощутимая разница. И между бережным отношением к чуду и неверием в него – тоже, и об этом будет сказано в следующей главе.

Да, дерзание веры и решимость – очень важные вещи, и не следует о них забывать. Но вот только как бы за них не приняли игру мускулов и напор – такой, о котором полезно печально подумать: ведь нету же заповеди о блаженстве тех, кто первым войдет в Царствие Небесное, заодно распихав других… Христианское дерзновение – вещь совершенно особая, оно не связано с такими нынче приветствуемыми качествами, как амбициозность (когда-то это был укор, сейчас превозносится), напористость и т. п. Один умный человек подметил, что самые пламенные публицистические защитники Православия – это в основном те, кто сам ничего для христианского просвещения не делает. А вот отстаивание правды Христовой, пусть негромким голосом и слабыми силами – это и есть дерзновение о Господе. А если эта правда неочевидна для многих, которые ведь могут и побить, то это и есть верность Христу.

Потому что мир устроен так: подчас тихие слова доходят до миллионов и поселяются в их душах, а громкие просто-напросто застревают в ушах.

…А вообще-то полезно вспоминать историю апостольской проповеди. Это и было дерзновение слабых. Они все погибли. И победили.

Есть вопросы, которые бессмысленно задавать художественному произведению: например – почему Гэндальф заставил Фродо проделать не самую приятную пешую прогулку, вместо того чтобы отвезти его на орле и высадить у самой горы, или зачем Пруст вообще написал всё то, что он написал. Эти вопросы говорят о скудости ума и бедности воображения. Это всё равно, что спрашивать у камня – зачем он здесь лежит. Лежит и лежит, не будем его трогать.

Самим своим лежачим присутствием он создает ощущение, будто является неотъемлемой частью пейзажа, но если покрасить его, скажем, ярко-жёлтым или фуксией, то он будет бросаться в глаза. И опять начнётся – кто? как? почему? и зачем? Искусственное вмешательство приведёт ровно к тем вопросам, которые нелепы в мире искусства.

Но они же создают тот ажиотаж, который при правильной подаче помогает превратить произведение в прибыльный проект, и этой особенностью давно научились пользоваться. В самых удачных случаях довольны остаются все – творец, продюсер (иногда одно и то же лицо) и публика.

Ivan_Albright

В 1945 году голливудский режиссер Альберт Льюин объявил конкурс картин для своего нового фильма «Личная жизнь Милого друга», экранизации романа Мопассана. В романе фигурирует «картина венгерского художника Карла Марковича, изображавшая Христа, шествующего по водам», и наделавшая много шума.

Paul_Delvaux

Льюин, который закончил Гарвард и пришел в Голливуд из Университета Миссури, где преподавал английскую литературу, похоже, видел свою миссию в популяризации великой литературы 19 века. Предыдущий его фильм «Портрет Дориана Грея» естественным образом вращался вокруг картины – и тогда он опробовал прием, к которому вернулся во время съемок «Милого друга». Он заказал портрет Дориана Грея Айвэну Олбрайту, и в кульминационный момент фильма, в остальном целиком черно-белого, дал единственный цветной кадр, на котором крупным планом была показана эта картина.

Eugene_Berman

Точно так же и теперь, столкнувшись с необходимостью задействовать в реквизите некое условное произведение искусства, он решил повторить свою находку, сделав ее чем-то вроде собственного товарного знака. Впрочем, на сей раз, судя по всему, к этому примешивались и другие соображения. Возможно, понимая, что фильм получается довольно скучным (это добротная экранизация, но не более того), режиссер, долгое время прослуживший продюсером под началом такого прототипического продюсера, как Ирвинг Толберг, был не прочь привлечь к фильму дополнительное внимание публики с помощью небольшой рекламной кампании и особого рода ажиотажа, который всегда поднимают авангардистские картины на религиозные темы. С другой стороны, он искренне любил современное искусство и, скорее всего, рассчитывал одновременно оказать материальную помощь художникам, которых особо ценил и почитал.

Leonora_Carrington

Как бы то ни было, идея была реализована с размахом. Однако прежде всего потребовалось внести изменения в сюжет картины, так как старая добрая американская цензура – o tempora! o mores! – не разрешала «физическое» изображение Христа на экране. Льюину этот запрет был даже на руку, потому что он знал, что сюжет хождения по водам – не самый привлекательный для художников. Поэтому он выбрал «Искушение святого Антония».

Льюин сам отбирал конкурсантов. Приглашения были разосланы двенадцати художникам. Некоторые из них были европейскими мастерами первой величины, эмигрировавшими в США из-за нацистских преследований. Это были Айвен Олбрайт, Юджин Берман, Леонор Финни, Поль Дельво, Хорас Пиппин, Стэнли Спенсер, Макс Эрнст, Леонора Каррингтон, Луи Гильельми, Сальвадор Дали, Доротея Тэннинг и Абрахам Раттнер.

Abraham_Rattner

В конечном итоге картины представили одиннадцать художников – все, кроме Леонор Финни, которая не успела к назначенному сроку. Каждому участнику полагалось 500 долларов за картину, а победитель должен был получить 2500. Победителя определяло независимое жюри из трех экспертов, которые присудили главный приз Максу Эрнсту. На вырученные деньги художник купил участок земли в Седоне, Аризона, неподалеку от резервации хопи.

Salvador_Dali

Для раскрутки фильма заранее оговаривалось, что для картин будет организовано турне по Америке и Европе. Скандал, так необходимый для подогрева интереса к современному искусству, с самого начала обеспечил мэр Бостона, который запретил выставлять картины в своем городе, сочтя их «оскорбительными в религиозном и моральном отношении». Организаторы подали в суд, последовали взаимные иски, но в итоге дело угасло само по себе.

Horace_Pippin

Это удивительная история, в которой остались довольны все. Альберт Льюин привлек внимание к своему фильму, помог нескольким художникам (многие из которых находились в непростом финансовом положении) и в очередной раз выступил в роли просветителя, познакомив американскую публику с современным искусством.

Художники получили немалые по тем временам деньги. Макс Эрнст победил в конкурсе; впрочем, победу разделила и его жена Доротея Тэннинг. Сальвадор Дали, хотя формально и проиграл, создал одну из своих самых популярных картин. Мэр Бостона и кинокритики воспользовались возможностью заявить о своей высокоморальной и художественно правильной позиции.

Stanley_Spencer

Все картины разошлись по музеям и частным собраниям; одна – Луи Гильельми – потерялась («местонахождение неизвестно»). Один-единственный раз в 1981 году девять «Искушений» снова оказались в одном зале – на кёльнской выставке «Westkunst».

Dorothea_Tanning

Между тем, сам этот сюжет – подарок для семиотика. Здесь выстраиваются несколько рядов оппозиций, задействовано несколько уровней отражения, обыгрываются переходы между несколькими медиумами. Картина «Искушение святого Антония» как реальный объект была написана для фильма – экранизации литературного произведения. Естественно, в фильме картина уже не картина, а очередное отражение самой себя. Совмещение художественно-изобразительного, кинематографического и литературного отражений вымышленной действительности создают настоящую матрешку реальностей, в которой планы накладываются друг на друга таким образом, что в конечном итоге последовательность отражений перестает иметь какое-либо значение, превращаясь в матрешку-лабиринт. Святой искушается в многократно мультиплицированном масштабе: в романе (не Мопассана, естественно, а Флобера, но, конечно, именно на Флобера ориентировались в трактовке сюжете почти все художники), в фильме, в одиннадцати картинах, и от этого его подвиг играет новыми красками.

Max_Ernst

P.S. И изящный довесок: когда этот текст уже был написан, в новостных лентах прошло сообщение о том, что искусствовед Гергей Барки, просматривая со своей дочкой «Стюарта Литтла», обнаружил в одной из сцен висящую за спинами героев картину Роберта Берени «Спящая женщина с черной вазой», считавшуюся потерянной с конца 1920-х годов. Да пребудет с нами дух Рождества.

«Bel ami» - очень грязная книга. Автор, очевидно, дает себе в ней волю в описании того, что привлекает его, и иногда как бы теряет основную, отрицательную точку зрения на своего героя и переходит на его сторону, но в общем «Bel ami», как и «Une vie », имеет в основе своей серьезную мысль и чувство. В «Une vie» основная мысль, это - недоумение перед жестокой бессмысленностью страдальческой жизни прекрасной женщины, загубленной грубой чувственностью мужчины; здесь это - не только недоумение, но негодование автора перед благоденствием и успехом грубого, чувственного животного, этой самой чувственностью делающего карьеру и достигающего высокого положения в свете, негодование и перед развращенностью всей той среды, в которой его герой достигает успеха. Там автор спрашивает как будто: за что, зачем загублено прекрасное существо? отчего это случилось? Здесь он как будто отвечает на это: погибло и погибает все чистое и доброе в нашем обществе, потому что общество это развратно, безумно и ужасно.
Последняя сцена романа: свадьба в модной церкви торжествующего, украшенного орденом почетного легиона негодяя с молодой чистой девушкой, дочерью соблазненной им старой и прежде безупречной матери семейства, свадьба, благословляемая епископом и признаваемая чем-то хорошим и должным всеми окружающими, выражает эту мысль с необыкновенной силой. В романе этом, несмотря на загромождение его грязными подробностями, в которых, к сожалению, как будто se plait автор, видны те же серьезные запросы автора от жизни.
Прочтите разговор старого поэта с Duroy , когда они после обеда выходят, кажется, от Вальтеров. Старый поэт обнажает жизнь перед своим молодым собеседником и показывает ее такою, какая она есть, с вечным неизбежным спутником и концом ее - смертью.
«Она уже держит меня, la gueuse ,- говорит он про смерть,- она уж повышатала мне зубы, повыдергала волосы, поискалечила члены и уже вот-вот готова проглотить. Я уже в ее власти, она только играет мною, как кошка мышью, зная, что мне не уйти от нее. Слава, богатство, на что это нужно, когда нельзя купить на них женской любви. Ведь только одна женская любовь стоит того, чтобы жить. И ее-то отнимает она. Отнимает ее, а потом здоровье, силы и самую жизнь. И всем то же. И больше ничего».
Таков смысл речей стареющего поэта. Но Duroy, счастливый любовник всех тех женщин, которые нравятся ему, так полой похотливой энергии и силы, что он и слышит и не слышит, и понимает и не понимает слов старого поэта. Он слышит и понимает, но источник похотливой жизни бьет из него с такою силою, что эта несомненная истина, обещающая ему тот же конец, не смущает его.
Это-то внутреннее противоречие, кроме сатирического значения романа «Bel ami», составляет главный смысл его. Эта же мысль светится в прекрасных сценах смерти чахоточного журналиста. Автор ставит себе вопрос: что такое эта жизнь? как разрешается это противоречие между любовью к жизни и знанием неизбежной смерти? и не отвечает на него. Он как будто ищет, ждет и не решает ни в ту, ни в другую сторону. И потому нравственное отношение к жизни и в этом романе продолжает быть правильным.
Но в следующих за этими романах это нравственное отношение к жизни начинает путаться, оценка явлений жизни начинает колебаться, затемняться и в последних романах уже совершенно извращается. -

Свящ. Александр Мень

Хождение по водам (Евангелие от Матфея 14. 23-33)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы все с вами знаем, что в жизни нашей сегодня и каждый день продолжает Господь быть среди нас, проповедовать среди нас, исцелять среди нас, жить в Своей Церкви. Поэтому мы говорим, что жизнь Церкви Христовой есть продолжение Евангельской истории, есть продолжение посещения Богом мира.

Когда мы с вами идем к Святой Чаше, вновь Тайная Вечеря совершается. Когда мы слышим Слово Божие, мы вновь как бы попадаем в те дни, когда Господь возвещал свою Благую Весть. Когда мы молимся Ему, мы вновь как бы те самые люди, те слепцы, те хромые, те жаждущие истины, те алчущие правды, которые приходили к Нему. И вместе с апостолами мы повторяем: «Господи, к кому нам идти, Ты имеешь глаголы жизни вечной».

Вот сегодня мы с вами слышали слова апостола Павла о том, как всеми нами строится, созидается Церковь. Мы как бы камни в этом здании, но основа этого здания — Сам Господь. И апостол говорит, что ни на каком другом основании строить невозможно. Ни на человеческих надеждах, ни на человеческих земных упованиях. Мы строим на чуде, на Богочеловеке. И нет иной силы, кроме силы воплощенного Христа Спасителя, который пришел каждого из нас спасти, каждого из нас к Себе привести, как пастух приводит заблудшую овцу.

И вот снова воскрешает перед нами евангелист ту ночь, когда ученики плыли по озеру, и ветер был противный, а Господь по водам пошел к ним навстречу. Они, увидя в темноте фигуру Идущего, закричали от ужаса. Это было удивительное событие, ученики — вплоть до самого утра не могли придти в себя, но ведь это чудо совершается для нас и здесь, и теперь.

Подумайте: вот эта лодка, которую Господь отправил впереди Себя, а Сам ушел на гору молиться. Он как будто бы их оставил, как будто бы бросил одних на произвол судьбы. И волны швыряют их лодку, и они могут утонуть, и ночь темная кругом — мрак, вода, гибель и бездна. И они в страхе, они покинуты. Не так ли и у нас с вами, когда мы испытываем трудности, испытания, искушения. Иногда нам кажется, что Бог нас покинул, что мы одни, что нам не на что опереться, что жизнь похожа на беспросветный мрак, и что нет выхода, что нас подстерегают кругом только провалы, что в конце концов мы пойдем ко дну, и нет нам спасения. А ведь Господь в то время стоял высоко на горе и молился... Молился за мир. Духом возносился к Своему Небесному Отцу и, конечно, молился за тех, кто внизу. Он стоял высоко, а они там, внизу, боролись с волнами.

Так и ныне, когда нам становится трудно, у нас есть Первосвященник и Единый Ходатай, стоящий над нами. Это Господь Иисус. Надо только помнить, апостолы забыли об этом. Поэтому были в страхе от ветра и волн. А Он не только молился там, наверху, но спустился и пошел к ним. У Него не было лодки, поэтому Он ступил на воду и пошел навстречу погибающим. Так же и к нам Господь в тяжелые минуты нашей жизни приходит. Он идет, но мы этого еще не знаем, Он приближается, но наше сердце еще полно страха.

Представьте себе, как они увидели Его в темноте: кругом бушующее море, еле-еле свет луны проглядывает, (это была весна) и вдруг появляется кто-то, идущий по воде, как по суше. Они закричали, думая, что наступил их конец, думая, что это уже предсмертный призрак, который угрожает им гибелью. Они закричали, и тогда среди шума моря услышали Его слова: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». Они были поражены и побросали весла, и остановились среди моря, качаемые волнами, а Он шел к ним навстречу в темноте, и тогда они воспрянули духом, а Петр закричал: «Господи, если это Ты, позволь, я пойду к Тебе навстречу».

Так и у нас в жизни бывает. Когда становится она совсем невыносимой, голос Спасителя Христа говорит нам: «Это Я здесь, не бойтесь, не ужасайтесь, потому что это море повинуется Мне, эта жизнь повинуется Мне, только верьте, только держитесь за Меня. Держите курс своей лодки на Меня. Это Я, не бойтесь».

И Петр захотел к Нему приблизиться в этот момент, пойти за Ним. Больше того — хотел подражать Ему и идти, как Господь, по воде. И Господь не остановил его... Напротив, Он. сказал: «Иди, иди!» Так и нас слово Божие призывает к подражанию Христу Спасителю.

«Подражайте мне, как я Христу», — говорит апостол Павел. Учитесь жизни, которая начертана в Евангелии. Смотрите на Христа, который как бы распят перед нашими глазами. Если мы не будем у Него учиться, зачем же тогда эта святая Божественная Жизнь проходит перед нами? «Подражайте мне, как я Христу». Петр захотел подражать Христу, захотел идти, и Господь одобрил его. «Иди!» — сказал Он, и мы, если хотим жить по-евангельски, обязательно услышим голос Христов. Иди! Иди ты тоже, иди, но не бойся, зная, что кругом бушуют волны, зная, что тебя, может быть, ждет и одиночество. Ведь Петр пошел один, остальные ученики не пошли за ним. Они остались в лодке смятенные и испуганные. И еще ему нужно было пойти на риск, потому что представьте себе: шагнуть в бездну, которая находится в постоянном движении. Брызги пены, темно и страшно... Броситься как будто бы в пустоту. Но он знал, что впереди Господь и шагнул туда.

В этом риск нашей веры. Мы всегда должны идти на этот риск, потому что иначе сердце наше никогда не обратится к Господу по-настоящему. Только вперед, только вперед к Нему. И вот Петр пошел, и тогда, когда он смотрел не на волны, а смотрел на идущего впереди Господа, он шел по воде... Это было чудо! У древних египтян, у которых не было букв, для каждого понятия были свои значки, иероглифы. И для понятия невозможного, чудесного был значок: человечек, идущий по воде. Всегда люди понимали, что невозможно идти по воде. А апостол Павел нам говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе!» Господь Сам нам сказал: «И больше сотворите нежели Я». Почему с нами не совершается чудес? — Только по нашему маловерию. Глаза наши закрыты...

Каждый из нас, если бы действительно осмысленно смотрел на жизнь свою, то постоянно видел бы это чудо присутствия Божия. Это чудо постоянное и повседневное, когда наша душа, сломленная, раздавленная, поднимается со дна — большее чудо, чем человек, идущий по водам. И на молитву.мы мало надеемся, а Он слышит, когда мы действительно взываем к Нему. Только взывать надо всецело отдав Ему сердце, а не так как Петр, который пошел, но отвел глаза от Христа Спасителя, посмотрел на бушующие под ногами волны, и тут же начал тонуть. В тот самый миг, когда он посмотрел на эти ужасные волны, а не на Христа, он потерял чудесную способность идти по воде, стал тонуть и закричал: «Господи! Спаси меня, я утопаю». Конечно, Петр плавать умел, он был рыбак, но в этот момент у него сердце упало, силы его покинули, и он во мраке пошел ко дну. И все-таки одна мысль, что рядом где-то Господь, у него осталась, и он воззвал: «Спаси меня, погибаю». Он тут же почувствовал твердость протянутой к нему руки и услышал слова: «Маловерный, зачем ты усомнился?»

Вот так и мы с вами, получая поддержку и помощь Божию, тут же начинаем колебаться и думать: «Может быть, это совпадение, может быть, так и надо, может быть, это было бы неизбежно?» Сразу начинаем объяснять по-своему, по-человечески, и тогда все у нас вновь начинает рушиться.

Богу отдают или все или ничего.

А когда мы начинаем колебаться, когда мысли наши двоятся, тогда все, как у Петра, уходит у нас из-под ног, и мы тонем. И дай-то Бог, чтобы тогда, когда мы почувствуем свою близкую гибель, чтобы мы воскликнули: «Господи, спаси меня, я погибаю». Духовно погибаю, духовно умираю, черствею, лишаюсь веры и Твоего присутствия! И тогда да будет рука Его тверда, когда она нас поддержит и скажет: «Маловерный, зачем ты усомнился».

Давно все это было, две тысячи лет назад, но миллионы людей продолжают этот путь по «морю», миллионы людей в течение всех веков и ныне по всей земле видят Того, Кто идет среди волн жизни и говорит нам, растерянным и слабым, и грешным, — Он говорит нам: «Ободритесь, это Я, не бойтесь. Я здесь, рядом с вами. Я могу протянуть вам руку». И всегда в этом вот Евангелии нам дается знак, что Иисус Христос и вчера, и сегодня, и завтра Тот же! Аминь.

(Мф.14.22-34; Мк.6.45-53; Ин.6.16-21)

После насыщения 5 тысяч человек, когда настала ночь, по повелению Господа апостолы сели в лодку и направились в Капернаум. Когда ученики были уже на середине пути, они увидели приближающегося к ним Христа, идущего по воде, подумали, что это призрак и от страха закричали. Господь успокоил апостолов, сказав: «Это Я, не бойтесь » (Мф.14.27). Ап. Петр, горячо любящий Христа, захотел немедленно приблизиться к Нему. Веруя, что Христос не только Сам может ходить по воде, но и ему может дать такую возможность, Петр сказал: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде » (Мф.14.28). Господь позволил, и Петр решительно переступил борт лодки и пошел по воде к Христу. Однако, оказавшись на воде, вера его ослабела: Петр испугался сильного ветра и стал тонуть, крича: «Господи, спаси меня » (Мф.14.30). Христос тотчас подал ему руку и сказал: «Маловерный, зачем ты усомнился ?» (Мф.14.31). Когда они вошли в лодку, ветер утих.

Все апостолы были поражены и испуганы случившимся; они поклонились Христу и исповедали свою веру в Него, воскликнув: «Истинно Ты Сын Божий » (Мф.14.33).

Случай с Петром был поучительным не только для апостолов, но и для всех последователей Христа: когда человек теряет веру во Христа, он гибнет.

    1. Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа

Среди видевших чудеса Спасителя была группа людей, раздраженная действиями Иисуса Христа и Его учением – книжники и фарисеи, а также следившие за Христом через особых наблюдателей иерусалимские священники (многие из них были саддукеями). Как и простой народ, их удивляла духовная власть Иисуса Христа, сила Его слова, мера внутренней свободы: «Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи » (Мф.7.28-29). Но вместе с удивлением, ими владела и зависть к Христу – Его славе и возрастающему авторитету в народе. Самодовольство и зависть к Христу делали их духовно-слепыми и вместо того, чтобы признать во Христе Мессию и Сына Божия, они ненавидели Его и искали случай, чтобы опорочить Его в глазах народа и неоднократно пытались убить.

Одним из поводов для недовольства фарисеев и книжников были чудеса, творимые Спасителем в субботу. Они считали, что этим Господь нарушает ветхозаветную заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его » (Исх.20.8). По их представлениям, Тот, Кто попирает постановления Закона, не мог быть Мессией. Сами фарисеи гордились тем, что строго соблюдают субботний покой, но они своим формальным отношением извратили подлинный смысл этой заповеди. Покой, предписанный Богом в субботу, это покой от греха. Четвертая заповедь Декалога требует, чтобы каждый седьмой день недели (субботу) иудей особенно посвящал Богу, т.е. прилагал особенные усилия, чтобы не грешить, не совершать злых дел, уделять больше времени молитве и добрым делам. Книжники и фарисеи хранили субботу иначе; они следовали так называемым «преданиям старцев» – обширным толкованиям и комментариям к Закону Божию, составленным книжниками и передававшимся от раввинов (учителей) к ученикам в устной форме. Строго соблюдая предание старцев, книжники приравнивали его к закону Моисееву. Более того, ради предания старцев книжники иногда отменяли Синайский закон; они утверждали: «Библия подобна воде, предание подобно вину, а толкования на них подобны ароматному вину». «Сын мой! – говорит Талмуд. – Внимай более словам книжников, чем словам закона».

В субботу, по этим преданиям, запрещены были не только все виды работы, но даже лечение или посещение больных. Господь видел, что исцеления в субботу раздражают фарисеев и книжников, но продолжал совершать субботние чудеса, призывая фарисеев обратить внимание на подлинное значение этой заповеди.

Так, однажды в одной из галилейских синагог Он встретил человека с сухой рукой. Фарисеи тут же спросили Христа, можно ли исцелять в субботу, надеясь спровоцировать Его и обвинить в нехранении заповеди о субботе. Господь ответил им вопросом на вопрос: «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу или погубить? » И не дождавшись от промолчавших фарисеев честного и очевидного ответа, продолжил: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро ». После этого Господь сказал больному: «Протяни руку твою » и исцелил его (Лк.6.6-11). Фарисеи, увидев чудо, как говорит евангелист Лука, пришли в бешенство, и стали совещаться, как бы им погубить Иисуса Христа.

Если простой народ признавал Христа за одного из великих ветхозаветных пророков, то фарисеи не могли видеть даже и этого. Они считали Его нарушителем закона, другом мытарей и грешников.

Однажды фарисей по имени Симон пригласил Иисуса в свой дом, чтобы поближе познакомиться с галилейским Учителем. Во время обеда в дом вошла женщина, известная во всем городе своим грешным поведением. У нее в руках был сосуд с драгоценным миром (благовонным маслом). Увидев Христа, возлежащего за трапезой, грешница припала к Его ногам, омыла покаянными слезами ноги Иисуса, отерла их волосами своей головы, помазала драгоценным миром.

Нравственный переворот, совершившийся в душе блудницы, не тронул сердце Симона-фарисея. Он видел, что Христос принимает действия грешница как должное, и решил, что если бы Он был пророк, знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, и не позволил ей даже дотрагиваться до Себя. Когда он так размышлял, Спаситель, обратившись к фарисею, рассказал ему притчу о двух должниках: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? » (Лк.7.41-42).

Симон ответил: «Думаю, тот, которому более простил ». Христос подтвердил верность этого рассуждения, после его пояснил Симону, для чего Он привел эту притчу. Господь сказал ему: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мои ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе, прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит ». Таким образом, сам Симон отнесен был к тем, кто мало любит, поскольку он считал себя праведником, а Бог не может простить человеку грехи, если сам человек за собой никаких скверных поступков не признает и, соответственно, в милости Бога не нуждается (см. Лк. 7.36-50).

Однажды в субботний день Господь с учениками проходил через поля, засеянные пшеницей. Проголодавшиеся ученики стали срывать созревшие колосья, растирать их руками и есть зерна. Фарисеи, следовавшие за Христом, тотчас же заметили это и сказали ученикам: «Зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? » (Лк.6.2). По толкованию раввинов, срывание колосьев приравнивалось к жатве, растирание их руками к молотьбе, а за совершение в субботу таких работ полагалось побиение камнями.

В ответ Господь напомнил фарисеям известные примеры из Библейской истории, которые проливают истинный свет на почитание субботнего дня. Он сказал: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» (Мк.2.25-26) Мучения голода, которые испытывал Давид и его спутники, побудили первосвященника нарушить закон о хлебах предложения, потому что помощь ближнему в нужде выше соблюдения буквы закона. Поэтому и ученики Христовы, срывавшие колосья для утоления голода, неповинны в нарушении субботнего покоя. А чтобы доказать фарисеям, что закон о субботе вовсе не содержит безусловного запрещения что-либо делать, Христос указал им на священников, которые по субботам в храме совершают различные священнодействия и однако невиновны в нарушении субботнего покоя. Но если служители храма не повинны в нарушении закона, то тем более не повинны служители Того, Кто больше храма, т. е. апостолы.

Господь напомнил фарисеям, что не человек создан для соблюдения субботы, а суббота установлена для человека, как и весь Закон дан, чтобы люди стали лучше. Его же свобода по отношению к Закону обусловлена тем, что Христос – «Господин субботы», т.е. законодатель (см. Лк.6.1-5).

В другой раз фарисеи увидели, как ученики Христовы едят хлеб неумытыми руками. С точки зрения книжников и фарисеев это было открытым и вопиющим нарушением предания старцев, которые придавали большое значение обряду омовения рук перед едой. Блюстители закона с упреком обратились ко Христу: «Зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? » (Мк.7.5).

На вопрос фарисеев Господь опять ответил вопросом: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего ?» (Мф.15.3). Все заботы фарисеев были направлены к тому, чтобы выглядеть в глазах народа благочестивыми и праведными. Но так как даже казаться благочестивым нелегко, фарисеи измышляли всевозможные способы обходить суровые предписания закона, толковать их превратно в свою пользу и заменять их более удобными обычаями. Обличая фарисеев и книжников словами пророка Исайи, Господь при народе назвал их лицемерами: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исайя, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим » (Мф.15.7-8).

Затем, обращаясь к народу и ученикам, Господь сказал: «Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человек… ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека » (Мф.15.10-11,19-20)

Видя чудеса, и не имея возможности отвергать факт их совершения, фарисеи и книжники старались опорочить их, заявляя, что чудеса Христос творит не Божественной силой, а бесовской. Упорное сопротивление фарисеев и книжников евангельской проповеди Христос назвал богохульством – т.е. сознательным, гордым противлением воле Божией: «Всякий грех и хула простятся человеком, а хула на Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » (Мф.12.31).

Гонение на Христа со стороны религиозных вождей Израиля постепенно принимало все более организованный и жестокий характер. Так, Синедрион (верховный суд Израиля) официально постановил, что кто признает Иисуса Галилеянина Мессией, будет отлучен от синагоги (Ин. 9.22).

Видимо, в какой-то степени книжники, фарисеи, саддукеи и иродиане преуспели в намерении добиться падения влияния Христа среди народа, так как Евангелие сохранило нам горький упрек Христа, обращенный к жителям Галилеи: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись... И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешьс я» (Лк.10.13-15). Видя столько чудес, жители этих галилейских городов в большинстве своем не признали Христа Мессией.