Музыкальная литература что такое период. Музыкальная форма: Период. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах. Простая трехчастная форма

Это простейшая музыкальная форма гомофонной музыки. Период – относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

Периоды различны по структуре. Для классического стиля характерен нормальный период, в котором отчетливо выражен экспозиционный тип изложения (8-16т.). Основные крупные части периода – предложения. Предложения имеют как правило по две фразы, которые состоят из мотивов. Первое предложение – начальное, второе – ответное. Предложения расчленяются и связываются между собой серединной каденцией на Доминанте. В конце – каденция на Тонике. Возникает согласованность, перекличка кадансов – первому вопросительному отвечает второй утвердительный (T – D – D - T). Образуется автентический каданс, придающий ладогармоническую устойчивость, цельность.

Пример: Моцарт, Соната №11, ч.1.

Типичное строение периода сложилось в песенно-танцевальных жанрах гомофонной музыки и закрепилось благодаря четкости и запоминаемости музыкальной мысли.

Для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно выражается в:

1. Почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний (при этом знак репризы не образует формы).

2. В частичном повторе материала.

Пример: Бетховен, Соната №1, ч.2

Бетховен, Соната №7, ч.2.

3. В повторе измененном посредством орнаментации.

Бетховен, Соната №15, ч.1.

Существенную роль играет местоположение кульминации. Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковую кульминацию. Чаще повторяется меньшая часть первого предложения и это способствует наличию кульминации во втором предложении.

Шуман. «Грезы».

Метнер. Соната-воспоминание.

Есть исключения: кульминация в начале предложения:

Шопен. Мазурка, ор. 67 №4.

По тематическому развитию периоды бывают – повторного и неповторного строения. Также периоды делятся на квадратные и неквадратные.

Неквадратность бывает органическая (Глинка. Вальс-фантазия, 3+3т.), за счет расширения и дополнения.

Период может быть однотональным и модулирующим (Бетховен. Тема радости, ч.1, 9 симфония). В периоде, которые в целом однотонален, возможны отклонения в другие тональности. Такой период называют модуляционным.

Бетховен. Симфония №5, ч.2.

Модулирующий период заканчивается в новой тональности: для мажора, как правило, в Доминантовой, для минора – в параллельной.

Вагнер. «Тангейзер», марш пиллигримов.

Период бывает:

· Замкнутый – заканчивается на Тонике основной тональности;

· Разомкнутый – заканчивается на Доминанте (Бетховен, соната №8, ч.1, гл.т.); заканчивается в новой тональности.

Иногда встречаются периоды из 4-х предложений, как правило, в сложных размерах.

Шуман. Новеллетта, ор.21 №1.

Есть периоды из трех предложений.

Григ. Норвежский танец.

Наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.

1. Расширение – повторное проведение какого-либо построения с увеличением его длины – внутреннее расширение, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной каденцией. Расширение связано с эмоциональным нарастанием кульминации.

Приемы расширения:

· Повтор какого-либо элемента – простое варьирование, секвенциобразное, имитационное (Чайковский, «Баркаролла», «Январь»).

· Более сложные приемы развития с введением новых тональностей.

· Растяжение каденционных гармоний (ария Лизы из «Пиковой дамы»).

Внутреннее расширение возникает до появление Тоники.

2. Дополнение – дополнительное построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция. Это ряд добавочных построений, утверждающий основную мысль. Дополнение возникает после Тоники. Это внешнее дополнение (Бетховен. Соната №1, Менуэт).

СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРИОДА:

1. Тональность.

2. границы периода.

3. повторный или неповторный.

4. квадратный или неквадратный.

5. замкнутый или разомкнутый.

6. однотональный, модулирующий, модуляционный.

7. анализ кадансов.

8. определить кульминацию.

9. выяснить причину неквадратности.

10. особенности стиля, фактуры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ:

Бетховен. Соната №3,ч.2, 3, 4.

Соната №4, ч.2 и 3.

Соната №7, ч.2

Соната №5, ч.1.

Соната №27, ч.1 и 2.

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД .

Состоит из двух мелодически сходных предложений с разными кадансами, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом.

Чайковский. Ноктюрн до диез минор . Здесь два предложения (D - T), где каждое как явный период. Четыре одинаковых начала – отличительный признак сложного периода.

В форме периода часто излагаются темы произведений и тем самым период входит, как обособленная часть, в более крупное целое.

Существуют короткие произведения, представляющие собой период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой (это, как правило, миниатюры, прелюдии – небольшие самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение).

Шопен широко развил эту форму.

Самостоятельный период редко имеет четкую структуру. Но есть исключения: Шопен. Прелюдия №7.

Более типичны для таких пьес структурные контрасты (наличие расширения во втором предложении, что создает движение и кульминацию, эмоциональное нарастание).

Шопен. Прелюдии ми минор, си минор.

Период из трех предложений: Шопен. Прелюдия №9.

Сложный период: Шопен. Прелюдия №10.

Такие формы характерны для прелюдий Скрябина, пьес Лядова, романсов Римского – Корсакова, Рахманинова. В вокальной музыке сложный период, как самостоятельная форма, употребляется в песенно-куплетной структуре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

Григ. «Люблю тебя».

Бородин. «Фальшивая нота».

Шопен. Прелюдия №6, Вальс №7, р.1.

Чайковский. «Утреннее размышление».

, мелодических формул и др.), гармонии , метра и ритма , склада и фактуры , вербального текста (стихотворного, молитвословного, прозаического), тембров и кластеров и др.; 3) музыкально-теоретическая учебная дисциплина и отрасль музыкознания, занимающиеся изучением формы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Музыкальная форма на примере пьес из "Детского альбома" П. Чайковского

    Цикл встреч "Будь в музыке!"- Музыкальные формы

    Мотив. Фраза. Предложение.

    Музыкальная форма: вариации

    Фрагмент урока музыки. Игра "Лови вопрос" при повторении темы "Музыкальная форма"

    Субтитры

Форма и содержание

При рассмотрении формы в её наиболее обобщённом понимании (второе значение термина по МЭСу), музыкальную форму от специфически музыкального содержания отличить невозможно. Когда таким образом «расплывается» объект рассмотрения (формальная конструкция), то анализ формы по существу превращается в «целостный анализ» всего. Об этом в России неоднократно писал Ю.Н. Холопов , в Германии - автор популярного учебника о форме Клеменс Кюн : «Когда "учение о формах" перекрещивают в "анализ композиции", то, хотя исторически и лексически особенностям данной отдельной композиции воздаётся в полной мере, учение о формах как дисциплина в значительной мере упраздняется» .

Оппозиция формы и содержания - обязательный аспект музыковедения в России советского периода. Методологической базой для рассмотрения данной оппозиции в СССР служила так называемая «марксистская теория искусства» , постулировавшая примат содержания над формой. В вульгарно-социологической трактовке этого постулата форма как таковая не могла быть предметом науки и самой музыкальной композиции. Композиторы и теоретики музыки, проявлявшие в своём творчестве «чрезмерное» внимание к форме, объявлялись идеологами марксистской теории искусства «формалистами» (с неизбежными социально-политическими последствиями).

Форма и жанр, форма и стиль

Музыкальная форма - дискуссионная тема научных исследований. Учения о музыкальной форме в России, в Германии, в США, во Франции и других регионах мира сильно отличаются друг от друга как методологией, так и специфической терминологией. Относительное согласие учёных разных школ, принадлежащих европейской традиции (в том числе, российских), отмечается лишь в анализах музыки классико-романтической эпохи (XVIII - XIX века), отчасти также в отношении музыки барокко . Более сложная ситуация с формами старинной и традиционной (культовой и светской, западной и восточной традиций) музыки, где музыкальная форма практически неотделима от жанра (секвенция , мадригал , мотет , респонсорий , стихира , мугам и др.).

Музыкальная форма также рассматривается в связи с понятием музыкального стиля, в диапазоне от научных исследований, как в книге Л.Стайна «Структура и стиль. Исследование и анализ музыкальных форм» , до высказываний в популярных книгах о музыке «для чайников»: «Хип-хоп, госпел, хэви-метал, кантри и реггей - такие же „формы“, как и менуэты, фуги, сонаты и рондо» .

Структура произведения

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз - маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды . Периоды, звучащие сходным образом, объединяются в части . Фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т. д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы. Так, распространённая форма в классической музыке - ABA (песенная форма), означает, что изначальная часть A исчезает, когда её сменяет часть B, и повторяется в конце произведения.

Существует и более сложное структурирование: мотив (мельчайший элемент музыкальной формы; один акцент 1-2 такта), фраза (обычно имеет 2 акцента; 2-4 такта), предложение (наименьшая часть мелодии, завершенная каким-либо кадансом ; 4-8 тактов), период (законченная музыкальная мысль; 8-16 тактов; 2 предложения) .

Разные способы развития и сопоставления элементов мелодии привели к образованию различных типов музыкальных форм:

Одночастная форма (A)

Её называют также балладной формой или айром [ ] . Наиболее примитивная форма. Мелодия может повторяться с незначительными изменениями (форма AA 1 A 2 …). Примеры: частушки .

Двухчастная форма (AB)

Состоит из двух контрастных фрагментов - аргумента и контраргумента (например, пьеса «Шарманщик поет» из «Детского альбома» П. И. Чайковского). Однако если фрагменты не контрастны, то есть второй фрагмент построен на материале первого, то двухчастная форма превращается в вариацию одночастной. Тем не менее, подобные произведения (например, пьеса «Воспоминание» из «Альбома для юношества» Р. Шумана) иногда относят к двухчастным .

Трёхчастная форма (ABA)

Её называют также песенной или тернарной . Различаются 2 вида трёхчастной формы - простая и сложная ; в простой каждый раздел является периодом, средний может быть и коротким переходом; в сложной - каждый раздел представляет собой, как правило, двухчастную или простую трёхчастную форму.

Концентрическая форма

Концентрическая форма состоит из трёх и более частей, повторяющихся после центральной в обратном порядке, к примеру: А В С В А

Классические формы

Соната

Сонатная форма - это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении - тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм: единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

Рондо

Свобода, свойственная сонатной форме, расширяется в рондо. Её форма представляет собой конструкцию ABACADAEAF… То есть совершенно разные фрагменты, тональности и размеры связываются начальной темой A.

Рондо-соната

Смешанная форма, имеющая черты рондо и сонатной формы. Форма состоит из трёх основных разделов, в которой по принципу рондо строятся крайние разделы (оба или один из них), а средний представляет собой разработку, заимствованную от сонатной формы.

Вариации

Одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Состоит из темы и не менее двух изменённых воспроизведений. Однократная вариация темы, например, варьированной репризы в сонатной форме, не позволяет отнести его к вариационной форме.

Фуга

Образец фуги.
Johann Sebastian Bach - The Well-tempered Clavier - Book 1 - Fugue No. 2 in C minor (BWV 847).
Помощь по воспроизведению

Примечания

  1. Холопов Ю.Н. Музыкальная форма // Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990, с.581.
  2. In this sense, there can be no distinction between musical form and specifically musical content . Цит. по: Form // Harvard Dictionary of Music . 4th ed. Cambridge, Mass., 2003, p.329.
  3. См. например, его статьи «Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки» и «Что же делать с музыкальными формами Чайковского?» .
  4. Kühn C. Formenlehre der Musik. Kassel, 1987; 10-е издание там же в 2015 г.
  5. Und wenn "Formenlehre" verschiedentlich zu "Werkanalyse" umgetauft wurde, kann zwar dem sprachlich und historisch Besonderen des Einzelwerkes Genüge getan werden, aber Formen-"Lehre" als Disziplin hebt sich weitestgehend auf . Цит. по:

История и теория музыки

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Период. Типы периода.

Период – это наименьшее музыкальная форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль, завершённая каденцией. (Меньше периода законченной формы нет!)

(Каденция – это гармонический или мелодический оборот завершающего характера).

Типичная протяжённость периода – 8 или 16 тактов. Может быть 4 такта, если медленный темп, или (редко) 32 такта, если темп быстрый.

Применение:

Как часть более крупной формы

Как форма самостоятельного произведения

Как определить границы периода?

1. Об окончании можно судить по достаточной высказанности музыкальной мысли.

5. О завершении периода также свидетельствуют:

Каденции,

Ритмические остановки, паузы, цезуры,

Спад мелодической волны.

Внутренне устройство периода.

Период может делиться на предложения.

Предложение – это наибольшая составная часть периода, завершённая каденцией.

Типично сложение периода из 2-х предложений. 1-ое предложение завершается неустойчивой (не на тонике) серединной каденцией, она играет в музыке роль запятой. 2-ое предложение завершается устойчивой (на тонике) заключительной каденцией, она, соответственно, играет роль точки.

В зависимости от внутреннего устройства, различают несколько типов периода .

Типы периода:

1. Период повторного строения . Это период из 2-х предложений, которые отличаются только каденцией. Начала предложений одинаковые или очень сходные.

2. Период неповторного строения из 2-х предложений . Предложения однородные, однотипные, но тематически различные.

3. Период единого строения или большое предложение . В этом периоде одна каденция, на предложения он не делится.

4. Период из 3-х предложений . В нём возникают разные возможности соотношения предложений (aab – по типу повторного строения соотносятся 1-ое и 2-ое предложения, abb - по типу повторного строения соотносятся 2-ое и 3-ое предложения, abc – все предложения различны).

Предложения в периоде могут делиться на фразы . Фразы не завершаются каденциями, а отделяются друг от друга цезурой.

Фразы состоят из мотивов .

Мотив – это наименьшая часть музыкального произведения, по которому его ещё можно узнать. Обычно, это группа звуков вокруг одной сильной доли.

Понятие квадратности и неквадратности .

Квадратность – это метрическая структура, предполагающая в основе двутакт, возведённый в степень. Типичный квадратный период содержит 8 тактов. Он состоит из двух предложений по 4 такта. Каждое, в свою очередь, состоит из двух фраз по 2 такта.

Неквадратный период устроен иначе.

Неквадратность может быть органической , когда в основе периода лежит 3-хтакт или любое другое образование.

Неквадратность может быть неорганической, когда исходная квадратность нарушается введением дополнений или расширений .

Дополнение – это послекаденционное увеличение периода. Представляет собой построение заключительного характера, способствует закреплению устойчивости. Часто повторяет каденционный оборот. Размеры разные, дополнений может быть несколько.

Расширение – это докаденционное увеличение размеров периода. Всегда связано с наличием внутри периода развития музыкальной мысли. Часто на расширение приходится кульминация.

Простые формы.

Простые формы состоят из периодов (это может быть сочетание 2-х – 3-х периодов или периода и 1-ого – 2-х иных построений, не превышающих по размеру период). Главное отличие от периода – наличие развития.

Простые формы - это целая группа давно существующих, хорошо разработанных форм. Их называют также песенными, т. к. они сложились в европейском песенно-танцевальном фольклоре. Простые формы получили также широкое распространение в развлекательной музыке, где они активно используются вплоть до настоящего времени.

Две основные разновидности – простая двухчастная форма и простая трехчастная форма.

Простая 2-х частная форма.

Это форма, где 1-ая часть – период, 2-ая – или тоже период или замкнутое построение не сложнее периода.

Применение:

Песни и романсы

Инструментальные пьесы

Части более крупных фор.

Для простой 2-х частной формы характерна зависимость от бытовых жанров, поэтому характерна чёткость строения, опора на квадратность.

Существует 2 разновидности : репризная и безрепризная .

Первая часть простой двухчастной формы – период. Применяются простейшие типы периода: повторного строения, неповторного строения из двух предложений (другие редко).

Вторая часть репризной формы – состоит из 2-х разделов, они слитны, но ясно различимы. 1-ый раздел – развивающий, называется «середина». 2-ой раздел – завершающий, это реприза (повторение) одного из предложений начального периода, чаще второго.

Вторая часть безрепризной формы, в свою очередь, может быть контрастной и развивающей .

Контрастная строится на новом материале, это ещё 1 период (припев в песне).

Развивающая, как и в репризной форме, состоит из развивающего и завершающего разделов, но повторения (репризы) не содержит.

Простая 3-х частная форма.

Это форма где 1-ая часть период, остальные не сложнее периода и представляют собой: 2-я часть - «середину», построение развивающего или контрастного характера, а 3-я часть –репризу

Схема: aba.

Применение: (чрезывчайно распространена)

Самостоятельная пьеса

Номер в опере или балете

Часть цикла

Раздел более сложной формы.

Размеры колеблются – это может быть маленькая пьеска или, например, финал 6-ой симфонии Чайковского.

Существует 2 основные разновидности :

развивающая (т. е с серединой развивающего типа)

контрастная (т. е. с серединой контрастного типа).

Развивающая – однотемная, а контрастная – двухтемная. На практике преобладает развивающая, т. к. контраст не очень свойственен простым формам.

Первая часть простой трехчастной формы – период любого типа.

Вторая часть или середина развивающего типа использует материал начального периода. Ощущение развития создаётся неустойчивостью гармоний и некоторыми другими приёмами.

Вторая часть или середина контрастного типа – обычно период с новой темой. Встречается в тех случаях, когда развитие не требуется, например, в музыке картинного, пейзажного типа.

Реприза повторяет материал начального периода, но редко бывает точной. Изменения могут быть разными. В репризу могут проникать элементы как развивающего, так и завершающего характера. Поэтому тип периода может быть другим.

Особые виды простой 3-х частной формы:

1. С повторением частей:a:ba:

2. Трёхпятичастная ababa

3. Двойная трёхчастная ababa

4. Безрепризная трёхчастная abc

Сложные формы.

Основной принцип строения сложных форм в том, что они составлены из простых (а простые из периодов).

По своей природе сложные формы не могут содержать один музыкальный образ. Музыкальных образов в сложных формах два. Соответственно, содержание произведения, написанного в сложной форме, раскрывается через соотношение этих образов. Музыкальные темы при этом могут быть контрастны или сходны.

У сложных форм много конкретных развидностей :

Сложная двухчастая

Сложная трехчастная

Контрастно-составная

Концентрическая и т. д.

Самая распространенная - сложная трехчастная.

Сложная трехчастная форма.

Это репризная форма из трех частей, каждая из которых (или хотя бы первая) сложнее периода.

Схема ABA.

Данная форма подразумевает контраст между А и B, но в этом контрасте темы обнаруживают зависимость друг от друга. 2-ая тема (B) связана с первой тем, что строится на том, чего в 1-ой нет. Например, 1-ая тема (А) исполнялась tutti (все вместе), т. к. 2-ой теме надо быть контрастной, она будет звучать соло. (Если А - белое, то B –черное). Преобладающий образ, главная тема - A. Тема В - более подчиненная. То, что 1-ая тема

более яркая, энергичная, значительная - закон сложной трехчастной формы.

Применение.

Крупные симфонические произведения

Части сонатно симфонического цикла, прежде всего 3я часть

симфонии - менуэт или скерцо(эта часть сонатно-симфоничного цикла всегда 3х частная)

Арии, хоры из опер

Самостоятельные пьесы, марши, танцы.

Существуют две основные разновидности :

Сложная трехчастная форма со средней частью типа трио (B типа трио)

Сложная трехчастная форма со средней частью в стиле эпизод (В типа эпизод)

Первая часть сложной трехчастной формы: чаще простая двухчастная или трехчастная форма развивающего типа.

Вторая (или средняя) часть типа "трио ".

Трио отличается конструктивной четкостью и определенностью формы. Форма простая двухчастная, простая трехчастная и может быть период.

Трио – это не только определенная структура, но еще и характер музыки. Музыка трио всегда оживленная, с четким ритмом. (Медленных трио не бывает).

Трио всегда имеет индивидуальный облик. Когда оно начинается, мы слышим, что меняется тональность, фактура, инструментовка.

Трио вводится (начинается) без подготовки, скачком, после цезуры. Этим

подчеркивается тип контраста, а именно контраст-сопоставление.

Примечание: Существует два типа контраста:

Контраст сопоставление - это контраст превнесенный из вне.

Производный конраст - это результат развития, радикальное обновление того, что было раньше.

Как правильно трио замкнуто, имеет четкое окончание, цезуру, отделяющую его от репризы.

Вторая (или средняя) часть типа «эпизод» .

Эпизод - это неустойчивое построение с индивидуальным выполнением формы.

Как правило, плавно вытекает из первой части и плавно втекает в репризу. Встречается в медленной музыке, например, в медленных частях симфонии. Контраст с первой частью сильный, обычно это музыка беспокойная, взволнованная, возбужденная.

Третья часть, она же реприза .

Посвящена утверждению главной темы. Повторение может быть точным и

измененным. Как правило, в формах с трио реприза точная. В формах с эпизодом реприза измененная.

Что может меняться?

Реприза может быть сокращена. Может быть перепланирована. Может содержать изменения инструментовки, фактуры. Все для того, чтобы создать ощущение итога.

В сложной трехчастной форме часто встречается кода (отдельный завершающий раздел формы).

{A} {B} {A} {Coda}

Кода нужна для уравновешивания контраста. В коде часто совмещаются черты крайних частей и средней части.

Особые виды сложной трехчастной формы:

Сложная трехпятичастная:

{A} {B} {A} {B} {A}

Сложная двойная трехчастная:

{A} {B} {A} {B1} {A}

Промежуточная:

С двумя трио, следующими подряд:

Сложная двухчастная форма

Это форма из двух частей, каждая из которых сложнее периода.

Схема {A} {B}

Возникает контраст, который не снимается, т. к. не повторяется. Отсюда смысловая неопределенность, недосказанность, структурная неустойчивость.

Специфическое приминение .

В вокальной музыке, когда недосказанность является важным смысловым компонентом.

В программных инструментальных произведениях, где объединяющим моментом служит литературный сюжет.

Концентрическая форма.

Зеркально-симметричная многочастная форма, складывающаяся из частей, которые после центральной возвращаются в обратном порядке.

Применяется в пейзажной музыке, и очень часто в сказочно-фантастической музыке, когда описываются волшебные превращения (туда и обратно)

Форма рондо

Рондо - это форма, основанная на неоднократном (не менее трех раз) проведении главной темы в чередовании с отличными друг от друга эпизодами.

Число частей может быть различно, это не определяется правилом.

Повторяющаяся часть называется "рефрен", чередующиеся части называются "эпизоды".

Схема

A B A C A - пятичастная форма = Р Э1 Р Э2 Р

A B A C A D A - семичастная форма = Р Э1 Р Э2 Р Э3 Р

Рондо - не просто структура. Это еще и характер музыки, связанный с происхождением данной формы.

Рондо - одна из самых старых форм, произошедшая из народной песенно-танцевальной музыки. Предшественник – французские хороводные песни (фр. «рондо» означает «круг»). В этих песнях, в соответствии с танцевальным движением по кругу, повторялся припев. В средние века в форме рондо (с повторяющимся припевом) писались рыцарские песни.

И сейчас рондо сохраняет связь с бытовыми песенно-танцевальными жанрами. Оно всегда имеет танцевальный ритм, быстрый темп, жизнерадостный, иногда юмористический характер. Как правило, рондо пишутся в мажоре.

У родно три основных разновидности :

Старинное

Классическое

Послеклассическое

Старинное рондо (17 и нач.18 века).

Это музыка французских клавесинистов и Баха.

Применялось в самостоятельных пьесах и в частях сюит.

Складывалось из большого числа малоконтрастных частей. Последовательного развития при этом не было. (Франсуа Куперен позволял исполнителю переставлять эпизоды местами).

Рефрен тогда представлял из себя период и повторялся без изменений в основной тональности.

Эпизоды строились на новой теме или служили развитием рефрена).

Классическое рондо (конец 18 - нач. 19 века).

Это рондо венских классиков: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Главная идея венских классиков - это идея преобразования и развития. Она проникает и в рондо. В основание формы рондо кладут несложную музыкальную мысль (темы классического рондо танцевальные или песенные), которая получает сложное развитие. В этом развитии большую роль играют контрасты рефрена с эпизодами и эпизодов друг с другом.

Структура классического рондо устойчива: 5 частей. АВАВА

Применяется

В финалах, реже в других частях симфоний и сонат

Самостоятельные сочинения

Номера в операх

Рефрен в простой двухчастной форме, реже в трехчатсной форме, очень редко период.

При повторении рефрен может сокращаться или варьироваться.

Эпизоды: их всегда два, и они имеют разное значение. Первый эпизод - малосамостоятельный, контраст не сильный. Размер подобен периоду.

Второй эпизод - это центр формы. Он содержит основной контраст с рефреном. Форма устойчивая: или период или какая-либо из простых форм.

В классическом рондо бывают связки от эпизода к рефрену (способствуют непрерывности развития) и коды (являются итогом развития).

Послеклассическое рондо (от начала 19-го века вплоть до наших дней)

Объединяет множество разнохарактерных произведений. Можно отметить несколько тенденций развития этой формы.

1. Необычное применение. Например, по принципу рондо может строиться большая оперная сцена.

2. Чрезвычайное расширение образности. Рондо могут быть эпические, лирические, драматические, сказочные...

3. Свобода и индивидуальность решения формы. Количество частей может быть любым, даже четным, т. к. может быть пропущен один из рефренов. Рондо может закончиться эпизодом. Рефрен может проводиться не целиком.

Иногда основной акцент переносится на эпизоды. Так построен, например, фортепианный цикл Мусоргского "Картинки с выставки". Пьеса «Прогулка», играющая роль связки между другими пьесами - рефрен, а основные пьесы («картинки») - эпизоды.

Вариационная форма

Вариационная форма - это форма, состоящая из изложения темы и её неоднократных повторений в измененном виде.

Установленного количества частей нет, но вариаций должно быть не менее двух. Если вариации - самостоятельное произведение, то их может быть несколько десятков, если вариации входят в более крупное произведение – их может быть 2 - 4.

Схема

Применение.

Самостоятельное произведение

Части цикла, чаще медленные

Эпизоды в операх

Раздел более крупной формы

Существует 4 типа вариаций:

Фигурационные строгие

Жанрово-характерные свободные

Вариации на basso ostinato

Вариации на выдержанную мелодию

Фигурационные строгие вариации - еще называются классические или орнаментальные (от слова орнамент).

Использовались в 18 веке венскими классиками и в 19 веке в виде блестящих вариаций на темы из модных опер.

Тема в простой двухчастной, иногда трехчастной форме, редко период.

Строгая вариация - это измененное воспроизведение темы как целого.

Сохраняется форма и гармонический план.

Меняется мелодия - методом фигурационного или орнаментального варьирования. При использовании этого метода в мелодии сохраняются опорные точки. Они могут лишь смещаться на другие доли такта, переноситься в другой регистр. Расстояние между этими точками заполняется мелодическими фигурациями. Это, например, гамма, арпеджио, мелкие украшения, и всевозможные их комбинации.

В сопровождающих голосах тоже происходит оживление, за счет учащения ритмической пульсации и изменения фактуры. При этом используется принцип диминуции - уменьшения длительностей. Например, первая вариация излагается четвертями, вторая – восьмыми, третья – шестнадцатыми и т. д. Как правило, одна из вариаций содержит ладовый контраст, т. е если тема и все вариации в мажоре – она в миноре и наоборот.

Жанрово характерные свободные вариации .

Возникают в 19-ом веке и развиваются в 20-ом.

Тема - как в класических вариациях.

Свободная вариация - это относительно самостоятельная пьеса на материале

Принцип образования свободной вариации: из темы вычленяется составной элемент, а именно, мелодический оборот или гармонический оборот или даже ритм, и он остановится основой новой пьесы. Форма свободной вариации может быть любой, она не зависит от формы темы.

Определение «характерная» вариация подразумевает, что новая пьеса обладает

индивидуальным характером, не повторяющимся в других вариациях. Жанровая характерность возникает в том случае, если для индивидуализации в вариации используется конкретный жанр. Например, возникает вариация-марш, вариация-вальс, вариация-ноктюрн и т. п..

Вариации на выдержанный бас ( basso ostinato )

Это форма, основанная на многократном повторении темы в басу при постоянном обновлении верхних голосов. Таким образом, сама тема не меняется, меняется её окружение. Такие вариации называются косвенными.

Вариации на бас - одна из самых старинных форм профессиональной музыки, происходящая из церковных жанров (вариации на хорал). Первые образцы относятся к 13-ому веку. Расцвет приходится на эпоху Баха. В 19-ом веке применялась эпизодически. Возрождение наступает в 20 веке.

Применение.

Самостоятельные пьесы

Части более крупного целого

Часть из цикла

Отдельная пьеса

Сначала тема баса была простой по мелодии и ритму. Потом она стала более

протяженной и сложной. В Баховскую эпоху часто использовался нисходящий хроматический бас. (В эпоху барокко это был символ смерти).

В вариациях тема не изменяется, иногда слегка варьируется, переностся в другую тональность, или в другой голос. Наиболее распространенный прием развития – добавление контрапунктирующих голосов. Соответственно, характерна полифоническая фактура.

Вариации на выдержанную(неизменную) мелодию.

Это форма, основанная на варьировании сопровождения неизменяемой мелодии, проводимой в одном из верхних голосов.

Тоже старинная форма. Достигла расцвета в 19 веке. Особенно широко применялась русскими композиторами в связи с развитием песенных тем (поэтому ее еще называют «глинкинские вариации»). При неизменной мелодии варьирование осуществляется за счет изменениея аккордов, фактуры, оркестровки.

Самое маленькое построение в музыкальной речи – мотив (от латинского - «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного - двух звуков до целого такта (смотреть: Шуберт ,«Прекрасная мельничиха»,№7. «Нетерпение» – партия левой руки; №3. «Стой!» - размер начального мотива; Бах, «Х.Т.К.», 1-й том. Фуга до-минор).

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким (Шуберт, «Прекрасная мельничиха», №1. «В путь!»; №12. «Пауза» - мотивы объединяются во фразу).

Фразы объединяются в предложения . Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению (Т, S,D, VI).

Из предложений составляется период .

Период – это наименьшая, законченная, самостоятельная музыкальная форма. Период, как правило, состоит, из 2-х предложений с различными каденциями. Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.). Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением .

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

Одночастная форма (А)– это простая музыкальная форма, состоящая из одного периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А

Двухчастная форма (AB)– простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Довольно часто второй период построен на материале первого (т.е, повторного строения – см. некоторые Прелюдии Скрябина), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини). Схема формы: А А1или А В.

Важнейшим (и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

· повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;

· повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

· повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах. И самый простой из них – это трехчастная форма (ABA) ,состоящая из трех периодов, где

А - представляет собой изложение музыкальной темы;

В - развитие темы А или новый контрастный материал; А - реприза, точное или измененное повторение части А .

Если реприза точно повторяет первую часть, ее часто даже не выписывают нотами, а обозначают: играть от начала до слова «Конец»(по-итальянски: da capo al Fine).

Трехчастная форма (так же, как и все предыдущие) бывает простая и сложная . В отличие от простой трехчастной формы, в которой каждая часть пишется в форме периода, в сложной трехчастной форме части представляют собой не период, а простую двухчастную или трехчастную форму. Например.

Период с расширением второго предложения – период,в котором второе предложение больше по масштабу (количеству тактов), чем первое предложение (4т.+6т., 4т.+7т. и т.д.). Приемы расширения второго предложения:

а) дословное или варьированное повторение фраз, мотивов;

21. «СПИ, БАЮ-БАЙ» (Немецкая народная песня)

1-ое предложение 2-ое предложение

б) секвенцирование в зоне второго предложения;

22. «МАРИЯ ШЛА ЧЕРЕЗ ЛЕС» (Швейцарская песня)

в) наличие прерванной или несовершенной каденции: (пример 23)

S 6 s DDVII 7 b3 K 6/4 D 7 VI II 6 K 6/4 D 7 t

Период с дополнением очень похож на период с расширением. Но дополнение появляется после заключительной каденции: (пример 24)

T t 6 II 6 D 7 t t 6 s D 7 t t 6 s D 7 t

Хотя дополнение формально находится за пределами периода, оно органически необходимо для полного завершения музыкальной мысли, как в пьесе Ф. Бланджини «Ариетта». Чаще в качестве дополнения выступает повтор заключительного мелодико-гармонического оборота, заключительной каденции.

Период из трех предложений характерен в основном для вокально-хоровой музыки. В таком периоде одно из предложений повторяет предшествующее предложение либо дословно, либо с вариантными изменениями. Период из трех предложений может быть по тематическому строению двух видов. Чаще встречается такой вариант периода, когда третье предложение повторяет второе предложение: a b b (a b b 1):

25. «ПЕСЕНКА ДЕДА МОРОЗА» МузыкаЕ. Крылатова

Анализируя период из трех предложений, следует в компоненте «структура» просто указывать количество тактов, а в компоненте «строение» - условное буквенное обозначение предложений. Так о «Песенке Деда Мороза» можно сказать, что она написана в форме периода из трех предложений:

1 предл. 2 предл. 3 предл.

Структура периода: 4т. + 4т. + 4т.

Строение периода: а b b 1

Данный период модуляционный (так как начинается и заканчивается в G-dur, а второе предложение начинается с отклонения в а-moll), замкнутый.

Реже встречается вариант периода, когда второе предложение повторяет первое предложение: a a b (или а а 1 b).

Большой период – это период, состоящий из двух предложений большой длины. Возможны периоды протяжением в 32, 40 тактов и др.

Период единого строения (или период, неделимый на предложения, или период-предложение) практически невозможно «разделить» на два предложения, как в теме «32 вариаций» Л. Бетховена: Пример 26.

Музыкальная мысль в теме бетховенских вариаций завершена, значит, следует считать это построение периодом; а поскольку имеется только одна каденция – это одновременно и предложение. При анализе такого периода-предложения структура и строение не оговариваются.

Период с сокращением второго предложения: второе предложение меньше первого по масштабу, как в Вариациях (ор.72) А. Глазунова(4т.+3т.)

Сложный период состоит из двух предложений, каждый из которых пригоден для существования в качестве самостоятельного периода. Сложный период, обыкновенно, похож на простой период сходством начал обоих предложений. Как правило, первое предложение такого периода заканчивается модуляцией (типичны тональности D группы).

28. «МОЙ САДИК» Музыка П.И. Чайковского



Задание №3. Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов:

СЛОВАЦКАЯ ПЕСНЯ

30. «ДОБРЫЙ МЕЛЬНИК» (Литовская нар. песня)

31. «КОРАБЛИК И ЮНГА» (Французская песня)

32. «ВЕЧЕР» (Словацкая песня)

33. «МУЗЫКАНТЫ» (Немецкая песня)


34. «МОЙ СПУТНИК»

Музыка Л. Бакалова

35. МЕЛОДИЯ (из оперы «Свадьба Фигаро»)

В.-А. Моцарт

Задание №4. Сыграйте детские песни с аккомпанементом по «цифровке». Проанализируйте разновидности, структуру, строение, тональный план и степень завершенности следующих периодов. Подумайте, какую роль играет гармония в этих песнях.

36. «ВАЖНАЯ ЛЕДИ»

Музыка М. Раухвергера