Связная речь состоит из. Формирование связной речи у дошкольников в детском саду. Методика развития речи дошкольников опирается на представления о тексте как явлении, имеющем закономерности своей организации: «функционально завершенное речевое целое»

Связная речь дошкольников – основной показатель, по которому судят об их уровне развития, широте кругозора. Потому, как высказывается ребенок на различные темы, можно предположить, насколько успешным окажется его дальнейшее обучение, как сложится его общение со сверстниками. Очень важно с раннего возраста научить ребенка выражаться четко, грамотно, уметь определить главное во время игры, в рассказе или споре.

Основными направлениями работы педагогов ДОУ становятся:

  1. Развитие у дошкольников связной разговорной речи, освоение словаря. Ребята должны уметь пользоваться родным языком в соответствии с ситуацией, употреблять слова уместно, в соответствии с контекстом.
  2. Формирование у детей начальных понятий о грамматическом строе, звуковой культуре речи. О теории словообразования они узнают позднее, но уже сейчас должны следить за правильным произношением, построением слова, фразы.
  3. Воспитание интереса к литературе, художественному слову, а через него – любви к родному языку, отечеству.

Основные проблемы в речи детей

Речь у дошкольников выступает не только средством общения, она является критерием их физического здоровья, уровня культурной среды, где они воспитываются.

У очень многих детей отмечается недостаточный словарный запас, они употребляют при общении некорректные слова и выражения, их речь в основном состоит из простых предложений, которые построены грамматически неправильно. Они не способны сформулировать четкий и понятный вопрос, дать развернутый однозначный ответ. Дошколята с трудом пересказывают прочитанный текст, не могут логически обосновать свои же выводы. Хромает также умение пользоваться интонацией, темпу и громкости голоса значения не придается.

Сегодня от редкого ребенка дошкольного возраста можно услышать речь, изобилующую синонимами, образными описаниями. Наряду с тем, в условиях ФГОС существует четкое требование развивать качественную устную речь, вырабатывать навыки связно выражать мысли в процессе диалога или монологических высказываний.

Речь ребенка невозможно отделить от мира его мыслей. Базируется она на умении правильно грамматически и интонационно их выразить, расширении, активном использовании словарного запаса.

Развитие связной речи дошкольников

Овладение родным языком – главное, чему должен научиться ребенок в дошкольном возрасте. Основная функция речи в этот период – социальная, коммуникативная. С ее помощью малыш устанавливает связи с окружающими, осваивает общественные нормы поведения, что является непременным условием роста его личности.

Первые осмысленные слова в основном выражают потребности ребенка. Только к третьему году жизни словарный запас значительно возрастает. И уже в более старшем возрасте речь обособляется от практической деятельности.

От младших дошкольников воспитатель добивается, чтобы они охотно общались с окружающими, правильно облекали свои просьбы в словесную форму, понятно объяснялись, привыкали пользоваться принятыми формами речевого этикета: умели здороваться и прощаться, задавать вопросы о том, что их интересует.

Детишки среднего дошкольного возраста уже должны без затруднений разговаривать со взрослыми и ровесниками, давать ответы на вопросы, сами задавать их по различным поводам: об окружающих предметах, их свойствах и действиях с ними, своих взаимоотношениях, переживаниях.

Более старшие дети участвуют в коллективных беседах, их поощряют к самостоятельному рассказыванию. Старшие дошкольники способны к обобщению, уточнению, уровень речевой активности повышается. Они знают, как можно поприветствовать друг друга, кроме «здравствуйте!», не мешают разговору взрослых, могут поддержать беседу с незнакомцем, ответить на телефонный звонок, встретить, занять гостя.

Формирование связной речи

Программой ДОУ предусмотрено освоение воспитанниками монологов и диалогов. Эти два вида речи непосредственно влияют на их практическую деятельность, поскольку предполагают развитие тех умений, которые могут пригодиться при общении.

Для монолога важна произвольность. При объяснении или пересказе от ребенка требуется внимание к содержанию, форме изложения, умение правильно подобрать слова, которые выразили бы мысль наиболее точно.

Диалог, который подразумевает беседу нескольких людей, вопросы и ответы на них, эмоциональную составляющую, требует от маленьких собеседников соотносить свои вопросы и ответы с тем, что говорит оппонент, дополнять его или исправлять.

Трехлетки большей частью могут только отвечать на несложные вопросы. Четырехлетние воспитанники уже что-то пересказывают, составляют коротенький рассказ по картинке, но в большей степени пока копируют взрослых. Пяти- и шестилетние достигают больших высот в монологе, последовательны в пересказах, их сюжеты и описания более детальны, но свое эмоциональное отношение к предмету рассказа они пока неспособны ярко выразить.

От простых навыков диалога у самых младших воспитатель постепенно доводит до богатой образности, самостоятельного творчества в рассказе.

Эффективные методы и приемы работы

Современные дети часто перегружены информацией, поэтому в задачу воспитателя входит сделать процесс обучения не только развивающим, но занимательным, интересным. Думающие педагоги наряду с традиционными методами всегда стараются задействовать факторы, которые облегчат процесс формирования связной речи.

Один из них – наглядность. Во время разглядывания предметов, картин детям легче сосредоточиться на характерных признаках изучаемого материала, тех действиях, которые с ними можно произвести.

Еще один из вспомогательных факторов – составление плана. Предварительно составляется некая схема, в соответствии с которой каждый конкретный элемент высказывания располагается в определенном порядке.

Одним из эффективных приемов, позволяющим детям успешно овладеть знаниями о мире, особенностях природных объектов, положительно влияющим на запоминание, сохранение, последующее изложение информации является мнемотехника. Развитие речи с ее помощью происходит от простого к сложному. Дети начинают работать с мнемоквадратами, потом с мнемодорожками, постепенно переходя к использованию мнемотаблиц. Последние выступают в качестве дидактического материала во время занятий, помогают воспитанникам:

  • сделать богаче словарный запас;
  • придерживаться определенной последовательности при пересказе литературного произведения;
  • легко заучивать стихотворные, прозаические формы;
  • самостоятельно составлять рассказы, отгадывать загадки.

Наглядная схема на мнемотаблице подсказывает ребенку, чем начать, как продолжить рассказ, к каким уточнениям прибегнуть, чем закончить. Содержание мнемотаблицы вариативно, зависит от возраста воспитанников.

У самых младших дошкольников мнемотаблицы оставляют в памяти зеленую елочку, красное яблочко. Позднее образы усложняются. Изображение персонажей сказки для ребят старших групп может быть очень схематичным, условно-наглядным. Графический вид лисы, например, – оранжевый треугольник с кругом, а медведь – просто большой коричневый овал. Чтобы яркость изображений не отвлекала внимание старших детей, для них таблицы делают вовсе в одном цвете.

Работа по становлению связной речи у проблемных детей

Специалисты установили, что у детей с проблемами в развитии очень часто наблюдаются трудности с языком. Для нарушений речи у дошкольников с ОНР характерны:

  • отсутствие последовательности изложения;
  • наличие смысловых пропусков;
  • использование очень простых или искаженных фраз;
  • бедность лексического запаса;
  • грубые грамматические ошибки;
  • дети с любой степенью ОНР испытывают затруднения с монологической речью.

Не всегда неправильно построенные фразы, пропуски или замена местами слогов в словах являются признаком отставания в развитии. Мамы и бабушки годы спустя будут вспоминать, как любимый сын и внук лепетал «аизях» вместо «на лыжах», «памихаселька» вместо «парикмахерская». Но если такая картина продолжает умилять родителей, когда ребенку уже не 2 года, а 4 или 6, это неправильно.

Если вечерами у родителей не находится времени для чтения сказок, обсуждения их героев с ребенком, члены семьи замечают, что чадо испытывает трудности при ответах на вопросы, неспособно составить небольшой рассказ по картинке, искажает в произношении звуки, обозначенные буквами русского алфавита, это должно быть сигналом для обращения к логопеду.

Задачей родителей, воспитателей является не только накормить детей, привить им навыки гигиены. Для их успешного будущего необходимо создать речевую развивающую среду. Одна из важнейших составляющих ее – правильная речь самих взрослых, точная, логичная, чистая и выразительная.

Чтобы воспитанники могли овладеть речевыми навыками, им необходимо активно общаться в семье, в ДОУ, принимать участие в играх сверстников во дворе. Это позволит детям развиваться, фантазировать, совершенствовать коммуникативные умения, сформировать грамотную структуру речи. Родители и педагоги должны сопроводить ребенка, помочь ему, не афишируя своего руководства.

Развитие речи - большая и сложная область. Сложная потому, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом.

По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека, и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, и рекомендации чисто практического характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который оставался бы равнодушным к вопросам развития речи.

Связная речь - раздел, который всегда выделялся методистами как особая область работы по развитию речи. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных видах - диалоге и монологе. Каждый из этих видов имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая и монологическая речь отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая речь- связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.

Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном.

Здесь тоже важны неречевые средства(жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Эти две формы речи отличаются и мотивами.

Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами(ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания(Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).

Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из промежуточных форм является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной.

Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.

В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь -- характер монолога.

Но, как подчеркивает Д. Б.Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную -- с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни»

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

· сказки;

· дидактические игры;

· театрализованные игры.

Таким образом, Исследование связной речи позволяет получить целостную оценку речевой способности ребёнка в разных формах речевых высказываний: от элементарных, до наиболее сложных. По данным исследований, дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развёрнутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развёрнутых предложений, затруднение в выборе нужных слов, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие малыша.

Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.

Какую речь дошкольника называют связной

Связность высказываний – не случайно возникающая характеристика. Это результат развития познавательных процессов, обогащения словарного запаса и освоения грамматических основ.

Речь дошкольника приобретает связность, если она наполнена смысловым содержанием. А смысл появляется только в том случае, когда предложения построены с использованием соответствующих слов и с учетом правил грамматики.

За первым предложением следует второе, третье… Все вместе они раскрывают содержание мыслей или намерений говорящего. Простая цепочка для взрослого человека. Но дошкольнику еще только предстоит научиться облекать потребность говорить в понятные словесные формы.

Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – качественно новый этап. Научаясь логично и последовательно выражать свои мысли, дошкольник приобретает главное новообразование в речевом развитии.

Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте

Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.

В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.

Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.

Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.

Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:

  • контекстная
  • объяснительная.

К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».

В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.

Шестилетний ребенок в соответствии с должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.

Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».

Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

В развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Приемы для развития связной речи дошкольников

У взрослеющего ребенка появляются внутренние мотивы лучше и глубже освоить родной язык. Дошкольника многое интересует, появляется желание больше спрашивать и рассказывать. Возникает потребность воздействовать на собеседника, высказывать свое мнение, спорить.

Это значит, что актуальность развития связной речи дошкольников подкрепляется благодатными условиями — взрослый предлагает помощь ребенку научиться говорить логично и понятно, на что встречает живой отклик.

Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  • пересказ
  • рассказы с опорой на картинки
  • сочинение сказок и историй

Обучение дошкольников пересказу

Казалось бы, пересказ – это самая простая речевая тренировка. Не нужно ничего придумывать, а только вспоминать, о чем говорится в тексте, и передавать своими словами. Но слов-то в запасе у дошкольника не так и много!

Детская литература написана доступным языком, но обязательно перекрывает словарный запас ребенка. Следовательно, чтобы передать содержание, детям, наряду с известными словами, нужно использовать новые понятия.

Еще сложнее придерживаться того хода событий, который представлен в сюжете. От дошкольника требуется умение осмыслить, что и как происходит с главными героями, чтобы связно все рассказать.

Решать задачу, как научить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:

  • Прочитать интересную историю или сказку.
  • Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).
  • Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.
  • Предложить дошкольнику рассказать эту сказку, историю (подавать в игровой форме, а не как задание пересказать);
  • «Помнишь, как все начиналось?» — прочитать первые строки. Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание.
  • Взрослый постоянно поддерживает рассказчика, побуждает продолжить подсказками: «Что было дальше?», «Куда они направились?», «А как в это время?..» и пр.
  • Завершив пересказ, похвалить ребенка и обратить внимание на мораль, которая обязательно содержится в детских рассказах: хорошо ли поступил тот или иной герой.

Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается. Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Дошкольника просят рассказать:

  • Что изображено на картинке
  • Какие события произошли раньше
  • Как дальше будет развиваться ситуация

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

Чем больше у ребенка , тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.

Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети , игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.

Развитие связной речи дошкольников

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Развитие связной речи ребенка - дошкольника происходит в процессе повседневной жизни и на занятиях.

Исследователями установлено, что в дошкольном возрасте легче осваивается правильное построение отдельных предложений, но значительно труднее дети овладевают различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа, могут слабо сохранять смысловые связи между частями рассказа.

Очень важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т.е. воспитывать ориентировку на слушателя.

В младших группах проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию. Особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

В средней и старшей группе на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта.

Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых предметах и их явлениях. Тогда их речь становится связной и свободной.

Задача воспитателя - научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у ребенка затруднения. В процессе обучения следует добиваться, чтобы все части рассказа были взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т. к. характерные недостатки детских рассказов - однообразие используемых синтаксических конструкций, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно - следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того педагог учит детей пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения.

Не менее важно постоянно уделять внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами, сложными предложениями с сочинением и подчинением.

Целенаправленная работа по развитию связной речи должно проводиться с самого раннего возраста. На третьем году жизни большое место отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также потешек и других фольклорных форм. Особенно важно систематически проводить рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.

Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы - в два-три дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнять в разных направлениях.

Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.

Развитие речи происходит и во время различных режимных моментов, и в самостоятельной игре детей. Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы, побуждать ребенка к речевой деятельности.

В случае отсутствия систематических занятий контакт между детьми и воспитателем практически не устанавливается. Дети общаются только между собой, но очень бедно по содержанию. Резко меняют содержание общения занятия, проводимые по плану. Общение становится регулярным, малыши стремятся привлечь к своей деятельности воспитателя.

Методические приемы для развития речи на 3-м году жизни:

1)не только называние предметов, но и подробные объяснения о назначении предметов, сравнение того, что малыш уже видел и нового;

2)приём поручений;

3)повторение за ребенком слов и в случае неправильного произнесения предложение образца взрослого

4)приём вопросов;

5)приёмы договаривания и подсказывания нужного слова.

Умелое использование этих приёмов способствует своевременному развитию речи детей.

Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом.

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до самостоятельного творческого рассказывания.

План занятия по пересказу во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приёмом являются вопросы воспитателя. В начале повествования они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его. В методической литературе предлагается широко использовать план пересказа.

Указания педагога тоже важный методический приём. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе.

С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения. Обучение начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе. Наиболее эффективным методическим приемом является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя 1-2 слова или целое предложение. Рассматривание иллюстраций лучше проводить до или после чтения.

При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту. Главное в обучении пересказу в средней группе - помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Основным методическим приемом являются вопросы воспитателя.(1группа вопросов - вопросы, помогающие осмыслению произведения; 2группа вопросов -вопросы, помогающие вспомнить последовательность событий, логику сюжета). Широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога - напоминание слова, фразы. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные куски и фразы. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. Тут её проводит воспитатель.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проведение обсуждений должно научить детей видеть хорошее и плохое в пересказе и одновременно воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду используются как предметные картины («Куры», «Козы» и др.), так и сюжетные картины («Наша Таня», «Зимние развлечения» и др.)

Выделяют следующие виды занятий по обучению рассказыванию по картине: 1)составление описательного рассказа по предметной картине; 2)составление описательного рассказа по сюжетной картине; 3)придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине; 4)составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок; 5)составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети ещё не умеют самостоятельно излагать свои мысли. Речь носит характер диалога с воспитателем. Основные задачи воспитателя в работе по картине сводится к следующему: 1)обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное; 2)постепенный переход от занятий, когда дети перечисляют изображенные предметы и объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Характерные особенности занятий по картине с детьми мл. возраста: а)чередование хоровых и индивидуальных ответов; б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; в)использование литературных и художественных вставок.

В средней группе становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ.

Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. В средней группе дается образец для копирования. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так воспитатель дает образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по аналогичной другой картине. Можно ввести рассказывание по плану. Можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам. После этого можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. Формирующееся при этом умение составлять рассказ по готовой канве помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

В старшем возрасте имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения меняется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

К рассказам детей старшего возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств. Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. И при этом велика руководящая роль воспитателя.

В старшей группе используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно широко применять рассказ по серии сюжетных картинок, где требуется последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Очень важно научить детей видеть не только то, что нарисовано на картине, но вообразить предыдущие и последующие события. Можно учить оценивать рассказы товарищей по содержанию.

Дети учатся оценивать основное в картине, придумывают ее название, рассказывают про детали, фон, пейзаж.

Рассказывание по игрушке.

В младшей группе происходит рассматривание игрушки, затем описание по вопросам педагога. Затем педагог делает обобщение.

В средней группе дети постепенно подходят к составлению самостоятельных описательных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом является образец, который дается на каждом занятии. Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Далее можно предложить составить сюжетный рассказ по набору игрушек.

В старшем дошкольном возрасте занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке.

Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Обучение рассказыванию начинают с коллективного рассказа. Важным приемом является направление педагогом внимания на то, чтобы вспомнить какие - то события и передать их в рассказе. Важным является и рассказ образец педагога. В конце года образец педагога в виде начала рассказа

В старшей группе повышается роль занятий, на которых составляются рассказы без наглядного материала. И в старших группах широко распространенным приемом является образец воспитателя и его указания.

В творческих рассказах ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений. Существуют различные варианты творческих рассказов: 1)придумывание продолжения и завершения рассказа;2)придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя; 3)придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем(без плана);4)придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

1. Характеристика качеств связной речи.

2. Виды связной речи (диалог, монолог).

3. Возрастные особенности развития форм связной речи у дошкольников. Особенности ситуативной и контекстной речи.

1. Понятие «связная речь» употребляется в методике развития речи в нескольких значениях. Связная речь как комплекс речевых умений и навыков, необходимых для общения и взаимопонимания, представляет собой смысловое развернутое высказывание. Связной речью называют также одно из сложных качеств, характеризующееся рядом признаков. Критерии связности речи для дошкольников разработаны О.С. Ушаковой. К ним относятся:

Логическая последовательность (умение самостоятельно начать и закончить изложение, перейти от одной части к другой без повторов);

Грамматическая и фонетическая правильность;

Точность (подбор слов и словосочетаний в соответствии с текстом или мыслями);

Выразительность (богатство языковых средств).

Связность речи отражает связность мыслей, в ней проявляется логика мышления, умение осознать окружающую действительность. Развитие связной речи тесно связано с совершенствованием психических процессов: восприятия (умение наблюдать, замечать особенности окружающего мира), памяти (сохранение образов), мышления (умственные операции сравнения, обобщения) и внимания к форме и содержанию высказывания. Именно в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление.



Связная речь – наивысшее достижение речевого развития детей дошкольного возраста. Это результат развития всех сторон речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры.

Большую роль в развитии связной речи играет и ознакомление детей с художественной литературой. Литературное произведение является для дошкольников образцом связного высказывания, по которому дети сначала учатся пересказывать, а затем и самостоятельно составлять тексты.

Таким образом, все задачи развития речи детей дошкольного возраста находят свое завершение в развитии связной речи, которая организована по законам логики и грамматики и представляет собой единое целое, обладает законченностью, самостоятельностью и расчленяется на части, связанные между собой.

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития связной речи, что способствует становлению интеллектуальных функций речи (рассуждения, объяснения, обдумывания плана высказывания, поиск способов выражения мыслей и т.д.). Развитие умения рассказывать необходимо для подготовки к обучению в школе, так как устная связная речь является основой для обучения детей письменной речи.

2. К основным видам связной речи относятся диалог и монолог.

Диалогическая речь рассматривается учеными как первичная форма языкового общения, которая строится на обмене высказываниями. Для нее характерны такие формы, как вопрос, ответ, комментарий, добавление, пояснение, распространение, возражение, формулы речевого этикета.

Монологическая речь – это развернутый вид речи, который отличается произвольностью и организованностью. Монолог представляет собой законченное высказывание в форме текста, объединенное смысловой, грамматической связью.

Сопоставляя диалог и монолог по различным признакам и характеристикам, можно выявить ряд различий:

Характеристика Диалог Монолог
Стиль общения Общение двух и более людей, сопровождается спонтанной реакцией, определяемой ситуацией Односторонний характер высказываний, не рассчитанный на немедленную реакцию, но отличающийся преднамеренным воздействием на слушателей
Структура Неполные предложения, фонетические сокращения, непривычные словообразования, нарушение синтаксических норм Полные развернутые предложения, больше сложных и распространенных предложений, четко выделены структурные части (начало, основная часть, конец)
Цель Спросить, ответить, получить ответ, побудить к действиям, договориться о совместной деятельности Сообщить факты, аргументировать мнение, привести доказательства, сформулировать выводы
Литератур-ные нормы Часто используется разговорная речь, допустимы диалекты, жаргон, профессиональный сленг Сознательное использование литературных норм, объяснение специальных терминов и слов
Вырази-тельность Неравномерный темп, сила голоса, повышенная эмоциональность, ярко выраженные интонации, активно используется мимика, жесты Умеренный темп, обдуманность интонаций, выразительность мимики и жестов подчеркивает смысл слов

Развитие связной речи детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Диалог имеет первостепенное значение для ребенка в социологизации личности. При правильном обучении диалогической речи в младшем дошкольном возрасте у ребенка формируется важное умение следить за логикой своего повествования, именно тогда происходит зарождение и развитие монологической речи.

Исследуя проблему онтогенеза диалога и монолога, швейцарский психолог Жан Пиаже открыл и проанализировал феномен эгоцентрической речи . Он охарактеризовал ее как «речь для самого себя» и назвал признаком незрелости детского мышления. Поскольку такой речью ребенок сопровождает свои действия, Пиаже сделал вывод, что развитие речи идет от монолога (эго) к диалогу (социализированной речи). Оппонентом Пиаже по исследованию онтогенеза детской речи был Л.С.Выготский. Он доказал в ходе эксперимента, что эгоцентрическая речь ребенка является временным явлением.

Диалогическая речь развивается у детей в процессе общения со взрослыми и в коллективе сверстников. Монологическая речь предполагает умение избирательно пользоваться наиболее подходящими для данного высказывания языковыми средствами и поэтому требует специального обучения.

3. При анализе возрастных особенностей связной речи у детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть соотношение ситуативной и контекстной речи. Эти два вида речи выделил С.Я. Рубинштейн в зависимости от характера связи с предметным внешним планом, ситуацией общения.

Ситуативная речь характерна для детей раннего возраста. Содержание ее понятно окружающим лишь в том случае, если им знакома ситуация, о которой высказывается ребенок. Такая речь несвязная, она лишена смысловой целостности. Вначале ситуативная речь ребенка отражает ближайшую действительность, ту ситуацию, в которой находится ребенок. Эта разговорная речь направлена на собеседника и выражает просьбу, желание, вопрос, то есть ситуативная форма соответствует основному содержанию и назначению.

Но по мере изменения содержания и функции речи, ребенок в процессе обучения овладевает контекстной речью , которую можно понять в определенном контексте общения. Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не вытесняет ситуативную. Ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой, в зависимости от содержания и характера общения. К контекстной речи переходят тогда, когда требуется связное изложение темы, выходящей за пределы ситуации.

В развитии связной речи детей выделяют четыре этапа.

I этап – подготовительный (первый год жизни). Характеризуется дозреванием речевых центров коры головного мозга, совершенствованием функций речевых органов, развитием речевого слуха и артикуляционного аппарата.

II этап – развитие понимания речи (второй год жизни). Сначала ребенок соотносит слово и с эмоциональным переживанием, и с предметом, и с действием, и с местом, где находится предмет, и с ситуацией, связанной с ним. Затем происходит дифференциация значения слова и закрепление связи между звуковым и зрительным образом. К двум годам общение взрослого и ребенка строится на основе понимания речи. Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне, знает названия многих предметов, выполняет простые и двухэтапные инструкции, активен в речевом общении. Часто в общении дети используют мимику, жесты, движения и различные звукоподражания. Формируется так называемая автономная речь, которая служит подготовительным этапом в развитии самостоятельной речи. Автономную речь составляют слова-звукоподражания, которыми ребенок заменяет трудные для произношения литературные слова (би-би, ляля, киса, ту-ту).

III этап – развитие фразовой речи. Это этап начала развития диалога. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения. Диалог с детьми чаще всего осуществляется в вопросно-ответной форме. Дети учатся отвечать на простые вопросы: кто это? Что? Какой? Где? Куда? Что делает? Сначала одним словом, потом фразой из 2-3 слов. Диалоги с детьми непродолжительные во времени, часто ситуативны, связаны с конкретным предметом, игрушкой. Постепенно ребенок учится отвечать на обобщенные вопросы, когда нет прямого указания на предмет: что ты хочешь? Во что будешь играть? Какую книгу почитать? В процессе диалога у детей формируется функция выражения своих мыслей и элементарного взаимодействия с собеседником. Фразовой речью дети пользуются и в совместных играх, комментируя свои игровые действия (покормлю куклу; гараж для машины) или общаясь со сверстниками (давай строить вместе).

IV этап – переход к монологической речи. Первая форма монолога, которая появляется у детей, – это речь-сообщение. Она возникает в процессе развернутого ответа на какой-либо вопрос 2-3 фразами. При этом ребенок часто пользуется указательными местоимениями «этот», «там», заменяя ими существительные и прилагательные, встречаются ошибки в звуковом и грамматическом оформлении речи. По данным О.С. Ушаковой, построение предложений в 90 % случаев идет по схеме «подлежащее – сказуемое». Первые монологи детей чаще всего связаны с конкретной ситуацией.

Развитие монологической речи в старшем дошкольном возрасте является мощным резервом их умственного развития. Обучение детей составлению рассказов разного типа является ведущим направлением работы по развитию речи и в контексте подготовки детей к обучению в школе.

Дети шестого года жизни могут пересказывать знакомый литературный текст в соответствии с авторскими словами, составлять свой рассказ на основе образца. Уровень рассказывания по многим показателям (содержательность, словесное оформление, грамматическая правильность и точность) заметно повышается. Более разнообразными становятся типы связей между предложениями, внутри предложений и между словами. В рассказах детей появляется плавность, меньше остановок, пауз, запинок. Однако дети не всегда правильно передают структуру рассказов. Особые трудности вызывает у детей составление рассказов со сложным сюжетом. Чтобы связно рассказывать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Поэтому содержательность, логичность, последовательность монологической речи тесно связана с интеллектуальным развитием детей.

Литература

1. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.

2. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.