3d моделирования какие модели начинать делать. Трехмерное моделирование в современном мире

Скорость развития современных технологий превосходит все возможные ожидания, сегодня можно наблюдать их качественную трансформацию. Практически все сферы человеческой деятельности кардинально меняются, заметно упрощая жизнь, повышая эффективность человеческой деятельности, снижая затраты на те или иные действия.

Одним из наиболее простых и интересных примеров является 3D-моделирование – процесс разработки объемных цифровых моделей, позволяющий создать виртуальную копию того или иного объекта. Технология, при помощи которой можно детально передать форму, размер, текстуру, оценить визуальную картину и эргономику. Главное здесь – выбрать лучшие программы для 3D-моделирования на русском языке, которые помогут максимально реализовать все преимущества техники.

3D-моделирование позволяет наглядно увидеть и оценить то, чего еще нет в действительности. В связи с этим популярность данной технологии неуклонно растет, как мощного проектировочного инструмента. Сегодня уже вряд ли можно найти человека, который бы не знал о трехмерном моделировании предоставляем им преимуществах. Гораздо более интересно рассмотреть ключевые сферы его применения.

Где преимущественно используется 3D-моделирование вне промышленности?

Даже без учета промышленности, инженерного дела областей, где используется эта техника, более чем достаточно. Если вкратце, то стоит выделить:

  • Архитектура и дизайн. Построение цифровых моделей здесь уже кажется незаменимым. Оно позволяет и разработчику, и клиенту (заказчику) заранее наглядно ознакомиться с результатом, посмотреть о том, что будет представлять собой строение или помещение. Более того, современные лучшие программы для 3D-моделирования 2016 содержат обширный функционал, позволяющий, среди прочего, даже рассчитывать количество материалов, необходимых для воплощения проектов в жизнь.
  • Кино, маркетинг, игровая индустрия. Создание трехмерных объектов оказалось очень востребовано, позволив многократно сократить затраты на разработку игр, съемку мультфильмов и даже фильмов. Формирование фонов, персонажей – лишь малая толика задач, разрешение которых стало намного проще.

Здесь пришло время отметить один важный аспект – многообразие моделирующего программного обеспечения, представленного на современном рынке софта. Представлено как универсальное ПО, так и специализированные под конкретные задачи программы.

Какое есть достойное ПО для моделирования зданий?

Эта деятельность имеет свое собственное наименование – архитектурная визуализация. Её продукт – разработанные в трех измерениях модели домов, иных типов зданий вместе со схемами, расчетами, вычислением необходимого количества материалов. В последние годы появляется все больше софта, при помощи которого можно легко и быстро смоделировать строительный объект. При этом лучшие программы для 3D-моделирования дома для простых пользователей впечатляют своим разнообразием:

Ashampoo Home Designer Pro 2.0


Специализированное ПО для разработки домов в двух- и трехмерных вариантах. Её практичность и эффективность обеспечиваются обширным набором инструментов (построения стен, вставки окон, пробивания дверных проемов) и команд, а также огромной библиотекой всевозможных архитектурных объектов. Приложение само подсчитывает площадь помещений, автоматически подстраивает размеры и габариты крыши и, в целом, очень удобно в использовании.

SketchUp Make 2013




Бесплатное приложение для проектирования домов, приусадебных участков, интерьеров. Одно из его главных достоинств – наличие обширной встроенной библиотеки моделей, в том числе и динамических. Однако все необходимые для работы объекта можно моделировать вручную. ПО достаточно простое в эксплуатации, однако, рассчитано на создание эскизоподобных проектов, не фотореалистичных. И хотя его базовые возможности довольно ограничены, эта проблема решается с помощью интегрированного магазина дополнений с важными и полезными расширениями.

Arcon




Полноценный профессиональный CAD редактор. Идеально приспособлен под создание экстерьеров. Он имеет простой, понятный интерфейс, наполненный обширными возможностями. Аркон отлично подходит для проектирования домов, в том числе многоэтажных. Благодаря кроссплатформенности этот софт отлично взаимодействует с остальными программными продуктами. Имеет отличные стандартные библиотеки текстур, материалов, моделей мебели и фурнитуры для оформления внешней и внутренней части дома.

Продолжать этот список можно долго. Представленные же выше приложения объединены одним общим моментом – простотой в освоении и управлении, благодаря чему они доступны любому желающему.

С помощью чего лучше спроектировать квартиру, интерьер?

В последнее время ни один качественный ремонт невозможен без предварительной визуализации интерьера. Это обусловлено и значительными финансовыми расходами на ремонтные работы, и невозможностью с первого раза без подготовки создать достойное оформление внутренней обстановки помещений. Здесь соответствующий софт позволяет без особых затрат предварительно рассмотреть итоговый результат, изучить сочетаемость декоративных элементов, внести корректировки. И помогают в этом лучшие программы для 3D-моделирования интерьера, доступные как профессионалам, так и обычным пользователям:

Sweet Home 3D




Простое и удобное приложение для разработки внутренних планировочных и интерьерных решений. Оно специально разрабатывалось для эксплуатации простыми обывателями Главное преимущество SweetHome – моделирование интерьера квартиры в минимальные сроки без особых затрат и усилий. Основной недостаток – возможность использования только предустановленной фурнитуры, что, впрочем, компенсируется загрузкой дополнительных каталогов и библиотек;

FloorPlan 3D




По, при помощи которого можно очень быстро и эффективно разрешать вопросы, связанные с созданием планировки, интерьера квартиры, дома, офиса. Она оказалась настолько хороша, что многие эксперты относят её к категории лучшие программы для 3D-моделирования квартиры, отчасти, благодаря свободному перемещению по трехмерному проекту и рассмотрению с любой точки и под любым углом. К её индивидуальным преимуществам можно отнести: возможность обособленного подбора необходимых материалов для отделки всех элементов уже на ранних этапах, реалистичность изображения, простота пользования, наличие библиотек с готовыми объектами.

PRO100




Самодостаточное и высокопроизводительное приложение, с помощью которого возможна быстрая реализация большинства возможных операций по проектированию интерьера. К его ключевым преимуществам относят обширную панель инструментов (включая опции позиционирования, выравнивания, придвижения и т.д.), набор свойств для каждого объекта в рамках проекта. Более того, программа выводит на новый уровень внесение изменений, которые учитываются сразу всеми модулями ПО. PRO100 гарантирует создание необходимого интерьера в считанные минуты, или немного дольше, если за ней работает неподготовленный человек. Хотя она также предоставляет возможность проектирования мебели.

К слову о мебели. В рамках этой главы можно также рассмотреть лучшие программы для 3D-моделирования мебели. Если речь идет про специализированные приложения, то они менее распространены и используются преимущественно профессионалами. Хотя к ним прибегают также творческие люди, желающие создать меблировку самостоятельно и на свой вкус. Здесь можно выделить:

  • К3-Мебель.
    В состав этого ПО входит ряд модулей, позволяющих решать широчайший круг задач, начиная от непосредственно проектирования предметов меблировки до подготовки полноценного комплекта документации. К достоинствам программы можно отнести возможность просмотра трехмерного просмотра завершенного цифрового изделия.
  • Базис Конструктор Мебельщик.
    Аналогичное приложение для конструирования. В её основе лежит самостоятельный комплекс САПР. Базис обеспечивает быстрое и эффективное решение всех вопросов, связанных с мебельным производством. То есть, с её помощью можно не только спроектировать необходимый предмет мебели, но и на основе полученных данных самостоятельно его изготовить, даже не обладая особыми дизайнерскими навыками.
  • Астра Конструктор Мебели.
    Предназначается для разработки дизайнов интерьеров, но, в первую очередь, создания корпусной мебели. Её отличают простые, легкие в освоении инструменты, удобный интерфейс и прочие преимущества дают возможность легко проектировать новые изделия, а также на основе программной информации высокоточно собирать изделия в реальности.

Выше представленное программное обеспечение является лишь небольшой частью среди всего, представленного среди всего обилия софта.

Выбираем оптимальный инструмент для создания персонажей

Виртуальные персонажи сегодня используются в ряде областей, среди которых мультипликационные фильмы, сериалы и, в особенности, видеоигры. К тому же, стабильно возрастает интерес к индивидуальному любительскому построению цифровых персонажей, как к хобби. И разработчики сделали все возможное для того, чтобы этот процесс был более простым, комфортным, создав лучшие программы для 3D-моделирования персонажей. И будет неправильно в этом списке не указать:

Blender 3D




Полностью бесплатное приложение по моделированию, которое по функционалу не уступает таким платным аналогам, как Modo, Cinema 4D и прочих. Оно оснащено комплексом инструментов для непосредственно моделлинга, а также анимации, скульптинга и прочих. К его неоспоримым достоинствам следует отнести кроссплатформенность, доступность, обширный функционал для реализации любых задумок, а также возможность разработки даже полноценных игр.

3Ds Max




Флагман среди программного обеспечения не только этого направления, но и среди всех в сфере 3Д. Универсальная программа, с помощью которой, при наличии соответствующих навыков и знаний можно создать персонажа «с нуля». В числе достоинств МАКСа практически безграничный функционал, а также большое количество всевозможных плагинов, распространенность обучающей информации. Однако он довольно сложен в осваивании.

Modo




Комплексный, универсальный продукт для моделирования, рисовки, анимирования и визуализации, но за рубежом достаточно часто используется именно для создания всевозможных «персов». Это приложение отличает высокая производительность, а также мощный, интуитивно понятный инструментарий. Кстати, некоторые эксперты относят этот софт в лучшие программы для 3D-моделирования автомобилей, хотя это утверждение достаточно часто обсуждается в профессиональных кругах.

Представленное программное обеспечение, преимущественно, универсально, а потому освоив один из универсальных пакетов, можно решать не только изначально стоявшую задачу, но и множество других.


⇐ Предыдущая новость

Следующая новость ⇒

Технологии 3d моделирования и соответственно программы для 3d моделирования сегодня весьма востребованы и пользуются огромным спросом.

В первую очередь это связано с огромными возможностями трехмерного моделирования, а также с их доступностью по цене.

3D моделирование: возможности и применение

3д моделирование - современная технология построения объемной модели объекта в трехмерном пространстве на базе профессиональных графических программных продуктов.

Передовые технологии трехмерного моделирования и профессиональные программы для 3d моделирования дают неограниченные возможности создания 3д-моделей объектов разных габаритов и уровней сложности, а также изготавливать и тестировать прототипы изделий.

Применение 3D моделирования:

  • разработка объемной анимации;
  • подготовка презентации нового продукта;
  • тестирование функциональности и дизайна нового изделия;
  • создание наружной рекламы и рекламных макетов;
  • дизайн упаковки товаров, печатной продукции и POS-материалов;
  • 3D макетирование в архитектуре и дизайне;
  • компьютерные игры, кинематограф и др.

3d моделирование программы (бесплатные программы для 3D моделирования)

Наиболее известными и профессиональными программными продуктами для построения и редактирования трехмерных моделей являются:

  • Blender;
  • SketchUp Make;
  • Sculptris;
  • LEGO Digital Designer.

При помощи данных программ можно создать практически любую по уровню сложность 3д-модель объекта, кроме того, каждая из них содержит узкоспециализированные инструменты трехмерного моделирования. Рассмотрим каждую из них более детально.

Blender

Программа для 3D моделирования Blender является бесплатным пакетом для работы с трехмерной графикой. Программа содержит в себе инструменты анимации, моделирования, рендеринга, а также средства для постобработки видео и разработки компьютерных игр.

Функции программы Blender позволяют работать с ней и профессионалам и любителям, здесь есть все основные средства и инструменты, наборы текстур, обработчики событий и модели профессионального 3д-редактора. Кроме того, есть возможность реализовать дополнительные возможности программы при подключении специальных плагинов.

Возможности программы Blender :

  • поддержка различного рода геометрических примитивов;
  • содержит встроенные механизмы и инструменты рендеринга и слияния с внешним рендером YafRay;
  • включает средства создания анимации - по ключевым кадрам, нелинейной, скелетной, инструменты динамики мягких и твердых тел, сеточная деформация и др.
  • дает возможность осуществления нелинейного редактирования и создания комбинированного видео;
  • >содержит средство Python, позволяющее разрабатывать логическую систему компьютерных игр, автоматизирует задачи.

Еще одна бесплатная программа для моделирования, чаще всего применяемая при работе с дизайном интерьеров. Sweet Home 3D позволяет достаточно просто создать план для отдельной комнаты или же всего дома, расставить мебель, окна, двери, лестницы и др. на усмотрение дизайнера. В программе имеет специальный каталог с образцами мебели, для большего удобства пользователя он упорядочен по категориям. Новые модели мебели вы сможете бесплатно скачать с сайта разработчика.

Особенности Sweet Home 3D :

  • удобный и простой интерфейс;
  • наличие образцов мебели, собранных в одном каталоге;
  • возможность импортирования из программы отдельных 3д-объектов или плана дома;
  • возможности редактирования текстур, их импорта и форматирования фурнитуры мебели;
  • многоязычный интерфейс и поддержка множества полезных плагинов.

SketchUp Make


Удобная программа для построения 3д-объектов и их редактирования. Данная программа для моделирования практически не имеет окон для предварительных настроек и это одно из главных ее преимуществ. Благодаря встроенного в программный пакет плагину Google Earth готовые 3d-объекты можно разместить на картографическом сервисе Google.

SketchUp Make - программа оптимальная для начинающих 3д-моделлеров и дизайнеров, по сравнению со сложными и перегруженными аналогами.

Главные характеристики SketchUp Make :

  • простой и удобный интерфейс;
  • наличие элементарных инструментов редактирования понятных каждому - ластик, карандаш, линейка, транспортир и прочее, только в трехмерном пространстве;
  • возможности экспорта/импорта элементов как растровой двухмерной графики, так и треъмерной графики - psd, png, jpg, bmp, 3ds, ddf, dwg;
  • наличие пополняемой библиотеки стилей, компонентов и материалов, возможность применения различных плагинов;
  • функции установки теней;
  • возможность загрузки готовых скриптов;
  • слияние с программой Google Earth.

Sculptris


Программа для 3d моделирования, основным преимуществом которой является постепенное, быстрое и легкое освоение мастерства создания трехмерных моделей. Простота интерфейса и возможности работы с программой даже новичку.

Содержит инструменты для вытягивания, выдавливания, сглаживания разрабатываемой модели. Наличие большого числа средств для редактирования и систем настроек позволяют создавать в Sculptris модели различной сложности.

Основные возможности программы :

  • хранение модели в формате OBJ, что создает возможность работы с этой моделью в другом 3д-редакторе;
  • автоматическое редактирование симметричности модели;
  • настройка рабочих «кистей» - регулировка размера, силы нажатия и прочее;
  • наличие скульптурных кистей, предназначенных для вдавливания, вытягивания, разглаживания и скручивания и др.
  • содержит систему масок, защищающих область модели;
  • симулирует большое число различных материалов, применяемых при создании 3д-моделей;
  • дает возможности «раскрасить» модель.

LEGO Digital Designer (LDD)


Конструктор, предназначенный для построения 3д-моделей LEGO. Имеет огромных выбор разного рода деталей, цвет которых можно видоизменять в процессе работы. Простотой в управлении и имеет удобный интерфейс.

Дает возможности приближения и удаления рабочей области LDD, свободно перемещаться и поворачиваться под любым углом. Включает режим просмотра готовой модели, где можно изменить ее фон.

Главные свойства LEGO Digital Designer :

  • широкий ассортимент LEGO-элементов, более 700 разновидностей;
  • хранение готовых моделей;
  • возможность выгрузки готовой модели на официальный сайт программы;
  • неограниченное количество деталей.

Заказать профессиональные и печать готовой модели на 3d принтере вы можете у по доступным ценам.

Сегодня я расскажу вам о том, что такое 3D-моделирование, каким оно бывает, где его применяют и с чем его едят. Эта статья в первую очередь ориентирована на тех, кто только краем уха слышал, что такое 3D-моделирование, или только пробует свои силы в этом. Поэтому буду объяснять максимум «на пальцах».

Можно выделить 3 крупные отрасли, которые сегодня невозможно представить без применения трехмерных моделей. Это:

  • Индустрия развлечений
  • Медицина (хирургия)
  • Промышленность
С первой мы сталкиваемся почти каждый день. Это фильмы, анимация и 90% компьютерных игр. Все виртуальные миры и персонажи созданы с помощью одного и того же принципа - полигонального моделирования .

Полигонами называются вот эти треугольники и четырехугольники.

Чем больше полигонов на площадь модели, тем точнее модель. Однако, это не значит, что если модель содержит мало полигонов (low poly), то это плохая модель, и у человека руки не оттуда. Тоже самое, нельзя сказать про то, что если в модели Over999999 полигонов (High poly), то это круто. Все зависит от предназначения. Если, к примеру, речь идет о массовых мультиплеерах, то представьте какого будет вашему компьютеру, когда нужно будет обработать 200 персонажей вокруг, если все они high poly?


Полигональное моделирование происходит путем манипуляций с полигонами в пространстве. Вытягивание, вращение, перемещение и.т.д.

Пионером в этой отрасли является компания Autodesk (известная многим по своему продукту AutoCAD, но о нем позже).
Продукты Autodesk 3Ds Max , и Autodesk Maya , де-факто стали стандартом отрасли. И свое знакомство с 3D моделями, будучи 15-летним подростком, я начал именно с 3Ds Max.

Что же мы получаем на выходе сделав такую модель? Мы получаем визуальный ОБРАЗ . Геймеры иногда говорят: «я проваливался под текстуры» в игре. На самом деле вы проваливаетесь сквозь полигоны, на которые наложены эти текстуры. И падение в бесконечность происходит как раз потому, что за образом ничего нет. В основном, полученные образы используются для РЕНДЕРА (финальная визуализация изображения), в игре / в фильме / для картинки на рабочем столе.


Собственно, я в свое время и пытался что-то «слепить», чтобы сделать крутой рендер (тогда это было значительно сложнее).
Кстати о лепке. Есть такое направление как 3D-sсulpting. По сути, тоже самое полигональное моделирование, но направленное на создание в основном сложных биологических организмов. В ней используются другие инструменты манипуляций с полигонами. Сам процесс больше напоминает чеканку, чем 3D моделинг.


Если полигональная модель выполнена в виде замкнутого объема, как например, те же скульптуры, то благодаря современной технологии 3D-печати (которая прожует почти любую форму) они могут быть воплощены в жизнь.

По сути, это единственный путь для полигональных 3D моделей оказаться в реальном мире. Из вышеописанного можно сделать вывод, что полигональное моделирование нужно исключительно для творческих людей (художников, дизайнеров, скульпторов). Но это не однозначно. Так, например, еще одной крупной сферой применения 3D моделей является медицина , а именно- хирургия. Можно вырастить протез кости взамен раздробленной. Например, нижняя челюсть для черепашки.


У меня нет медицинского образования и я никогда ничего не моделил для медицины, но учитывая характер форм модели, уверен, что там применяется именно полигональное моделирование. Медицина сейчас шагнула очень далеко, и как показывает следующее видео, починить себе можно практически все (были бы деньги).

Конечно, используя полигональное моделирование, можно построить все эти восстанавливающие и усиливающие элементы, но невозможно контролировать необходимые зазоры, сечения, учесть физические свойства материала и технологию изготовления (особенно плечевого сустава). Для таких изделий применяются методы промышленного проектирования.

По правильному они называются: САПР (Система Автоматизированного ПРоектирования) или по-английский CAD (Computer-Aided Design) . Это принципиально другой тип моделирования. Именно на нем я специализируюсь уже 8 лет. И именно про него я буду вам в дальнейшем рассказывать. Чем этот метод отличается от полигонального? Тем, что тут нет никаких полигонов. Все формы являются цельными и строятся по принципу профиль + направление.


Базовым типом является твердотельное моделирование . Из названия можно понять, что, если мы разрежем тело, внутри оно не будет пустым. Твердотельное моделирование есть в любой CAD-системе. Оно отлично подходит для проектирования рам, шестеренок, двигателей, зданий, самолётов, автомобилей, да и всего, что получается путем промышленного производства. Но в нем (в отличии от полигонального моделирования) нельзя сделать модель пакета с продуктами из супермаркета, копию соседской собаки или скомканные вещи на стуле.

Цель этого метода - получить не только визуальный образ, но также измеримую и рабочую информацию о будущем изделии.

CAD – это точный инструмент и при работе с CAD, нужно предварительно в голове представлять топологию модели. Это алгоритм действий, который образует форму модели. Вот, как раз по топологии, можно отличить опытного специалиста от криворукого. Не всегда задуманную топологию и сложность формы можно реализовать в твердотелке, и тогда нам на помощь приходит неотъемлемая часть промышленного проектирования - поверхностное моделирование .


Топология в поверхностях в 10 раз важнее, чем при твердотельном моделирование. Неверная топология – крах модели. (напоминаю, что это статья обзорная и для новичков, я не расписываю тут нюансы). Освоение топологии поверхностей на высоком уровне, закрывает 70% вопросов в промышленном моделировании. Но для этого нужно много и постоянно практиковаться. В конечном итоге, поверхности все равно замыкаются в твердотельную модель.

Со временем приходит понимание наиболее удобного метода при моделировании того или иного изделия. Тут полно лайф-хаков, причем у каждого специалиста есть свои.

ВАЖНО: использование CAD без профильного образования не продуктивно! Я сам много раз наблюдал, как творческие люди, или мастера на все руки пытались проектировать. Да, конечно они что-то моделировали, но все это было «сферическим конем в вакууме».
При моделировании в CAD, помимо топологии, необходимо иметь конструкторские навыки. Знать свойства материалов, и технологию производства. Без этого, все равно, что подушкой гвозди забивать, или гладить пылесосом.

В CAD мы получаем электронно-геометрическую модель изделия .

(Напоминаю, что при полигональном моделировании мы получаем визуальный образ)

С нее можно:

Сделать чертежи
По ней можно написать программу для станков с ЧПУ,
Ее можно параметризировать (это когда изменяя 1 параметр можно изменить модель без переделки)
Можно проводить прочностные и другие расчеты.
Ее так же можно послать на 3д печать (и качество будет лучше)
Сделать рендер.

Думаю, пока этого вам хватит. Мы разобрали:

2 основных вида моделирования.
Разобрали отрасли применения.
Разобрали возможности каждого метода и его назначение
Разобрали базовые типы моделирования в CAD и некоторые нюансы

Надеюсь, вам было интересно!

Метки: cad, сапр, 3d-моделирование, быстрое прототипирование, обучение

30 мая 2013

Большинство людей, начинающих знакомство с трехмерной анимацией, бросают это дело, как только узнают, сколько времени и сил нужно потратить на создание 3D-моделей. Действительно, в традиционных пакетах для создания 3D-анимации (таких как 3ds Max, Maya, Blender и пр.), в основном, используется моделирование вручную. За основу моделей берутся примитивы - простые геометрические фигуры - которые затем видоизменяются при помощи специальных инструментов. Процесс этот трудоемкий и требующий усидчивости и терпения.

Однако существуют программы, в которых реализован иной подход к созданию 3D-анимации. Всю «черную» работу по созданию моделей разработчики берут на себя, и пользователю предлагаются уже готовые наборы библиотек, из которых он может выбирать подходящие элементы. Таким образом, если конечная цель - спроектировать дизайн интерьера, не нужно тратить время на моделирование каждого стула и окна, достаточно просто сделать 3D-проект по заданному плану и расставить готовые модели на свои места. А если захотелось создать 3D-анимацию, в которой принимают участие трехмерные персонажи, пользователю может быстренько отредактировать готовые модели, добившись нужных черт лица, и визуализировать проект.

Понятно, что программы для «быстрого» 3D-моделирования не дают так много простора для творчества, как более сложные трехмерные редакторы, но зато они более доступны для широкого круга пользователей и позволяют приобщиться к миру 3D даже тем, чья профессия не имеет к нему никакого отношения.

Когда речь заходит о 3D-редакторах, как правило, подразумевается, что в них есть средства для трехмерного моделирования. В этом смысле DAZ Studio - необычный редактор, ведь в нем нет практически никаких инструментов для моделлинга. Эта программа, скорее, напоминает виртуальную площадку для игры в кукол или в другие ролевые игры. Пользователю предлагаются готовые модели, которые он может размещать в сцене по собственному усмотрению и изменять их позы.

Некоторые модели доступны в DAZ Studio сразу после установки, и на них можно оценить, как работает программа. Попробуйте, например, Genesis (доступен в архиве с дистрибутивом, но устанавливается отдельно). Это - модель человека с множеством детальных параметров для изменения внешнего вида. Изменяя положение нескольких ползунков, можно достигать практически любых форм - от супермена с огромными мускулами до стройной девушки. На модели Genesis также можно потренироваться в изменении поз, заставив персонажа сидеть или лежать. И никаких проблем с некорректной работой костей - все модели используют инверсную кинематику, то есть их виртуальная структура костей естественна. Если поднять руку персонажа вверх, то ладонь тоже поднимется, если вытянуть руку вперед, модель согнет спину так, как это делает человек.


Трехмерные модели можно не только размещать в сцене должным образом, но и одевать. Этот процесс тоже максимально автоматизирован - подберите подходящую одежду, и она сама ляжет по фигуре модели. Если же в каких-то местах возникают ошибки, и ткань проходит через кожу, можно легко подправить это при помощи инструментов программы.

Конечно же, для того чтобы с DAZ Studio было работать интересно, вам понадобятся дополнительные модели. И вот тут-то становится понятно, на чем разработчики зарабатывают деньги. Сама программа бесплатная, модели в ней создать невозможно, а на официальном сайте их можно… правильно, купить. Выбор огромен: тут и фигуры людей, и модели животных, и различные аксессуары, в числе которых транспортные средства, одежда, элементы окружающей среды. В общем, все для создания виртуального мира.

Компания Reallusion хорошо известна своей программой CrazyTalk, которая превращает изображения в говорящих 3D-персонажей. iClone - более сложная программа, хотя создание трехмерных анимированных аватаров - одна из тех задач, которые с ее помощью получается решать особенно хорошо. Просто загрузите в программу фотографию (обязательно нужно, чтобы лицо на портрете было изображено крупным планом), выберите 3D-персонажа, на голову которого будет «натянуто» изображение и подкорректируйте положение основных элементов лица с помощью специальных маркеров. За считанные минуты фотоснимок превратится в 3D-модель, которую можно затем заставить разговаривать и двигаться.

Упор в iClone сделан на анимацию персонажей - программа предлагает сразу несколько вариантов оживления 3D-моделей. Один из них - технология HumanIK, лицензия на которую была приобретена у компании Autodesk, разработчика 3ds Max, Maya и Softimage. В процессе анимации пользователь может почувствовать себя актером, управляющим марионетками. Просто укажите точку на скелете персонажа и задайте для нее нужное движение. При этом разными частями тела можно управлять от отдельности, например, сначала настроить анимацию нижних конечностей, затем перемотать временную шкалу на первый кадр и заняться оживлением верхних.


Трехмерные сцены, создаваемые в iClone, могут содержать практически все те же компоненты, которые обязательны для профессиональных 3D-редакторов. Хотите изменить освещение? Нет проблем! А может, добавить еще одну камеру? Пожалуйста! Проект также может содержать музыкальное сопровождение, но самая потрясающая возможность iClone - поддержка технологии захвата движения. Для этого, правда, понадобится дополнительное оборудование (специальные датчики), но если оно у вас есть, вы сможете с интересом наблюдать, как 3D-персонажи в iClone повторяют за вами все движения. Такой инструмент особенно понравится детям, которые могут сами разыгрывать сценки, а затем смотреть, как их движения переносятся в виртуальный мир.

В отличие от программ, рассмотренных выше, Sculptris не предлагает готовых 3D-моделей. Однако в этой программе реализован столь удобный подход к моделированию, что создавать собственные трехмерные объекты несложно. Вместо того, чтобы придавать модели форму, работая с полигонами, ребрами и вершинами, в Sculptris можно просто лепить объекты как из пластилина. В распоряжении пользователя есть разнообразные виртуальные кисти, имеющие разный профиль.

Используя эти нехитрые инструменты, можно создавать в исходных поверхностях углубления или наоборот, наращивать их, выдавливая наружу. Силой воздействия на объект можно легко управлять. Также настраивается радиус воздействия инструмента, жесткость кисти и другие необходимые параметры.
По умолчанию в Sculptris используется симметричный режим моделирования, который удобен для создания лиц людей или морд животных. В этом случае по центру модели проходит условная плоскость симметрии, и все изменения, которые пользователь вносит с одной стороны модели, симметрично отражаются с другой. Если для текущего проекта предпочтительнее использовать ассиметричный режим, его можно без труда включить.


В Sculptris нет инструментов анимации, а возможности оформления моделей сводятся к рисованию разными цветами по их поверхности. Для текстурирования можно использовать и рисунки из графических файлов. Но в целом, Sculptris, как правило, стоит применять в связке с другими приложениями для создания 3D-графики. Благо, программа поддерживает экспорт в популярный формат OBJ, с которым работают почти всеми 3D-редакторами.

К сожалению, ждать от Sculptris новых возможностей в будущем не приходится. Некогда перспективный проект пару лет назад был приобретен компанией Pixologic, разрабатывающей схожий по функциональности коммерческий продукт ZBrush. С тех пор развитие Sculptris было заморожено, поэтому если хочется больше возможностей моделирования и раскрашивания персонажей, нужно переходить на ZBrush. Проекты, созданные в Sculptris, в коммерческой программе от Pixologic поддерживаются.

Быстрое создание архитектурных проектов

3D-графика - это не только анимация и персонажи, но и виртуальные интерьеры и экстерьеры. Для быстрого создания архитектурных проектов можно использовать бесплатные программы и . Первый до недавнего времени разрабатывался компанией Google, и в нем реализован доступ к бесплатному репозиторию моделей Google 3D Warehouse. Прямо из программы можно скачать множество готовых моделей зданий, заборов, предметов мебели, окон, дверей, фонтанов, клумб, деревьев и пр. Тут есть специальный инструмент для быстрого создания стен зданий, а также линейка для соблюдения точных размеров.

У Sweet Home 3D нет такого властного покровителя, как Google, но, тем не менее, проект вполне успешно развивается уже много лет. На сайте проекта можно найти сотни бесплатных 3D-моделей, созданных пользователям программы, а удобная функция импорта поможет внедрить загруженную модель в готовый проект. При помощи Sweet Home 3D удобно строить по чертежу или наброску, в программе есть удобные инструменты для создания комнат, добавления этажей и возведения лестниц.


Железный вопрос

Создание трехмерной графики всегда требует значительных аппаратных ресурсов, даже если речь идет не о профессиональных редакторах, а о программах для «быстрого» создания 3D. Поэтому если в вашем распоряжении есть только старенький ноутбук, работающий под Windows XP, вряд ли стоит устанавливать софт, о котором идет речь в этой статье. Для моделирования в Skulptris, создания анимированных роликов и визуализации их в iClone и Daz 3D лучше всего использовать 64-разрядные системы с большим количеством оперативной памяти. Не помешает и мощный процессор, а также современный видеоадаптер (например, с поддержкой CUDA), который может взять на себя часть вычислений.

Сергей и Марина Бондаренко
Написано для журнала CHIP