Особенности работы над предлогами и приставками в начальной школе. Чем отличается приставка от предлога в русском языке? Правило, примеры Что означает приставка под в глаголах

Часто люди путают приставки и предлоги. Из-за этого грамотность написанных ими текстов страдает. А происходит это из-за того, что не все понимают, чем отличается приставка от предлога. Именно это и является причиной частых ошибок.

Чем отличается приставка от предлога

Чтобы допускать как можно меньше ошибок при письме, следует запомнить правило. А оно гласит, что приставки являются частями слов и пишутся слитно. С их помощью можно образовывать новые слова.

Предлоги же - самостоятельная часть речи, которую нужно писать раздельно с другими словами. Они помогают связывать слова в согласованные предложения.

Трудность в определении создаёт тот факт, что звучат они часто одинаково. Потому-то так важно уяснить, чем отличается приставка от предлога. Правило это следует не только вызубрить, но и уметь использовать при письме.

Чтобы облегчить эту работу, существуют практические подсказки.

У глагола есть приставки

А вот предлоги рядом с глаголами никогда не стоят. Это одна из главных подсказок. Поэтому можно ответить на вопрос, чем отличается приставка от предлога так: «Около глагола никогда не может быть предлога».

В качестве примеров можно взять слова сбежал, подскочил, влетел. Приставки с-, под-, в- в этих глаголах схожи в произношении с предлогами. Но так как мы видим перед собой глаголы, то понимаем, что писать их нужно слитно.

Применение в жизни первой подсказки

Помогут закрепить понимание этого признака, показывающего, чем отличается приставка от предлога, примеры.

Петька снова сбежал с урока. На улице к нему сразу же подскочил его любимый пёс, который уже ждал его, лёжа под школьной скамейкой.

Разберём эти примеры.

Сбежал; с урока.

В первом случае "с" стоит рядом с глаголом, значит, это приставка, и пишется она слитно. Во втором случае «с» относится к существительному, следовательно, ничего конкретного пока утверждать мы не можем.

По тому же алгоритму разберём слова «подскочил» и «под скамейкой». В первом слове под- пишем в глаголе слитно, ведь это приставка. А в словосочетании «под скамейкой» предлог «под» помогает связать слова в предложении и поэтому стоит отдельно от существительного.

Но детям пока ещё трудно определить, чем отличаются приставки от предлогов. Ответ дает вторая и третья практическая подсказка.

Ставим существительное в начальную форму

Эта вторая подсказка ещё более важная. Ведь она показывает, чем отличается приставка от предлога, когда дело касается существительных. Конечно, было бы очень просто, если бы приставки помогали образовывать только глаголы. К огромному сожалению тех, кому правописание даётся с трудом, они бывают и у существительных.

Эта подсказка помогает определить, чем отличаются приставки от предлогов при существительных. Оказывается, после того, как мы определили, что слово, не является глаголом, следует поставить его в начальную форму, то есть в именительный падеж.

Пример применения второй подсказки

Умея пользоваться практической подсказкой, определяющей, чем отличаются приставки от предлогов, 5 класс легко справится с поставленной задачей. Пятиклассники обычно уже безошибочно разбираются, где приставки, а где предлоги.

Алгоритм работы таков. Читаем текст:

У стола сломалась ножка,

Я устал его чинить!

Посмотрю пока в окошко…

А потом - опять пилить!

Проверяем словосочетание «у стола».

  1. Это не глагол, следовательно, нельзя с уверенностью утверждать, что «у» приставка.
  2. Ставим «у стола» в начальную форму вместе с предлогом, получается «устол». Но такого слова не существует! Есть только слово «стол». Значит, «у» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Разберём слова «сломалась», «устал» и «посмотрю». Это глаголы, следовательно, предлогов при них быть априори не может. Делаем вывод: это приставки «с», «у», «по». А мы уже знаем, чем отличается приставка от предлога в русском языке - их нужно писать слитно со словом.

  1. Это не глагол, следовательно нельзя утверждать, что «в» является приставкой.
  2. Ставим «в окошко» в начальную форму вместе с предлогом, получается «вокошко». Но такого слова не существует! Есть только слово «окошко». Значит, «в» - это приставка. И писать её нужно отдельно от существительного.

Однако особо упрямые могут настаивать на том, что «вокошко» как раз и существует, ведь вот даже в примере так и говорится - «посмотрю в окошко». Чтобы даже им нечем было крыть, мы познакомим их с ещё одной, третьей практической подсказкой. Именно она, в конечном счёте, показывает, чем отличается приставка от предлога. 5 класс ответы может давать, как мы видим, не совсем точные, если учащиеся не умеют ею пользоваться.

Между предлогом и словом можно вставить вопрос

Снова вернёмся к нашему примеру. «В окошко» - в какое окошко? Как видно, вопрос удачно вписывается в словосочетание. А при желании можно вместо вопроса вставить другое слово, например, прилагательное.

У нас получается такая фраза: «Посмотрю пока в чистое окошко». Теперь ясно видно, что предлог и существительное благополучно разделились. Следовательно, «в» никак не может быть предлогом.

Примеры использования третьей подсказки

Чтобы быть на сто процентов уверенным в правописании приставок и предлогов со словами, следует всегда применять третью подсказку на практике.

«Прилёт» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «при» и «лёт». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

«Залетевший» - это не глагол, следовательно, пробуем вставить вопрос между «за» и «летевший». У нас ничего не получается. Значит, это одно слово, которое нужно писать слитно.

Работа с подсказками над контекстом

Итак, отработаем алгоритм использования подсказок на практике.

Над голубой рекой пролетали журавли.

  1. «Над голубой» - это не глагол, следовательно, мы не можем утверждать, что это приставка.
  2. Ставим словосочетание в начальную форму. «Надголубая» - такого слова не существует, значит, это не приставка, а предлог.
  3. «Над извилистой голубой рекой» - между предлогом и словом легко вставляется ещё одно слово. Это ещё раз доказывает, что перед нами слово с предлогом.
  4. Вывод: «над» и «голубой» нужно писать раздельно.

«Пролетали» - глагол, следовательно, «при» является приставкой и пишется слитно с «летали».

Закрепление правила и предлогов на практике

Существует множество вариантов закрепления навыков грамотного письма. Вот один из способов.

Даётся текст, в котором и приставки, и предлоги взяты в скобки. Учащемуся нужно раскрыть скобки, то есть написать слова либо слитно, либо раздельно.

1.(За)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом, (с)катился (с)горы, (по)бежали (по)дорожкам, (про)читал (про)машины, (до)ехал (до)берёзы,(по)бежал (по)деревне,(про)читал (про) город.

2.(На)дворе была гора. Весь день (на)горе много детей.Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

(В)зале стоит душистая ёлка. (На)ветках игрушки. (К)пушистой красавице (при)бежали дети.

Интересный вариант закрепления навыков правописания приставок и предлогов - подбирать самостоятельно по смыслу их и вставлять в контекст.

…брёл я …сарай и …снул глубоко … копной сена. Все ребята …бежали …льду …коньках.

Подвижные игры и соревнования на уроках русского языка

На уроках можно поработать над закреплением этого навыка и без письма. Проводится игра «Отхлопали». Все ребята встают из-за столов. Садиться будут те, которые ошибутся. В результате стоять останутся только те дети, которые будут самыми внимательными и умеют пользоваться правилами.

Учитель читает слова, а игроки должны хлопать в ладоши в том случае, если в слове есть приставка.

Прилетели, полёт, в окно, по дорожке, побежали, повизгивала, у нашей Маши, у Маши, умотался, смотался, присмиревшая, приказал, при мне, прилежный, прекрасный, причастился, причастие, подосиновик, под осиною, подлизывается, покрывается, укрывается, укрыватель, покрывало, по корыту, покрыто, покрытая, половик, подполковник.

Оставшихся стоять детей можно "премировать", поставив им в журнал отличные отметки.

Интересно, весело и необычно проводится на уроке русского языка эстафета. Класс делится на три команды, лучше всего это сделать по рядам. Доска также делится на три части - каждой команде выделяется по одной трети. На столе лежат карточки со словами таким образом, чтобы самих слов видно не было. Ребята по одному выбегают к столу, берут любую карточку и читают написанное. Если попалось слово с приставкой - его записывают в один столбик, если это словосочетание с предлогом - в другой.

Выиграет та команда, которая быстрее всех справится с задачей. Но тут действует и второе условие: все слова должны быть написаны правильно и находиться в своём столбике. Если команда заканчивает работу первой, ей присуждается 20 очков, за второе место - 15, а за третье - 10. За каждую ошибку следует отбирать по одному очку. После подсчёта ошибок и оставшихся баллов можно вычислить команду-победителя. Чем наградить её участников - решает учитель. Но обычно детям достаточно уже и самого признания. А проигравших можно заставить покукарекать или подёргать самих себя за ушко под музыку.

Такие игры пробуждают в ребятах интерес к знаниям, ведь азарт, жажда победы - самое сильное чувство. Тем более легко происходит закрепление навыков потому, что перед детьми стоит конкретная цель - победить в игре у своих товарищей. Это не какая-то иллюзорная задача - научиться грамотно писать, чтобы считаться культурным человеком. Поэтому играть на уроках русского языка нужно обязательно!

Русский язык невероятно богат и отчасти благодаря морфемам, которые, участвуя в словообразовании, создают новые слова . Приставка, она же префикс , - важнейшая морфема, без существования которой половина слов исчезла бы. Ставится она перед корнем и количество этой морфемы в слове может достигать трёх единиц!

Вконтакте

Одноклассники

Многие приставки русского языка образованы от синонимичных предлогов. Например: слово отглагольный образовано от сочетания предлога с существительным, от глагола. Некоторые из них заимствованы из других языков. Например, морфема «анти-» означает «противоположность» или же «враждебность». Чтобы быть грамотным и образованным человеком , необходимо знать не только правописание приставок, но и их значение. Данные морфемы в русском языке по форме бывают неизменяемые и изменяемые.

Неизменяемые приставки

Даже не выучивая весь список наизусть, невероятно сложно ошибиться в написании неизменяемых приставок. Они пишутся одинаково при любых обстоятельствах, независимо от того, стоит ли гласная или согласная после них, глухой звук или же звонкий.

  • «о-» , например: окликнуть, обернуться, окинуть;
  • «до-» , например: доехать, добежать, доплыть;
  • «по-» , например: постичь, пожарить, постепенно;
  • «про-» , например: пролежать, пролазить, пробежать;
  • «пра-» , например: прабабушка, прадедушка, праславянский (приставка употребляется в том случае, если слово имеет значение родства, изначального и древнего);
  • «на-« , например: набег, нападение, народ;
  • «за-» , например: застрелить, записать, забежать;
  • «над-» («надо-») , например: надорвать, надсмеяться, надоить;
  • «под-» («подо-») , например: подоконник, подтачивать, подсказывать;
  • «от-» («ото-») , например: отточить, оторвать, отогнуть;
  • «об-» («обо-») , например: оборванный, обсыпанный, обход;
  • «в-» («во-») , например: вцепляться, ворваться, вход;
  • «пред-» , например: предвестник, предвесенний, предшествовать;
  • «пере-» , например: переехать, передвинуть, переждать;
  • «с-» («со-») , например: согнать, сбежать, сдвинуть.

Стоит заметить, что приставки «з-» в русском языке не существует. В начале слова перед согласным буква «з» ставится лишь в нескольких словах: здание, здесь, здешний, здоровье, не видно ни зги.

Изменяемые

Запомнить, то как они пишутся, довольно легко . Важно смотреть на букву, с которой начинается корень, следующий за первой морфемой. Если звук звонкий, то и приставка будет оканчиваться на звонкий согласный. Если же звук глухой, то и окончание её будет глухим.

Важно знать , что это правило неприменимо к словам, приставка в которых неизменяема: сдаться и сгруппироваться.

«Не-» и «ни-» употребляются чаще всего в отрицательных и неопределённых местоимениях , а также отрицательных наречиях, образованных от местоимений. Определить, какая гласная буква будет употребляться довольно просто. Если на морфему падает ударение, то пишем «е», если же приставка безударная - «и».

Например: некто - никто, нечто - ничто, некогда - никогда и т. д.

Это правило применимо к словам других частей речи только в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений или наречий. Например: ничтожный, никчёмный.

Правописание «пре-» и «при-»

«Пре-» и «при-» возможно, самые сложные в написании, потому как необходимо знать все их значения.

Начнём с «при-». Она имеет следующие значения:

  1. Значение приближения. Приезжать, прибегать.
  2. Значение неполноты действия . Пристукивать, притоптывать.
  3. Значение присоединения и скрепления . Приплюсовывать, припаять, пришить.
  4. Значение близкого расположения , прилегания к чему-либо, соседства. Пригород, прибрежье.

«Пре-» употребляется в тех случаях, когда:

  1. Означает высокую степень или качество . Проверить себя можно, заменив её словом «очень». Преинтереснейший (очень интересный), прехорошенькая (очень хорошенькая).
  2. Имеет значение «чрез» и синонимична «пере-» . Преступник (т.е. человек перетупивший через закон), преображение.

Следует тщательно проанализировать слово, чтобы не допустить ошибок, ведь в зависимости от того, какая буква будет использоваться, значение слов будет меняться. Предать друга, но придать значения. Пребывать в стране, но прибывать в страну. Приклониться в дверях, но преклоняться таланту.

Сложно это правило и тем, что в результате заимствований в нашем языке появились слова, значение которых не всегда просто понять. Вот некоторые из них: преамбула, прерогатива, прецедент, примитивный.

Иноязычные приставки

Изучать значение тех или иных иноязычных частей слова не только невероятно полезно, но и интересно. Большинство из них было заимствовано из латинского и греческого языков.

  • «А-» имеет отрицательное значение и указывает на отсутствие какого-то признака. Ахроматизм, алогичный, аморальный ;
  • «Анти-» используется в русском языке для образования слов, имеющих значение противоположности . Антинаучный, антибактериальный, антивирус;
  • Значением высшей степени и превосходства обладает морфема «архи-» . Архипастырь, архиважный;
  • С помощью приставки «гипер-» указывают на превышение нормы. Гиперактивность, гиперчувствительность;
  • «Диз-» (употребляется перед гласными) и «дис-» (употребляется перед согласными) несут в себе значение разделения и отрицания. Дисбаланс, дисгармонировать;
  • Заимствованная «контр-» синонимична русской приставке против. Контрнаступление.

Упражнение 256 (295). Образуйте новые глаголы с приставками в-, с-, на-, за-, под-, от-, пере- (какие подойдут):

ставить чернильницу, дать книгу, писать примеры, нести цветы, двинуть стул, пилить дерево.

Лица глагола.

1) Как изменяется глагол в предложении? Приведите примеры.
2) Какие личные окончания имеет глагол? Проспрягайте следующие глаголы и покажите в них личные окончания: брать, говорить, нести, лежать .

Лицо глагола указывает на отношение к говорящему. 1-е лицо. Каждый, кто говорит, называет себя я : Я читаю и пишу . Ео множественном числе говорящие называют себя мы : Мы идём, мы поём. С глаголами 1-го лица употребляются местоимения я, мы . 2 - е л и ц о. Того, к кому обращаются с речью, называют ты . Ты что делаешь, Петя? Когда таких лиц несколько, то говорят вы : Чем вы, гости, торг ведёте И куда теперь плывёте? С глаголами 2-го лица употребляются местоимения ты, вы . 3-е лицо . Того, о ком идёт речь, называют он (она, оно ), а во множественном числе говорят они : Он идёт в школу. Она живёт в городе. Они, работают в колхозе. С глаголами 3-го лица употребляются местоимения 3-го лица (он, она, оно, они ), а также имена существительные (Ученик идёт в школу. ) Часто, в особенности при глаголах 1-го и 2-го лица, личные местоимения опускаются; тогда лицо глагола узнаётся по окончанию: Сижу дома и читаю. Коля, пойдёшь в кино?

Упражнение 257 (296). Выделите из стихотворения глаголы 1-го лица.

Я - сын трудового народа- Клянусь, что я буду достоин
Под красное знамя встаю, Высокого званья бойца!
Винтовку беру боевую Клянусь, что за землю родную
И Родине клятву даю! Я буду стоять до конца!

Упражнение 258 (297). Напишите данную ниже статью: 1) от 1-го лица множественного числа; 2) от 3-го лица единственного числа; 3) от 2-го лица единственного числа.

Я часто хожу в лес. Сижу под берёзкой и слушаю, как поёт малиновка. Ищу глазами эту птичку. Спрячусь и наблюдаю, что она делает.

Времена глагола.

Упражнение 259 (298). Прочитайте данные стихи и определите времена глаголов.

1. Зима ещё хлопочет 2. Пришла, рассыпалась ; клоками
И на весну ворчит , Повисл а на суках дубов;
Та ей в глаза хохочет Легла волнистыми коврамии
И пуще лишь шумит . Среди полей, вокруг холмов..

3. Полетит самолёт, застрочит пулемёт,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут , и пехота пойдёт ,
И помчатся лихие тачанки.

Какого времени глагол, если он обозначает действие в момент речи? до момента речи? после момента речи?

Упражнение 260 (299). Спишите и обозначьте буквами (н„ п., б.) времена глаголов.

1.Лес обнажился, поля опустели. 2. Задумаю-реки большие надолго упрячу под гнёт, построю мосты ледяные, каких не построит народ.3. Лес зазвенел, застонал, затрещал; заяц послушал и вон побежал. 4. Мы будем упорно учиться. 5. Лист сухой валится, ночыаветер злится да стучит в окно. 6. Иней сверкает, вьюга шумит. 7. Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли и вырастем мы - капитаны, в моря поведём корабли. 8. Мы в море уходим, и с нами в поход летит наша песня морская.

Упражнение 261 (300). По данному плану напишите сочинение на тему „Весна". Глаголы в предложениях ставьте в настоящем времени.

Что делается на речке?
Что происходит с растениями (с деревьями, с травой, с цветами)?
Что делают птицы (грачи, скворцы, жаворонки)?
Что происходит в колхозе?

Упражнение 262 (301). Прочитайте статью и укажите глаголы будущего времени.

КЕМ Я БУДУ.

Когда я вырасту, то стану капитаном. Я буду по морю водить корабли. Пусть море вздымает волны. Пусть ветер дует мне в лицо. Не собьёт меня ветер, не испугают волны. Я твёрдой рукой поведу корабль вперёд!

Упражнение 263 (302). Прочитайте стихотворение. Подумайте, как восстанавливается наша страна после войны. Укажите в стихотворении глаголы будущего времени.

По всем краям родной страны, Засеем заново поля,
Где шли враги лавиной, Построим снова хаты.
Мы раны тяжкие войны Поднимем к небу города
Залечим до единой. Из пепла и развалин,
Мы воздадим тебе, земля, Чтоб не осталось и следа
За все твои утраты. От скорби и печали.

М. Исаковский.

Упражнение 264 (303). Перепишите статью, поставив глаголы с приставками за- и по- в будущем времени.

Небо неожиданно потемнело, загрохотал гром, засверкала молния, запряталось в норы мелкое лесное зверьё, замолкли птицы. Всё затихло, и вдруг полил дождь... Но недолги летние ливни. Снова засверкало ослепительной синевой небо, засияло солнце, запели птицы, забегали лесные зверьки.

Упражнение 265 (304). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы обозначали будущее время.

Прошли тучи, выглянуло солнышко, обсушило, обогрело землю - и весело стало кругом. Выбежали дети на улицу и закричали: „Солнышко ясное! Как с тобой хорошо и весело!"

Упражнение 266 (305). Передайте устно содержание данной статьи, изменяя настоящее время глаголов на прошедшее.

Мы с бабушкой уходим всё дальше в лес. А в лесу скрипят клесты, звенят синицы, заливаются малиновки, свистит иволга.
Лягушата прыгают под ногами. Между корней лежат ужи и подстерегают их. Щёлкает белка, и в ветвях сосны мелькает её пушистый хвост.

Упражнение 267 (306). Спишите статью, поставив глаголы в том времени, которое наиболее подходит по смыслу.

По снежной равнине (бежать ) пара лошадок. (Скрипеть ) сани, (фыркать ) лошади. Уже совершенно (стемнеть ). Навстречу (дуть ) резкий ветер. Твёрдые снежинки (бить) в щёки и (колоть ) их, как острые иголки, У Степана (начинать ) мёрзнуть ноги. Он (стараться ) шевелить ими в валенках-ничто не (действовать ). Он (спрыгнуть ) с саней и (побежать ) рядом с ними.

Упражнение 268 (Зб7). Составьте рассказ по данному началу; при составлении рассказа употребляйте глаголы прошедшего времени.

Стемнело, а Петя всё не возвращался с рыбной ловли. Сели ужинать...

Упражнение 269 (311). Рассмотрите картинку и ответьте на следующие вопросы:

1. Как очутились зверобои на оторванной льдине?
2. Как разыскали их в открытом море?

Упражнение 270 (309). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы были в настоящем времени, и запишите её.

Весеннее солнышко станет светить и греть на славу. Зазеленеют луга, поля и леса. Запахнут весенние цветы. Птички запоют на сотни ладов. Подует с юга тёплый ветерок. Пойдут по небу лёгкие, пушистые облачка. Прольётся первый благодатный дождь, и прогремит первый гром.

Упражнение 271 (310). Переделайте данную статью так, чтобы глаголы были поставлены в будущем времени, и напишите её.

Сегодня последний день занятий в школе. Картины, карты и плакаты мы сняли со стен и убрали в шкаф. Цветы высадили из яшиков в клумбу. Привели в порядок школьный садик. Проверили по списку книги в библиотеке и пересмотрели учебники.

В русском языке глаголы образуются главным образом префиксальным способом. Всего в русском языке 26 глагольных приставок. Одна и та же приставка может выступать в нескольких фонетических вариантах. Например, приставка о-(об-, обо-): окрасить, обходить, обойти.

Каждая глагольная приставка имеет несколько значений. Например, у приставки пере- 9 значений. Вот некоторые из них: 1) движение через предмет (перепрыгнуть через лужу); 2) повторное действие (перечитать книгу ещё раз); 3) деление предмета на части (перепилить бревно пополам); 4) чрезмерная полнота действия (пересолить еду); 5) распространение действия на все предметы (перечитать все книги); 6) взаимное действие (с постфиксом ся-) (переписываться с родителями); 7)достижение победы, выигрыша (перехитрить всех).

Некоторые приставки, присоединяясь к глаголу, не вносит дополнительных оттенков значения слова, а меняют несовершенный вид глагола на совершенный: делать – сделать, печь – испечь, писать – написать.

Приставочные глаголы часто употребляются в переносном значении: войти в положение, перенести болезнь, окинуть взглядом, уйти на пенсию.

Глаголы с приставкой в-/во-

Глаголы с приставкой в- имеют такие значения:

6. движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить, ворваться и др.

7. движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);

8. углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься, всмотреться.

Сочетаемость глаголов:

Глагол + в + В.п .: войти в дом, вмешаться в разговор, внести мебель в комнату, вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию;

Глагол + на + В.п .: влезть на дерево, въехать на гору, внести чемодан на пятый этаж.

Переносное употребление:

Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела

Вводить/ввести в заблуждение

Вносить/внести вклад

Вкладывать/вложить смысл, знания, силы

Упражнения

  1. Прочитайте. Определите значение приставки в- в глаголах. Найдите случаи употребления глаголов с приставкой в- в переносном значении.

1)У нас во шло в традицию раз в 5 лет встре чаться с одно классниками. 2) Трудно вбить гвозд ь в бетонную стену. 3) Мальчики с трудом въехали в гору на велосипедах. 4) Мо лодого специалиста начальник ввел в курс дела, а коллеги помо гали советами.5) Оперу нужно воспринимать, вслушиваясь в каждый звук. 6) Ото пление включили в середине октября.

2. Прочитайте, вставляя нужные глаголы. Определите значение приставки в этих глаголах.

1)Молодая семья …. в новую квартиру. 2) Дети не должны … в разговоры взрослых. 3) Девочка пожалела котёнка и … его в дом. 4) Бабушка … в рамку фотографию внучки. 5) Надо … телевизор: сейчас будут передавать последние новости. 6) Преподаватель … в положение студента и разрешил ему сдать экзамен досрочно. 7) Имя Юрия Гагарина вошло в историю космонавтики.

Для справок: войти/входить, въехать/въезжать, вмешаться/вмешиваться, вставить/вставлять, впустить/впускать, включить/включать

3.Придумайте ситуации, когда можно употребить выражения ввести в заблуждение, внести вклад, войти в привычку.

Глаголы с приставкой вы-

Основные значения:

1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицу из клетки), высыпать (сахар из пакета);

2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.

Сочетаемость:

Глагол + из + Р.п.: выйти из магазина, выселиться из квартиры;

Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, выехать из Минска в Москву;

Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из карманов;

Глагол + на + П.п., Глагол + с + Т.п.: выступить на конференции, на собрании, выступить с докладом, с речью, с предложением.

Переносное употребление

Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)

Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)

Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки

Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым

Выйти/выходить замуж

Выйти/выходить из себя

Упражнения

1. Прочитайте. Определите значение приставки вы- в глаголах.

1)В Третьяковской галерее выставлены произведения знаменитых художников. 2) Студенты мечтают хорошо выспаться после сессии. 3) Во время защиты дипломной работы студенты должны выступить с небольшим сообщением о своём исследовании. 4)Уходя, выключайте свет. 5) Скоро выйдет из печати учебное пособие по словообразованию. 6) После летних каникул все выглядели довольными, загоревшими, отдохнувшими. 7) Стиральная машина вышла из строя – надо вызвать мастера. 8) Сколько горя люди вынесли во время войны: голод, холод, страдания и смерть близких людей. 9) Когда читаешь новый текст, выписывай незнакомые слова и проверяй их значение по словарю. 10) Ты очень плохо выглядишь - не выходи на улицу и вызови врача на дом. 11) Когда разговариваешь, вытащи руки из карманов.

2.Прочитайте словосочетания. Подберите к ним противоположные по значению. В глаголах обозначьте приставки. Определите значение приставок.

Образец: влезть в люк – выле зти из люка

Вво зить в страну валюту - …, впускать зрителей в зал - …, вбе жать в аудиторию - …, вта щить чемодан в купе - …, влить воду в чайник - …, всыпать сахар в сахарницу - …, включить пылесос - …, въехать в гараж - …, вка тить ко ляску в подъезд дома - … .

Объясните правописание выделенных букв.

3.Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

1) На этой машине ездить нельзя: она …шла из строя. 2) Этот фильм …шел на экраны год назад и …сразу … шёл в число самых популярных кинофильмов. 3) Нужно сначала получить образование, а потом …ходить замуж. 4) Чуткий человек – тот, кто..ходит в положение других людей, находчивый человек – тот, кто умеет …йти из трудного положения. 5) Каждое утро я …хожу из дома в восемь часов, а в полдевятого уже..хожу в здание университета. 6) Мы …дыхаем кислород, а..дыхаем углекислый газ. 7) Когда хлынул ливень, прохожие...бегали в магазины, подземные переходы, чтобы спрятаться от дождя, но всё равно …мокли до нитки.

Выпишите предложения, в которых глаголы употребляются в переносном значении.

Глаголы с приставкой вз-/вс-

Основные значения:

1.подняться вверх: взлететь в небо, вспорхнуть, всплыть на поверхность воды;

2. нарушение состояния: взорвать, вскипеть, вскопать, взбить.

Сочетаемость:

Глагол + на + В.п. : взбежать на второй этаж, взобраться на гору, взлететь в небо;

Глагол + В.п.: вскипятить чай, взрыхлить землю, вскопать грядку, взбить крем.

Переносное употребление

Всходить/взойти (о посевах, о солнце). Рожь начала всходить. Скоро взойдёт солнце.

Всплыть/всплывать. В конце заседания неожиданно всплыл ещё один вопрос.

Упражнения

1. Прочитайте. Вставьте приставки в-, вы-, вз-/вс-.

1)Ранней весной мы …копали грядки, ..садили луковицы тюльпанов в землю. Очень скоро наши тюльпаны..шли. Они..пустили зелёные стрелы. Потом из бутонов..глянули острые красные лепестки. Если внимательно..смотреться в эти цветы, увидишь, сколько в них свежей прелести.

2) …шло солнышко. …летела за мёдом пчёлка. А вот появилась первая бабочка. Она …порхнула над цветком и начала пить сладкий сок. ..бежали на работу трудолюбивые муравьи.

Объясните значение приставок.

2. Закончите высказывания, используя слова из скобок.

1) Работа сапёров очень опасная, потому что … (взорваться/взрываться).

2) Сегодня мы будем печь торт, помоги мне…..(взбить/взбивать).

3) В инструкции написано, что перед употреблением этого лекарства … (взболтать/взбалтывать)/

4) Чтобы заварить чай, надо сначала … (вскипятить).

Глаголы с приставкой до-

Основные значения:

  1. доведение действия до конца, до определённой границы: доехать (до дома), дописать (письмо);
  2. достижение результата, несмотря на трудности: дозвониться, договориться, дождаться, додуматься;

Сочетаемость:

Глагол + до + Р.п.: до жить до старости,до плыть до берега;

Глагол + В.п. + до + Р.п.: до слушать песню до середины, до читать книгу до конца;

Глагол + В.п.: до зваться детей, до будиться сына (с трудом);

Глагол + Д.п. (+ к + Д.п.; + до + Р.п.): до звониться подруге,к подруге, до подруги;

Глагол + с + Т.п. (о + П.п.) до говориться с подругой о встрече, до гадаться о причине (чего?)

Переносное употребление

Дойти/доходить, довести/доводить, донести/доносить до зрителя, читателя.

Довести/доводить до сведения, до конца

Упражнения

  1. Прочитайте. Выделите в глаголах приставки, определите их значение.

1)Ты ни за что не догадаешься о том, кто к нам приехал! 2) Космический корабль долетел до Луны. 3)Дети так увлеклись игрой, что мать никак не дозовётся их обедать. 4) У меня руки не доходят написать тебе письмо. 5) Режиссёру удалось донести до зрителей мысль о всепобеждающей силе любви. 6) Юноша помог соседке донести до квартиры тяжёлую сумку. 7) Дети не могли дождаться Нового года. 8) Удивительно, как птицам удаётся долететь до другого берега без отдыха. 9) Мы так спешили, что даже не допили чай.

2. Перестройте высказывания, используя глаголы с приставкой до-, образованные от выделенных глаголов.

1) Мой дедушка жил очень долго и умер в 96 лет. 2) Я тебе вчера целый вечер звонила , но никто не брал трубку. 3) В университет я еду ровно 30 минут. 4) Мать долго будила сына, но он не хотел просыпаться. 5) Тебе надо ещё работать над этим рефератом. 6) Я пока не могу сдать эту книгу в библиотеку, потому что ещё продолжаю читать её.

3. Составьте предложения, используя выражения: довести до конца, доходить с трудом, добежать до финиша, дождаться встречи.

Глаголы с приставкой за-

Основные значения:

  1. движение вглубь или за предмет: зайти за угол дома, забросить мяч в сетку, засунуть руки в карманы;
  2. попутное действие: зайти по дороге в магазин, заехать за другом;
  3. распространение действия на всю поверхность: зашить дырку, забрызгать краской одежду, засадить участок цветами;
  4. чрезмерное действие: засидеться в гостях, зачитаться до утра;
  5. начало действия: заплакать, закричать, зацвести
  6. совершение действия заранее: закупить продукты, запланировать поездку;
  7. доведение действия до конца: записать телефон, зажарить мясо;

Сочетаемость:

Глагол + за + В.п.: забросить за забор, зайти за дерево;

Глагол + В.п. + Т.п.: засыпать землю снегом, заселить дом жильцами

Переносное употребление:

Заводить/завести часы, машину, мотор, собаку, рыбок

Заходить/зайти (о солнце)

Забрасывать/забросить учёбу, занятия, спорт, работу

Упражнения

  1. Прочитайте. Определите значение приставок в глаголах с приставками.

1) Первый искусственный спутник земли был запущен в 1957 году в Советском Союзе. 2)Писатель задумал написать исторический роман о войне 1812 года. 3) Зайди ко мне хоть ненадолго, чтобы договориться о поездке. 4) Я люблю наблюдать, как всходит и заходит солнце. 5) Если вы завели собаку, она становится членом вашей семьи. 6) Он успешно доучился до третьего курса, но потом вдруг забросил занятия. 9) За ночь снег засыпал землю и крыши домов. 10) Фигурное катание так захватило детей, что во дворе они сами залили каток. Когда вода замёрзла, они начали кататься на коньках. 11) Услышав шаги хозяина, собака запрыгала и радостно залаяла.

2. Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

1) Все гости …смо трелись на красавицу невесту, … любовались её белым свадебным нарядом. 2) От страха ко тёнок …лез на крышу и не мог слез ть с неё. 3) Путники решили … но чевать в ле су. 4) Запасливые белки …готовили на зиму сухие грибы, ягоды, орехи.

4) Весной ре ка разлилась и зато пила прибрежные луга. 5) По дороге в университет я …шёл за другом и мы отправились вместе. 6) Волейболист забросил мяч в сетку. 7) Солнышко …гля нуло в окно, по полу …прыгали солнечные зайчики. 8) Мы …вели кошку, но хотим ещё …вести рыбок. 9) Когда …цве тает сирень, по всему городу разносится ее слад кий аромат. 10) Все дорож ки и тропинки …мела ме тель.

Объясните правописание выделенных букв.

В правописание префиксов сначала кажется делом простым. Достаточно выучить основные группы. Дальше следует просто применять знания.100-процентная грамотность требует глубокого погружения в тему. Слова с префиксами делают язык полнее, богаче. Только постоянная практика, вдумчивое отношение позволят добиться отличного результата.

Вконтакте

Классификация морфем

После определения следует узнать: какие бывают приставки? Русский язык знает более 50. Они делятся на:

  • родные (в-, на-, про-, вос-);
  • иноязычные (архи-, суб-, контр-, экс-).

Правописание первых подчиняется правилам, вторые являются неизменяемыми и требуют запоминания.

Важно различать приставки и предлоги

Большинство русских префиксов образовались от предлогов . Самостоятельные слова присоединились к основе. Сначала требуется научиться выделять их. Приставка – это расположенная перед корнем морфема. Следует его найти. Затем подумать над грамотным написанием.

Внимание! Пример. Дан рассмотреть. Родственные слова: смотрящий, досмотр, усмотрение. Корень –смотр-, префикс рас-. Глагол пишется с двумя буквами «с».

Сводная таблица неизменяемых частей слова

Многообразие приставочных морфем отражает таблица.

Исконные (родные) Заимствованные (иностранные)
под-, над-, пере-, у-, с-, меж- ин-, дез-, контр-, де-, анти-
в-, во-, на-, об-, от-, по-, за-, до- экс-, ре-, суб-, дис-, архи-

Указанные морфемы пишутся всегда одинаково.

Правописание морфем

Грамотному человеку известно: единственной орфограммы правописания приставочных морфем нет .

Важно различать слова

Конкретный случай определяется:

  • ударением (разлив реки, розлив газированной воды);
  • значением слова (преемник – наследник, приемник – прибор);
  • первой буквой корня после морфемы (распустить, разрешить).

Важно ! Некоторые случаи написания в русском языке проверить невозможно. Они срослись с корнем. Значение скрыто. Контролировать себя следует по словарю . Пример: прилежание, причуда, преследователь.

Самая сложная орфограмма о префиксах

Применение орфограммы на приставки пре- и при- требует определенных навыков. Подходить к написанию следует вдумчиво.

Пре- пишется:

  1. Если морфема образовала слово со значением превосходной степени. К данной части речи можно поставить «очень», «слишком», «чрезвычайно». Пример: Пренеприятный = очень неприятный, премаленький = слишком маленький, превеликий = чрезвычайно великий.
  2. Без потери смысла заменяется пере-. Пример: Прерывание = перерывание.

Правописание тесно связано со значением слова . Часто оно определяется из текста. Пример: Скорый поезд прибывал (бывал = въезжал) на вокзал. Иван Иванович в это время пребывал (был = находился, пре- = пере-) в столице.

приставки пре- и при-

Вторая часть орфограммы на приставки пре- и при-. При- пишется:

  • если совершается неполное действие;
  • новое слово имеет значение близости, приближения;
  • получилось слово = присоединению.

Пример: Приучиться (присоединение к глаголу «учиться»), приехать (приближение), придержать (чуть-чуть держать).

Правописание приставок пре- в некоторых случаях рекомендуется заучить . Это слова: превратить, преградить, преодолеть, превратный, преподносить, прекословить.

При решении тестовых заданий на приставки пре- и при- не следует торопиться. Залог успеха – понимание смысла слова.

Правописание префиксов на согласную перед согласной

Приставка – это непостоянная морфема. Ее правописание зависит от первой буквы корня. Это префиксы на согласную:

  • воз-, вос;
  • из-, ис-;
  • раз-, рас-;
  • роз-, рос-;
  • через-, черес.

Если корень начинается на звонкую согласную, пишется з-, на глухую – с-.

Как пишутся приставки в наречие

Пример: Возраст – восстание; изделие – исход; разговор – расстроиться; розлив – роспись, чрезвычайный — чересполосица.

Буквы ц, ч, щ только глухие: уместно проверять написание произношением. Это вторая по трудности орфограмма.

Префиксы на согласную перед гласными

Это иногда меняющая написание корня морфема. Перед буквами я, ю, е, ё ставится твердый знак. Разъяснение, съёмный, но сэкономить.

После префиксов на согласную стоит буква «и». Начинает работать новая орфограмма. «И» заменяется «ы» всегда, кроме:

  • приставок меж-, сверх-;
  • иностранных приставок;
  • слова взимать (и его производных).

Пример: Безыскусный (искусный), сверхинтересный (интересный, исключение после сверх-), дезинформация (информация, иностранная приставка).

Чередующиеся гласные а, о в морфемах

Какие бывают префиксальные морфемы с чередующимися гласными а, о? Правописание зависит от приданного морфемой смысла. Сводная таблица различий:

Сдвоенные морфемы

Русский язык для усиления значения предполагает присутствие двух префиксов . Какие бывают приставки в этом случае? Они образовываются от слов с имеющейся морфемой добавлением еще одной.

Слова с двумя приставками:

  • интересный -> безынтересный -> небезынтересный (двойное отрицание = интересный);
  • готовить -> подготовить -> переподготовить (повтор ранее совершенного действия);
  • размер -> соразмерный -> несоразмерный (отрицание сравнительного признака);
  • знать -> познать -> опознать (составить образ).

Внимание ! Существуют слова с тремя префиксами: переосмысление (пере-, о-, с-), неприсоединенный (не-, при-, со-).

Слова с двумя префиксами полезно анализировать. Выделение морфем расширяет кругозор, повышает грамотность.

Значения некоторых префиксов

Префиксальная морфема используется для образования частей речи: прилагательных, наречий, существительных, глаголов.

Морфемы над-, под-

Слово с над- – глагол или его форма, существительное, прилагательное. Префикс придает значение:

  • действия, расположения сверху (надлежит, надписать, надбровный, надземный);
  • совершение неполного действия (надстроить),
  • дополнения совершенного состояния (надставить).

Глаголы с приставкой над- указывают направление действия выше данного уровня .

Имеют управляемые существительные в винительном падеже (надорвать (что?) конверт, надстроить (что?) этаж).

Слова с приставкой под- противоположны по значению словам с префиксом над-. Морфема говорит о направлении действия вниз, понижении положения предмета.

Пример: Писать -> надписать (выше данного), подписать (внизу имеющегося); земной -> надземный, подземный.

Слова с приставкой под- имеют значение:

  • приближение (подойти);
  • движение снизу вверх (подкинуть);
  • тайное действие (подсмотреть);
  • дополнение (подсыпать);
  • неполное действие (подмочить);
  • окончательное совершение (поджарить).

Изучение значений префиксов позволит избежать лексических ошибок .

Префикс по-

Образует , глаголы, существительные. Придает значения:

  • начала, окончания некоторого действия (полететь, попить);
  • протяженности (полесье);
  • свершения (построенный);
  • близости (Поволжье);
  • дополнительного акцента (понизить);
  • времени, места (поденная (работа), повсеместно).

Слова с приставкой по- образуются префиксальным или префиксально-суффиксальным способами (вертеть -> повертеть, утро -> поутру).

Префикс – значимая морфема. Образует слова с приданием дополнительного смысла. Используется при создании глаголов, наречий, прилагательных, существительных.

Эта часть слова подчиняется законам правописания. Грамотность зависит от умения применять их на практике.

Видео: Правила написания приставок

Как пишутся приставки в русском языке

Вывод

Изучение значения приставочных морфем обогащает словарный запас.