Знакомство с гласными буквами ы и. Знакомство с буквой ы. Выявление места и причины затруднений

№ 31

Внимательно рассмотри картинки.

На первой картинке?

Что надо дорисовать на второй картинке?

на третьей картинке?

Поднимай букву ы , когда услышишь в словах звук [ы]: крыша, шары, большой, крылья, стул, пыль, красный, земля, плывет. Как называются звуки [а], [о], [ы]?


№ 32

Рассмотри картинку.

Покажи и скажи, кто идет за курицей. Сколько цыплят идет за курицей? Покажи и скажи, кто идет перед цыплятами.

Слушай слова и поднимай буквы а, ы, когда услышишь в словах звуки [а], [ы]: лапки, курица, цыплята, глаз, крылья.

№33 Рассмотри картинку.

Скажи, что делает девочка. Обозначь длинной полоской предложение Девочка собирает ягоды. Назови слова этого предложения. Обозначь каждое слово короткой полоской. Сосчитай, сколько слов в предложении. Назови слова в предложении Девочка собирает спелые ягоды. Каждое слово обозначь полоской. Сколько слов во втором предложении? Повтори первое предложение. Что обозначают короткие полоски? Повтори второе предложение. Сравни предложения: сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении? Назови слово, которое есть во втором предложении, а в первом предложении нет. Есть ли в словах ягоды и спелые звук [ы]? Найди на картинке два предмета, в названиях которых есть звук [ы], два предмета, в названиях которых есть звук [а], и двапредмета, в названиях которых есть звук [о].

Создают ли губы, зубы и язык преграду при произнесении звуков [а], [о], [ы]? С голосом или без голоса произносятся звуки [а], [о], [ы]? Как называются звуки [а], [о], [ы]?


№ 34

Показывай букву Ы , когда услышишь в словах звук [ы]:

Мыло, мыльница, полотенце, сын, дочь, вымытый, грязь, дышит, отдыхает, работает, смелый, рыбак

№ 35

Посмотри на картинки. Что на них нарисовано?



Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Дым Сыр Усы Мыло

  1. Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
  2. СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?

Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.

В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].

  • Гласный или согласный звук [Ы]?
  • Какие еще гласные звуки ты знаешь?
  • А какие ты знаешь согласные звуки?

Задание: печатная буква Ы для дошкольников

Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Сказка про букву Ы

Крыса Дылда и Пых-Пых

Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:

Кара-ул!!!
- А что случилось?

У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!

Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.

Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.

Но через несколько минут друзья вернулись.

Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.

Скороговорки

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.

Кто больше?

Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)

Веселые стихи про букву Ы для детей

Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)

Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)

Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)

Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Разделы: Начальная школа

"Пых - пых - пых". Кто это там пыхтит?
На самом тёмном чердаке живёт косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазёнки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьёв и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьёт и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь: (показ рисунка)

Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который он обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.

Вот первое: (на листке картинки - бабочка, кузнечик, стрекоза, рыбка). Ответьте, кто лишний? Почему? (работа в парах: обсудите и объясните)

Дети: Рыбка,т.к. она живёт в воде, а остальные - насекомые.

Работа в учебнике на с.54.Звукобуквенный анализ слова РЫБА. Составляем схему.

Назовите второй звук. [ы]

Обозначаем буквой Ы.

Какая буква? Гласная

После какого согласного стоит? Твёрдого

А на что она похожа?

Вот топор, полено рядом-
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны. (показ картинки)

Пых любит эту букву. Пых - пых - пых. Он знает много слов с этой буквой. А какие слова вы знаете? Сразу говорите, где находится этот звук. (дым, сыр, усы, :)

А где же слова со звуком Ы в начале слова? Их нет!

Какой сделаем вывод?

Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов -
Видно, нрав её таков.

А как в учебнике об этом написал С.Маршак? (с.54)

Читающие дети читают стих. Нечитающие считают, сколько раз встречается буква Ы. (7)

Физкультминутка.

Сейчас будьте внимательны! Пых предлагает вам игру. Я читаю стих., а вы слушаете и запоминаете, у кого растут усы? (М.Пляцковский. "У кого растут усы?")

У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита.

Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомяка.

Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей:
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

Проверка.

Работа с учебником(с.54). Звукобуквенный анализ слова УСЫ. Составление схемы. Проверка.

Самостоятельная работа со словом ДЫМ. (один у доски)

Проверка.

Пых любит превращения. Но прежде надо догадаться, как назвать картинку, чтобы количество звуков в её названии соответствовало количеству звуковых домиков. (с.55)

Дети: МЫШКА

Что нужно поменять, чтобы МЫШКА превратилась в МУШКУ, МОШКУ, МИШКУ?

А схемы не изменятся?

Дети: В схеме слова МИШКА надо поменять синий квадрат на зелёный.

Дети: Перед И согласные мягкие.

Перед какими гласными согласные твёрдые? Мягкие?

В копилке Пыха осталось ещё одно задание - кроссворд. Это домашнее задание.

Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Чем эта буква отличается от других букв?

Какой звук обозначает буква Ы?

После каких согласных букв будем её писать?

Ы живёт в семействе гласных -
Звуков чистых, чётких, ясных.
Выход, мыло, тыква, пыль,
Мыши, мысли, сыр и быль.
В алфавите Ы важна,
Словно в пище соль нужна.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

подготовительной группе

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, зеркала, фломастеры.

Ход занятия:

I . 1) Дети стоят в кругу с воспитателем.

Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

Какой месяц?

Какое сегодня число?

А день недели?

А какие занятия у нас в четверг?

Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).

Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

Звук – невидимка спрятался в час ы ,

А его братишка – дедушке в ус ы .

Дети называют звук [ы].

2) Артикуляция звука

Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

3) Характеристика звука.

Звук [ы] – гласный.

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],

На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на фриз.

2) Составление фриза.

3) Звуковой анализ слова (с использованием звукового домика).

Дети садятся за столы.

Ребята, вы уже знаете, что у каждого слова есть свой домик. Перед вами лежат звуковые домики. Найдите домик, в котором живет слово «сыр», а остальные уберите на край стола.

Дети ищут звуковой домик к слову «сыр».

4) Образование существительных множественного числа.

Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

И дома у звука [ы] не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

Физминутка: игра «Научись показывать».

Покажите на окно, покажите на дверь,

Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.

Покажите на стол, покажите на стул,

Покажите на друга, кто чуть не уснул.

Покажите на головку, покажите где ступня,

Покажите где колени, покажите на меня.

III. а) Знакомство с буквой

С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).

Эта буква всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).

б) Анализ образа буквы

Воспитатель с детьми рассматривает букву.

Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).

А палочки одинаковые или разные?

Работа с ножницами.

Теперь убедитесь, правильно ли вы назвали, из каких частей состоит буква ы.

Дети разрезают розданные им буквы.

В) Синтез образа буквы.

А теперь сложите у себя на строке из полученных элементов букву ы.

Упражнение «Покатай фломастер».

А сейчас возьмите фломастер, покатайте его в пальчиках и нарисуйте подружку для буквы ы.

Дети работают в тетради. Как только дети заканчивают писать:

А Саша все занятие хранил секретик, и сейчас откроет его вам. Он знает стихотворение про букву ы:

Ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

IV .

У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?

Вырастала репка,

Желтая и крепкая,

Перед домом свекла

Смотрит прямо в окна.

Корешочком удалась,

Поедим ее мы всласть.

И моркови урожай

Сладкой, сочной собирай.

2) Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти

Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его (упражнение).

Варит картошку и солит ее (упражнение).

А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).

3) Подведение итога занятия.

Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

Где вам это может пригодится?

На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?

Цели: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

– Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)

Учитель читает стихотворение В. Татаринова.

На самом темном чердаке живет косматый Пых.

На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.

Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.

Глазенки у него горят, как угольки в кострах,

На воробьев и на мышат он нагоняет страх.

Он прибыл к нам из дальних мест,

Он дождик пьет и ветер ест.

Он не боится высоты, не птица он, не зверь...

– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.

– Найдите и раскрасьте рыбку, которой сегодня удалось не попасть акуле на ужин. (Золотая рыбка.)

II. Работа по теме урока.

Звуковой анализ слова «рыба».

– «Прочитайте» первый звук в слове «рыба». (Рррыба.)

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)

– Назовите мягкую пару. (Звук [р’].)

– «Прочитайте» второй звук в слове «рыба». (Рыыыба.)

– Что вы знаете об этом звуке?

– «Прочитайте» третий звук в слове «рыба». (Рыб-б-ба.)

– Какой это звук? (Твердый согласный звук.)

– Обозначьте соответствующей фишкой. (Синяя фишка.)

– Назовите его мягкую пару. ([б’].)

– «Прочитайте» последний звук в слове «рыба». (Рыбаааа.)

– Что знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)

– Звук [ы] обозначается буквой ы .

Знакомство с новой буквой.



– Рассмотрите образцы буквы ы . На что она похожа?

А бедняжка буква ы

Бродит с палочкой, увы.

А. Шибаев

– Пых любит букву ы . Он знает огромное количество слов с буквой ы . А какие слова можете назвать вы?

– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце слов.)

– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)

Вот что совершенно верно:

Ы не нравится быть первой,

ы не начинает слов –

Видно, нрав ее таков.

Т. Синицына

Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.

Для читающих детей:

– Прочитайте стихотворение С. Маршака.

Для нечитающих детей:

– Выполните работу по индивидуальным карточкам.

Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,

Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.

– Подчеркните в словах букву ы . (6 букв.)

Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.

Игра «Будь внимателен».

Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».

Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)

– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)

Звукобуквенный анализ слова «усы».

– Обозначьте звуки фишками и буквами.

Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».