Лашенкойдеш — древнееврейский язык. История возникновения еврейского языка Древнееврейский язык

Вконтакте

Древнееврейский язык - первый язык евреев, распространённый в Древнем Израиле.

В течение 1-го тысячелетия до н. э. находился как в устном, так и в письменном употреблении, выйдя впоследствии из устного употребления.

Основным памятником древрееврейского языка является еврейское Священное Писание (Танах, Ветхий Завет), кроме него сохранились немногочисленные эпиграфические тексты и фрагменты Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова.

Классификация

Древнееврейский язык относится к ханаанейской группе северо-западной ветви семитских языков.

В ту же группу входят: современный иврит, финикийский и ряд малых языков Заиорданья: моавитский, аммонитский и эдомитский, а также субстратный язык амарнских писем из Ханаана и Финикии 2-го тысячелетия до н. э. Все они, кроме иврита, являются вымершими.

Лингвогеография

Территория распространения древнееврейского языка в целом соответствует современным границам Государства Израиль, включая , но исключая прибрежную полосу от до современного и к северу от современной , а также большую часть .

Кроме того, он использовался в Заиорданье и в юго-западной части современной Сирии.

На этой территории он был распространён вплоть до падения в 722 г. до н. э. и , где он сохранялся как язык внутригруппового общения.

После возвращения евреев из плена около 500 г. до н. э. древнееврейский язык ещё в течение нескольких веков сохранялся в Иудее, постепенно уступая место западноарамейским диалектам.

Диалекты

В языке эпиграфических памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты.

Письменность

Алфавитом древнееврейского языка служило палеоеврейское письмо, очень близкое к финикийскому, древнейшему алфавитному письму в мире.

Палеоеврейское письмо использовалось до последних веков 1-го тыс. до н. э., когда было вытеснено т. н. «квадратным», или «ассирийским», письмом, уже использовавшимся к этому времени для арамейских языков. Именно это письмо известно сейчас как еврейское письмо.

Собственно же палеоеврейское письмо сохранилось в несколько видоизменённой форме у самаритян, которые используют это т. н. самаритянское письмо исключительно для сакральных целей.

В данной статье примеры передаются в традиционной семитологической фонологической транскрипции.

Лингвистическая характеристика

Фонетика и фонология

Для древнееврейского языка характерно наличие 23 согласных фонем.

У неэмфатических взрывных фонем /p, t, k, b, d, g/ были щелевые аллофоны, употребление которых в некоторых позициях уже свидетельствовало о превращении их в самостоятельные фонемы.

Простой латерал ŝ МФА [ɬ] ещё сохранялся. По сравнению с прасемитским состоянием исчезли межзубные согласные, один из латеральных согласных (эмфатический) и увулярные.

Вокализм представлен 7 полными фонемами /å, a, ä, e, i, o, u/ и 4 редуцированными (ə, ă, ĕ, ŏ), фонологический статус которых не вполне ясен.

Ударение было фонологически релевантным, хотя в большинстве случаев падало на последний слог.

Грамматика

В отличие от древнейших семитских языков Месопотамии, существительные в древнееврейском языке не изменяют окончаний при склонении, тем не менее, в древнееврейском принято выделять три падежа: именительный, родительный и винительный.

Падеж определяется предлогами, порядком слов в предложении и другими синтаксическими связями.

Различают существительные мужского и женского рода, которые могут быть в единственном, множественном и двойственном числе.

Глагол в древнееврейском языке обладает развитой системой времен, аспектов, определяющих протяженность ситуации во времени, и типов действия (нем. Aktionsart).

Аспект глагола может иметь несовершенную (традиционно называемую «имперфект») или совершенную («перфект») форму.

Тип действия определяет залог, переходность, возвратность и др., и осуществляется с помощью глагольных форм, называемых «породами» или «биньянами».

Глагол в перфекте описывает действие извне, рассматривая его как единое целое. Действие, выраженное перфектом, может быть как в прошлом, так и в будущем или настоящем.

Имперфект обозначает действие в ходе его совершения, говорящий видит ситуацию продолжающейся, а себя - внутри неё. Имперфект также может обозначать действие в настоящем, в прошлом и в будущем.

В ходе развития языка перфект стал использоваться только для обозначения действия в прошлом, а имперфект - в будущем.

Древнееврейский повествовательный текст включает цепочки простых предложений, соединенных союзом «и».

Цепочки прерываются диалогами или описниями, за которыми вновь появляется цепочка последовательных действий.

Для образования цепочек служит глагольная форма, называемая «перевернутый имперфект»: присоединение к глаголу союза «и» превращает совершенный аспект глагола в несовершенный, и наоборот, чем и объясняется название.

Древнееврейская поэзия использует ритмический размер и параллелизм: стихотворная строка состоит из двух перекликающихся полустиший:

Вразумитесь, цари! Научитесь, судьи земли! (Псалом 2:10)

Библейская поэзия обычно свободна от рифмы. Как и классическая русская поэзия, уже древнееврейская поэзия прибегает к использованию архаических форм для придания особого, торжественного звучания поэтической речи.

ДРЕВНЕЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК, язык, распространённый в древней Палестине. Приблизительно до 2 века находился как в устном, так и в письменном употреблении, затем использовался как письменный язык евреев средних веков и Нового времени. Искусственно возрождённая форма древнееврейского языка - иврит. Древнееврейский язык зафиксирован в эпиграфических памятниках (с конца 10 века до нашей эры) и в своде текстов, сформировавших к 3 веку до нашей эры канон Ветхого Завета. Древнееврейский язык последних веков до нашей эры и первых веков нашей эры отражён в ранней раввинистической литературе (так называемый мишнаитский древнееврейский язык).

Древнееврейский язык относится к ханаанейской подгруппе семитских языков. В языке эпиграфических памятников выделяют израильский (северный) и иудейский (южный) диалекты; в Ветхом Завете географическая вариативность языка не прослеживается. Языковая специфика архаической поэзии (например, Песнь Деворы в 5-й главе Книги Судей) и поздних прозаических памятников (книги Ездры, Неемии, Есфири и др.) обусловлена временем создания этих памятников и их жанровыми особенностями.

В консонантизме древнееврейского языка 23 фонемы (утрачены прасемитские межзубные, эмфатический латерал, увулярные; сохраняется неэмфатический латерал ŝ). Все согласные, кроме гуттуральных и r, могут быть удвоены. Глухие и звонкие смычные фонемы (р, t, k, b, d, g) имеют спирантные варианты с тенденцией к их превращению в самостоятельные фонемы. В вокализме 7 полногласных фонем (å, а, ä, е, i, о, u) и 4 редуцированные (ǝ, ă, å, а), фонологический статус редуцированных гласных (в частности, характер оппозиции «ǝ - нулевой звук») не вполне ясен. Ударение фонологически значимо (сравни bǻnu ‘в нас ‘ - bǻnú ‘они построили ‘), хотя большинство словоформ имеют ударение на последнем слоге. Подвижность ударения при словоизменении обусловила возникновение сложной системы вокалических чередований.

В именной морфологии - противопоставление мужского рода (не маркирован) и женского (с показателями -å, -Vt), единственного и множественного числа (показатель мужского рода -im, женского - -ot). У некоторых типов имён при образовании множественного числа наблюдается аблаут (сравни mäläk ‘царь ‘ - множественное число målåkim). Показатель двойственного числа -аyim присоединяется к ограническому кругу лексем. Падежные отношения выражаются аналитически (прямой объект оформляется предлогом?et; принадлежность - соположением вершинного и зависимого имени, иногда с фонетическими изменениями: dåbår ‘слово ‘, dåbar dawid ‘слово Давида ‘). Имеется окончание -å с направительным значением (уаmm-å ‘к морю ‘). Определённый артикль имеет вид ha-.

В глагольной морфологии - редуцированная система пород (5 пород), «внутренний» (апофонический) пассив, суффиксальное (перфект) и префиксальное (имперфект) спряжения, выражающие значения прошедшего и будущего времени (сравни kåtab ‘он написал ‘ - yiktob ‘он напишет ‘). Значение настоящего времени выражается активным причастием (hu koteb ‘он пишет ‘). В повествовательном тексте сочетания форм перфекта и имперфекта с союзом wå/wa ‘и ‘ имеют значения, противоположные значениям этих форм без данного союза: сравни wǝkåtab ‘он напишет ‘ (wǝ с перфектом) - wayyiktob ‘он написал ‘ (wa с имперфектом); интерпретация этого явления остаётся спорной. Имеются наклонения: императив (kǝtob ‘напиши ‘), когортатив (только в 1-м лице: ?äšmǝr-å ‘да сохраню я ‘), у некоторых глаголов - юссив (сравни имперфект уåkum ‘он встанет ‘ - юссив уåkom ‘пусть он встанет ‘). 2 инфинитива - сопряжённый (kǝtob), абсолютный (kåtob).

Нейтральный порядок слов - «подлежащее + сказуемое» в именном предложении, «сказуемое + подлежащее + (прямое дополнение)» в глагольном. Зависимые слова следуют за вершинными.

В лексике: арамеизмы, заимствования из аккадского языка, древнеегипетского языка, древнеперсидского языка, в мишнаитских памятниках - грецизмы и латинизмы.

Эпиграфические памятники древнееврейского языка записаны близким к финикийскому письму палеоеврейским письмом (консонантным алфавитом с ограниченным применением знаков W, Y и Н для передачи гласных), вышедшим из употребления в последние века до нашей эры и сменившимся так называемым квадратным письмом (смотри Западносемитское письмо). В середине 1-го тысячелетия нашей эры для последовательной передачи гласных фонем была разработана система диакритических знаков.

Лит.: Gesenius W., Kautzsch Е. Gesenius ‘ Hebrew grammar. Oxf., 1910. L., 1985, Joüon Р., Muraoka Т. А grammar of Biblical Hebrew. Roma, 1991-1993. Vol. 1-2.

Словари: Brown F., Driver S. R., Briggs С. А. The Hebrew and Aramaic lexicon. Boston, 1906. Peabody, 1996; Kohler L., Baumgartner W., Stamm J. J. The Hebrew and Aramaic lexicon of the Old Testament. Leiden а. о., 1994-2000. Vol. 1-5.

Краткий самоучитель древнееврейского языка

Древнееврейский язык относится к семитской группе языков, в которую входят также (финикийский, арамейский, арабский, и др.). В последствии греки заимствовали письмо у финикийцев, а уже от греческого алфавита произошли латиница и кириллица/глаголица. Письменность на еврейском языке является одной из первых на земле. Предполагается что первые тексты вошедшие в Ветхий завет были датированы 1200 г. до н.э. Первая же письменность на этом языке зародилась в середине II-го тысячелетия до н.э.

В силу того, что писали тогда преимущественно на камне путём выбивания знаков каким-либо заострённым предметом удерживаемым левой рукой и ударами молотка зажатого в правой руке – писать было проще не с лево на право, а с права на лево. При этом не было разделения на заглавные и строчные буквы. Также, учитывая несовершенство и сложность письма – выбивались только буквы соответствующие согласным звукам. Например, слово “Человек” при такой системе письма было бы записано как “КВЛЧ”, а слова “Дом”, “Дома”, “Дама” были бы записаны одним и тем же образом – “МД”. Навык же правильного чтения текстов передавался изустно.

С середины I тыс. н.э. еврейские учёные (масореты – от еврейского слова “масора”, что значит предание) стали обозначать гласные с помощью особых диакритических значков, проставленных в библейском тексте. Общепринятой стала Тивериадская система обозначения гласных, получившая своё имя от города Тиверии на берегу Геннисаретского озера, где жили наиболее известные масореты (VIII-X вв.).

До конца I в.н.э., как показывают свитки Мёртвого моря, разные рукописи Библии сильно отличались друг от друга. С конца I в.н.э. все еврейские общины, где бы они не находились, стали пользоваться списками Библии почти тождественными друг другу - по крайней мере в том, что касается согласных букв.

Когда в XVI в., под влиянием гуманизма и Реформации, среди ученых христианской Европы пробудился интерес к древнееврейскому языку, им пришлось столкнуться с серьёзной проблемой. Оказалось, что в разбросанных по всему миру еврейских общинах сложились непохожие друг на друга традиции чтения священных текстов. Доминировали в то время ашкеназская и сефардская. Основанное на сефардской традиции произношение древнееврейских звуков (Рейхлиновое чтение) стало общепринятым в европейских университетах. Эта же фонетика была положена и в основу фонетики возрождённого в XX в. иврита.

Обозначение согласных букв на письме (в скобках указывается вариант написания символа находящегося в конце слова):

Написание

Произношение

בּ

גּ

דּ

ךּ) כּ)

ך) כ)

ם) מ)

ן) נ)

-

ףּ) פּ)

ף) פ)

ץ) צ)

שׂ

שׁ

תּ


Обозначение гласных на письме на примере буквы בּ . Стремясь сохранить неизменным основной текст Писания, масореты обозначали гласные различными комбинациями чёрточек и точек под и над буквами:

Написание

Произношение

בִּ

בֵּ

בֶּ

בַּ

בָּ

А или О

בֹּ

בֻּ

בְּ

בֱּ

בֲּ

בֳּ

Правила прочтения достаточно громоздки и, к сожалению, не могут быть детально освещены в столь кратком изложении. Вместе с тем, в текстах подстрочника и прилагаемых симфоний для всех слов написанных на иврите приводятся облегчённая транслитерация на русский язык.

Исследования лингвистов привели к выводу, что языки объединены в группы. Древнееврейский язык входит в семитскую группу и является её фундаментом. По приданиям он считается священным, так как:

— именно на нём Бог говорил со своим пророком Моисеем;

— на этом языке на каменных скрижалях были написаны 10 заповедей;

— на этом языке (а также частично на родственном ему арамейском) были написаны Священные писания, во многих странах именуемые Ветхим заветом или Танахом.

Происхождение древнего иврита

Новая британская энциклопедия в 1985 г. (стр. 567, том 22) утверждает, что самые древние записи на основных языках датируются 2 или самое позднее 3 тысячелетием до нашей эры. В других научных источниках также говорится о том, что древние языки были даже более сложными, чем нынешние (журнал «Science Illustrated», 1948 год). Специалисты по восточным языкам, проследив точку их возникновения, также пришли к выводу, что именно упомянутая в Библии земля Сеннаар стала исходной точкой возникновения этих языковых групп.

Заблуждение: «Все языки произошли из древнееврейского». Это неверно, так как сама Библия (в 11 главе книги Бытие) ясно показывает, что множество различных языков чудесным образом появилось в древнем Вавилоне, но до этого времени люди говорили на одном языке - впоследствии используемом Авраамом и его потомками. По этой причине он и назван древнееврейским, хотя на нём говорили многие группы людей.

Доступный источник древнееврейского языка

Самый ранний источник информации на иврите - Библия. Начало её написания восходит ко времени Моисея и выхода израильтян из египетского рабства - концу XVI века до н. э. Хотя найдено много табличек на этом языке, утверждать их более раннее происхождении сложно. Как и другие древние языки, иврит предстаёт в законченном виде и содержит алфавит, правила грамматики и богатый словарный запас, позволяющий выразить всю гамму человеческих чувств и описать окружающий мир.

Сходство и различия

Основное сходство древнего иврита с другими языками - возможность обмена мыслями и чувствами, но вот способы обмена, алфавит, написание символов, построение фраз и многое другое существенно отличаются:

  • Иврит «лаконичен»: в нём всего 22 буквы, в написании слов отсутствуют гласные, способ передачи мыслей предельно прост и краток. При этом не теряются эмоциональность и красота за счёт разнообразия и силы глаголов.
  • Произношение звуков также отличается (гортанное «р», несколько вариантов произношения букв «х» и «г»).
  • Образность: вместо слова «берег» в древнееврейском языке, например, используется выражение «губа моря», вместо «гнев» - «широкие ноздри». Сделать буквальный перевод с такого языка не представляется возможным.

Влияние времени?

Факт, что со временем все языки меняются, но не все в одинаковой мере. Что касается иврита, то со времени написания Моисеем Торы и других частей Писаний на протяжении около 1500 лет изменений практически не было. Поэтому можно говорить о высокой «стабильности» этого языка. Да и жизнь евреев тогда вращалась вокруг Писаний, поэтому именно этот язык лежал в основе их коммуникации. В 1982 году был сделан вывод, что грамматика и лексика последних книг Библии почти не отличается от первых («Международная стандартная энциклопедия Библии» под редакцией Дж. Бромли).

Древних небиблейских текстов немного: Гезерский календарь, Самаритянские глиняные черепки, Силоамская надпись, остраконы из Лахиша, Мишна, нерелигиозные свитки из Кумрана (свитки Мёртвого моря) и некоторые другие. Сегодня интерес к древнему ивриту очень высок и его исследование принесло и ещё принесёт много интересных открытий, связанных с самыми древними культурами.

В переводе с древнееврейского Лешон hа-Кодеш — Святой Язык (или тайный, сокрытый). «Святой» он для евреев — потому, что образный , в отличие от идиша и иврита. Но многие евреи просто читают его, как алфавит, не знают образные значения, потому что к расшифровке текста допускаются только мужчины, и только после 40 лет; это у них называется , т.е. познание зашифрованной мудрости.

Форма письма лашенкойдеша

Форма письма лашенкойдеша отличается от других языков, которыми пользуются белые народы, жёлтые, красные, чёрные, отличается тем, что начертательные формы имеют иную, не Земную форму отображения . Начертание каждой буквы лашенкойдеша связано с прообразом звёздных структур, которые наблюдали предки древних евреев на своей прародине (на Земле Эден и Земле Нод).

* Т.е. раз они жили в другой Звёздной системе, то и созвездия у них были другие. Потому что начертательная форма наших буквиц тоже связана с определёнными созвездиями, допустим, созвездие Кассиопея — получились буквы W, M, ∑, З . Звёздное небо же вращается, и как бы начертательная форма меняется. Соединяем отрезками созвездие Большой Медведицы и получается рисунок, точно также они соединяют свои созвездия и получаются буквы.

Каждая буква лашенкойдеша имела 22 значения – 1 числовое и 21 образное (тайное, символьное, особое, божественное, элементарное и т.д.). Также определённые буквы выполняли роль математических знаков: сложение, вычитание, умножение и деление.

Совокупность написания букв давала три смысла:
1. Простой — для непосвящённых (или как они говорили: «для профанов»).
2. Символьный или образный — для посвящённых (или как они называли: «для адептов»).
3. Тайный — для особо посвящённых (их называли: «раввины», «раби», «магистры», «рахданиты» и т.д.). Т.е. это была группа особо посвящённых, которые знали информацию, а двум нижним уровням её не давали. Их любимая фраза во времена существования Римской империи была: «То, что положено Юпитеру, не положено быку» .

Написание текста происходило справа налево .

В еврейском алфавите 22 буквы, каждая буква имела свой особый статус: 3 буквы считались основными, 7 двойными (т.е. в обиходе они читались и мягко и твёрдо, или имеют обычную и конечную формы), и 12 простых букв.

Как правило, лашенкойдеш («еврейскую азбуку») записывали в круге, который делили на 12 частей (это простые буквы), в него вписывали (двойные буквы), а в центре звезды – треугольник (основные буквы).

* Зодиакальная и другие их системы (та же каббалистическая) – они были переделаны под наши, т.е. когда прибыли на Мидград, они привели свои системы в соответствие с теми знаниями, которые были у народов Мидгард-Земли. Поэтому сейчас в значениях их букв созвездия, которые можно видеть с Мидгарда. С кем бы они ни общались, они брали знания от каждого народа себе. И если воевали с каким-то народом, то в первую очередь уничтожали библиотеки, а всё необходимое для себя оставляли.

Образы лашенкойдеша

Даже в ульпанах… при изучении Каббалы дают всего три значения: числовое, таинственное и образное. Здесь перечислены 10 значений.

1. Алеф (основная). Числовое значение – 1. Таинственное значение – человек. Каббалистическое значение – точка опоры. Энергетическое значение – энергия жизни. Символьное значение – воля. Особое значение – корона. Божественное значение – господство над самим собой. Интеллектуальное значение – изнурение плоти. Вещественное значение – хитрость, жадность. Небесное значение – Солнце.

2. Бет (двойная). Числовое значение – 2. Таинственное значение — рот человека. Каббалистическое значение – таран. Энергетическое значение — энергия иных сущностей (вампирическая энергия). Символьное значение – знание. Божественное значение — мысль. Интеллектуальное значение — наука. Вещественное значение — высокомерие, зависть. Небесное значение – Луна. Особое значение — мудрость. Особо-таинственное значение — дом.
* Особо-таинственная форма этой буквы стала после перестройки 1991.

3. Гимель (двойная). Числовое значение — 3. Таинственное значение — берущая рука. Каббалистическое значение — мужская сила. Энергетическое значение — энергия космоса, (или энергия эфира). Символьное значение — действие. Особое значение — понимание. Божественное значение — нежность. Интеллектуальное значение — потребность наслаждений. Вещественное значение — сластолюбие. Небесное значение – Земля (планета).

4. Далет (двойная). Числовое значение – 4. Таинственное значение – грудь. Каббалистическое значение — женская сила. Энергетическое значение — энергия Души (или психическая энергия). Символьное значение — реализация. Особое значение — милосердие. Божественное значение — мудрость. Интеллектуальное значение — мощь. Вещественное значение — гордость. Небесное значение — Юпитер. Особо-таинственное значение — огонь.

5. Гхе (в иврите «Гэ»). Числовое значение — 5. Таинственное значение — дыхание. Каббалистическое значение — линия без начала и конца, т.е. круг. Энергетическое значение — сила размножения. Символьное значение — вдохновение. Особое значение — устрашение или правосудие, т.е. или то, или другое. Божественное значение — мистические грёзы. Интеллектуальное значение — желание отдыха. Небесное значение — Меркурий. Вещественное значение – леность (т.е. лень). Скрытное значение — объединение вечно-мужественного и вечно-женственного начала. Действие – умножение (т.е. буква выполняет ещё и роль знака).

6. Вау (любимое слово нынешней молодёжи, т.е. учат шестую букву еврейского алфавита). Числовое значение — 6. Таинственное значение — глаз, ухо. Каббалистическое значение — страх. Энергетическое значение — интуиция. Символьное значение – испытание. Особое значение — красота, гармония. Интеллектуальное значение — свобода. Вещественное значение — обжорство. Небесное значение — Дева. Особо-таинственное значение — Вселенский Бог. Божественное значение — Душевный голод. Арифметическое действие – деление.

7. Зайн . Числовое значение — 7. Тайное значение – стрела. Каббалистическое значение – Дьявольское Начало. Энергетическое значение – ангел-хранитель. Символьное значение – победа. Особое значение – победитель. Божественное значение – торжество. Интеллектуальное значение – желание победы. Вещественное значение — величие, гнев. Небесное значение – Стрелец. Особо-таинственное значение – Духи неких форм жизни. Элементарное значение – собственность.

8. Хет . Числовое значение – 8. Тайное значение – поле. Каббалистическое значение – Материнская сила (или Сила Жизни. У серых генофонд передаётся по маме, поэтому и материнская сила). Энергетическое значение – энергия Судьбы или энергия Кармы. Символьное значение – равновесие. Особое значение – слава, вечность. Божественное значение – правосудие. Интеллектуальное значение – приманка отталкивания (т.е. как бы призвать к себе отталкивающую силу). Вещественное значение – обещание, угроза. Небесное значение — Весы. Особо-таинственное значение – мировая гармония. Математическое действие – сложение.

9. Тет . Числовое значение – 9. Тайное значение – кровля (т.е. крыша). Каббалистическое значение – мировое равновесие. Энергетическое значение – сила разума. Символьное значение – благоразумие. Особое значение – основание зарождения. Божественное значение – осторожность. Вещественное значение – страх. Небесное значение – Нептун. Интеллектуальное значение – мудрость. Особо-таинственное значение – Дух-покровитель.
* Теперь понятно, откуда пошло выражение: «Тет-а-тет »? Т.е. как бы благоразумие против благоразумия, разум против разума, мудрость против мудрости, Дух-покровитель против Духа-покровителя.

10. Йод . Числовое значение – 10. Таинственное значение – указательный палец. Каббалистическое значение – Бог, бытие и небытие. Энергетическое значение – энергия созидания. Символьное значение – удача. Особое значение – царство, реализация, существо. Божественное значение – Вера, потенциальное проявление вечности. Интеллектуальное значение – просвещение в высших науках. Небесное значение – Козерог. Вещественное значение – мужество, жестокость. Скрытое значение – божественная мысль и божественная наука. Особо-таинственное значение – порядок. Математическое действие – вычитание.

11. Каф (двойная). Числовое значение – 20. Таинственное значение – рука сжимающая. Каббалистическое значение — призрак, Дух. Энергетическое значение – чёрная дыра. Символьное значение – сила. Особое значение – распространение могущества, силы, а также соединение. Божественное значение – сила. Интеллектуальное значение – работа (в смысле — гешефт). Небесное значение – Лев. Особо-таинственное значение – сила человеческая.

12. Ламед . Числовое значение – 30. Таинственное значение – рука разжимающаяся. Каббалистическое значение – мужество. Энергетическое значение – энергия 3-х ангелов. Символьное значение – насильственная смерть. Особое значение – распространение могущества знаний. Божественное значение – терпение. Интеллектуальное значение – нравственность. Особо-таинственное значение – жертва Духовная (искупительная жертва). Небесное значение – Уран. Вещественное значение – опыт, безпечность. Скрытное значение – могущество.

13. Мем (основная). Числовое значение – 40. Таинственное значение – женщина (отсюда и «мэм» в английском языке. Также, как «вундеркинд» — все думают немецкое слово, а это на идиш: вундер – «чудо», кинд – «ребёнок», т.е. чудоребёнок). Каббалистическое значение – женственность. Энергетическое значение – сила развития. Символьное значение – превращение человека. Особое значение – закон. Божественное значение – надежда. Интеллектуальное значение – любовь. Вещественное значение – разрушение. Небесное значение – Сатурн. Особо-таинственное значение – смерть и возрождение.

14. Нун . Числовое значение — 50. Таинственное значение – плод. Каббалистическое значение – абсолют. Энергетическое значение – сила знаний. Символьное значение – человеческое начало. Особое значение – сила познания. Божественное значение – умеренность. Интеллектуальное значение – движение. Вещественное значение – подвижность. Небесное значение – водолей. Особо-таинственное значение – гармония сочетаний.

15. Самех . Числовое значение – 60. Таинственное значение – змея. Каббалистическое значение – прогресс. Энергетическое значение – сила творчества. Символьное значение – рок. Особое значение – движение вперёд. Божественное значение – сокровенная наука (сокровенное — т.е. тайное, сокрытое). Интеллектуальное значение – красноречие. Вещественное значение — рок. Скрытое значение – сила, могущество, агрессия. Небесное значение – Марс. Особо-таинственное значение — магический змей (жезл Моше).

16. Айн . Числовое значение — 70. Таинственное значение – материальная связь. Каббалистическое значение – тайна Энергетическое значение – магическая сила.

17. Пэ . Понятие — устная передача знания. Смысл названия буквы — рот. Форма — голова в профиль с открытым ртом. Число — 80. Пространство — Меркурий. Время — четверг. Человек — левое ухо. Качество — власть. Архетип — Аарон. Канал — от Гебура к Ход.

18. Цади . Понятие — вера праведника. Смысл названия буквы — праведник; сторона, бок; охотиться. Число — 90. Пространство — Водолей. Время — месяц шеват. Человек — верхняя часть желудка. Качество — вкус. Архетип — Асир. Канал — от Гебура к Тиферет.

19. Коф . Понятие — парадокс святости, отчуждение трансцендентной божественной жизненной силы материальной сферой. Смысл названия буквы — обезьяна; окружать; касаться; сила. Число — 100. Пространство — Рыбы. Время — месяц адар. Человек — селезёнка. Качество — смех. Архетип — Неффалим. Канал — от Бина к Хесед. Вездесущность — искупление павших искр.

20. Рэш . Понятие — способность начать процесс исправления ейш (вещественности) Мироздания. Смысл названия буквы — голова, начало; бедный человек. Форма — затылок, видимый в профиль. Число — 200. Пространство — Сатурн. Время — пятница. Человек — левая ноздря. Дар — безмятежность. Архетип — Иосиф. Канал — от Тиферет к Йесод.

21. Шин . Понятие — колышущаяся, как пламя, изменчивость всех вещей происходит из вечного и неизменного Источника. Смысл названия буквы — зуб; год; изменение; безмятежность; спать; учить; два; острый. Форма — три штриха Вау поднимаются, как языки пламени, из общей исходной точки. Число — 300. Пространство — небо. Время — лето. Человек — голова. Качество — любовь, проявляющаяся как огонь. Архетип — Машиах Бен Йосеф. Канал — от Хохма к Бина.

22. Тав . Понятие — отпечаток, который вера в вездесущность бога оставляет на человеке; сверхсознательный опыт. Смысл названия буквы — знак; отпечаток; код. Форма — штрих Далет, как бы ставящий печать сверху на штрих Нун. Число — 400. Пространство — Юпитер. Время — суббота. Человек — рот. Качество — милость. Архетип — Давид. Канал — от Йесод к Малхут.