Преимущества евровагонки и отличия от традиционных материалов. Виды вагонки для внутренней и наружной отделки

Самым старым и до сих пор востребованным из строительно-отделочных материалов является древесина. Еще в древности люди освоили этот материал и создали из него первые поселения, предметы обихода, посуду, украшения и много других полезных вещей.

Но наибольшее распространение использование древесины получило в строительстве и отделке.

Несмотря на развитие технологий, появление бетона и стали, дерево остается популярным материалом в строительной отрасли. Причем, сегодня его ценность повышается именно в направлении выполнения отделочных работ. В частности, производный материал из дерева - вагонка.

Деревянная вагонка представляет собой тонкую, обработанную доску имеющую паз и гребень для удобства стыковки.

История появления вагонки

Вагонка появилась одновременно с вагонами поездов, внутренняя отделка которых выполнялась тонкими дощечками, чтобы сократить расход древесины в абсолютном значении. А также, снизить стоимость и расход вследствие подгонки пиломатериала.

Производство деревянной вагонки

Вагонка изготавливается из обрезной доски, которая прошла подготовительный этап - сушку в естественных условиях или сушильной камере. Подготовленная доска обрабатывается путем строгания. Для обеспечения бесшовного стыка с боковых поверхностей выбирается четверть (метод фальцовки) или шпунт (метод шпунтовки). Последним этап является торцовка, которая предусматривает нарезание заготовок различной длины.

Данный способ описывает процесс производства деревянной вагонки. Кроме этого, существует и вагонка мдф.

Производство вагонки регламентируется стандартами: ГОСТ 8242-88, DIN 68-126/86, ТУ. Стоит отметить, что немецкий стандарт ДИН более требователен к качеству, нежели российский ГОСТ.


Прежде чем вагонка поступит в продажу, определяется ее сорт. Чем меньше дефектов, сучков и шероховатостей тем выше класс вагонки. Отечественным сортам 1, 2 и 3 соответствуют европейские - Класс «А», «В», «С». Кроме того, европейские, а затем и российские производители стали предлагать вагонку класса «элит» или «экстра».

Размеры деревянной вагонки

Сразу оговоримся, что размеры вагонки будут отличаться для обычной и евровагонки.

Размеры обычной вагонки, т.е. ее длина, ширина и толщина определяются непосредственно производителем. Но, наибольшую популярность получили стандартные параметры.

Размеры вагонки деревянной:

  • толщина: 12 - 40 мм;
  • ширина: 76 - 200 мм;
  • длина: 0,2 м (минимальная) - 6 м (максимальная);
  • размер шипа: 4-5 мм.

Размеры евровагонки деревянной:

(характерны более точные параметры)

  • толщина: 13, 16, 19;
  • ширина: 80, 100, 110, 120 мм;
  • длина: 0,5 м - 6 000 мм;
  • размер шипа: 8-9 мм.

Допустимые отклонения:

  • толщина: - 0,7 мм;
  • ширина: - 1 мм;
  • длина: +/- 5 мм;
  • размер шипа: +/- 0,5 мм.

За счет оптимальных размеров ламели, вагонке не грозит рассыхание и появление щелей.

Как видим, с точки зрения длины, вагонку можно разделить на два класса: длинная - используется в отделочных работах, короткая - предназначена для подшивки свесов крыши.

Стоит отметить, что короткая вагонка более дешевая. Это обусловлено тем, что короткие заготовки, по сути, являются отходами чистовой обработки длинных. Дело в том, что в длинных досках на этапе окончательной обработки могут встретить мертвые сучки, которые необходимо выпилить, чтобы сохранить сортность вагонки.

Примечание: мертвые сучки - те, которые могут выпасть, живые сучки - те, которые надежно держатся в древесине.

Отделка деревянной вагонкой - плюсы и минусы обшивки

Сравнение достоинств и недостатков в рамках монтажных работ.

Преимущества:

  • натуральность;
  • экологичность. Древесина создает в доме уникальный микроклимат и в зависимости от породы может выделять смолу и просто приятный запах. Дерево, за счет своей гигроскопичности способно поддерживать определенный уровень влажности в помещении;
  • эстетичность. Каждая порода и сорт древесины имеет уникальный внешний вид, а многообразие структур и оттенков позволят создать неповторимый интерьер;
  • доступность материала;
  • легкость монтажа. Удобная система паз-гребень дает возможность декорировать поверхности своими руками без специальной подготовки;
  • длительный срок эксплуатации. При правильной обработке и должном уходе древесина вагонки способна служить до 50 лет;
  • возможность дополнительной отделки вагонки;
  • тепло и звукоизоляция.

Недостатки:

  • чувствительность к влаге;
  • неустойчивость к резким перепадам температур;
  • вероятность деформации в течении периода эксплуатации.

Следует понимать, что названные недостатки не критичны, поскольку легко устраняются дополнительной обработкой и правильным монтажом. Кроме того, приобретая вагонку, нужно сразу определиться в каких условиях она будет эксплуатироваться. Так, например, для отделки влажных помещений (баня, парная, сайна) подойдет хвойная вагонка, для сухих - лиственная.

Деревянная вагонка - характеристики

Правильный выбор материала можно сделать только в том случае, если разобраться с техническими характеристиками древесины и сферой ее применения. Главными показателями качества вагонки являются:

  • прочность. Определяет способность панелей выдержать механическую нагрузку. Общеизвестно, чем толще будет ламель, тем она будет прочнее. Однако повышенный расход древесины приводит к удорожанию вагонки, поэтому нужно выбирать материал исходя из условий эксплуатации. Вторым моментом, определяющим прочность вагонки является прочность самой древесины;
  • твердость. Чем тверже древесина, тем сложнее ее обрабатывать. Однако, чем тверже порода, тем надежнее будут в ней зафиксированы гвозди, шурупы при установке;
  • влажность;
  • сортность. Определяет внешний вид вагонки и идеальность размеров каждой панели;
  • износостойкость. Устойчивость к истиранию. Такой показатель важен, если планируется отделка округлых поверхностей, выступающих углов или, например, стены в сауне, к которой можно прислониться;
  • огнестойкость. Важна при , поверхностей возле каминов и т.п.;
  • лечебные и эстетические свойства.

Вагонка - породы древесины

Вагонка может быть произведена из различных пород древесины. Общепринятым является ее деление на лиственную и хвойную.

Вагонка лиственных пород

К распространенным лиственным породам, из которых делают вагонку, относятся:

Отличается значительной прочностью. Древесина липы имеет красивый цвет, который, однако, темнеет в процессе эксплуатации.

Чтобы уберечь цвет и древесину от гниения необходимо применять специальные пропитки.

Вагонка из ольхи содержит дубильные вещества, которые при нагревании выделяют соединения, помогающие восстановить здоровье. Она мало гигроскопична (не впитывает влагу), что привело к популярности отделки бани ольховой вагонкой.

Ольха экологична, имеет красивый цвет и низкий коэффициент теплопроводности, служит отличным звукоизолятором. Однако, нуждается в защите для продления срока службы.

Вагонка из дуба (дубовая)

Вагонка из дубовой древесины является элитной. Дуб отличается высокой прочностью, что приводит к удорожанию процесса его производства.

Чаще используется для внутренней отделки.

Материал подготовлен для сайта www.сайт

Вагонка из экзотических (ценных) пород дерева

Бук, ясень, осина встречаются реже. Красное дерево относится к экзотической древесине, но тем не менее, можно встретить на рынке.

Стоит отметить, что вагонка лиственных пород имеет меньший срок эксплуатации, теряет со временем цвет и нуждается в дополнительной защите против влаги и жучков.

Вагонка хвойных пород

Хвойная вагонка служит дольше. Она отлично зарекомендовала себя в тех помещениях, где высокая влажность: в саунах, банях, душевых.

К популярным хвойным породам древесины относятся:

Является мягким и пластичным пиломатериалом, что позволяет использовать ее при отделке округлых форм. Деревянные панели удобно обрабатывать и соединять между собой. Поверхность еловой вагонки имеет самый низкий показатель шероховатости.

Ель обладает красивой, но маловыразительной структурой (фактурой).

Среди недостатков вагонки из ели: наличие сучков, подверженность грибковым заболеваниям и повреждениям древесным жучком. Также ель более гигроскопична, по сравнению с другими хвойными породами, т.е. больше впитывает влагу, а, следовательно, такая вагонка быстрее подвергается процессам гниения.

Для повышения ее устойчивости производители прибегают к химической обработке. Сфера применения: внешняя и внутренняя отделка.

Наиболее популярный сорт древесины для изготовления вагонки. С одной стороны, это качественный материал, прочный и легкий, а с другой - относительно недорогой пиломатериал.

Сосновая вагонка отличается красивым рисунком, теплым золотистым цветом. Отделка сосной позволит создать ощущения уюта и тепла в доме.

Сосновой вагонке также свойственны недостатки: это способность древесины «слезоточить». Это связано с тем, что даже обработанная и высушенная доска может отдавать смолу в течении длительного периода (иногда до 10 лет).

Второй недостаток - малая плотность древесины, в следствии чего, вагонка из сосны легко царапается.

По показателю прочности соответствует дубу. Причем благодаря смолизации ее прочность со временем только увеличивается. По сравнению с другими хвойными породами все ее показатели гораздо выше. Причем в среднем на 30%. Структура волокон лиственницы способствует сбережению тепла.
Данная порода содержит фитонциды (природные антиоксиданты), а также благоприятно воздействует на нервную систему.

Лиственница имеет красивый внешний вид, легкий красноватый оттенок, ее слои четко выражены. Вагонка из лиственницы не меняет своего цвета за весь период эксплуатации. Всё это приводит к росту популярности лиственницы как вида древесины в производстве вагонки. Единственный минус вагонки из лиственницы в ее высокой стоимости.

Древесина кедра пропитана значительным количеством смолы, поэтому её легко узнать по приятному хвойному запаху. Кедровая вагонка отличается высокой плотностью и отсутствием коробления. Наличие пор позволяет утверждать, что кедровая вагонка отлично удерживает тепло.
Срок эксплуатации вагонки довольно долгий, особенно в случаях, когда она установлена на открытом воздухе и защищена от прямого попадания воды.

Вагонка из кедра хорошо подходит для внутренней отделки. Этому способствует высокое содержание в древесине туяплицина (природный антисептик). Облицовка помещений кедром может играть роль «домашней аптечки» снимая усталость и успокаивая нервную систему.

Еще одна особенность кедра в то, что его запах не выносят комары. Однако высокая стоимость кедровой вагонки не способствует ее повсеместному распространению.

Виды и сорта деревянной вагонки

Еще один критерий, по которому можно классифицировать вагонку - это профиль изготовления. На отечественном рынке можно встретить такие профили:

Стандарт (штиль)

Крестьянка, колхозница, русская классика, простая - все это разные названия одной и той же вагонки). Особенность данного вида в практически полном отсутствии пазов.

Евровагонка

Идентична вагонке стандарт, но при ее изготовлении выдерживаются более жесткие требования. Кроме того, при стыке ламелей между ними остается небольшой паз до 15 мм. Отличие между видами (обычная и евро) будет приведено ниже.

Софт-Лайн (Soft Line - мягкая линия)

Название софтлайн носит вагонка, фаски которой слегка закруглены.

Ландхаус или волна

Имеет необычную, вогнутую лицевую сторону.

Размер вагонки "Волна" (Ландхаус) Вид вагонки "Волна" (Ландхаус)

Отдельно стоит отметить еще три разновидности вагонки. Их специфика в способе крепления. В отличии от перечисленных выше видов, нижеприведенные крепятся горизонтально.

Американка

Имитирует укладку досок. Такой вид вагонки применяется в основном для наружных работ. Благодаря своеобразной системе паз-гребень доски в месте стыка защищены от проникновения воды. Стоит отметить, что пластиковой американки не существует.

Размер вагонки "Американка" Вид вагонки "Американка"

Вагонка «имитация бруса»

По сути, это вагонка с профилем стандарт.

Размер вагонки "имитация бруса" Вид вагонки "имитация бруса"

Вагонка «блок-хаус»

Внешний вид здания, обшитого вагонкой с профилем блок-хаус похож на настоящий сруб.

Размер вагонки "блок-хаус" Внешний вид вагонки "блок-хаус"

Отличие евровагонки от вагонки

  1. более жесткое соблюдение стандартов качества;
  2. низкий уровень влажности. Минимально допустимый уровень для евровагонки составляет 12%. Для вагонки - 15-28%;
  3. более гладкая лицевая поверхность;
  4. обязательная упаковка в полиэтиленовую пленку;
  5. больше вентиляционных канавок. Они позволяют отвести конденсат с панели и способствуют снятию внутреннего напряжения;
  6. размер шипа евровагонки 9 мм, стандартной - 5 мм;
  7. наличием паза при стыке двух ламелей (ширина паза до 15 мм);
  8. обязательной предпродажной подготовкой доски. Евровагонку можно устанавливать, не подвергая дополнительной обработке, чего не скажешь о классической вагонке.

Какую вагонку лучше выбрать для обшивки дома и бани

Чтобы не ошибиться с выбором вагонки, нужно знать на какие параметры нужно обращать внимание. Ниже перечислены основные из них:

  • порода древесины и ее качество . Выше описано, какими свойствами обладает каждая из наиболее распространенных пород дерева;
  • длина . Уже отмечали - чем длиннее доска, тем дороже будет вагонка;
  • сортировка . Именно на этом этапе определяется сорт древесины. Сортировка происходит вручную;

Примечание: в партии товара допускается пересечении вагонки по сортам до 10%. Т.е. в пачке вагонки 1 сорта допускается наличии 10% панелей 2 сорта.
Важно, многие производители допускают возврат и обмен вагонки 1-го и 2-го сорта, но не третьего.

  • место хранения . Вагонку нужно хранить в сухом, закрытом, хорошо вентилируемом помещении. Однако многие отечественные продавцы оставляют доски на открытом воздухе под воздействием влаги и ультрафиолета. Синева на ламели скажет о том, что древесина заражена грибком;
  • производитель . Более качественной считается вагонка из северных регионов России. Это связано с климатическими условиями, в котором растет исходное сырье для производства. Более суровый климат замедляет рост древесины, при этом делая ее прочнее.

Кроме характеристик вагонки на выбор могут повлиять:

  • место под отделку . Вернее, назначение помещения. Например, для бани, жилой комнаты или коридора можно выбрать вагонку разных сортов и пород. Внешняя отделка требует дополнительной обработки. Внутренняя требует большей экологичности материала;
  • размеры помещения . При необходимости обшить значительную площадь, может быть сделан выбор в пользу менее дорогого и соответственно менее качественного материала;
  • для облицовки маленького помещения следует приобретать узкую доску. Такой прием позволит визуально расширить помещение;
  • качество поверхности . Для облицовки ровной поверхности можно использовать более тонкую вагонку, нежели для неровной;
  • объем бюджета на приобретение вагонки . Также немаловажный фактор, который зачастую и является ключевым аргументом при выборе.

На что еще обратить внимание

В момент приобретения проверьте качество стыка. Для этого соедините несколько пар ламелей между собой. Некачественная вагонка будет иметь щели.

Еще немаловажно сразу же договориться об условиях обмена или возврата вагонки которая не отвечает приобретаемому сорту.

Часто встречается ситуация, когда продавец отказывается распаковывать пачку евродоски предлагая оценить визуально качество товара. Стоит ли говорить о том, что такой продавец должен вызвать сомнения, ведь первая и последняя ламели в пачке обычно идеального качества.

    • Стандартный и "Экстра" классы

Вагонка представляет собой отделочный материал, который получил свое название от деревянной обшивки товарных вагонов. Но современная вагонка существенно отличается в лучшую сторону. Это очень красивое и прочное покрытие, которое используется во многих сферах. Доски применяются для отделки фасадов домов, для внутренней отделки комнат, балконов, террас и даже саун и бань . Но материал, который сегодня используется для проведения отделочных работ, классифицируется на несколько видов. Производятся они по разным технологиям, из древесины отличных друг от друга пород. Это может быть обычная вагонка и евровагонка.

Виды евровагонки.

Толщина евровагонки немного отличается, внешний вид и пазовые соединения различные. При выборе доски важно сразу определить, какие эксплуатационные требования необходимо обеспечить. Это даст возможность правильно и четко рассчитать, какое количество доски потребуется для отделки того или иного помещения.

Преимущества евровагонки и отличия от традиционных материалов

Евровагонка отличается от обычной доски. Предусмотрены воздуховоды, которые обеспечивают больший срок эксплуатации, лучший микроклимат в доме, отсутствие растрескивания доски, что так характерно для деревянной обшивки. Это существенный плюс, так как отпадает необходимость в больших вентиляционных зазорах во время обшивки. В результате можно сэкономить пространство, средства на строительство. Температурные и влажностные перепады не страшны для обшивки, стены сохраняют свой привлекательный внешний вид, теплопотери становятся минимальными.

Во время использования, благодаря вентиляционным зазорам, не образуются синие пятна. Плесень, грибок также доскам не страшны, они не растрескиваются во время естественной сушки и во время использования. Из остальных преимуществ можно отметить:

  1. Экологичность материала высокая, панели абсолютно безопасные, они не выделяют в процессе использования никаких вредных и токсичных веществ.
  2. Звуко- и теплоизоляция высокие, дом с такой обшивкой будет теплым и комфортным. Это позволит значительно сэкономить на теплоизоляторах.
  3. Обработка панелей простая, монтаж также не вызывает никаких вопросов.
  4. Сроки эксплуатации высокие, панели могут использоваться от 15 лет, совершенно не требуя ремонтных работ.
  5. Микроклимат в помещениях становится комфортным и уютным, показатели влажности и температуры находятся на необходимом для нормальной жизнедеятельности уровне.

Вернуться к оглавлению

В чем отличия обычной вагонки от евровагонки?

Вагонка этих двух типов часто вызывает путаницу. Многие не могут понять, какие отличия между этими изделиями. А разница не такая уж и большая, отличаются только размеры одной доски, стоимость, уровень влажности древесины и форма монтажного профиля. Толщина обычной доски составляет 1,2-2,5 см, а ширина – до 15 см, длина – до 6 м. Можно подобрать различный материал, который по своим параметрам максимально отвечает требованиям планируемых работ. У евровагонки ширина имеет строго установленные размеры: 1,3, 1,6, 1,9 см, ширина профиля оставляет 8, 11, 12 см. Длина как и у обычной вагонки, она может быть до 6 м.

Особых различий нет, а те, что имеются, связаны с принятыми стандартами, особенностями стандартизации. Есть и еще один показатель, который отличает вагонку от евровагонки. Это касается размеров замкового соединения. У обычной доски размер шипа составляет всего 4-6 мм, что считается вполне достаточным. У евровагонки он равен 8-9 мм. Это позволяет при выполнении обшивки гарантировать большую надежность крепежа, сама поверхность получается прочной и долговечной. После монтажа совершенно не остается щелей, продуваемость снижается, как и теплопотери. Подобный размер шипа гораздо лучше, дом получается более теплым.

Вагонка бывает экстра, А, В и С класса.

Различия заключаются в наличии специальных воздуховодов, которые позволяют избежать образования конденсата на обратной стороне доски. Создаются отличные условия для проветривания, все излишки влаги легко уходят, создавая в доме правильный микроклимат. Для обычной доски, где воздуховодов нет, уровень влажности должен составлять 8-12%, так как разница температур, влажность окружающего воздуха при высыхании становятся причинами образования больших щелей. Евровагонка таких проблем не имеет, ее профиль особой формы позволяет избежать растрескивания. Уровень влажности панелей может быть намного больше, он достигает 16-24%.

В зависимости от класса евровагонки, размеры могут быть различными, как и стоимость.

Класс “А” и “Экстра” считаются самыми дорогими, самый дешевый класс – “С”, но и качество его заметно ниже.

Рассчитывать вагонку можно любым удобным способом, делать это допускается как в квадратных метрах, так и в кубических.

Стоимость панелей в зависимости от класса будет разной:

Вагонка сорта А доска светлого цвета, с небольшими сучками и до 5% сколов.

Класс “А”

  • толщина доски – 12,5 мм;
  • ширина общая для доски – 96 мм;
  • длина – 2-6 м (необходимо учитывать, что при большей длине стоимость может быть увеличена);
    стоимость за 1 м² – 220-235 руб, цена за куб – 16 750-17250 руб.

Класс “В”

  • толщина доски – 12,5 мм;
  • ширина общая – 96 мм;
  • ширина рабочая – 88 мм;
  • длина – 2-6;
  • стоимость за 1 м² – 190-210 руб, цена за куб – 15 150-15650 руб.

Класс “С”

  • толщина – 12,5 мм;
  • ширина общая- 96 мм;
  • ширина рабочая для доски – 88 мм;
  • длина – 2-6 м;
  • стоимость за 1 м² – 130-150 руб, цена за куб – 9 580-10080 руб.

Вагонка очень давно появилась на строительном рынке. Она активно используется для отделки стен различных помещений как внутри, так и снаружи. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию, дополняя ассортимент более новыми и высокотехнологичными вариантами. Поскольку уследить за всеми новшествами практически невозможно, трудности с выбором современной вагонки могут возникнуть даже у опытных мастеров. Поэтому в этой статье мы рассмотрим, в каких вариантах продается вагонка деревянная, каковы размеры материала, стоимость и способы ее крепления к стене.

Выбор древесины

Данный материал изготавливается из древесины хвойных и лиственных пород. Выбор того или иного варианта зависит от типа и функциональности помещения, в котором будет устанавливаться вагонка. Ель, сосна и кедр идеально подходят для внутренней облицовки жилых помещений. Такие сорта отличаются красивой текстурой и имеют приятный природный аромат.

Для облицовки банных помещений выбирают особые из которых изготовлена вагонка деревянная. Липа - идеальный вариант для этих целей. При нагреве она выделяет в воздух эфирные масла, обладающие выраженным противовоспалительным и бактерицидным эффектом. Поэтому баня, облицованная такими ламелями, станет отличным средством избавления от простудных заболеваний. К тому же липа очень устойчива к воздействию влаги.

А вот древесину сосновых пород не рекомендуется использовать в помещениях, где преобладает высокая температура. Этот вид при нагреве выделяет резкий и неприятный запах. Неожиданностью может стать и выпадение сучков, в результате чего в стенах образуются сквозные дыры.

Для отделки наружных поверхностей следует в пользу материалов из хвойных пород. Они отличаются большим содержанием смолы, которая защищает древесину от гниения и делает ее более устойчивой к влаге.

Классификация материала

Помимо разницы в сырье, вся вагонка подразделяется на сорта и имеет маркировку: «А», «Б», «С». Сорта отличаются друг от друга по внешнему виду. Существует целый ряд критериев, которым должна отвечать древесина каждого класса. Эти требования четко регулируются стандартами.

Так, вагонка сорта «А» должна иметь идеально чистую поверхность, без сучков, синевы, смолянистых разводов. Для изготовления этого сорта нельзя использовать сердцевину бруса.

Для сорта «В» допускается наличие сучков и смоляных карманов, но не более трех дефектов на 1,5 погонных метра доски.

В сорте «С» может присутствовать синева, выпадающие сучки и смолянистые разводы. Также допустимы перепады цвета по всей длине ламелей. Такой материал имеет самую низкую стоимость.

Основные виды современной вагонки

Вагонка имеет множество разновидностей, которые отличаются внешним видом, способом крепления и предназначением. Наибольшим спросом пользуется материал двух и софтлайн. Их основным отличием друг от друга считается форма фаски: у материала стандартного типа углы прямые, а у софтлайна - более скругленные.

Для обшивки поверхностей, расположенных на улице, используется наружная вагонка. Деревяннаяоблицовка в этом случае выполняется из материала под названием блокхаус и американка.

Блокхаус имеет одну округлую сторону, которая создается для имитации Такая облицовка придает дому вид настоящего сруба, делая его более привлекательным и презентабельным. Элементы, вышедшие из строя, можно легко заменить, не нарушая остальную обшивку.

Вариант под названием американка изготавливается в виде строганой доски. С одного ее торца выпиливается паз, а с другого - шпунт, которые помогают надежно соединить доски друг с дружкой. Срезанные боковые грани помогают в точности скопировать деревянный брус, поэтому на первый взгляд тяжело понять, что на самом деле это вагонка деревянная. Размеры американки значительно отличаются от предыдущих вариантов. Доски более массивные, широкие и прочные, поэтому предназначены лишь для наружных работ.

Размеры материала

Затевая ремонтные работы, очень важно правильно подсчитать количество необходимого материала. Именно поэтому многих интересуют параметры, которые может иметь вагонка деревянная. Размеры и цена зависят от выбранного сорта и производителя.

Продукция российского производства строго регулируется ГОСТами. Максимальная ширина ламели составляет 150 мм, а наибольшая длина - 6 метров. Толщина материала варьируется в пределах 12-25 мм.

Совершенно другие параметры имеет импортная вагонка деревянная, размеры и цена которой значительно отличаются от отечественного продукта. Облицовочный материал европейского производства имеет строго фиксированные размеры. По ширине ламели бывают 80, 100, 110 и 120 мм. Толщина доски - строго 13, 16 либо 19 мм. Длина такого материала может быть от 0,5 до 6 метров. Четкое соблюдение параметров позволяет без затруднений найти материал нужного размера для замены испорченных элементов.

Стоимость

Приобретая вагонку, следует учитывать некоторые особенности этого материала. Это поможет выбрать наиболее подходящий продукт по приемлемой цене.

Сухая облицовочная доска значительно легче материала, изготовленного из сырья естественной влажности. Чтобы ощутить разницу, достаточно подержать в руках оба варианта. Сухая древесина значительно лучше по своим характеристикам, но, конечно, и дороже.

Евровагонка класса «А», изготовленная из сосны, прошедшая обработку в сушильной камере, стоит от 200 до 500 рублей за 1 м 2 . Идентичный материал естественной влажности обойдется от 130-300 рублей. Сосновая вагонка «В» класса будет иметь стоимость от 180-350 рублей, а материал класса «С» имеет ценник от 140-250 рублей. Стоимость вагонки высшего сорта, изготовленной из липы, достигает 800 рублей за 1 м 2 , в то время как лиственница с такими же характеристиками стоит от 500-900 рублей.

Самыми дорогостоящими являются ламели из дуба и кедра. Эта вагонка отличается особенной красотой и считается элитным материалом. Стоимость 1 м 2 такой облицовки начинается от 1200 рублей.

Способы монтажа

В большинстве случаев требует предварительного создания обрешетки. По всей поверхности устанавливают на расстоянии 50-80 см. Положение брусков должно быть перпендикулярно расположению будущей облицовки. В каком направлении будет осуществляться обшивка деревянной вагонкой,решает хозяин помещения в зависимости от своих предпочтений.

Крепится вагонка несколькими способами:

1. Монтаж при помощи саморезов. Такое крепление деревянной вагонкиочень удобно для горизонтальной облицовки. Со стороны шипа в доске высверливают отверстие для самореза. Туда ввинчивают шуруп, которым крепят материал к стене, и закрывают отверстие деревянным шкантом. Впоследствии шкант срезается и шлифуется.

2. Крепеж скобами. Этот способ применяется при вертикальном расположении досок. В паз при помощи под углом в 45 градусов вбивают крепежную скобу так, чтоб она не препятствовала плотному вхождению следующей доски.


3. Крепление гвоздями. Такой метод полностью аналогичен предыдущему. Разница состоит лишь в том, что вместо скоб используют гвозди, которые утапливаются в древесину при помощи добойника.

Положительные особенности материала

Пожалуй, невозможно представить себе такую поверхность, для облицовки которой не может быть использована вагонка деревянная. Размеры и характеристики материала позволяют применять его для отделки абсолютно любых помещений. Также следует отметить:

Экологичность;

Безопасность;

Долговечность;

Простоту монтажа;

Привлекательный внешний вид;

Устойчивость к появлению гнили, плесени и грибков.

Все эти качества заслуженно делают вагонку очень популярным отделочным материалом.

В данной статье мы рассмотрели, какие виды имеет вагонка деревянная. Размеры, примерную стоимость и способы монтажа мы тоже не оставили без внимания. Напоследок следует отметить несколько рекомендаций специалистов, которые помогут избежать ошибок при выборе этого отделочного материала:

1. Приобретая вагонку, необходимо обращать внимание на состояние доски. Если она изогнута или скручена, выполнить качественную облицовку будет весьма сложно.

2. Очень важно, чтобы упаковка, в которой находится материал, не была нарушена. Если вагонка хранилась в открытом виде, она могла впитать в себя нежелательную влагу. Это негативно скажется на качестве материала.

3. Самым стабильным и долговечным вариантом считается вагонка из ольхи. Она не коробится и не теряет первоначальный вид в процессе эксплуатации.

По-видимому, любовь к дереву, в русском человеке заложена на генетическом уровне. Иначе чем можно объяснить наше пристрастие ко всему, что изготовлено из древесины, в том числе и отделочные материалы.

В этой статье мы поговорим о таком продукте деревообрабатывающей промышленности как «вагонка», вернее ее европейском исполнении — «евровагонке». Ознакомимся с достоинствами и недостатками, с нормативной документацией, которая регламентирует размеры евровагонки, допустимые дефекты и т.д.

Достоинства и недостатки

Все «плюсы»

  • Трудно представить более доступный и экономичный вид отделки, чем вагонка из натурального дерева. Ее монтаж практически не отличается от установки виниловой вагонки или панелей МДФ, но по части экологичности и гигиены – данный материал просто безупречен.
  • Ее применение в значительной степени сокращает сроки отделочных работ и снижает себестоимость строительства в целом . Отпадет необходимость в предварительном выравнивании стен. А этот этап, как известно, весьма трудоемкий и затратный. К тому же, штукатурные работы требуют особых навыков и мастерства, выполнить их своими руками качественно, не всегда удается.
  • Деревянная поверхность легко колеруется , поэтому с помощью лакокрасочных материалов ей можно придать желаемый цвет и оттенок (см. )
    Современные покрытия, позволяют сохранить природную текстуру дерева при нанесении декоративных составов (фото).
  • Удобное замковое соединение шип – паз , подразумевает не однократное использование этого отделочного материала. Т.е. при необходимости, вы сможете демонтировать деревянную облицовку и использовать ее вторично, в другом месте и в ином качестве. Подробная инструкция по монтажу представлена на этом видео
  • И, наконец, о сокровенном. Вагонка – это природный материал, к которому наши соотечественники питают неподдельную любовь. В домах, где пахнет лесом, всегда особый шарм и энергетика. Атмосфера покоя, располагает к полноценному отдыху и комфортному проживанию. В домах с деревянной отделкой, легко дышится, поскольку дерево является естественным кондиционером. Без затруднений переносится жара и стужа, что благоприятно сказывается как на детях, так и на взрослых.

Все «минусы»

Основными недостатками вагонки можно назвать:

  • Пожароопасность деревянные конструкции относятся к группе риска;
  • Требовательность к условиям эксплуатации натуральные материалы необходимо чаще других обрабатывать защитными составами, более скрупулезно следить за их состоянием;
  • «Боится» воды – при использовании вагонки в помещениях с повышенной влажностью, велика вероятность появления плесени, грибка, не исключено изменение геометрии;

Все выше перечисленные пороки несколько ограничивают область применения вагонки. Однако современные технологии не стоят на месте. В продаже появлись новые композиционные составы, которые способны эффективно бороться с недостатками древесины (такие способы описаны в статье )

Учимся отличать «евровагонку» от «вагонки»

В нашем сознании укоренилось мнение, что приставка «евро» — признак качества и практичности. Поэтому, с точки зрения дилетанта главным отличием «евровагонки» от «вагонки» является цена и внешняя привлекательность.

Геометрия

Это абсолютно неверное суждение.

Прежде всего, «вагонка» изготавливается по российским стандартам на профильный пиломатериал (ГОСТ 8242-88), в которых прописаны:

  • Геометрия;
  • Предельные допуски и отклонения;

Вы не поверите, но то, что мы называем «вагонкой», согласно технической документации именуется как «обшивка» и имеет следующие размеры и профиль:

Профиль для внутренней и наружной обшивки (ГОСТ 8242-88).

Так что предлагаемый пиломатериал в виде вагонки «софт-лайн» или «штиль», только условно напоминают нам ГОСТовские изделия.


Профиль вагонки Штиль

С обшивкой типа «евро», аналогичная ситуация. Ширина евровагонки, качество и другие параметры, должны соответствовать зарубежному стандарту DIN 68126, который адаптирован под российскую действительность.

Согласно DIN 68126-Т3-86, широкая евровагонка может иметь размер 144 – 146 мм.


На российском рынке в основном предлагается размер евровагонки следующей геометрии:


Замковое содинение

Неизменным отличием отечественной вагонки от европейской, является пазогребневое соединение. В зарубежном исполнении выступ гребня, несколько длиннее, соответственно примыкание досок при монтаже более плотное и практичное.

Сортамент

В зависимости от качества поверхности, точности геометрии готовый пиломатериал разделяют по категориям А, В, С. В российском варианте еще присутствует категория «Экстра», на такую оценку может претендовать только идеальное дерево. Из трех остальных, наиболее жесткие требования предъявляются к изделиям класса «А».

На поверхности досок, не допускается наличие:

  • Сучков;
  • Трещин;
  • Пороков строения древесины;
  • Биологических повреждений;
  • Гнили;


Длина профильного пиломатериала

Длина евровагонки играет не последнюю роль в ценообразовании. Их зависимость прямо пропорциональная – чем длиннее доска, тем дороже стоит куб готового материала.

Это вполне объяснимо. Небольшой участок вагонки с допустимым количеством изъянов, найти гораздо проще. Куда сложнее выбрать длинную доску «без сучка и задоринки».

Безусловно, евровагонка в стене смотрится более изящно и стильно. Но по мере того, как российские производители стали задумываться об эстетики продукта, некоторые профили вагонки смогут составить достойную конкуренцию своему зарубежному аналогу.