Курагинский Вознесенский женский монастырь с. Кочергино Епархиальный женский монастырь. Руси Крещение Великой: свет, покаяние, огромная сила И явилось на небе чудо - радуга вокруг солнца…

В 1857 году был открыт Вознесенский приход в с. Кочергино. В состав прихода вошло население нескольких близлежащих деревень: Шошино, Мурино, Таскино, Жерлык и Белый Яр. В этом же году в селе была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная Вознесенская церковь.

В 1862 г. завершено строительство Свято-Вознесенской церкви.

В 1879 г. здание церкви ремонтировалось, эта церковь просуществовала по крайней мере до 1906 года, времени когда начала действовать каменная. Таким образом, настоящая каменная Вознесенская церковь является второй по счету церковью, выстроенной на территории села Кочергино.

В 1896 г. прихожане обратились в енисейское Духовное правление с просьбой решить им строительство нового каменного храма взамен сильно обветшавшего деревянного. Получив разрешение, прихожане начали заготовку строительных материалов.

Церковь Вознесения заложили в 1900 году. Постройка осуществлялась силами жителей п. Кочергино и близлежащих деревень. В 1901 году строительство было прервано, хотя здание возвели до карнизов. Достройка церкви продолжалась в 1905-1906 годах: церковь побелили внутри и снаружи, в окна вставили решетки и рамы со стеклами, крыши наполовину покрыли железом.

Лишь в 1908 году после того, как здание окончательно оборудовали внутри, и в храме разместили иконостас, церковь освятили присланным антиминсом, и она начала действовать.

Весной 1913 года вокруг церкви была построена железная на каменном основании.

Ограда, сооружение которой началось еще в 1908 году, но приостановившееся позднее из-за недостатка средств.

В 30-е годы с приходом советской власти храм закрыли, скинули купола с крестами, и как полагалось тогда, устроили в нём зернохранилище. Последнего настоятеля - священника Всеволода Баркова арестовали и сослали на 10 лет в Колымские лагеря.

Несколько раз чиновники, понимая все же, что это историческая ценность, принимали решение о его реставрации. В 60-е годы прошлого столетия были выделены деньги, строители приступили к работе. Но средств хватило только на возведение лесов. Долгое время жители района с надеждой на них смотрели, но восстановление исторического памятника на этом и закончилось

5 июля 2002 года в день памяти святого священномученика Евгения, епископа Самосатского, по благословлению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония на Курагинскую землю Красноярского края в с. Кочергино прибыли первые три насельницы из Свято-Благовещенского монастыря г.Красноярска, чтобы с Божией помощью восстанавливать Свято-Воздвиженский храм и возводить женскую обитель при этом храме. Настоятельницей и устроительницей первого сестирчества по благословлению Владыки назначена монахиня Елисавета (Усталова).

20 июля 2002 года вечером, накануне праздника иконы Божией Матери Казанская, матушка Елисавета и монахиня Олимпиада отслужили первую праздничную службу Воскресению Христову и Казанской иконе с акафистом.

С 2005 года появилась традиция ежегодно идти на праздник Вознесения крестным ходом от Спасского собора г.Минусинска до Свято-Вознесенского храма с.Кочергино.

1 июня 2006 года архиепископ Антоний возглавил торжественную праздничную Божественную Литургию с чином освящения храма. В день освящения храма на небе явилось чудо – радуга вокруг облака.

В феврале 2007 года в обитель назначен духовником иерей Игорь (Корнатовский) Указом Высокопреосвященнейшего Владыки Антония.

В октябре 2007 года матушка Екатерина (Бальва) архиерейским указом назначена настоятельницей Свято-Вознесенского монастыря с возложением на нее обязанностей по восстановлению Свято-Троицкого Храма в с. Шалоболино. Бывшая матушка Елисавета (Усталова) назначена настоятельницей Свято-Благовещенского монастыря г. Красноярска.

5 июня 2008 года обитель отметила 100-летний юбилей храма. Праздничную службу возглавил Владыка Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский. Матушка Екатерина была посвящена Владыкой Антонием в сан игумении.

Благочиние: Минусинское Назначение: Монастырские храмы Адрес:

662921, Красноярский край, Курагинский район, с. Кочергино, ул. Советская, 21

Вознесенский женский монастырь основан в тех местах на юге края, где до революции была Покровская женская обитель, а после революции - скит, закрытый безбожными властями в 1929 г., после ареста монахинь и их духовника, священномученика епископа Амфилохия (Скворцова). Особое значение основание здесь монастыря имело в связи с засильем на юге края секты виссарионовцев, вовлекающей в свои ряды коренное население.

5 июля 2002 года, в день памяти святого священномученика Евгения, епископа Самосатского, по благословлению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония (Черемисова) на Курагинскую землю Красноярского края в с. Кочергино прибыли первые три насельницы из Благовещенского монастыря г. Красноярска, чтобы с Божией помощью восстанавливать Вознесенский храм и возводить женскую обитель при этом храме. Настоятельницей и устроительницей первого сестирчества по благословлению Владыки была назначена монахиня Елисавета (Усталова; ныне - схиигумения Амвросия). В 2003 г. обитель была учреждена.

1 июня 2006 года архиепископ Антоний возглавил торжественную праздничную Божественную Литургию с чином освящения Вознесенского храма. В феврале 2007 года Указом Высокопреосвященнейшего Владыки Антония в обитель назначен духовником иерей Игорь (Корнатовский). В октябре 2007 года настоятельницей Вознесенского монастыря была назначена матушка Екатерина (Бальва).

5 июня 2008 года обитель отметила 100-летний юбилей храма. За праздничным богослужением в монастырском храме архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний возвел матушку Екатерину в сан игумении.

В 2010 г. году были в целом завершены благоукрашение Вознесенского монастырского храма.

Монастырская жизнь осуществляется в соответствии с Уставом, богослужения совершаются ежедневно, кроме того монастырский храм осуществляет функцию приходского храма.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ (МОНАСТЫРСКИЙ) ХРАМ С. КОЧЕРГИНО

Вознесенский приход с. Кочергино был открыт в 1857 г., тогда же в селе была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная церковь. В 1862 г. завершилось ее строительство, а в 1863 г. церковь была освящена. В 1879 г. здание церкви ремонтировалось. В 1896 г. прихожане обратились в Енисейское духовное правление с просьбой разрешить им строительство нового каменного храма взамен сильно обветшавшего деревянного.

Каменная церковь была заложена в 1900 г. Постройка осуществлялась силами жителей с. Кочергино и близлежащих деревень. В 1901 году строительство было прервано, хотя здание возвели до карнизов. Достройка церкви продолжалась в 1905-1906 гг.: церковь побелили внутри и снаружи, в окна вставили решетки и рамы со стеклами, крыши наполовину покрыли железом. Лишь в 1908 году после того, как здание окончательно оборудовали внутри, и в храме разместили иконостас, церковь освятили присланным антиминсом, и она начала действовать. Весной 1913 года вокруг церкви была построена железная на каменном основании ограда, сооружение которой началось еще в 1908 году, но приостановившееся позднее из-за недостатка средств.

В 30-е годы с приходом советской власти храм закрыли, скинули купола с крестами, и устроили в нём зернохранилище. Последнего настоятеля - священника Всеволода Баркова арестовали и сослали на 10 лет в Колымские лагеря.

Несколько раз чиновники, понимая все же, что это историческая ценность, принимали решение о его реставрации. В 60-е годы прошлого столетия были выделены деньги, строители приступили к работе. Однако средств хватило только на возведение лесов, и на этом восстановление исторического памятника закончилось. Новая страница в истории храма открылась лишь в 2002 г., с прибытием в с. Кочергино насельниц красноярского Благовещенского женского монастыря.

По материалам из архива Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ и Минусинского благочиния Красноярской епархии

Монастырь… Поистине удивительное, сокровенное место. Признаться честно, отправляясь в Вознесенскую женскую обитель, которая находится в с. Кочергино Курагинского района, переживала, не окажусь ли навязчивой, неподобающе одетой, не отниму ли драгоценное время матушек, предназначенное на молитву и послушания, своими любопытствующими вопросами.

Да и что греха таить: даже сейчас, спустя два десятка лет после завершения эпохи атеизма, жизнь в монастыре многим обывателям представляется слишком суровой, безрадостной (как тут не вспомнить народные пословицы: «подвести под монастырь», «в чужой монастырь со своим уставом не ходи»), а иноки предстают в образе строгих, замкнутых, если не странных, людей.

Однако все эти мифические стереотипы рушатся, если хоть одним глазком посмотреть на этот особый, наполненный любовью, невидимым светом мир…

Дом Господний

Село Кочергино, спрятанное от городской суеты, - небольшое, здесь проживает всего-то тысяча с небольшим. Рядом река Туба, горы - даже дышится по-другому! В этом живописном, по-деревенски неторопливом уголке Красноярского края разместился Вознесенский женский монастырь, кстати, единственный на всем юге региона. Голубые маковки Вознесенского храма видно издалека. Волнительно, трепетно на душе - кажется, к такой красоте в Святой Руси привыкнуть просто невозможно.

Подъезжаем к голубым воротам - вся территория обители обнесена добротным забором. За калиткой - узкая дорожка, ведущая к храму. На его стене - табличка «Церковь Вознесения Господня. Построена в 1906 г. Восстановлена и освящена высокопреосвященнейшим Антонием, архиепископом Красноярским и Енисейским 01.06.2006 г. ».

При входе в святое место взяла оторопь - весь пол храма устелен мягкими коврами! Подумалось: наверное, здесь разуваются... Видя наше смятение, матушка из церковной лавки добродушно пригласила: «Вы проходите, проходите. Крещеные? Православные? Приложитесь тогда к иконам, помолитесь, поставьте свечи ».

В храме было безлюдно, и лишь тоненькие голоса монахинь на клиросе воспевали славу Божию, прерывая тишину. Во всем здесь чувствовались женское участие, заботливая рука: и это не только отражалось через убранство, идеальную чистоту, домашний уют храма. Отсюда просто не хотелось уходить: сел бы так и сидел, не шелохнувшись. В воротах церкви показалась прихожанка: «Ну вот я и в доме Господнем! » Ее слова - прямо в точку!

Вторая жизнь храма

Через несколько минут к нам на встречу подоспели игуменья Ефросинья, настоятельница Вознесенского женского монастыря, и послушница Галина. Они провели нас по территории обители, попутно рассказывая и славную историю этого святого места, и о трудностях, с которыми приходится периодически сталкиваться.

Вознесенский приход с. Кочергино открылся в 1857 г., тогда же в селе была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная церковь. В 1862 г. строительство завершилось, и в 1863 г. она была освящена. Через 33 года прихожане обратились в Енисейское духовное правление с просьбой разрешить им строительство нового каменного храма взамен сильно обветшавшего деревянного. Каменная церковь была заложена в 1900 г., но начала она действовать в силу разных причин лишь восемь лет спустя.

Советское время не прошло бесследно. В 30-е годы храм закрыли, купола с крестами скинули и устроили в нем зернохранилище. Последнего настоятеля - священника Всеволода Баркова - арестовали и сослали на 10 лет в лагеря.

Вторую жизнь храм получил лишь в 2002 г. с прибытием в с. Кочергино трех насельниц красноярского Благовещенского женского монастыря, чтобы с Божией помощью восстанавливать Вознесенскую церковь и возводить женскую обитель. Настоятельницей и устроительницей обители назначена монахиня Елисавета (Усталова). В 2007 г. настоятельницей монастыря назначена матушка Екатерина (Бальва), первая игуменья обители, которая за короткий срок восстановила Свято-Троицкий храм в Шалаболино.

В каких условиях приходилось жить монахиням, даже трудно представить! Но то, что казалось немыслимым, по неустанной молитве сестер и помощи Господа в течение нескольких лет было сделано. Разграбленный и поруганный в советские годы храм засиял своею благодатью! Зазвучали на все село колокола, пробуждая в людях веру, призывая их к Богу.

Верующие и благодетели Минусинска, Абакана, Красноярска и близлежащих деревень помогли не только в восстановлении храма, но и в строительстве келейного корпуса для монахинь, в ремонте корпуса для паломников, который сегодня может разместить до 55 человек! Да и малые требы монастыря не остаются без внимания прихожан, жертвователей. Кто чем - рабочей силой или денежными средствами - вносят свою малую толику в жизнь обители во имя Господне. Матушка Ефросинья благодарит всех, кто помог в восстановлении храма и в возведении женской обители.

Сегодня в очень плачевном состоянии находится трапезная для паломников и ризничная. Одноэтажный деревянный дом 1960 года постройки ни разу не ремонтировался. Здесь все - полы, стены, крыша, отопление - требует скорейшего вмешательства! А по возможности неплохо было бы и вовсе построить новый корпус - светлый, просторный, без дыр, плесени и с исправным отоплением.

Две секции этого дома уже нежилые, не отапливаемые. Трапезную же не закроешь: одевшись потеплее, монахини готовят пищу для паломников в таких непростых условиях.

Любые строительные материалы, цемент, денежные средства будут очень кстати! Даже самая малая помощь (будь то перчатки, ведра, кисточки) важна и ощутима для женского монастыря.

Монах - воин Христов

Кстати, Вознесенский женский монастырь - любимое место для многих паломников. Приезжают со всей Сибири, как молодые, так и в возрасте! Особый пик приходится на лето, когда люди уходят в отпуска. Как рассказала послушница Галина, однажды их оказалось так много, что мест в корпусе для паломников не хватило. «Ночевали на полу в храме, - вспоминает Галина. - Такая у всех радость была: почивать в Божьем доме! »

В это морозное весеннее утро на территории монастыря трудились две паломницы, убирали снег, который в большом количестве выпал ночью. Обе - частые гости монастыря. Что их приводит сюда, за высокий забор от мирской жизни?.. «А иначе уже никак - тянет, - говорит Лариса. - Там, в миру, суета, проблемы, здесь - спокойно, благодать, душа оживает ». Вторая сходу предложила: «А не хотите поработать метлой? Кажется, снег выметаете, на самом деле - грехи из своей души ».

Матушка Ефросинья поясняет: послушания паломники выполняют самые разные, а еще главным в распорядке дня является молитва. «Так и живет монастырь - в трудах и молитве, а еще в посте, лишениях ».

Встают насельницы рано утром и начинают новый день с молитвы, потом неукоснительно выполняют послушания, данные настоятельницей монастыря. Мясо здесь не едят вообще, развлечений тоже не бывает, любой шаг делается по благословению. Не приветствуется проводить время в разговорах. Одним словом, жизнь в монастыре обременена строгостями, какие далеко не каждому под силу. Оттого, чтобы стать монахиней, нужно пройти выдержку временем и устоять перед мирскими соблазнами и искушениями. Затем следует принятие обетов: нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия) и послушания (абсолютного повиновения).

«Монахом может стать человек только по Божественному призванию, - говорит матушка Ефросинья. - Монах - воин Христов, покинувший мир со всеми его заботами и соблазнами, ищущий спасения у Бога через единение с Ним. Молятся монахи о людях, обо всем мире, и сила их молитвы велика. Господь слышит прошения и исполняет ».

Но, несмотря на все аскезы, нелегкую жизнь монахинь, назвать их безрадостными, замкнутыми язык не повернется. Их глаза светятся добром, милосердием, с лица не сходит кроткая улыбка, все - во взгляде, движении, каждом слове - наполнено мудростью, спокойствием, любовью. Про таких говорят: «Их коснулась рука Божия ».

Драгоценный дар людям

Насельницы Вознесенского женского монастыря особенно почитают святого Серафима Саровского и Серафимо-Дивеевскую обитель. «Дивеево - виноградная лоза, а наш монастырь - ее маленькая веточка », - говорит матушка Ефросинья.

Прихожанам известно множество чудес, которые произошли по молитвам святых. И в первую очередь, это исцеления больных даже в тех случаях, когда надежды практически не оставалось.

В Вознесенском монастыре тоже хранятся мощи святых - драгоценный дар в помощь людям. Это частицы мощей святых угодников Божиих: преподобного Серафима Саровского, святителя Луки Войно-Ясенецкого (множество людей исцелилось по молитвам к Нему), святой великомученицы Екатерины, великомученицы Анастасии Узорешительницы (помогает оступившимся в жизни). Переданы в дар частицы мощей святых Петра и Февронии Муромских, которым молятся о семейном благополучии, мощи тридцати Киево-Печерских святых, жен Дивеевских - преподобных Марфы, Александры, Елены, блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии и преподобноисповедницы Матроны.

Святыни выносятся во время воскресных и праздничных служб. К мощам батюшки Серафима можно приложиться в любое время, так как они хранятся в храме. Как говорил преподобный Ефрем Сирин, «мертвые святые действуют как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа».

Большой силой обладает и икона Матроны Московской, которая была освящена на мощах блаженной святой. По молитвам верующих она уже явила много случаев чудотворения. Святая Матронушка помогает и в семейной жизни, и в разрешении, казалось бы, безвыходных, сложных ситуаций. Люди, в чьей жизни по душевному прошению произошли большие чудеса, приносят Матронушке дары, но главное, соприкоснувшись с Божией благодатью, они становятся прихожанами Вознесенского храма, в их душе появляется вера, а значит, любовь и истинная радость.

Если вы чувствуете в себе стремление приобщиться к церковной жизни, побывать в святых местах, прикоснуться к святыням, приезжайте в Вознесенский храм! Он находится всего в 50 километрах от Минусинска! Тем более и повод сейчас более чем подходящий: близится великий праздник - Светлое Христово Воскресенье.

Адрес Вознесенского женского монастыря: с.Кочергино, ул. Советская, 21. Телефон: 8-950-961-95-72, 8-902-013-18-75.

Татьяна БЕЛЯЕВА

При должном финансировании новый собор в центре построили бы за 3 года. Проектировщик уверен, что если бы были деньги, уже через полгода собор можно было бы начинать строить Фото:
30.07.2019 NGS24.Ru В это торжество отмечается и престольный праздник норильского храма-памятника в честь святого равноапостольного князя Владимира, который находится на площади у Норильского ОМВД на улице Бегичева, 9а.
29.07.2019 Заполярная правда Произошло это во время празднования на Караульной горе праздника русской культуры, посвященный Дню Крещения Руси.
29.07.2019 1-LINE

Сотрудники Отдела МВД России по г. Норильску, члены Общественного совета и священнослужители приняли участия в Божественной литургии в храме-памятнике в честь Святого равноапостольного князя Владимира.
29.07.2019 МВД РФ 28 июля в Назарово прошли мероприятия, посвященные Дню Крещения Руси. В этот день в Покровском храме города Назарово состоялось праздничная служба, по улицам города прошел крестный ход,
29.07.2019 МО МВД РФ Назаровский Фото admkrsk.ru В Красноярске на Караульной горе впервые прошел праздник русской культуры, посвященный Дню Крещения Руси.
29.07.2019 Наш Красноярский край

Вознесенский приход в с. Кочергино был открыт в 1857 году. В состав прихода вошло население нескольких близлежащих деревень: Шошино, Мурино, Таскино, Жерлык и Белый Яр. В этом же году в селе была заложена деревянная на каменном цоколе однопрестольная Вознесенская церковь, строительство которой завершилось в 1862 году, а освящена была 8 января 1863 года. В I896 году прихожане обратились в Енисейское Духовное правление с просьбой разрешить им строительство нового каменного храма взамен сильно обветшавшего деревянного. Церковь Вознесения заложили в 1900 году. В 1908 году после того как здание окончательно оборудовали внутри, и в храме разместили иконостас, церковь была освящена и стала действовать. В 1936 году церковь была закрыта и использовалась как зернохранилище. Во второй половине XX века, принималось решение о реставрации церкви в Кочергино, но дело окончилось лишь возведением лесов.

5 июля 2002 года, по благословлению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония, в с. Кочергино Курагинского района прибыли первые три насельницы из Свято-Благовещенского монастыря г. Красноярска, для восстановления храма Вознесения Господня и устройства женской обители. Настоятельницей обители была назначена монахиня Елисавета (Усталова).

26 июля 2002 года Комитетом по управлению муниципальной собственностью Курагинского района для келейного корпуса и домашней церкви Обители были переданы: здание бывшего детского сада, представлявшее собой ветхое деревянное здание и старинное каменное здание бывшей начальной школы.

17 июля 2004 года – встреча частиц мощей преподобного Серафима Саровского и св. сщмчч. Кипрских, участников первого Вселенского собора. Святыни были переданы монастырю в дар Канским благочинным протоиереем Вячеславом.

В мае 2006 года были в дар Обители передан ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых.

2002-2006 года – восстановление храма Вознесения Господня. 1 июня 2006 года архиепископ Антоний возглавил торжественную праздничную Божественную Литургию с чином освящения храма.

В августе 2007 года настоятельница Елисавета (Устлова) привезла дар от Иркутской Епархии - частицу мощей святителя Иннокентия Иркутского.

В октябре 2007 года архиерейским указом настоятельницей Свято-Вознесенского монастыря была назначена монахиня Екатерина (Бальва) с возложением на нее обязанностей по восстановлению Свято-Троицкого Храма в с. Шалоболино. Бывшая настоятельница монахиня Елисавета (Усталова) была переведена настоятельницей Свято-Благовещенского монастыря г. Красноярска.

5 июня 2008 года Свято-Вознесенская обитель отметила 100-летний юбилей храма. Праздничную службу возглавил Владыка Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский, на которой настоятельница монахиня Екатерина (Бальва) была возведена в сан игумении.

2007-2011 года – восстановление Свято-Троицкого храма в с. Шалоболино, который освящен Владыкой Антонием 4 июня 2011 года. Храм является памятником архитектуры краевого значения.

15 декабря 2011 года распоряжением митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона, и.о. настоятельницы монастыря назначена монахиня Евфросиния (Горбачева Татьяна Викторовна).

7 июня 2012 года в Свято-Вознесенский женский монастырь был доставлен ковчег с частицей святых мощей святой блаженной Матроны Московской, а также чудотворная икона. Около 2 000 человек приложились к Святыне.

5 июля 2012 года Свято-Вознесенская обитель отметила свой первый 10-летний юбилей. В связи с этим событием после Божественной Литургии был совершен крестный ход вокруг с. Кочергино с участием прихожан и гостей.

20-21 июня 2013 года в Свято-Вознесенский женский монастырь был доставлен и пребывал ковчег с частицей святых мощей святителя Николая Чудотворца. Около 3 000 человек приложились к Святыне.

2011-2013 года – строительство келейного сестринского корпуса.

29 мая 2014 года митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, во исполнение постановления Священного Синода Русской Православной Церкви, и.о. настоятельницы Свято-Вознесенского женского монастыря монахиня Евфросиния (Горбачева) была возведена в сан игумении.

В 1999 году игумения Евфросиния (Горбачева Татьяна Викторовна) поступила послушницей в Свято-Благовещенский монастырь в г. Красноярске. В 2002 году была переведена в Свято-Вознесенский женский монастырь в с. Кочергино Курагинского района. Постриг в мантию приняла 23 апреля 2003 года.

19 октября 2014 года игумения Евфросиния доставила дар от Серафимо-Дивеевской Обители – частички мощей Дивеевских святых. После торжественной встречи, в храме монастыря был отслужен молебен святым.

23 июня 2015 года в Обитель были доставлены две иконы: преподобных Александры, Марфы, Елены Дивеевских и блаженных Параскевы, Пелагии, Марии и преподобноисповедницы Матроны Дивеевских.

16-19 декабря 2015 года – очередной визит Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.

С каждым годом возрастает число паломников, посещающих Вознесенскую обитель. За период с 2013 года по 2016 год число паломников увеличилось с 820 человек до 2 100 человек за год. Паломнические группы едут со всего Красноярского края, Хакасии, Тувы. Сестры Обители проводят экскурсии, рассказывают об истории храма, о монастыре, о святых, об иконах. Традиционно паломники приглашаются на монастырскую трапезу.

В настоящее время ведутся подготовительные работы, чтобы можно было начать строительство нового корпуса, где бы размещалась трапезная для паломников и ризная.

Вознесенский женский монастырь расположен в центре с. Кочергино. Главное здание монастыря – это храм Вознесения Господня, который является памятником архитектуры местного значения и принят на государственную охрану в 1986 году.

Храм Вознесения Господня представляет собой каменную одноэтажную церковь с трехчастной планировочной структурой. Объём двухсветного храма – малый восьмерик (световой барабан) на прямоугольном в плане с выступами с севера и юга, четверике; с востока к храму примыкает пониженный объём алтаря с полукруглой апсидой; с западной стороны к храму примыкает, прямоугольная в плане, трапезная; с запада к трапезной примыкает трёхъярусная колокольня – восьмерик на четверике, фланкированная с севера и юга помещениями сторожевской и лестничной клетки; портал главного (западного) входа оформлен двумя массивными восьмигранными пилонами; другие входы расположены в ризалитах (выступах) храма и в северо-восточном углу пониженной алтарной части храма.

Территория монастыря обнесена ограждением из профильного металла на бетонном основании с бетонными колоннами. На территории монастыря также располагаются три корпуса: келейный сестринский корпус, паломнический корпус и хозяйственный корпус.

Келейный сестринский корпус расположен в центральной части территории монастыря, и представляет собой двухэтажное кирпичное здание. В дальней южной части территории располагается паломнический корпус и хозяйственный блок для паломников. Паломнический корпус представляет собой старинное каменное одноэтажное здание, которое строилось в период завершения строительства Вознесенской церкви. До революции это была церковно-приходская школа. В советское время здесь размещалась начальная школа. Между южным фасадом храма и келейным корпусом расположен хозяйственный корпус, представляющий собой одноэтажное ветхое деревянное здание, в котором размещается трапезная для паломников, ризная и хозяйственные помещения.

Испокон веков в православной России считалось, что как центром жизни человека должна быть духовность, так центром жизни села должен быть храм. Вот и в небольшом селе Кочергино еще в середине XIX века дому Божию отвели центральное место.

И сегодня, с какой бы стороны ни заехал в деревню - отовсюду видны переливающиеся на солнце купола храма.

Храм - это место, куда можно прийти и в радости, и в скорби, где можно получить утешение и помощь, где можно попросить и поблагодарить, - говорит игуменья Вознесенского женского монастыря матушка Евфросиния . - А самое главное - где можно соприкоснуться с любовью, где нас всегда ждут, всегда нам рады.

Из местных прихожан в богослужениях участвуют не больше десяти человек. Но при этом в храме почти не бывает пусто. Помолиться, покаяться, принять Святое Крещение, прикоснуться к намоленным иконам или потрудиться во Славу Божию в Вознесенский монастырь приезжают не только со всей России, но и из-за рубежа. И у каждого своя дорога к этому святому месту с более чем вековой и многострадальной историей.

И явилось на небе чудо - радуга вокруг солнца…

8 января 1863 года. Большое событие у кочергинцев и жителей окрестных сел! Состоялось освящение деревянной Вознесенской церкви! Если представить, что это происходило в царской Руси, вскоре после отмены крепостного права в далекой, еще не освоенной государством Сибири, можно предположить, как радовались люди новой церкви. Сразу после святого праздника Рождества Христова они отмечали маленькое рождество – рождение святой обители.

Кстати, именно по настоянию прихожан в конце позапрошлого века началось строительство нового каменного храма взамен сильно обветшавшей деревянной церкви.

Храм Вознесения Господня заложили в 1900 году. Строили, как говорится, всем миром. Активное участие принимали жители сел Кочергино, Шошино, Жерлык, Мурино. Кирпичи для здания делали в специально построенных для этой цели сараях.

В период строительства храма одновременно строилось и каменное здание церковно-приходской школы, которое было завершено в 1914 году.

С приходом советской власти последний настоятель храма - священник протоиерей Всеволод Барков был арестован и сослан на десять лет в Колымские лагеря. Храм был частично разрушен и в 1936 году закрыт. Долгое время его использовали как склад зерновых.

В 80-е годы XX века чиновники, понимая, что храм является исторической ценностью, приняли решение о его реставрации. Решено использовать восстановленное здание для дела: разместить в нем изостудию, музей истории села или народного творчества.

В то время и не думали использовать храм по прямому назначению, видимо, потому и не смогли отреставрировать. Не было на то Божией воли… Все восстановительные работы закончились возведением строительных лесов.

В 2002 году Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний благословил устроение Свято-Вознесенского женского монастыря в селе Кочергино и восстановление силами вновь созданной обители храма Вознесения Господня. В 2002 году сюда прибыли первые насельницы из Свято-Благовещенского монастыря Красноярска.

Первой настоятельницей обители была назначена монахиня Елисавета (Усталова). Началось возрождение храма и духовной жизни.

Женской обители были безвозмездно переданы деревянное здание бывшего детского сада и каменное здание бывшей начальной школы, которые требовали капитального ремонта. С Божией помощью в деревянном здании были устроены кельи для сестер, комнаты для паломниц, трапезная, просфорня.

1 июня 2006 года архиепископ Антоний возглавил торжественную Божественную Литургию с чином освящения храма Вознесения Господня. В день освящения храма на небе явилось чудо - радуга вокруг солнца, которую все наблюдали в течение трех часов.

В октябре 2007 года матушка Елисавета переведена настоятельницей Свято-Вознесенского монастыря Красноярска, а настоятельницей женской обители в Кочергино назначена матушка Екатерина, которой уготовано было продолжать благоустроение обители и восстанавливать Свято-Троицкий храм в селе Шалоболино. По милости Божией храм был восстановлен за три года и в июне 2011 года освящен владыкой Антонием.

В 2008 году обитель отмечала 100-летний юбилей храма. В этот день матушка Екатерина была возведена владыкой Антонием в сан игуменьи и стала первой игуменьей Свято-Вознесенской обители.

Еще матушка Екатерина пеклась о строительстве келейного корпуса для сестер. Она начала эту работу, но порадоваться с сестрами на новоселье ей не довелось. В июле 2011 года она почила о Господе, могила ее находится у северной стороны алтаря храма.

Преемницей матушки Екатерины стала монахиня Евфросиния, нынешняя игуменья монастыря.

Восстановлю храм и отойду ко Господу

Насельницы женской обители строго следят за порядком на могилке игуменьи Екатерины. Каждую весну здесь высаживают цветы, чистят памятник, убирают прилегающую территорию. К матушке приходят не только почтить память, но и помолиться, попросить совета, помощи или благословения на то или иное дело.

Она всегда помогает! - признается игуменья Евфросиния. - Сама много раз в этом убеждалась. Вот не клеится что-нибудь, придешь на могилу, прочитаешь молитву, глядишь, и помощь приходит, откуда не ждешь.

А сколько примеров помощи от матушки Екатерины простым прихожанам было! У одной женщины сильно нога болела, последнее время без тросточки уже и ходить не могла. Посоветовали ей к матушке на могилку сходить да помощи в исцелении попросить. Услышала игуменья молитвы прихожанки, сейчас женщина хоть и прихрамывает, но ходит уже без помощи батога.

А не так давно проблема в селе приключилась - ограбили единственный банкомат, а новый ставить в магазин отказались. Мол, Москва не согласовывает. Люди подписи собирали и у власти помощи просили - ну как же без банкомата? Но все напрасно. Вот и пришла директор магазина матушке жаловаться. Помолилась, и буквально через некоторое время банкомат в селе каким-то чудом установили. Как написано в Евангелии: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Именно матушка Екатерина указала место, где должен быть построен корпус, и еще при ней начались первые работы. Но порадоваться на новоселье ей уж не придется.

Монахини говорят, игуменья предвидела свою кончину. Говорила, вот восстановлю Свято-Троицкий храм в селе Шалаболино и отойду ко Господу. Так и случилось. 3 июня 2011 года состоялось освящение храма, а 26 июля матушка скончалась.

Последние годы жизни она страдала онкологией, но до самой кончины практически не лежала в постели, - вспоминает матушка Ефросинья. - Большие труды понесла она во славу Божию на этой земле. Несмотря на преклонный возраст, никогда не жаловалась на недуги и усталость. Настолько была сильна духом и крепка верой, что не боялась начинать любое дело. За помощью всегда к Пресвятой Богородице обращалась, и матерь Божия чувствовала ее крепкую любовь и всегда помогала. Матушку Екатерину возвели в сан игуменьи и благословили на восстановление храма на юге края в 80 лет. Представьте, что эта хрупкая монахиня сама не только руководила, но и лично контролировала строительные работы. По любой лестнице, на любую высоту могла подняться, посмотреть, правильно ли купол установили, так ли кладка выполнена. За годы жизни в монастыре трудами матушки Екатерины восстановлено и построено пять храмов на юге края и в Хакасии. И ни разу не сказала она, что стара и немощна, что болеет и не имеет сил трудиться. Вот уж действительно пример для подражания.

И смерть свою она встретила достойно. Знала даже день, когда умрет. Истинно верующим, богоугодным людям Господь открывает дату их смерти. Одной из паломниц она призналась: «Во вторник отойду ко Господу».

А накануне матушка Екатерина созвала всех сестер обители, попрощалась с ними, кому-то дала наставления, кому-то совет.

Утром сестры пришли ко мне и говорят, тебя матушка зовет, - рассказывает игуменья Евфросинья. - Она уже невнятно высказывалась, что-то показывала руками, позже я поняла, что она пыталась сказать: «Видишь, я ухожу в мир иной»…

Господь исцеляет через послушание и смирение

Не могу объяснить, но в храме Вознесения Господня и впрямь царит неповторимая атмосфера тепла и благодати Божией.

Не разувайтесь, проходите в обуви, - говорит игуменья.

Как-то даже совестно в обуви-то по коврам ходить. Монастырский храм, пожалуй, единственный, в котором все полы застелены. И многие, действительно, снимают обувь и встают перед иконами на колени.

Особенно любят прихожане иконы Покрова Пресвятой Богородицы и Серафима Саровского. После каждого богослужения монахини в первую очередь подходят и молятся этим иконам. А вслед за ними и паства просит у Пресвятой Богородицы и Серафима помощи и исцеления от разных физических и духовных недугов.

Впрочем, чудеса исцеления несут и другие святыни Вознесенского храма. Мощи святого Луки Войно-Ясенецкого помогли в исцелении женщины, которая была почти на волосок от смерти. После аварии врачи не давали утешительных прогнозов, говоря, что травмы просто несовместимы с жизнью. Но по молитвам святого Луки женщина выздоровела.

Чудотворная икона Матронушка исцелила не одного болящего, - говорят монахини. - Господь быстро дает исцеление. Как только человек принимает послушание, отсекает волю свою и смиряется.

«Свет монахам - ангелы, свет мирянам - монахи»

После смерти игуменьи монастырь словно опустел, остался без строгой, но любимой матушки, которая всегда была для насельниц примером кротости, смирения и любви. Матушка Евфросиния вспоминает, что перед воздвижением в сан игумений сильно волновалась и переживала.

Ведь это еще большее послушание перед Господом, еще большая ответственность не только за свои дела, но и за дела всей обители, за духовную жизнь сестер, - говорит матушка Евфросиния. - Но на все воля Божия, каждому человеку готовит он свой путь на земле. У монахов - это путь отречения от собственной воли ради воли Всевышнего и постоянная молитва за весь мир. Как говорил Иоанн Лествичник: «Свет монахам - ангелы, а свет мирянам - монахи».

Матушка, что чувствует человек, когда в юном возрасте решается уйти в монастырь? Вы ведь выросли в светской семье в Минусинске, что-то же подвигло вас в 19 лет отказаться от мирской жизни?

Это трудно выразить словами, Господь призывает, и это чувствует твое сердце, оно тянется к храму, к Богу, и в какой-то момент ты понимаешь, что иначе быть не может.

Я действительно выросла в обычной семье, училась в одной из школ Минусинска. Не могу сказать, что родители были сильно верующими людьми. В Минусинский Спасский собор меня привела крестная. Кстати, крестили меня только в 12 лет. А в 18 лет поехала в Красноярский монастырь. Не думайте, что это был неосознанный поступок, протест обществу или максимализм. Нет, это произошло по велению души и сердца. По-мирски это можно сравнить, например, с горячим желанием человека иметь семью и много ребятишек. Настолько сильна эта потребность, что благодать Божья нисходит и помогает человеку. Жалею только об одном: что не ушла в монахини раньше.

Некоторые ошибочно считают, что монастырь - это отчаянный шаг в надежде убежать от несчастной любви, избавиться от вредных привычек и прочее. Монастырь - это не санаторий, сюда приходят не отдохнуть, а трудиться не для дела мирского, а для дела Божия. Дело монаха – стать сосудом Святаго Духа. Он должен сделать свое сердце таким чутким, как листочек сусального золота. Все делание монаха есть любовь, и в путь свой он тоже выходит от любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему. Монах размышляет о несчастье человечества, его сердце уязвляется болью, и он непрестанно сердечно молится о мире.

При этом монахини совсем не считают себя святыми людьми. Сестры признаются, что каждый день борются со страстями, грехами и немощами. В миру их, может быть, и не видно, ведь зачастую и грусть, и уныние, и ворчливость, и осуждение, и лень - мы и за грех-то не считаем.

Двери обители открыты для всех. Любой человек может прийти потрудиться во славу Божию, понести послушание, помолиться вместе с сестрами. Но не любой готов смиренно посвятить свою жизнь в молитвах и трудах ради Господа и отсечь свою волю.

Как говорят святые отцы: «Если бы желающие поступить в монастырь знали все скорби, присущие иноческой жизни, то никто бы не пошел в монастырь. А если бы люди знали блаженство, ожидающее иноков, то весь мир без оглядки побежал бы в монастырь».

Плох тот отец, который не наказывает сына…

Волею своей приблизил к себе Боженька и нынешнего священника Вознесенского храма и духовника обители отца Киприана. Вместе с супругой он приехал сюда еще в начале 2000 годов, когда монастыря еще не было. Была в деревне лишь община православных верующих, но уже шли разговоры о восстановлении Вознесенского храма. Вот и решили молодые супруги пожить возле будущей обители послушниками.

А до этого жили мы в Минусинске. Я работал в школе, потом в детском доме учителем черчения, - рассказывает батюшка. - Православными-то мы всегда были, с детства воспитаны рядом с иконами. В Минусинске принял обряд крещения, совершал его отец Сергий Круглов. Отец Василий Ахремичев венчал нас с супругой. Когда узнали, что восстанавливается храм, решили перебраться в сельскую местность. Несколько лет жили в небольшом каменном домике при будущей обители. Потом сняли комнату в Кочергино.

В 2005 году отец Киприан был рукоположен священником и с тех пор служит в храме в честь Вознесения Господня.

Строгий батюшка с доброй душой, так называют его прихожане. При этом очень любят отца Киприана и именно к нему едут на воскресные службы из соседних сел и города, чтобы исповедаться и причаститься святых Христовых тайн.

А правда, что вы не причащаете тех, кто не знает «Символа веры»?

В «Символе веры» заложено все учение христианское, и истинно верующий человек обязательно должен знать и читать про себя эту молитву, как и молитвы Богородице и Иисусу Христу. Священник - это проводник между человеком и Богом, и конечно, должен помогать ему, наставлять, подсказывать. А может, человек впервые в храм зашел, коленки трясутся, что сказать, не знает, отругаешь его за незнание, он больше и вовсе порог церкви не переступит. А бывает, напротив, готовился, постился, на бумажку все грехи переписал, а встал перед иконами и сказать ничего не может, ком в горле и слезы градом. Так разве это уже не искреннее покаяние? Поэтому во всем надо меру знать. Где-то могу и пожурить, а где и похвалю за усердие. Кого не подпущу к Причастию, так это накурившегося перед службой человека. Есть и такие, придет как паровоз, отпусти мне, батюшка, грехи. Меня не уважаешь, Бога-то хоть не гневи...

В строгости, но с любовью воспитывает отец Киприан и своих ребятишек - их в семье одиннадцать. Трое старших уже студенты и живут отдельно от родителей. Малышня всегда рядом с папой и мамой. И хотя родных ребятишек только пять, остальные приемные, разделения между детьми нет. У всех равные права и, конечно, обязанности. Бездельничать в своем доме некогда. И девчонки, и мальчишки каждый день доят коз, кормят птицу, ухаживают за поросятами и коровами.

Последнюю девочку трех лет мы взяли несколько месяцев назад, - говорит батюшка. - Она только нас увидела, а уже говорит - это мама Лена, а это папа. Ну как тут устоишь? Конечно, детки все разные, учитывая гены неблагополучных родителей, приходится много времени уделять воспитанию и образованию. Без строгости не получается. Еще Соломон говорил: плох тот отец, который не наказывает сына. Матушка меня поддерживает и слабину им тоже не дает. Не хочу, чтобы мои дети выросли распущенными белоручками. Пусть лучше трудятся, чем лодырничать.

Но и лаской они не обделены. Как же не приголубить своих чад, даже самых непослушных и диковатых?! Человек, он как льдинка, чуть солнышко выглянуло, он и растаял. Так и любовь способна растопить любой лед непонимания и обид.

Что бы ни происходило, каждый вечер мы собираемся всей семьей перед иконами и читаем вечернее молитвенное правило. После молитвы поворачиваюсь к детям и прошу прощения перед ними за все грехи, совершенные в течение дня. Потом мы обнимаемся и кричим в один голос: «Мы семья!»

А по воскресеньям собираю всех ребятишек «в горсточку» и везу на службу в любимый Вознесенский храм.

У Господа все промыслительно

Сегодня в Вознесенском женском монастыре проживают 12 насельниц: монахини, инокини, послушница и трудница. Остальные паломницы трудятся, помогая обители, по благословению матушки Евфросинии.

Одни следят за порядком на территории храма, другие несут послушание в храме. Сестры-насельницы занимаются выпечкой просфор или шитьем облачений.

Здесь нет телевизоров, гаджетов, компьютеров. И праздно шатающихся в свое удовольствие здесь тоже нет. В беспрестанной молитве и трудах проходят дни иноков. Приезд родственников скорее исключение из правил. Те, кто уходит в иноческую жизнь, отрекаются не только от светских дел, но и от близких людей.

Но отречься - это не значит не любить и не признавать родство, отречься - молиться за них Господу о спасении души, - говорит игуменья. - Был такой случай, жил послушник в монастыре, трудился, молился и вот как-то узнал, что в семье у него все плохо. Решил оставить монастырь, чтобы помочь близким. Идет домой, а навстречу ему ангел, спрашивает послушника:

Ты куда идешь?

Домой, семье помогать. А ты куда?

А я из дома твоего в храм возвращаюсь.

Почему же ты их бросил?

Так ведь ты же идешь на помощь, стало быть, я не нужен…

Повторюсь, иногда монахи молитвами своими помогают родным больше, чем делами земными.

Есть в истории монастырей примеры того, что вслед за дочерьми к Богу приходят и матери, оставаясь в обители жить и трудиться.

Сестра Сергия, а в миру Галина приняла постриг несколько лет назад (Фотографироваться с благословения игуменьи женщина не пожелала - прим. ред.). На вопрос, случалось ли сожалеть об этом, она искренне улыбается и говорит, что нигде более не была так счастлива и спокойна душа ее, как в стенах Вознесенской обители.

Впервые она побывала в Кочергино в 2011 году, приехав в качестве паломницы из Тюменской области. А через год женщина вернулась в монастырь с твердым желанием посвятить жизнь молитве и Богу.

В какой-то момент почувствовала, что промедление смерти подобно, - рассказывает женщина. - Не могла ждать ни минуты, настолько тянуло меня сюда, в храм. Хотя скажи мне лет десять назад, что стану монахиней… Я ведь атеисткой всегда была.

И жизнь-то ее горькой не назовешь. Молодая, красивая, успешная женщина. Она успела сделать карьеру в правоохранительных органах, дослужившись до подполковника юстиции. Много лет отработала следователем, по выслуге лет ушла на заслуженный отдых.

А вот в один момент Господь развернул на 180 градусов, будто показал, в чем мое предназначение. Сама удивляюсь, как я столько лет жила и не понимала этого. Только грехи свои множила… Но и то верно: у Господа все промыслительно, случайностей никаких нет.

Спасать нужно душу, а не тело

Несмотря на то, что богатых меценатов в окрестностях монастыря нет, с помощью Божией монахини продолжают дело, начатое игуменьей Екатериной, и занимаются строительством нового корпуса, в котором будут располагаться трапезная для паломников, ризная и подсобные помещения. А самое главное – храм, в котором будет регулярно читаться Псалтирь.

По благословению митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в прошлом году удалось залить фундамент будущего здания и храма. А в этом году – выложить стены и начать кровельные работы. А пока статья готовилась в печать, с Божьей помощью над будущим храмом установили главку с крестом.

Деньги мы не зарабатываем, богатых покровителей не имеем, строим всем миром, - говорит игуменья. - Кто цементом поможет, кто пиломатериалом, кто гвоздями. Ни от какой помощи не отказываемся. Иногда, кажется, положение безвыходное, не на что строить, да что там говорить, угля иногда не хватает, чтобы поддерживать тепло в обители. А Господу помолишься, глядишь, и посылает нам добрых людей. Вот так, по кирпичику, с молитвой и строимся. И, конечно, всегда рады любой посильной помощи.

У каждого своя дорога к храму. И каким бы ни был этот путь, главное, чтобы дорога к Богу была устлана светлыми помыслами и добрыми намерениями. Об этом и молятся все монахи православной России.