Нормативы строения построек к соседнему участку. Прошу разъяснить мне какое расстояние от жилого дома до дороги

Для владельцев частных территорий при постройке любых недвижимых объектов (также это касается оградительных сооружений) согласно СНиП предусмотрены дистанционные нормы между постройками, тротуарами, дорогами. С первого взгляда это кажется обыкновенной бюрократией со стороны властей. Но как показывает практика это всего лишь заблуждение, так как в нашем мире довольно часто встречаются спорные ситуации относительно случайного или намеренного самозахвата земельных территорий включая расстояние от забора до дороги.

Предусмотренное расстояние от оградительного сооружения до дороги

Расстояние от забора до дороги определяется в соответствии с генеральным планом, а именно привязкой к существующей или будущей дороге и вариантами коммуникации.
Как правило, оградительное сооружение изготавливается из различных материалов таких как: камень, дерево, металл. Также они имеют различные размеры. Для того чтобы забор не стал причиной недоразумения между соседями, а также с местными властями, перед его установкой необходимо ознакомиться с нормами, предусмотренными в СНиП. Каждый владелец частной территории должен соблюдать правила разграничения.
Если у владельца имеются все необходимые документы, свидетельствующие о праве собственности прилегающей территории, тогда забор может устанавливаться практически в любом месте участка, если это не мешает свободному передвижению пешеходов и проезду автотранспорта.

Расстояние между забором и дорогой

Для того чтобы правильно определить расстояние между дорогой и забором, нужно учитывать такие факторы как – «дорога» и «проезжая часть». Это два разных понятия, которые влияют на предусмотренную дистанцию и определяют, сколько нужно отступить, перед тем как возводить забор.
На сегодняшний день существуют нормы СНТ, где прописано, что дороги, по которым передвигаются легковые и грузовые автомобили должны иметь ширину не меньше 3,5 метра. Если в частном секторе дома располагаться параллельно, а между ними находиться проезжая часть, тогда с каждой стороны частных владений выделяется 3,5 метра с учетом пешеходных дорожек, а всю остальную территорию можно использовать для установки оградительного сооружения.
В случае с проезжей частью учитывается только передвижение транспорта. Если частный участок расположен возле проезжей части, тогда дистанция от забора до дороги должна быть не меньше 5 метров. Именно такое расстояние будет безлопастным для жителей частного сектора и для водителей от возможного случайного столкновения транспортных средств.

К чему может привести самозахват земли для забора

Но так, к большому сожалению, происходит не всегда. Нередко встречаются случаи по самозахвату территории, которая может принадлежать только администрации города. Это может, повлечь за собой ряд неудобств и негативных последствий. Захваченное расстояние от дороги до забора не вписано в официальный план земельного участка и вследствие проведенной экспертизы на человека, который незаконно присвоил себе часть участка не принадлежащему ему, должно быть наложено денежное взыскание в виде административного штрафа.
Существует много случаев, когда под незаконно установленным забором проходят различные коммуникации, которые в случае поломки требуют немедленного ремонта. Для проведения таких работ часть оградительного сооружения могут снести для того чтобы создать доступ к неисправному объекту. В таком случае собственнику не стоит ждать компенсации за разрушенный забор, так как он сам виноват в своих действиях.

Законное расширение границ

Если владелец решил законным путем расширить свои владения он может обратиться с письменным прошением в городскую администрацию о выкупе дополнительной территории. Зачастую ответ от властей приходится ждать в течение месяца. Но также важно помнить, что выкупить земельный участок можно только тот, который не переходит черту красной линии. Границу красной линии можно увидеть на карте в органах местной власти.
При возведении оградительного сооружения вокруг частного земельного участка необходимо придерживаться существующих норм, прописанных в законодательстве. Но для правильного расположения забора нужно предварительно провести объективную оценку местности и тогда ограждение не будет мешать свободному передвижению пешеходов и проезду автотранспорта.

Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности

Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и

эксплуатации поселений и городских округов

Глава 15. Требования пожарной безопасности

при градостроительной деятельности

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1-10. Комментируемая статья, посвященная проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям, направлена на реализацию такой первичной меры пожарной безопасности, названной в п. 6 ст. 63 комментируемого Закона, как обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

В положения комментируемой статьи вошли, но с определенными изменениями, требования целого ряда нормативных документов, именуемых "строительные нормы и правила". Прежде всего, следует отметить, что в п. 8.1 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, совмещенных с функциональными проездами и подъездами или специальных, отнесено к конструктивным, объемно-планировочным, инженерно-техническим и мероприятиям, которыми обеспечиваются тушение возможного пожара и проведение спасательных работ. В отношении же требований, в соответствии с которыми следует предусматривать проезды для основных и специальных пожарных машин, СНиП 21-01-97* отсылают к соответствующим строительным нормам и правилам.

Как установлено в п. 2 Приложения 1 "Противопожарные требования" к СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в т.ч. со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Расстояние от края проезда до стены здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 10 этажей включ. и 8-10 м для зданий свыше 10 этажей. В этой зоне не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и осуществлять рядовую посадку деревьев. Вдоль фасадов зданий, не имеющих входов, допускается предусматривать полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин с учетом их допустимой нагрузки на покрытие или грунт.

В п. 6.19 СНиП 2.07.01-89* предусмотрено, что расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м; в случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

4.21 Размеры территорий пляжей, размещаемых в курортных зонах и зонах отдыха, следует принимать, кв.м на одного посетителя, не менее:

морских........................................ 5

речных и озерных............................... 8

морских, речных и озерных (для детей) .......... 4

Размеры речных и озерных пляжей, размещаемых на землях, пригодных для сельскохозяйственного использования, следует принимать из расчета 5 кв.м на одного посетителя.

Размеры территории специализированных лечебных пляжей для лечащихся с ограниченной подвижностью следует принимать из расчета 8-12 кв.м на одного посетителя.

Минимальную протяженность береговой полосы пляжа на одного посетителя следует принимать, м, не менее: для морских пляжей - 0,2, речных и озерных - 0,25.

Рассчитывать число единовременных посетителей на пляжах следует с учетом коэффициентов одновременной загрузки пляжей:

санаториев...............................................

учреждений отдыха и туризма...............

пионерских лагерей................................

общего пользования

для местного населения..........................

отдыхающих без путевок.......................

5. УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

5.1. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 7*.

Примечание. Размещение, вместимость и размеры земельных участков

учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в настоящем разделе

проектирование.

5.2. При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупннйших город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

5.3. Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения_1*:

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно-

и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы_1

(500 для начальных классов)

_________________

1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживания общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах_2

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживания следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.

Таблица 6*

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

(земельные

участки) учреждений и

до красной линии

до стен жилых домов

до зданий общеобразовательных школ,

предприятий

обслуживания

в городах

в сельских поселениях

детских дошкольных и лечебных учреждений

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

* С входами и окнами.

Примечания*: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

6. ТРАНСПОРТ И УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ

6.1. При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.

6.2. Затраты времени в городах на передвижение от мест проживания до мест работы для 90 % трудящихся (в один конец) не должны превышать, мин, для городов с населением, тыс. чел.:

2000 ...........................................................

1000 ...........................................................

500 ...........................................................

250 ...........................................................

100 и менее.............................................

Для ежедневно приезжающих на работу в город-центр из других поселений указанные нормы затрат времени допускается увеличивать, но не более чем в два раза.

Для жителей сельских поселений затраты времени на трудовые передвижения (пешеходные или с использованием транспорта) в пределах сельскохозяйственного предприятия, как правило, не должны превышать 30 мин.

Примечания: 1. Для городов с численностью населения свыше 2 млн. чел.

максимально допустимые затраты времени должны определяться по специальным

обоснованиям с учетом фактического расселения, размещения мест приложения

труда и уровня развития транспортных систем.

2. Для промежуточных значений расчетной численности населения городов

указанные нормы затрат времени следует интерполировать.

6.3. Пропускную способность сети улиц, дорог и транспортных пересечений, число мест хранения автомобилей следует определять исходя из уровня автомобилизации на расчетный срок, автомобилей на 1000 чел.: 200-250 легковых автомобилей, включая 3-4 такси и 2-3 ведомственных автомобиля, 25-40 грузовых автомобилей в зависимости от состава парка. Число мотоциклов и мопедов на 1000 чел. следует принимать 50-100 единиц для городов с населением свыше 100 тыс. чел. и 100-150 единиц для остальных поселений.

Число автомобилей, прибывающих в город-центр из других поселений системы расселения, и транзитных определяется специальным расчетом.

Указанный уровень автомобилизации допускается уменьшать или увеличивать в зависимости от местных условий, но не более чем на 20%.

ВНЕШНИЙ ТРАНСПОРТ

6.4. Пассажирские вокзалы (железнодорожного, автомобильного, водного транспорта и аэровокзалы) следует размещать, обеспечивая транспортные связи с центром города, между вокзалами, с жилыми и промышленными районами. Допускается предусматривать объединенные или совмещенные пассажирские вокзалы для двух и более видов транспорта.

В городах, обслуживаемых аэропортами с пассажиропотоком не менее 2 млн. чел. в год, следует создавать городские аэровокзалы, а в остальных случаях - агентства воздушных сообщений или пункты отправления и прибытия авиапассажиров.

6.5. Новые сортировочные станции общей сети железных дорог следует размещать за пределами городов, а технические пассажирские станции, парки резервного подвижного состава, грузовые станции и контейнерные площадки железнодорожного и автомобильного транспорта - за пределами селитебной территории. Склады и площадки для навалочных грузов долговременного хранения, расположенные в пределах селитебной территории, подлежат переносу в коммунально-складские зоны.

6.6. В пригородных зонах крупных и крупнейших городов для пропуска транзитных поездов следует предусматривать обходные линии с размещением на них сортировочных и грузовых станций общеузлового значения. На головных участках железных дорог при интенсивности пригородного и внутригородского пассажирского движения более 10 пар поездов в час следует предусматривать дополнительные пути, а при необходимости - устройство в городах глубоких железнодорожных вводов или диаметров с обеспечением их взаимодействия с городским скоростным транспортом.

6.7. Пересечения железнодорожных линий между собой в разных уровнях следует предусматривать для линий категорий: I, II - за пределами территории поселений, III, IV - за пределами селитебной территории.

В пределах территории поселений пересечения железных дорог в одном уровне с улицами и автомобильными дорогами, а также с линиями электрического общественного пассажирского транспорта следует предусматривать в соответствии с требованиями СНиП II-39-76 (заменен на ).

6.8. Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования , ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчета с учетом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации.

В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50 % площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

6.9. Автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со . Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со и требованиями разд. 9 настоящих норм, но не менее: до жилой застройки 100 м, до садоводческих товариществ 50 м; для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м. Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.

В случае проложения дорог общей сети через территорию поселений их следует проектировать с учетом требований настоящих норм.

6.10. Автомобильные дороги в пригородной зоне, являющиеся продолжением городских магистралей и обеспечивающие пропуск неравномерных по направлениям транспортных потоков из города-центра к загородным зонам массового отдыха, аэропортам и другим поселениям в системе расселения, следует проектировать с учетом реверсивного движения, принимая, как правило, ширину основной проезжей части в соответствии с наибольшими часовыми автомобильными потоками.

6.11. Аэродромы и вертодромы следует размещать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.08-85 (заменен на ) на расстоянии от селитебной территории и зон массового отдыха населения, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума в соответствии с и электромагнитного излучения, установленные для селитебных территорий санитарными нормами.

Указанные требования должны соблюдаться также при размещении новых селитебных территорий и зон массового отдыха в районах действующих аэропортов.

6.12. Размещение в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся аэродромы. Требования по согласованию размещения объектов приведены в обязательном приложении 2.

6.13. Морские и речные порты следует размещать за пределами селитебных территорий на расстоянии от жилой застройки не менее 100 м.

Расстояния от границ специализированных районов новых морских и речных портов до жилой застройки следует принимать, м, не менее:

от границ районов перегрузки и

хранения пылящих грузов.............................. 300

от резервуаров и сливоналивных устройств

легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

I ............................................... 200

II и III ......................................... 100

от границ рыбного района порта (без

рыбообработки на месте) .............................. 100

Примечания: 1. На территории речных и морских портов следует предусматривать

съезды к воде и площадки для забора воды пожарными автомашинами.

2. В портах с малым грузооборотом пассажирский и грузовой районы допускается

объединять в один грузопассажирский.

6.14. Ширину прибрежной территории грузовых районов следует принимать, м, не более: для морского порта - 400, речного - 300, пристаней - 150, специализированных речных портов, предназначенных для перегрузки массовых грузов с организацией межнавигационного хранения - 400. При соответствующем обосновании указанная ширина территории может быть увеличена.

Вдоль судоходных каналов, шлюзов и других гидротехнических судопропускных сооружений следует предусматривать с каждой стороны свободную от застройки полосу шириной не менее 80 м, используемую под озеленение и дороги местного значения.

6.15*. Районы речного порта, предназначенные для размещения складов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, следует располагать ниже по течению реки на расстоянии не менее 500 м от жилой застройки, мест массового отдыха населения, пристаней, речных вокзалов, рейдов отстоя судов, гидроэлектростанций, промышленных предприятий и мостов. Допускается их размещение выше по течению реки от перечисленных объектов на расстоянии, м, не менее, для складов категорий: I - 5000, II и III - 3000.

Размещение новых и реконструкцию существующих зданий и сооружений в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей следует производить по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством морского флота Российской Федерации.

6.16. Береговые базы и места стоянки маломерных судов, принадлежащих спортивным клубам и отдельным гражданам, следует размещать в пригородных зонах, а в пределах городов - вне селитебной территории и за пределами зон массового отдыха населения.

Размер участка при одноярусном стеллажном хранении судов следует принимать (на одно место), кв.м: для прогулочного флота - 27, спортивного - 75.

СЕТЬ УЛИЦ И ДОРОГ

6.17. Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в табл. 7.

6.18*. Расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по табл. 8*, сельских поселений - по табл. 9.

6.19. Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования , не менее 25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

6.20. В конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16 м для разворота автомобилей и не менее 30 м при организации конечного пункта для разворота средств общественного пассажирского транспорта. Использование поворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается.

6.21*. На магистральных улицах регулируемого движения допускается предусматривать велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения при наименьшем расстоянии безопасности от края велодорожки, м:

до проезжей части, опор, деревьев.............. 0,75

до тротуаров................................... 0,5

до стоянок автомобилей и остановок

общественного транспорта. ...................... 1,5

Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжей

части улиц и дорог с выделением их маркировкой двойной линией. Ширина

полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного

потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы,

устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м.

6.22*. Радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос следует принимать не менее, м:

для магистральных улиц и дорог

регулируемого движения............................ 8

местного значения................................. 5

на транспортных площадях......................... 12

В стесненных условиях и при реконструкции радиусы закругления магистральных улиц и дорог регулируемого движения допускается уменьшать, но принимать не менее 6 м, на транспортных площадях - 8 м.

При отсутствии бордюрного ограждения, а также в случае применения минимальных радиусов закругления ширину проезжей части улиц и дорог следует увеличивать на 1 м на каждую полосу движения за счет боковых разделительных полос или уширения с внешней стороны.

Примечание. Для общественного транспорта (трамвай, троллейбус, автобус)

радиусы закругления устанавливаются в соответствии с техническими

требованиями эксплуатации этих видов транспорта.

6.23*. На нерегулируемых перекрестках и примыканиях улиц и дорог, а также пешеходных переходах необходимо предусматривать треугольники видимости. Размеры сторон равнобедренного треугольника для условий "транспорт-транспорт" при скорости движения 40 и 60 км/ч должны быть соответственно не менее, м: 25 и 40. Для условий "пешеход-транспорт" размеры прямоугольного треугольника видимости должны быть при скорости движения транспорта 25 и 40 км/ч соответственно 8х40 и 10х50 м.

В пределах треугольников видимости не допускается размещение зданий, сооружений, передвижных предметов (киосков, фургонов, реклам, малых архитектурных форм и др.), деревьев и кустарников высотой более 0,5 м.

Примечание. В условиях сложившейся капитальной застройки, не

позволяющей организовать необходимые треугольники видимости, безопасное

движение транспорта и пешеходов следует обеспечивать средствами

регулирования и специального технического оборудования.

6.24. В селитебных районах, в местах размещения домов для престарелых и инвалидов, учреждений здравоохранения и других учреждений массового посещения населением следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. При этом высота вертикальных препятствий (бортовые камни, поребрики) на пути следования не должна превышать 5 см; не допускаются крутые (более 100 + ) короткие рампы, а также продольные уклоны тротуаров и пешеходных дорог более 50 + . На путях с уклонами 30-60 + необходимо не реже чем через 100 м устраивать горизонтальные участки длиной не менее 5 м.

Таблица 7

Основное назначение дорог и улиц

Магистральные дороги:

скоростного движения

Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях

регулируемого движения

Транспортная связь между районами города на отдельных направлениях и участках преимущественно грузового движения, осуществляемого вне жилой застройки, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне

Магистральные улицы:

общегородского значения:

непрерывного движения

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях

регулируемого движения

Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы и дороги и внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне

районного значения:

транспортно-пешеходные

Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы

пешеходно-транспортные

Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района

улицы в жилой застройке

Транспортная (без пропуска грузового и общественного транспорта) и пешеходная связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы и дороги регулируемого движения

улицы и дороги в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах)

Транспортная связь преимущественно легкового и грузового транспорта в пределах зон (районов), выходы на магистральные городские дороги. Пересечения с улицами и дорогами устраиваются в одном уровне

пешеходные улицы и дороги

Пешеходная связь с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания, в том числе в пределах общественных центров, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта

парковые дороги

Транспортная связь в пределах территории парков и лесопарков преимущественно для движения легковых автомобилей

Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов

велосипедные дорожки

Проезд на велосипедах по свободным от других видов транспортного движения трассам к местам отдыха, общественным центрам, а в крупнейших и крупных городах связь в пределах планировочных районов

Примечания: 1. Главные улицы, как правило, выделяются из состава транспортно-пешеходных, пешеходно-транспортных и пешеходных улиц и являются основой архитектурно-планировочного построения общегородского центра.

2. В зависимости от величины и планировочной структуры городов, объемов движения указанные основные категории улиц и дорог допускается дополнять или применять их неполный состав. Если расчетные затраты времени на трудовые передвижения превышают установленные настоящими нормами, допускается при наличии специальных обоснований принимать категории магистральных улиц и дорог, приведенные в настоящей таблице для групп городов с большей численностью населения.

3. В условиях реконструкции, а также для улиц районного значения допускается устройство магистралей или их участков, предназначенных только для пропуска средств общественного транспорта с организацией трамвайно-пешеходного, троллейбусно-пешеходного или автобусно-пешеходного движений.

4. В исторических городах следует предусматривать исключение или сокращение объемов движения наземного транспорта через территорию исторического ядра общегородского центра: устройство обходных магистральных улиц, улиц с ограниченным движением транспорта, пешеходных улиц и зон; размещение стоянок автомобилей преимущественно по периметру этого ядра.

Таблица 8*

Расчетная скорость движения, км/ч

Ширина полосы движения, м

Число полос движения

Наимень- ший радиус кривых в плане, м

Наиболь- ший продоль- ный уклон, +

Ширина пеше- ходной части тротуара, м

Магистральные дороги:

скоростного движения

регулируемого движения

Магистральные улицы:

общегородского значения:

непрерывного движения

регулируемого движения

районного значения:

транспортно-пешеходные

пешеходно-транспортные

Улицы и дороги местного значения:

улицы в жилой застройке

улицы и дороги научно- производственных,

промышленных и коммунально-складских районов

парковые дороги

основные

второстепенные

Пешеходные улицы:

основные

По расчету

По проекту

второстепенные

Велосипедные дорожки:

обособленные

изолированные

* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.

Примечания*: 1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц - 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.

2*. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.

3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м; для пропуска автобусов в часы "пик" при интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции - более 20 ед/ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8-12 м.

На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.

4. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ наибольшие продольные уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на 10 %. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 куб.м/м в пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы шириной до 3 м для складирования снега.

5. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.

6. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ, в местностях с объемом снегоприноса более 200 куб.м/м ширину тротуаров на магистральных улицах следует принимать не менее 3 м.

7. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел/ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.

8. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.

9. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.

10. В малых, средних и больших городах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.