Заупокойная утреня. Богослужения мирянским чином. Отпевание и погребение в Пасху

Виды заупокойных последовании Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. Кроме того, в минуты разлучения души с телом над ними совершается молебное пение на исход души – « Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу, и Пречистой Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного ». По необходимости может совершаться « Чин, бываемый на разлучение души от тела, всегда человек долго страждет ». После смерти над телом православного христианина читается « Канон по исходе души от тела всякого правоверного ». Существует обычай чтения Псалтири над телом усопшего мирянина до погребения и в память его после погребения. Над почившими священниками и архиереями читают Евангелие.


Сразу после смерти православного христианина начинают петься панихиды. Панихида – букв. с греч. « всенощное » пение – заупокойное богослужение, представляющее собой сокращенную утреню, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3- й, 9- й, 40- й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти, в другие дни по просьбе родных. Отпевание – особый богослужебный чин, совершаемый священником, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве. Совершается по традиции Русской Церкви на третий день после смерти. Отпевание не совершается над некрещеными, отлученными от Церкви (еретиками), самоубийцами. Заупокойная лития - краткое заупокойное последование, которое может совершаться ежедневно после вечерни и утрени (за исключенияем особых дней в году).


Виды отпеваний 1. Последование погребения мирских человек. 2. Последование исходное монахов. 3. Последование мертвенное над скончавшемся священником. 4. Чин погребения младенческого. Также существует особый чин архиерейского отпевания. В Пасхальную седмицу все эти чины несколько изменяются. Иногда совершается заочное отпевание. Имеется особое последование над усопшим неправославным.




Отпевание Александра Солженицына ()


Отпевание митрополита Восточно - Американского и Нью - Йоркского Лавра ()


Последование погребения мирских человек Возглас священника: Благословен Бог наш: Чтение 90 псалма: « Живый в помощи вышнего:». Хор поет 17 кафизму (118 псалом): Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Непорочные в пути: Аллилуия. Далее исполняется первая статья псалма на 6 глас, с припевом к каждому стиху: Аллилуия. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Аллилуия. Блаженны исследующие свидетельства Его, всем сердцем они взыщут Его. Аллилуия. В конце статьи: Слава: Аллилуия. И ныне: Аллилуия. Малая ектения: Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. Диакон: Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия [ или: усопшей рабы Божией ] (имя), и о прощении ему [ или: ей ] всякого согрешения, как вольного, так и невольного. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Дабы Господь Бог водворил душу его [ или: ее ] там, где праведные обретают покой. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов его [ или: ее ] у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Хор: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. Священник произносит молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь м i ру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ](имя) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им [ или: ею ] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь.


Затем хор начинает исполнять вторую стадию на 5 глас. В конце каждого стиха поет: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Заповеди Твои: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо на слова Твои я уповал. Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. В конце статьи: Слава: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. И ныне: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Малая ектения: Снова и снова в мире Господу помолимся! Затем хор начинает исполнять третью стадию на 3 глас. Имя Твоё : Аллилуия. Воззри на меня и помилуй меня по суду любящих имя Твоё. Аллилуия. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Аллилуия. После окончания 17 кафизмы хор сразу поет тропари по « непорочных » на 6 глас: Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Хор святых обрел источник жизни и дверь рая; да обрету и я путь покаяния. Я – пропавшая овца; призови меня, Спаситель, и спаси меня! Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Об Агнце Божием провозгласившие и заколотые как агнцы, и к жизни нестареющей, святые, и вечной переселившиеся, Его усердно, мученики, просите, долгов прощение нам даровать. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Путем узким ходившие, прискорбным, все в жизни крест как ярмо поднявшие, и за Мною последовавшие с верою, придите, наслаждайтесь тем, что Я приготовил вам: наградами и венцами небесными! Образ я неизреченной Твоей славы, хотя ношу и язвы согрешений: пожалей Твое создание, Владыка, и очисти по Своему милосердию, и вожделенное отечество подай мне, снова делая меня гражданином рая. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. В древности из небытия создавший меня и образом Твоим Божественным почтивший, но за нарушение заповеди снова меня возвративший в землю, из которой я был взят! К тому, что по подобию Твоему, возведи, чтобы в прежней красоте мне восстановиться. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Упокой, Боже, рабов Твоих, и посели их в раю, где хоры святых, Господи, и праведники сияют как светила, усопших рабов Твоих упокой, не смотря на все их согрешения. Слава: Светом Тройственным сияющее единое Божество благоговейно воспоем, взывая: " Свят Ты, Отче Безначальный, Столь же Безначальный Сын и Божественный Дух: просвети нас, верою Тебе служащих, и исторгни из вечного огня. И ныне: Радуйся, Досточтимая, Бога по плоти родившая для спасения всех, благодаря Тебе род человеческий обрел спасение; да обретем через Тебя рай, Богородица Чистая, благословенная. Аллилуия, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже. Трижды.


Малая ектения: Снова и снова в мире Господу помолимся! Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Поются тропари 5 гласа: Упокой, Спаситель наш, с праведными раба Твоего [ или: рабу Твою ] и посели его [ или: её ] во дворах Твоих, как написано, не взирая, как Благой, на согрешения его [ или: её ] вольные и невольные, и на всё, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец. Слава: И на всё, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец. И ныне, Богородичен: От Девы воссиявший м i ру, Христе Боже, и через Нее сынами Света нас явивший, помилуй нас. Читается 50 псалом: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей: Затем следует пение канона, глас 6: Песнь 1: Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: " Богу победную песнь воспоем!« Припев: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (Пс 67:36). В небесных чертогах доблестные мученики непрестанно молят Тебя Христе: от земли переселенного [ или: переселенную ] Тобою верного [ или: верную ] вечных благ достичь удостой. Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [ или: усопшей рабы Твоей ]. Устроив все, меня Ты создал, человека, живое сложное существо, как смирению, так и величию причастное; потому душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой. Слава: Быть гражданином рая и его возделывать в начале Ты мне определил, но за нарушение Твоей заповеди из него изгнал. Потому душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой. И ныне, Богородичен: Из ребра создавший прежде Еву, нашу праматерь, из непорочного чрева Твоего в плоть облекается: ею Он могущество смерти, Чистая, упразднил.


Песнь 3: Ирмос: Нет святого, как Ты, Господи Боже мой, возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего. Тропари 3 песни. Малая заупокойная ектения. Хор поет седален 6 гласа: Поистине все – тщета, а жизнь земная – тень и сновидение; и, подлинно, попусту волнуется всякий, на земле рожденный, как гласит Писание: когда м i р приобретем, тогда во гроб вселимся, где вместе цари и нищие. Потому, Христе Боже, преставившегося [ или: преставившуюся ] упокой, как Человеколюбец. Слава, и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородица, во все время жизни моей не оставь меня, человеческому покровительству не вверяй меня, но Сама защити и помилуй меня! Песнь 4: Ирмос: " Христос – моя сила, Бог и Господь ", – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, в Господе торжествуя. Тропари 4 песни. Песнь 5: Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, души с рассвета к Тебе стремящихся любовью озари, – молюсь я, – чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, от мрака грехов к Себе призывающего. Тропари 5 песни. Песнь 6: Ирмос: Житейское море видя поднимающееся волнами искушений, я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: « Возведи от гибели жизнь мою, Многомилостивый!» Тропари 6 песни. Малая заупокойная ектения.


Хор поет кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная. Икос: Ты Сам – один бессмертный, сотворивший и создавший человека: мы же, смертные, из земли были созданы, и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, создав меня и сказав мне: " Ты земля, и в землю отойдешь ", куда все мы, смертные, пойдем, надгробное рыдание претворяя в песнь " Аллилуия!« Песнь 7: Ирмос: Росоносною соделал печь Ангел для благочестивых отроков, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило взывать: " Благословен Ты, Боже отцов наших!« Тропари 7 песни. Песнь 8: Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века. Тропари 8 песни. Песнь 9: Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; но чрез Тебя, Всечистая, стало видимым для смертных Слово воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем. Тропари 9 песни. Малая заупокойная ектения.


Хор поет самогласны преподобного Иоанна Дамаскина: Глас 1: Какое наслаждение житейское пребывает печали непричастным? Какая слава стоит на земле неизменно? Все тени немощнее, все снов обманчивее: одно мгновение – и все это смерть наследует. Но во свете, Христе, лица Твоего, и в усладе Твоей красоты, кого Ты избрал, упокой, как Человеколюбец! Самогласны 2-7 гласов. Глас 8: Плачу и рыдаю, когда себе представлю смерть, и увижу в гробницах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида. О чудо! Что это за совершившееся над нами таинство? Как мы были преданы тлению? Как сочетались со смертью? Воистину повелением Бога, как написано, подающего преставившемуся [ или: преставившейся ] упокоение.


Блаженны, глас 6: Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Разбойника, на кресте " Помяни меня!" Тебе возгласившего, Ты, Христе, прежде всех рая гражданином сделал. Покаяния его удостой и меня, недостойного. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Над жизнью господствующий и над смертью! Во дворах святых упокой, того, кого ты принял от жизни кратковременной, взывающего [ или: взывающую ]: " Помяни меня, когда придешь во Царствии Твоем!" Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Над душами властвующий и над телами, в Чьей руке дыхание наше, скорбящих утешение! Упокой во стране праведных, кого перенес от нас Ты – раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Христос да упокоит тебя в стране живых, и врата рая да отворит тебе, и явит Царства гражданином, и отпущение тебе даст, того, в чем согрешил [ или: согрешила ] ты в жизни, христолюбец [ или: христолюбица ]! Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Выйдем и узрим в могилах, что нагие кости – человек, пища червей и смрад, и познаем, что такое богатство, красота, сила и благолепие. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:3–12). Услышим, что возглашает Вседержитель:" Увы ищущим увидеть страшный день Господень! Ведь он – тьма: ибо огнем испытает все. Слава: Безначальность, и рождение, и исхождение исповедуя, поклоняюсь Отцу родившему, славлю Сына рожденного, воспеваю просиявшего со Отцом и Сыном – Духа Святого. И ныне, Богородичен: Как из сосцов Своих Ты молоко источаешь, Дева? Как питаешь Питателя всего творения? Как знает Он Сам, источивший воду из скалы, жилы водные жаждавшему народу, как написано.


Прокимен, глас 6: Блажен путь, которым пойдёшь в сей день, душа, ибо уготовано тебе место упокоения. Стих: К Тебе, Господи, я воззову: Боже мой, не промолчи, презрев меня. Чтение 270 зачала из книги Апостол: Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении об умерших, дабы вы не были в печали, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет чрез Иисуса с Ним. Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь при слове повеления, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы, живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:13–17). Аллилуия, глас 6. Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи.


Чтение Евангелия: Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Сына Божия и выйдут: сотворившие благое – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца (Ин 5:24–30).


Обычно на практике сразу после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву: Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо (имя) от всех, елика яко человек согреши Богу словом, или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася; но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь.


Сугубая заупокойная ектения Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды на каждое прошение). Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия [ или: усопшей рабы Божией ] (имя), и о прощении ему [ или: ей ] всякого согрешения, как вольного, так и невольного. Дабы Господь Бог водворил душу его [ или: её ] там, где праведные обретают покой. Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов его [ или: её ] у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Хор: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. После ектеньи первый из священников, (или архиерей, если он присутствует), став рядом с телом умершего, громким голосом произносит молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь м i ру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ](имя) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им [ или: ею ] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.


По возгласе бывает целование или последнее прощание с умершим, которое совершается при пении стихир 2 гласа: Придите, последнее целование дадим, братия, умершему [ или: умершей ], благодаря Бога; ибо он покинул [ или: она покинула ] родных своих и к могиле спешит, уже не заботясь о суетном и о многострадальной плоти. Где ныне родственники и друзья? Теперь мы разлучаемся. Да упокоит его [ или: её ] Господь, помолимся! Слава, глас 6: Видя меня безгласным / и бездыханным пред вами лежащим [ или: безгласную и бездыханную пред вами лежащую ], восплачьте [ все ] обо мне: братья и друзья, родные и знакомые: ведь вчерашний день я беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти. Но придите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием: ведь не буду уже с вами ходить, или собеседовать впредь. Ибо к Судии я отхожу, где нет лицеприятия: ведь раб и владыка там вместе предстоят, царь и воин, богатый и бедный в равном достоинстве: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю непрестанно обо мне молиться Христу Богу, чтобы не был я низведен [ или: не была я низведена ] по грехам моим на место мучения, но да поместит Он меня туда, где свет жизни. И ныне, Богородичен: По ходатайствам Родившей Тебя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых усопшего раба Твоего [ или: усопшую рабу Твою ] упокой.


После прощания с умершим следует Лития Читается Трисвятое по « Отче наш ». Хор поет тропари 4 гласа: Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой сохраняя ее в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец. В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], ибо Ты Один – Человеколюбец. Слава: Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ] упокой. И ныне: Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего [ или: рабы Твоей ]. Сугубая заупокойная лития Диакон: Премудрость. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога - Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Священник произносит отпуст: Над живыми и мертвыми владычествующий, Воскресший из мёртвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, преподобных и богоносных отцов наших, и всех святых Своих, душу от нас преставившегося раба Своего [ или преставившейся рабы Своей ] (имя), в селениях праведных водворит, в недрах Авраама упокоит и к праведным сопричтет, а нас помилует, как Благой и Человеколюбец. Хор: Аминь. Диакон или священник возглашает: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему [ или усопшей рабе Твоей ] (имя), и сотвори ему [ или ей ] вечную память! Хор: Вечная память (трижды).


После отпевания следует погребение. « С пением « Святый Боже...» гроб с телом усопшего выносится из храма. В знак примирения и единения с душою усопшего Святая Церковь предает его тело земле. Для этого священник перед закрытием гроба и опусканием его в могилу посыпает крестообразно землю на тело умершего, произнося: « Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней ». Затем на усопшего возливается елей, что совершается в том случае, если над усопшим при его жизни было совершено Таинство елеосвящения. Оставшийся от помазания освященный елей с вином крестообразно возливается на тело усопшего в знамение воскресения тела и в знак того, что усопший жил и умер во Христе. Иногда на гроб усопшего посыпается пепел из кадильницы, который знаменует угасание земной жизни во имя вечной жизни, которая столь же благоугодна Богу, как фимиам кадильный ». (Прот. Геннадий Нефедов « Таинства и обряды Православной Церкви ») Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера в притворе храма по Типикону (глава 14) I часть « Благословен Бог наш...» Трисвятое по « Отче наш...» « Господи, помилуй » (12) « Приидите, поклонимся...» (3) Псалом 90: « Живый в помощи Вышняго...». Ектения: « Миром Господу помолимся ». « Аллилуиа », глас 8- й со стихами. Тропари « Глубиною мудрости...» и « Тебе и Стену, и Пристанище имамы...». Кафизма 17 « Блаженни непорочнии...» (разделенная на две статьи) По первой статьи ектения малая заупокойная. По второй тропари по Непорочных с припевом « Благословен еси Господи...». Ектения малая. Седален « Покой, Спасе наш...» и Богородичен « От Девы возсиявый миру...». Псалом 50. II часть Канон Октоиха по гласу. После 3- й песни ектения, седален « Воистину суета всяческая...». После 6- й песни ектения, кондак « Со святыми упокой...» и икос « Сам Един еси Бессмертный...». По 9- й песни « Богородицу и Матерь Света...», « Людие: Дуси и души праведных...» и ирмос 9- й песни. III часть Лития. Трисвятое по « Отче наш...». Тропари « Со духи праведных скончавшихся...». Ектения: « Помилуй нас, Боже...», молитва: « Боже духов...». Премудрость. Пресвятая Богородице, « Слава Тебе, Христе Боже...». Отпуст: « Воскресый из мертвых...». « Во блаженном успении вечный покой...». « Вечная память...».


Дни поминовения усопших Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Субботы 2- й, 3- й и 4- й седмиц Великого поста. Вселенская родительская (Троицкая) суббота. Дмитриевская родительская суббота (суббота перед памятью св. влкмч. Дмитрия Солунского – 25 окт.). Радонница (вторник Недели о Фоме). В день Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.). Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову (Собор новомучеников и исповедников Российских: воскресенье 25 янв./7 февр.- 1/14 февр.). Поминовение успоших воинов (26 апр./9 мая).

ВЕЧЕРНЯ

Свящ.: «Благословен Бог наш...»

Начало обычное, если не читался 9-й час

«Приидите, поклонимся...» (трижды)

Псалом 103-й читается

Ектения великая

«Господи, воззвах...» и стихи «Положи, Господи, хранение…»

Стихиры со стихами на 6: 3 стихиры святому Минеи 3 стихиры Октоиха (вторые 3 стихиры – мученичны )

«Слава…» святому Минеи (если есть)

«И ныне…» Богородичен Догматик (текущего гласа Октоиха из 1-го приложения Минеи)

«Свете Тихий…»

Прокимен дня

*В Мясопустную и Троицкую субботы вместо прокимна поется троекратное Аллилуия на глас 8-й

«Сподоби, Господи…»

Ектения просительная

Стихиры на стиховне Октоиха (стихиры, напечатанные на стиховне - первая стихира мученична, вторые две заупокойные с заупокойными стихами «Блажени, яже избрал...» и «Души их во благих...».

«Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха на стиховне

«Ныне отпущаеши…»

Трисвятое по Отче наш

Тропари, глас 2-й «Апостоли, мученицы и пророцы…», «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне… Мати Святая…» ()

«Глубиною мудрости…», «Слава, и ныне…Тебе и стену…»

Ектения сугубая

Окончание: С.: "Премудрость" Х.: "Благослови" С.: "Сый благословен..." Х.: "Аминь. Утверди Боже..."

В современной практике к будничной вечерне присоединяется будничная утреня, поэтому после «Утверди, Боже…» следует возглас утрени «Слава Святей…», шестопсалмие и т.д.утреня.

С.: "Пресвятая Богородице, спаси нас"

Х.: "Честнейшую Херувим..."

С.: "Слава Тебе, Христе Боже..."

Х.: "Слава, и ныне... Господи помилуй (трижды) Благослови"

С.: произносит отпуст

Х.: "Великого Господина..."

УТРЕНЯ

Свящ.: "Слава Святей..."

Шестопсалмие

Ектения великая

Троекратное «Аллилуия» на глас 2-й с заупокойными стихами

Тропари, глас 2-й «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды ), «Слава… Помяни, Господи…», «И ныне… Мати Святая…» (напечатаны в 4-ом приложении Минеи и в Часослове )

* В Мясопустную и Троицкую субботы тропари глас8-й «Глубиною мудрости…» (дважды), «Слава, и ныне…Тебе и стену…» (напечатаны на ряду в Триодях и в последовании панихиды)

Кафизма рядовая, малая ектения, седальны (Октоиха, по 1-ом и 2-ом стихословиях)

Непорочны (на 2 статьи с припевами, между статьями заупокойная ектения)

Заупокойные тропари по непорочнах, глас 5-й «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обреете источник жизни…»

Заупокойная ектения, заупокойный седален, глас 5-й «Покой, Спасе наш…», «Слава, и ныне…» Богородичен «От Девы возсиявый…»

Псалом 50-й

Канон: Если храм Господский или Богородицы, то : канон храма на 6, канон святому Минеи на 4, канон Октоиха (Всем святым) на 4; Если храм святого, то: канон святого Минеи на 6, канон храма святого на 4, канон Октоиха (Всем святым) на 4

Катавасия - ирмосы последнего канона - после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й песней

по 3-й песни ектения малая, седален св., «Слава, и ныне…» Богородичен

по 6-й песни ектения заупокойная, кондак и икос заупокойные «Со святыми упокой…» «Сам един еси…»

по 8-й песни "Честнейшую…"

по 9-й песни после катавасии поётся "Достойно есть" (на глас катавасии)

Ектения малая

Светилен (в приложении Октоиха, по дню)

«Слава, и ныне…» Богородичен Октоиха

* Если святому в Минее есть светилен, то: светилен святому Минеи,

«Слава…» светилен Октоиха,

«И ныне…» Богородичен Октоиха

«Всякое дыхание…»

Стихиры на хвалитех (мученичны Октоиха), «Слава…» покоин, «И ныне…» Богородичен (Окт.)

Славословие будничное читается (со слов «Слава Тебе, показавшему нам свет»)

Заупокойные богослужения и поминовение усопших - важная часть богослужебного круга, которую исследовал епископ Афанасий (Сахаров). В своем труде святитель подробно разбирает все заупокойные богослужения Православной Церкви в течение года, приводя их историческое значение, а также рассказывает, как лучше мирянину молиться за усопших.

Минувшее столетие в истории нашей Церкви было временем испытания на прочность веры в Господа. Господствующая идеология того времени выстраивала жизнь общества вдали от Бога. Поэтому все, что было связано с религией, оказывалось вне закона и должно было быть искоренено. Закрывались монастыри и храмы, начинались гонения на христиан, церковная жизнь приходила в упадок. Сотни тысяч людей духовного звания и мирян проявили свою верность Богу, идя путем мученичества и исповедничества. Будучи в разных жизненных обстоятельствах, занимая разное положение в жизни Церкви и общества, все они были едины в одном - в своем желании быть со Христом. «Последуя Христу, Православная Церковь <…> взошла на свою Голгофу, день за днем, год за годом распинаемая новой богоборческой властью» . Но и одновременно с этим: «Это было время великих духовных подвигов. Пожалуй, с первых веков христианства не появлялось за такой короткий период столько мучеников за веру, столько бесстрашных исповедников, для которых "жизнь - Христос и смерть - приобретение" (Фил. 1:21)» . Именно в такой период времени пришлось нести свое архипастырское служение и заниматься литургической деятельностью святителю Афанасию, епископу Ковровскому, исповеднику и песнописцу.

Смыслом всей жизни святителя Афанасия было богослужение, которое придавало силу переносить тяжесть окружающей действительности. Революционные движения, атеистические идеи внесли расстройство и в богослужебную практику Церкви. Все это, а также смерть матери, натолкнуло владыку Афанасия на мысль написать труд, в котором он хотел растолковать, что говорится в Уставе о православном поминовении усопших. Находясь в туруханской ссылке, в 1930 году святитель предпринимает первый опыт исследования, окончил которое он незадолго до блаженной кончины. На первой странице исследования «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» подпись: это творение будет написано в память о горячо любимой матери, что свидетельствует об искренней сыновней любви к почившей.

Смерть для каждого христианина, по учению Церкви, не является концом бытия, а всего лишь конец земного странствования, после которого начинается новая жизнь . Переход в вечность для христиан всегда радостен, по словам ап. Павла: «Живем ли мы - для Господа живем, умираем ли - для Господа умираем; и потому - живем или умираем - всегда Господни» (Рим. 16:18).

Нашей единственной данью любви к почившим является молитва. Как общественное богослужение, так и келейная молитва содержит в себе молитвословия о почивших . Теряя близких людей, человек скорбит. По мнению святителя Афанасия, этот плач не стоит отлагать. В пример он приводит Спасителя, прослезившегося над гробом Лазаря. Такая скорбь служит облегчением для сердца. «…Святая Церковь не только допускает плачь о разлуке с умершими, но даже сама побуждает к нему» . Сам чин погребения констатирует скорбное состояние человека: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, беславну, не имущую вида…» ; «О братие; кий плач, кое рыдание в настоящем часе…» ; «Велий плач и рыдание, велие воздыхание и нужда, разлучение души» и т. д.

Церковный год предлагает определенные дни, когда совершается поминовение усопших, а есть дни, в которые такое это не уместно по духу празднуемого события. В праздничные дни ради особой святости праздника и торжества гласное поминовение почивших отменяется, что предписывается церковным Уставом. В изъяснение этого владыка приводил в пример то, что даже чтения из Писания в праздники корректируются. К примеру, в Светлый Понедельник в рассказе об избрании апостола Матфия опускается рассказ о смерти Иуды (Деян. 1:18-20), чтобы не очернять радость торжества, или в понедельник 4 недели по Пасхе из евангельского чтения опускается упоминание Спасителя о своем предателе (Ин. 6:70-72).

«Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14:40). Богатый молитвенный опыт, существовавший в Церкви, был систематизирован в Типиконе и богослужебных книгах. Касаясь вопроса о поминовении усопших в праздничные дни, святитель высказал свое мнение. Отменяя гласное поминовение в праздничные дни, Церковь тем самым проявляет свою заботу о своих чадах, сосредоточивает внимание на данном торжестве, а не омрачает его скорбными заупокойными возгласами. Можно высказать свой протест, что нет разницы, когда молиться о почивших, если угодно душе молящегося. Такими действиями человек вносит свое несогласие с богослужебным Уставом Церкви, нарушая то, что сама Церковь, движимая Святым Духом, по крупицам собирала в свой богослужебный опыт. Горя любовью к почившим сродникам, святитель напоминает, что любовь должна основываться также на слове апостола «Любовь не бесчинствует, не ищет своего» (1 Кор. 13:5). Воспрещая гласное поминовение, Церковь при праздничных богослужениях имеет тайное поминовение, к чему призывает следовать молящихся христиан. Владыка Афанасий, основываясь на словах Евангелия (Мф. 10:17), высказывает мысль, что «самочиние» в богослужении проявляет человеческую гордость и отсутствие любви к Господу, а самому почившему приносит только печаль .

Святитель Афанасий, исходя из богословского осмысления, подробно указал, как совершаются заупокойные поминовения за общественным богослужением в суточном, седмичном и годовом богослужебном круге . Первое суточное богослужение - вечерня. На ней происходит поминовение почивших на сугубой ектении: «Всех прежде почивших отец и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных» . Аналогичное поминовение происходит на повечерии, вспоминают «родители наша и вся прежде отшедшая православныя христианы» . Особо отличается важностью поминовение на полуношнице, богослужении, совершаемом в честь грядущего Жениха - Христа и Страшного суда. Поминовение происходит под общим прошением «Помолимся».

Но особую важность для почивших имеет поминовение на Литургии. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Мы верим, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как предлежит Святая и Страшная Жертва» . На проскомидии совершается молитва о здравии и за упокой с изъятием частиц из просфоры, которые в конце Литургии опускаются в святую Чашу с Божественной Кровью Спасителя с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами Святых Твоих» , как заповедовал божественный апостол: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Гласное поминовение происходит на Литургии на сугубой и заупокойной ектениях, но особо важным моментом является поминание после эпиклезиса, во время пения «Достойно есть». Помянув святого Предтечу, апостолов и святого дня, Церковь предлагает нашему вниманию сотворить молитву ради «всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя» . Данная молитва, входящая как обязательная в состав чина Литургии, не исключается в праздничные дни, что дает возможность донести радость торжества до почивших, сотворив негласное, тайное поминовение. Святитель Афанасий раскрыл особую важность заупокойного поминовения на Литургии. «Так, и на сугубой ектении сначала возноситься моление о прежде почивших отцех и братиях наших, а потом уже о милости, жизни, мире, здравии и спасении живых. Так, по освящении Святых Даров сначала совершается поминовение всех усопших, а потом поминовение всего епископата православных и прочих живущих на земле членов Церкви» .

Два богослужения полностью посвящены заупокойному служению - Вселенские поминальные субботы перед неделей о Страшном суде и Пятидесятницей. В эти дни Устав предписывает оставить службы минейных святых, исключением станет только служба храмового святого, память которого выпадет в эти дни, тогда поминание переносится на предшествующую субботу или четверг. (Типикон 49 глава, «в субботу мясопустную»).

В эти субботы ради удовлетворения чувств молящихся поется после вечерни великая панихида. Именно на неё стоит перенести все гласные чтения помянников. На заупокойной утрени Устав приводит заупокойную ектению с поминанием не имен, а «праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан» . Такое предписание базируется на том, чтобы не затягивать своей продолжительностью утреню ради грядущих служб и праздника. Соответственно, трапеза будет поставляться после вечерни и панихиды, перед повечерием и после утрени и Литургии. Предписание Типикона о поминании всех почивших на утрени логично, так как это общественное богослужение, поэтому стоит уделить внимание почившим всей Соборной Церкви, а богомольцы могут в этот момент, тайно молясь о почивших христианах, перечислять имена своих сродников. Святитель Афанасий приводит само надписание данных служб в Типиконе и Триоди, свидетельствующее о всеобщем поминании почивших, и обращает внимание духовенства на тот факт, что на таких службах внимание всех должно быть акцентировано на богослужебных чтениях, а не на чтении помянников .

Русская богослужебная традиция в дни Святой Четыредесятницы отводит три субботы для совершения заупокойных поминания, которые в значительной мере отличаются от предыдущих Вселенских поминальных дней. Уставом не назначается панихида после вечерни, а установлено это было ради религиозных чувств молящихся, не могущих совершить поминание среди недели из-за литургического отсутствия . Минейный святой не отменяется, а припадающий бденный праздник вовсе может отменить заупокойные богослужения. Выступает владыка против употребления тропаря «Глубиною мудрости» на часах и литургии родительской субботы как противного духу Устава. Это самочиние и безграмотность в литургической жизни . Богослужебный Устав предписывает петь тропарь дня: «Апостоли, мученицы и пророцы…», который иногда бывает опущен ради полного посвящения богослужения заупокойному строю. Это является большой ошибкой, которую автор книги о православном заупокойном богослужении старался донести до современников и всех тех, кто соприкасается с богослужебным Уставом.

Но несмотря на свою строгую приверженность к уставным богослужениям, владыка Афанасий не выступает против неуставных поминальных дней - Димитриевской субботы и Радоницы. Установленное в память о Куликовской битве поминание воинов со временем перешло в обычную поминальную субботу, которая припадает в период между 19 и 25 октября. За исключением праздника Казанской иконы Божией Матери, апостола Иакова, может быть совершена служба по 13-й главе Типикона. Касаясь Радоницы, святитель доходчиво поясняет, почему не должно быть ничего заупокойного в службе, а поминание происходит на полуношнице. Панихида может быть совершена после вечерни или даже перед Литургией, а также позволительно совершать литии на могилах .

В своей книге владыка Афанасий указывает и на древнее поминание существовавшее на Руси, в четверг седьмой седмицы после Пасхи. В этот день совершалась заупокойная молитва по всем усопшим, не знакомым нам «даже к злодеям, в разбое убитым грабителям и казненным преступникам» . Существовавшие при кладбищах «Божии дома» как их называли в народе, в которые богомольцы приносили все нужное для погребения. В этот день совершалось поминание, за всех христиан, оставшихся по каким либо причинам без христианского отпевания. Такой чин продержался до конца XVIII века. Служение почившим является одним из высоких критериев проявления любви, а Священное Писание подтверждает: «Когда ты хоронил мертвых, я был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою» (Тов.12:13), подтверждающие такое служение ближним, а через них Создателю всяческих Богу. В поминании просилось упокоить «всех православных христиан, в мимошедшем году скончавшихся и оставшихся без церковного погребения, ихже имена Ты Сам, Господи, веси» .

Особо остро осуждает владыка Афанасий гласное поминовение усопших на воскресной Литургии, омрачающее торжество еженедельной Пасхи, напоминая о тайном поминании, существующем в богослужебном круге. По Уставу предписано еще 9 дней в году без полного поминания почивших, включая полуношницу, - в Лазареву субботу, Великий Четверток и Субботу, в среду Преполовения, на праздники Рождества Христова, обрезания Господня, в день Богоявления . Что касается остальных двунадесятых праздников, поминание почивших происходит на литии в словах: «О успении, ослабе, блаженной памяти и оставления грехов всех прежде почивших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных» . Таким образом, святитель предлагает поминать при пении «Господи помилуй» своих сродников тайно, так как такая молитва: «...сливаясь с молитвами всех и возносится ко Господу чрез предстоятеля, как единая общая молитва Церкви» . Для заупокойных гласных поминаний он приводит такие аналогии: как в день Рождества Христова бросить ясли и пойти к кладбищу или в праздник Успения отойти от гроба Пречистой Матери и быть с мыслями со своими почившими. Изъясняя церковный Устав касательно заупокойного поминания, святитель Афанасий пытался показать всю глубину внутреннего содержания заупокойных чинопоследований, молитвословиями которых выражается торжество Церкви, радость почивших и утешение скорбящих чад. Внешне проявляется такое церковное торжество в вожжение свечей, как и при Крещении, рождая человека в новую жизнь, каждением, псалмопением и различными молитвословиями. Говоря о цвете облачений при заупокойных богослужениях, владыка приводит белую воскресную ризницу, способную так же утешить скорбящих.

Отдельно святитель Афанасий касается вопросов, связанных с заупокойными последованиями, - в частности, в чем их отличие от общественного богослужения. Общественное богослужение, по мысли святителя Афанасия, не должно сильно перегружаться заупокойными последованиями, так как оно имеет совсем другую цель. Но все же Церковь не может оставить своих чад без молитвенной поддержки, поминания почивших. В церковном Требнике приводится целый ряд чинов, сосредоточенных на заупокойных последованиях. Читаемый сразу после исхода души канон имеет своей целью побудить душу умирающего к покаянию, а также духовно поддержать, проводить в вечность. Святитель Афанасий, описывая чин разлучения души от тела, показывает важность данного чинопоследования и предписывает к совершению его у одра почившего, в отсутствие священника - мирянином . Владыка разбирает термин именования почившего «новопреставленный», приводя исторически его появление в Требнике Петра Могилы. Наши богослужебные книги не знают такого наименования, в связи с чем святитель предлагает опустить этот термин в том случае, если поминается один человек, а если множество имен, то чтобы особо выделить из перечня поминаний имя недавно почившего, допускает такое название. По традиции над гробом священнослужителей читается Евангелие, а над мирянами - Псалтырь. Касаясь пасхальной недели, когда не стихословится Псалтырь, предписывается чтение Евангелия или пение пасхальных песнопений, вне зависимости от наличия сана у почившего. Важность данного чтения, по мысли владыки, в том, что оно утешает скорбящую душу, а также служит утешением для живых, скорбящих о разлуке с ближним .

Важной службой для почившего является последование погребения. Принесённый гроб с телом почившего в храм становится центром внимания всего церковного собрания . Святитель уподобляет такой момент празднику, когда гости идут к юбиляру, имениннику, поздравить с личным торжеством. Отличием данного обряда является то, что это торжество могут возглавить сонм священнослужителей, тогда как для обряда и Таинства достаточно одного священника и дьякона. Гроб с телом, вокруг которого собрано духовенство и миряне, становиться сакральным, а тело - священным, это проявляется в особом почитании, каждении, молитвенных действиях, совершаемых у тела. Это не удивительно, так как еще при жизни тело освящалось, приобщаясь к Святым Таинствам.

В Православной Церкви существуют 4 чина отпевания - мирских человек, священнослужителей, монахов и младенцев . На практике случается так, что многие молитвословия из чина опускаются или вносится что-то новое противоречащее Уставу. По этому поводу святитель Афанасий высказал мнение, что именно в этом и проявляется наша любовь к почившему. Главным для него в этот момент есть молитва и то с какой ревностью совершается чин отпевания и его правильность, в этом и состоит искренность к почившему . Прощальная молитва о прощении и разрешении от всех грехов, читаемая священником, полагается после отпуста, но в данное время читается после Евангелия, так как в конце внимание предстоящих больше обращено на мысли о последнем прощании с почившим. Перед погребением на тело почившего посыпается земля со стихом из псалма: «Господня земля и исполнения ея, вселенная и все живущии на ней» (Пс. 23:1), а после возливается елей также крестообразно, в память о помазании миром тела Господа.

После погребения Церковь не забывает о почившем, вспоминая о нем на службах суточного круга, а также установив специальное заупокойное богослужение - панихиду. В переводе она означает всенощное бдение и в идеале должна служиться вечером или утром, но никак не днем , подробное ее исполнение изложено Типиконом в 14-й главе. Панихида является сокращенной частью вечерни и утрени. Все составляющие песнопения направлены на одну мысль - упокоение души почивших и прощение прегрешений. По Уставу она должна служиться только в пятницу вечером, если будет простая служба, но любовь к почившим берет верх, поэтому, снисходя к немощам человеческим, разрешается совершать после вечерни и утрени литию, которую приводит Типикон в 9-й главе.

Четвертую часть труда автор посвятил домашней, келейной молитве мирянина. В молитвенном правиле для мирянина нет никаких ограничительных мер по отношению к почившим. Помянник, приводимый в конце утренних молитв и Псалтыри, ясно свидетельствует об этом. Именно в этом деле особо важна домашняя молитва. Святитель Афанасий предлагает совершать моления о почивших при чтении Священного Писания, Псалтыри, а также по желанию читать канон за единоумершего и канон общий за умерших . Первый приводится на панихиде или в Псалтири, а второй - в Октоихе 8-го гласа. Все наши молитвы, возносимые за умерших, свидетельствуют об искренней любви к почившим и угодны Господу, Милостивому Судии.

Разбирая вопросы о гласном поминании и чтении помянников, святитель говорит об их важности, так как они составляют отчасти важную часть богослужебного круга - Литургию. Чтение диптихов и синодиков отличается своей древностью в исполнении при богослужении. Гласное поминовение по именам предписано совершать на молебне по 3-й песни канона, так как это является частной службой. На общественных богослужениях поминается вся Церковь, общим поминанием всех православных христиан. Так, литургийное поминание не предполагает гласного поминовения, так как сугубая ектения затрагивает всю церковную иерархию и всех православных христиан. Важность поминовения по именам заключена в труде и выражении любви по отношению к близким. «Молитесь друг за друга», - апостол Иаков (Иак. 5:16) как раз призывает к данному действию. Говоря о важности молитвенного поминания на проскомидии, святитель Афанасий предостерегает от существующей у нас неправильной традиции изъятия частиц во время чтения часов, во время совершения самой Литургии. Совершая проскомидию, священник одновременно не участвует в «служении часов», возглашая только положенные возгласы, тем самым нарушая «Известие учительное» , правила, руководствующие к совершению богослужений.

Важна молитва священника, но её должна восполнить и наша молитва. Излагая в приведенной книге правила совершения заупокойных богослужений и поминаний, владыка старался показать всю красочность совершаемых действий в обряде отпевания и поминания почивших. Устав и стройность богослужений в эпоху Синода и последующих гонений на Церковь были нарушены, в результате чего появилось множество нововведений и сокращений в богослужении, противных Уставу. Это старался показать святитель, переживая о современных ему событиях, считая это Божиим попущением, чтобы Церковь очиститься от всего, что было чуждо ей. Оставшихся же преданных чад Церкви любовь к Богу и его общине должны будут побудить: «любить богослужение и церковный Устав, тщательно хранить его и исполнять» .

Рецензируя данный труд в 1961 году, протоиерей Петр Чельцов, высказался о нем так: «Светлое явление в русской православной мысли» . За него владыке Афанасию предполагалось дать сан архиепископа, от которого владыка смиренно отказался и просил такие вопросы по отношению к нему больше не поднимать. Ему важно было одно - чтобы все чада церковные полюбили Устав и богослужение, бережно относились к написанному и тщательно хранили его .

В своем труде автор старался показать особенности совершения заупокойного богослужения, его место и смысловое значение в богослужебном круге. Святитель Афанасий подробно рассказал о заупокойных богослужениях в течении года, приводя их историческое значение, а также правильное уставное совершение, так как со временем оно приобрело далеко не уставные элементы. Важный комментарий был дан касательно поминовения усопших в праздничные и воскресные дни. Указывая на невозможность гласных поминовений ради особого торжества, владыка привел другие моменты совершения поминания на Божественной Литургии, что свидетельствует о неопустительной молитве о почивших. Раскрывая мысли Устава о заупокойных службах, владыка критиковал всякие новшества, как то: служение заупокойного всенощного бдения, гласного поминания в праздничные дни и пр., которые были навеяны временем, он показал их несостоятельность в литургической жизни.

Особо стоит отметить исключительность труда святителя Афанасия «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». Более полного сборника заупокойных богослужений русская литургическая наука не знает. Святитель затронул в книге острые вопросы совершения заупокойных чинопоследований, раскрывая смысл предписания Устава, что давало возможность его современникам и особенно сейчас нам совершать богослужения грамотно, не нарушая логики Устава.

Заупокойное богослужение. Тезисы.

КРАТКО.

Виды заупокойного богослужения.

1) Чины погребения

2) Частные литии и панихиды.

3) Заупокойное богослужения в рамках богослужебных кругов.

В суточном круге богослужения.

1) Прошение в сугубой ектении на вечерне и утрене.

2) Заупокойная лития после вечерни и утрени.

3) Вторая часть полунощницы.

4) Поминовение в рамках Божественной литургии.

В седмичном круге богослужения.

1) Заупокойные песнопения в субботнем богослужении, поются в том случае, если нет праздника. Два устава субботы: суббота с «Бог Господь» (12-я глава Типикона), суббота с «Аллилуия» (13-я глава).

2) Панихида в пятницу вечером.

В годовом круге богослужения.

1) Вселенские родительские субботы (мясопустная и троицкая).

2) 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста.

3) Димитриевская родительская суббота.

4) Радоница.

ПОДРОБНО.

Заупокойное богослужение - это богослужение, связанное с поминовением усопших (умерших) и с молитвой о них. К заупокойному богослужению относятся:

1) чины погребения усопших, которые совершаются после смерти христиан; в православной традиции существуют разные чины - для погребения мирян, священников, младенцев, погребения на Светлой седмице (с пением пасхального канона), специальный чин погребения младенцев на Светлой седмице;

2) частные заупокойные литии, панихиды, чтение Псалтири с поминовением усопших;

3) молитвы и песнопения об усопших, которые включены в богослужебные круги (суточный, седмичный и годовой).

Заупокойное богослужение в суточном круге богослужения.

В суточных службах есть неизменяемые молитвы и песнопения об усопших.

1) На вечерне и на утрене мы слышим прошение об умерших в сугубой ектенье: «Еще молимся о блаженных, и приснопамятных создателех святаго храма сего, и о всех преждепочивших отцех и и братиях, зде лежащих и повсюду православных».

2) После вечерни и после утрени в будние дни должна совершаться короткая заупокойная служба - заупокойная лития (несколько тропарей, ектения и «Вечная память»). Её устав помещен в конце 9-й главы Типикона.

3) Полунощница, одна из суточных служб, которые редко совершаются в обычной приходской практике, имеет в своем составе целый раздел с заупокойными молитвами. Это вторая часть полунощницы, начинающаяся с псалма 120 «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя».

4) Практически каждый день в храмах совершается Божественная литургия (стоящая, тем не менее, вне суточного круга богослужения), на которой неоднократно поминаются усопшие: на проскомидии, на ектениях, а также во время пения «Достойно есть». В будние дни, если нет праздника, на литургии после входа поется кондак «Со святыми упокой», после Евангелия произносится специальная заупокойная ектения.

| следующая лекция ==>
Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви Пономарев Вячеслав

Заупокойная Литургия

Заупокойная Литургия

Заупокойной называется Литургия, совершаемая специально для поминовения, когда на ней возносятся особые молитвы об усопших. В современной богослужебной практике эта служба по разным причинам почти не совершается. Одна из канонических причин этого – Уставные запрещения совершать заупокойные молитвы на Литургии (в части, конечно, изменяемых песнопений) в значительную часть дней церковного года. Изменяемых же песнопений на Литургии немного:

1. Тропари или ирмосы канона (читавшегося накануне на бдении), которые канонарх произносит на «блаженных».

2. Тропари и кондаки после Малого входа.

3. Прокимны (краткие стихи из Писания) перед чтением Апостола.

4. Апостольские чтения. Все они берутся из книг Нового Завета – из той части, которая идет после четырех Евангелий. В число этих книг не входит Апокалипсис, стихи из которого на православном богослужении не читаются.

5. Евангельские чтения. Евангельских и, соответственно, апостольских чтений не может быть больше чем по два (даже когда их должно читаться три, одно из них читается «под зачало» – то есть слитно с предыдущим).

6. Отпуст.

Устав жестко регулирует, что из изменяемых песнопений может быть допущено на Литургии и всякая самодеятельность здесь излишня. В первую очередь это должно касаться заупокойных песнопений. Лишь в дни, когда на повечерии полагается кондак «Со святыми упокой», поется он и на Литургии. Также обстоит дело и с заупокойными Апостолом и Евангелием, которые присоединяются к рядовым лишь тогда, когда Уставом разрешается присоединение заупокойных песнопений.

Апостол и Евангелие праздника или святых всегда находятся в связи с соответствующими песнопениями, в частности, с тропарями и кондаками. Поэтому Уставом не допускается чтение на Литургии особых Апостола и Евангелия, не имеющих никакого отношения к службе данного дня и к бывшим на вечерне, утрени и Литургии тропарям и кондакам. Ни для каких особых поминовений, ни для каких «заупокойных» и «заказных» Литургий Устав не предусматривает возможности произвольного прибавления заупокойных молитвословий.

Впрочем, прибавление этих молитвословий не является тем решающим фактором, который делает Литургию заупокойной. Вот что говорит об этом епископ Афанасий (Сахаров): «Литургия становится заупокойной не от пения на ней заупокойных тропаря и кондака, не от чтения заупокойных Апостола и Евангелия, не от возглашения заупокойной ектении. Литургия бывает заупокойной тогда, когда она соединяется с молитвенным трудом священнослужителей и мирян, подъятым ради усопших и по любви к ним, когда она сопровождается милостыней, творимой в память поминаемых. Понимаемая так заупокойная Литургия может быть и в великие праздники, и в первый день Пасхи, хотя ничего заупокойного на ней не будет возглашено».

Здесь стоит отметить стремление некоторых верующих к тому, чтобы поминание «их» усопших совершалось отдельно от всех других, либо на особой ектенье на Литургии, либо на отдельной панихиде. Происходит это из-за непонимания цели заупокойного богослужения, которая состоит в облегчении участи умерших посредством живой общей молитвы о нем к Богу. Об этом недвусмысленно свидетельствует Евангелие: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18; 19). Как для живых особенно сильны и действенны общие молитвы, так и для усопших особенно полезно, когда имена их поминают не каждое в отдельности, а вместе с другими братьями во Христе. Таким образом, совместное поминовение усопших только усиливает всякую вообще молитву о них. Кроме того, если среди поминаемых есть уже угодившие Богу, но неведомые миру праведники, то своим предстательством ко Господу они усилят молитвы живых о поминаемых вместе с ними.

Отдельное от других поминовение кого-либо из усопших может иметь место лишь тогда, когда поминаемый является особо значимой для данного прихода или для Церкви вообще личностью. Например – духовный отец большинства присутствующих за богослужением, архипастырь или известный всем подвижник благочестия. В данном случае будет лучше не присоединять других имен к этому имени. Подобным образом может быть выделено одно имя и тогда, когда поминовение совершается около находящегося в храме гроба с телом поминаемого.

Служение панихиды после Литургии. К сожалению, почти всеобщей стала практика совершения панихиды непосредственно по отпусте Литургии. Обычай этот не имеет никаких оснований в Уставе. Типикон не предусматривает возможности совершения тотчас после Литургии ни водосвятных молебнов, ни заупокойных треб, ни каких-либо еще богослужений. Литургия является завершением всего круга суточного богослужения, исполнением всех прошений и поминовений. После того как живые соединились в Таинстве Евхаристии с Самим Господом, а частицы, вынутые о усопших и не присутствующих за богослужением живых, были омыты Христовой Кровью, – всякое иное поминовение и прошение уже бессмысленны. Господь дарует Своим людям Себя – выше этого дара нет ничего ни на земле, ни на Небе.

Устав подразумевает, что все без исключения молитвы суточного круга должны быть окончены до Литургии или отложены до окончания вечерни. В конце Литургии, после заамвонной молитвы, может быть совершен только краткий чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Такая практика существовала в Древней Руси, где даже так называемые царские молебны в дни тезоименитств и рождений совершались накануне, после вечерни. В Уставе дается точное и определенное указание относительно того, что по окончании Литургии не может быть никакого другого богослужения: по отпусте Божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (то есть попарно) и глаголют псалом 144… Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы «Отче наш…». То есть сразу по окончании Литургии должна начинаться трапе за, являющаяся, кстати, продолжением главной христианской службы.

Кроме того, само название «панихида» переводится с греческого как «всенощная». Такая этимология недвусмысленно дает понять, что панихида должна совершаться после вечерни, по примеру того, как всенощное бдение начинается после малой вечерни. Она может быть и во время, близкое тому, когда должна совершаться утреня, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. В некоторых храмах она совершается до Литургии, что нисколько не противоречит Уставу. Но в обеденное время – в час окончания Литургии она служиться не должна.

Понимание этого дало начало возрождению древней практики служения молебнов и панихид утром перед совершением Таинства Таинств – Евхаристии.

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Литургия Литургия (от litoV – общий и ergon – дело) – название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

Божественная литургия Символ веры звучит на божественной литургии – самом главном богослужении в христианской церкви. На ней вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается евхаристия (таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги автора

Из книги автора

Заупокойная лития Чин великой панихиды достаточно продолжителен, поэтому совершать его в дополнение к обязательному кругу суточных служб довольно сложно. Церковный Устав, снисходя к человеческой немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в неделю, в пятницу