Образовательный портал - все для студента юриста. Предпосылки образования ссср Образование ссср предпосылки проекты значение кратко

Человеку свойственно периодически вспоминать прошлое, подсознательно сравнивая его образ с настоящим. Так происходит и сейчас: после исчезновения в 1991 году с арены огромной сверхдержавы - Союза Советских Социалистических Республик или СССР, ее часто вспоминают.

Граждане, заставшие те времена, в разговорах иногда упоминают, что было бы здорово возродить СССР. Хотя стремление к лучшей жизни присуще каждому, и люди предлагают оптимальное, по их мнению, решение, однако прежде чем заявлять о необходимости воссоздания Союза, следует хорошо разобраться, каковы причины образования СССР. Очевидно, что на пустом месте ничего возникнуть не может. Поэтому сейчас, как и тогда, должны быть выявлены предпосылки образования СССР. Рассуждать о будущем - занятие неблагодарное, оставим его философам. Мудрые люди говорят, что будущее туманно, если неизвестно прошлое. Однако мы сейчас можем вспомнить, каковы причины и, при необходимости, проанализировать историю.

Предпосылки были положены в далеком 1917 году, когда после свержения единовластия все чаще стал возникать вопрос организации власти. В 1919 году Центральная Комиссия РСФСР издает особый декрет, согласно которому Украина, Белоруссия, Литва, Латвия и Россия объединяются для противостояния мировому империализму.

Важно отметить, что каждая из этих республик оставалась независимой и сохраняла за собой право на самоопределение, а едиными становились, прежде всего, железнодорожная инфраструктура, а также военная, финансовая и хозяйственная составляющая. Вскоре, к 1922 году, к ним присоединились страны Закавказской Федерации, в том числе Армения, Грузия и Азербайджан. Фактически, это и есть дата образования СССР - 30 декабря вышеуказанного года.

Кстати, на тот момент в состав входили только 4 республики, остальные присоединились позже. Началась работа по созданию конституции (1923 год). В это же время в возникли Туркменская, Узбекская, Киргизская Советские республики, которые в 1925 году вошли в

Это было время больших перемен. То и дело возникал размежевания. Его причина крылась в том, что ареал расселения народностей часто не совпадал с географическими границами той или иной республики. Например, в Средней Азии существовали сразу несколько просоветских образований - Туркестанская АССР (образовалась в 1918 году) и еще две «народные» - Хорезмская и Бухарская республики. После ряда встреч и «перекроек» границ сформировались Туркменская, Казахская и Узбекская республики. Активно рассматривались способы сосуществования этих образований, предлагались различные проекты: от конфедерации до договорных взаимоотношений или, что и стало преобладающим, жесткого централизованного управления.

Интересно, что понятие единства и дружбы народов у представителей различных национальностей иногда в корне отличалось. К примеру, гордые представители Закавказья вообще редко образовывали союзы. Однако в данном случае объединение в рядах Советского Союза позволяло обезопасить свои границы от посягательств «соседей».

Подводя итог, укажем, каковы причины образования СССР:

Основная - это, конечно же, стремление партийных руководителей без войны получить огромную власть;

Взаимопомощь в восстановлении инфраструктуры, поврежденной во время ;

Единые управленческий орган и экономическая система открывали новые возможности для взаимодействия республик в рамках СССР;

Легкое решение вопроса защиты границ.

Зная, каковы причины образования СССР, легко понять, что наиболее важные составляющие объединения в настоящий момент отсутствуют. Кроме того, часто в список причин включают особую идеологию: в то время каждый человек стремился к созданию мирового социализма. Увы, даже здесь условие для воссоздания СССР не соблюдается.

ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

1. Экономические. Потребность в изменении внутриполитическо­го курса советского государства после окончания Гражданской войны была вызвана кризисом, который приобрел тотальный характер, затро­нув область экономических, политических и социальных отношений. Государственная политика распределения не выполнила задачу обес­печения городского населения продовольствием. Политика «военного коммунизма» придала развитию экономики односторонний характер и стала тормозом расширенного воспроизводства. Требовалось восста­новление разрушенного войной и «военным коммунизмом» хозяйства.

2. Социально-политические. Экономические проблемы тесно пе­реплетались с важнейшими вопросами политики, такими, как отноше­ние к советской власти.

Нежелание терпеть продразверстку привело к созданию повстанче­ских очагов в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане акти­визировались басмачи. В феврале - марте 1921 г. западносибирские повстанцы создали вооруженные формирования в несколько тысяч че­ловек. 1 марта 1921 г. ъспыхкуп мятеж в Кронштадте, в ходе которо­го выдвигались политические лозунги {«Власть Советам, а не партиям!», «Советы без большевиков!»). Прошли забастовки и демон­страции рабочих. С критикой чрезвычайных мер в экономике выступа­ли представители партий умеренных социалистов, поддерживавших с конца 1918 г. борьбу большевиков с белыми и интервентами.

В результате советский режим столкнулся с серьезным внутрипо­литическим кризисом. Возникла реальная угроза власти большевиков. В условиях отсутствия мировой революции только соглашение с кре­стьянством могло спасти положение. Вопрос об изменении экономиче­ского курса - замене продразверстки натуральным налогом - оказался в центре партийных дискуссий.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЭПА

1. Сущность нэпа (1921-1928). Начало этой политике положило решение о замене продразверстки натуральным налогом, принятое на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. Первоначально нэп рассматривался большевиками как «временное отступление», вызванное неблагопри­ятным соотношением сил. В разряд отступлений включался возврат к госкапитализму (в ряде отраслей экономики) и осуществление связи между промышленностью и сельским хозяйством на основе торговли и денежного обращения.

Затем нэп оценивался уже как один из возможных путей к социа­лизму через сосуществование социалистического и рыночного хозяй­ства и постепенное - при опоре на командные высоты в политике, экономике, идеологии - вытеснение несоциалистических хозяйст­венных форм. Это означало, что все крестьянство (а не только его бед­нейшая часть) становилось полноправным участником социалис­тического строительства.

2. Нэп означал прежде всего восстановление товарно-денежных отношений в торговле, промышленности, сельском хозяйстве. С целью восстановить промышленность и наладить товарообмен между городом и деревней предусматривалось:

Проведение частичной денационализации промышленности, развитие мелкого и кустарного производства;

Вводился хозрасчет, создавались хозрасчетные объедине­ния - тресты и синдикаты;

Произошел отказ от трудовых мобилизаций и уравнительной оплаты труда;

Создавались госкапиталистические предприятия - в форме концессий, смешанных обществ, аренды.

3. Финансовая политика в годы нэпа характеризовалась извест­ной децентрализацией кредитной системы (выделялись коммерческие кредиты).

Кредитная система. В1921 г. был воссоздан Государственный банк, позже возникли Торгово-промышленный банк, Российский ком­мерческий банк, Банк потребительской кооперации, сеть кооператив­ных и местных коммунальных банков. Созданный в 1924 г. Центральный сельскохозяйственный банк за 3 года выделил сельской кооперации кредитов на сумму 400 млн руб. Была введена система пря­мых и косвенных налогов (промысловый, подоходный, акцизы на това­ры массового потребления, местные налоги).

Денежная реформа (1922-1924) явилась наиболее действен­ной и самой «рыночной» мерой финансовой политики советской вла­сти того периода. Реформа стабилизировала финансовое положение. В обращение была выпущена устойчивая (конвертируемая) валю­та - червонец, который приравнивался к 10 дореволюционным золо­тым рублям. Важно, что реформа, проводившаяся финансистами с до­революционным стажем, устанавливала в качестве критерия размера эмиссии соотношение спроса и предложения.

4. Торговля. Новая экономическая политика продемонстрировала значительные экономические результаты, особенно в первые годы ее проведения. Развитие товарно-денежных отношений привело к восста­новлению всероссийского внутреннего рынка (воссоздавались круп­ные ярмарки - Нижегородская, Бакинская, Ирбитская и др.). Для оптовых сделок к 1923 г. было открыто 54 биржи. Быстро развивалась розничная торговля, на 3/4 находившаяся в руках «частников».

Промышленность.

Децентрализация. Реальные преобразования произошли в про­мышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тре­сты -- объединения одноотраслевых предприятий, получавших час­тичную хозяйственную и экономическую самостоятельность. В 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест. ВСНХ потерял право вмешиваться в текущую деятельность предприя­тий и трестов. Тресты объединялись в синдикаты, занимавшиеся сбы­том, снабжением, кредитованием. К концу 1922 г. 80% трестированной промышленности было синдицировано (к 1928 г. насчитывалось 23 синдиката).

В промышленности получила развитие аренда. Ряд предприятий был сдан иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-1927 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода, на основе которых выпускался 1% промышленной продукции.

Темпы роста промышленности. В результате в промышленно­сти прирост продукции в первые годы нэпа осуществлялся очень высо­кими темпами. В 1921 г. они составляли 42,1%; 1925 г. - 66,1%, 1926 г. - 43,2%, 1927 г. - 14,2%. Трестовский хозрасчет, даже огра­ниченный, позволял возродить тяжелую промышленность и транс­порт. К концу 20-х годов советская экономика в целом лишь немного отставала от довоенного уровня.

Нэп в сельском хозяйстве.

Продналог. Вводимый вместо продразверстки продовольствен­ный налог был установлен первоначально на уровне 20% от чистого про­дукта крестьянского труда, а затем снижен до 10% урожая и меньше и принял денежную форму. Налог был вдвое меньше разверстки, его раз­мер объявлялся заранее (накануне посевной) и не мог быть увеличен в те­чение года. Излишки, остававшиеся у крестьян, разрешалось продавать по рыночным ценам. Однако «отступление» проводилось постепенно, под нажимом обстоятельств. Право на свободную торговлю хлебом кре­стьянство получило лишь в августе -сентябре 1921 г. (до этого продажа была возможна лишь в пределах «местного оборота»), когда выясни­лось, что деревня не торопится со сдачей зерна государству.

В 1922 г. по новому земельному кодексу допускалась сдача земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), выделение крестьянина из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств (эта мера оказалась своевременной, поскольку в результате аграрной реформы 1917-1920 гг. практически все крестьяне вновь оказались в общине). Снимался за­прет с применения наемного труда и создания кредитных товари­ществ. Сокращалась общая сумма единого сельхозналога.

Развитие кооперации. В деревне происходило развитие различ­ных форм кооперации. Кооперативная собственность рассматривалась как форма социалистической собственности. В период нэпа коопера­ция стала самодеятельной организацией, которую характеризовало добровольное членство, паевые взносы, а также принципы материаль­ной заинтересованности и хозрасчета. Сельскохозяйственная коопера­ция объединяла 6,5 млн крестьянских хозяйств, на которые приходилась заготовка половины видов сырья, потреблявшегося госу­дарственной промышленностью, а также продвижение в деревню сель­хозмашин. Наблюдался рост сельскохозяйственной кооперации: в 1920 г. насчитывалось 12850 различных видов объединений (из них производственных-10521); в 1925 г. - 54813 (производствен­ных- 15178). Производственная кооперация включала в себя сель-хозкоммуны, артели, ТОЗы, совхозы - все главным образом бедняцко-середняцкие. Государственная и кооперативная торговля со­ставляла в 1924 г. - 47,3%; в 1927 г. - 65,4%.

Восстановление крестьянского хозяйства. Возрождение сель­скохозяйственного рынка, подъем промышленности, введение твер­дой валюты стимулировали восстановление российской деревни. К 1923 г. в основном были восстановлены посевные площади. В 1925 г. валовой сбор зерновых превысил на 20,7% уровень 1909-1913 гг. К 1927 г. был достигнут довоенный уровень в животноводстве. Начал развиваться экспорт за границу сельхозпродукции и сырья.

7. Социальные аспекты нэпа.

Уровень жизни народа. Отдельные экономические успехи спо­собствовали некоторому улучшению материального положения насе­ления. Была отменена обязательная трудовая повинность и сняты основные ограничения на перемену работы. В промышленности и дру­гих отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены та­рифы зарплаты, исключающие уравниловку. Реальная заработная плата рабочих заметно повысилась, составив к 1925-1926 гг. в сред­нем по промышленности 93,7% довоенного уровня. К дореволюцион­ному уровню приблизилось потребление пищевых продуктов.

Занятость. В 1924-1929 гг. возросла абсолютная численность безработных с 1,2 до 1,7 млн. человек, однако расширение рынка труда было еще более значительным. За тот же период численность рабочих и служащих увеличилась с 5,8 до 12,4 млн. человек. Продолжительность рабочего дня при этом равнялась 7 ч при 6-дневной рабочей неделе.

Произошли изменения в социальной структуре деревни. В 20-е го­ды на селе преобладали середняцкие хозяйства (свыше 60%), зажиточ­ных (развитие которых ограничивалось государством) насчитывалось 3-4%, бедняков - 22-26%, батраков - 10-11%.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В ГОДЫ НЭПА

1. Новое законодательство и юстиция. Новый экономический курс требовал соответствующего юридического обеспечения. В 1922 г. были приняты кодекс законов о труде, земельный и гражданский ко­дексы, подготовлена судебная реформа. Были отменены ревтрибуна­лы, возобновилась деятельность прокуратуры и адвокатуры. Еще раньше ВЧК, переименованная в Главное политическое управление (ГПУ), потеряла право внесудебного преследования.

2. Меры по ослаблению политической диктатуры. Первые меся­цы нэпа ознаменовались некоторой либерализацией общественно-по­литической и культурной жизни страны, центром возрождения которой становится Московский университет. Возобновилось издание альманахов, дореволюционных журналов, открывались частные изда­тельства; создавались товарищества поэтов, художников, независимые союзы писателей.

Начался процесс реэмиграции, в результате которого в Советскую Россию возвратилось более 120 тыс. беженцев.

3. Ужесточение политического режима. Однако речь шла лишь о частичных и временных мерах. 10 августа 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опас­ными», по которому комиссия при НКВД могла без суда выносить ре­шения о высылке и заключении в лагеря «социально неблагонадежных элементов». В 1924 г. такое же право получило особое совещание ОГПУ. Количество заключенных тюрем и концлагерей быстро росло. Практиковалась высылка за рубеж. Осенью 1922 г. была выслана боль­шая группа ученых, философов (всего около 160 человек). Репрессии затронули деятелей Русской православной церкви.

4. Взаимоотношения РКП(б) с другими политическими парти­ями и оппозицией.

Наметившаяся либерализация не коснулась взаимоотношений РКП(б) с другими политическими партиями. В стране сохранялся жесткий политический режим и идеологическая цензура. После окон­чания Гражданской войны особенно беспощадная борьба развернулась против социалистических партий.

8 декабря 1921 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло постановление, запрещавшее меньшевистской партии (РСДРП) заниматься полити­ческой деятельностью. Самых активных из ее числа предлагалось вы­сылать в административном порядке в непролетарские центры, лишив их возможности занимать выборные должности. Специальным комиссиям поручалось разработать вопрос об отстранении меньшевиков и эсеров из органов профсоюза, Наркомтруда, кооперативных и хозяйст­венных органов, что означало для РСДРП политическую гибель.

В1922 г. состоялся судебный процесс над лидерами партии эсеров, обвиненных в связях с Антантой, развязывании террора и организации покушения на Ленина. Резолюция XII Всероссийской конференции РКП(б) (4 -7 августа 1922 г) «Об антисоветских партиях и течени­ях» объявила все некогда существовавшие в стране демократические партии антисоветскими. В соответствии с этим ставилась задача «в сравнительно короткий срок окончательно ликвидировать партии эсе­ров и меньшевиков как политические факторы».

Борьба с внутрипартийной оппозицией. Постановление X съезда РКП(б) «О единстве партии» запретило фракционную деятель­ность, следствием чего стала борьба с инакомыслием внутри самой партии.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЭПА

1. В политической области. Главным противоречием нэпа стала попытка в условиях социально-экономических преобразований сохра­нить неизменным характер политической власти (диктатуру пролета­риата, однопартийность, отсутствие оппозиции, недопущение инакомыслия в партии, курс на полную «победу социализма в одной стране»). Сохранение недемократической избирательной системы (от­крытое голосование, многоступенчатые выборы на съезды Советов, лишение гражданских прав частников и торговцев-нэпманов) полно­стью противоречило самой сути экономической реформы.

2. В экономической области. Приоритет промышленности перед сельским хозяйством, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней составили еще одно противоречие нэповского периода, кото­рое перманентно грозило власти новыми конфликтами с крестьян­ством.

Первые проявления кризиса нэпа обнаружились уже в 1923-1924 гг. (кризис сбыта, «товарный голод» и т. д.). Кризисы были связаны с несо­вершенством новых форм хозяйствования и отсутствием твердых пра­вовых гарантий. Рост крупного товарного хозяйства в деревне сдерживался налоговой политикой государства. В 1922-1923 гг. от сельхозналога были освобождены беднейшие крестьяне - 3% хо­зяйств; в 1925-1926 гг. - уже 25%; в 1927 г. - 35%. Зажиточные же хозяева (9,6% крестьянских дворов) выплачивали 29,2% налогов и их рост продолжался.

Негативные последствия «ограничения кулачества как класса» отя­гощались регулярно проводимым советской властью уравнительным переделом земли, что влекло за собой общее дробление крестьянских дворов. Во второй половине 20-х годов стал сокращаться сбор хлеба, все большая часть земли переводилась под посевы технических куль­тур, не облагавшихся продналогом. Уже в 1925 г. - самом урожай­ном - государство столкнулось с хлебозаготовительным кризисом, что привело к усилению планово-административных начал в управле­нии экономикой.

Значительные проблемы возникли и в промышленности. К 1927 г. темпы ее роста резко замедлились. Ресурсы промышленного развития были исчерпаны. Восстановление имевшихся до 1917 г. заводов и фаб­рик завершилось к 1925 г., для дальнейшей модернизации и строитель­ства новых предприятий требовались новые капиталовложения.

3. Свертывание нэпа. На фоне экономических трудностей проис­ходило постепенное свертывание нэпа. В результате очередного заго­товительного кризиса советская власть фактически ликвидировала свободную продажу хлеба. Зимой 1927 г. специальные заградотряды «перехватывали» крестьянские обозы с зерном, перевозившимся к рынкам сбыта. В течение 1926-1927 гг. хлебный рынок был оконча­тельно ремонополизирован, а рыночный механизм ценообразования был заменен на директивный.

В 1926 г. в результате отхода от принципов денежного обращения, введенных в 1922-1924 гг., червонец перестал конвертироваться, пре­кратились операции с ним за границей, чем был нанесен удар по между­народной репутации СССР. К концу 20-х годов закрылись товарные биржи, оптовые ярмарки, был ликвидирован коммерческий кредит. Была проведена национализация многих частных предприятий.

ВЫВОДЫ

1. Новая экономическая политика, рассчитанная на привлечение к сотрудничеству всего российского крестьянства, показала в послево­енный период свою эффективность.

2. Вместе с тем обнаружились многие внутренние социально-эко­номические проблемы. Нэповская система переживала кризисы с оп­ределенной цикличностью. Низкая товарность приводила к снижению объема экспорта сельскохозяйственной продукции, что немедленно сказалось на импорте оборудования для индустриализации.

3. С середины 20-х годов началось свертывание сферы рыночных отношений, произошло усиление централизации экономической жиз­ни и административных методов хозяйственного руководства. К концу 20-х годов руководство страны оказалось перед очередной альтернати­вой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступле­ние в сфере экономики (углубление нэпа), либо курс на «полную и окончательную победу» новых социалистических отношений. Был

выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от нэпа, а следовательно, от учета интересов кресть­янства.

Некоторые историки считают нэповскую экономику идеальной моделью «социалистической рыночной экономики», подтверждением чему, с их точки зрения, служит первый пятилетний план с его акцентом на сбалансированном росте, который рассматривается как альтернатива сталинскому курсу индустриализации. Авторы другой точки зрения на основе анализа противоречий и кризисов нэпа приходят к выводу об ограниченности рыночной тенденции в годы нэпа и отсутствии каких-либо перспектив для ее развития в будущем.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ СССР

1. Идеологические. Октябрьская революция 1917г. привела к рас­паду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего едино­го государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объедини­тельного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересо­ваны в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

2. Политические. В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпо­сылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большин­стве республик власть принадлежала национальным коммунистиче­ским партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объе­динении.

3. Экономические и культурные. Потребность объединения дик­товалась также общностью исторических судеб народов многонацио­нального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Между отдельными районами страны исторически сложилось эко­номическое разделение труда: промышленность центра снабжала рай­оны юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменно­го угля, железной руды и т. д. Значение этого разделения возросло по­сле окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономиче­ской отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шер­стяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны.

4. Основные принципы национальной политики советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя:

Принцип равенства всех наций и народностей;

Признание права наций на самоопределение,

которые были провозглашены в «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.) и «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» {январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявля­лись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения на­родов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инород­цев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам нацио­нальностей, который возглавил И.В. Сталин. Соответствующие струк­туры появились в составе ЦК РКП(б) - Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро.

  • А) совокупность форм и методов образования и использования

  • ктябрьская революция привела к распаду Российской империи. После гражданской войны образовалось 6 формально суверенных советских республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР. В 1922 году три Закавказские республики были объединены в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР).

    1. Политические предпосылки: единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления.

    2. Исторические предпосылки: общность исторических судеб народов многонационального государства, наличие многолетних экономических и культурных связей.

    3. Внешнеполитические предпосылки : Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения.

    Республики были связаны с РСФСР военно-политическими, военно-экономическими и дипломатическими союзами, единой Красной Армией.

    Военно-политический союз советских республик сложился летом 1919 года. 1 июня 1919 года был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции.

    Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР (Всероссийский совет по народному хозяйству) фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана.

    Дипломатический союз. В феврале 1922 года в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе (в апреле 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

    Формы объединения республик и образование Союза ССР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней :



    1. республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.);

    2. областную – 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономия Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

    Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий. К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины.

    Ленин – председатель Совнаркома СССР – также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

    30 декабря 1922 года состоялся первый Всесоюзный съезд Советов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) – верховный орган власти в период между съездами.

    В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР , согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

    1. Союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ).

    2. Унифицированные (на союзном и республиканском уровне).

    3. Республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

    Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.

    Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

    · образование новых союзных республик,

    · изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей,

    · усиление роли центра, союзных органов власти.

    В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и республики – Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР.

    В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г., после завершения войны с Финляндией, были присоединены новые территории к Карельской АССР, и она была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

    Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

    Предпосылки образование СССР Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской. Этапы образования СССР С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации. Возникновение и нарастание конфронтации Всё это в скором времени привело к возникновению разногласий между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
    Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В.Куйбышев. Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь. Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи. «Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма .
    Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе. Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца. Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны. Всё остальное принадлежало к сфере управления республик. Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин. Значение образования СССР Финансовое и экономическое развитие
    Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Это способствовало развитию экономики, культурных отношений и позволило начать избавляться от перекосов в развитии отдельных республик. Характерной чертой становления национально ориентированного государства стали усилия правительства в вопросах гармоничного развития республик. Именно для этого с территории РСФСР в республики Средней Азии и Закавказья были перемещены некоторые производства с обеспечением их высококвалифицированными трудовыми ресурсами. Проводилось финансирование работ по обеспечению регионов путями сообщений, электричеством, водными ресурсами для орошения в сельском хозяйстве. Бюджеты остальных республик получали дотации от государства. Социальное и культурное значение
    Принцип построения многонационального государства на основе единых стандартов оказал позитивное влияние на развитие в республиках таких сфер жизнедеятельности, как культура, образование и здравоохранение. В 20-30-х годах повсеместно в республиках строятся школы, открываются театры, развиваются средства массовой информации и литература. Некоторым народам учёными разработана письменность. В здравоохранении делается упор на развитии системы медицинских учреждений. Например, если в 1917 году на весь Северный Кавказ приходилось 12 клиник и всего 32 врача, то в уже 1939 году только в Дагестане наличествовало 335 врачей. При этом 14% из них были из состава исконной национальности. Причины образования СССР Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
    Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов. Положительные и негативные стороны вопроса Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

    19. Оформление советской политической системы в 1920-е гг. Внутрипартийная борьба. Рост личной власти Сталина.

    С окончанием ГВ противоречия в политической жизни страны не ослабились. Налаживание мирной жизни многие участники политического процесса, как в рядах правящей партии, так и за её пределами представляли по-разному. В РКП(б) эти различия наглядно проявлялись в дискуссии о профсоюзах. Сторонники «демократического централизма» (Сапронов, Осинский) считали предстоящий период развернутого хозяйственного строительства немыслимым без коллегиального управления промышленными предприятиями, невмешательства партии в работу Советов, свободу создания групп и фракций в самой партии. Лидеры «рабочей оппозиции» (Шляпников, Коллонтай) , пропагандировавшие сходные анархо-синдикалистские идеи, требовали невмешательства ЦК РКП(б) в работу советских и профсоюзных органов, полного отказа от назначений работников на эти должности. Противоположную позицию в этом вопросе занял Троцкий . Он и его сторонники основной целью Советской власти полагали подготовку к «революционной войне», всемерное подталкивание мировой революции. И предлагали превратить страну в военный лагерь, милитаризовать её, резко ограничить демократизм, «держать в узде» многомиллионное крестьянство, которое, по теории перманентной революции, является враждебной социализму силой. Предлагалось «перетряхнуть», слить с хозяйственными органами, фактически превратить в придаток государства и профсоюзы, а военизированные методы внести в практику работы других общественных организаций. В начале 1921 г т. з. Ленина, Сталина, Зиновьева, Каменева – профсоюзы являются «школой коммунизма». Главные методы работы – убеждение, задача: мобилизация трудящихся на восстановление промышленности. Победил Ленин, победа далась нелегко. 1-м из её результатов стала принятая на 10 съезде резолюция «О единстве партии», предусматривающая роспуск всех группировок и недопущение каких-либо фракционных выступлений. Невыполнение этого влекло «безусловное и немедленное исключение из партии». Резолюция была направлена г. о. против Троцкого, выдвинувшегося за гг ГВ на роль 2-го по влиятельности человека в Советской России. На мартовском пленуме 1921 г ленинцы значительно укрепили свои позиции, численность ЦК увеличилась с 19 да 25. Членом Политбюро назначен Зиновьев вместо Крестинского, новым кандидатом в члены Политбюро стал Молотов. Полностью обновился Секретариат ЦК. С сер. 1921 г контакты Ленина и Троцкого на заседаниях Политбюро приобретали все более конфликтный характер. В июле 1921 г предпринималась попытка удалить Троцкого из Москвы на работу наркомом продовольствия Украины. В этой связи летом 1921-го полномочия секретаря ЦК был фактически наделен наиболее последовательный оппонент Троцкого Сталин. 22 авг. Политбюро поручило ему общее руководство работой отдела агитации и пропаганды ЦК РКП(б), а 13 сент. обязало «около ¾ своего времени уделять работе». Власть стала сосредотачиваться в руках триумвирата Зиновьев, Сталин и Каменев. На укрепление руководящей роли коммунистической партии были направлены меры по ликвидации остатков многопартийности в стране. Гонения против непролетарских партий в 1921 г приняли характер открытой репрессии, хотя эти партии заявили о лояльности к Советской власти. В 1921 г арестованы активные анархисты. В марте объявил о самороспуске еврейский рабочий союз, примыкавший к меньшевикам. В к 1921 г началось следствие по делу правых эсеров, закончившееся летом следующего года открытым судебным процессом и приговором 12 руководителей партии к расстрелу за террористическую деятельность против Советской власти. Ленин стал все больше болеть. В этих условиях огромное значение для будущего страны имели перестановки в высшем политическом руководстве. 3 апр. 1922 г на пленуме ЦК, избранным 11 съездом партии, был сформирован новый состав Политбюро (Ленин, Троцкий, Сталин, Каменев, Зиновьев, Томский, Рыков; кандидаты в члены: Молотов, Калинин, Бухарин). Серьезно упрочились политические позиции Сталина и Молотова. Важнейшим решением пленума стало учреждение нового руководящего поста в партии (генеральный секретарь ЦК), им стал Сталин. Опираясь на подчиненный партийный аппарат, Сталин взял под контроль назначение и подбор кадров на важнейшие руководящие посты в партии и государстве. Советская политическая система рождается в 20-е гг, просуществовала до крушения СССР. 1. В 20-е гг происходит постепенное лишение Советов реальной власти. В 1-ю очередь из-за проблем с финансами и неоднозначных результатов выборов в 1925-26 гг. Увеличился бюджет ассигнований на нужды Советов, полномочия Советов. Усиление партийного влияния в Советах. Выборы 1925 г – низкая явка (ниже 35%); перевыборы 1926 г (% коммунистов сократился в 2 раза). В 1926 г устанавливается практика, что в губернские обкомы должны входить Секретарь губернского исполкома. После 1928-29 гг – окончательное оформление однопартийной системы. В 1921 г открытые репрессии против представителей других партий. 1922 г – суд над партиями эсеров. В 1923-24 гг все партии, кроме РКП(б) прекращают свое существование. 2. Состояние РКП(б) в 20-х гг – пагубные трансформации (она правящая) – после ГВ в партию увеличивается количество желающих вступить. В к 1921 г – 1-я чистка: исключено 25% - за моральное разложение, проступки. Постепенно идет пролетарское размывание состава (рабочих 17%). В 1924 г массовый (ленинский) призыв рабочих и крестьян в партию. В 1924 г рабочих 44%, а в 1925-27 гг 35% крестьян. К 1926 г в партии более 1 млн. человек. 60% партии – вновь вступившие члены, большевики с дореволюционным стажем составляют 1%. В результате массового приема снижается образовательное и культурное качество партии (1% человек с высшим образованием, 60% школа, 26% самоучки). 3. Сращивание партии и государственного аппарата – партия принимает на себя не свойственные ей функции по управлению государством, экономикой. 1-й механизм сращивания партии – персональное назначение на ведущие посты видных партийных деятелей. 2 механизм - решалась роль в принятии решений. В 1922 г в ЦК сформирован учетно-распределительный отдел, должность генерального секретаря – эти структуры определяют кадровую политику. С 1922 г начинается формирование номенклатуры –список должностей, назначение на которые производятся вышестоящие комитеты партии и лица их занимающие и члены их семей. 2 номенклатурных списка – должности в ведении ЦК. Номенклатура, как определение социального строя, она определяет кастовую замкнутость. Начинается оформление системы привилегий.

    20. Внешняя политика СССР 1921-28 гг.

    Главным направлением внешней политики РСФСР, а затем СССР в 20-е гг была борьба за прорыв дипломатической блокады и укрепление позиций на международной арене. Центром принятия основных решений оставалось Политбюро ЦК. Ленин выстраивал внешнюю политику на основе крайнего прагматизма – с 1-й стороны, провозглашалась готовность к мирному сосуществованию, сотрудничеству с несоветскими государствами в области экономики, с другой – оказывалась всяческая помощь коминтерновским государствам, призванным «двигать вперед мировую пролетарскую революцию». Ленин полагал, что правительства зарубежных стран в стремлении завоевать советский рынок откроют кредиты для России для поддержки коммунистической партии, снабжая Россию недостающими материалами и техникой, восстановят военную промышленность. Но руководители капиталистических стран не доверяли политики Ленина, они настраивали российскую белую эмиграцию на военные авантюры против неё. Большие надежды при этом возлагались на возможное внутреннее перерождение правящего режима. Наиболее действенным побудительным мотивом к налаживанию «добрососедских» отношений была потребность в дешевом сырье, которым в избытке располагала наша страна. Проводниками советской внешней политики стали наркоматы иностранных дел и внешней торговли, иностранных отдел ГПУ, а также Исполком Коминтерна. Успехи политики во многом были связаны с деятельностью Чичерина. С марта 1918 г до июля 1930 г он возглавлял НКИД, действовавший в силу разделения функций с другими ведомствами не «революционными», а только дипломатическими методами. Заключив к 1921 г мирные переговоры с Эстонией, Литой, Латвией и Финляндией, Советское государство положило начало длительному процессу своего дипломатического признания. 26 фев. 1921 г был подписан договор между Советской Россией и Ираном, по которому эта страна освобождалась от долгов царской России. Ирану передавались все русские концессии, шоссейные дороги, ж/д и телеграфные линии, построенные Россией на его территории. Советская республика получала право вводить туда свои войска в случае попыток других стран использовать иранскую территорию для нападения на РСФСР или её союзные государства. 28 фев. 1921 г Советская Россия заключила договор о дружбе с Афганистаном, 1-й из всех государств признав его суверенитет. 14 марта 1921 г в Роге был подписан мирный договор с Польшей – обе стороны обязывались установить дипломатические отношения друг с другом, признавали независимость Украины и Белоруссии. Однако при поддержке Антанты Польша добилась от Советской Украины и Советской Белоруссии присоединения их западных областей. Советско-Польская граница устанавливалась значительно восточнее «линии Керзона», которая в 1919 г предлагалась Верховным военным советом Антанты в качестве восточной границы Польши. Стороны обязывались предоставить русским, белорусам, украинцам в Польше и полякам в РСФСР и УССР права, обеспечивающие свободное развитие их культуры, языка, выполнение религиозных обрядов. 5 нояб. 1921 г были установлены дружественные отношения с Монголией, в которой в июле этого года победила народная революция. Нормализации отношений Советской России с зарубежьем способствовали торговые договоры, заключенные в 1921 г с Германией, Италией, Норвегией, Австрией. 16 марта 1921 г было подписано советско-английское соглашение, предусматривающие установление торговых связей между 2-мя странами; при этом стороны обязывались не предпринимать враждебных актов по отношению друг к другу. Это означало, что Британия фактически признала Советскую республику. В окт. 1921 г Советское правительство выразило готовность вести переговоры со странами Антанты об уплате довоенных долгов царского и Временного правительств при условии дипломатического признания Советской России, предоставления ей кредитов и возмещения ущерба, причиненного интервенцией. 6 янв. 1922 г конференция (Генуэзская) стран Антанты по экономическим и финансовым вопросам с участием всех европейских стран, включая Советскую Россию. Предлагалась программа широкого сотрудничества между капиталистическими и социалистическими государствами в экономической, политической, культурной областях; невмешательства во внутренние дела; признания признаков ненападения; полного равноправия и взаимной выгоды; разрешения всех конфликтов мирным путем. Советская делегация внесла также предложения о всеобщем сокращении вооружений. Литвинов заявил, что Россия, при условии получения кредита для восстановления хозяйства в размере 3,2 млрд золотых рублей и отказа стран Антанты от требований военных долгов, готова снять контрпретензии за ущерб, причиненных интервенцией, признать довоенные долги и реально компенсировать тех бывших иностранных собственников в России, которые не получат удовлетворения в форме концессий и участия в смешанных предприятиях. Условия, выставленные советской стороной, вновь оказались неприемлимыми для западных держав и конференция не принесла ощутимых результатов. Крупным успехом советской дипломатии в борьбе за установление мирных отношений с западными странами стал договор, заключенный в Рапалло во время Генуэзской конференции, между РСФСР и Германией – странами, находившимися после 1-й мировой войны в тяжелейшем экономическом положении в международной изоляции. Он предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений; урегулирование всех спорных отношений между 2-мя странами путем взаимного отказа от претензий; развитие торговых, хозяйственных и правовых связей на основе принципа наибольшего благоприятствия. 20 нояб. 1922 г по инициативе Великобритании, Франции и Италии была созвана конференция в Лозанне, для подготовки мирного договора с Турцией и установления режима Черноморских проливов. Стремясь поставить Россию в унизительное положение, представители Великобритании и Франции навязали участникам конференции конвенцию, допускающую свободный проход в Черное море не только торговых, но и военных судов любой страны мира, что создавало угрозу безопасности России и других причерноморских государств. СССР не ратифицировал конвенцию о режиме проливов. На всем протяжении Лозаннской конференции предпринимались попытки устранить советскую делегацию от участия в её работе, нагнеталась антисоветская истерия. В этих условиях 10 мая был убит полномочный делегат РСФСР Воровской и ранены еще 2 сотрудника советской делегации. Этот конфликт был урегулирован только в 1927 г после «всемерного осуждения» теракта правительством Швейцарии. Весной 1923 г обострились отношения СССР и Британии. Английское правительство в ультимативной форме требовало: отказаться от антибританской пропаганды и отозвать советских полпредов из Ирана и Афганистана; выплатить компенсации в связи с арестом и расстрелом английских шпионов в 1920 г, а также незаконным якобы задержанием английских траулеров, занимавшихся ловлей рыбы в советских территориальных водах. Английские эскадры намеревались войти в Черное, Белое и Балтийские моря. Нотой от 11 мая Советское правительство решительно отвергнутое измышления британских консерваторов. В июне 1923 г обе стороны заявили об исчерпанности конфликта. А после прихода к власти в Британии лейбористов в янв. 1924 г правительство Макдональда уже 1 фев. признало СССР, а 8 авг. подписало с ним общий и торговый договоры. После публикации «письма Зиновьева», новое правительство Британии отказалось от ратификации англо-советского договора. Попытку восстановить дипломатические и экономические отношения с СССР в дек. 1923 г предпринимала Франция. Условием выставлялась выплата довоенных долгов России. Советское правительство сочло эти требования неприемлимыми. Признание Францией правительства СССР произошло в окт. 1924 г, после прихода к власти правительства «левого блока». К концу 1924 г дипломатические отношения с СССР установили Италия, Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Венгрия, Мексика, Китай. В 1925-27 гг были налажены отношения с Японией; укреплены взаимовыгодные связи с Турцией, Афганистаном, Ираном. Из великих держав только США не хотели признавать СССР, несмотря на то, что ряд американских фирм вел торговлю с ним. В 1923 г осложнились отношения СССР с Германией. В авг. под влиянием обострившейся внутренней обстановки и угрозы всеобщей забастовки ушел в отставку правительственный кабинет во главе с В. Куно. Новое правительство Штрезмана, стремясь ликвидировать кризис в стране, взяло курс на отказ от «восточное ориентации» на Москву, начав искать пути сотрудничества с Францией. СССР начало подготовку революционного переворота в Германии. В окт. 1923 г для непосредственного руководства восстанием утверждается «Четверка»: Радек, Пятаков, Шмидт, Уншлихт. В Берлине к ним присоединяется член Политбюро ЦК, полпред РСФСР в Германии Крестинский. По распоряжению Троцкого некоторые части КА начали выдвигаться к западным границам СССР, чтобы по 1-му приказу двинуться на помощь германскому пролетариату. Вооруженное восстание начали рабочие и портовики Гамбурга под руководством Компартии Германии 22 окт. 1923 г. Однако оно не было поддержано в других землях и уже через 2 дня жестоко подавлено армией и полицией. 23 нояб. последовал официальный запрет деятельности КПГ. Германии предоставлялся международный заем на суму 200 млн. долларов для скорейшего восстановления в стране тяжелой индустрии. Расчет был на то, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки сбыта, которые она найдет в СССР, подрывая тем самым его индустриализацию. В то же время Германия не хотела отказываться от выгод сотрудничества с СССР на основе Рапалльского договора. Учитывая это, Советский Союз добился ослабления антисоветской направленности Локарнских договоров, подписав 24 апр. 1926 г договор с Германией о ненападении и нейтралитете сроком на 5 лет. Эти договоренности создавали основу для развития экономических и военных связей, помогавших Германии обойти решения Версальской и Вашингтонской конференций, запрещавший ей иметь современную технически хорошо оснащенную армию. Германия получила согласие создавать на советской территории центры военно-учебной подготовки кадров и производство новейшего оружия. Германия предоставила Советскому Союзу кредит в 300 млн марок, что компенсировало трудности тайного военного сотрудничества 2-х стран. В 1926 г СССР открыто поддержал забастовку английских шахтеров, перечислив в их фонды по линии профсоюзов 16 млн. руб. 23 фев. 1927 г министр иностранных дел Великобритании Чемберлен направил СССР ноту, в резкой форме потребовав прекращения антибританской пропаганды и прямого вмешательства во внутренние дела Англии. 12 мая в Лондоне был произведен обыск помещения советского торгпредства, пользовавшегося дипломатической неприкосновенностью, 27 мая заявлено о расторжении торгового соглашения и разрыве дипломатических отношений с СССР. В Москве была развернута антибританская компания под лозунгом «Наш ответ Чемберлену» с признаками всеобщего военного психоза (закупки продовольствия на случай войны и пр.). Антисоветские акции были поддержаны Канадой, также разорвавшей дипломатические отношения с СССР, и белоэмигрантами, которые организовали в июне 1927 г убийство полпреда СССР в Польше Войкова. Однако дальнейшей эскалации напряженности в отношениях между СССР и Великобританией не произошло. Этому способствовала Германия, министр иностранных дел которой заявил, что его страна осудит любую агрессию против Советского Союза и при необоснованных акциях не пропустит войска через свою территорию. Разрывом дипломатических отношений закончилось вмешательство СССР во внутренние дела Китая. В марте 1926 г Чан Кайши разоружил воинские части, которыми командовали офицеры-коммунисты; арестовал их сторонников в Гоминдане; в фев. 1937 г подавил восстание в Шанхае, а в дек. Расправился с восставшими в Кантоне и обрушил террор на коммунистов. Гоминьдановское правительство Китая приостановило дипломатические отношения с Советским Союзом и закрыло все советские дипломатические представительства, за исключением Маньчжурии и Восточного Туркестана. «Двойная бухгалтерия» СССР во внешней политике стала причиной неприятия предложенного советской делегацией проекта конвенции «О немедленном полном и всеобщем разоружении», который рассматривался подготовительной комиссией Лиги Наций в марте 1928 г. Он предполагал обширную и явно невыполнимую программу: в течение года распустить все вооруженные силы; уничтожить имевшееся оружие; ликвидировать военно-морской флот и военную авиацию, крепости, морские и сухопутные базы, военные заводы; издать законы, отменяющие военную службу. В целом, в 20-е гг Советскому правительству удалось значительно укрепить международное положение СССР, обеспечить мирные условия для восстановления его экономики. В то же время громадные средства безрассудно, невзирая на нищенское существование основной массы страны, бросались в очаги всевозможных восстаний, национально-освободительных движений, на содержание разнообразных революционных организаций и экстремистского подполья по всему свету.

    21. Необходимость модернизации советского общества. Поиски модели развития страны во 2-й пол. 1920-х гг.

    Модернизация – процесс превращения аграрного традиционного общества в индустриальное. Мод-ция в СССР включала в себя 3 политики: индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Период реализации 2-х первых пятилетних планов в истории СССР с 1 окт. 1928 г до к. 1937 гг был временем осуществления уникального в мировой истории опыта построения социализма в «отдельно взятой стране». За эти годы в условиях рыночных отношений, завершилось восстановление н/х, страна в основном восполнила экономический урон, понесенный в ходе революции и ГВ. В хозяйственной жизни на ряду с государственными участвовали капиталистические предприятия, кооперативы. К окт. 1928 г н/х СССР по ряду показателей уже существенно превосходило наиболее высокий в дореволюционной истории уровень 1913 г. К н. 1-й пятилетки стали просматриваться контуры конкретного плана индустриализации страны. ВСНХ во главе с членом Политбюро Куйбышевым определял её как ускоренное в течение целого ряда лет развитие социалистический промышленности, прежде всего производства продукции машиностроения, энергетики, химии, металлургии, при обеспечении ежегодного прироста на 19-29%, с тем, чтобы промышленность стала главной отраслью н/х. Промышленный рынок должен был превратить ввозящую машины и оборудование страну в производящую их. СССР вынужден был создавать военную промышленность, не рассчитывая на импорт стратегически важных товаров из капиталистических стран. Основные средства для создания индустрии должна дать социалистически перестраиваемая деревня. Репрессии в это время представлялись необходимыми мерами. Опора на экономические рычаги в изыскании средств для индустриализации предполагала использование существовавших в условиях нэпа разных форм собственности, товарно-денежных отношений, предприимчивости в ведении с/х и легкой промышленности ради накопления в этих отраслях средств, которые можно использовать для создания тяжелой промышленности. Это был 1-й путь (продолжение нэпа) – Бухарин, Рыков, Томский и др. 2-й путь – Сталин и его сторонники, имел целью концентрацию всего хозяйства в руках государства, использование внешнеэкономических, командно-административных методов мобилизации имеющихся в стране ресурсов для индустриализации. Это означало свертывание нэпа; изъятие ресурсов из с/х и легкой промышленности; использование их для ускоренного создания тяжелой промышленности, которая в свою очередь могла послужить основой для перевооружения и ускоренного развития для всех других отраслей н/х. Победа Сталина и его сторонников над «правым уклоном» в партии открывала путь безудержному форсированию индустриализации и коллективизации. Несмотря на принятый закон о пятилетнем плане, Сталин уже через несколько недель добился увеличения его показателей. Вскоре после этого в стране началось своеобразное движение за то, кто «больше пообещает» в деле досрочного выполнения пятилетки. 14 авг. 1929 г Президиум ВСНХ принял решение об увеличении во 2-м году пятилетки прироста валовой продукции крупной промышленности не на 21, в на 28%. 27 окт. 1929 г было опубликовано обращение рабочих к трудящимся Советского Союза с призывом начать борьбу за выполнение пятилетки за 4 года. В нояб. 1929 г Центральным комитетом была установка местным партийным и советским органам развернуть сплошную коллективизацию не только селений и округов, но и областей. Для оказания помощи в организации колхозов было решено направить в деревню не менее 25 тыс. передовых рабочих. Сталин принимает решение ликвидировать класс кулачества как необходимое условие развития колхозов и совхозов. «Большим скачком» в развитии, новой «революцией сверху» предполагалось разом покончить со всеми социально-экономическими проблемами, коренным образом сломать и перестроить сложившийся хозяйственный уклон и народно-хозяйственные пропорции. Революционное нетерпение, энтузиазм масс, настроение штурмовщины, в определенной мере цинично эксплуатировались высшими руководителями страны. Причины модернизации: 1) необходимость повышения обороноспособности страны; 2) необходимость ликвидации технико-экономической отсталости.

    Идеологические предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

    Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия.

    В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал « .приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру.».

    На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

    Политические предпосылки. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

    Экономические и культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

    Разрушение политического единства Киевского государства
    Во второй половине XI в. начался распад Киевского государства. Это время еще нельзя вполне считать периодом феодальной раздробленности. Правильнее будет называть его этапом острых княжеских междоусобий, предшествующих окончательному разрушению политического единства Руси, которое наступило лишь во второй трети ХII в. Оставляя «ряд» (за...

    Ошибка засекречивания.
    Засекречивание факта советского участия в войне оказалось серьезной ошибкой. Американцы, смекнув что к чему, использовали молчание противника в свою пользу. Их информационная политика позволила в глазах мира превратить неудачу в воздухе в серьезную пропагандистскую победу с важным значепием. При сопоставлении оценок военно-политических...

    Предпосылки распада СССР
    В 70е-80е годы страну возглавляли центральные органы КПСС, контролировавшие всю иерархию органов власти. Генеральным секретарем тогда был М. С. Горбачев, а Совет министров СССР возглавлен Рыжковым. Их главной целью было обновление социализма. Суть, которого заключалась в соединение социализма и демократии, что должно было привести к луч...