Звуко буквенный анализ слова маша. Урок чтения.1 класс. Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

1

Урок чтения.

1 класс.

(«Перспективная начальная школа». Обучение грамоте.


  1. Познакомить с функцией буквы «я» обозначать два звука [й’а] в определенных позициях: в начале слова и после согласных в слове ; упражнять в чтении слов с буквой «я».

  2. Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; речь учащихся.

  3. Воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование:

Шаблоны букв, образцы букв, модели звуков , двухуровневые схемы слов, модель текста, модель предложения.
Ход урока:


  1. Оргмомент.
Я наш урок хочу начать

С большого путешествия.

Желаю вам всем отвечать

Без всяких происшествий.


  1. Повторение.

1) Повторение изученного звука [й’].
- Продолжим наше путешествие по стране Букволандии с нашими уже знакомыми героями Машей и Витей.

Какую букву мы узнали в Букволандии на прошлом уроке? («й» - и краткое)

Какой звук обозначает эта буква? Дайте ему характеристику.

[й’] – согласный , звонкий, мягкий.

Какая особенность согласного звука [й’]. (Он всегда мягкий.)
2) Чтение слов с изученной буквой.
- Путешествуя Маша рассыпала буквы (эти буквы выпали из слов).

Игра «Рассыпанные буквы».

Какие буквы рассыпала Маша? На какие группы можно разбить буквы?

Назовите среди согласных «лишнюю» букву. («й») Почему?

Какие слова можно составить из этих букв. МОЙ УМОЙ УМНЫЙ МЫ ОН НУ НО УМ МУ

Печатание слов на экранах. Проверка на доске.
3) Чтение текста на стр. 36 учебника.
- О ком говорится в этом тексте? Как зовут девочек? Найдите слова с буквой «й».

Словарная работа: значение слова «мой» - значение принадлежности какого-либо предмета к себе; «мой» - действие.

Найдите предложение, которое можно отнести к модели:


4) Игра «Что изменилось?»
- Витя поиграет с вами (закройте глаза).
МИЛЫЙ – МАЛЫЙ – МАЛЫ – МАЛ – МАЙ – МОЙ – РОЙ


  1. Изучение новых букв Я, я и звуков , которые они обозначают.

1) Подготовка.
- В стране Букволандии между нашими героями произошёл спор, кто из них первым познакомит вас ребята с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

Витя сказал: «Я, так как я интересную игру придумал для ребят».

Маша ответила: «Нет я, потому что я помогла ребятам узнать значение одного и того же слова».

Витя: «Нет я, ведь я составил для них модель предложения, а ты только буквы рассыпала».

Маша: «Я их рассыпала, но и собирать помогала, слова составляла вместе с ребятами. Я буду их знакомить с новой буквой! Я, я, я!».

Так бы они и спорили, но одно слово на них обиделось и убежало от Маши и Вити, так как они часто его повторяли. Как вы думаете , какое это слово? (Я.) Почему?
2) Знакомство с новой буквой «я».
Звуковой анализ слова «я»:

Эти два звука [й’а] будем обозначать одной буквой «я».

Сколько же звуков может обозначать буква «я»?
3) Стихи о букве «я».
Буква «я» шагает гордо.

Всем на свете буква «я»

Доложить готова:

А вы знаете кто Я!
Вы не знаете, кто Я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово!
4) Показ образцов печатных букв Я, я.
5) Работа с моделью буквы «я».

Найдите такую модель в учебнике. О чём она говорит?
6) Рассмотрение печатных букв Я, я в учебнике (стр. 37).

Сколько элементов у заглавной буквы? Строчной буквы?
7) Конструирование печатных букв (строчной и заглавной).
Работа с шаблонами букв.
8) Звуковой анализ слов.
- В стране Букволандии Маша и Витя встретили новых друзей, познакомились. Давайте, узнаем, как их зовут. Прочитаем их имена с опорой на двухуровневые модели слов.
На доске модели слов:

Звуковой анализ слова Ян (имя мальчика).


- Произнесите слово. Сколько звуков в слове? (3) 1-й звук? 2-й звук? 3-й звук?

Сколько букв в слове? (2) Почему? (Буква «я» обозначает два звука.)

Где стоит буква «я» в слове? (В начале слова.)

Звуковой анализ слова Лия (имя девочки).

Произнесите слово. Сколько звуков в слове? (4) Сколько букв? (3) Почему звуков больше , чем букв? Где стоит буква «я»? (В конце слова.) После какой буквы? (После гласной буквы «и».) Их друзья Ян и Лия решили загадать нашим героям загадку.
9) Загадка:

Он один стоит вдали,

Его видят корабли.

От беды чтоб им уйти,

Ярко светит он в пути. (Маяк.)
Звуковой анализ слова маяк .

Сколько звуков? (5)

Сколько букв? (4) Почему?

Где находится буква «я»? После какой буквы стоит?

Сделайте вывод: - Когда же буква «я» обозначает два звука [й’а]? (В начале слова и после гласных.)
10) Чтение слов с буквой «я» (стр. 37 учебника).
- Благодаря нашим героям мы познакомились с новой буквой «я» и узнали , что она обозначает два звука в начале слова и после гласного звука.

Маша и Витя хотят послушать, как вы прочитаете слова с изученной буквой.
Значение слов: ЯРЫЙ – (ЯРОСТЬ) - ЯРОСТНЫЙ

Сильный злость

Злой
11) Составление модели слова: ЯМА, РАЯ. (Работа по вариантам.)
- Нам нужно передать сообщение на берег. Эти слова надо зашифровать, слова превратить в их модели. (2 ученика – у доски.) Самопроверка.

Сколько букв? Сколько звуков? Почему?

12) Работа с предложением (стр. 37 учебника).
- Маша рассказала Вите о своей подруге , которая любит цветы и выращивает их на своей клумбе.

Рассмотрите, кто нарисован? Что в руках? Прочитайте предложение. Как зовут девочку? Сколько слов в предложении? Какие это слова? Составьте модель этого предложения.

13) Составление рассказа по картинке.
- В Букволандии случилась неприятность. Посмотри, что же произошло с героями? Составьте рассказ по картинке. (Дети рассказывают на тему «Гроза». Учитель фиксирует модель текста.)
Гроза.

Налетел ветер. Тучи заволокли небо. Ударила молния, и прогремел гром. Полил сильный дождь. Дети испугались и побежали домой.

- Перескажите текст с опорой на модель текста.


  1. Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие по стране Букволандии с нашими героями, а прервал их дождь. Но путешествие мы продолжим на других уроках.

Что самое главное вы узнали из этого путешествия? Чему научились?
Домашнее задание: читать на стр. 37, составить рассказ из 4 предложений о детях, озаглавить его.

Мы говорили о правильном списывании с учебника, подготовке к диктанту и письму по памяти. Давайте сегодня поговорим о том, как сделать звуко-буквенный разбор слова.

Итак, для начала вспомним, какими бывают звуки.

Звуки бывают гласными и согласными .

Буквы, которые обозначают гласные звуки, назовем гласными , буквы обозначающие согласные звуки – согласными .

Что такое , и какими они бывают?

– это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия. Согласные звуки бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими.

Многие согласные звуки образуют пары и называются парными. Пары бывают звонкие – глухие:

и твердые – мягкие:

Что такое

Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

В согласно – гласных слогах эти звуки, кроме звука И , обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: Д А , Д О , Д У , Д Э , Д Ы . Звук И обеспечивает мягкое произношение – Д И .

Остальные гласные буквы имеют по два звука:

В согласно – гласных слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: Д Е , Д Ё , Д Ю , Д Я .

Гласные звуки делятся на ударные и безударные. Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

Пусть ребенок напишет слово и поставит знак ударения. Затем надо определить, сколько в слове слогов. Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв. Затем ребенок определяет, сколько гласных букв, а сколько согласных. И наконец, какой звук обозначают согласные буквы.

Образец записи:

[л`д`и н к а]

2 – гласных , 4 – согласных ;

л – [л`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

д – [д`] – согласный, мягкий, звонкий, парный;

и – [и] – гласный, ударный

н – [н] – согласный, твердый, звонкий, непарные;

к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный;

а – [а] – гласный, безударный.

________________________________________________

6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка

О том, что такое слог, ударение и как правильно переносить слова, мы поговорим в .

В слове маша́ :
1. 2 слога (ма-ша́ );
2. ударение падает на 2-й слог: маша́

  • 1-ый вариант

1 ) Транскрипция слова «маша́ »: [мʌша́ ].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
м - [м] - согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [м] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а - [ʌ] - гласн., безударный; ниже см. § 32.
ш - [ш] - согл., тверд. (непарн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. §§ 68, 106.
а - [а́ ] - гласн., ударный; ниже см. § 15.

4 буквы, 4 звука

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 15

§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: заа́ хать, поа́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, жа́ ба, ша́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коча́ н, кача́ ть, поща́ да.

§ 32

§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.

Таким образом, на месте букв а и о гласный [а] произносится: 1) после твердых согласных: а) сады́ , дары́ , мала́ , пашу́ , стари́ к, трава́ ; шалу́ н, шала́ ш, жари́ , жарко́ е, цари́ зм, цара́ пать; б) вода́ (произносится [вада́ ]), нога́ (произносится [нага́ ]), гроза́ (произносится [граза́ ]), поля́ (произносится [пал❜ а́ ]), моря́ (произносится [мар❜ а́ ]), столы́ (произносится [сталы́ ]), плоды́ (произносится [плады́ ]), прошу́ (произносится [прашу́ ]), пошёл (произносится [пашо́ л]), шофёр (произносится [шаф❜ о́ р), жонглёр (произносится [жангл❜ о́ р]); 2) в начале слова: а) апте́ ка, армя́ к, арши́ н, акко́ рд, амба́ р; б) окно́ (произносится [акно́ ]), оди́ н (произносится [ади́ н]), огу́ рчик (произносится [агу́ рчик]), оси́ ны (произносится [аси́ ны]), оде́ ть (произносится [аде́ т❜ ]).

Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛда́ ] (вода́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.

§ 68

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ца́ пля (произносится [ца́ пл❜ ъ]).

§ 106

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд❜ ], [жн❜ ], [жл❜ ], [шн❜ ], [шл❜ ]:

[жд❜ ]: пре́ жде, хожде́ ние, осуждён, награждён;

[жн❜ ]: худо́ жник, сапо́ жник, пре́ жний, бли́ жний, ва́ жничать;

[жл❜ ]: ве́ жливый, бережли́ вый;

[шн❜ ]: ли́ шний, вне́ шний, зде́ шний;

[шл❜ ]: промы́ шленный, ка́ шлять, пришли́ .

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..