​Юлий Капитоныч Карандышев - характеристика персонажа. ​Юлий Капитоныч Карандышев - характеристика персонажа Несколько интересных сочинений

Карандышев Юлий Капитоныч – центральный персонаж пьесы Островского «Бесприданница». Это молодой и небогатый чиновник, но амбициозность является его главной характеристикой. Карандышев чересчур самолюбив, чувство собственного достоинства у него болезненно обострено. Лариса является для него не столько любимой девушкой, сколько красивой вещью, с помощью которой можно утереть нос Паратову.

Тема амбициозности бедного человека впервые раскрывается в произведениях Достоевского (Парадоксалист в «Записках из подполья», Макар Девушкин в «Бедных людях» и др.). Однако, если Достоевский уделяет больше внимания самосознанию бедного человека, то Островский стремится показать его душевную жизнь, которая, оказавшись во власти амбиций, искажается до невероятно уродливых форм.

Три года Карандышев пытался обратить на себя внимание красавицы Ларисы, но ничего, кроме насмешек окружающих и равнодушия с ее стороны, он не видел. И вот, наконец-то, долгожданное согласие на свадьбу. Естественно, Карандышеву хочется взять реванш и продемонстрировать всем окружающим свое превосходство, ведь именно ему Лариса отдала свое предпочтение. К тому же, он ощущает себя настоящим благодетелем, который готов взять в жены бесприданницу. Но самолюбие молодого человека постоянно страдает от напоминаний о том, что роль жениха ему досталась только «благодаря» неудачным обстоятельствам. Огудаловы не скрывают, что относятся к нему просто, как к «запасному варианту». Все это мешает Карандышеву ощутить победу в полной мере, унижает и оскорбляет его.

Тем не менее, герой отказывается кротостью и преданностью заслужить настоящую любовь Ларисы. Она дает ему такую возможность, когда просит поддержать ее и увести подальше из города. Но самолюбие Карандышева раздражено настолько, что подавляет собой чувство любви к девушке. Одно лишь желание победить Паратова руководит поведением героя. На свою беду Карандышев задумал устроить званый обед, чтобы продемонстрировать собственное величие всем окружающим, в том числе Паратову. В итоге, мероприятие закончилось тем, что гости, изрядно подпоив хозяина, уехали к цыганам, прихватив с собой Ларису. Монолог героя о «смешном человеке» - это отчаянный крик его оскорбленного самолюбия. Карандышева захлестнула обида, злоба и жажда мести овладели его сознанием, он уже не чувствует ни страха, ни жалости, ни любви. Чрезмерное себялюбие привело героя к тому, что истинные жизненные ценности перестали для него что-либо значить, он стремится жить в мире собственных иллюзий и жестоко расплачивается за это. Решив сыграть роль «рокового» героя, вершителя судеб, Карандышев убивает Ларису. Для него это единственная возможность доказать свою власть над ней и продемонстрировать свое торжество над соперниками, которые в реальности значительно превосходят его во всем. Оправдывая свой ужасный поступок тем, что его унизили и оскорбили, Карандышев находится в особо жалком и смешном положении. Только увидев Ларису, умирающую от его пули, герой смог осознать, что погубил собственное счастье. Лариса умирает, прощая всех, а Карандышев потрясен и охвачен чувством раскаяния.

В пьесе «Бесприданница» тема «Маленького человека» находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы. Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: «Ну что такое Карандышев?» Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: «Ну что знакомство для меня?» Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев жених. Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: «Ведь он у нас чудак». Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, «что просто жалость было смотреть на Карандышева». Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца.

Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: «Мне тоже во фраке прикажете?». И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно Отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени. Таким образом, уже по социальному своему статусу он маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: «Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек». Но это ее «что-нибудь» говорит о совсем немногих ее достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не-только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова.

У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии. Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания. Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису.

Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоений так и не в силах понять. Порою кажется, что у Карандышева вообще судьба такая, чтобы результаты его действий никогда не совпадали с намерениями. Но Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает.

Ведь теперь он «из ничего, да в люди попал», став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас «повеличаться». Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: «Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.» И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он «соломинка, за которую хватается утопающий».

«Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен», умоляет он Ларису. Карандышев вероятно, понимает, что он и есть такая «соломинка». Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду. Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она» любит его.

Его мстительность и злоба видны уже в его словах: «Не обижайте! А меня обижать можно?» Но тут же спохватился и успокоил окружающих. После побега Ларисы он кричит: «Жестоко, бесчеловечно жестоко». Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, Что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток. Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над человеком с самолюбием. Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не, понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. "Торжествующий» над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно. Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова. Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться.

В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: «Я смешной человек». Великая перемена в нем происходит. Он способе признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек.

Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей. Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах. Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису.

Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его «вещью». И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство. Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок. Но случайно ли то, что слова о «вещи» писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не одарил ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет у драме другого, более «достойного» персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большое значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории «униженных и оскорбленных», о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток, озлоблен и решителен. По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

Одним из ключевых персонажей пьесы Островского "Бесприданница" выступает молодой дворянин - Карандышев Юлий Капитоныч.

Молодой человек служит мелким чиновником и крайне беден. Однако он, не имея вкуса, старается показаться перед другими если не богатым, то оригинальным человеком. Кабинет его обставлен безвкусно, зачем-то имеет три двери, сам Карандышев, имея хорошее зрение, начинает носить для важности очки. Будучи бедным, как церковная мышь, он пытается приглашать важных персон города на званые обеды, где поит своих гостей плохим дешевым вином. Никто не уважает Юлия Капитоныча, его только терпят из сочувствия к его невесте - Ларисе Дмитриевне Огудаловой, которая дала согласие на брак с Карандышевым от безысходности. Огудалова - бесприданница, а бесприданнице глупо рассчитывать на брак с блестящим кавалером Паратовым, в которого была влюблена Лариса Дмитриевна. Когда Огудалова осознала недосягаемость мечты о том, что Паратов когда-то станет ее мужем, то ей все равно было, за кого идти замуж - хоть за Карандышева...

Карандышев глуп и тщеславен. Ему очень льстит, что такая красавица, как Лариса удостоила его высокой чести, согласившись выйти за него замуж. Постепенно он убеждает себя в том, что Лариса выходит замуж за него не из-за определенных обстоятельств и субъективных причин. Карандышев возомнил, что Лариса согласилась стать его женой из-за его личных качеств, что дает ему лишний повод для гордости. Все подтрунивают над Карандышевым, понимая истинную причину поступка Ларисы, лишь сам Юлий Капитоныч остается слеп из-за своего самолюбия и скудоумия.

Попытки Карандышева выделиться среди богатых людей города при помощи приписывания себе достоинств, которых нет и хвастовство невестой, выглядят нелепо и жалко. Но жалеют не Карандышева, а жалеют Огудалову за то, что ей достанется в мужья такой смешной, ничтожный и глупый человек.

Ларису Дмитриевну Юлий Капитоныч совершенно не ценит, не понимает ее чувств и тонкой душевной организации. Девушка честно пытается привыкнуть к мысли о том, что ей суждено всю жизнь жить с таким мужем. В его нелепых действиях и пустых напыщенных поступках она старается усмотреть хотя бы тень от положительных черт его характера. Лариса всячески защищает Карандышева и оправдывает его перед другими, но в глубине души понимает, что это пустой, глупый и совсем неподходящий ей человек. Ей претит, что Юлий Капитонович не умеет постоять за себя и годно ответить на насмешки в свой адрес. В итоге девушка не только перестала уважать, но и возненавидела Карандышева.

Осознание ничтожной сущности жениха подтолкнуло Огудалову на отчаянный шаг. Лариса предпочла единственную ночь с Паратовым унылому и соответствующему приличиям браку с Карандышевым.

Тихий и кроткий с виду Юлий Капитоныч пришел в бешенство. Выкрикнув театральную реплику, Карандышев убил предавшую его невесту, выстрелив в нее из пистолета. Умирающая Лариса спасла своего убийцу от тюрьмы, выставив произошедшее, как самоубийство. Она забрала из рук Карандышева пистолет и положила на стол, чтобы все подумали, что она сама застрелилась. Очень сомнительно, что такой трус, как Юлий Капитонович, сознался бы в том, что это он убил Ларису Огудалову.

Сочинение про Карандышёва

Писатель, изображая Карандышева, пополнил ряд персонажей, которым дали определение «маленький человек».

Этот герой живет в бедности и принадлежит к самым низким слоям населения. Среди таких людей, которые чувствуют себя хозяевами жизни типа Паратова и его приятелей, Карандышев регулярно подвергается оскорблениям, на что не может даже возразить. Господа всегда над ним надсмехались. В семье Огудаловых его также унижают и им пренебрегают, особенно в процессе ссоры с Паратовым, когда тот вначале его оскорбляет, а затем презрительно прощает, только тогда, когда Харита Игнатьева просит Сергея Сергеевича об этом. Во время устроенного им обеда Карандышев превращается в клоуна, над ним откровенно потешаются. Паратов с помощью Робинзона напаивает его, Карандышев превращается в обыкновенного шута в шумной компании.

Предстоящая свадьба с Ларисой, которую он по-своему любит, это для него один из путей самоутверждения. Он хочет рассчитаться с теми, кто унижал его. Став женихом прекрасной девушки, Карандышев думает, что может повелевать ее жизнью, и начинает ее поучать, как себя вести. Становясь обладателем такой красавицы, сильно вырастает в собственных глазах и поэтому устраивает шикарное торжество в честь помолвки, стараясь показать всем, что он лучше Паратова. Он не понимает Ларису, так как думает, прежде всего, о своем достоинстве..

Однако, здесь отчетливо видно, что Карандышев, после того, как пережил моральное потрясение, наконец, понимает, что способен оценить свое положение в обществе. Он видит, что в глазах окружающих людей, представлен как ничтожный человек. Прозрев, он говорит Ларисе, что готов вытерпеть все, что угодно, лишь бы она его полюбила. Но сказал это слишком поздно, так как сердце девушки было разбито, а судьба сломлена. И его выстрел для Ларисы лишь избавление от этой тягостной, никому не нужной жизни.

В его безумном поступке проявилась настоящие чувства любовь, из-за которых стреляются на дуэлях. Этого и искала Лариса. Но, после предательства Паратова, она не поверила речам Юлия Капитоныча. Писатель, показывая его образ, стремился показать в человеке человека, что это ему и удалось.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Франта в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    В литературной среде есть множество произведений основанных на реальных событиях, которые рассказывают нам геройствах определённых лиц, которые благодаря своим врождённым качества

  • Цвета в романе Преступление и Наказание Достоевского

    Роман «Преступление и наказание» написан великим и известным русским писателем девятнадцатого века Федором Михайловичем Достоевским. В своем произведении автор придал большое значение цветам

  • С древних веков между людьми и книгами есть связь, длящаяся уже больше 2000 лет. Книги писали на дощечках, выбивали на каменных плитках, в Египте писали на папирусе, сворачивая в свитки, а в Китае на первой бумаге, сделанной из тряпок

  • Сочинение Человек и природа в сказке Кладовая солнца

    Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей

  • Отзыв о романе Герой нашего времени Лермонтова 9, 10 класс

    Роман «Герой нашего времени» - одно из первых произведений русской литературы, написанное с помощью метода критического реализма. Несмотря на данное обстоятельство, Михаил Юрьевич Лермонтов удачно заимствовал некоторые

Карандышев Юлий Капитоныч – один из главных персонажей пьесы «Бесприданница», молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны . Это скромный молодой человек с претензией на большее. Основные его черты – это болезненное чувство собственного достоинства и уязвимое самолюбие. Собираясь жениться на Ларисе, он считает себя благодетелем, спасающим бесприданницу. На самом деле, он хочет обладать «вещью», чтобы утереть нос ее предыдущим поклонникам. Он не упускает возможности прилюдно похвастать, что Лариса – разборчивая невеста, оттого и предпочла его.

Со временем Карандышев понимает, что его никто не воспринимает всерьез. Даже будучи официальным женихом девушки, он остается «запасным вариантом». Герой не может перенести такого унижения, что влечет за собой трагический исход. Лариса сама понимает, что как Паратов , так и Карандышев любят ее по своим меркантильным причинам. Она просит своего жениха быть с ней искренним и нежным, но раздраженное самолюбие затмевает ему глаза. На просьбы Ларисы поскорее уехать в деревню, он отвечает, что нужно еще обвенчаться непременно в городе, чтобы люди не говорили, что он ей не пара. На самом деле, им движет желание победить Паратова. Поняв, что своими действиями он не увлечет Ларису, и, не желая отдавать ее другому, в финале произведения он убивает ее. Этот поступок – его последняя попытка одержать верх над своими соперниками.