Исследование познавательной сферы подростка. Интеллектуальная лабильность: понятие, методика определения Интеллектуальная лабильность модификация с н костроминой

Цель : исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал : специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание : методика состоит из ряда нескольких несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых.

Инструкция : "Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!"

Тестовый материал.

(Квадрат 1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).
Квадрат 2. Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).
Квадрат 3. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).
Квадрат 4. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).
Квадрат 5. Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).
Квадрат 6. Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).
Квадрат 7. Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).
Квадрат 8. Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).
Квадрат 9. Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).
Квадрат 10. Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).
Квадрат 11. Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).
Квадрат 12. Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).
Квадрат 13. Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).
Квадрат 14. Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав точки 1 и 3(3 сек.).
Квадрат 15. Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).
Квадрат 16. Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).
Квадрат 17. Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй — с нижним концом четвертой (3 сек.).
Квадрат 18. Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).
Квадрат 19. Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).
Квадрат 20. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку» направленную вверх, под буквой С — галочку (3 сек.).
Квадрат 21. Если слова ДОМ и ДУБ начинаются одной и той же буквой, поставьте между ромбами минус (3 сек.).
Квадрат 22. Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в средней проведите диагональ (3 сек.).
Квадрат 23. Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).
Квадрат 24. Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3 + 5 (3 сек.).
Квадрат 25. В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).
Квадрат 26. Если число 54 делится па 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).
Квадрат 27. Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы они проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).
Квадрат 28. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).
Квадрат 29. Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными — стрелку, направленную влево (5 сек.).
Квадрат 30. Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая к прямоугольнике (3 сек.).
Квадрат 31. Укажите стрелками направления горизонтальных линии вправо, а вертикальных — вверх (5 сек.).
Квадрат 32. Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).
Квадрат 33. Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).
Квадрат 34. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево (2 сек.).
Квадрат 35. Заключите букву "М" в квадрат, букву "К" — в круг, букву "О" — в треугольник (4 сек.).
Квадрат 36. Сумму чисел 5 + 2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел — в ромбе (4 сек.).
Квадрат 37. Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).
Квадрат 38. Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 — только в прямоугольник (3 сек.).
Квадрат 39. Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).
Квадрат 40. Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные — в круглые (5 сек.).

Обработка результатов и интерпретация:

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения:
0 - 4 ошибки - хорошая способность к обучению;
5 - 9 ошибок - средняя лабильность;
10 - 14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении;
15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Инструкция. Перед вами бланк, разделенный на тридцать квадратов. Каждый квадрат - это простое задание, которое вы должны выполнить всего за три секунды. Задание не повторяется. Если вы не успели его выполнить, переходите к следующему.

Примечание. Задания следует читать в обычном темпе (не диктовать!), громко и четко. Ребят надо предупредить, чтобы они не смотрели друг другу в тетради и не просили повторить задание. Оценка производится по количеству ошибок. Пропущенное задание считается ошибкой. В рабочих тетрадях учитель проставляет результат, выражающийся в количестве правильно выполненных заданий. Не стоит акцентировать внимание на том, что кто-то лучше всех справился с этой работой - пусть ребята сами сделают выводы об уровне развития у них качеств, необходимых для данной группы профессий. Учитель собирает бланки и сам проверяет выполненное задание.

Текст опросника

1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца в году.

2. Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.

3. Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.

4. Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.

5. Поставьте в треугольнике «+», а в прямоугольнике - «1».

6. Разделите третий круг на две части.

7. Напишите предпоследнюю букву своего полного имени.

8. Соедините точки прямой линией и поставьте «+» в меньшем треугольнике.

9. Зачеркните гласные буквы.

10. Продлите боковые стороны трапеции до их пересечения друг с другом.

11. Соедините между собой точки 2, 4 и 5.

12. Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.

13. Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку.

14. Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.

15. Поставьте в верхнем левом углу прямоугольника 0, в нижнем правом плюс.

16. Подчеркните галочки и зачеркните палочки.

17. Если в слове «подарок» третья буква - не «и», запишите сумму чисел 3 и 5.

18. В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные.

19. Разделите 54 на 9 и впишите результат в прямоугольник.

20. Обведите в кружок повторяющиеся цифры.

21. Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.

22. Под согласными буквами поставьте плюс, а под гласными - минус.

23. Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в прямоугольнике, а последняя - в круге.

24. Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево.

25. Заключите букву «М» в квадрат, «К» - в круг, «О» - в треугольник.

26. Напишите в прямоугольнике сумму чисел 5 и 2.

27. Зачеркните цифры, которые делятся на 3.

28. Поставьте в круг галочку, а в прямоугольник - цифру 3.

29. Обведите четные цифры.

30. Поставьте нечетные цифры в скобки.

Ещё совсем недавно при приёме на творческую или ответственную работу, требующую высоких умственных способностей, претендентам предлагали пройти тест на IQ (коэффициент интеллекта). Однако было выявлено, что человек с повышенным показателем IQ не всегда способен принимать мгновенные решения и своевременно переключаться с одной задачи на другую.

Оказалось, что здесь срабатывает иной параметр - психофизиологический. Это интеллектуальная лабильность - скорость возникновения и передачи циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Так что на сегодняшний день во многих компаниях при приёме на работу соискатели проходят тест на быстроту мыслительных процессов.

Что это такое

В психологии интеллектуальная лабильность - это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием. Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.

Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.

Признаки

  • Повышенная концентрация внимания;
  • быстрая реакция на информацию извне;
  • способность моментально переключать внимание;
  • чёткий анализ сразу нескольких заданий;
  • высокая скорость выполнения поставленной задачи;
  • быстрый переход между заданиями;
  • кратковременность активной деятельности;
  • умение ориентироваться даже в запутанных и усложнённых условиях;
  • отсутствие ошибок, высокое качество выполненной работы;
  • умение учесть сразу несколько требований в синхроне.

Методика Костроминой

Психологи настаивают на том, что наряду с тестами на IQ в учебных заведениях и компаниях должна также проводиться диагностика интеллектуальной лабильности. Это позволит выявить учеников, студентов и сотрудников, которые многозадачны в своей деятельности и способны принимать не просто верные, но и быстрые решения.

Чаще остальных для этой цели применяется методика под названием «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой). Она представляет собой тест, состоящий из вопросов и бланка ответов, разделённого на квадраты.


Инструкция:

  1. Рядом с № вопроса в скобках обозначен № квадрата, в который вписывается ответ.
  2. На один вопрос даётся не более 4 секунд.

Примечание. Формулировка вопросов может незначительно отличаться от оригинальной методики при сохранении их значимости и степени сложности. С ключами расхождений нет.

Для студентов и сотрудников

  1. (4) Записать «пар», причём «а» должна оказаться в изображённой фигуре.
  2. (5) Пересечь 4-х угольник 2-мя вертикалями и 2-мя горизонталями.
  3. (6) Провести черту от 1 круга к 4, чтобы она шла ПОД вторым и НАД третьим.
  4. (7) Вписать «+» в треугольник. Вписать «1» в общую площадь фигур.
  5. (8) Поделить 2 окружность на 3 сектора, а 4 - на 2.
  6. (10) Вписать любую букву своей фамилии или имени (на выбор того, кто проводит тест) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  7. (12) Вписать в 1 прямоугольник «+», 3 перечеркнуть, в 6 вписать цифру «ноль».
  8. (13) Замкнуть точки прямой чертой, вставить «+» в наименьший по площади получившийся треугольник.
  9. (15) Обвести 1 согласную и перечеркнуть гласные.
  10. (17) Продолжить боковые стороны изображённой фигуры, пока не пересекутся. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  11. (19) Обозначить самый большой по площади круг, вписать «+» в наименьший из них.
  12. (20) Объединить 2, 4, 5, но не задев 1 и 3.
  13. (21) Вписать в промежуток галочку при условии, что указанные числа не одинаковы.
  14. (22) Поделить 1 линию на 3 сектора, 2 - на 2, 2 конца 3 - соединить с А.
  15. (23) Объединить нижний кончик 1 черты с верхним второй, верхний кончик 2 - с нижним 4.
  16. (24) Перечеркнуть нечётные, обозначить нижним подчёркиванием чётные.
  17. (25) Обвести фигуры, поделить их вертикалью.
  18. (26) Под А изобразить стрелочку вниз, под В - вверх, под С - обычную галочку.
  19. (27) Вписать между ромбиками «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одной буквы.
  20. (28) Вписать в левую клетку «0», в правую - «+», центральную разделить диагональю.
  21. (29) Нижними подчёркиваниями обозначить галочки, над первой надписать «А».
  22. (30) Вписать сумму 1 и 7 при условии, что в слове «купчиха» третья буква - не «и».
  23. (31) Заключить согласные в кружочек в слове «салют», перечеркнуть гласные в слове «дождь».
  24. (32) Если 54 кратно 9, вписать 4-х угольник в окружность.
  25. (33) Провести черту от 1 к 7, чтобы она расположилась ПОД чётными, но НАД нечётными.
  26. (34) Перечеркнуть кружочки без цифр, с ними - подчеркнуть снизу.
  27. (35) Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
  28. (36) Записать «мир», чтобы 1 буква заключалась в круг, а 2 в прямоугольник.
  29. (37) Указать стрелочками направления изображённых линий: горизонтальных - вправо, вертикальных - вверх.
  30. (39) Поделить 2 линию на 2 равных сектора, объединить оба конца 1 линии с центром 2.
  31. (40) Поделить нечётные и чётные вертикалями.
  32. (41) Над линией обозначить стрелочку вверх, под ней - влево.
  33. (42) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  34. (43) Сложить 5 и 2, что получилось - вписать в прямоугольник, их разность - в ромбик.
  35. (44) Перечеркнуть цифры, кратные 3, обозначить нижним подчёркиванием оставшиеся.
  36. (45) Обвести галочку, заключить «3» в квадрат.
  37. (46) Нижними подчёркиваниями обозначить буквы. Обвести цифры, делящиеся на 2.
  38. (47) Взять нечеты в квадратные скобки , чёт - в круглые ().

Бланк для взрослых

Бланк на 20 вопросов для подростков (12-15 лет)

  1. (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную - «Симферополь».
  2. (2) Записать 1, 6, 3. Обвести нечётные.
  3. (4) Записать «пар» в обратном порядке.
  4. (5) Изобразить прямоугольник. Поделить его 2 горизонталями и 2 вертикалями.
  5. (6) Изобразить 4 круга. Затем первый перечеркнуть, 3 обозначить нижним подчёркиванием.
  6. (7) Изобразить треугольник и прямоугольник, чтобы у них была общая площадь.
  7. (8) Записать «мел». Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
  8. (10) Вписать любую букву своей фамилии (имени) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  9. (12) Изобразить прямоугольник, вписать сумму 5 и 2. Затем - ромб, и в нём - их разность.
  10. (13) Изобразить 3 точки, при соединении которых образуется треугольник.
  11. (15) Вписать «ручка». Гласные перечеркнуть.
  12. (17) Поделить квадрат 2 диагоналями. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  13. (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
  14. (20) Изобразить треугольник, в нём - окружность.
  15. (21) Записать «82 365». Все нечётные перечеркнуть.
  16. (22) Поставить галочку при условии, что 54 кратно 9.
  17. (19) Вписать сумму 2 и 6 при условии, что в слове «купчиха» 3 буква не «и».
  18. (23) Вписать между ромбами «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одинаковой буквы.
  19. (24) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  20. (25) Вписать «салют». Обвести кружочком согласные.

Бланк для подростков

Интерпретация

  • До 4 невыполненных заданий - повышенная интеллектуальная лабильность;
  • 5-9 - посредственный уровень;
  • 10-14 - пониженная интеллектуальная лабильность;
  • 15 и более - критически низкая.

Ключи к методике


Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для взрослых
Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для подростков

Что касается теста на определение интеллектуальной лабильности для младших школьников, здесь мнения психологов расходятся. Во-первых, нет методики, разработанной исключительно для них. Во-вторых, в таком возрасте высшие нервные психические процессы ещё не настолько развиты физиологически, чтобы их как-то оценивать.

Развитие

Интеллектуальная лабильность - это полностью биологически запрограммированный процесс. Он зависит от нейрофизиологических свойств коры головного мозга, которые закладываются генетически. Поэтому есть мнение, что развить её невозможно. Однако некоторые предлагают для повышения этого показателя применять следующие методики:

  • дифференцированный подход;
  • тренинги;
  • задания на внимание и память.

Интеллектуальная лабильность - важное качество для современного человека любого возраста. Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим.

Цель : исследование лабильности, то есть способности к обучению, освоению нового вида деятельности, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Она состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке, который выдается перед началом работы (Образец бланка см. Приложение).

Инструкция : «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

1. Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3с).

2. (Квадрат 4) Напишите слово ПАР так, чтобы одна любая буква была в треугольнике (3с).

3. (Квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4с).

4. (Квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3с).

5. (Квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3с).

6. (Квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвертый на две части (4с).

7. (Квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3с).

8. (Квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте ноль (4с).

9. (Квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4с).

10. (Квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4с).

11. (Квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точку пересечения последней буквой названия вашего города (4с).

12. (Квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3с).

13. (Квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3с).

14. (Квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3с).

15. (Квадрат 21) Если два многозначных числа не одинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2с).

16. (Квадрат 22) Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой (4с).

17. (Квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3с).

18. (Квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5с).

19. (Квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4с).

20. (Квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С – галочку (3с).

21. (Квадрат 27) Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3с).

22. (Квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3с).

23. (Квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3с).

24. (Квадрат 30) Если в слове «подарок» третья буква не И, напишите сумму чисел 5 +5 (3с).

25. (Квадрат 31) В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные (4с).

26. (Квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3с).

27. (Квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4с).

28. (Квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3с).

29. (Квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5с).

30. (Квадрат 36) Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3с).

31. (Квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5с).

32. (Квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3с).

33. (Квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5с).

34. (Квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево (2с).

35. (Квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4с).

36. (Квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4с).

37. (Квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5с).

38. (Квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3с).

39. (Квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5с).

Нервная система любого живого организма обладает таким свойством, как лабильность. Это скорость изменения процессов возбуждения и торможения в специфических клетках – нейронах. Проявляется такое качество и в физиологическом плане, и в психологическом. В первом случае отмечаются вегетативные нарушения в организме, что приводит к сбоям в работе различных его органов и систем. При этом часто нарушаются такие жизненно важные функции как дыхание, кровообращение и многие другие. Психологическое же проявление данного свойства нервной системы – эмоциональная и интеллектуальная лабильности. При этом в современных условиях для человека очень важна последняя из них.

Интеллектуальная лабильность – что это такое

Психическая активность человеческого мозга основана, прежде всего, на качестве его интеллекта. Это понятие подразумевает определенный уровень умственного развития, позволивший в свое время разделить человека, как существо разумное, и животных. Интеллект как способность включает в себя склонность к познанию, логическому мышлению, анализу полученной информации. И здесь, как никогда важна интеллектуальная лабильность. Что же это такое?

В условиях современного общества, его быстрого развития, поток поступающей извне информации непрерывно растет. Успешность деятельности человека зависит не только от его конкретных профессиональных знаний. Крайне необходимо умение мыслить продуктивно и конструктивно, быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, выделяя существенное и необходимое в каждый конкретный момент. Для этого требуется достаточно высокий уровень интеллектуальной лабильности, что подразумевает быстрое переключение между процессами возбуждения и торможения в нервной системе.

Подобное качество нервной системы очень востребовано в современном мире. Человек, обладающий достаточной лабильностью умственных способностей, всегда адекватно реагирует на изменения ситуации, умеет мыслить нестандартно, быстрее приобретает новые умения и навыки. Такие свойства очень важны в различных сферах деятельности. Для оценки уровня интеллектуальной лабильности разработан специальный тест. Он позволяет определить профессиональную пригодность человека, претендующего на получение достойной работы.

Интеллектуальная лабильность, тест

Существует множество тестов, на основе которых можно выяснить, насколько развиты у конкретного человека различные психические качества: память, внимание, мышление. Обычно определяется только одно какое-либо из них, например, внимание. Однако для человека очень важной является способность к его переключению, или интеллектуальная лабильность, тест на которую проводят с целью прогноза успешности в профессиональном обучении, освоении нового вида деятельности.

Материал для обследования, состоящий из 40 быстро перечисляемых заданий, предлагается в устной форме. Это исключает возможность возврата к пропущенному вопросу. Для записи ответов есть специальный бланк. Он представляет собой прямоугольник, разделенный на 42 квадрата с определенными номерами, которые идут не по порядку. Для проверки уровня интеллектуальной лабильности тест предусматривает задания, требующие быстрого переключения внимания, начиная уже с того, что их номера не совпадают с порядком нумерации квадратов.

Ответы, вписываемые в бланк, могут представлять собой буквы, цифры, прямые линии, а также различные геометрические фигуры. При оценивании результатов учитываются как ошибочно выполненные, так и пропущенные задания. Высокий уровень интеллектуальной лабильности предполагает не более 4 допущенных недочетов. При наличии же 15 ошибок и более, переключаемость между процессами возбуждения и торможения очень низка.

Исследование интеллектуальной лабильности, методика

Для получения точных результатов при проведении тестирования необходима правильная его подготовка. С помощью специально разработанной методики интеллектуальная лабильность человека становится практически «прозрачной». Тест проводится с участием двух сторон. Первая из них представлена так называемым экспериментатором – человеком, который озвучивает все задания. В случае необходимости можно использовать аудиозапись с текстовым материалом.

Вторая сторона, принимающая участие в исследовании – это человек, выступающий в качестве испытуемого. С помощью универсальной методики интеллектуальную лабильность можно также исследовать одновременно у группы людей, конечно, относительно малой. Ограничение по численности связано со сложностью подачи информации в большой аудитории.

Объективность исследования во многом зависит от двух важных факторов. Один из них – это четкость произнесения каждого задания экспериментатором либо хорошее качество аудиозаписи. Второй фактор – готовность испытуемой стороны к предстоящему тестированию. Для этого необходимо заблаговременное разъяснение того, что предстоит сделать. Также обязательно требуется и предупреждение об ограниченности времени, предоставленного для выполнения каждого задания.

В результате тестирования возможно выявление одного из четырех уровней интеллектуальной лабильности, в зависимости от количества допущенных ошибок. Способность нервной системы к быстрому переходу от состояния возбуждения к торможению или же, наоборот, оценивается следующим образом: хорошая, средняя, низкая и очень низкая.

Современный мир требует от человека достаточно высокого уровня интеллектуальной лабильности. Ведь только при хорошей способности нервной системы к своевременному переключению можно достичь значительных успехов в выбранной сфере деятельности. Это объясняется тем, что получение любых новых знаний и умений требует обучения, способность к которому зависит от интеллекта и такого его свойства, как лабильность.