Классный час на тему «Семья и семейные ценности. Классный час "семейные ценности" Кл час семейные ценности где задействованы дети

«Семья и семейные ценности».

Возраст учащихся : 6 класс.

Цели мероприятия:

1). Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.

2).Формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.

3).Воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.

Подготовка:

1).На доске написать (повесить плакаты или спроецировать) изречения о семье и семейных ценностях. («Семья-один из шедевров природы». (Джордж Сантаяна.) «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ). «Наши дети - это наша старость...» (А.С. Макаренко). Пословицы: Семья без детей, что дерево без корней. На что и клад, когда умужа с женой лад. Где любовь да совет, там и горя нет. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.)

2). Подготовить музыкальный материал (песня Юрия Антонова «Крыша дома твоего», песня «Родительский дом»).

3). Чистые листы бумаги для опроса.

4). Подготовить презентацию «Как составить свою родословную».

План проведения:

1).Вступление. Семья и ее роль в жизни человека. Изречения великих о семье.

2). Большая семейная викторина.

3). Что такое семейные традиции?

4). Расскажи о традициях своей семьи.

5). Притча. Блиц- опрос « Счастливая семья- это…».

6). Заключение.

Звучит песня «Крыша дома твоего».

I . Вступление.

1. Психологический настрой родителей и детей.

Улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;

Фразу «Мы вместе» сказать шепотом, для себя, так, чтобы услышали все присутствующие, так, чтобы услышала вся школа.

2. Детская кричалка для родителей:

Крикните громко и хором, друзья Деток своих вы любите? (Да)

С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь?(нет)

Я вас понимаю…Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам?(да)

Дайте мне тогда ответ. Помочь откажитесь мне?(нет)

Последнее спрошу я вас. Активными все будем? (да)

Замечательно! Молодцы!

Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека- о семье. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья- это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: « Государство - это большая семья, а семья - это маленькое государство. » (Конфуций) Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи. Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского : «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Объяснение понятий «семья», «семейные ценности»

    Как вы понимаете слово «семья»? Что относится к семье?

[Если присутствующие относят к семье только родителей, то можно прочитать стихотворение:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? СЕМЬЯ.]

Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей

Большая семейная викторина.

    Когда отмечается Международный день семьи ? (ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН).

    Когда отмечается Всероссийский день семьи ?

(Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие. Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.

Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.

Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.

До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.).

    Скажите по латыни слово семья. (Фамилия)

    Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Семейный круг.)

    Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен? (Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети- дому венец, а плохие дети- дому конец. Мать кормит детей, как Земля людей).

    О какой русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкойсемьи , достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке).

    Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)

    Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство? (Аист)

    Ребенок моего отца- мне не брат. Кто это? (сестра)

    Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и -мачеха).

    Как звать новых родственников после свадьбы? (Теща – мать жены. Тесть - отец жены. Шурин - брат жены. Свояченица - сестра жены. Свояк - муж свояченицы. Свекор - отец мужа. Свекровь - мать мужа. Золовка - сестра мужа. Деверь - брат мужа. Зять - муж дочери, сестры, золовки. Сноха - жена сына для его матери. Невестка - жена сына для его отца. Сват - отец одного из супругов для родителей другого супруга. Сватья - мать одного из супругов для родителей другого супруга. Кум и кума - крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.)

    В названиях каких известных произведений встречаются названия членов семьи ? («Мать»- М. Горький, «Три сестры»-А.П. Чехов, «Капитанская дочка»-А.С. Пушкин, «Сын полка»-В.Катаев, «Дядя Федор, пес и Кот»-Э.Успенский, «Дети капитана Гранта»-Ж.Верн, «Братья Карамазовы»-Ф.М. Достоевский т.д.)

Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью. А что вы знаете о семейных традициях?

II . Семейные традиции .

    Издавна одной из традиций русской семьи считалось составление своей родословной, т. е. генеалогического дерева. Раньше незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Сейчас эта традиция возрождается, люди стараются узнать о своих предках и передать это своим детям и внукам. (Коротко рассказать, как составить свою родословную. Можно показать презентацию. Садырова, Луговской, Заломов.)

    Семейные династии . Издавна на Руси представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии пекарей, гончаров, портных, строителей, военных. И в наше время встречаются династии учителей, артистов, врачей, военных, т.д. (А вы знаете такие примеры?)Кравченко

    Наши имена . Человек при рождении получает имя. И нередко ребенка называют в честь родственников- бабушки, дедушки, тети и т.д. А кого из вас назвали в честь кого-то?(7-8 человек из каждой группы)

    Семейный альбом . Во время войны солдаты бережно хранили фотографии своих любимых и родных и носили с собой повсюду как самое ценное. Человек жив, пока о нем помнят. Фотографии оставляют память о самых близких людях и событиях. В последнее время фотографии мы сохраняем все больше в компьютере на дисках, а у кого из присутствующих ест семейные альбомы?)(Показать старые фотографии)

    Семейные праздники – традиционно с застольем и угощением, а также песнями, танцами, шутками и забавами. У каждого народа свои обычаи и праздники. День рождения, Новый год, День свадьбы, т.д.- отмечаются в каждой семье. А вы знаете старинные праздники и обряды на Руси? (например, свадьба, Масленица, Крещение, Рождество, калядование, Пасха, День Ивана Купалы)

    Кулинарные традиции . В каждой семье любят готовить свои блюда. А раньше на Руси в почете были щи, каша, репа, дичь, рыба, квас, капуста. А что любят готовить и есть в вашей семье?(7 -8 человек)

Назовите, какие традиции есть в вашей семье (по желанию ребята рассказывают о своих традициях).

III . Притча.

А что такое семейные ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

    Послушайте притчу. В конце буде вопрос. Ответ притчи запишите одним предложением.

Чтение притч

1 .« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».

2. Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит - копейка лежит. «Что же, - подумал он, - и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там - тысяча рублей. «Странное дело! - подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь - а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

3. Семейное счастье

В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов

Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:

– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.

Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.

А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет.

Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.

«Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!», - подумал сосед под окном.

Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:

– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.

– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас бОльшего несчастья.

…Вздохнул сосед под окном. Ушел домой расстроенный. Жена спрашивает:

– Ну, что, подсмотрел?

– Ну, и что там у них?

(- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене?

Ребята высказывают свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи)

– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав.

4 . Тепло семейного очага

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

IV . Рефлексия методом проектов

Уважаемые участники нашей встречи, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем альбом нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.

Проект «Моя семья» : верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.

На столе перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».

    Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.

    В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».

    В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.

    В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.

    В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Правила семейной жизни .

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

Звучит стихотворение: (учащийся)

В семейном кругу мы с вами растем.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ- родительский дом.

Звучит песня «Родительский дом».

Благодарю вас за активность и внимание!

Цели : показать значение семьи, домашнего тепла; развивать речь, умение рассуждать; воспитывать уважение к родным, желание заботиться о близких людях, дорожить ими.

Оборудование : запись песни «Родительский дом», иллюстрации к пословицам о доме и семье.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко.

II. Сообщение темы занятия.

Учитель.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них покоится от века

По воле бога самого

Самостоянье человека -

Залог величия его.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина станет эпиграфом нашей встречи. О чем оно? Какова его основная мысль? (Это стихотворение о любви к Родине)

Родина, родной дом - это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда строят дома? (Когда нужно где-то жить)

Дом строят, когда создается семья. Сегодня мы узнаем, каким должен быть дом и что такое дом и семья.

III. Беседа по теме.

Как зовут вас и членов вашей семьи?

Это редкие или хорошо известные имена?

Знаете ли вы, что обозначают эти имена? Расскажите.

Как обычно дома вы называете друг друга?

Какие ласковые обращения звучат в вашем доме?

Какие из них вам больше всего нравятся?

Что же такое семья?

Заранее подготовленные ученики читают стихотворения:

Очень люблю, когда все собираются,

Белою скатертью стол накрывается,

Бабушка с мамою, папа и я,

Мы называемся вместе семья.

Л. Куклин

Любят меня без особых причин

За то, что я - внук, за то, что я - сын,

За то, что расту, за то, что малыш,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца моих дней

Останется тайной опорой моей.

Валентин Берестов

IV. Анализ и разыгрывание ситуаций.

1. Вы проснулись утром и приветствуете своих маму, папу, бабушку, сестру (брата). Что они отвечают?

2. Вы уходите в школу, прощаетесь с родными.

3. Вы пришли из школы, встречаетесь с родными, приветствуете их.

4. Мама отдыхает, вы учите уроки, а младший брат включил телевизор. Как вы поступите?

V. Работа со стихотворением С. Маршака «Наши с папой разговоры».

Вот висят пальто и шляпа,

День у папы выходной

Не ушел сегодня папа,

Значит, будет он со мной.

Что мы нынче делать будем?

Это вместе мы обсудим.

Сяду к папе на кровать -

Станем вместе обсуждать...

Чем вы обычно занимаетесь вместе с папой?

Чему научил вас папа?

Что интересного он вам рассказал?

VI. Анализ ситуации.

Учитель читает отрывок из рассказа В. Драгунского «Денис Кораблев».

«... Потом мама принесла целую тарелку манной каши.

Ешь! - сказала мама. - Безо всяких разговоров...

Я сказал: - Я ею давлюсь!..

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Конечно, хочу в Кремль!

Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем...»

А у вас так бывает?

Подумайте и ответьте, кто чаще всего говорит такие слова:

Мой маленький, ненаглядненький,

Мой хорошенький, мой пригоженький.

Какие лаковые слова вы слышите дома?

Кто чаще всего их говорит?

Какие стихотворения вы знаете о маме?

Учащиеся читают стихотворения:

Берегите матерей

(отрывок из поэмы)

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест...

Музыкою радости и боли

Он гремит-души моей оркестр.

Но когда скажу я, как впервые,

Это слово - Чудо. Слово - Свет, -

Встаньте, люди! Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!

Встаньте, распрямитесь, стебли трав!

Встаньте, все цветы! И встаньте, горы,

Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

Как леса встают с зарею новой,

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это - искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит

Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет...

Встаньте!.. Я произношу его:

Р. Гамзатов

Мать

У ней счастливей не было лица:

Пошел сынишка!.. Женщина готова

Рассказывать об этом без конца.

Вот только о себе самой - ни слова.

А было так: он, что-то лепеча,

Поднялся вдруг, качаясь от волненья,

И две ее руки, как два луча,

Ему определили направленье.

И страх его растаял неспроста,

Когда он зашагал, круша преграды:

Ведь две ее руки, как два шита,

Все это время находились рядом.

И он прошел от стула до стола,

Хоть пол шатало, будто на причале:

Ведь две ее руки, как два крыла,

Парили над сыновьими плечами.

Наступит время: сын - через порог.

Потом - отъезд и долгие разлуки...

Но у начала всех его дорог -

Опять ее протянутые руки.

Ю. Воронов

Подумайте, а всегда ли вы готовы помочь своим родителям?

Как вы должны вести себя дома?

Как вы общаетесь с родителями?

Помните, что ваши родители - это ваше богатство. Они построили семью, дом, в котором вы живете, окружили вас теплом, заботой и любовью.

VII. Строительство дома.

Давайте и мы построим дом. Подберите к слову «дом» синонимы.

Учитель обобщает ответы учащихся и записывает на доске:

Дом - изба - квартира - жилище.

Изначально дом - жилище, изба. В древнерусском языке слово истба означало «баня, теплое помещение». Сравните слова истопить, топить, тепло.

Представьте, что мы с вами - семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, что нам для этого необходимо? Мне нужна в семье любовь. А вам? (Доброта, понимание, уют, забота, уважение)

Учитель размещает на доске «бревна», на которых написаны слова. В результате выстроен «дом». На «крыше» написано слово тепло.

Мы построили дом, в котором тепло.

Соберите в ладони свое тепло.

Пусть его будет много.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.

Было утром тихо в доме.

Я писала на ладони имя мамино...

Не в тетрадке на листке,

Не на стенке каменной -

Я писала на руке имя мамино.

Было утром тихо в доме,

Стало шумно среди дня...

Что ты спрятала в ладони? -

Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала -

Счастье я держала.

У каждого из нас есть свой дом, и мне хотелось бы, чтобы вы рассказали, какой он у вас.

Выслушиваются рассказы детей.

VIII. Работа с пословицами.

Какие пословицы о доме, о семье вы знаете?

Учащиеся называют пословицы:

Дома стены помогают.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Без хозяина дом - сирота.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Всякой матери свое дитя мило.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Учитель демонстрирует иллюстрации пословиц.

— Опишите иллюстрации. Прочитайте пословицы к ним. Объясните их смысл.

IX. Кроссворд «В нашем доме».

Теперь поиграем. Сейчас мы узнаем, как вы знакомы с домашними вещами.

На доске записан кроссворд «В нашем доме». Учитель читает вопросы, учащиеся дают ответы.

По вертикали:

1. Не смотрел в окошко -

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко -

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка?

2. Кассету поставим,

На кнопку нажмем -

И музыкой сразу

Наполнится дом.

3. В комнаты не попадем,

Если по нему мы не пройдем.

5. Бородатый Герасим

Поясом опоясан.

По полу идет -

Но за строкой бежит строка.

И вот уже про все на свете,

Ее читая, знают дети.

9. Как куда-нибудь пойдешь,

Ты в него заглянешь

И рубашку и пальто

Из него достанешь.

11. Ног нет — а хожу,

Рта нет - а скажу,

Когда спать,

Когда вставать.

По горизонтали:

1. Маленькая собачка

Свернувшись лежит -

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

4. Веселый Никитка

К венику подбегает,

Мусор забирает.

6. Игрушечная Маша

Платочком пестрым машет,

Детишек развлекает.

А кто она такая?

8. Мы его сплетали сами,

В нем висит горшок с цветами.

10. Здоровается ею

Со всяким гостем дверь.

12. Бабушкин подарок

Связан хоть куда!

Внученьку согреет

В любые холода.

13. Ею сверху

Дом накрыт.

Ответы: По горизонтали: 1. Замок. 4. Совок. 6. Кукла. 8. Кашпо. 10. Ручка. 12. Кофта. 13. Крыша.

По вертикали: 1. Зеркало. 2. Магнитофон. 3. Коридор. 5. Веник. 7. Книга. 9. Шкаф. 11. Часы.

X. Итог занятия.

Какие правила поведения в семье нужно знать и выполнять?

Есть ли разница в приветствии родных, знакомых, друзей? В чем она выражается?

Задание на дом . Нарисуйте портрет своей семьи или кого-то из близких.

Классный час в 9 классе на тему «Семья и семейные ценности»

Цель классного часа : раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Задачи : привитие навыков осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества; развить интерес к родословной своей семьи, понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним.

Ход классного часа.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слёзы, и смех,

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

Классный руководитель .

Сегодня мы проводим с вами классный час под названием «Семья и семейные ценности».

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание.

И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

Каждый человек хочет быть счастливым, это, значит, все мечтают об одном и том же. Представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место - самое важное и т. д.).

  • Отдых, путешествие

    Материальные блага

Почему же семья ассоциируется со счастьем?

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные…

Очень хочется узнать ваше мнение «Что такое семья», ведь через небольшой промежуток времени вы тоже станете папами и мамами, и будете зажигать свет в своих окнах.

Тест «Незаконченное предложение».

1. Семья - это...

2. Мои родители - это...

3. Свет в окнах моего дома - это...

4. Радость в моей семье - это...

5. Горе моей семьи - это...

6. Вдали от родного дома я буду вспоминать...

7. Из традиций моей семьи мне хо­телось бы взять в будущую семью...

8. Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье...

9. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей - это...

Молодцы, ребята! Семья - это

    трудовой коллектив,

    и моральная опора,

    и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),

    и пространство для отдыха,

    и школа доброты,

    и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,

    мораль и вкусы,

    манеры и привычки,

    мировоззрение и убеждения,

    характер и идеалы…

Основы всего этого закладываются в семье.

Итак, семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе.

В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.

Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

А какие бывают традиции? (Ответы учащихся)

Традиции:

    Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

    Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

    Приглашать гостей и собирать застолье;

    Собирать и хранить семейные фотографии;

    Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

А знаете ли вы, что издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

А сейчас давайте немного поразмышляем…

СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.

Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.

Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.

В.Сухомлинский

Вопросы и задания к сказке:

Какой была седьмая дочка? Чем она отличалась от своих сестер?

Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?

Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.

Что вы для делаете для мамы, когда она устает?

Классный руководитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

(ученики: высказывают свои мнения).

Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач.

В современной песне поётся:

Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей, надёжный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.

Самое дорогое в жизни человека – семья .

Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели».

Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Всем спасибо!


«Семья и семейные ценности»

Классный час
«Я и моя семья. Семейные ценности»

5 класс

Цель: знакомство с классом, семейными ценностями каждого ученика, формирование комфортной и теплой внутрисемейной обстановки.

Задачи:

Формирование уважительного отношения к членам семьи;

Формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены;

Формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям;

Воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные; эстетические.

Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Форма проведения: беседа

Участники: 5 класс

Дата: Продолжительность: 45 минут

Ход мероприятия:

Сегодня, 1 сентября – в День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему – «СЕМЬЯ», и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.

А как вы понимаете – что такое семья?

Семья – это связь поколений.

У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая.

И в каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.

Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение.)

Мы с вами говорили, что семьи отличаются друг от друга обычаями, традициями. В каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Каждая семья отличается своими увлечениями.

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

На доске таблички со словами :

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба Терпение Согласие

Уютный дом Привычки Традиции Опора Обиды Ссоры Раздоры

Прочтём названия этих качеств. Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Что такое семья, понятно всем. Семья – это дом. Это мама, папа, дедушка и бабушка …Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции.

А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь.

В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. “ Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?” - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и терпеливо стал писать на нём одно и тоже слово – “понимание”, - пока не написал его 100 раз.

А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. в какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание.

Физкультминутка.

Ребята, вы, любите загадки? А давайте попробуем отгадать такие:

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой... (бабушки)

Четырёхколёсный "зверь"

В гараже у нас теперь.

От колёс клубится пыль -

Едет наш... (автомобиль)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый... (дед)

Эти шарики на нити

Вы примерить не хотите ль?

На любые ваши вкусы

В маминой шкатулке... (бусы)

Острый нос, стальное ушко,

В ушке - ниточка-подружка.

Сшить обновки помогла

Нашей бабушке … (игла)

Это кушанье для всех

Мама сварит на обед.

И половник тут как тут –

Разольет в тарелки... (суп)

Подготовим место,

Раскатаем тесто.

Вот повидло, вот творог.

Мы хотим испечь... (пирог)

Полосатый зверь у мамы

Блюдце выпросит сметаны.

И, поев ее немножко,

Замурлычет наша... (кошка)

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье

Ароматное... (варенье)

Что за шелковая лента

Под воротничком надета?

Говорит всем папа «здравствуй»,

Чуть поправив модный (галстук)

Папин номер наберем,

Трубку к уху поднесем.

С папой свяжет быстро он –

Наш мобильный... (телефон)

У него большая пряжка,

Ну, а сам он худ, бедняжка.

Носит папа целый день

Жесткий кожаный … (ремень)

Вся семья в сборе, (и душа на месте).
На что клад, (когда в семье лад).
Согласную семью (и горе не берёт).
Не будет добра, (коли в семье вражда).
Семья сильна, (когда над ней крыша одна).
В семье разлад, (так и дому не рад).
Семья в куче – (не страшна и туча).
Семья без детей (что цветок без запаха).
Семья вместе – (душа на месте).
Без матери (дети – сироты).
При солнышке тепло, (при матери добро).
В гостях хорошо, (а дома лучше).
Любовь братская (крепче каменных стен).
Мой дом – (моя крепость).
Не красна изба углами, (а красна пирогами).

А кто знает, когда в России празднуется день семьи? 8 июля. А что является символом это праздника? А почему, как вы думаете? Наверное, потому, что ромашка – это что-то русское, чистое, светлое, как семья. Потому что лепестки ромашки – это единое целое, как семья. Потому что ромашка немножко похожа на солнце, которое должно светить в каждой семье. Мы с вами сейчас создадим свою ромашку, которую вы дома доделаете, и можете подарить кому-нибудь в своей семье, чтобы просто так, без повода порадовать родного человека. Договорились? Будете стараться?

Нарисуйте «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности. В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.

Вы придёте домой, что вы расскажете о нашем уроке? О чём мы сегодня говорили? Что нового вы узнали?

Мне послана судьбой моя семья,
Она даёт мне теплоту, участье …

Без них мне просто невозможно жить!
Они со мной – дом радостью сверкает,

Я буду жизнь всегда за то любить,

Что мне награда – их любовь большая!

Семья - людей святой оплот,
Надежду жить она даёт,

Даёт простор, даёт тепло,

Проблемам и беде назло.

Семья даёт поддержку нам,

С ней всё по силам, по зубам,

Всё по плечу и по судьбе-

Семья, святой поклон тебе!

Даёт простор, даёт тепло,
Проблемам и беде назло.
Семья даёт поддержку нам,
С ней всё по силам, по зубам,
Всё по плечу и по судьбе-
Семья, святой поклон тебе!

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

Создание положительного настроя на урок.

Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

Давайте сегодня обсудим такой очень важный вопрос:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас,друзья?


Это слово каждый знает.
Ни на что не променяет!
К цифре «7» добавлю «я»
Что получится?

А почему это слово ни на что не променять? Оно так дорого стоит?

И какова его цена?

Но все-таки,что -то ценное в этом слове есть?

О каких же ценностях мы сегодня поговорим?

Все ли вы знаете о семье?

А, что бы хотели о ней узнать?

Да, «Семья»- словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит «Во!» - семья.

А,что же в вашем понимании СЕМЬЯ?

Где мы можем узнать точное значение этого слова?

Значение слова «Семья» по Ожегову(cловарь): «Семья» -группа живущих вместе близких родственников.

-Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу.

Ни один человек не входит в мир один на один, мы входим в него через семью.

-Семья -это кровные родственники- отец и мать, дедушки и бабушки, братья и сестры.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки-сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

Семейные узы- беззвучные струны,

Услышат их песню родные сердца.

Мелодией слаженной солнечно-лунной

Наполнят друг друга они до конца!

- А, какие семьи были раньше?

Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей. Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог работать. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить эти пословицы и поговорки из отдельных слов.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Сейчас семья стала иной, но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о друге.

Как вы считаете, ребята все ли семьи одинаковые?

Конечно, нет.

Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой и традициями.

Ребята, как вы понимаете слово «традиция»?

Традиции - это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.

А какие традиции есть в ваших семьях?

Каждой группе задание: выбрать на столе все известные семейные традиции.

АССОЦИОГРАММА

почитание старших забота о младших любовь к ближнему

помощь и поддержка СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ праздники приобщение к труду общение с близкими совместный отдых

трудовая деятельность

Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями.

А, возможна ли другая семейная жизнь?

Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ.

Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

Где могут объединяться люди с общими интересами?

Где можно встретить такую семью?

О какой семье мы поговорим?

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья - это наш класс.

А,почему нас можно назвать семьей?

Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем, т.е. у нас есть что?...

А, значит «наш класс-это …семья»

И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… (взаимопонимание, уважение, любовь, доверие, поддержка)

Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.

А как вы заботитесь и помогаете друг другу дома в семье?

А значит у каждого из вас есть свои обязанности?

- Точно так же у нас в классе - никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
- Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте составим правила и будем по ним жить.

Правила семейной школьной жизни
Мы будем:

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем:

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.

И год от года наша семья будет все дружней, все крепче.

А у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.

Любовью и терпением взрослых достигается согласие; непрестанным трудом - достаток и благополучие.

Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Потому что-

Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу,

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно! Семья- это сложно!

Но счастливо жить без семьи невозможно.

Так, что же такого ценного в семье?

Мы не часто говорим о ценностях, которые укрепляют нашу семью.

Некоторые ценности семейной жизни мы приобретаем сами. Некоторые передаются нам из поколения в поколение.

А, какие семейные ценности могут передаваться?

Материальные: семейное имущество, передаваемое по наследству. Это и дом, и предметы быта, и драгоценности.

А, вот, о каких ценностях идет речь в мультфильме «Барбоскины», вы скажете после просмотра.

Какие же вечные ценности вы увидели?

Какие выводы вы можете сделать о ценностях?

Имея все эти ценности: и культурные, и духовные, и материальные, какая будет семья?

Как вы думаете, а у вас счастливая семья? Почему?

Счастливая семья- это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению, состраданию, искренности.

Чтобы всем в семье было хорошо, давайте соберем этот колодец счастья.

Семья будет счастливой, если в ней будут царить…


СЕМЬЯ


Вы, молодцы ребята.

Смогли мы ответить на все ваши вопросы сегодня?

Что же важное для себя вы сегодня взяли?

Нужны ли вам эти полученные знания, для чего нужны?

Синквейн - это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово(сущ.) , определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных , характеризующих данное понятие.

Третья строка - три глагола , показывающих действие понятия.

Четвертая строка - короткое предложение , в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, высказывание)

Пятая строка - одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

И в заключении хочу всем пожелать:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!