Оперное творчество моцарта. Оперное творчество В.А. Моцарта. Оперное реформаторство Моцарта

42

Влияние музыки на человека 07.02.2016

Дорогие читатели, сегодня мы с вами вновь продолжим наше путешествие в мир музыки венского композитора В.А.Моцарта. И поговорим мы с вами об операх Моцарта. Конечно, у нас не будет профессионального разбора этих опер. Мы послушаем некоторые фрагменты, поговорим о том, что всем нам может быть близко.

Своими мыслями поделится сегодня с нами Лилия Шадковска, читательница моего блога, учитель музыки с огромным стажем. Многим уже знакома Лилия. На блоге уже были статьи о Солнечном Моцарте и его волшебном эффекте его музыки. Мы с Лилией хотим еще обязательно на блоге дать материал о колыбельных песнях Моцарта. Вот такое замечательное погружение у нас получилось на блоге к юбилею Моцарта. Можно сказать, что мы его тоже отметили, вот так приобщаясь к музыке композитора. Сейчас я передаю слово Лилии, а потом по традиции немного дополню ее мысли.

Виват, Моцарт!

Добрый день всем читателям блога Ирины. 27 января исполнилось 260 лет со дня рождения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) По всему миру прошли торжества, но главные, конечно состоялись на родине композитора в Австрии.

«Пожалуй, нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт- символ самой музыки» . Так сказал о музыке композитора Б.Астафьев.

И мы сегодня предлагаем вашему вниманию удивительный мир оперного искусства великого Маэстро. Но прежде всего, небольшой экскурс. Театр начинается с волшебства, тем более, оперный. Это праздник и встреча, достойная королей. Лоджии, балконы, шитый золотом занавес и обитые бархатом сидения. Мы попадаем в настоящий дворец, где живет её величество Музыка! Перед нами несколько лучших оперных театров мира. Какая красота!

Опера де Монте – Карло» в Монако.

Опера Гарнье, Париж, Франция

Театр Ла Фениче, Венеция, Италия

Большой театр, Москва, Россия

Венская государственная опера.

Опера – одна из самых богатых и сложных жанров музыкального искусства, в котором воедино слиты и поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, танцы, живопись, декорации и костюмы. Опера имеет интересную историю.

Знаете ли вы, что:

  • По словам Аристотеля, театр был создан для того, чтобы люди испытывали «катарсис»- очищение души.
  • Что родиной оперы стала Италия, народ которой всегда славился своими голосами и песнями.
  • Что «opera» в переводе с итальянского буквально означает труд, сочинение.
  • Что оперное искусство родилось в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)
  • Что первый оперный спектакль был поставлен во Флоренции в 1600 году.
  • Что уже в 1637 году был открыт первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано», для которого писал свои первые оперы Клаудио Монтеверди.
  • Что опера настолько стала популярной, что распространилась по всей Европе.

Оперы Моцарта

Опера особо интересовала и Моцарта. Известны его слова: «Я завидую тем, кто пишет оперы». Путь Моцарта к своим шедеврам шел через освоение, а потом и преодоление устоявшихся канонов оперного искусства. Он великолепно разбирался в театральной культуре и тщательно работал над либретто своих опер. Поэтому традиционные жанры в творчестве Моцарта отличались новизной.

Более того, он обращался к разным жанрам. Например, весной 1676 года он получает заказ на создание оперы по случаю окончания учебного года в Зальцбургском университете. Это была одна из первых театрализованных ораторий «Аполлон и Гиацинт» на сюжет древне-греческого мифа.

Дарование юного Моцарта проявилось самым наилучшим, не смотря на то, что были узнаваемы интонации Баха. Спектакль был исполнен силами студентов и имел большой успех. В 12 лет в Вене он создает оперу-buffa «Мнимая пастушка» (итальянская комическая опера).

Позднее были созданы «Митридат, царь Понтийский», «Идоменей» оперы–seria (серьёзные оперы). Среди немногих опер наиболее важным был немецкий зингшпиль -singspiel- буквально (пьеса с пением), строились на бытовых и прозаических сюжетах «Похищение из Сераля». И несмотря на то (так гласит легенда), что после премьеры этой оперы император Иосиф II сказал: «Слишком много нот», опера имела огромный успех и принесла композитору известность и за пределами Вены. Всем этим жанрам композитор дал новое толкование.

Моцарт работал как одержимый. Всего им было написана 21 опера, но самые известные оперные произведения были им созданы на протяжении последнего венского периода (1781-1791г.г.) «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Милосердие Тита», «Волшебная флейта».

Вашему вниманию мы предлагаем отрывки из самых популярных оперных спектаклей.

Моцарт Опера «Волшебная флейта»

В последнем оперном сочинении Моцарта – «Волшебной флейте» была осуществлена его мечта о создании национальной оперы, на немецком языке. Либретто «Волшебной флейты» Моцарту предложил друг драматург, режиссёр, артист, либреттист Эммануэль Шиканедер. Сюжеты были взяты в сказке «Лулу» Виланда, фантастических поэмах «Джиннистан, в избранных сказках про фей и духов.

Шиканедер обработал этот сюжет в духе популярных в то время экзотических чудес: царство ночи, солнечное царство, мистерии, посвящения и таинственные превращения Торжество света и разума, вера в братство людей и добро привлекли Моцарта и стали высшей философией «Волшебной флейты».

Премьера «Волшебной флейты» состоялась 30 сентября 1791 года. После премьеры он написал своей жене Констанце: «Я только что вернулся из оперы, театр, как и всегда, был переполнен…

Ясно видно, что успех оперы непрерывно возрастет…» А через два месяца Моцарт умирает. Но и сегодня для нас, любителей музыки, эта опера является величайшим творением композитора. Давайте послушаем Арию царицы Ночи из этой оперы.

И вот еще фрагмент из этой оперы. Евгений Кунгуров исполняет арию Папагено «Волшебная Флейта». Она называется «Известный всем я птицелов».

Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро»

Основой для этой оперы послужила пьеса Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро». Но французский король Людовик 16 наложил запрет на комедию. Моцарт читал комедию Бомарше, и его сердце переполняли бурные чувства, в его голове уже звучали мелодии.

Результатом создания оперы послужил творческий союз композитора и поэта Лоренцо да Понте, который предложил держать в большом секрете работу над оперой, чтобы обмануть бдительность цензуры.

Моцарт работал над этой оперой невероятно быстро. Опера была поставлена и принята зрителями с триумфом: «Виват, Моцарт!». Многие арии исполнялись на «бис» «Свадьба Фигаро». Опера прежде всего привлекает живостью характеров, стремительностью действий, комедийной остротой, а живой танцевальный ритм и простота мелодий выразительно рисуют жизнерадостность и искренность чувств Фигаро и Сюзанны. Моцарт был счастлив одержанной победой, и эта опера стала самой любимой у композитора. Давайте послушаем с вами два фрагмента: увертюру к опере и Арию Фигаро.

В.А. Моцарт — Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Моцарт. Ария Фигаро

Опера Моцарта «Дон Жуан»

После огромного успеха оперы «Свадьба Фигаро», Моцарт получает заказ от пражского театра написать новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет «Дон-Жуана» в основе которого лежит старинная легенда о дерзком искателе приключений и любителе женщин. Эта средневековая испанская легенда была известной в Европе.

Музыка оперы вышла за рамки комедии. Моцарт создал совершенно новый оперный жанр — психологическая музыкальная драма, в которой буйство страстей и острых столкновений характеров героев. Приглашаю вас послушать два фрагмента из этой оперы.

Д.Хворостовский и Э.Гаранча, дуэт Дон Жуана и Церлины

Георг Отс. Ария с шампанским из оперы «Дон Жуан»

Герои опер Моцарта были подобны людям, с их достоинствами и недостатками. И Моцарт сумел подчеркнуть индивидуальность оперного персонажа, и в этом проявлялось главное достижение композитора, как оперного драматурга. Последние его оперы — подлинные шедевры, как впрочем, и все его творчество совершают и сегодня триумфальное шествие по всему миру: «Виват, Моцарт!»

Я благодарю Лилию за такое музыкальное путешествие по операм Моцарта. От себя еще немного дополню.

Конечно, если вы когда-нибудь сами были в оперных театрах, слушали вживую музыку, наверняка прониклись и атмосферой театра, и музыканты вас тронули, и певцы. И сама постановка всегда очень запоминающаяся.

Для тех, кто не видел оперы вживую, сейчас столько возможностей. Можно и в интернете многое посмотреть, почитать либретто, чтобы было более понятно нам всем содержание опер. Приобщайте к такому искусству и своих детей. Пусть это будут детские оперы, или вы вместе прослушаете какие-то фрагменты из опер, расскажите детям, что происходит, заинтересуйте их. Ведь даже вот такое небольшое прикосновение к музыке бывает очень полезным.

Когда я работала с вокалистами или своими студентами в театральном институте, когда мы брали в репертуар фрагменты из опер Моцарта, всегда удивлялась отклику. А ведь были и те исполнители, кто впервые приобщился в музыке Моцарта. И всегда они говорили: «Надо же, и почему мы раньше не обращали внимание на Моцарта, почему не слушали его музыку». Сюзанна, Лепорелло, Церлина. Дон-Жуан, Керубино, Папагено, Фигаро (да и многие другие) – сколько образов предстало в работе.

И всегда была интересна работа в дуэтах. Это ведь как мини-спектакли. Начинаешь разбирать характеры, учишь партии, обращаешь внимание на средства выразительности в музыке – и вот по-новому уже звучит она… Сколько героев, сколько характеров, какие все разные, интересные. Словом, приобщение к музыке Моцарта никого не оставляет равнодушным.

А сейчас давайте послушаем еще один фрагмент. Это дуэт Папагено и Папагены из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта».

Желаю всем прекрасного настроения. У нас почти весна! Здоровья всем, радости жизни и, конечно, душевного наполнения.

Смотрите также

42 комментария

    Ответить

    Error
    24 Фев 2016 в 17:16

    Ответить


    12 Фев 2016 в 8:11

    Ответить

    Дмитрий с Буридо
    11 Фев 2016 в 9:25

    Ответить

    Иван
    10 Фев 2016 в 22:23

    Ответить

    Артур
    09 Фев 2016 в 22:59

    Ответить

    Елена
    09 Фев 2016 в 20:58

    Ответить

    Лидия (tytvkysno.ru)
    09 Фев 2016 в 14:34

    Ответить

    Надежда
    09 Фев 2016 в 13:43

    Ответить

    Елена Прекрасная
    09 Фев 2016 в 10:17

    Ответить

    Людмила
    09 Фев 2016 в 5:38

    Ответить

    Ирина Широкова
    09 Фев 2016 в 1:12

    Ответить

    Евгения
    08 Фев 2016 в 22:39

    Ответить

    Ирина Лукшиц
    08 Фев 2016 в 22:17

    Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) австрийский композитор, представитель венской классической школы. Значительную часть огромного творческого наследия композитора составляет хоровая музыка. Им написаны сочинения крупной формы для хора с оркестром:

    2 оратории «Кающийся Давид» и «Освобожденная Бетулия»,

    18 месс (среди них выделяется Большая месса c-moll ), «Magnificat», «Miserere», «Te Deum», пять мотетов (в том числе и очаровательный «Ave Verum Corpus» ),

    4 немецкие кантаты духовного и светского содержания (наиболее известна кантата «К солнцу» ),

    3 масонские кантаты : «Радость каменщика», «Братство», «Восход солнца» ,

    свыше 30 песен,

    гениальный Реквием - последнее творение композитора.

    Жизнь гениального австрийского композитора была трагически короткой, он родился в Зальцбурге и умер в Вене на тридцать втором году жизни. Композитор оставил огромное творческое наследие практически во всех музыкальных жанрах, которые существовали в то время. Необычайная одаренность Моцарта, его тончайший слух и уникальная музыкальная память ярко проявились и в области хорового искусства. В 11 лет он сочинил свое первое хоровое сочинение – первую часть «Пасхальной оратории». Автором второй и третьей части оратории стал Михаэль Гайдн, брат Йозефа Гайдна.

    Широкое распространение получила история о том, как четырнадцатилетний Моцарт, после двукратного прослушивания в исполнении Сикстинской капеллы сложнейшего мотета Грегорио Аллегри «Miserere», записал партитуру без помощи клавесина. Во время концертной поездки по Италии Моцарт взял несколько уроков полифонии у знаменитого римского композитора Джованни Мартини. Влечение композитора к хоровой музыке сказалось и в том повышенном интересе, который он проявлял в последние годы жизни, к творчеству Баха и Генделя. В 1788-89 годах, для исполнения в Вене генделевских ораторий «Празднество Александра», «Мессия» и «Ацис и Галатея», Моцарт делает редакции этих партитур .

    «Реквием» - последнее, уникальное в своем роде создание великого Моцарта, не только одно из лучших произведений Моцарта, но и одно из лучших созданий мировой музыкальной литературы. «Реквием» отличается необычайной строгостью стиля, сдержанностью эмоций, лаконичностью и чистотой выражения самых тонких душевных переживаний.

    Как известно, умирающий композитор писал это произведение с невероятным напряжением последних сил, но все же не успел его завершить. Закончил «Реквием» ученик Моцарта Ф.Зюсмайер. Более или менее достоверно установлено, какая часть музыки была написана Моцартом, а какая Зюсмайером. Первый номер целиком написан Моцартом в виде законченной партитуры. В следующих номерах (Dies irae, Tuba mirum, Rex Treamendae, Recordare, Confutatis, Domine Jesu, Hostias, частично Lacrymosa) Моцартом написана вокальная партия, дана гармоническая основа (фрагменты генерал-баса) и некоторые указания по оркестровке. Три последних номера целиком написаны Зюсмайером, однако следует учесть, что по указанию Моцарта, в последнюю часть «Agnus dei» была включена фуга из первого номера (с другим текстом).

    В сочинении все смежные номера контрастны по темпу, динамике, фактуре. Основную роль в «Реквиеме» играет хор . Из 12 номеров, 9 исполняются хором, 3 номера – квартет солистов.

    Композитор широко применяет приемы имитационной полифонии . В хоровом изложении ощущается влияние вокально-хорового письма Генделя и Баха. Главным образом это проявляется в изложении тематического материала и в его развитии, особенно в полифонических эпизодах.

    Вокруг создания Реквиема исторически сложилась целая легенда. Таинственный заказчик, скрывший свое имя и произведший этим тягостное впечатление на смертельно больного Моцарта (не для себя ли самого он пишет это произведение?). Тем не менее к созданию Реквиема Моцарт был подготовлен многолетней работой над мессами и другими духовными сочинениями. Изучение же музыки Баха и Генделя могло лишь углубить его интерес к традиционным вокально-инструментальным формам. Приступая к работе над Реквиемом, Моцарт был сверх обычного переутомлен, но еще не болен. Заболел же он во время работы над ним. Возможно, болезнь с новой остротой и силой заставила воспринимать образный мир Реквиема, переживая его глубоко, как откровение. Наступали редкостные мгновения, когда художественные образы как бы сливались с уходящей жизнью художника, непосредственно отвечали его личным чувствам.

    Реквием – это концепция жизни и смерти, к которой Моцарт пришел в полном соответствии со своим мировосприятием: ужас перед лицом смерти – любовь к жизни и сочувствие человеку – признание гармонии мира, естественности процесса жизни и смерти.

    Музыка Реквиема написана для хора, 4 солистов и большого оркестра (струнные, 2 бассетгорна, 2 фагота, 2 трубы, 3 тромбона, литавры и орган). Отсутствие флейт и гобоев, введение бассетгорнов (альтовая разновидность кларнета) сообщают целому несколько темный колорит. Мощное звучание тромбонов придают музыке во многих случаях особенно величественный, даже грозно-величественный колорит. И все же, при всей широте звучания Реквием не представляется особенно монументальным : некоторые его части невелики по объему.

    Замечательной особенностью музыки Реквиема является опора на лучшие традиции (без подчинения им) в сочетании со смелым использованием новых лирических и драматических выразительных средств . В целом музыка лишена как мелодраматизма, внешних эффектов, сентиментальности, так и излишней строгости, сухости. Хотя Моцарт и не дописал Реквием до конца и в разной степени не завершил ряда его частей, у него, вне сомнений, сложился крупный план произведения в целом с целой системой внутренних интонационных связей между тематизмом отдельных частей.

    Центром Реквиема стала секвенция «Dies ire »: шесть ее разделов и составляют драму расставания с жизнью, причем зона кульминации приходится на последовательность «Confutatis» и «Lacrimosa».

    Большим и многозначительным введением в Реквием (величественной увертюрой) стала первая часть «Requiem aeternam » (покой вечный , Adagio, d-moll) соединенная с Kyrie eleison (господи помилуй, Allegro). Многие исследователи доказывают, что из начальной темы Реквиема, имитируемой в его первых тактах, вырастают многие интонационные комплексы остальных частей.

    Но собственно «драма» начинается с хора «Dies irae» №2 (день гнева , Allegro assai, d-moll), создающего картину страшного суда. Ничего повествовательного, ничего «объективного» здесь нет, никаких последовательных вступлений, имитаций! Моцарт близок здесь к громовым хорам Генделя: простое общее «вещание» хоровых голосов, скандирующих текст секвенции (три нижних голоса в унисон с тромбонами), тремоло струнных, сигналы труб и дробь литавр создают впечатление величия, мощи, грозной силы. (СЛУШАТЬ .

    №3 «Tuba mirum » (труба дивная , Andante, B-dur)) возвещает о страшном суде, написана для квартета солистов с солирующим тромбоном в сопровождении струнных (в конце присоединяются духовые). В прекрасных мелодиях солирующих голосов (нисподающие ув.2, мотивы «вздохов») как бы сконцентрированы вновь и вновь возникающие лирически скорбные интонации.

    Новое воплощение образов грозных, трагических находим в «Rex tremendae» (№4 Реквиема, Grave, g-moll) – «царь грозного величия» , и здесь они сменяются мольбой о спасении (переход в d-moll).

    В «Recordare » («вспомни, Иисусе» , №5 , Andante, F-dur) они как будто бы отступают на время. Большой, широко развернутый квартет солистов (оркестр без труб, тромбонов и литавр) – выражение чувств человека перед лицом грозных сил, одновременно и мольба, и жалоба, и благостное просветление, но при общей сдержанности и без острых личностных акцентов. Обильное использование полифонических приемов (имитации, контрапункты) в чередовании с гармоническими фрагментами нисколько не отяжеляет общего звучания.

    Сопоставление двух последних хоров, входящих в состав секвенции «Dies irae», наиболее контрастно и драматично:

    «Confutatis » (осудивши злословящих , №6 Реквиема, a-moll, Andante) как бы сгущает напряжение, музыка полна беспокойства, трепета, драматической силы, и «Lacrimosa» №7 (слезная, Larghetto, d-moll) воплощает слезно-горестное (lacrima с ит. – слеза) чувство при расставании с жизнью и снова просит «дать им вечный покой». Это предел драматического напряжения, даже смятенность – и тут же предельно открытое душевное излияние, полное нежного сострадания и любви. Искренность, открытость чувства и сдержанность его выражения роднят здесь Моцарта с Бахом в применении принципа единовременного контраста. Номер написан в двухчастной репризной форме. Интонационную основу темы составляет мелодический оборот с окончанием на слабой доле. В целом, тема состоит из двух повторяющихся мотивов и одного большого построения, для которого характерно поступенное движение мелодии вверх, с постоянным нарастанием динамики. (СЛУШАТЬ ).

    Последующие номера Реквиема являются отдельными молитвами или частями обычной мессы, следующими после «Lacrimosa», то есть после окончания секвенции «Dies irae». Они дополняют и расширяют концепцию Реквиема вслед за его кульминацией, не нарушая принципов, которые легли в основу всей композиции.

    «Domine Jesu » («Господи, Иисусе» , №8 Реквиема, Andante, g-moll) – обращение к Богу с просьбой избавить души умерших от адских мук. Состоит из двух разделов: в первом - хор и квартет солистов , во втором фуга «quam olim Abrahae» у хора. Заканчивается часть в G-dur.

    «Hostias» жертвы » №9 , Largetto, Es-dur) также состоит из двух разделов: первый - в целом гомофонно-гармонического склада, второй повторяет фугу «quam olim Abrae» из восьмого номера. И по содержанию он фактически повторяет восьмой номер: это просьба принять жертвы и моления ради спасения душ умерших, «коих мы поминаем ныне».

    «Sanctus » («свят» №10 , Adagio, D-dur) прославляет господа Саваофа (одно из имен Бога в иудаизме и христианстве, означает: Бог воинства (подразумевается солнце, луна и звезды – «все воинство небесное»).

    «Benedictus» («благословен» №11 , Andante, B-dur) состоит из двух разделов: первый у квартета солистов , второй - Allegro, хоровое фугато. По содержанию это благословение тех, кто приходит во имя Господа.

    «Agnus dei» агнец Божий!» , последний №12 Реквиема) состоит из трех разделов: первый – Larghetto, d-moll, хоровой; второй – Adagio, соло сопрано и хор, B-dur, g- moll; третий – Allegro, d-moll с двухтактовым заключением в Adagio. По содержанию также обращение к Агнецу бога с просьбой «дай им вечный покой и свет непрерывный да светит им».

    Оперы В. Моцарта – «Волшебная флейта », «Дон Жуан», «Похищение из Сераля», «Свадьба Фигаро», «Идоменей », «Милосердие Тита», «Мнимая простушка» . В операх выразил передовые идеи эпохи Просвещения, им присущ реализм, яркость и контрастность образов, совершенство музыкальной драматургии и стремительное развитие действия. Не во всех операх Моцарт в равной мере использовал хор. Хоры не играют особой роли в драматургии опер, за исключением ранней оперы «Идоменей», в которой більше всего хоровых номеров. По принципу использования хора и приемам хорового изложения Моцарт близок Глюку.

    Хор из второго акта оперы «Идоменей» (опера seriа ) «Спит безмятежно море» - форма простая трехчастная с солисткой Электрой в середине. Светлый ми мажор, баркарольный размер 6/8, ясные прозрачные гармонии, гармоническая фактура сочетается с имитациями, четырехголосие без divisi, плавное голосоведение, так называемые слабые окончания фраз – все эти средства музыкальной выразительности направлены на создание картины мерно колышущего безмятежного моря. (Слушаем ).

    Немного хоров в последней опере «Волшебная флейта» (опера зингшпиль ). Следует отметить изящный трехголосный мужской хор из 1 акта соль мажор «Откуда приятный и нежный тот звон», который идет вслед за солистами Паминой и Папагено. (Слушаем) .

    В комической опере «Свадьба Фигаро»(опера буффо) очень изящный, получивший широкое распространение в концертно-исполнительской практике, небольшой грациозный двухголосный женский хор из 3 действия «Мы сегодня рано встали». Хор звучит также после дуэта солистов, что создает впечатление хорового припева после сольного запева. Подобный прием хорового рефрена неоднократно встречается в операх Моцарта. (Слушаем) .

    Творчество Моцарта, опираясь на традиции великих предшественников, целиком обращено вперед, к новой вершине – к революционному искусству Бетховена.


    Дитина Ольга Сергеевна

    МБУ ДО «Череповецкая районная школа искусств»

    Оперное творчество Моцарта.

    Среди многообразных жанров моцартовского творчества опера была самым любимым. Моцарт писал оперы на протяжении почти всей творческой жизни. Его ранние оперы («Аполлон и Гиацинт», opera buffa «Мнимая простушка» и зингшпиль «Бастиен и Бастиенна») написаны в возрасте 11 – 12 лет, опера seria «Митридат, царь Понтийский» - в возрасте 14 лет, последняя опера – «Волшебная флейта» - написана в год смерти.

    Для понимания оперной эстетики Моцарта весьма существенно его высказывание: «В опере поэзия должна быть послушной дочерью музыки». Из этого краткого афоризма становится ясным принципиальное отличие взглядов на оперу Моцарта от взглядов Глюка, который стремился подчинять музыку драматическому действию. Но, считая музыку основой оперы, Моцарт одновременно придавал большое значение драматическому содержанию оперы. В его зрелых операх музыка всегда находится в полном единстве с развертыванием сценического действия. Моцарт был чрезвычайно требователен к либретто своих опер. Композитор считал, что текст либретто должен быть по возможности лаконичным, в нем не должно быть ничего, что затягивало бы действие.

    Моцарт требовал от своих либреттистов максимальной лаконичности и внимания к музыке. Отдавая первенство музыке, Моцарт подходил к опере как сложному синтетическому художественному организму, а не только как к музыкальному произведению. Он был убежден, что оперное либретто не является самостоятельным драматическим произведением, и настойчиво, упорно добивался полного его соответствия задачам музыкальной драматургии.

    Творчество Моцарта охватывает почти все оперные жанры эпохи – seria («Идоменей», «Милосердие Тита»), buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), зингшпиль («Похищение из сераля», «Волшебная флейта»). Начав свой путь в опере со сложившихся образцов, в зрелые годы композитор пришел к созданию совершенно новых оперных типов. В них он отобразил обязательные для классицизма законы о разграничении высоких (серьезных, трагических) и низких (комедийных) жанров, объединив их черты в рамках новой реалистичной драматургии. Особенно ярко это проявилось в трех главных вершинах оперного творчества Моцарта – «Свадьбе Фигаро», «Дон-Жуане» и «Волшебной флейте». При этом опорой композитору служили, прежде всего, buffa и зингшпиль – разновидности комической оперы.

    Периодизация

    Хронологическое расположение важнейших опер Моцарта, созданных в 8-е годы, представляет собой своеобразную симметрию. В начале и в концедесятилетия располагаются два зингшпиля – «Похищение из сераля» (1782) и «Волшебная флейта» (1791),написанные на немецкие тексты с разговорными диалогами вместо речитативов. Внутри него – 2 оперы на итальянские тексты, развивающие традиции итальянской оперыbuffa – «Свадьба Фигаро» (1786), «Так поступают все» (1790), а между ними «Дон Жуан» (1787), сочетающая важнейшие черты трагедийного и комедийного музыкального театра и являющаяся психологической музыкальной драмой.


    Оперное творчество Моцарта.

    Mоцарт писал оперы на протяжении всей жизни, начиная с 11 лет. В 11-12лет написал: «Аполлон и Гиацинт», «Мнимая простушка», «Бастьен и Бастьенна». В 14 лет – «Митридат-царь

    понтийский». Моцарт писал оперы в разных жанрах: оперы buffa – «Мнимая простушка», «Мнимая садовница», «Так поступают все». Оперы зингшпиль – « Директор театра», «Бастьен и Бастьенна», «Похищение из сераля». Оперы seria – «Митридат-царь понтийский», «Идоменей». Но главная заслуга Моцарта в том, что на основе этих старых жанров, он создаёт новые: на основе оперы buffa – лирическую комедию «Свадьба Фигаро» и психологическую драму «Дон-Жуан». На основе оперы зингшпиль – философскую сказку «Волшебная флейта». Новаторство Моцарта в том, что он в одной опере использует приёмы и комической, и серьёзной опер. По сути, Моцарт является оперным реформатором.

    Новое в операх Моцарта:

    1. Обновляет старые жанры, сочетает в одной опере черты разных жанров.

    2. Реалистически изображает жизнь, даёт героям яркие, разносторонние характеристики.

    3. Стремится к единству музыки и драмы, но на первое место ставит музыку.

    4. Использует в операх лейтмотив (лейтмотив Командора в опере «Дон-Жуан»). Лейтмотив – это тема, характеризующая героя и повторяющаяся несколько раз.

    5. Расположение номеров подчинено не правилам, а развитию действия.

    6. Главными являются арии и ансамбли. Партии в ансамблях индивидуализированы.

    7. Большая роль оркестра.

    Оперное творчество Моцарта – это высшее достижение оперного реализма 18 века.

    «Свадьба Фигаро» (1786 г.).

    Опера «Свадьба Фигаро создана по комедии французского драматурга Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро» (эта комедия – часть трилогии: 1 – «Севильский цирюльник», 2 – «Свадьба Фигаро», 3 – «Преступная мать»). Либретто написал Лоренцо да Понте. Комедию запретила цензура, и в опере социальная острота была смягчена. На основе оперы buffa в «Свадьбе Фигаро» Моцарт создаёт лирическую комедию. Основная идея оперы: борьба Фигаро за свои чело­веческие права, достоинство. Нравственно, интеллектуально слуга оказывается выше своего господина (содержание оперы - стр.294, разбор по действиям стр. I68-204).

    В опере 4 действия, состоит из законченных номеров, соединенных речитативами, начинается увертюрой, в сонатной форме без разработки. Музыка увертюры в опере не встретится, но по характеру, стилю музыка оперы и увертюры близки. Главная партия содержит две темы: первая тема стремительная, кружащаяся; вторая тема носит фанфарный характер. Побочная партия – настойчивая, как бы долбящая, ее связывают с образом Фигаро, который умеет добиваться своей цели. Заключительная партия – изящная, грациозная, ее связывают с образом Сюзанны. После небольшой связки сразу идет реприза, в которой все темы проводятся в основной тональности. Завершает увертюру кода, которая строится на теме главной партии. В опере «Свадьба Фигаро» Моцарт раскрывает живые, человеческие характеры, разнообразные и реалистичные. В этом новаторство Моцарта. Поэтому его оперу часто называют оперой характеров. Он раскрывает их через определенные жанры и через определённый круг интонаций.

    Характеристика главным героям – Фигаро и Сюзанне даётся уже в начале оперы. Необычно, что их первые характеристики даны в дуэте. Причем, Моцарт ставит подряд 2 дуэта. Оба дуэта лирико-комедийного плана, но есть в них и отличия. В 1 дуэте партии Фигаро и Сюзанны контрастны. Фигаро измеряет шагами комнату, его партия декламационная, он считает (стр. 17). Сюзанна примеряет в это время шляпку. Её партия изящна, грациозна (стр. 18). Когда Фигаро об­ращает внимание на Сюзанну, его партия становится похожей на её. Во 2 дуэте они выс­казывают своё отношение к подаренной комнате. Сюзанна не довольна близостью комнаты к покоям графа. Она говорит, что граф часто обращает на неё внимание. Здесь пар­тии Фигаро и Сюзанны близки, только у Фигаро партия в мажоре, а у Сюзанны в миноре, поэтому она бо­лее мягкая (стр. 25).

    Сюзанна уходит и Фигаро остаётся один. В «Каватине» Фигаро продолжает раскрываться его характер (стр. 35). Подчеркивается, что Фигаро готов отстаивать своё право на счастье любыми средствами, но, прежде всего, находчивостью и интригой. Форма 3-х частная. Крайние разделы каватины в характере менуэта. Подражая графу, Фигаро притворяется учтивым, покорным, насмехаясь над таким поведением. Средний раздел в быстром темпе, на 2/4. Подчеркивается активность, напористость Фигаро. Он становится самим собой – весёлым, грубоватым. Образ Фигаро ярко раскрывается и в других номерах. Например, в его арии «Мальчик резвый» из 1д. (стр. 94). Ария обращена к Керубино. Фигаро подтрунивает над Керубино, которого отправляют в армию. Раскрывается жизнерадостный, весёлый нрав Фигаро, его остроумие, энергия. Форма рондо, ритм марша. Новые черты показаны в арии из 4д. «Пора понять, мужчины» (стр.319). Эта ария раскрывает способность Фигаро страдать, сожалеть о случившемся. Он думает, что Сюзанна ему изменяет, и переживает. Музыка арии подчинена тексту – звучит то, как патетическая декламация, то томно и нежно, то с танцеваль­ными элементами. В целом образ Фигаро раскрыт многосторонне – это живой, человеческий характер. Очень ярко охарактеризована Сюзанна. В ней подчеркивается изящество, кокетство, женственность. Например, дуэты из 1д. Интересна ария из 4д. «Приди, мой ми­лый, друг» (стр. 328). Сюзанна переоделась графиней, а графиня Сюзанной. Поддавшись очарованию ночи, Сюзанна исполняет арию. В медленном темпе, в ритме сицилианы, ария звучит как любовная серенада. Хроматизмы придают мелодии утонченность, нежность. Сюзанна раскры­вает свою любовь к Фигаро. Такая поэтическая ария в комической опере была явле­нием новым в то время.

    Лирические чувства Моцарт подчеркивает не только в Сюзанне, но и в юном паже Керубино. Это мальчик 13лет. Он живёт в атмосфере любовных интриг, и олицетворяет как бы жажду жизни, любви. Это чистый, нежный, пылкий, обаятельный образ. Он влюблён во всех женщин замка, а в общем-то ни в кого. Партию Керубино исполняет женский го­лос меццо-сопрано. Есть в образе Керубино и комические черты, но главное – его лирические стороны. Они раскрываются в двух ариях. В арии из 1д. «Рассказать, объ­яснить не могу я» (стр. 56) он пытается объясниться Сюзанне в своих чувствах. Ария в быстром темпе. Вокальная партия напевная, но порывистая, взволнованная, т. к. складывается из коротких трепетных фраз, разделённых паузами. Ариетта из 2д. «Что так тревожит» (стр. 113) в характере лирического романса. Паж сочинил канцонетту, Сюзанна и графиня уговорили его спеть им. Сюзанна аккомпанирует ему на гитаре. Мелодия нежная, созерцательная с утонченными хроматизмами. В оркестре подражание гитарному сопровождению. В среднем разделе более напряженное, взволнованное звучание.

    Моцарт наделяет выразительными ариями и второс­тепенных героев. Например, ария Барбарины из 4д. «Потеряла я булавку» (стр. 296). Это 11 летняя дочь садовника. Она сокрушается о том, что потеряла приколку, которую должна была передать от графа Сюзанне. Показана огорченной, наивной. Мелодия нежная, печальная.

    Музыкальные характеристики отрицательных героев более традиционны. Например, ария Бартоло из 1д. «Час отмщения» (стр. 41) – типична для басовых буффонных партий. В ней напускная важность. Используются характерные приёмы: вокальная скороговорка, многократные повторения одного звука, большие скачки. Таким образом, в опере переплетаются комедия и лирика, ярко, разносторонне раскрыты характеры героев. И в этом новаторство Моцарта.


    27 января 1756 г. в небольшом городе Зальцбурге, расположенном в районе Альп, в окружении живописных рек, садов и лесов родился Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт (родные и близкие стали звать мальчика просто Вольфгангом или Амадео - именно так звучало это имя по-итальянски).

    В то время Зальцбург был столицей маленького княжества, во главе которого стоял зальцбургский архиепископ. Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был довольно известным скрипачом, органистом, педагогом и работал в качестве придворного музыканта и камердинера у зальцбургского вельможи графа Турн.

    Вольфганг - седьмой ребенок в семье. Почти все его братья и сестры умерли в младенчестве. В живых осталась только лишь одна сестра Мария Анна, или, как ласково звали ее в семье, Наннерль. Девочка была старше брата на четыре с половиной года.

    Начальное музыкальное образование Вольфганга и Наннерль проходило под руководством отца. В восемь лет Наннерль начала учится игре на клавесине. Родителям не приходилось напоминать дочери о том, что ей нужно сесть за инструмент. Все чаще к клавесину стал подходить и маленький Моцарт. К великому изумлению отца, малыш, которому едва исполнилось три с половиной года, по слуху безошибочно повторял все пьески, которые разучивала сестра.

    Однажды Леопольд пришел домой вместе со своим другом Шахтнером. Четырехлетний Моцарт сидел за столом, водя пером по нотной бумаге. При этом он погружал в чернильницу не только перо, но и пальцы. На вопрос, что Вольфганг делает - мальчик ответил, что пишет концерт для клавесина. Отец взял лист нотной бумаги и увидел написанные детским почерком ноты, измазанные кляксами. Сначала ему и Шахтнеру показалось, что это всего лишь детская шалость. Но, вглядевшись, Леопольд Моцарт воскликнул, вытирая слезы радости: "Смотрите, господин Шахтнер, как здесь все правильно и со смыслом!".

    Период с шести до семнадцати лет юный Моцарт провел в непрерывных путешествиях и гастролях. А с 1773 г., напротив, вынужден был безвыездно находиться в провинциальном Зальцбурге, сочиняя по приказанию нового архиепископа церковную хоровую музыку. Лишь через пять лет с великим трудом удалось Моцарту добиться разрешения покинуть Зальцбург. Проездом через Мюнхен и Маннгейм он направился в Париж.

    В Маннгейме молодой Моцарт встретил 15-летнюю Алоизию Вебер. У Алоизии был прекрасный голос. Для нее юноша пишет блестящие концертные арии, мечтая о том, что девушка станет его женой и будет петь в его будущих операх. Намерение Вольфганга жениться на дочери бедного работника театра привело Леопольда Моцарта в негодование, и он потребовал, чтобы сын немедленно продолжил свой путь в Париж.

    Однако в столице Франции работы для молодого композитора не нашлось. В течение многих месяцев Моцарт жил в грязном номере дешевой гостиницы, перебиваясь грошовыми уроками. Здесь его настиг страшный удар - тяжело заболела и умерла мать. Подавленный, он вернулся на родину - в ненавистный Зальцбург. К счастью, вскоре благодаря разрешению курфюрста Баварского Вольфганг смог отправиться в Мюнхен для сочинения и постановки большой героической оперы "Идоменей, царь Критский" на сюжет из греческой мифологии.

    Премьера "Идоменея" состоялась 29 января 1781 г. С первых же аккордов опера покорила слушателей.

    После блестящего успеха "Идоменея" жизнь в доме ненавистного архиепископа на положении лакея стала для Моцарта еще более невыносимой, и композитор уехал в Вену, где нашел пристанище в бедном доме госпожи Вебер, матери Алоизии. Одна из сестер Алоизии - Констанца - впоследствии стала женой композитора.

    Вскоре после приезда в Вену Моцарту удалось найти трех-четырех учеников, и, главное, получить заказ на сочинение зингшпиля - комической оперы "Похищение из сераля" для Придворного национального оперного театра.

    Премьера состоялась 16 июня 1782 г. Публика устроила композитору овацию. Очень скоро "Похищение из сераля" было поставлено на сценах других театров.

    Однако, не смотря на это, жизнь в Вене складывалась не просто. Частые выступления в салонах богачей и в открытых концертах, утомительные уроки с учениками, срочное писание всяческих произведений "на случай", постоянная неуверенность в завтрашнем дне - незаметно подтачивали и без того некрепкое здоровье Моцарта.

    1 мая 1786 г. состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», а в 1787 г. специально для оперного театра в Праге Моцарт вместе со своим другом либреттистом да Понте создал оперу "Дон Жуан".

    Несмотря на происки завистников и недоброжелателей, император решил дать Моцарту должность камер-музыканта, вакантную после смерти Глюка. Но вместо 2000 талеров годового содержания, которые получал Глюк, Моцарту назначили только 800. Впрочем, Иосифа II мало интересовали творения великого композитора. За все то время, что Моцарт числился на придворной службе, ему заказали лишь несколько десятков танцев для придворных и городских балов.

    "Слишком много за то, что я сделал, и слишком мало за то, что я мог бы сделать", - написал как-то Моцарт на расписке при получении своего жалкого жалованья.

    К этому времени композатору перевалило за тридцать, а его финансовое положение оставалось весьма плачевным. С лихорадочной быстротой сочинял он одно за другим новые произведения: концерты для различных солирующих инструментов с оркестром, квартеты и квинтеты, арии и песни, небольшие танцы. Но издатели обманывали и обкрадывали композитора на каждом шагу. За свои последние ансамбли - шедевры камерной музыки, мало понятые современниками, Моцарт получил смехотворно низкий гонорар.

    Изо дня в день писать "на случаи", разменивать свой огромный талант по мелочам, приспосабливаясь к отсталым вкусам аристократических невежд или обывателей-мещан, было невыносимо. Могучие творческие силы, вызванные к жизни созданием "Свадьбы Фигаро" и "Дон Жуана", искали выхода. Композитор задумал дать открытый концерт с программой из новых произведений, написанных не по заказу, а по собственному побуждению.

    Устройство таких "творческих показов" - задача не простая. Не редко случалось, что выручка от концерта не покрывала расходов на его организацию. Поэтому подобные концерты устраивались "по подписке", с тем чтобы богатые любители музыки заранее оплачивали билет и, тем самым, обеспечивали сбор. А чтобы заинтересовать богачей, приходилось бесплатно играть в их салонах...

    Однако, если еще совсем недавно концерты Моцарта привлекали широкую аудиторию, то теперь организаторы столкнулись с полным нежеланием знати идти на его концерт. Подписной лист ходил по рукам, но, за исключением размашистого росчерка известного мецената и друга Моцарта ван Свитена, оставался пустым. По неясным причинам интерес "высокой" публики к игре и музыке Моцарта заметно ослабел. Быть может, он и в самом деле стал писать так сложно, что современники перестали его понимать?

    До последнего времени концерты Моцарта для солирующих инструментов с оркестром пользовались широким признанием слушателей. Знатоки единодушно утверждали, что именно Моцарт довел эту крупную музыкальную форму до истинно классического совершенства. Ему удалось ярко индивидуализировать солирующие партии и заставить исполнителя-солиста вступить в своего рода творческое состязание с оркестром.

    Как только стало известно о смерти великого композитора поток людей хлынул к домику на окраине Вены, где в скромном рабочем кабинете рядом со старым клавесином лежало тело Моцарта. Безвременная смерть композитора глубоко потрясла современников. Стал распространяться слух об отравлении посредством медленно действующего яда.

    Согласно указанию мецената ван Свитена композитора хоронили по третьему разряду. Тело усопшего положили в гроб, наскоро сколоченный из некрашеных сосновых досок, и отвезли к собору святого Стефана, где состоялось короткое отпевание. Отдельной могилы для Моцарта не приготовили - ван Свитен не дал никаких распоряжений на сей счет. Седьмого декабря тело Моцарта было погребено в общей могиле, где хоронили бедняков, бездомных бродяг и преступников.

    Лишь много лет спустя была сделана попытка отыскать могилу, где покоились останки великого композитора. Но... безрезультатно...

    Запись о смерти Моцарта

    Музыкальное наследие:

    Оперы: духовный зингшпиль (сценическая оратория), "Долг первой заповеди" (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767 г., Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) "Аполлон и Гиацинт, или Превращение Гиацинта" (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis, либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767 г., Зальцбургский университет); оперы-сериа: "Митридат, царь понтийский" (Mitridate, re di Ponto, либретто В. А. Чинья-Санти по Ж. Расину, 1770 г.), "Идоменей, царь критский, или Илия и Идамант" (Idomenco, re di Creta, ossia Ilia ed Idamante, 1781 г.), "Милосердие Тита" (La clemenza di Tito, либретто П. Мeтастазио, переделка К. Маццолы, 1791 г.); serenata teatralе "Асканий в Альбе" (Ascanio in Alba, либретто Дж. Парини, 1771 г.), serenata drammatica "Сон Сципиона" (Il sogno di Scipione, либретто П. Метастазио, 1772 г.); dramma per musica "Луций Сулла" (Lucio Silla, либретто Дж. де Гамерры, переделка П. Мeтастазио, 1772 г.); dramma per musica "Царь-пастух" (Il re pastore, либретто П. Метастазио, 1775 г.);

    оперы-буффа: "Притворная простушка" (La finta semplice, либретто М. Коль-теллини по К. Гольдони, 1768 г.), "Мнимая садовница" (La finta giardiniеra, либретто предположительно Р. Кальцабиджи, переделка М. Кольтеллини, 1775 г.), "Каирский гусь" (L"oca del Cairo, либретто Дж. Вареско, 1783 г., не закончена; с новым французским либретто и дополнена из "Обманутого жениха" поставлен 1867 г., Париж), "Обманутый жених, или Соперничество трёх женщин из-за одного возлюбленного" (Lo sposo deluso, ossia La rivalitа di tre donne per un solo amante, 1783 г., не закончена), "Свадьба Фигаро" (Lе nozze di Figaro, либретто Л. Да Понте по комедии "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше, 1786 г.), "Все они таковы" (Cosi tan tutte, либретто Л. Да Понте, 1790 г.); dramma giocoso "Дон Жуан" ("Наказанный распутник, или Дон Жуан", Il dissolute punito, ossia Il Don Giovanni, либретто Л. Да Понте по испанской легенде, обработанной в комедии "Севильский обольститель, или Каменный гость" Тирсо де Молина, и частично по либретто Дж. Бертати из оперы "Дон Хуан Тенорьо, или Каменный гость" Дж. Гаццаниги, 1787 г.); зингшпили: "Бастьен и Бастьенна" (либретто Ф. Вайскерна по пьесе "Любовь Бастьена и Бастьенны" Ш. С. Фавара, М. Ж. Фавар и Арни, пародировавшей оперу "Деревенский колдун" Ж. Ж. Руссо, 1768 г.), "Заида" (Сераль, Zaide, Das Sеrail, либретто А. Шахтнера, 1779-1780, не закончена, 1866 г.), "Похищение из сераля" (Die Entfuhrung aus dem Serail, либретто К. Ф. Брецнера, переделка Г. Стефани-младшего, 1782 г.); Komodiе mit Musik "Директор театра" (Dor Schau-spieldirektor, либретто Г. Стефани-младшего, 1786 г.);

    большая опера "Волшебная флейта" (Die Zauberflote, либретто Э. Шиканедера по сказке "Лулу, или Волшебная флейта" К. М. Виланда с доп. из его же сказок "Лабиринт" и "Умные мальчуганы", а также по либретто К. В. Хенслера из оперы "Праздник солнца у браминов" Венцеля Мюллера, драмы "Томас, царь египетский" Т. Ф. фон Геблера и романа "Сетос" Ж. Террасона, 1791 г.)

    Балет-пантомима: " Безделушки" (Les petits riens, балетмейстер Ж. Ж. Новер, 1778 г.)

    Мессы: 17 (1768-1780 гг., сочинены в Зальцбурге, в том числе так называемая Коронационная, 1779 г.), 2 (1775 г., сочинена в Мюнхене; 1783 г., сочинена в Вене, не закончена); реквием (1791 г., не закончен, с дополнениями Ф-Кс. Зюсмайра, исполнен 1793 г., Вена); 4 литании , 2 вечерни (Vesper), Купе , оффертории , мотеты и др.

    Оратория (azione sacra) "Освобожденная Ветулия" (La Betulia liberata, слова П. Метастазио, 1771 г.)

    Кантаты : итальянская - "Кающийся Давид" (Davidde penitente, 1785 г.), немецкая - "Надгробная музыка" (Grabmusik, 1767 г.), "Тебе, душа вселенной" (Dir, Scele des Weltalls, 1785 г.), "Радость каменщиков" (Die Maurerfreude, 1785 г.), "Вы, чтущие творца неизмеримого мира" (Die ihr des unermeblichen Weltalls Schopfer ehrt, для голоса с фортепиано, 1791 г.), "Маленькая масонская кантата" (Eine kleine Freimaurer-Kantate, 1791 г.)

    Произведения для оркестра : симфонии 1764-1765 гг. - Es-dur (К 16); 1765 г. - D-dur (К 19), B-dur (К 22); 1767 г. - F-dur (К 76), F-dur (К 43); 1768 г. - D-dur (К 45), G-dur (KA 221, Lambacher; предполагают, что написана отцом М., а М. принадлежит другая, в той же тональности, приписывавшаяся отцу, так называемая Neue Lambacher), B-dur (KA 214), D-dur (К 48); 1769 г. - C-dur (К 73); 1770 г. - D-dur (К 81), D-dur (К 97), D-dur (К 95), D-dur (К 84), G-dur (К 74); 1771 г. - B-dur (KA 216, Mozart?), F-dur (К 75), G-dur (К 110), C-dur (К 96), F-dur (К 112), A-dur (К 114), F-dur (К 98, Mozart?); 1772 г. - G-dur (К 124), C-dur (К 128), G-dur (К 129), F-dur (К 130), Es-dur (К 132), D-dur (К 133), A-dur (К 134), D-dur (К 161, К 163: из 3 частей первые 2 - увертюра к опере Сон Сципиона); 1773 - C-dur (К 162), G-dur (К 199), D-dur (К 181), Es-dur (К 184, Ouverture),B-dur (К 182), g-moll (К 183); 1774 г. - C-dur (К 200), A-dur (К 201), D-dur (К 202); 1778 г. - D-dur (К 297, Pariser), B-dur (KA 8, Ouverture, Mozart?); 1779 г. - C-dur (K 318, Ouverture), B-dur (K 319); 1780 г. - C-dur (К 338); 1782 г. - D-dur (К 385, Itaffner); 1783 г. - C-dur (K 425, Linzer); 1786 г. - D-dur (К 504, Prager); 1788 г. - Es-dur (K 543), g-moll (К 550), C-dur (K 551, Jupiter)

    Концерты для фортепиано с оркестром : 1773 г. -D-dur (К 175); 1776 г. - B-dur (K 238), C-dur (К 246); 1777 г. - Es-dur (К 271); 1782 г. - A-dur (К 414); 1782-1783 гг. - F-dur (К 413), C-dur (К 415); 1784 г.

    Es-dur (K 449), B-dur (K 450), D-dur (K 451), G-dur (K 453), B-dur (K 456), F-dur (K 459, Kronungskonzert I); 1785 г. - d-moll (К 466), C-dur (К 467), Es-dur (К 482); 1786 г. - A-dur (К 488), c-moll (K 491), C-dur (К 503); 1788 г. - D-dur (К 537, Kronungskonzert II); 1791г. - B-dur (K 595)

    Рондо для фортепиано с оркестром : 1782 г. - D-dur (К 382), A-dur (К 386)

    Концерт для 2 фортепиано с оркестром : 1779 г. - Es-dur (К 365)

    Концерт для 3 фортепиано с оркестром : 1776 г. - F-dur (К 242)

    Концерты для скрипки с оркестром : 1775 г. - B-dur (К 207), D-dur (К 211), G-dur (К 216), D-dur (К 218), A-dur (К 219) [принадлежность М. 3 других концертов для скрипки, в том числе D-dur (К 271 а, прим. 1777 г.), оспаривается]

    Рондо для скрипки с оркестром : 1781 г. - C-dur (К 373)

    Концерт для 2 скрипки с оркестром : 1774 г. - C-dur (К 190, Concertone, Большой концерт)

    Концерт для скрипки и альта с оркестром : 1779 г. - Es-dur (К 364, Sintonia concertante, Концертная симфония)

    Концерт для флейты с оркестром : 1778 г. - G-dur (К 313)

    Концерт для гобоя (или флейты?) с оркестром : 1778 г. - D-dur (К 314)

    Концерт для кларнета с оркестром : 1791 г. - A-dur (К 622)

    Концерт для фагота с оркестром : 1774 г. - B-dur (К 191)

    Концерты для валторны с оркестром : 1782 г. - D-dur (К 412); 1783 г. - Es-dur (К 417), Es-dur (K 447); 1786 г. - Es-dur (К 4115)

    Кoнцерт для флейты и арфы с оркестром : 1778 г. - C-dur (К 299)

    Серенады для симфонического оркестра : 1769 г. - D-dur (К 100), G-dur (К 63), B-dur (К 99, Cassation); 1773 г. - D-dur (K 185); 1774 г. - D-dur (К 203); 1775 г. - D-dur (K 204); 1776 г. - D-dur (K 250, Haffner), F-dur (К 101, Standchen); 1776-1777 гг. - D-dur (К 286, Notturno для 4 оркестров); 1779 г. - D-dur (К 320)

    Серенады для струнного оркестра : 1776 г. - D-dur (К 239, Serenata notturna, с квартетом солистов и литаврами); 1787 г. - G-dur (К 525, Eine kleine Nachtmusik)

    Серенады для духового ансамбля : 1781 г. - B-dur (К 361, Gran partita, 12 духовых инструментов и контрабас); 1781-1782 гг. - Es-dur (К 375, секстет); 1782 г. -c-moll (К 388, Nacht-Musique, октет)

    Дивертисменты для оркестра : 1771 г. - Es-dur (К 113, Concerto); 1772 г. - D-dur (К 131); 1773 г. - D-dur (К 205); 1776 г. - F-dur (К 247), D-dur (K 251); 1777 г. - B-dur (К 287); 1779 г. - D-dur (K 334)

    Дивертисменты для струнного оркестра : 1772 г. - D-dur (K 136), B-dur (К 137), F-dur (K 138)

    Дивертисменты для духового ансамбля : 1773 г. (?) - C-dur (К 187, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры); 1773 г. - B-dur (К 186, децимет), Es-dur (К 166, децимет); 1775 г. - B-dur (KA 227, октет, Mozart?), F-dur (K 213, секстет); 1776 г. - B-dur (К 240, секстет), Es-dur (К 252, секстет), C-dur (К 188, 2 флейты, 6 труб и 4 литавры), F-dur (К 253, секстет); 1777 г. - B-dur (К 270, секстет), Es-dur (К 289, секстет); 1783 г. - 5 Divertimenti, Es-dur (KA 229, KA 229a, 2 кларнета или бассeтгорна и фагот)

    Разные пьесы для оркестра и ансамбля : 1766 г. - Galimathias musicum (Quodlibet, K 32, оркестра с клавиром); 1785 г. - Maurcrische Trauеrmusik, c-moll (K 477); 1787 г. - Ein musikalischer Spab, F-dur (K 522, 2 скрипки, альт, бас и 2 валторны); марши (некоторые присоединялись к серенадам), танцы (менуэты, контрдансы, лендлеры, "немецкие" и др.), части симфоний и др.

    Церковные сонаты : для органа (?) и струного оркестра: 1772 г. (?)-Es-dur (К 67), B-dur (К 68), D-dur (К 69); для органа и струного оркестра: 1772 г. - D-dur (К 144), F-dur (К 145); 1775 г. - B-dur (К 212); 1776 г. - G-dur (К 241). F-dur (K 224), A-dur (К 225), F-dur (K 244), D-dur (К 245); 1777 г. - G-dur (К 274); 1779 г. - C-dur (К 328); 1780 г. - C-dur (К 336); для органа и оркестра: 1776 г. - C-dur (К 263); 1779 г. - C-dur (К 278), C-dur (К 329)

    Квинтеты : для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели: 1773 г. - B-dur (К 174); 1787 г. - C-dur (К 515), c-moll (К 406, обработка серенады для дух. инструментов К 388); 1791 г. - Es-dur (К 614); для 2 скрипок, альта, виолончели и кларнета: 1789 г. - A-dur (К 581); для скрипки, 2 альтов, виолончели, валторны (или 2-й виолончели): 1782 г. - Es-dur (К 407); для фортепиано, гобоя, кларнета, валторны и фагота: 1784 г. - Еs-dur (К 452); для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели: 1791 г. - Adagio und Rondo, c-moll - C-dur (K 617)

    Квартеты : для 2 скрипок, альта и виолончели: 1770 г. - G-dur (К 80); 1772 г. - D-dur (К 155), G-dur (К 156); 1772-1773 гг. - C-dur (К 157), D-dur (К 158); 1773 г. - B-dur (К 159), Es-dur (К 160), F-dur (К 168), A-dur (К 169), C-dur (К 170), Es-dur (К 171), В-dur (К 172), d-moll (К 173); 1782 г. - G-dur (К 387); 1783 г. - d-moll (К 421), Es-dur (К 428); 1784 г. - B-dur (К 458, Jagdquartett, Охотничий); 1785 г. - C-dur (К 465); 1786 г. - D-dur (К 499): 1788 г. - c-moll (К 546, Adagio und Fuge); 1789 г. - D-dur (K 575); 1790 г. - B-dur (К 589), F-dur (К 590); 1782 г. (1783?) - 5 четырёхголосных фуг из Хорошо темперированного клавира И. С. Баха (перелож., К 405); для скрипки, альта, виолончели и флейты: 1777 г. - D-dur (К 285); 1778 г. - G-dur (К 285а), C-dur (KA 171), A-dur (K 298): для скрипки, альта, виолончели и гобоя: 1781 г. - F-dur (К 370); для фортепиано, скрипки, альта и виолончели: 1785 г. - g-moll (К 478), Es-dur (К 493)

    Трио : для 2 скрипок и виолончели: 1777 г. - B-dur (К 266); для скрипки, альта и виолончели; 1782 г. - 5 трёхголосных фуг И. С. Баха и фуга В. Ф. Баха (переложение и присоединение к каждой фуге вступления, в четырёх номерах - Adagio М., в двух номерах - переложение Adagio и Largo из органных сонат И. С. Баха, К 404 а), 1788 г. - Divertimento Es-dur (К 563); для фортепиано, скрипки и виолончели: 1776 г. - B-dur (К 254, Divertimento); 1783 г. - d-moll (K 442), 1786 г. - G-dur (К 496), B-dur (К 502); 1788 г. - E-dur (К 542), C-dur (K 548), G-dur (К 564); для фортепиано, альта и кларнета: 1786 г. - Es-dur (К 498)

    Дуэты : для фортепиано и скрипки: сонаты - 1762-1764 гг. - C-dur (К 6); 1763-1764 гг. - D-dur (К 7), B-dur (К 8); 1764 г. - G-dur (К 9), В-dur (К 10), G-dur (К 11), A-dur (K 12), F-dur (К 13), C-dur (K 14), B-dur (К 15) (сонаты К 10-15 для фортепиано и скрипки или флейты, по желанию с виолончели); 1766 г. - Es-dur (К 26), G-dur (К 27), C-dur (К 28), D-dur (K 29), F-dur (К 30), B-dur (K 31); 1778 г. - G-dur (К 301), Es-dur (К 302), C-dur (К 303), A-dur (K 305), C-dur (К 296), c-moll (K 304), D-dur (К 306); 1779 г. - B-dur (К 378); 1781 г. - G-dur (К 379), F-dur (K 376), F-dur (К 377), Es-dur (K 380); 1782 г. - C-dur (К 403), C-dur (К 404), A-dur (К 402); 1784 г. - B-dur (K 454); 1785 г. - Es-dur (К 481); 1787 г. - A-dur (K 526); 1788 г. - F-dur (K 547); вариации- 2 цикла, 1781 г.; вариации для скрипки и альта: duo - 1783 г. - G-dur (К 423), B-dur (K 424); для фагота и виолончели: соната - 1775 г. - B-dur (К 292); для 2 бассетгорнов: 12 duo - 1786 г. (К 487)

    Произведения для фортепиано в 4 руки : сонаты - 1765 г. - C-dur (К 19d); 1772 г. - D-dur (К 381); 1774 г. - B-dur (К 358); 1786 г. - F-dur (К 497); 1787 г. - C-dur (К 521); вариации- G-dur (К 501)

    Произведения для 2 фортепиано: соната: 1781 г. - D-dur (К 448); фуга - 1783 г. - c-moll (K 426)

    Произведения для клавира (фортепиано): сонаты- 1774 г. - C-dur (К 279), F-dur (К 280), B-dur (K 281), Es-dur (К 282), G-dur (K 283); 1775 г. - D-dur (К 284), 1777 г. - C-dur (K 309), D-dur (K 311); 1778 г. - a-moll (К 310), C-dur (К 330), A-dur (К 331), F-dur (К 332), B-dur (К 333): 1784 г. - c-moll (К 457): 1788 г. - F-dur (К 533), C-dur (K 545), F-dur (KA 135, KA 138 a); 1789 г. - В-dur (К 570), D-dur (K 576); вариации-15 циклов (1766-91); рондо - 1786 г. - D-dur (К 485), F-dur (K 494, вошло в сонату К 533); 1787 г. - a-moll (К 511); фантазии - 1782 г. - c-moll (K 396, первоначально для фортепиано и скрипки), d-moll (К 397); 1785 г. - c-moll (К 475);

    Разные пьесы: Allegro (несколько номеров): менуэты, прелюдия и фуга, жига, Adagio, маленький траурный марш

    Произведения для органчика : Adagio и Allegro (1790 г.), фантазия , Andante (1791 г.)

    Произведения для стеклянной гармоники: Adagio (1791 г.)

    Вокальные произведения с оркестром : арии (св. 50), ансамбли, хоры, песни

    Вокальные произведения с фортепиано : песни (30), ансамбли: для нескольких голосов (или хоров)- каноны (40)

    Музыка к героической драме "Тамос, царь египетский" ("Thamos, Konig von Agypten" Геблера, 1773 г., исполнена 1774 г., Вена (?); 2-я редакция 1776 или 1779 гг., Зальцбург).