Конспект и самоанализ учебного логопедического занятия для детей старшей группы детского сада “Путешествие в дальние страны”. Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда Примерный анализ занятия учителя логопеда в доу

При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции, прослеживалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия, четкость перехода от одного этапа к другому. Наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом соответствовали фактическому ходу занятия. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно, складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей. Практически все дети проявили интерес к занятию, показали достаточно хорошее качество выполнения заданий, умение применять знания в различных ситуациях. Шесть из восьми детей показали глубину, осознанность и прочность знаний. На протяжении всего занятия сохранялась высокая активность большинства детей, однако к концу занятия отмечается снижение познавательной активности у 2 детей. В целом, проведенное занятие показало положительные тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом.

Приложение № 6

Консультация для родителей учащихся младших классов

«Нарушения устной и письменной речи»

Дорогие родители, если у вашего ребенка обнаружено нарушение речи, нужно не прятаться от проблемы, в надежде, что она сама собой «рассосется», а запастись терпением, с пониманием отнестись к проблеме вашего сына или вашей дочери, при необходимости проконсультировать ребенка у врачей, постоянно поддерживать взаимосвязь с учителем и логопедом, помогать ребенку преодолевать трудности в учебе. Отмечу те нарушения, которые наиболее часто встречаются у первоклассников:

  • Несформированность звуковой строны речи. Здесь, чаще всего, наблюдается неавтоматизированность поставленных звуков, смешения близких звуков, замены, нечёткость и вялость артикуляции.
  • Незаконченность формирования фанематического восприятия.
  • Несформированность фонематического анализа и синтеза.
  • Нарушение звуко-слоговой структуры при произношении наиболее трудных слов.
  • Бедность словарного запаса.

· Нарушения в грамматическом оформлении речи.

· Низкий уровень обобщений.

· Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

· Недостатки внимания и памяти.

  • Несформированность временно-пространственных представлений.
  • Затянувшийся процесс латерализации, когда окончательно не определился ведущий из парных сенсо-моторных органов.
  • Трудности динамической и кинетической организации движений руки, затрудняющие усвоение графо-моторных навыков.
  • Недостатки эмоционально-волевой сферы.

Все эти нарушения осложняют освоение учащимися школьной программы, в первую очередь овладение письмом и чтением. И в конечном итоге приводят к дисграфии (нарушению письма) и дислексии (нарушению чтения). Нарушения письменной речи – одна из самых актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.

Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер. Возникновение этих ошибок не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями зрения и слуха, ни с нерегулярностью школьного обучения. При обследовании письма учеников 2-х – 4-х классов обнаруживаются следующие стойкие ошибки:

  • Пропуски букв, слогов, слов, их перестановки, вставки лишних букв, слогов
  • Замены и смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам, звуки
  • Смешения букв графически сходных
  • Нарушение согласования и управления слов в предложении

Как правило, дисграфия встречается в сочетании с дислексией, когда дети с трудом овладевают навыками чтения. При этом их чтение изобилует многочисленными повторяющимися ошибками. Ведь чтение становится возможным лишь тогда, когда ребёнок умеет чётко различать отдельные звуки в речи. Только при этом условии буквенные обозначения наполняются для ребёнка соответствующим звуковым содержанием. До тех пор, пока каждый отдельный звук из речи не выделен с надлежащей точностью, буква остаётся пустым графическим начертанием, не связанным с фонемой. Что в свою очередь вызывает значительную затруднённость в запоминании букв, в установлении прочных звукобуквенных связей. А для детей с нарушением речи выделение звуков на слух и дифференциация близких звуков представляют немалую трудность.

Кроме того, дисграфию часто сопровождает, либо является её следствием, дизорфография. Это - расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, который является разновидностью речевого навыка. Дети с таким нарушением делают массу орфографических ошибок, даже в знакомых словах, и при условии, что хорошо знают правила. Это нарушение диагностируется с 9-ти - 10-ти летнего возраста. Также является большой проблемой, значительно снижающей успеваемость детей в школе.

Нарушения письма и чтения могут быть обусловлены задержкой формирования определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребёнка. Кроме того, может быть наследственная предрасположенность, когда передаётся качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. И, совершенно очевидно, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная связь. И фонетико-фонематические, и лексико-грамматические особенности устной речи находят отражение в речи письменной. Поэтому для устранения этих нарушений необходима комплексная система коррекционного воздействия. Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование всех сторон устной речи, коррекцию письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Только систематическая кропотливая работа, часто занимающая не один учебный год, даёт хорошие результаты. Но даже в этом случае, далеко не всегда, нашим ученикам легко даётся усвоение программы по русскому языку в средней школе.

Советы логопеда

  • Если Вы заметили, что у вашего ребёнка-первоклассника трудности в овладении письмом и чтением, приходите на консультацию к учителю-логопеду. Приносите с собой его тетради.
  • Если у вашего ребёнка выявлены нарушения письма и чтения, то ребёнка необходимо обследовать у детского невролога, сделать электроэнцефалограмму, доплерографию сосудов головного мозга.
  • При необходимости врач назначит курс лечения, который надо обязательно выполнять. Ведь на фоне лечения коррекционная работа будет более эффективной, быстрее достигнет желаемого результата.
  • Ребёнка с трудностями в учёбе, поведении обязательно сводите на консультацию к психологу. Если будут предложены занятия, не отказывайтесь.
  • Будьте внимательны к проблемам ребёнка, не ругайте за ошибки и плохие оценки, если он старается, будьте терпеливы.
  • Контролируйте выполнение домашних заданий, помогайте найти и исправить ошибки. Но не делайте работу вместо ребёнка!
  • Если ребёнок плохо читает, то он, естественно, и не любит читать. Тогда читайте вместе (хором, по очереди, по ролям, за лидером и т.д.). Подбирайте занимательные для ребёнка книги, интересно изданные, с элементами игры.
  • Обсуждайте прочитанный материал, учите детей пересказывать и выражать свои мысли. Это развивает и связную речь, и мыслительные процессы. Не получается – поправьте, дайте образец, наводящие вопросы.
  • Приходите чаще к логопеду, спрашивайте, советуйтесь, принимайте участие в коррекционной работе. Ведь только совместными усилиями можно помочь ребёнку.

Памятка для родителей

«Профилактика нарушений письменной речи»

1. Используйте игры и упражнения, направленные на знакомство с буквами, развитие речевого слуха и формирование навыка звуко-буквенного анализа. Например, называйте поочередно каждый звук в слове, а затем предложите ребенку найти местонахождение какого-нибудь звука; определите с ребенком звуки, которые повторяются в слове; какие звуки в слове разные и т.д.

2. Будьте всегда примером ребенку: в правильном произношении слов, употреблении лексических значений слов; старайтесь не делать при нем грамматических ошибок.

3. Выкладывайте слова с помощью палочек, обращайте внимание на элементы, которые входят в написание букв.

4. Если вы заметили, что ваш ребенок делает корявые соединения, не умеет ориентироваться на листе бумаги и недостаточно владеет карандашом, уделите внимание развитию общей и мелкой моторики руки.

Обратите внимание, какой рукой рисует ребенок. Как он работает с образцом, часто ли смотрит на него или рисует по памяти. Быстро или медленно проводит линии. Какие вопросы задает во время рисования.

Если вас что-то тревожит в процессе выполнения ребенком вышеперечисленных заданий, обязательно обратитесь к таким специалистам, как психолог и логопед.

1. Радуйтесь вашему сыну или дочке. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

2. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте внимательно, не перебивая.

3. Ваши объяснения должны быть простыми и ясными, говорите четко, ясно.

4. Старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать (рисовать, коллекционировать и др.)

5. Поощряйте игры с другими детьми и играйте сами с ребенком в разные игры.

6. Не теряйте чувство юмора.

7. Поощряйте любознательность и творчество ребенка, стремление задавать вопросы.

8. Никогда не говорите ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие отметки. Отношение к отметкам должно быть рабочим. Да, они являются сигналом о состоянии учебы, но не приговором в дальнейшей жизни.

9. Ваш дом должен быть безопасным островом в буре бесчисленных событий, где ребенку доверяют и, самое главное,

где его любят.

Приложение №

Наталья Корытова
Анализ коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда

Анализ коррекционно-развивающего занятия

учителя - логопеда МАУ № 185 Корытовой Н. В.

Занятие проводилось с подгруппой детей старшей логопедической группы с ОНР по теме .

Цели занятия «Зимующие птицы» .

Развивать связную речь.

На занятии я выясняла представления детей по теме : «Предлоги в, на, под. Зимующие птицы» . Дети вспоминали признаки зимнего времени года. Называли птиц нашего края которые улетают в тёплые края и остаются зимовать. Находили в предложениях маленькие слова (предлоги, которые помогали определить местонахождение предметов. В ходе выполнения заданий у детей развивалось логическое мышление, воображение.

На занятии я использовала различные способы организации детей и обработки учебной информации, что позволило мне постоянно держать внимание детей, развивать у них познавательную активность. Для закрепления ранее усвоенного детьми материала использовала различные задания, в ходе которых были задействованы слуховые, зрительные, двигательные анализаторы .

В связи с тем, что задания были разнообразны и интересны, дети работали продуктивно. Для активизации слабых детей использовала приём повторения материала за более успешными детьми.

Для реализации коррекционной цели я включала в занятие специальные коррекционно -развивающие упражнения :

Для развития мышления (Загадки, «Зимующая – перелётная»

«Подбери однокоренное слово» );

Памяти («Покорми птичку» , схемы предлогов)

Внимание («Кто, где спрятался?» , «Узнай по описанию» .

Использовала задания с опорой на несколько анализаторов : слуховой и зрительный (беседа о зиме, слуховой и двигательный (физ. минутка, для развития мелкой моторики, дыхания, мимической мускулатуры – пальчиковая гимнастика и массаж. Параллельно с коррекционно - развивающими целями решалась и воспитательная цель : воспитывать гуманное отношение к природе, воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе.

Структура занятия соответствует дидактической цели. Каждый этап занятия был завершён и подчинён общей дидактической цели с поэтапным усложнением заданий.

Для реализации поставленных целей я использовала различные методы и приёмы :

Осуществлялась постоянная смена видов учебной деятельности детей, что позволяло мне заинтересовать их и удерживать внимание детей на долгое время.

Введение проблемной ситуации (деревья и птицы замерзают зимой, поэтому надо им помочь : птиц накормить, а деревья укрыть снегом) позволила мне вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям.

В занятие я включила задания , предполагающие самостоятельную деятельность детей - у детей была возможность самим участвовать в процессе (нарисовать корм в кормушке для птиц) .

Для большей заинтересованности детей, развитие зрительного анализатора , использовала достаточно простые и доступные яркие, красочные наглядные пособия, которые стимулировали также и интеллектуальный компонент. Я считаю, что подобранные игры и упражнения соответствуют возрасту и способностям детей данной подгруппы. Поставленные цели я реализовала и достигла определённого результата.

Сегодня на занятии меня порадовали своими ответами Никита, Илья. Полина,

а Данил обычно активный на занятиях , были застенчив.

Схема действий педагога и детей на занятии .

1. Шум ветра.

Переключение внимания, сосредоточение на новом объекте. Формирование мотива, анализ предстоящих действий.

2. Беседа о зиме.

Сенсорное обследование (включение зрительных, слуховых анализаторов , рождение образа-представления)

3. Схемы предлогов В, НА, ПОД.

Уточнение представлений о местоположении; слуховое, двигательное обследование.

4. Дидактические игры.

Коррекция зрительного восприятия на основе заданий в узнавании, различении и соотнесении понятий и предметов.

5. Работа с карточками.

Развитие логического мышления, внимания, воображения.

6. Результат.

Эмоциональное переживание, удовлетворение результатом. Итог занятия .

Самоанализ занятия

Занятие по формированию грамматических категорий.

«Тема : Предлоги в, на, под. Зимующие птицы».

Цель : Уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы» .

Закреплять у детей правильное употребление предлогов в, на, под, уточнять их пространственное значение.

Развивать связную речь.

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, умение ориентироваться в пространстве.

Уточнять и вербализировать пространственные отношения между предметами.

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Задача направлена на активизацию психических функций направленные на решение педагогических задач, соответствует возрасту детей их индивидуальным особенностям. Методы, включённые в занятие , выполняли не только учебную, но и развивающую функцию

4. Тип занятия - обобщающее занятие : на котором обобщается и систематизируется знания детей по теме.

5. Использовала наглядные пособия, которые выступали в роли не только эмоционального (развлекательного) фона, но и стимулировали интеллектуальный компонент, активизировали устное высказывания детей и были направлены на решение определённой дидактической задачи.

Оборудование : снежинки; дерево; шапочки с изображением зимующих птиц; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, дерева с дуплом; схемы предлогов в, на, под; карточки с изображением солнышка и снежинки; «кормушки» для птиц; карандаши; кассета с аудиозаписью ветра.

6. Модель занятия :

Организационный момент.

Массаж мимической мускулатуры,

Развитие мелкой моторики, дыхания.

Постановка проблемы

Актуализация опорных знаний и представлений детей

Динамическая пауза

Устные ответы детей

Психогимнастика.

Структура занятия соответствовала цели; выбранные методы работы (Наглядные : опосредованное наблюдение. Словесные : обобщающая беседа. Практические : дидактические игры, упражнения.) на каждом этапе, скомбинированы таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности детей на занятии , реализуя тем самым охранительный режим обучения.

Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой

Включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций

Задания с опорой на несколько анализаторов .

Принцип мотивации к учению достигался через методы

Постановки законченных инструкций

Включение в занятие современных реалий

Создание условий для достижения, а не получения похвалы

Проблемные задания, познавательные вопросы.

8. Дидактические цели занятия реализованы . Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. В ходе занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а так же развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико -синтетической деятельности, логического мышления.

Поведение детей на занятии в силу их индивидуальным особенностям было организованным, дисциплинированным, заинтересованным, самостоятельным.

Таким образом, чёткая постановка целей занятия , определение его структуры и преемственности этапов, отбор методов с опорой на несколько анализаторов и определение их последовательности, учитывая дидактическую функцию наглядности и организующую роль педагога - все эти условия помогли осуществить учебный процесс на занятии с положительным результатом.

Публикации по теме:

Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015 Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные.

Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.

Характеристика компонентов коррекционно- развивающей среды учителя-логопеда В построении коррекционно - развивающей среды логопедического кабинета я использую как творческий, так и авторский подход. В кабинете созданы.

Интегрированная коррекционно - развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в коррекционной группе. Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР. Старший.

Использование здоровьесберегающих методов и технологий в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Большеугонский детский сад» Льговского района Курской области

Анализ открытого индивидуального логопедического занятия

по теме: «Автоматизации звука [р] в слогах, словах и в предложениях».

Цель: продолжать автоматизировать звук [р] в слогах, словах и в предложениях.

Задачи:

1) коррекционно–развивающие: отработать чёткое произношение звука [р] на конкретном речевом материале; совершенствовать фонематический слух; развивать мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку; развивать воображение, внимание, слуховое и зрительное восприятие; развивать пространственное, логическое мышление, слуховую и зрительную память.

2) коррекционно-образовательные: обучать умению выделять существенные признаки звука; обучать умению отвечать на вопросы полным предложением; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа имен существительных; обучать умению работать по образцу.

3) коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать взрослого, формировать положительную мотивацию на занятии; воспитывать умение слушать друг друга и анализировать ответы друг друга; воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Дата проведения: 25.10.2017 г.

Время проведения: 10:00

Место проведения: кабинет учителя-логопеда

Учитель - логопед: Чуприкова Наталья Владимировна

1. Соответствие программного содержания занятия развитию и возрасту детей.

Прослеживается чёткое соответствие материала теме и цели занятия, которое построено логично и последовательно. Активизации умственной деятельности ребёнка способствовал выбранный учителем-логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым. Учитель-логопед постоянно помогала мыслить, сравнивать, используя дидактический материал.

2. Деятельность педагога в случае неправильных ответов

Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекает внимание ребёнка к ошибке, не торопится исправить сама, а подводит ребёнка к правильному ответу.

3. Соответствие речевого материала возрасту детей и программе

Речевой материал подобран и преподнесён ребёнку в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.

4. Использование наглядного материала

Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у ребёнка (предметные картинки, таблицы).

5. Осуществление дифференциального или индивидуального подхода.

В ходе занятия чувствовалось, что учитель-логопед знает индивидуальные эмоциональные особенности ребёнка, что помогало осуществить дифференциальный и индивидуальный подход, трудные задания сопровождались комментариями.

6. Использование методических приёмов и видов работы

На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (дидактическая игры, различные виды работ над словарём и т.д.).

7. Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии

Занятие было чётко продумано, спокойное объяснение трудных заданий; тон и речь логопеда были очень доброжелательны, располагающие к общению и совместной работе ребёнка и логопеда. В ходе занятия логопед особенно следила за четким проговариванием ребёнка, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляла, причем, не перебивая мысли ребёнка, давая ему досказать, а затем просила повторить правильно.

Ребёнок в процессе занятия проявлял заинтересованность, был активным.

8. Эстетика занятия

Внешний вид ребёнка соответствовал подготовленному мероприятию. Внешний вид учителя-логопеда опрятный, эстетически культурный.

Декорации в логопедическом кабинете, в котором поводилось данное мероприятие подготовлено учителем-логопедом в соответствии с используемой темой занятия.

Вывод: Занятие было очень насыщенным, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты.

Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, занимающихся в данной логопедической группе.

В структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Внешний вид детей соответствует учебному процессу. Логопед настраивает всех детей на предстоящую работу, мобилизует и акцентирует внимание, используя различные методы и средства акцентирования внимания как познавательного процесса.

Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на очень высоком уровне.

Логопедическое занятие логически и последовательно выстроено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана.

В структуре занятия прослеживается использование словесных, наглядных и практических методов обучения. Все использованные методы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой. Логопед на протяжении всего занятия систематически привлекает внимание ребенка, создает интересные игровые ситуации. Использованная наглядность полностью соответствует структуре и содержанию занятия.

Логопед хорошо контактирует со всеми детьми, легко ведет диалог и поддерживает каждого ребенка в том случае, если он затрудняется ответить на вопрос. Педагог тактичен, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопеда доступна, логична, эмоциональна, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.

На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи ребенка. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у ребенка, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.

На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка, настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.

По итогам занятия можно сделать вывод о том, что цели занятия были достигнуты, план выполнен, дети получили качественные знания, умения и навыки.

Воспитатель-логопед ________________________________________


Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Л]»

Цель: Формирование звукопроизношения [Л]- [Р].

1. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте.

2. Закрепить изолированное произношение звука [Р], ввести звук в слоги.

3. Научить дифференцировать звуки [Л] – [Р].

4. Развивать фонематическое внимание, память.

5. Упражнять в падежном и предложном согласовании.

6. Развивать психологическую базу речи.

7. Развивать мелкую моторику, подготовка руки к письму.

Оборудование: зеркало, набор игрушек – животных, в названии которых слышатся звуки [Л]- [Р], «Волшебный мешочек», карточки для игры «Третий лишний», картинки для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, набор слогов, компьютерная игра «Колобок».

Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения. У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий. Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.

Логопедические занятия: теоретический аспект

Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно. Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно. Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.

В раннем детстве речевые умения формируются как имитация речи взрослых

Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть педагог-дефектолог. Логопед - это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики - стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонетического слуха - различения звуков;
  • формирование и совершенствование импрессивной речи - понимания слышимого.

Обучение правильному произношению - одно из направлений работы логопеда

К замечаниям логопеда в поликлинике следует относиться серьёзно, но и паниковать не стоит - речевые нарушения корректируются

Если логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)», ребёнок может быть направлен на психолого-педагогическую комиссию. Там малышу в присутствии родителя задаются вопросы общего характера («Как тебя зовут?», «Какие у тебя любимые игрушки?»), предлагается выполнить простые задания («Покажи картинки с овощами и назови их»). По результатам собеседования комиссия может подтвердить диагноз и направить ребёнка в логопедический сад или логопедическую группу.

Комиссия была составлена из логопедов, психологов и воспитателей сада. Ребёнку задавали разные вопросы на логику, просили показать цвета, просили назвать животных на картинках, рассказать, что он видит на картинке. Нас взяли, так как показаний у нас было предостаточно, мы не выговаривали многие звуки, да и вообще, плохо владели речью.

krasotkamira https://otzovik.com/review_797898.html

Решением психолого-педагогической комиссии ребёнок направляется в логопедическую группу или коррекционный садик

Общеобразовательные детские сады работают по программам («Радуга», «От рождения до школы»), не учитывающим потребности детей с речевыми нарушениями. Обучение воспитанников с речевой патологией выстраивается по коррекционно-развивающим программам:

  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
  • О. Киреева «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
  • Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» и др.

Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. Для воспитанников логопедических групп количество групповых занятий меньше, чаще занимаются в индивидуальной форме.

В логопедической группе свой темп обучения и много коррекционных занятий

Цель логопедических занятий - исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля. Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз). При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.

Логопедические занятия в младших группах увлекательны и проводятся с помощью игрушек-помощников

Таблица: задачи логопедических занятий

Возрастная группа Коррекционные задачи
Младшая (3–4 года)
  • Формирование речевого слуха - умения понимать звучащую речь;
  • развитие слухового внимания;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Средняя (4–5 лет)
  • Формирование связной речи: построение словосочетаний с предлогами и без, сложных предложений;
  • совершенствование звукопроизношения;
  • обучение построению причинно-следственных связей в высказываниях (рассказы по картинкам);
  • развитие слухоречевого внимания и памяти;
  • развитие речевого дыхания, голоса, артикуляции.
Старшая и подготовительная (5–7 лет)
  • Формирование фонетико-фонематического слуха: ребёнок определяет на слух количество и качество звуков, слогов в слове;
  • коррекция оставшихся недостатков в речевом развитии детей (произнесении звуков, образовании словоформ);
  • подготовка к обучению грамоте: знакомство со звуковым анализом слова.

В логопедических занятиях сочетаются коррекционные методы и упражнения на общее познавательное развитие детей

Виды логопедических занятий

  1. Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются. На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.

    В нашем детском саду нет логопедической группы для детей младше 5 лет. С 4 лет мой сын ходил на индивидуальные занятия в логопедический кабинет. Педагог настоятельно рекомендовала мне прийти на любое занятие. Это был важный опыт, потому что с выполнением специальных упражнений я знакома не была. Заниматься же сын должен был не только в понедельник и четверг у Ольги Владимировны, но и ежедневно дома по памятке. Мой совет родителям, чьи дети занимаются с логопедом, - приходите посмотреть на артикуляционные упражнения, чтобы не допустить ошибок в домашних занятиях.

    Индивидуальные занятия эффективны благодаря установлению контакта с ребёнком и возможности проводить разнообразные упражнения

  2. Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствует 4–6 детей примерно одного возраста. В течение учебного года состав мини-группы меняется, поскольку степень нарушения и эффективность преодоления у детей индивидуальны. Преимущество подгрупповых занятий - в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи.
    Для подгрупповых занятий отбираются, например, дети с такими нарушениями:
  3. Фронтальные занятия - коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним ребята готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после повторяют упражнения с воспитателем.
    Типы фронтальных занятий для логогруппы:

Как логопеду индивидуализировать задания?

Уровневая дифференциация заданий способствует выработке положительных эмоций от процесса обучения, каждый воспитанник чувствует себя успешным, справляясь с предложенным заданием. Индивидуализация заданий на фронтальных занятиях применяется, когда одни из воспитанников уже имеют успех в преодолении какого-либо недостатка. Этим детям предлагаются задания повышенного уровня сложности.

Например, фронтальное занятие в подготовительной группе посвящено анализу звукового состава слова: ребята хором произносят звуки, слоги, слова с интонационно выделенным звуком. Воспитатель делит группу на 2 команды, одна из которых будет получать более простые вопросы для коллективных ответов.

Синяя команда, назовите согласные звуки в слове ГУСЬ ([г]! ).

Зелёная команда, назовите мягкий согласный в этом слове ([с’]).

Второе задание сложнее, потому что требует умения определять на слух твёрдость/мягкость звуков и требует достаточного развития слухового восприятия и памяти.

Реализуется индивидуально-личностный подход в играх-инсценировках на занятиях по развитию связной речи. Дети имеют общую цель - воспроизвести знакомых сюжет (обычно сказочный) при помощи диалогов. Ребята старшего возраста самостоятельно распределяют роли персонажей в соответствии с возможностями и симпатиями: «Мне хочется исполнить в сказке роль Машеньки, но сомневаюсь, что справлюсь с её словами. Лучше я сыграю медвежонка, он мне тоже нравится». Для воспитанников младшей и средней логопедических групп педагог назначает роли с учётом умений подопечных.

Логопед осуществляет регулярную диагностику интеллектуального и речевого развития, определяет склонности детей. Если ребёнок любит изодеятельность, ему чаще предлагаются задания что-то нарисовать, соединить точки, обвести трафарет и раскрасить картинку. К подобным упражнениям подбирается речевая составляющая по теме фронтального занятия. Дети, имеющие склонность к какой-либо тематике (космос, животные, принцессы, роботы), работают с любимым лексическим и наглядным материалом. Индивидуализировать задания несложно, если хорошо знаком с ребятами. Подготовка подобных заданий - показатель мастерства логопеда.

Индивидуализировать задание - значит учесть способности и интересы каждого

Мотивирующее начало логопедических занятий

Результативность коррекционно-развивающих занятий напрямую зависит от увлечённости воспитанников. У дошкольников преобладают произвольные внимание и память: они концентрируют внимание на том, что интересно, и запоминают полученную информацию. Логопедические занятия не должны стать рутинными: малоэмоциональные объяснения педагога, механическое повторение упражнений замедляют коррекционный процесс.

С первых минут дети вовлекаются в обучающий процесс. На начальном этапе занятия мотивация создаётся разнообразными методами:

  • изучение наглядных материалов (иллюстрации, мини-выставки, макеты);
  • привлечение малых форм фольклора (сказки, потешки, прибаутки, загадки по теме);
  • просмотр короткого видеоролика или презентации;
  • проведение познавательной беседы;
  • включение в игровую форму занятия;
  • создание проблемной или сюрпризной ситуации.

От степени мотивации в начале занятия во многом зависит результат всей работы

Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп

Группа Тема занятия Цель Начальный этап занятия
Младшая «Знакомьтесь, это Крош и Лосяш» Формирование правильного произношения звуков [р] и [л]. Дети просматривают отрывок из мультфильма «Смешарики». Логопед зачитывает загадки про Лосяша и Кроша. Дети отгадывают персонажей, и логопед предлагает позвать их в гости и показать, как ребята весело занимаются (выставляет игрушки на стол).
Средняя «Овощи» Расширение словаря по теме «Овощи». Рассматривание макета сказки «Репка»: фигурки персонажей сделаны из солёного теста, репка расположена в центре подставки в виде огорода, где на грядках «растут» разные овощи.
Проведение беседы:
- Что за место перед вами? (огород, участок)
- Как называется перекопанные участки земли, куда сажают семена? (грядки)
- Что растёт на грядках? (овощи, а именно горох, морковь, лук и др.)
- Какой овощ самый большой на макете? (репа)
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку: выполнить артикуляционную гимнастику по мотивам «Репки».
Старшая «Путешествие в страну профессий» Развитие связной речи: умения составлять рассказ о профессии. Включение ребят в игровую ситуацию при помощи ИКТ: дети занимают места в воображаемом автобусе и отправляются в путешествие. Перед ребятами - интерактивная доска, на которую проецируются изображения людей разных профессий. Перед каждым новым слайдом логопед зачитывает загадку, подтверждение правильного ответа или подсказка - картинка.
Подготовительная «Здравствуйте, земляне!» Развитие навыков речевого общения и связной речи. Создание сюрпризного момента: в начале занятия раздаётся стук и в группе появляются два инопланетянина. Это могут быть воспитанники другой группы в костюмах или изображения на интерактивной доске. Инопланетяне приветствуют ребят и сообщают, что их летательный аппарат сломался. Гости просят о помощи, а починить космолёт можно только при помощи решения специальных задач.

Изучение необычных наглядных материалов создаёт положительную мотивацию к предстоящему занятию

Видео: открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»

Организация логопедических занятий

Поговорим о проведение фронтальных и подгрупповых занятий учителем-логопедом.

Логопедические занятия имеют чёткую структуру, которая немного отличается от построения занятий в общеобразовательных группах. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, синтезирует коррекционные методы и обучающие, что отражается в плане занятий:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирующее начало.
  3. Повторение.
  4. Обучающий этап (новый материал).
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия (выводы и впечатления).

Видео: фрагмент подгруппового логопедического занятия на закрепление материала

На логопедическом занятии педагогом используются специальные приёмы для нормализации речевых способностей. Эти техники применяются во всех возрастных группах по принципу «от простого - к сложному».

Таблица: логопедические приёмы

Название приёма Описание Коррекционно-развивающие задачи Примеры упражнений
Артикуляционная гимнастика Упражнения на укрепление мышц и совершенствование работы органов, участвующих в речевом процессе:
  • языка;
  • нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика проводится регулярно (в идеале - ежедневно утром и вечером), перед зеркалом.

Тренировка правильных движений органов артикуляционного аппарата.
  • Гимнастика-сказка «Лиса и колобок»
    Бежала лиса по лесу.
    Хвостиком махала. (Язык вправо-влево).
    Навстречу ей колобок (надули щёки).
    Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).
    И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок
    И спой свою песенку. (Язык чашечкой).
    Колобок сел лисе на язычок,
    Алиса его и проглотила. (Убрать чашечку в рот)
  • Статическое упражнение «Киска сердится»Мы хотим сейчас признаться,Все мы любим улыбаться.Растягиваем губки,За ними прячем зубки.(Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.Удерживать данную артикуляционную позу под счёт до 15.)
Песочная терапия Упражнения (в т. ч. в игровой форме) с сухим и влажным песком:
  • пересыпание;
  • выдавливание и рисование узоров на поверхности;
  • лепка изображение по типу орнамента (полувыпуклых).
Стимулирование речевых рецепторов в коре головного мозга через сенсорные упражнения; развитие эмоционально-волевой сферы.
  • Создать пальцами, костяшками пальцев, рёбрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи.
  • Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведёрко.
  • Игра «Мои друзья». Ребёнок выбирает фигурки и называет их именами своих друзей. В процессе воссоздания заданной ситуации будет сделано много открытий. В процессе игры преодолеваются трудности общения в реальной жизни.
Дыхательная гимнастика Упражнения на укрепление дыхательной мускулатуры. Формирование правильного речевого дыхания, развитие силы голоса.
  • Упражнение «Как мыши пищат?»Мышка вылезла из норки,Мышка очень хочет есть.Нет ли где засохшей корки,Может, в кухне корка есть?Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: вдохнуть носом, на выдохе сказать: «Пи-пи-пи-пи!»Повторить 3–4 раза.
  • Упражнение «Насосик»
    Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3–4 раза.
Логопедический самомассаж Упражнения на внешнее стимулирование мышц речевого аппарата:
  • растирание;
  • поглаживание;
  • растягивание;
  • похлопывание.
Подготовка мышц к активной работе (перед артикуляционной гимнастикой).
  • Поглаживание
    Погладим мы с тобою губы,Верхнюю и нижнюю.Раз, два, три, четыре, пять -Гладим губы мы опять.
  • Растирание
    Растираем губки мы -И считаем до пяти.Раз, два, три, четыре, пять -Губки нужно растирать.
  • РазминаниеРазминаем губы наши -Выполняем всё под счёт.Раз, два, три, четыре, пять -Губы будем разминать.
Логосказки Инсценировка рассказываемой логопедом сказки при помощи различных действий:
  • движения пальчиками или кистью руки;
  • мимикой;
  • звукоподражанием и др.
Коррекция речевых дефектов через игру-драматизацию.
  • Фрагмент сказки о котёнке (для шипящих звуков):
    У девочки Маши жил пушистый котёнок (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизинец подняты вверх). Каждое утро Маша месила тесто (Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. Пальцы сжимать в кулак и разводить в стороны) и пекла блины (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти. Ладони обеих рук класть на стол и переворачивать тыльной стороной).

На одной из консультаций для родителей логопед рассказывал о силе воздействия логосказок на способности детей и их эмоциональное состояние. Ребёнка с малых лет увлекают сказки с их волшебными героями и местами. Сын любит сказки, в которых персонажи шалят, нарушают какой-либо запрет и ищут решение возникшей проблемы. И постепенно к изучению букваря мы подключили технику логопедических сказок. Я заранее находила в сказочные тексты, где главные герои - буквы и звуки. Добавляла задания по проблемной для нас теме - произношение шипящих и сонорных согласных:

Буква Ш пыталась освободить проход к тайной дверце. Поможем ей сдуть шарики, преграждающие путь! (Сдуваем ватные шарики со стола.)

Кажется, в темноте кто-то есть. Ш-ш-ш-ш…

Видео: артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логопедические упражнения, игры, логосказки обычно имеют сопровождение в стихотворной форме. Их содержание согласуется с темой занятия.

Картотека логопеда

Логопедические занятия планируются в течение месяца в рамках нескольких лексических тем. Каждая тема включает в себя новые слова. Это не только существительные, но и другие части речи и их формы. Если младшие дошкольники знакомятся с существительными, прилагательными и глаголами, то старшие дошкольники способны образовывать словоформы (например, уменьшительно-ласкательные слова).

Примерное распределение тем по месяцам:

  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Мебель».
  • Октябрь: «Овощи-фрукты», «Бытовая техника, электроприборы», «Одежда», «Обувь».
  • Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Спорт».
  • Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
  • Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
  • Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии», «Космос».
  • Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
  • Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
  • Май: «Лес», «Поле-луг», «Ягоды-грибы», «Деревья».

Видео: фронтальное занятие на тему «Овощи» в старшей группе

Также логопедические занятия проводятся на основе народных сказок и художественных стихотворений.

Примеры тем логопедических занятий по литературным текстам:

«Муха-Цокотуха»,

«Мойдодыр»,

«Колобок»,

«Айболит»,

«Буратино»

Видео: отрывок логопедического занятия «Сказочное путешествие с колобком»

Учитель-логопед составляет картотеки по темам занятий и направлениям коррекционной работы:

  1. Карточки с пятиминутками (комплекс сенсорных упражнений, игр, загадок, гимнастики).
  2. Мнемотаблички (памятки с картинками) для развития связной речи.
  3. Коллекция фонематических потешек.
  4. Подборка скороговорок/чистоговорок.

Фотогалерея: логопедические пятиминутки

Логопедические упражнения на лексическую тему «Профессии» Логопедические упражнения на лексическую тему «Перелётные птицы» Логопедические упражнения на лексическую тему «Зима» Логопедические упражнения на лексическую тему «Мебель» Логопедические упражнения на лексическую тему «Посуда» Логопедические упражнения на лексическую тему «Новый год» Логопедические упражнения на лексическую тему «Аквариум и его обитатели» Логопедические упражнения на лексическую тему «Насекомые» Логопедические упражнения на лексическую тему «Весна»

Фотогалерея: мнемокарточки

Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о бытовом приборе Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о дереве Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о цветке Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о домашнем животном Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о насекомом Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о предмете мебели Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о диком животном Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о посуде Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о фрукте или овоще

Фотогалерея: фонематические потешки

Потешка на различение фонем П-Г Потешка на различение фонем М-Л Потешка на различение фонем К-Д Потешка на различение фонем П-Т Потешка на различение фонем К-Р Потешка на различение фонем Ш-Л

Фотогалерея: скороговорки на автоматизацию звуков

Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ч) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (р) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ш) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ц) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (с) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ж)

Таблица: примерный временной план логопедического занятия

Группа Оргмомент + мотивирующее начало Повторение Физкультминутка или подвижная игра Обучающий этап Закрепление + рефлексия Общая длительность занятия
Младшая 2 минуты 2–3 минуты 3 минуты 5 минут 2 минуты 15 минут
Средняя 3 минуты 3 минуты 4 минуты 7 минут 2–3 минуты 20 минут
Старшая 4 минуты 4–5 минут 4 минуты 8 минут 4 минуты 25 минут
Подготовительная 5 минут 5–6 минут 5 минут 10 минут 4 минуты 30 минут

Таблица: фрагмент конспекта логопедического занятия О. Саженковой «Сказка о том, как солнышко потеряло свои лучики» (подготовительная группа, ОНР)

Этап занятия Содержание
Мотивирующее начало Сегодня мы с вами отправляемся в сказку. И, конечно, дорога в сказку будет полна неожиданностей. А чтобы начать наше путешествие нужно произнести волшебные слова:
К нам пришла весна
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Повторение Ребята, давайте и подумаем, как помочь солнышку вернуть лучики. Мы будем выполнять задания, которые Весна нам приготовила, а за правильные ответы будем получать лучики, которые вернём нашему солнышку.
Для начала давайте разделим слова «солнышко» и «весна» на слоги и найдём все гласные буквы в этих словах.
(Дети выполняют задание).
Физминутка Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!
Утром солнышко встаёт, тёплый лучик детям шлёт (дети встают, разводят руками).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи).
Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками)
Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями).
Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеёк).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают).

На занятии создаётся проблемная ситуация, когда детям нужно выполнить задания, чтобы помочь солнышку вернуть лучики

Раздаточный материал по логопедии

В логопедическом кабинете организуется предметно-развивающая среда, в которой детям комфортно заниматься. В логопункте хранится много материалов, используемые во время занятий как фронтальных, так и индивидуальных. Предметы находятся в подписанных ящиках или контейнерах. Ребёнку позволяется взять для изучения логоматериал вне занятия (разумеется, с разрешения педагога).

Раздаточный материал для логопедических занятий делится на несколько категорий.

  • Массажные атрибуты для стимулирования рецепторов на кончиках пальцев: шарики, мячики, кольца, валики из резины и пластмассы.

    Материалы для развития мелкой моторики можно закрепить на карточках или дощечках, тогда их могут изучать даже самые маленькие дети

  • Дидактические игры: карточки и фигурки для выполнения заданий в развлекательной форме.

    Дети выполняют анализ состава слова помощью пенала и фишек для обозначения гласных и согласных звуков

Рабочая программа логопеда

Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) - воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.

Программа включает:

  • сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
  • Список актуальных задач;
  • календарно-тематическое планирование на год;
  • график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
  • план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
  • предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.
  1. Характеристика контингента воспитанников.
  2. Особенности организации деятельности логопеда.
  3. Организация предметной среды.
  4. Содержание рабочей программы.
  5. Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) первый год.
  6. Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) второй год.
  7. План-программа коррекционно-развивающей работы.
  8. Формирование навыков звукового анализа.
  9. Система мониторинга эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Оксана Курбанова http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-583606.html

Видео: структура рабочей программы учителя-логопеда

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Протокол самоанализа:

  1. Тема занятия, её раскрытие.
  2. Цели и задачи, их реализация.
  3. Предварительная работа, была ли полезна.
  4. Оборудование и материалы, удобство использования, интерес воспитанников.
  5. Модель занятия, активность и настроение детей на каждом этапе.
  6. Коррекционно-развивающие упражнения, их эффективность.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Составляющая занятия Анализ
Мотивация воспитанников Принцип мотивации к учению достигался через методы:
  • постановки законченных инструкций;
  • включение в занятие современных реалий;
  • создание условий для достижения, а не получения похвалы;
  • проблемные задания, познавательные вопросы.
Дидактические цели Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления).
Коррекционно-развивающие упражнения Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
  • включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций;
  • задания с опорой на несколько анализаторов.

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.