Открытый урок Тема: «Люблю природу русскую. Осень. Образ осени в стихах Ф.Тютчева«Есть в осени первоначальной…». Настроение. Осенние картины природы. Есть в осени первоначальной анализ стихотворения тютчева Проверка домашнего задания

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

  • Подчеркни слова, которые помогают представить картину осенней природы.

Высохли , голые , цветы, вянет, желтеет , не блестит , моросит , ветер воет, в тёплые края , зашумели, зеленеет озимь.

  • Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему «Осень» из пяти строк, которые строятся по определённым правилам.

В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка — это описание действия в рамках темы тремя словами.
Четвёртая строка — это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.
Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.

Осень.
Янтарная, жёлтая
Восхищает, очаровывает, радует.
Расстелила пёстрый ковёр.
Красота!

      • Осень
        Хмурая, дождливая
        Наступила, грустит, сожалеет.
        Небо стало свинцовым!
        Нет настроения!
      • Осень
        Весёлая, праздничная
        Бодрит, радует, смешит.
        Под ногами разноцветный ковёр!
        Праздник!
    • Какое настроение отражают эти произведения? Докажи своё мнение.

Первое предложенное нерифмованное стихотворение отражает тоску, уныние, вызывает чувство сожаления. Это можно определить по тем словам, которые употребляет

Второе вызывает радостное, восторженное, праздничное настроение. Автор использует такие слова, как «весёлая, праздничная», «бодрит, радует, смешит», «праздник».

  • Представь картину, которую описывает поэт И. Бунин в стихотворении «Сегодня так светло кругом…» Расскажи своими словами, что увидел, услышал и почувствовал поэт. Используй опорные слова: лес, тишина, покой, шуршанье листочков, грусть.

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Иван Алексеевич Бунин в этом стихотворении описывает своё завороженное чувство, которое он испытал, стоя в лесу. Там он ощутил умиротворение, покой, которым пропитан даже воздух. Вокруг стоит такая тишина, что можно расслышать самый тихий звук, неуловимый в повседневной жизни, например, шуршание листочков.

  • Придумай рассказ или стихотворение. Сначала реши, о чём ты хотел бы написать: о дожде. об осени, листочках, птицах.

Осень к нам пришла

ОСЕНЬ - ПОЭТИЧЕСКАЯ РОСКОШЬ...

Осень - пора листопада...

Судя по тому, как наш народ любит осень, это не время года, а состояние души. Причем типично русское, когда природа, увядая, дарит небывалые краски, яростные, а потом - пастельные, умаляясь до полной графичности. Погода, перед тем, как окончательно и бесповоротно испортиться, вдруг забывается в коротком всплеске бабьего лета.

Листик осенний бьется бабочкой о стекло. Дождик подобен слезам, легким слезам сожаления по чему-то светлому, что ушло и еще, быть может, угасло не совсем, и повторится.

Многие не любят лето. Еще Пушкин объяснил нам:

Ах, лето красное, любил бы я тебя,
Когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи...

А осенью ни тебе комаров, ни мух. Сплошная лирика. Правда, Некрасов, сидючи у себя в Карабихе и предаваясь по своему обыкновению унынию, примешивал к лирике нотку гражданской скорби. Но иначе он не мог. Он скучал даже в Италии. Томился в Риме. А Герцен злорадствовал: Некрасов оттого томится за границей, что языка не знает … Так или иначе, но уж осенью некрасовский сплин разыгрывался во всю:

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

А вот Аполлон Майков унылой порой не скучал, и даже как-то не по-осеннему был бодр и свеж:

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

Но на то он и Аполлон, чтобы на все взирать свысока. И даже на причуды природы.

А вот чистые лирики осенью любуются. Среди людей им неуютно, тем более тому, кому выпало столько хлопот и страданий. В 14 лет Фета лишили дворянского звания и российского подданства. И поэтому столь естественно, что свое отдохновение он находил на лоне природы.

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Тютчев точнее Фета, тоньше, более чуток, он любуется осенью, словно красивой женщиной в период ее увядания, но самого красочного; он живописует словом:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Не будем повторять хрестоматийное. Все знают со школьной скамьи, чем обогатила русскую литературу "Болдинская осень": завершением романа в стихах "Евгений Онегин", "Маленькими трагедиями" и т.д. И даже более поздняя пора Пушкина нисколько не пугала. "Осень чудная, — писал он Плетневу, — и дождь, и снег, и по колено грязь". Видимо, предстоящая женитьба на Наталье Гончаровой сообщала окружающему пусть и несколько безотрадному пейзажу нежную прелесть:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса …

А вот на последователя Пушкина в Серебряном веке Владислава Ходасевича осень наводила уныние. Впереди никаких перспектив, скорее это скорбный крик, чем пастель… Но чем тяжелее поэту, тем отраднее читателю, сидя в тепле и довольстве, читать эти строчки:

Грустно. Осень пирует,
Осень развесила красные ткани,
Ликует...
Ветер - как стон запоздалых рыданий.
Листья шуршат и, взлетая, танцуют. хотя проигрывает бой.

У каждого поэта к осени свой счет, свои, если хотите, претензии.
К осени обращаются не как к живому, это и не обсуждается, само собой разумеется, а словно идут в храм на исповедь. И поверяют ей свои чувства, самые сокровенные.

И порой кажется, что она, осень, милостиво внимает поэтам. Во всяком случае, без нее всего этого поэтического роскошества не было бы никогда!

Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким новым языком и чистейшими красками. Природа у поэта жива, она одухотворена. В ней есть все: и любовь, и язык, и свобода, и душа. Исходя из такого понимания природы автором, и следует проводить анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя.

Коротка первоначальная осень, но время это - дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой - лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Последнее четверостишие

Воздух опустел, как уже было сказано, и птицы умолкли. Все погружается в глубокую тишину и покой, готовясь к зимнему отдыху. Но еще далеко до предзимья, которое начнется вместе с осенними бурями, примерно с конца октября. А пока небо лазурно - это слово означает его невероятно нежную безмятежную синеву.

Таким образом можно начать анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…», в котором говорится о полнейшем покое, царящем в природе и который передается душе человека, с любовью смотрящего на уходящее лето и наступающую осень без печали и тревоги, а только наслаждающегося их красотой. Такова его эмоциональная окраска и тема стихотворения.

История создания стихотворения

Федор Иванович возвращался в Москву вместе с дочерью Марией, которой в ту пору было лет семнадцать, из своего села Овстуг в Брянской губернии. На третий день пути он продиктовал дочери текст этого стихотворения.

Начало умиротворяющей осени навеяло поэту прекрасные строки о русской осени. В эти годы (50 - 60) он обычно не обращается к теме природы, его стихотворения, как правило, политизированы, поэтому оно выделяется из общего ряда.

Художественные тропы

Эпитеты, которые использует автор, становятся ведущими и главными, создавая образ тонкого перехода от лета к осени. «Дивная» осень прощается с нами, даря последние погожие деньки. «Хрустальный» по отношению ко дню подчеркивает и хрупкость его красоты и особенную прозрачность небосвода. «Лучезарный вечер» создает особенно светлое и Это показано, как следует проводить анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» Тютчева.

Антитеза просматривается в противопоставлении пустого ныне поля с тем, что ранее оно было заполнено жнецами с серпами. Олицетворением является паутина, преподанная как «тонкий волос». Метафорой - льющаяся лазурь, теплая и чистая. Сравнения можно найти после слов «как» или в виде творительного падежа существительного. Так продолжается анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Кратко говоря, осталось рассмотреть немногое - рифму.

В двух первых четверостишиях используется перекресная рифма, то есть первая строфа рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. В конце рифма становится опоясывающей - первая строфа рифмуется с последней. Ямб создает очень музыкальный ритм.

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» по плану:

  • Автор и название произведения.
  • История его создания.
  • Эмоциональная окраска.
  • Тема.
  • Тропы.

Читая это стихотворение, понимаешь, что поэт умел воспроизводить все краски и звучание, в данном случае полное безмолвие природы. Его образы проникнуты чувством и раздумьем, заключенные в строгое изящество формы.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Павлохуторская средняя школа №12»

Открытый урок проведённый во 2 классе по предмету «Литературное чтение»

Тема : «Люблю природу русскую. Осень. Образ осени в стихах Ф.Тютчева«Есть в осени первоначальной…». Настроение. Осенние картины природы.»

Подготовила учитель начальных классов

Домнина Валентина Владимировна

с.Павло –Хутор

9.10.2012 г.

Тема: «Люблю природу русскую. Осень. Образ осени в стихах Ф.Тютчева«Есть в осени первоначальной…». Настроение. Осенние картины природы.»

Цели урока : ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень»; ознакомить со стихотворением Ф.И. Тютчева «Осень»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление. Создание на уроке положительной мотивации к обучению.

Оборудование : аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Октябрь», «Осенняя песня», учебник “Литературное чтение ”; ноутбук, мультимедиапроектор; презентация.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

1. Предметные:

Познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года Ф. И. Тютчева;

Отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева;

Владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;

Планировать свое выступление;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

Развивать навыки выразительного чтения;

Совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

Развивать память, внимание, творческие способности.

3. Личностные:

Привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

Воспитывать любовь и уважение к родной природе;

Передать красоту и музыкальность поэтической речи;

Пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

4. Коммуникативные:

Формирование умения работать в малых группах

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формирование УУД

I .Организационный момент

Цель: активизация учащихся

Проверка готовности к уроку.

Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

II . Пятиминутка чтения.

Цель: формирование навыка беглого чтения

Урок мы начинаем с пятиминутки свободного чтения.

Учащиеся читают «жужжащим» чтением дополнительную литературу

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

Речевая разминка.

На фоне спокойной музыки учитель читает стихотворение, которое напечатано на слайде №1.

Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.

Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет
Лисью шапку примеряет вяз.

Прочитаем стихотворение все вместе, в медленном темпе.

Объяснение значений выделенных слов.

Значение слова «кафтан» найти самостоятельно в различных источниках.

Какое время года описано в стихотворении?

Найдите в этом стихотворении приметы осени.

Какие ещё признаки осени вам известны?

Назовите осенние месяцы по порядку.

Работа над выразительным чтением стихотворения детьми. Прослушивание 2-3 учеников. Коллективное оценивание наиболее красивого чтения.

Познавательные УУД

Объясняют значение выделенных слов. Читают хором стихотворение в медленном темпе.

Прослушивание 2-х уч-ся.

V. Проверка домашнего задания

Цель: - развивать творческие способности каждого ученика.

Прочитайте свои тексты об осени

- Молодцы все!

Чтение детьми текстов «За что я люблю осень».

Учились планировать свое выступление;

Введение в тему.

Дети, осень приготовила для вас загадки (на карточках)

Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух.

Дети читают загадки и отгадывают их.

Приложение 1 к уроку

VI . Целепола гание и мотивация

Цель: мотивировать учащихся на изучение нового раздела.

Сегодня мы начнём изучение нового раздела: “Люблю природу русскую. Осень”(слайд №2 )

На уроке мы познакомимся с произведением русского поэта Ф. И. Тютчева,будем выразительно его читать. Обратите внимание на портрет поэта, дату его рождения и смерти (слайд №3).

Краткий рассказ о жизни поэта. -

VI I .Физкультминутка

Муз.физминутка «Две руки» (слайд № 4)

Муз.»Физминутка «Две руки»

V III . Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие текста

Цель: определить первичное восприятие стихотворения.

Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».

А теперь закроем глазки и послушаем стихотворение.

Чтение стихотворения учителем.(на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»)

Прослушивание стихотворения учащимися.

Учились представлять картины осенней природы.

2. Обсуждение стихотворения.

Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения

Формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

К какому жанру мы можем отнести это произведение? Докажите.

Найдите рифмующиеся строки!

Понравилось стихотворение?

Какие картины представили вы при прослушании этого стихотворения?

О какой поре осени рассказывает

А теперь прочтите самостоятельно стихотворение на стр.68 учебника.

Это стихотворение (в стихотворении есть рифма, ритм)

Учились различать стихотворный и прозаический текст;

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

Представлять картины осенней природы

Коммуникативные УУД.

Высказывания детей.

Самостоятельное чтение стихотворения детьми. . Жужжащее чтение учащихся.

IX . Словарная работа.

Цели: формировать навык выборочного чтения.

Утвердить значимость и ценность каждого слова;

Значение каких слов в стихотворении вам были непонятны?

Обратите внимание на выделенное слово. Что оно обозначает? Где найти значение этого слова?

Как вы понимаете значение слова СЕРП? Что имеет автор в виду, когда говорит о нем, как о живом? (Cлайд №6)

Бодрый серп гулял” - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колоски. Серп – это ручное орудие труда для срезывания злаков.
Серп - ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня. (Cлайд №6)
Лазурь - светло-синий цвет, синева.
На праздной борозде - отдыхающее поле, с неё убрали урожай. (Cлайд №7).

Праздная борозда (Cлайд №7).

Что это означает?

- Какой увидел осень поэт Тютчев?

Мы увидели, что осень нравится поэту, поэтому он употребляет эпитеты.(образное,художественное определение)

Объяснение смыслового значения слова “эпитеты”.

Найдите их.

Что значит выражение “дивная пора”? (Cлайд №8)

Приходилось ли вам наблюдать “хрустальный день”?

Опишите его. Какой он? (Cлайд №9)

Как вы представляете себе “лучезарные вечера”? (Cлайд №10)

Какой знак стоит после первой и третьей строфы? Почему?

3) Работа над словами и выражениями.

Что вы чувствуете при чтении стихотворения?

Радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение? (Cлайд №11)

Надо заглянуть в словарик, который находится в конце учебника. (Дети находят значение слова в учебнике)

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Ученики стараются пояснить их смысл).

Отдыхающая, с нее с неё убрали урожай.

-“Дивная пора”, “день хрустальный”, “лучезарны вечера»

Волшебная пора, прекрасная, необычная.

Прозрачный, чистый, безоблачный.

Вечером природа залита лучами заходящего солнца, все в розово- красных тонах, все сверкает, сияет.

-Поэт может говорить об этой красоте бесконечно много .

Спокойствие, восторг, удивление, грусть, умиротворение?

Учились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

X . Выразительное чтение стихотворения.

Работа в группах.

Формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Работа над выразительным чтением.

(Задание для групп).
Задание.
1. Чтение стихотворения по строфам
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.

Ребята заранее сформировали состав групп).

Коммуникативные УУД . Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе

Учились контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Способ чтения выбирают дети.

Спокойно, с лёгкой грустью.

Определяется общий тон чтения - неторопливый, радостный, однако с лёгким оттенком грусти.

Прочитать это стихотворение в быстром темпе невозможно, его следует прочесть неторопливо, особенно выделяя многосложные слова: первоначальной, хрустальный, лучезарны, паутины , отдыхающее - и образные выражения: дивная пора, бодрый серп, праздной борозде, чистая и тёплая лазурь. Чтение должно передать настроение поэта, восхищённого красотой осеннего дня.

XI .Оценивание работы учащихся на уроке.

Сегодня все работали хорошо, молодцы!

(Самые активные получают отметки)

XII . Рефлексия

Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся.

Выберите и продолжите предложение:

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел… слайд 12

Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

Х II . Итог урока

У стихотворения нет названия.

Все привыкли называть его по первой строке.

Как бы вы его озаглавили?

Высказывания

XIV . Дом. задание:

- Учить наизусть стихотворение.

Найти значение слова «кафтан» в различных источниках слайд 14

Приложение 1

Осенние загадки

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад -

Это просто... (листопад)

Пареньку почти семь лет.

За плечами ранец.

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата?

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад

Листья по двору летают,

Под ногами шелестят.

Птицы снова к теплым странам,

Клином весело летят.

Угадай, что за пора,

Снова к нам гостить пришла?

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.

Каковы осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния при­ро­ды в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и ли­ри­ка кого из пред­ше­ству­ю­щих и по­сле­ду­ю­щих по­этов близ­ка Тютчеву?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1857

Пояснение.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании - радости, сча¬стье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.