Физиологические механизмы эмоций. Физиология внимания и памяти. Физиологические основы эмоций: понятие, свойства и закономерности. Теория, мотивация и виды эмоций Физиологическая роль эмоций

От древности до современности физиологи связывали и связывают эмоциональные состояния человека с различными изменениями в организме, с различными телесными проявлениями

конце XIX века была выдвинута теория эмоций, согласно которой эмоция возникает только как следствие внутренних, физиологических процессов, происходящих в организме. Восприятие вызывает телесные процессы - изменений ни в деятельности дыхания, сердечно-сосудистой системы, мышц тела и т.д., и только после этих изменений в организме появляются эмоциональные переживания. Они являются следствием указанных изменений и их осознанием. Эту теор ию предложил американский психолог. В. Джемс в работе"Принципы психологии"(1890). В. Джемс отмечал, что в противовес общепринятому мнению следует говорить:"мы скорбим том, что плачем; мы гневаемся том, что кричим и стучим, а не наоборот"В. Джемс связывал эмоции только с внутренним субъективным опытом и не отмечал рефлекторной природы их возникновенияої природи їхнього виникнення.

В 1910-1915 гг ряд исследований, посвященных биохимическому анализу изменений, происходящих в организме под влиянием эмоций, совершил. В. Кэннон. Исследования. В. Кеннона, а также. М. Шеррингтона дали ценный факты ичний материал, сделал отнестись к вопросу об эмоциях с точки зрения приспособительных реакций организма к деятельности. Однако эти исследования недостаточно глубоко раскрыли физиологическую природу эмоций т а закономерности их возникновениякнення.

Интересные попытки изучить нервные механизмы эмоциональных реакций были осуществлены в лаборатории. ВМ. Бехтерева (1929), который рассматривал эмоции как сложные рефлексы, возникающие на основе природных инстинктов богатыми то эмоциональных реакций воспроизводится по типу условных рефлексов, в которых раздражающий процесс распространяется из коры головного мозга на подкорковые вегетативные центры и передается разным органам тела рефлекторно механики змом объяснял возникновение эмоций с их характерными двигательными проявлениями также и. ИМ. Сеченов. Простые эмоциональные реакции имеют тот же механизм, что и сложные. Сначала - возбуждение чувствительного нерва, затем - ди яльнисть центра, наслаждение; итоге - мышечное сокращение. Эмоциональная реакция, за. ИМ. Сеченова, - это рефлекс с"усиленным концом", который охватывает всю сферу страстей. Эмоциональные элементы усложняют. Рефлект пахотные движения, связанные в своих элементарных формах с инстинктамх формах з інстинктами.

Глубокое экспериментальное обоснование условно-рефлекторного механизма эмоций дал. ИП. Павлов. От доказал, что эмоциональные реакции имеют своей основой совместной деятельности коры и подкорки с их сложными рефл лекторнимы связями, а кора выполняет регулятивную роль при эмоциональных реакцияіях.

103 Физиологическая основа эмоций

Все эмоции - радость, любовь, тревога, страх, печаль, стыд и т.п. - всегда возникают под воздействием на нервную систему человека внешних и внутренних раздражений. При возникновении эмоций нервное возбуждение распространяется на вегетативные центры и вызывает изменения в жизнедеятельности организма. Эмоции с их реакциями в виде изменений в деятельности внутренних органов, различных выразительных движений и т.д. возникающих при механи змом как безусловного, так и условных рефлексовів.

Эмоциональные реакции, возникающие по механизму безусловных рефлексов, имеют постоянный характер. Такие эмоции, как страдания от голода, жажды, боли, эмоции удовольствия, страха с типичными защитными рефлекс сами, а также эмоции гнева с его оборонительными рефлексами наступательного характера и др., возникают постоянно и обязательно с соответствующими состояниями организма и при соответствующих внешних условий. Эти реакции являются би ологично необходимыми, имеют жизненно важное значение и является унаследованными формами рефлекторных реакций. Они набирают типичных видовых форм проявления в различных высших - животных и людей. Эмоциональные реакции смеха, с лез, реакция страха, гнева являются общими для всех людей, имеющих видовой характер. Однако механизм реакций даже при простых эмоций у человека значительно более сложной, разнообразнее, чем у животного. Эти реакции не такие стереотипные, имеют много различных оттенков по интенсивности и качества. У человека природа этих безусловно-рефлекторных эмоциональных реакций неотделима от условно-рефлекторных реакции реакцій.

Условно-рефлекторное возникновения эмоциональных реакций связано с многочисленными безусловными раздражителями, с которыми животное или человек встречается в своем индивидуальном опыте. В условных рефлексах, которые возникают ають на базе безусловных, движение нервного возбуждения возможен как от подкорки к коре, так и в обратном направлении - от коры до подкоркового центру.

Подкорка функционирует под контролем коры больших полушарий головного мозга. Контроль со стороны коры проявляется, в частности, в том, что человек может регулировать силу эмоций, не поддаваться им, задерживать определенной м степени внешние проявления своих переживаний (например, сдержать свой смех, гнев и т.п.) время подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая как источник их силли.

Разрушение подкорковых образований, особенно таламуса и гипоталамуса, приводит к нарушению внешнего проявления эмоциональных состояний. При патологических поражениях подкорки у больных людей наблюдаются расстройства е эмоциональных реакциий.

сложные переживания человека связаны с образованием систем временных нервных связей, с выработкой, поддержкой и изменением динамических стереотипов. Динамический стереотип складывается под влиянием реальных х взаимосвязей организма со средой не только установление, но и более или менее длительное поддержание динамического стереотипа - нервная работа, зависит от сложности самого стереотипа и индивид уальних особенностей нервной системы человека. Образование, поддержка и нарушение динамического стереотипа не проходят незаметно для человека, они переживаются. НЕнею.

Динамические стереотипы меняются в течение жизни в связи с изменением его условий. Новые жизненные обстоятельства, новые задачи требуют от человека и новых способов действия, изменения старой системы связей с среды овищем и выработку новой. Это изменение одного стереотипа другим часто сопровождается конфликтом между старым и новым стереотипами, получает свое выражение в борьбе различных переживаний человека. Изменения произведенных си стем связей переживают дети в разные моменты их жизни (например, при переходе из семьи в детский сад, поступлении в школу, переходе из младших к средним классам, окончании школы и т.д.) поняли о, не все в выработанных системах связей меняется. Многое сохраняется, сохраняются и устоявшиеся чувствечуття.

Разнообразные внешние проявления чувств можно условно разделить на выразительные, или экспрессивные движения и изменения в деятельности внутренних органов, или висцеральные (от лат viscera - внутренности). И те, и другие по происхождению врожденными, безусловными и приобретенными, условными

Безусловно-рефлекторные проявления чувств обеспечиваются деятельностью подкорки. Физиологическим механизмом условнорефлекторных проявлений чувств является интероцептивные временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга и играют важную роль в регуляции ней работы внутренних органев.

Эмоции имеют свои биохимические основы. Проведенные эксперименты с психоактивными фармакологическими препаратами (фенамин, адреналин и др.) показали, что эти препараты по-разному влияют на гипоталамус и, сми инюючы его динамическое равновесие с вегетативной нервной системой, вызывают у человека различные эмоциональные состояния (подъем, беспокойство, депрессию, тоску и т.д.о).

Разные эмоциональные состояния человека, его сложные нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства могут быть вызваны не только непосредственным влиянием на нервную систему явлений действительности. Они возникают также в о оцеси общение людей посредством условных раздражителей, слов. Процесс преобразования временных нервных связей на словесные сигналы происходит основными законами высшей нервной деятельности, по зак онами иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов, возбуждения и торможения. Вызванные второсигнальными раздражителями, нервные процессы в коре головного мозга при их иррадиации на низшие. Отделения ли мозга вызывают различные реакции в жизнедеятельности организма, характерные для эмоций. Мы часто наблюдаем в повседневной жизни случаи, когда, например, полученная словесная информация о которых сь события вызывает у человека определенную эмоциональную реакцию - она??радуется, выражает удовлетворение или, наоборот, беспокоитсяться.

Биологическое значение эмоций определяется в первую очередь их оценочной функцией, потому, что только это субъективное ощущение позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность и возможность ее удовлетворения. В процессе целенаправленного поведения с помощью эмоций происходит оценка вероятности достижения цели. Кроме того, эта функция эмоций проявляется в том, оценивается и ситуация во внешней среде. Состояние тревоги, страха, агрессии или интереса – это отражение отношения к тому, что происходит во внешней среде.

Побуждающая функция заключается в том, что эмоции индуцируют, побуждают к совершению действия, направленного на удовлетворение потребности.

Переключательная функция эмоций особенно ярко проявляется при конкуренции мотиваций, в результате которой определяется доминирующая мотивация.

Подкрепляющая функция заключается в том, что положительная эмоция становится реальным подкреплением для выработки условного рефлекса, наградой, к которой следует стремиться. Отрицательная эмоция – состояние, которого человек и животное стараются избегать

эмоции чрезвычайно важны для общения между людьми и животными. Сообщения о внутреннем психическом состоянии передаются и принимаются с помощью проявления эмоций (мимика, жесты, голос, поведение в целом). Таким образом, эмоции выполняют и коммуникативную функцию.

Классификация:

Положительные эмоции – (радость, удовольствие и др) пропорциональные снятому напряжению во время решении задачи. Они оказывают благоприятное влияние на здоровье, стимулируют физическую и умственную деятельность.

Отрицательные эмоции:

Стенические (ярость, гнев, негодование и др) – сопровождаются стрессом, усилением деятельности соматических и висцеральных систем (увел ЧСС и АД, повышается активность мышц и чувствительных рецепторов), что позволяет мобилизовать ресурсы организма для достижении цели.

Астенические (страх, тоска,печаль) возникает на фоне угнетения активности и торможение реакций. Могут быть причиной неврозов и психических заболеваний.

Механизм формирования эмоций:

Главную роль при формировании эмоций играет лимбическая система (гипоталамус, миндалина и др)Здесь расположены центры награды и наказания, а также центры страха, агрессии, удовольствия и др. эмоций. Их стимуляция приводит к формированию положительных и отрицательных эмоций. Лимбическая система связана с ново корой конечного мозга, куда идет возбуждение и происходит осознание эмоций. Таким образом, для формирования эмоций необходима целостная система всего мозга.

Из нейромедиаторов в возникновение + эмоций учавствуют эндогенные опиоды и серотонин, а отрицательные норадреналин.

Теория подкорковых центров: связывает генез эмоций с глу­бинными структурами мозга.

Многочисленные клинические наблюдения указывают на то, что при локализации очага повреждения, например опухоли или кровоизлияния, в глубинных структурах мозга у пациентов наблюдаются нарушения эмоцио­нальных переживаний от повышенной раздражительности до полного по­давления эмоций.

Корковая теория эмоций. Эксперименты с удалением у животных коры головного мозга отчетливо продемонстрировали, что эмоции у животных после удаления коры мозга сохраняются, но изменяют свой характер. Как правило, у таких животных эмоциональные реакции на внешние раздражители, особенно агрессивные, становятся более выра­женными, яркими.

Периферическая теория эмоций: в формировании эмоций существенная роль принадлежит влияни­ям, идущим в ЦНС со стороны внутренних органов.

Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций: эмоции являются целостной реакцией мозга, формирующейся на основе объединения (интеграции) различных структур мозга: подкорковых образований и коры.

2. 2сосудистый центр, состав, локализация, принцип работы, связь с вегетативной нс. дуга (аорта - сосуд.центр - ганглии - сосуды)

Не­рвы, регулирующие тонус сосудов, называются сосудодвигательными и состоят из двух частей - сосудосуживающих и сосудорас­ширяющих Симпатические нервные волокна, выходящие в составе передних корешков спинного мозга, оказывают суживающее действие на сосуды кожи, органов брюшной полости, почек, легкихи мозговых оболочек, но расширяют сосуды сердца. Сосудорасширяю­щие влияния оказываются парасимпатическими волокнами, которые выходят из спинного мозга в составе задних корешков.

Определенные взаимоотношения сосудосуживающих и сосудо­расширяющих нервов поддерживаются сосудодвигательным цент­ром, расположенным в продолговатом мозге и открытым в 1871 г. В.Ф.Овсянниковым. Сосудодвигательный центр состоит из прессорного (сосудосуживающего)и депрессорного (сосудорасширяющего) отделов. Главная роль в регуляции тонуса со­судов принадлежит прессорному отделу. Кроме того, существуют высшие сосудодвигательные центры, расположенные в коре го­ловного мозга и гипоталамусе, и низшие-в спинном мозге. Нервная регуляция тонуса сосудов осуществляется и рефлекторным путем. На основе безусловных рефлексов (оборонительных, пищевых,

половых) вырабатываются сосудистые условные реакции на слова, вид объектов, эмоции и др.

Основными естествеными рецептивными полями, где возникают рефлексы на сосуды, являются кожа и слизистые оболочки (экстероцептивные зоны) и сердечно-сосудистая система (интероцептивные зоны). Главнейшими интерорецептивными зонами являются синокаротидная и аортальная; в дальнейшем подобные зоны были открыты в устье полых вен, в сосудах легких и желудочно-кишечно­го тракта.

3. . всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. опыт герденхренпоймикакфамилиябаера по сасыванию растворов различной осмолярной концентрации.
Всасывание
– процесс переноса питательных веществ из полости желудочно-кишечного тракта во внутреннюю среду организма – кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего желудочно-кишечного тракта, но его интенсивность неодинакова и зависит от трех причин:

1) строения слизистой оболочки;

2) наличия конечных продуктов;

3) времени нахождения содержимого в полости.

Слизистая оболочка нижней части языка и дна ротовой полости истончена, но способна к всасыванию воды и минеральных веществ. Вследствие короткой продолжительности нахождения пищи в пищеводе (примерно 5–8 с) всасывания не происходит. В желудке и двенадцатиперстной кишке всасывается небольшое количество воды, минеральных веществ, моносахаридов, пептонов и полипептидов, лекарственных компонентов, алкоголя.

Основное количество воды, минеральных веществ, конечных продуктов расщепления белков, жиров, углеводов, лекарственных компонентов всасывается в тонком кишечнике. Это связано с рядом морфологических особенностей строения слизистой оболочки, за счет которых значительно увеличивается площадь контакта с наличием складок, ворсинок и микроворсинок). Каждая ворсинка покрыта однослойным цилиндрическим эпителием, который обладает высокой степенью проницаемости.

В центре располагается сеть лимфоидных и кровеносных капилляров, относящихся к классу фенестрированных. Они имеют поры, через которые проходят питательные вещества. В соединительной ткани также находятся гладкомышечные волокна, обеспечивающие движения ворсинок. Оно может быть нагнетательным и колебательным. Метсимпатическая нервная система осуществляет иннервацию слизистой оболочки.

В толстом кишечнике происходит формирование каловых масс. Слизистая этого отдела обладает способностью к всасыванию питательных веществ, но этого не происходит, так как в норме они поглощаются в вышележащих структурах.

Нормальная функция клеток слизистой оболочки желудочно-кишечного такта регулируется нейрогуморальными и местными механизмами.

В тонком кишечнике основная роль принадлежит местному способу, так как на деятельность органов большое влияние оказывают интрамуральные сплетения. Они осуществляют иннервацию ворсинок. За счет этого увеличивается площадь взаимодействия пищевой кашицы со слизистой оболочкой, что увеличивает интенсивность процесса всасывания. Местное действие активируется при наличии конечных продуктов расщепления веществ и соляной кислоты, а также в присутствии жидкостей (кофе, чая, супа).

Гуморальная регуляция происходит за счет гормона желудочно-кишечного тракта вилликинина. Он вырабатывается в двенадцатиперстной кишке и стимулирует движение ворсинок. На интенсивность всасывания также оказывают воздействие секретин, гастрин, холецистокинин-панкреозинин. Не последнюю роль играют гормоны желез внутренней секреции. Так, инсулин стимулирует, а адреналин тормозит транспортную активность. Среди биологически активных веществ серотонин и гистамин обеспечивают всасывание.

Рефлекторный механизм основан на принципах безусловного рефлекса, т. е. стимуляция и угнетение процессов происходят с помощью парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы.

Таким образом, регуляция процессов всасывания осуществляется с помощью рефлекторных, гуморальных и местных механизмов.

.4задача:у двух женщин одного возраста разный уровень эстрагенов (за что он отвечает) все вопросы.

Ответ: у кого повышена овуцин цикл, а пик эсктрагенов достигается в фазе пролиферации, а у той что не повышена не наступил либо будет наступать

Билет №30

Физиологическая природа эмоций

Вот вам и эволюция человеческого мозга. Женщина XXI века все реже плачет от несчастной любви, предпочитая мимолетные связи. Мужчину же травмирует просмотр фильма или отказ во взаимности. Что это? Новые реалии мышления или закономерное проявление чувств?

Люди абсолютно разные в своих эмоциях, и гендерные различия не играют в этом важной роли, особенно в наше время. Ответственность за это лежит на феминистках. Борьба за равноправие выработала у женщин иммунитет к проявлению эмоций, вызванных любовными переживаниями и сентиментальными сценами. Женщина перестает испытывать свойственные ей от рождения эмоции. Зато мужчины становятся более уязвимыми. Разговоры о дискриминации все чаще слышны именно от представителей сильного пола, что выводит их на еще большие эмоции.

В принципе, всем людям свойственно смеяться над смешным и плакать от горя. Однако существуют и запрограммированные эмоции, которые не контролируются разумом. Например, слезы радости. Это явление характерно даже для сильных мужчин. Перекачанный кикбоксер не сможет сдержать слез при первом взгляде на своего ребенка. А вот для женщин проще простого найти радостный повод для слез.

Вот пример влияния социальных факторов на чувственную природу человека. Воспитание не позволит английской леди с умилением смотреть «мыльные» сериалы, от этого будет страдать ее восприятие прекрасного. Зато провинциальный парень отныне не страдает от скромности, ведь он - «реальный пацан», о котором снимают телевизионные сериалы. Такова наша реальность.

Есть еще одна интересная точка зрения. Уильям Джеймс писал, что следует разделять эмоции и инстинкты. Что такое эмоция? Психический порыв, направленный на чувства. Иначе говоря, эмоция заставляет чувствовать. Инстинкт же вызывает стремление к активному действию, особенно при наличии объекта. Теперь попробуем догадаться, для кого из рода человеческого характерны чувства, а для кого - действенное восприятие? Именно… Вот тогда все становится на свои места. Женщина из-за обилия нервных волокон в мозговой структуре более эмоциональна, а мужчина живет инстинктами, допускаемыми современными нравами. Опять-таки все это происходит в силу особенностей мышления. В наше время тенденция к проявлению мужской эмоциональности возросла. Может ли это означать, что мозг человека эволюционировал именно таким образом? Вполне. Не будем развивать мысль дальше, рискуя нарваться на гневные восклицания.

Эмоции остаются неизменными на протяжении многих веков. Гнев, ненависть, страх, радость, печаль, стыд… Бесконечность человеческих чувств. Проявление эмоций циклично. Гнев сменяется радостью, радость приводит к раздумьям, которые порождают печаль. Печальные мысли вырабатывают чувство страха, страх приводит к гневу, и цепочка повторяется вновь. Но это жизненный цикл, и его можно прервать, получив незапланированный запас позитива или наоборот. Намного сложнее контролировать минутные эмоции, ведь чувства не всегда подвластны разуму.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Любить без условий, растить без усилий автора Некрасовы Заряна и Нина

Природа запретов Вообще-то слово «нет» как и частичка «не» очень коварны, они обладают одним странным свойством. Эти слова или пролетают мимо ушей, или, наоборот, ребёнок воспринимает наше «не» как прямой приказ – и НЕ делает того, о чём просит взрослый.Например, посылаете

автора Теплов Б. М.

§29. Ассоциации и их физиологическая основа Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определённой связи друг с другом. Без установления тех или других связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение.Что

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§52. Физиологическая основа чувств У человека, как мы знаем, в основе всех психических процессов лежат нервные процессы, протекающие в коре больших полушарий. Чем же с физиологической стороны отличается чувство от других психических процессов?Всякий психический процесс

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

СТАДИЯ ПЕРВИЧНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕЛЮДИЯ К ОБЪЕКТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ Большинство исследователей согласны с тем, что мы рождаемся подготовленными для участия во взаимодействии. Сандлер (1975) концептуально описывает это взаимодействие как часть биологически

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

автора

Природа восприятия Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, т. е. связь с жизнедеятельностью, с

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Природа воображения Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Природа мышления Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от того, что дано в

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

5. Природа СЧВ. Одной из основных работ о психоаналитическом подходе к проблеме телепатии является глава XXX "Вводных лекций по психоанализу" Фрейда (Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis), под названием "Сновидения и оккультизм" (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ:

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Природа перемен Когда я была в первом классе, почти в середине учебного года моя семья переехала и я оказалась в новой школе. Все там было незнакомо - и учительница, и ученики, и материал. Самое ужасное было именно последнее - незнакомый материал. В освоении школьной

Из книги Этот слабый сильный пол автора Толстая Наталья

Измена налицо, и он утверждает, что имела место чисто физиологическая неверность Нужно убедиться, что всей этой истории пришел конец. Это обязательно. От этого зависит дальнейшая тактика поведения.Если ты точно знаешь, что измена была лишь однажды, то можешь принять его

Из книги Исцеляющая сила эмоций автора Падус Эмрика

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Мигрень автора Сакс Оливер

11 Физиологическая организация мигрени Двадцать четыре буквы не способны составить большее разнообразие слов на всевозможных языках, чем разнообразие симптомов, производимое меланхолией у нескольких пациентов. Эти симптомы нерегулярны, темны, разнообразны,

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Природа света Чтобы полнее понять, что нас ведет и направляет, давайте подумаем о свойствах «параллельных миров», как они проявляются в мире, описываемом квантовой механикой. Неплохим отправным пунктом могут быть свойства света. Возможно, вы знаете, что в физике, свет

Из книги Ум человека автора Торсунов Олег Геннадьевич

Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.

Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.

Внимание - это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание - это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.

Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным - человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.

Память

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.

И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Память связана с определенными отделами головного мозга, соединенными между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, обучению. Именно приобретение индивидуального опыта путем формирования условных рефлексов рассматривается как процесс обучения.

Виды и формирование памяти

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение - мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:

  1. Двигательная память - лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
  2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
  3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
  4. Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память имеет большое значение для поведенческой ориентации человека. Без способности накапливать и сохранять информацию невозможно получить знания, необходимые для жизни, накапливать и осуществлять целенаправленные действия.

Различают кратковременную (нестабильную) память и долгосрочную (долговременную) память , где хранится наиболее значимая информация. В долговременной памяти информацию сохранять необходимо в обобщенном виде (фундаментальные законы, закономерности, обобщения, понятия). Мозг же отбирает в долговременную память самую необходимую информацию. Эту очень важную «мыслительную» работу выполняет мотивационная система, которая и определяет, какая информация наиболее важна.

В последние годы интенсивно исследуется механизм памяти. Установлено, что образование следов памяти проходит поэтапно.

  1. На первом этапе - нервные импульсы проходят от органов чувств к коре головного мозга, где сигналы задерживаются на несколько сотых секунды для их анализа. Этот процесс называют оперативной или сенсорной памятью . Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.
  2. Второй этап связан с хранением информации и именуется краткосрочной памятью , отвечающей за временное (несколько секунд) хранение информации в виде слов. Ее называют еще
    первичной памятью
    . Информация из первичной памяти может быть вытеснена новыми сигналами.
  3. Третий этап (вторичная память ) - информация из первичной памяти передается во вторичную и через промежуточные станции - в третичную, где и хранится длительное время.

Все виды памяти проявляются в двух формах: логически-содержательной и чувственно-образной . Первая оперирует преимущественно понятиями, вторая - представлениями.

Развитие и тренировка памяти осуществляются путем постоянных тренировочных упражнений: сосредоточенности, четкости восприятия, внимательности, активной мыслительной деятельности с использованием схем, таблиц.

Память - очень ценное качество человека, ее необходимо не только развивать, но и сохранять, не отравляя мозг алкоголем, никотином, наркотиками. Эти отравляющие вещества нарушают кровообращение в сосудах мозга, разрушают связи между клетками и сами нервные клетки, которые в процессе жизнедеятельности не восстанавливаются.

Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позе, а также жестам человека, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми .

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Жизнь человека без эмоций невозможна. Потеря эмоций - это потеря специфических для человека черт.

Нормальная жизнь человека должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоций. Бурные отрицательные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека. Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли - осмысленного руководства эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, «не давать чувствам воли».

Самообладание, умение владеть собой в различных ситуациях приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.