Вассерман Л.И., Журавель В.А. "В. Мясищев и медицинская психология.". Биография и труды В. Н. Мясищева Молодые годы ученого

Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 года в Латвии в семье мирового судьи. После смерти отца семья переехала в Николаев, где прошли школьные годы будущего ученого. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразительным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно по϶ᴛᴏму выбор будущей профессии у В. Н. Мясищева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в основанном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте он проявлял устойчивую склонность глубоко вникать в психологию больного и здорового человека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере у В. Н. Мясищева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, кᴏᴛᴏᴩые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеалами гуманизма, добра, справедливости.

Весь жизненный и творческий путь В. Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. Мировосприятие В. Н. Мясищева формировалось под непосредственным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С. П. Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.

Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мясищева был ученик и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева Александр Федорович Лазурский, кᴏᴛᴏᴩый в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проницательного врача. Отметим, что тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с А. Ф. Лазурским, основателем психологической теории отношений (См.: Мясищев В.Н., Журавель В.А. На пути создания психологической теории личности. (К 100-летию со дня рождения А.Ф. Лазурского) // Вопросы психологии. 1974. №2. С. 32-42.), продолжалось до последних дней жизни видного ученого. Не случайным по϶ᴛᴏму будет тот факт, что после безвременной смерти ϲʙᴏего талантливого ученика А. Ф. Лазурского (1917 г.) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий ϲʙᴏему ученику и единомышленнику - молодому ученому В. Н. Мясищеву. Вместе они работали до смерти В. М. Бехтерева (1927 г.) Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он (совместно с М. Я. Басовым) завершил и подготовил к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского «Классификация личностей» (1921) Работа над научным наследием ϶ᴛᴏго крупного психолога поставила перед В. Н. Мясищевым ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением кᴏᴛᴏᴩых он работал до конца ϲʙᴏей жизни.

Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мясищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека. Понимание человека как единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в ϲʙᴏих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Важно заметить, что одной из первых крупных работ, явившихся результатом многолетнего упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологическом значении электрокожной характеристики человека. Великолепное методическое решение проблемы и высокий уровень теоретического обобщения полученных результатов позволили В. Н. Мясищеву представить ϲʙᴏй труд в качестве докторской диссертации «Электрокожные показатели нервно-психического состояния у человека» (1944) Прогрессивный, новаторский характер ϶ᴛᴏй работы в те годы состоял в том, что В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследования тонких переживаний не только с позиции их количественных, интенсивностных характеристик, но и оценки их качества, т.е. степени значимости для субъекта. Кстати, эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мясищева - изучение системы отношений личности человека. Значение ϶ᴛᴏй работы особенно велико в настоящее время, когда преодолевается разрыв между изучением организма человека и исследованиями его как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Стоит заметить, что он подчеркивал, что система общественных отношений, в кᴏᴛᴏᴩую оказывается включенным каждый человек со времени ϲʙᴏего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. Материал опубликован на http://сайт
И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе будет наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит по сути в том, что оно будет одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Материал опубликован на http://сайт
Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в кᴏᴛᴏᴩом он живет.

Это макро- и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через кᴏᴛᴏᴩую неповторимо, ϲʙᴏеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, кᴏᴛᴏᴩым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех данных его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей кᴏᴛᴏᴩого он будет.

Меняется мир, в кᴏᴛᴏᴩом живет и действует человек, изменяется его роль и Стоит сказать - положение в ϶ᴛᴏм мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам ϶ᴛᴏго мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, кᴏᴛᴏᴩые постоянно реализует живущий человек, для формирования его как знатока ϲʙᴏего дела, умельца-мастера, В. Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

В. Н. Мясищев для подтверждения ϶ᴛᴏй ϲʙᴏей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные» отношения, в кᴏᴛᴏᴩые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Важно заметить, что одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева будет проблема развития личности, кᴏᴛᴏᴩую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - будут не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с данным источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) будут опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, кᴏᴛᴏᴩые человек переживает в ϲʙᴏей жизни и кᴏᴛᴏᴩые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что по В. Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в ϲʙᴏих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента будут его потенциальными характеристиками и пробудут в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В. Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде ϲʙᴏих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, кᴏᴛᴏᴩые связывают познание людьми друг друга, отношения, кᴏᴛᴏᴩые они при ϶ᴛᴏм испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются данные взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Важно заметить, что одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева будет его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким будет характер, В. Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - ϶ᴛᴏ устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах выражения данных отношений в ее повседневном поведении. Стоит заметить, что он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В. Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, кᴏᴛᴏᴩые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Представляя психологические отношения человека как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, В. Н. Мясищев очень настойчиво подчеркивал их громадное значение для проявления и развития способностей человека - тех характеристик его индивидуальности, от кᴏᴛᴏᴩых зависит успех при выполнении им многочисленных видов деятельности, участником кᴏᴛᴏᴩых он будет - игры, учения, труда, направленного на создание новых технических устройств, произведений искусства, на открытия в науке. В связи с данным он всесторонне проанализировал зависимости, кᴏᴛᴏᴩые связывают способности с потребностями человека, с его склонностями, с качествами, кᴏᴛᴏᴩые доминируют в его характере. [О сущности вклада В. Н. Мясищева в освещение проблем характера и способностей см. в написанных им главах двухтомного труда «Психические особенности человека», созданного им в сотрудничестве с А. Г. Ковалевым (первый том «Характер» вышел в свет в 1957 г., второй - «Способности» - в 1960 г.) ]

Не умаляя роли природных задатков и других наследственно обусловленных качеств человека в том, ɥᴛᴏбы его способности «состоялись», В. Н. Мясищев постоянно показывал значение благоприятной психологической атмосферы, учета при организации жизнедеятельности человека наиболее подходящих для развития его способностей сенситивных периодов, создания условий для настоящего творчества.

Как уже говорилось выше, В. Н. Мясищев был не только психолог, но и психиатр и психотерапевт.

Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личности и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состояниях ϶ᴛᴏй личности изложены в монографии «Личность и неврозы» (1960), переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени.

Через всю эту монографию красной нитью проходит мысль: объектом психофизиологического, невро-психиатрического, психосоматического, медико-психологического и медико-педагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспитательного воздействия будет исключительно целостный человек и прежде всего личность, понимаемая как «ансамбль отношений».

Важно заметить, что одной из важнейших проблем, над кᴏᴛᴏᴩой В. Н. Мясищев работал в последние десятилетия ϲʙᴏего творческого пути, являлась проблема нормы и патологии. Нет необходимости говорить о сложности ϶ᴛᴏй проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно продуктивного освещения. Важно заметить, что одна из самых больших сложностей в разрешении ϶ᴛᴏй проблемы состоит по сути в том, что организм и личность в ϲʙᴏем многообразии проявлений и характеристик развиваются гетерохронно. Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека и неодинаковый функциональный уровень развития подсистем в психической системе человека на каждом возрастном этапе. В наибольшей степени остра проблема нормы и патологии в пограничных дисциплинах, к кᴏᴛᴏᴩым относится и медицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не только с лицами, имеющими явные отклонения в психической деятельности, но и с людьми практически здоровыми, но имеющими ту или иную форму скрытой, скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую деятельность патологии.
Стоит отметить, что особенно сложным будет решение вопроса о состоянии психического здоровья человека, когда имеют место компенсированные, стертые, латентно протекающие формы пограничной психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями, кᴏᴛᴏᴩые не замечаются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы исключительно при применении специальных, тонких, сенсибилизированных методов психологического исследования. Кстати, эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходит в ϲʙᴏем развитии на начальных этапах, не замечаемые врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. По данной причине уместно привести замечание Б. Г. Ананьева - сотоварища В. Н. Мясищева по научной школе В. М. Бехтерева - о том, что только уточненная, высокочувствительная психологическая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, кᴏᴛᴏᴩые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Ананьев, делая ϶ᴛᴏ замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида самые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сенситивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы - со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал ϲʙᴏих учеников разрабатывать методы сверхранней диагностики психических отклонений.

И сам он в такой важный раздел психологии, как психодиагностика, внес очень заметный вклад. Помимо вышеуказанных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над созданием методического инструментария, кᴏᴛᴏᴩый необходим для конкретных общепсихологических и медико-психологических обследований.

В конце 50-х - начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из первых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в т.ч. и тех, кᴏᴛᴏᴩые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым. Отношение В. Н. Мясищева к экспериментально-психологическому исследованию строилось с учетом понимания имеющихся возможностей и ограничений применения различных методов, особенно тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом - о больном человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда правомерного перенесения методов общей психологии на исследование больных, и наоборот. Стоит заметить, что он также категорически возражал против того, ɥᴛᴏбы экспериментально-психологическое обследование личности проводилось людьми, не имеющими глубокой теоретической профессиональной подготовки по психологии, а интерпретация результатов осуществлялась специалистами, не владеющими научными знаниями о человеке как индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности. Материал опубликован на http://сайт
Наибольшее же значение, приоритет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнестического и социально-клинического исследования, а также умелому применению метода наблюдения за поведением ϶ᴛᴏй личности. Стоит заметить, что он настойчиво подчеркивал, что при профессиональных попытках проникнуть в индивидуально неповторимое ϲʙᴏеобразие той или иной личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики будут исключительно дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения. И сам он как врач-психиатр, как психолог, как психотерапевт блестяще владел всеми данными методами. Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся интерес не вообще к человечеству, а к каждому конкретному человеку, с кᴏᴛᴏᴩым ϲʙᴏдила его жизнь. И он чувствовал его бытие столь же сильно, как бытие собственного «Я». Стоит заметить, что он умел смотреть на мир не только собственными глазами, но и глазами ϶ᴛᴏго человека, безошибочно определял, какое отношение вызвал у него к себе. А так как В. Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической установки помощи людям, он, неся в себе уникальный склад теоретика-человековеда и крупного практика, постоянно удивительно успешно помогал всем обращавшимся к нему со ϲʙᴏими сокровенными проблемами людям - больным неврозами, супругам, запутавшимся в ϲʙᴏих семейных делах, казалось, безнадежно одиноким людям, испытывающим травмирующие их трудности в общении, не верящим в ϲʙᴏи способности молодым и старым профессионалам и просто всем ϲʙᴏим коллегам, когда замечал, что им трудно. При ϶ᴛᴏм он проявлял себя непревзойденным мастером межличностного диалога, дающего психотерапевтический эффект. Стоит заметить, что он умел, завязав, что называется, «на равных» предельно искреннюю беседу с другим человеком, заставить зазвучать в нем мотивы, кᴏᴛᴏᴩые делают его сильнее и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить в нем отношения, кᴏᴛᴏᴩые ослабляют у него волю, побуждают видеть в искаженном свете действительность и себя в ней, вызывают непоследовательность в поведении.

Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое время кафедрой психологии в Ленинградском университете и знакомя через ϲʙᴏи лекционные курсы вступающую в большую науку молодежь с закономерностями и механизмами формирования и развития таких сложных психических образований, как личность и ее отношения, как характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал, что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны - одно из условий гармонизации взаимоотношений между людьми, снижения конфликтности и напряженности при их взаимодействии, но и постоянно работал над тем, ɥᴛᴏбы психология как наука в ϲʙᴏем развитии не стояла на месте, а все более эффективно проникала в еще не познанные глубины внутреннего мира человека.

Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной 4 октября 1973 года, сейчас успешно продолжают его многочисленные ученики и последователи из созданной им научной школы.

Антоненко Елена

1 группа, 3 курс

Краткий анализ жизни и деятельности В.Н.Мясищева и его школы.

Интерес студента-медика В.Н.Мясищева к психологии был несомненным. Уже в 1914 г. появилась его первая научная работа «Научно-характерологический анализ литературных типов», выполненная под руководством А.Ф.Лазурского и опубликованная в издававшемся тогда журнале «Вестник психологии».

Заметим, что В.Н.Мясищев оставался верен изучению индивидуальной типологии личности или характерологии, и в этом огромная заслуга А.Ф.Лазурского, который еще до создания медицинского факультета и лаборатории стал читать впервые разработанный им доцентский курс «медицинской психологии» в Женском медицинском институте (ныне, как известно, это Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова).

В период бурного становления медицинской психологии В.Н.Мясищев является студентом медицинского факультета Санкт-Петербургского психоневрологического института, после окончания которого в 1919 г. работает в ряде научных медицинских и педагогических учреждений Петербурга. В 1921 г. по приглашению самого В.М.Бехтерева он начинает постоянно работать в институте. Именно с психоневрологическим институтом оказалась связанной вся его последующая долгая жизнь. В 1939 г. В.Н.Мясищев стал директором института и оставался им более 20 лет.

В 20-е годы работы в области бехтеревской «паторефлексологии», были для В.Н.Мясищева основными. Именно тогда были опубликованы его статьи «О типичных вариациях» сочетательно-двигательных рефлексов у человека (1925 г.), «О соотношении внешней и внутренней реакции» (1926 г.), «О, так называемом, психогальваническом рефлексе и его значении в исследовании личности» (1929 г.).

Возможно, что доминирование в то время физиологического подхода к изучению психики в значительной степени определило место, которое в своих научных работах В.Н.Мясищев уделял психофизиологическому направлению в исследованиях типологии личности, полагая, что это направление находится на стыке изучения высшей нервной деятельности и психологии личности. Психофизиологический метод, в частности исследование кожно-гальванического рефлекса, развивающегося в ответ на предъявление эмоционально значимых для испытуемого стимулов, позволял, по мнению В.Н.Мясищева, органично подойти к изучению проблемы личностной значимости событий жизни испытуемых и содержания переживаний, в особенности при неврозах. Это направление в работах В.Н.Мясищева привело к постепенному сосредоточению его научных интересов на проблеме личности и ее роли в развитии различных форм нервно-психической патологии, а в связи с этим и к уточнению предмета и методов в психологии.

«Характер и прошлое» (к вопросу о методике анамнеза)", в которой обсуждаются вопросы «объективного» и «субъективного» анамнеза, ценности методов наблюдения и эксперимента, анализа прошлого для понимания «скрытых причин» поведения личности в настоящем. Так закладывалось убеждение В.Н.Мясищева, что личность надо изучать в историческом, генетическом аспекте, сочетая анамнез и экспериментальные методы (психодиагностику, как сейчас сказали бы мы). Уже тогда ученый подчеркивал значение экспериментального метода в психологии, который, по его мнению, имеет огромное преимущество в области точного измерения и анализа, но он должен сочетаться с анализом «генезиса человеческой личности». Это положение тем более важно, если вспомнить, что В.Н.Мясищев как врач-психиатр и психотерапевт работал преимущественно в им же основанном отделении неврозов в психоневрологическом институте.

В период памятных многим ожесточенных дискуссий конца 60-70-х годов прошлого века о приоритете в психодиагностике патопсихологических или тестовых методик, В.Н.Мясищев поддерживал необходимость внедрения тестов, в том числе личностных, однако неизменно подчеркивая необходимость «исторического» метода в психологии. Об этом он писал и в одной из своих последних работ в 1971 г.

В 1933 г. опубликована работа В.Н.Мясищева «Задачи психофизиологического эксперимента в клинике нервных и душевных болезней». Здесь понятие «психофизиологический эксперимент» - дань времени. По существу же речь идет о концептуальном подходе к экспериментальному исследованию личности в целях патогенетической диагностики. Говоря о том, что исследователь имеет дело не со статической функцией, а с динамикой целостного процесса (скорее всего, здесь имелся в виду процесс развития и формирования личности), В.Н.Мясищев писал: "… Следует не столько даже констатировать, диагностировать, сколько стремиться к переделке личности, а сама постановка диагноза проверяется на результатах мероприятий". Такая позиция виделась ему более трудной для исследователя, но и более перспективной. По существу это предтеча развернутых уже в наши дни представлений о системной клинико-психологической деятельности врачей и психологов, в частности в процессах психотерапии и реабилитации больных.

С середины 30-х годов появляются первые статьи, в которых В.Н.Мясищев формирует свои научные представления о психологическом отношении как фундаментальной категории общей и медицинской психологии, а следовательно, и психотерапии.

Возвратил в научный обиход психологическую категорию «отношение» как базовый элемент построения теории личности В.Н.Мясищев, обосновав концепцию, которая в наше время является одной из наиболее востребованных в отечественной научной психологии в целом, а в медицинской психологии и психотерапии в особенности.

В.Н.Мясищев подчеркивал: «Личность человека рассматривается и характеризуется нами в первую очередь с точки зрения ее сознательных отношений к окружающей действительности, в отличие от обычного понимания, рассматривающего ее как систему функций». Таким образом, к середине 30-х годов В.Н.Мясищевым была в общих чертах сформулирована концепция психологии личности и методов воздействия на нее в целях лечения и воспитания. Можно с уверенностью сказать, что это - методологическая основа, потенциал многих последующих исследований в области психологии личности в общей, медицинской, социальной и педагогической психологии.

Заслуга В.Н.Мясищева прежде всего в том, что посредством концепции «отношений» он во многом способствовал сохранению в научной психологии категории личности. Раскрывая смысл этой категории, он сделал ее доступной для поколений отечественных психологов, врачей и педагогов, из сознания которых она вымывалась идеологически нагруженными психологическими текстами, когда приоритет при рассмотрении социальной природы человека отдавался коллективу, а не личности. В.Н.Мясищев развивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека как активного субъекта отношений, деятельности и познания. Такое понимание личности, как показало время, является основополагающим и плодотворным при изучении и разрешении психологических проблем больного человека;

В.Н.Мясищев не только говорил о центральном месте понятия личности в медицине, но и развивал теоретическую и методологическую основу и экспериментальный контекст для ее изучения, в частности, при анализе нарушений психического здоровья (неврозов как модели исследования) и психотерапии как метода коррекции нарушенной системы отношений личности. Создание патогенетической теории неврозов и психотерапии, теоретической базой которой является теория отношений личности, является еще одной заслугой В.Н.Мясищева. Еще в середине 20-х годов он стоял у истоков образования в Психоневрологическом институте клиники неврозов и психотерапии, получившей затем широкую известность далеко за пределами нашей страны.

Многолетний опыт, накопленный В.Н.Мясищевым при исследовании и лечении больных неврозами, позволил ему сформулировать этиопатогенетическую концепцию неврозов и на этой основе развить свою психотерапевтическую систему. Невроз согласно этой концепции понимался как болезнь личности, как противоречия в системе особо значимых психологических отношений. Проблема требовала разработки таких понятий, как психогении, конфликты и др., а также способы и методы психологической диагностики личности. Большое значение для развития медицинской психологии имело то, что патогенетическая концепция неврозов и психотерапии содержала в скрытом виде понятие бессознательного и психодинамического конфликта, который в публикациях В.Н.Мясищева назывался внутриличностным противоречием. Психогенетическое понимание невроза предполагало в качестве его причины не столько психотравму (отдельное событие), сколько историю формирования его системы отношений и ее нарушений.

В.Н.Мясищев уже во 2-й половине 50-х годов, в период так называемой оттепели, одним из первых не только по достоинству оценил, но и открыто поддержал в печати и в выступлениях преимущества тестовых методов исследования личности. В институте им. В.М.Бехтерева, Ленинградском университете, а затем и в других учреждениях страны во многом благодаря В.Н.Мясищеву появились известные тестовые методики (ТАТ, тесты Векслера, Роршаха и др.), начались работы по их адаптации.

В.Н.Мясищев считал нужным подчеркнуть необходимость комбинирования стандартизованных и нестандартизованных методов исследования личности, сочетания экспериментального и клинико-психологического подходов. В целом можно констатировать, что психологические тесты вернулись в нашей стране в научные исследования и практическую работу клинических психологов во многом благодаря деятельности лаборатории медицинской (клинической) психологии института им. В.М.Бехтерева, которую В.Н.Мясищев создал и бережно опекал в последние 10 лет своей жизни.

Таким образом, даже краткий анализ жизни и деятельности В.Н.Мясищева и его школы показывает плодотворное влияние, которое он оказал на развитие отечественной медицинской (клинической) психологии и психотерапии. Это влияние сказывается в настоящем и, можно полагать, будет сказываться в будущем. И настоящее, и будущее содержат такие стороны развития клинической психологии, которых не знало прошлое. И настоящее, и будущее будут испытывать «теорию отношений», концепцию этиопатогенеза неврозов и систему патогенетической психотерапии В.Н.Мясищева в конкурентных взаимоотношениях с другими теориями личности и методами психотерапии. Сегодня «экологическая ниша» отечественных персонологических теорий, конечно, утратила ту изолированность от внешних теорий-«пришельцев», которая обеспечивалась покровом идеологических «занавесов». Произошла и происходит в настоящее время интеграция множества теорий, но далеко не все из них имеют такой же мощный теоретический и практический потенциал, доказанный временем, как теория отношений личности.

Теория Отношений

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет.

Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные» отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

В. Н. МЯСИЩЕВ

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ

ББК 88.5 М99

Печатается по решению Редакционно - издательского совета Московского психолого-социального института. Рецензент: Академик АПСН, доктор психологических наук, профессор А. А. Деркач

Мясищев В. Н.Психология отношений / Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 368 с. (Серия «Психологи отечества»).

В данную книгу избранных трудов видного" психолога, психоневролога, психотерапевта включены работы, раскрывающие актуальные проблемы отношений, взаимоотношений людей, место и роль этих отношений в структуре нормальной и аномальной личности. Рассматриваются взаимосвязи между характеристиками отношений человека и особенностями его психических процессов. Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

ISBN 5-89112-046-1 (Институт практической психологии) ISBN 5-89395-096-8 (НПО «МОДЭК»)

© Издательство "Институт практической

психологии", 1998. ©НПО "МОДЭК", оформление, 1998.

В. Н. Мясищев и психология отношений.......................................5

Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека....................15

Понятие личности в аспектах нормы и патологии.......................39

О соотношении биологического и социального в психике человека...68

Проблема личности и ее роль в вопросах соотношения психологии и физиологии…..83

Теория отношений и принцип доминанты в психофизиологической деятельности человека....95

О связи проблем психологии отношения и психологии установки................. 106

Психические функции и отношения...........................................113

Проблема потребностей в системе психологии....................... 134



Социальная психология и психология отношений.................... 160

О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблемы общей и социальной психологии................. 170

Личность и труд аномалийного ребенка................................... 172

Личность, отношения и реакции (Психологическое значение блокадного опыта).. 196

Личность и неврозы.................................................„...............201

Проблема отношений в психологии индивидуальных различий........208

Принципы и методы исследования характера...........................220

Характер и прошлое (к вопросу о методике анамнеза).......................................258

Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи........285

Способности и потребности......................................................295

О связи склонностей и способностей.......................................316

Методы исследования способностей и одаренности...............330

Составление характеристики личности на основе принципов теории отношений...........342

Личность и отношения человека (вместо заключения)..........347

ПРИЛОЖЕНИЕ (литературные источники).............................359

В. Н. Мясищев и психология отношений

Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 года в Латвии в семье мирового судьи. После смерти отца семья пере­ехала в Николаев, где прошли школьные годы будущего учено­го. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразитель­ным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно поэтому выбор будущей профес­сии у В. Н. Мясшцева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в основанном В. М. Бехтеревым Психо­неврологическом институте он проявлял устойчивую склон­ность глубоко вникать в психологию больного и здорового че­ловека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере у В. Н. Мясшцева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеа­лами гуманизма, добра, справедливости.

Весь жизненный и творческий путь В. Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, меди­цинской психологии, психиатрии и психотерапии. Мировос­приятие В, Н. Мясищева формировалось под непосредствен­ным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С.П.Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.

Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мяси­щева был ученик и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева Александр Федорович Лазурский, который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проница­тельного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с

А. Ф. Лазурским, основателем психологической теории отно­шений 1 , продолжалось до последних дней жизни видного уче­ного. Не случайным поэтому является тот факт, что после без­временной смерти своего талантливого ученика А. Ф. Лазурс-кого (1917 г.) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему уче­нику и единомьштленнику - молодому ученому В. Н, Мясище-ву. Вместе они работали до смерти В. М. Бехтерева (1927 г.). Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он (совместно с М. Я. Басовым) завершил и подготовил к печати незаконченный труд А. Ф. Лазурского «Классификация личностей» (1921). Работа над научным насле­дием этого крупного психолога поставила перед В. Н. Мясище­вым ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых он работал до конца своей

Центральной научной проблемой, на многие годы привлек­шей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мя­сищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека. Понимание человека как единства организ­ма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных ис­следованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Одной из первыхкрупных работ, явившихся результатом многолетне­го упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологи­ческом значении электрокожной характеристики человека. Ве­ликолепное методическое решение проблемы и высокий уро­вень теоретического обобщения полученных результатов по­зволили В. Н. Мясищеву представить свой труд в качестве док­торской диссертации «Электрокожные показатели нервно-пси­хического состояния у человека» (1944). Прогрессивный, новаторский характер этой работы в те годы состоял в том, что

1 См.: МясщцевВ.Н., Журавель В,А. На пути создания психологической теории

личности. (К 100-летию со дня рождения А.Ф. Лазурского)// Вопросы психо­логии. 1974.№2.С.32-42.

В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследова­ния тонких переживаний не только с точки зрения их количе­ственных, интенсивностных характеристик, но и оценки их каче­ства, т.е. степени значимости для субъекта. Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мяси­щева - изучение системы отношений личности человека. Зна­чение этой работы особенно велико в настоящее время, когда преодолевается разрыв между изучением организма человека и исследованиями его как личности, субъекта деятельности, ин­дивидуальности.

В. Н. Мясищев сформулировал одно из важнейших в совет­ской психологии принципиальных положений теории личнос­ти. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные от­ношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе яв­ляется наиболее специфической характеристикой личности, бо­лее специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В. Н. Мясищев указывална то, что психологический смысл от­ношения состоит в том, что оно является одной из форм отра­жения человеком окружающей его действительности. Форми­рование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений обще­ства в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет.

Это макро- и микробытие, по-разному способствуя форми­рованию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышле­ние, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психичес-

ких процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изме­няется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоян­но выполняет живущий человек, для формирования его как зна­тока своего дела, умельца-мастер а, В. Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятель­ность - игра, учение, труд - для формирования основных пси­хических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее учас­тниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не проис­ходит постоянного «подкрепления» хода деятельности прово­цированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В. Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной по­зиции любил опираться на проверенные громадным практичес­ким опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить лич­ность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные» отношения, в которые оказывается включен­ной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, на­оборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности, кото­рую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает про­стор для проявления и развития его индивидуальности - ив предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производ­ственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие кол­лизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В. Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с оп­ределенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, со­циальным воздействиям изменяющееся формирование. Истин­ные отношения человека к действительности, не раз подчерки­вал в своих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляют­ся в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В. Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношени­ями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимос­ти, которые связывают познание людьми друг друга, отноше­ния, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, от­дыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непрос­тыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляе­мую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оце­нивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева явля­ется его исследование во всей ее сложности проблемы характе­ра. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психи­ческого образования, каким является характер, В. Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устой­чивая в каждой личности система отношений к разным сторо­нам действительности, проявляющаяся в типичных для личное-

та способах, выражения этих отношений в ее повседневном по­ведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В. Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конк­ретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с дей­ствием политических, экономических, идеологических, обще­культурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, буднич­ного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Представляя психологические отношения человека как це­лостную систему индивидуальных избирательных, сознатель­ных связей личности с различными сторонами действительно­сти, В, Н. Мясищев очень настойчиво подчеркивал их громад­ное значение для проявления и развития способностей челове­ка - тех характеристик его индивидуальности, от которых за­висит успех при выполнении им многочисленных видов дея­тельности, участником которых он является - игры, учения, труда, направленного на создание новых технических уст­ройств, произведений искусства, на открытия в науке. В связи с этим он всесторонне проанализировал зависимости, которые связывают способности с потребностями человека, с его склон­ностями, с качествами, которые доминируют в его характере 1 .

Не умаляя роли природных задатков и других наследствен­но обусловленных качеств человека в том, чтобы его способно­сти «состоялись», В. Н. Мясищев постоянно показывал значе­ние благоприятной психологической атмосферы, учета при организации жизнедеятельности человека наиболее подходя­щих для развития его способностей сенситивных периодов, со­здания условий для настоящего творчества.

Как уже говорилось выше, В. Н. Мясищев был не только психолог, но и психиатр и психотерапевт.

О сущности вклада В. Н. Мясищева в освещение проблем характера и способностей см. в написанных им главах двухтомного труда «Психические особенности человека»,созданного им в сотрудничестве с А. Г. Ковалевым (первый том «Характер» вышел в свет в 1957 г., второй - «Способности» - в

Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личнос­ти и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состоя­ниях этой личности изложены в монографии «Личность и не­врозы» (1960), переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени.

Через всю эту монографию красной нитью проходит мысль: объектом психофизиологического, невро-психиатрического, психосоматического, медико-психологического и медико-пе­дагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспи­тательного воздействия является лишь целостный человек и прежде всего личность, понимаемая как «ансамбль отноше­ний».

Одной из важнейших проблем, над которой В. Н. Мясищев работал в последние десятилетия своего творческого пути, яв­лялась проблема нормы и патологии. Нет необходимости гово­рить о сложности этой проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно продуктивного освещения. Одна из са­мых больших сложностей в разрешении этой проблемы заклю­чается в том, что организм и личность в своем многообразии проявлений и характеристик развиваются гетерохронно. Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека и неодинаковый функциональный уровень развития подсистем в психической системе человека на каж­дом возрастном этапе. Наиболее остра проблема нормы и пато­логии в пограничных дисциплинах, к которым относится и ме­дицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не только с лицами, имеющими явные отклонения в психической деятельности, но и с людьми практически здоро­выми, но имеющими ту или иную форму скрытой, скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую дея­тельность патологии. Особенно сложным является решение вопроса о состоянии психического здоровья человека, когда имеют место компенсированные, стертые, латентно протекаю­щие формы пограничной психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями, которые не замена-

ются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы лишь при применении специальных, тонких, сенсибилизирован­ных методов психологического исследования. Эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходит в своем развитии на начальных этапах, не замечаемые врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. В этой связи уместно привести замечание Б. Г. Ананьева - сото­варища В. Н. Мясищева по научной школе В. М. Бехтерева - о том, что только уточненная, высокочувствительная психологи­ческая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Анань­ев, делая это замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида са­мые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сенситивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы - со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал своих учеников разраба­тывать методы сверхранней диагностики психических отклоне­ний.

И сам он в такой важный раздел психологии, как психоди­агностика, внес очень заметный вклад. Помимо вышеуказан­ных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над созданием методического инструментария, который необходим для конк­ретных общепсихологических и медико-психологических об­следований.

В конце 50-х - начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из пер­вых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы ис­пользование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым. Отношение В. Н. Мясищева к экспериментально-психологическому иссле­дованию строилось с учетом понимания имеющихся возмож-

ностей и ограничений применения различных методов, особен­но тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом - о больном человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда правомерного перенесения мето­дов общей психологии на исследование больных, и наоборот. Он также категорически возражал против того, чтобы экспери­ментально-психологическое обследование личности проводи­лось людьми, не имеющими глубокой теоретической профес­сиональной подготовки по психологии, а интерпретация резуль­татов осуществлялась специалистами, не владеющими научны­ми знаниями о человеке как индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности. Наибольшее же значение, приори­тет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнести­ческого и социально-клинического исследования, а также уме­лому применению метода наблюдения за поведением этой лич­ности. Он настойчиво подчеркивал, что при профессиональных попытках проникнуть в индивидуально неповторимое своеоб­разие той или иной личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения. И сам он как врач-психиатр, как психолог, как психотерапевт блестяще владел всеми этими методами. Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся ин­терес не вообще к человечеству, а к каждому конкретному че­ловеку, с которым сводила его жизнь. И он чувствовал его бы­тие столь же сильно, как бытие собственного «Я». Он умел смотреть на мир не только собственными глазами, но и глаза­ми этого человека, безошибочно определял, какое отношение вызвал у него к себе. А так как В. Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической установки помощи людям, он, неся в себе уникальный склад теоретика-человековеда и крупного практи­ка, постоянно удивительно успешно помогал всем обращав­шимся к нему со своими сокровенными проблемами людям - больным неврозами, супругам, запутавшимся в своих семей­ных делах, казалось, безнадежно одиноким людям, испытыва­ющим травмирующие их трудности в общении, не верящим в свои способности молодым и старым профессионалам и про-

сто всем своим коллегам, когда замечал, что им трудно. При этом он проявлял себя непревзойденным мастером межличнос­тного диалога, дающего психотерапевтический эффект. Он умел, завязав, что называется, «на равных» предельно искрен­нюю беседу с другим человеком, заставить зазвучать в нем мо­тивы, которые делают его сильнее и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить в нем отношения, которые ослабляют у него волю, побуждают видеть в искаженном свете действи­тельность и себя в ней, вызывают непоследовательность в по­ведении.

Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследова­тельский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое время кафедрой психологии в Ленинградском университете и знакомя через свои лекционные курсы вступаю­щую в большую науку молодежь с закономерностями и меха­низмами формирования и развития таких сложных психичес­ких образований, как личность и ее отношения, как характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал, что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны - одно из условий гармонизации взаимоотно­шений между людьми, снижения конфликтности и напряжен­ности при их взаимодействии, но и постоянно работал над тем, чтобы психология как наука в своем развитии не стояла на мес­те, а все более эффективно проникала в еще не познанные глу­бины внутреннего мира человека.

Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной 4 ок­тября 1973 года, сейчас успешно продолжают его многочислен­ные ученики и последователи из созданной им научной школы.

(10.07.1893 - 4.10.1973) - отечественный психиатр, психотерапевт, психолог.

Биография. В 1919 г. окончил медицинский факультет Петроградского психоневрологического института. Ученик В.М.Бехтерева и А.Ф.Лазурского. С 1919 г. по 1921 г. работал в лаборатории труда Института мозга. С 1939 г. - директор Ленинградского научно-исследовательского института им В.М.Бехтерева. Член-корреспондент АПН СССР.

Исследования. Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно-психических расстройств. Разработал теорию личности на основе ее отношений. Проводил исследования психофизиологических и социально-педагогических аспектов психотерапии.

Сочинения. Работоспособность и болезненные личности. 1936;

Психические особенности человека. Характер, способности. Т. 1-2, 1957 (совм. с А.Г.Ковалевым);

Личность и неврозы. 1960;

Введение в медицинскую психологию. 1966 (совм. с М.С.Лебедевым)

Мясищев Владимир Николаевич

10.07.1893 – 4.10.1973) - отечественный психиатр, психотерапевт, психолог. В 1919 г. окончил медицинский факультет Петроградского психоневрологического института. Ученик В.М. Бехтерева и А.Ф. Лазурского. С 1919 г. по 1921 г. работал в лаборатории труда Института мозга. С 1939 г. - директор Ленинградского научно–исследовательского института им. В.М. Бехтерева. Член–корреспондент АПН СССР. Специалист по проблемам психофизиологии и клиники нервно–психических расстройств. Разработал теорию личности на основе ее отношений. Проводил исследования психофизиологических и социально–педагогических аспектов психотерапии. Сочинения. Работоспособность и болезненные личности. 1936; Психические особенности человека. Характер, способности. Т. 1–2, 1957 (совм. с А.Г. Ковалевым); Личность и неврозы. 1960; Введение в медицинскую психологию. 1966 (совм. с М.С. Лебедевым).

Мясищев В. Н.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 29,95р. (на 30.03.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

Психология отношений:

Под редакцией А, А, Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева.

М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.

В данную книгу избранных трудов видного психолога, психоневролога, психотерапевта включены работы, раскрывающие актуальные проблемы отношений, взаимоотношений людей, место и роль этих отношений в структуре нормальной и аномальной личности. Рассматриваются взаимосвязи между характеристиками от ношений человека и особенностями его психических процессов. Книга предназначена для психологов, педагогов, врачей и студентов готовящихся к психолого-педагогической деятельности.


Видный отечественный психолог, психиатр, психотерапевт Владимир Николаевич Мясищев родился 11 июля 1893 года в Латвии в семье мирового судьи. После смерти отца семья переехала в Николаев, где прошли школьные годы будущего ученого. Раннее и глубокое увлечение литературой, изобразительным искусством, музыкой способствовало формированию у него интереса к человеку, к его мыслям, чувствам, душевным переживаниям. Не случайно, поэтому выбор будущей профессии у В. Н. Мясищева оказался связанным с профессией врача, и уже в годы обучения в основанном В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте он проявлял устойчивую склонность глубоко вникать в психологию больного и здорового человека. В годы гражданской войны и разрухи в полной мере у В. Н. Мясищева стали проявляться те черты будущего ученого и педагога, которые впоследствии нашли полное отражение в его научной и практической деятельности, пронизанной идеалами гуманизма, добра, справедливости.

Весь жизненный и творческий путь В.Н. Мясищева связан с разработкой важнейших научных проблем психологии, медицинской психологии, психиатрии и психотерапии. Мировосприятие В. Н. Мясищева формировалось под непосредственным влиянием прогрессивных ученых второй половины XIX в. и начала нынешнего столетия. Идеями С. П. Боткина, И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других прогрессивных ученых и общественных деятелей проникнуты многие страницы трудов В. Н. Мясищева.



Непосредственным воспитателем и учителем В. Н. Мясищева был ученик и ближайший сотрудник В. М. Бехтерева Александр Федорович Лазурский , который в полной мере сформировал как научное мировоззрение В. Н. Мясищева, так и личность вдумчивого исследователя и заботливого, проницательного врача. Тесное сотрудничество В. Н. Мясищева с А. Ф. Лазурским, основателем психологической теории отношений , продолжалось до последних дней жизни видного ученого Не случайным поэтому является тот факт, что после безвременной смерти своего талантливого ученика А.Ф. Лазурского (1917 г.) В. М. Бехтерев поручил руководство одной из лучших в то время психологических лабораторий своему ученику и единомышленнику - молодому ученому В.Н. Мясищеву. Вместе они работали до смерти В. М. Бехтерева (1927 г.). Выбор Мясищевым конкретного научно-исследовательского направления в психологии и медицине в значительной степени обусловлен тем, что он (совместно с М. Я. Басовым) завершил и подготовил к печати незаконченный труд А Ф. Лазурского «Классификация личностей» (1921) . Работа над научным наследием этого крупного психолога поставила перед В. Н. Мясищевым ряд важных, перспективных проблем в области изучения личности, над решением которых он работал до конца своей жизни

Центральной научной проблемой, на многие годы привлекшей внимание, творческую энергию и вдохновение В. Н. Мясищева, явилась проблема целостной личности здорового и больного человека. Понимание человека как единства организма и личности побудило В. Н. Мясищева в своих научных исследованиях использовать объективные физиологические и психофизиологические характеристики состояния индивида для объяснения субъективных, психологических особенностей человека, его чувств, испытываемых состояний, воли. Одной из первых крупных работ, явившихся результатом многолетнего, упорного труда, стала работа В. Н. Мясищева о психологическом значении электрокожной характеристики человека. Великолепное методическое решение проблемы и высокий уровень теоретического обобщения полученных результатов позволили В. Н. Мясищеву представить свой труд в качестве докторской диссертации «Электрокожные показатели нервно-психического состояния у человека» (1944) . Прогрессивный, новаторский характер этой работы в те годы состоял в том, что В. Н. Мясищев убедительно показал возможность исследования тонких переживаний не только с точки зрения их количественных, интенсивностных характеристик, но и оценки их качества, т е. степени значимости для субъекта. Эта работа открыла одно из самых важных направлений в деятельности В. Н. Мясищева - изучение системы отношений личности человека Значение этой работы особенно велико в настоящее время, когда преодолевается разрыв между изучением организма человека и исследованиями его как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

В.Н Мясищев сформулировал одно из важнейших в советской психологии принципиальных положений теории личности. Он подчеркивал, что система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формируют его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более; специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких, как характер, темперамент, способности.

Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет

Это макро- и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную «призму», через которую неповторимо своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире и как их следствие неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него «картина мира» и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастера, В. Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.

В. Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А. С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что «дефектные отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Кстати, очевидно, и поэтому одной из центральных проблем в научном наследии В. Н. Мясищева является проблема развития личности , которую он с успехом разрабатывал многие годы. В. Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а, прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и, прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т. д.

Таким образом, по В. Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В. Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В. Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг, друга, отношения, которые они при этом испытывают, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь пли с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В. Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера . До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В. Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении . Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В. И. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

Представляя психологические отношения человека как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, В. Н. Мясищев очень настойчиво подчеркивал их громадное значение для проявления и развития способностей человека - тех характеристик его индивидуальности, от которых зависит успех при выполнении им многочисленных видов деятельности, участником которых он является - игры, учения, труда, направленного на создание новых технических устройств, произведений искусства, на открытия в науке. В связи с этим он всесторонне проанализировал зависимости, которые связывают способности с потребностями человека, с его склонностями, с качествами, которые доминируют в его характере 1 .

Не умаляя роли природных задатков и, других наследственно обусловленных качеств человека в том, чтобы его способности «состоялись», В. Н. Мясищев постоянно показывал значение благоприятной психологической атмосферы, учета при организации жизнедеятельности человека наиболее подходящих для развития его способностей сенситивных периодов, создания условий для настоящего творчества.

Как уже говорилось выше, В. Н. Мясищев был не только психолог, но и психиатр и психотерапевт.

Основные положения концепции В. Н. Мясищева о личности и связи ее нарушенных отношений с отклонениями в состояниях этой личности изложены в монографии «Личность и неврозы» (1960) , переведенной на ряд иностранных языков и не потерявшей ценности до настоящего времени.

Через всю эту монографию красной нитью проходит мысль: объектом психофизиологического, невропсихиатрического, психосоматического, медико-психологического и медико-педагогического исследования, а также психокоррекционного, психотерапевтического, лечебно-восстановительного и воспитательного воздействия является лишь целостный человек и прежде всего личность, понимаемая как «ансамбль отношений».

Одной из важнейших проблем, над которой В. Н, Мясищев работал в последние десятилетия своего творческого пути, являлась проблема нормы и патологии. Нет необходимости говорить о сложности этой проблемы и о том, что до настоящего времени она не решена. В существующей литературе вопросы, связанные с разграничением нормы и патологии, и даже сами понятия «психическая норма» и «психическая патология» не получили достаточно продуктивного освещения.

Одна из самых больших сложностей в разрешении этой проблемы заключается в том, что организм и личность в своем многообразии проявлений и характеристик развиваются гетерохронно. Это обусловливает неодинаковую зрелость отдельных подсистем организма человека и неодинаковый функциональный уровень развития подсистем в психической системе человека на каждом возрастном этапе.

Наиболее остра проблема нормы и патологии в пограничных дисциплинах, к которым относится и медицинская психология. Медицинскому психологу приходится иметь дело не только с лицами, имеющими, явные отклонения в психической деятельности, но и с людьми практически здоровыми, но имеющими ту дли иную форму скрытой, скрываемой, а иногда даже и заметной, но не влияющей на трудовую деятельность патологии. Особенно сложным является решение вопроса о состоянии психического здоровья человека, когда имеют место компенсированные, стертые, латентно протекающие формы пограничной психической патологии, состояния, характеризующиеся такими отклонениями, которые не замечаются «невооруженным» глазом и могут быть диагностированы лишь при применении специальных, тонких, сенсибилизированных методов психологического исследования. Эта проблема важна и потому, что очень большое количество (если не все) форм не только психических, но и соматических заболеваний проходит в своем развитии на начальных этапах, не замечаемые врачами, так называемые доклинические стадии заболевания. В этой связи уместно привести замечание Б. Г. Ананьева - сотоварища В Н. Мясищева по научной школе В. М. Бехтерева - о том, что только уточненная, высокочувствительная психологическая диагностика может выявить те патопсихологические симптомы, которые в самом начале заболевания не могут быть замечены клиницистами. Следует подчеркнуть, что Б. Г. Ананьев, делая это замечание, основывался на предположении о том, что в аномальных условиях жизни и деятельности индивида самые первые признаки нарушения здоровья следует ожидать со стороны наиболее сенситивной и наиболее тонко реагирующей на изменения внешних условий системы - со стороны психики человека. В. Н. Мясищев не только полностью разделял эту точку зрения, но и всячески побуждал своих учеников разрабатывать методы сверхранней диагностики психических отклонений.

И сам он в такой важный раздел психологии, как психодиагностика, внес очень заметный вклад. Помимо выше указанных принципиальных положений о значении психодиагностики в решении вопросов отграничения нормы и патологии В. Н. Мясищев много и плодотворно работал над созданием методического инструментария, который необходим для конкретных общепсихологических и медико-психологических обследований.

В конце 50-х - начале 60-х гг. В. Н. Мясищев один из первых в отечественной психологии ввел в практику повседневной научно-исследовательской психодиагностической работы использование новых методов изучения личности, в том числе и тех, которые были разработаны за рубежом. В. Н. Мясищев не только допускал применение зарубежных методик, но в ряде случаев считал их использование необходимым. Отношение В. И. Мясищева к экспериментально-психологическому исследованию строилось с учетом понимания имеющихся возможностей и ограничений применения различных методов, особенно тогда, когда в одном случае речь шла о здоровом, а в другом - о больном человеке. В. Н. Мясищев строго предостерегал от произвольного и не всегда правомерного перенесения методов общей психологии на исследование больных, и наоборот. Он также категорически возражал против того, чтобы экспериментально-психологическое обследование личности проводилось людьми, не имеющими глубокой теоретической профессиональной подготовки по психологии, а интерпретация результатов осуществлялась специалистами, не владеющими научными знаниями о человеке как индивиде, субъекте деятельности, личности, индивидуальности.

Наибольшее же значение, приоритет в изучении личности В. Н. Мясищев отдавал мастерству психолога в использовании им биографического, анамнестического и социально-клинического исследования, а также умелому применению метода наблюдения за поведением этой личности. Он настойчиво подчеркивал, что при профессиональных попытках проникнуть в индивидуально неповторимое своеобразие той или иной личности как тестовые, так и объективные психофизиологические методики являются лишь дополнением к методам психобиографии, анамнеза и наблюдения. И сам он как врач-психиатр, как психолог, как психотерапевт блестяще владел всеми этими методами. Ему был органически присущ редко встречаемый глубокий и постоянно проявляющийся интерес не вообще к человечеству, ак каждому конкретному человеку, с которым сводила его жизнь. И он чувствовал его бытие столь же сильно, как бытие собственного «Я». Он умел смотреть на мир не только собственными глазами, но и глазами этого человека, безошибочно определял, какое отношение вызвал у него к себе. А, так как В.Н. Мясищев исходил всегда из гуманистической установки помощи людям, он, неся в себе уникальный склад теоретика-человековеда и крупного практика, постоянно удивительно успешно помогал всем обращавшимся к нему со своими сокровенными проблемами людям - больным неврозами, супругам, запутавшимся в своих семейных делах, казалось, безнадежно одиноким людям, испытывающим травмирующие их трудности в общении, не верящим в свои способности молодым и старым профессионалам и просто всем своим коллегам, когда замечал, что им трудно.

При этом он проявлял себя непревзойденным мастером межличностного диалога, дающего психотерапевтический эффект. Он умел, завязав, что называется, «на равных» предельно искреннюю беседу с другим человеком, заставить зазвучать в нем мотивы, которые делают его сильнее и, наоборот, ослабить или совершенно затормозить в нем отношения, которые ослабляют у него волю, побуждают видеть в искаженном свете действительность и себя в ней, вызывают непоследовательность в поведении.

Возглавляя более 20 лет Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, заведуя долгое время кафедрой психологии в Ленинградском университете и знакомя через свои лекционные курсы вступающую в большую науку молодежь с закономерностями и механизмами формирования и развития таких сложных психических образований, как личность и ее отношения, как характер и способности, В. Н. Мясищев не только глубоко понимал, что усиление психологической грамотности всех слоев населения нашей страны - одно из условий гармонизации взаимоотношений между людьми, снижения конфликтности и напряженности при их взаимодействии, ад и постоянно работал над тем, чтобы психология как наука в своем развитии не стояла на месте, а все более эффективно проникала в еще не познанные глубины внутреннего мира человека.

Этот труд В. Н. Мясищева, прерванный его кончиной 4 октября 1973 года, сейчас успешно продолжают его многочисленные ученики и последователи из созданной им научной школы.