Задания на тему школа. Конспект занятия «Школьные принадлежности. Организационный момент. Психогимнастика

Елена Байбородова

Конспект занятия, занявший второе место в районном конкурсе «Педагог-психолог 2014», г. Челябинск

Конспект на тему: «Школьные принадлежности»

Цель: Психологическая подготовка к обучению в школе детей 6 – 7 лет.

Образовательные задачи:

1) Расширение представлений о школе, её необходимости и общественной значимости через систематизацию знаний о назначении школьных принадлежностей;

2) Расширение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности».

Развивающие задачи:

1) Формирование учебно – познавательной мотивации на основе снижения психо - эмоционального напряжения и развития психических процессов (внимания, восприятия, памяти, речи, мышления, мелкой моторики).

Воспитательные задачи:

1) Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, инициативности, самостоятельности, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности в процессе умения объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога и бережного отношения к школьным принадлежностям.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: Коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, трудовая.

Оборудование: Запись с музыкой В. Шаинского «Учат в школе». Мяч. Простой карандаш, ножницы, цветные карандаши, конверты (по количеству детей).

Предварительная работа: Экскурсия в школу «День знаний». Разучивание пальчиковой гимнастики.

Ход:

1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционально положительного фона.

Дети входят в музыкальный зал под музыку В. Шаинского «Учат в школе», становятся полукругом.

Педагог-психолог. Здравствуйте, дорогие ребята! Предлагаю пройти на ковёр и встать в круг. Ребята, посмотрите как много у нас гостей, поприветствуйте друг друга, а затем гостей легким поклоном головы. Вы сегодня узнаете много нового и интересного.

2. Игра с мячом. Цель: Сообщение темы занятия, уточнить знания детей о школе, школьных принадлежностях. Развитие внимания, речи, мышления, координации движения.

Педагог-психолог берёт в руки мяч.

Педагог-психолог: Предлагаю поиграть в мяч. Кому брошу мяч и задам вопрос, тот ответив на вопрос - бросает мяч обратно: Ребята, куда вы приходите с родителями каждое утро?

Ребёнок: Каждое утро мы приходим с родителями в детский сад.

Педагог-психолог: Что делают дети в детском саду?

Ребёнок: В детском саду дети играют.

Педагог-психолог: А во что играют дети в детском саду?

Ребёнок: В детском саду дети играют в игрушки.

Педагог-психолог: Вы в какую группу ходите?

Ребёнок: В подготовительную к школе группу.

Педагог-психолог: А подготавливаетесь вы к чему?

Ребёнок: Подготавливаемся к поступлению в школу.

Педагог-психолог: Когда вы пойдёте в школу?

Педагог-психолог: Верно, осенью вы пойдете в школу. Я знаю, что вы мечтаете стать школьниками, а игрушки с собой возьмёте?

Ребёнок: Нет, мы оставим игрушки младшим детям в детском саду.

Педагог-психолог: А что необходимо брать в школу?

Ребёнок: В школу необходимо брать тетрадь, карандаш, ручку…

Педагог-психолог: А как можно назвать эти предметы одним словом?

Ребёнок: Школьные принадлежности.

Педагог-психолог: Молодцы, всё верно! Сегодня мы продолжим разговор о школе и о школьных принадлежностях.

3. Игра «Отгадай-ка!». Цель: Развитие слухового внимания, речи, мышления, чувства рифмы.

Педагог-психолог: Давайте поиграем в игру «Отгадай-ка!» Я вам буду загадывать загадки, кто отгадает - проходит за стол.

Итак, первая загадка (бросает детям мяч по очереди):

Черный Ивашка-

Деревянная рубашка.

Где носом пройдет -

Там заметку кладет.

Ребёнок: Карандаш.

Любим нос везде совать:

И чертить, и рисовать.

Всё раскрашиваем сами

Разноцветными носами.

Ребёнок: Цветные карандаши.

Два ножа, скрепленных вместе,

Не сидится им на месте;

Вырезают и кроят,

Вместе с нами мастерят.

Ребёнок: Ножницы.

Педагог-психолог: Правильно, проходи за стол. Следующая загадка:

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей – ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я?.

Ребёнок: Тетрадь.

Педагог-психолог: Верно, проходи за стол. Следующая загадка:

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много – много лет

Оставляет синий след.

Ребёнок: Ручка.

Педагог-психолог: Молодец, проходи за стол. Следующая загадка:

Рисовать решил я дом, открываю свой.

Ребёнок: Альбом.

Педагог-психолог: Умница, проходи за стол. Следующая загадка:

Вдруг прямою станет змейка, если есть в руках.

Ребёнок: Линейка.

Педагог-психолог: Верно, проходи за стол. Следующая загадка:

Новый дом несу в руке.

Двери дома на замке.

А живут в доме том

Книжки, ручки и альбом.

Ребёнок: Портфель.

Педагог-психолог (убирает мяч): Я вижу, вы хорошо знаете школьные принадлежности, теперь предлагаю вспомнить отгадку на первую загадку.

Дети: Карандаш.

4. Пальчиковая гимнастика «Карандаш». Цель: развитие памяти, мелкой моторики, координации речи с движением.

На столах лежат конверты с изображением портфеля; простой карандаш, цветные карандаши и ножницы – по количеству детей.

Педагог-психолог: Очень хорошо! Возьмите карандаш. Я предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику с карандашом.

1. Между пальцами зажат,

Карандаш ужасно рад.

Вы его качайте, братцы,

Очень любит он качаться.

Дети держат карандаш между указательными пальцами, упираясь подушечками пальцев в его кончики. Затем качают карандаш влево и вправо. Упражнение по очереди повторяют всеми пальцами.

2. - Крутим мы с трудом давно

Это толстое бревно.

Вы ошиблись, это наш

Тонкий, лёгкий карандаш.

Дети зажимают концы карандаша большими и указательными пальцами обеих рук и начинают крутить его в одну и другую стороны. Затем упражнение выполняют для больших и средних пальцев, для больших и безымянных, для больших и мизинцев.

3. Сложим ладошки,

Сожмём их немножко.

Ловко пальчики сплетём,

Крепко карандаш зажмём.


Дети зажимают между ладонями карандаш вдоль выпрямленных средних пальцев. Потом сплетают пальцы рук так, что большой палец левой руки оказывается сверху. Верхний кончик карандаша находится между средним пальцем левой руки и указательным пальцем правой. Потом меняют положение пальцев. Теперь большой палец правой руки оказывается сверху. Верхний кончик карандаша – между средним пальцем правой руки и указательным левой. Повторяют упражнение несколько раз.

5. Упражнение: «Заштрихуй портфель».

Цель: Развитие мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги. Развитие собранности, аккуратности. Побуждение желания учиться.

Педагог-психолог: Вы отлично справились! Перед вами лежит конверт с изображением портфеля, вам необходимо заштриховать портфель в заданном направлении - оно указано стрелкой. Обратите внимание на маленький карман рюкзака – штриховку необходимо выполнить сверху вниз, а на большом кармане – штриховка похожа на полукруг…

Дети выполняют упражнение. Педагог-психолог включает запись с музыкой В. Шаинского «Учат в школе». Обращает внимание на посадку за столами и как правильно держать карандаш.

6. Игра «Не пропусти школьные принадлежности». Цель: Развитие способности к переключению внимания. Развитие мыслительной операции (классификация).

Педагог-психолог: А сейчас пройдите на ковёр и сядьте в круг, предлагаю поиграть в следующую игру. Я буду говорить слова. Когда среди слов встретится название школьных принадлежностей или слова связанные со школой - сделайте хлопок в ладоши. Будьте внимательны!

Слова: ДОРОГА, ТИГР, МАШИНА, ПЕНАЛ, САМОЛЕТ, ЛАСТИК, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ДНЕВНИК, РОМАШКА, РАМА, ДОМ, МАЛИНА, УЧИТЕЛЬ, ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, РУЧКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ТЕТРАДЬ, ВОРОБЕЙ, ПАРТА, УКАЗКА, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, КАРАНДАШ, ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, УЧЕБНИК, КУВШИН, МОЛОКО, ФЛОМАСТЕР, ЛЕС, ТЕРЕМОК, ЦИРКУЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ДНЕВНИК, ОДУВАНЧИК, ЛИНЕЙКА…

Педагог-психолог: Молодцы! Вы очень внимательные! Давайте вернёмся к своим столам.

7. Игра «Что спряталось в портфеле?». Цель: Развитие зрительного внимания и восприятия, зрительного гнозиса, мелкой моторики. Развитие собранности, аккуратности. Побуждение желания учиться.

Педагог-психолог: Загляните в портфель (конверт, рассмотрите внимательно карточку. Предлагаю навести порядок в своём портфеле – обведите один (понравившийся) школьный предмет. Затем предлагаю раскрасить его, вырезать и сложить аккуратно в портфель.


Педагог-психолог включает запись с музыкой В. Шаинского «Учат в школе». Обращает внимание на посадку за столами и как правильно держать карандаш. Дети выполняют задание, затем складывают вырезанный школьный предмет в портфель.

Педагог-психолог: Молодцы ребята! Вы справились быстро и аккуратно!

8. Пальчиковая гимнастика «В школу». Цель: Развитие речи, мелкой моторики, координации речи с движением.

Педагог-психолог: Ребята! Предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику «В школу».

В школу осенью пойду.

Там друзей себе найду,

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду.

(Грозят указательным пальчиком правой руки.)

9. Окончание занятия. Цель: Итог деятельности.

Педагог-психолог: Предлагаю взять свой портфель и подойти на ковёр в круг. Теперь, когда в портфеле порядок, мы смело можем продолжать дальше готовиться к школе. Пришла пора возвращаться в свою группу. В детском саду мы много играем, рисуем, лепим. Скоро вы пойдете в школу. Чему вы там научитесь?

Дети по очереди высказываются: В школе я научусь писать (читать, считать, думать, рассказывать, трудиться, бегать, прыгать, решать, помогать, говорить по-английски и т. д.).

Педагог-психолог и дети прощаются: Мы молодцы!

Педагог-психолог: Дом на улице стоит

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки.

Лексическая тема:

«Школа. Школьные принадлежности»

Задание 1. Загадки.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много, много лет

Оставляет черный след.

(Ручка)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, горы, море, пляж

Что же это…?

(Карандаш)

Ты беседу чаще с ней

Станешь вчетверо умней

(Книга)

По чёрному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей –

Чиста страница.

(Школьная доска)

Задание 2. Игра «Нет чего?»

Учебник – нет чего? – учебника

Тетрадь – нет чего? – тетради

Пенал – нет чего? – пенала

Ручка – нет чего? – ручки

Карандаши – нет чего? – карандашей

Задание 3. Игра «Подбери признак»

Портфель какой? – красивый, большой, кожаный…

Тетрадь какая? - …

Пенал какой? - …

Ручка какая? - …

Школа какая? - …

Ученик какой? - …

Задание 4. Игра «Исправь ошибку»

У меня есть портфеля.

У меня нет тетрадка.

Я забыл дома линейкой.

Я пишу ручки.

Я рисую в альбом.

Задание 5. Пословицы

Ученье – путь к уменью.

Ученье свет, неученье – тьма.

Задание 6. Игра «Великаны - гномики»

У великанов портфели – у гномиков портфельчики

У великанов книги – у гномиков книжечки

У великанов карандаши – у гномиков карандашики

У великанов ручки – у гномиков ….

У великанов линейки – у гномиков …

Задание 7. Стих для заучивания

Читалочка.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

В. Берестов

Светлана Глущенко
Материал по работе с детьми по лексической теме «Школа. Школьные принадлежности»

Предметный словарь : Класс, парта, доска, урок, расписание, предметы, математика , письмо, чтение, рисование, физкультура, форма, ученик, ученица, мел, учитель, учительница, завуч, дирек-тор, учебники, пенал, ручка, карандаши, тетрадь, альбом, кисточка, краски, ластик, картон, бумага, линейка, пластилин, клей, ножницы, оценка, школьники , звонок, перемена.

Глагольный словарь : Учиться, стараться, слушать, готовить, учить, получать, писать, считать, решать, рисовать, убирать, отдыхать.

Словарь признаков : Младшие, старшие, прилежные, усидчивые, аккуратные, внимательные , подготовительный, первый, хорошие, плохие, озорные, веселые, умные

Пальчиковая игра «Переменка» .

Переменка! Переменка! Ритмичное сжимание-разжимание кулачков на обеих руках.

Отдохните хорошенько : Движения расслабленными кистями рук вверх-вниз.

Можно бегать и шуметь,

Танцевать и песни петь,

Попеременное сгибание пальчиков обеих рук в кулачки.

Можно сесть и помолчать, Пальцы рук образуют «замок» .

Только – чур! – нельзя скучать! Движения указательными пальчиками обеих рук вправо-влево.

Импровизация движений в соответствии с текстом.

«В школу » .

Скоро в школу мы пойдём ,

И портфель с собой возьмём.

Будем ручками писать.

Физкультурой заниматься,

На «отлично» все стараться!

Игра «Великаны - гномики»

Цели : формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу . Гномики и великаны тоже пошли в школу .

Например :

У великанов большие портфели, а у гномиков - маленькие портфельчики.

У великанов большие книги, а у гномиков - маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков - маленькие.

У великанов большие тетради, а у гномиков - маленькие.

У великанов большие линейки, а у гномиков - маленькие.

У великанов большие ручки, а у гномиков - маленькие.

У великанов большие кисти, а у гномиков - маленькие.

«Исправь предложение» - учить правильно составлять предложение :

Лена в идти школа .

Портфель Наташа нести.

Мальчик уроке на отвечать.

Девочка не ходить школу в .

Игра «Как?»

Цели : формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагатель-ных

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик -хороший ученик, он учится (как) . (хорошо) .

Внимательная девочка всегда слушает (как) . (внимательно ) .

Старательные ученики всегда делают уроки (как) . (старательно) .

Прилежные ребята учатся (как) . (прилежно) .

Тот, кто получает отличные отметки, учится (как) . (отлично) .

Игра «Скажи наоборот»

Цели : обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша -. (неряшливый) .

Лида старательная ученица, а Катя -. [ленивая).

Женя толстый, а Лена -. (худая) .

Витя сильный, а Рома -. (слабый) .

Коля храбрый, а Костя -. (трусливый) .

Даша учится хорошо, а Олег -. (плохо) .

У Олеси портфель новый, а у Иры -. (старый) .

Игра «Семейка»

Цели : обогащать словарный запас, учить подбирать однокоренные слова к заданному.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.

Слова : школа , книга, учить.

Игра «Собери слово»

Цели : развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.

Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и

расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуко-вой анализ.

Цели : развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыва-нию (толкование загадки) .

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.

(Карандаш)

А. Рождественская

Это что тут за зверёк

Ходит вдоль и поперёк?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

В. Данько

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят. (Буквы)

В. Фетисов

На чёрном поле

Скок- поскок -

Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)

В. Кремнев

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от неё не услышишь ни слова.

(Книга)

А. Костаков

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец.

Но нельзя, я школьный . (ранец) .

Текст для пересказа

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю :

Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит :

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу . Спрашивает

Лена :

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит :

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Уди вилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает :

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит :

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих :

Надо так давать, чтобы можно было взять.

По В. Осеевой

Вопросы :

Почему Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Что случилось на другой день? На третий?

Почему Лена не взяла карандаш?

Что произошло на уроке?

Почему Катя покраснела?

Что сказал учитель девочкам?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка «Школа. Школьные принадлежности» Тема: «Школа. Школьные принадлежности». Задачи: Учить детей образовывать сравнительную степень прилагательных от наречий. Активизировать.

Конспект логопедического занятия «Школа. Школьные принадлежности» Конспект логопедического занятия по теме «Школа. Школьные принадлежности» Цель: закрепить знания детей по теме «Школа. Школьные принадлежности»,.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Школьные принадлежности» Тема: «Школьные принадлежности» Цель: расширить и активизировать словарь по изучаемой теме; систематизировать знания по теме; упражнять.

Конспект НОД в подготовительной группе «Школьные принадлежности» Воспитатель 1 квалификационной категории Муратова Татьяна Александровна. Цель. Продолжать развивать у детей умение составлять описательный.

Цель: развивать зрительную смысловую память дошкольников и мыслительные операции сравнения, обобщения.

Материал: занавеска, 2 полочки и 2 набора предметов с канцелярскими принадлежностями, игрушками, цветами и т.п.

Педагог раскладывает предметы на полках так, чтобы на второй полке предметы были те же, но их меньше, чем на первой. Кроме того, необходимо украсить полки, как витрину магазина (желтыми листьями, цветком, игрушками и т.п.). Вторая полка закрывается занавеской.

Ребята, посмотрите, сколько в магазине канцелярских товаров! Здесь можно выбрать все, что надо в школу; что пригодится бухгалтеру, воспитателю, программисту, студенту и т.д.

Скажите, что купит бухгалтер? (калькулятор, карандаши простые, ластик, бумагу…

Что купит студент? Писатель? Учитель? Школьник?

Педагог открывает занавеску: «Посмотрите внимательно и скажите, что купили в магазине мам с сыном?»

За каждый правильный ответ педагог вручает фишку-приз.

Игра «Выбери лишнюю картинку!»

Цель: уточнять знания детей в классификации предметов рукотворного мира по существенному признаку, активизировать в речи обобщающие понятия и упражнять в построении простого высказывания при объяснении своего выбора.

Игровое правило: называть и закрывать в наборе только лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл лишнюю картинку и назвал обобщающее слово.

Игровое действие: выбрать лишнее картинку, объяснить свой выбор.

Материал: наборы предметных картинок по нескольким группам классификации:

Ход игры

Взрослый предлагает детям наборы предметных картинок по следующим группам классификации:
- По назначению предметов: тетрадь, альбом (для рисования), отдельные листы бумаги, карандаш и т.д.
- По способу использования: газета, книга, журнал, тетрадь и т.д.
- По роду предметов.
- По качеству материала.
- По составным частям.

Игра «Найди названный предмет»

Цель: стимулировать развитие внимания, памяти; активизировать словарь по любой изучаемой теме.

Игровые правила: слушать текст внимательно, правильно называть предметы

Игровое действие: выбор картинок из набора, называние предметов, имитация действий с предметом.

Ход игры

Взрослый читает текст (стих, загадка, рассказ) о профессии, о предмете рукотворного мира. Затем взрослый просит детей вспомнить, о чем говорилось в тексте.

Взрослый повторно читает текст, а дети сверяют правильность подобранных картинок.

Затем взрослый просит повторить данный текст с опорой на эти картинки (или по очереди рассказать о своем предмете, чтобы остальные дети его отгадали).

Игра «Чего не хватает?»

Цель: формировать целостное представление о предмете, активизировать в речи названия деталей предметов.

Педагог показывает незаконченные рисунки предметов: карандаш без грифеля, портфель без ручки, калькулятор без табло, линейка без цифр и т.п.

Чего не хватает на этих рисунках? Можно ли пользоваться такими предметами? Почему?

Может ли такое произойти с нашими предметами? В каких ситуациях?

Игра «Найди одинаковые предметы!»

Цель: развивать устойчивость внимания.

Педагог предлагает детям все имеющиеся в группе карандаши из разнообразных наборов (цветные и простые). Каждому выдает по одному карандашу из разных наборов:

Найди такой же карандаш!

Ребенок самостоятельно определяет для себя критерии схожести карандашей. Если он принес карандаш другого цвета – поправить его словами: «Нет такого цвета!». И так далее по признакам: величина, буквы на карандаше (т.е. жесткости грифеля), наличие на нем ластика и т.д.

Игра «Назови, что увидишь!»

Цель: закреплять зрительный образ предметов, развивать внимание, четкость зрительного восприятия.

Материал: контурные наложенные друг на друга изображения 10 канцелярских принадлежностей, предметные картинки каждого из этих изображений в отдельности.

Педагог показывает изображение, дети разглядывают. Просит одного из детей:
- Назови, что ты видишь на этой картинке, - по мере называния выставляет маленькие картинки.
Задача ребенка – назвать все предметы и объяснить их назначение.

Игра «Два портфеля»

Цель: развивать внимание и мыслительные операции дошкольников.

Материал: два школьных портфеля с разным набором школьных предметов, включая 1-2 игрушки, 1-2 фрукта, 1-2 предмета личной гигиены (пластырь, зубная щетка, паста, расческа и т.п.)

Задание: сравнить, чем похожи и чем отличаются наборы в портфелях. Объяснить, для чего нужны в школе ученику каждая из названных вещей.

Вариант 1. Играют по 2 ребенка, сначала выбирая одинаковые предметы: «У меня в портфеле набор цветных карандашей!» - «И у меня есть набор цветных карандашей. Они нужны в школе для рисования».
А затем называют отличия в содержимом их портфелей.

Игра «Фотограф»

Цель: развивать зрительную смысловую память дошкольников.

Материал: набор из 15 предметов канцелярских принадлежностей и 5 игрушек.

Педагог раскладывает на столе 10 предметов, из которых 3 – игрушки, 7 – канцелярские товары.

Назовите, что вы здесь видите.

Выбирает одного ребенка и приглашает стать спиной к столу:

Вспомни, какие канцелярские принадлежности лежали на столе?

Если ребенок не справляется с заданием, вызывается второй ребенок. После первого правильного выполнения задания вызывается вновь первый ребенок и пробует свои возможности. Затем набор предметов меняется, игра повторяется.

Игры и упражнения подготовила Л.Ладутько

Новая лексика

Существительные:

школа, урок, перемена, класс, парта, одноклассники, ученики, учитель, портфель, учебник, тетрадь, пенал, ручка,

карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник.

Глаголы:

учиться, слушать, наблюдать, писать, читать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки).

Прилагательные:

прилежный, внимательный, старательный, способный, ленивый, аккуратный, неряшливый, ответственный,

строгий, требовательный, добрый, заботливый.

Наречия:

внимательно, старательно, прилежно, хорошо, отлично, плохо, грязно, умело, красиво.

Подвижная игра « Кто быстрее ?»

Цели: развивать внимание, ловкость, умение сосредоточиться, дифференцировать понятия «Игрушки» и «Школьные

принадлежности».

ХОД игры. Воспитатель предлагает детям соревнование «Кто быстрее соберёт портфель». В соревновании участвуют двое,

остальные - жюри. Перед участниками на двух столиках лежат школьные принадлежности и игрушки вперемешку. У каждого

столика - портфель. По команде воспитателя дети подбегают каждый к своему столику и «собираются в школу». Когда

портфели собраны, члены жюри оценивают, кто справился с заданием лучше (оцениваются скорость и правильность

выполнения задания). Для следующих участников можно добавить или заменить предметы на столе.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки (речевое дыхание, чёткость дикции, интонационную выразительность речи).

ЖАДИНА

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернёшь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

С. Маршак

Игра «Великаны - гномики»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры . Воспитатель сообщает детям, что все ходят в школу. Гномики и великаны тоже пошли в школу.

Например:

У великанов большие портфели, а у гномиков - маленькие портфельчики.

У великанов большие книги, а у гномиков - маленькие книжечки.

У великанов большие карандаши, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие тетради, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие линейки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие ручки, а у гномиков - маленькие...

У великанов большие кисти, а у гномиков - маленькие...

Игра «Растеряшка»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных).

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с девочкой (куклой по имени Растеряшка.

Растеряшка всегда всё теряет и вечно что-нибудь забывает. Пришла Растеряшка в школу. Все ребята

достали учебники, а у неё нет (чего?).... Дети открывают тетради, а у Растеряшки нет (чего?) .... У всех в пенале

ручка, а у неё нет (чего?) .... Дети достают карандаши, а у неё нет (чего?).... Как вы думаете, чего ещё нет у

Растеряшки?

Игра «Как?»

Цели: формировать грамматический строй речи, учить образовывать наречия от прилагательных

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, ответив на вопрос «как?»

Мальчик -хороший ученик, он учится (как?)... (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает (как?) ... (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки (как?) ... (старательно).

Прилежные ребята учатся (как?) ... (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится (как?) ... (отлично).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям продолжить предложения словами-наоборот.

Маша опрятная девочка, а Саша - ... (неряшливый).

Лида старательная ученица, а Катя - ... [ленивая).

Женя толстый, а Лена - ... (худая).

Витя сильный, а Рома - ... (слабый).

Коля храбрый, а Костя - ... (трусливый).

Даша учится хорошо, а Олег - ... (плохо).

У Олеси портфель новый, а у Иры - ... (старый).

Игра «Семейка»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать одноко ренные слова к заданному.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям найти заданным словам родственников.

Слова: школа, книга, учить.

Игра «Собери слово»

Цели: развивать зрительное внимание, совершенствовать навыки чтения и звукового анализа слов.

Ход игры. Задание выполняется в тетрадях. Воспитатель предлагает детям проследить, куда ведёт стрелочка, и

расставить буквы по местам. Дети читают, какое слово получилось, и выполняют его звуковой анализ.

Игра «Поймай звук»

Цели : развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям «поймать звук»: дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и

определить, где он находится (в начале, в середине или в конце слова).

Например:

Звук [с]: карандаш, ластик, ранец, класс, кисточка, школа, карандаш, одноклассник.

Звук [ч]: учебник, школа, ученик, ручка, тетрадь, кисточка, чтение, пенал, учитель.

Игра «Кто больше?»

Цели: развивать зрительное внимание, мышление, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза,

активизировать словарный запас.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми слово и предлагает составить из букв этого слова как можно больше

новых слов.

К А Р А Н Д А Ш И К

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ЧИТАЛОЧКА

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну почитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

В. Берестов

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Нежарким солнышком согреты,

Леса еще листвой одеты.

У первоклассников букеты.

День хоть и грустный, но веселый.

Грустишь ты: - До свиданья, лето!

И радуешься;

Здравствуй, школа!

В. Берестов

Пошёл Серёжа в первый класс.

С Серёжей не шути!

Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу

Задрать курносый нос!

Вот как-то за столом отцу

И задал он вопрос:

Два пирожка тут, папа, да?

А хочешь - на пари!

Я доказать могу всегда,

Что их не два, а три!

Считаем вместе: Вот ОДИН

А вот и ДВА, смотри!

ОДИН и ДВА, - закончил сын, -

Как раз и будет ТРИ!

Вот молодец! - сказал отец, -

И в самом деле три!

И потому я два возьму, А

третий ты бери!

Б. Заходер

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Вчера лишь тебе говорили - малыш,

Порой называли - проказник.

Сегодня уже ты за партой сидишь,

Зовут тебя все - первоклассник!

Серьезен. Старателен. Впрямь - ученик!

Букварь. За страницей - страница.

А сколько вокруг замечательных книг...

Великое дело - учиться!..

Р. Фархади

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры . Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют.

Чёрный Ивашка -

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.

(Карандаш)

А. Рождественская

Это что тут за зверёк

Ходит вдоль и поперёк?

В краске выпачканный нос,

Деревянный длинный хвост.

(Кисточка)

В. Данько

Крошки-птички

Сели в ряд

И словечки говорят. (Буквы)

В. Фетисов

На чёрном поле

Скок- поскок -

Гуляет зайчик- белячок. (Доска имел)

В. Кремнев

Открыть свою тайну любому готова,

Но ты от неё не услышишь ни слова.

(Книга)

А. Костаков

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Я б такой исполнил танец!..

Но нельзя, я школьный... (ранец).

Текст для пересказа

СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. У Лены ни одного.

Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш!

А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает

Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что, позволил брат? - на другой день спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко...

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Уди вилась Катя, побежала за ней.

Ну что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела и говорит:

Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

По В. Осеевой

Вопросы:

Почему Лена попросила у Кати карандаш?

Что ответила Катя?

Что случилось на другой день? На третий?

Почему Лена не взяла карандаш?

Что произошло на уроке?

Почему Катя покраснела?

Что сказал учитель девочкам?