– Рига. Соединение Ливонского ордена с Тевтонским. – Закрепощение туземцев. – Рига Тевтонская библия

Название «Тевтонский орден» россиян прежде всего заставляет вспомнить о событиях 1242 года, когда немецкие рыцари, столкнувшись с дружиной князя Александра Невского и потерпев поражение, ушли на дно Чудского озера под тяжестью собственных доспехов.

На самом деле Ледовое побоище — это лишь небольшой фрагмент из обширной истории рыцарского ордена, в течение трёх веков существовавшего как полноценное европейское государство.

Госпиталь под стенами Акры

История Тевтонского ордена началась в 1189 году, когда германский император Фридрих Барбаросса со своей армией принял участие в Третьем крестовом походе.

В конце августа 1189 года армия германского императора осадила сирийскую крепость Акра — древнейший город, основанный приблизительно в середине II тысячелетия до нашей эры.

В период осады купцы из Любека и Бремена организовали полевой госпиталь для раненых крестоносцев. Король Иерусалима Ги де Лузиньян подписал хартию, по которой госпиталю было дано право организовать странноприимный дом в Акре, после того как город будет взят.

Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской».

13 июля 1191 года после почти двухлетней осады Акра была взята, и полевой госпиталь перебрался в город, существуя уже на правах госпитального монастыря.

Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. В 1193 году всё тот же Ги де Лузиньян возлагает на госпиталь охрану и оборону одного из укреплений Акры в случае вражеского нападения.

«Помогать — Защищать — Исцелять»

5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской.

Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Задачами ордена провозглашаются:

  • защита немецких рыцарей;
  • лечение раненых и больных крестоносцев;
  • борьба с врагами Католической церкви.

Девиз ордена: «Помогать — Защищать — Исцелять».

С этого момента орден очень быстро обзаводится собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности становятся основными.

Членство в ордене, представляющем собой военно-религиозное сообщество, становится чрезвычайно престижным среди европейских феодалов. И хотя резиденция главы ордена (гроссмайстера) располагается в Акре, его владения стремительно растут и в Европе — за счёт земель, подаренных монархами, а также владений феодалов, становящихся членами ордена.

Тевтонский орден, членами которого должны были быть рыцари немецкой крови, что, правда, не всегда соблюдалось, очень быстро набрал силу, встав в один ряд с созданными ранее орденами тамплиеров и госпитальеров.

Уставы ордена разделили членов на два класса: рыцарей и священников, которые были обязаны принять три монашеских обета — бедности, безбрачия и повиновения, а также обещать помогать больным и бороться с неверующими.

В отличие от рыцарей, которые сначала должны были доказать своё благородное происхождение, священники освобождались от этого обязательства. Их функция состояла в отправлении религиозных служб, причащении рыцарей и больных в больницах и участии в войнах в качестве медиков.

Рыцари жили вместе, спали в спальнях на простых ложах, ели вместе в столовой, имели ограниченную сумму денег. Они ежедневно трудились, обучаясь для сражения, следили за своим снаряжением и работали с лошадьми.

Глава ордена, как и другие его руководители, был избираем, а его права ограничены рыцарями — членами ордена.

Завоевание Пруссии

Четвёртый гроссмайстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца был человеком с недюжинным аналитическим умом. За несколько десятилетий до окончательного краха государства крестоносцев на Ближнем Востоке он понял, что будущего у Тевтонского ордена в этих краях нет, и стал предпринимать усилия по переносу основной его деятельности в Европу.

Несколько попыток закрепиться в Европе не увенчались успехом, но упрямый гроссмайстер был настойчив и довёл задуманное до конца.

В 1217 году Папой Римским Гонорием III был объявлен поход против прусских язычников, захвативших земли польского князя Конрада I Мазовецкого .

Тевтонские рыцари, начав войну против прусских язычников в 1232 году, использовали следующую тактику — они разбивали противостоящие им прусские племенные союзы поодиночке, при этом побеждённые использовались в качестве союзников в последующих войнах.

На занятых землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

Прусская знать, оказавшись под властью рыцарей и становясь их союзниками, постепенно принимала христианство. Постепенно происходило и онемечивание прусских племён — немецкий язык, без которого невозможна было успешная карьера в государстве Тевтонского ордена, вытеснял прусские наречия.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден, поглощавший и включавший в свой состав аналогичные более мелкие образования, превратился в целое государство.

Натиск на Восток

На рубеже 1230-х - 1240-х годов Тевтонский орден предпринимает попытку расширить границы своих владений на Восток за счёт покорения ослабленных русских земель, только что переживших нашествие Батыя. Рыцари ордена намерены привести местное население, исповедующее православие, под духовную власть Рима.

С 1240 по 1242 годы рыцари Тевтонского ордена вели территориальную экспансию на псковских и новгородских землях, захватив Изборск и Псков. Эти территориальные поползновения завершились битвой на Чудском озере 5 апреля 1242 года, результаты которой всем хорошо известны.

Несмотря на эту неудачу, влияние ордена продолжало расти. Тевтонский орден вёл отчаянную борьбу за территории с Великим княжеством Литовским, контролировавшим в XIII-XIV веках и большую часть русских земель. В XIV веке орден совершил более сотни походов в Литву, стремясь подчинить её своему влиянию.

Подобная активность Тевтонского ордена в Европе объясняется тем, что его деятельность на Ближнем Востоке завершилась в мае 1291 года, после захвата Акры армией султана Египта.

В 1386 году литовский князь Ягайло принял католичество и обручился с наследницей польского трона, что привело к созданию личной унии — объединения двух государств (Польши и Великого княжества Литовского) под властью одной короны. Впоследствии личная уния приведёт и к созданию полноценного объединённого государства — Речи Посполитой.

Роковой Грюнвальд

Для Тевтонского ордена, претендовавшего на литовские земли, польско-литовская уния был весьма серьёзной угрозой.

В 1409 году между орденом и новым государственным объединением вспыхнула война, причиной которой были старые обиды. Польша и Литва, пользуясь восстанием в Жемойтской земле, ранее принадлежавшей Княжеству Литовскому, решили попытаться отвоевать территории, ранее захваченные рыцарями ордена.

Апофеозом этой войны стала Грюнвальдская битва, произошедшая 15 июля 1410 года. Это сражение, ставшее одним из крупнейших и важнейших в истории средневековой Европы, закончилось разгромом войска Тевтонского ордена. Важную роль в этой битве сыграли полки русских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского, проявившие в критические минуты мужество и стойкость.

Поражение для Тевтонского ордена оказалось сокрушительным: из 25-тысячного войска 8000 были убиты, около 14 000 попали в плен. Среди убитых оказалось практически всё военное руководство ордена, а также его рыцарская элита.

И хотя война в целом завершилась в 1411 году на относительно мягких для Тевтонского ордена условиях, его могущество было подорвано. Уничтожение его непобедимой армии практически свело на нет его влияние.

«Магистр-расстрига»

Огромные материальные потери, необходимость выплаты контрибуции и выкупа пленных рыцарей заставляли Тевтонский орден вводить новые налоги на подконтрольных территориях, что вызвало возмущение населения. В марте 1440 года представители мелкопоместного дворянства и ганзейских городов с территории Орденского государства организовали Прусскую конфедерацию, чтобы сбросить господство тевтонских рыцарей. В феврале 1454 года Прусская конфедерация обратилась к польскому королю Казимиру IV с просьбой о поддержке их революции и включении Пруссии в состав Польши. Король согласился, что стало причиной начала Тринадцатилетней войны, известной также как «Война городов». Итогом этой войны стало превращение западной части бывших владений ордена в польскую провинцию Королевская Пруссия, а оставшаяся восточная часть владений ордена стала вассалом польского монарха.

Закат великой истории Тевтонского ордена растянулся ещё на несколько десятилетий и был весьма плачевным для хранителей его традиций. Последний гроссмайстер, или Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн , разочаровавшийся в его идеалах, в 1525 году перешёл из католицизма в лютеранство, сложил с себя полномочия главы ордена, объявив о секуляризации прусских земель — основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену.

Это решение было принято с одобрения короля Польши, вассалом которого являлся магистр ордена.

На прежних территориях было образовано герцогство Пруссия во главе с «магистром-расстригой». Это герцогство стало первым государством Европы, религией которого стал протестантизм, несмотря на то, что оно оставалась в вассальной зависимости от католической Польши.

Сёстры вместо братьев

Утративший своё влияние Тевтонский орден тем не менее сохранил под контролем некоторые территории и официально просуществовал до 1809 года, когда был распущен в период наполеоновских войн.

Орден был возрождён в 1834 году в Австрии при поддержке императора Франца I . О военных и политических амбициях речь больше не шла — Тевтонский орден вернулся к помощи больным и благотворительной деятельности.

Военные же традиции ордена бережно хранили в Пруссии, где даже был учреждён орден «Железный крест», напрямую восходящий к символике тевтонцев.

После прихода в Германии к власти нацистов началось восхваление военной истории ордена, в первую очередь его попыток покорения земель на востоке Европы. При этом на священников настоящего Тевтонского ордена, сосредоточенных на благотворительности, начались гонения.

После окончания Второй мировой войны благотворительная деятельность ордена была продолжена. Его нынешняя резиденция располагается в Вене. В резиденции собраны уникальные исторические архивы по деятельности Тевтонского ордена, оказавшего огромное влияние на историю Европы.

Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена, составляют не братья, а сёстры.


Тевтонский орден был утвержден в 1198 году римским папой Иннокентием III. Его первым Великим Магистром, впоследствии гофмейстером, стал Генрих Вальпот. Орден имеет два названия: Немецкий орден и Орден дома Святой Марии Тевтонской. Возникло братство на базе странноприемного дома в Иерусалиме для немецких паломников. Первоначально тевтонцы явились представителями немецкой национальности в состав Ордена ионитов. Но папа Иннокентий III, желая укрепить взаимоотношения с германским императором Генрихом VI, готовившем новый крестовый поход, утверждает в 1198 году Тевтонский орден.

Но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, дается другая история этого духовно-рыцарского ордена. «Тевтонский орден был основан в 1128 году в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы сообщил новому Ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды: белый плащ с черным крестом и назвал Тевтонский орден домом святой Девы Иерусалимской. В 1191 году папа Климент III утвердил устав Ордена…»

Основой для внутренней организации и основой для устава тевтонцев действительно послужил Орден тамплиеров, а также Орден госпитальеров. Только к 1221 году Тевтонский орден получил почти такие же привилегии, которые имели храмовники и иоанниты.

Отличительной особенностью тевтонцев можно назвать, что он, в основном, состоял из немецкий рыцарей, тогда как в других монашеских орденах наблюдалось многоязычие. Символом Ордена являлись белый плащ и простой черный крест.

Но тевтонские рыцари очень быстро оставили свои обязанности в Палестине. В первые же месяцы своего существования они подхватывают папский клич: «Drand nach Often» Но только к середине XIII века тевтонцы окончательно перебираются в Восточную Европу.

Тевтонцы не отличались хорошей дисциплиной и военной подготовкой, как тамплиеры или иоанниты. В святой Земле Тевтонский орден зарекомендовал себя в искусстве боя не с лучшей стороны. Впрочем, можно говорить о какой-либо репутации, если в том же 1198 году основные силы тевтонцев были перебазированы в Германию и приняли активное участие в насаждении католичества в Восточной Европе.

В 1184 году в Прибалтику прибывает августинский монах Мейнард, только получивший титул Ливонского епископа. В его задачу входило чтение Ливонских проповедей и обращение в католическую веру язычников, а также разведка позиций Руси на побережье Балтийского моря. Папа Целестин III объявляет крестовый поход против ливов, латгалов и прочих туземцев.

Зимой 1188 года первые «рыцари церкви» прибывали в Европу и начинают завоевании Ливонии. В том же году римским папой становится Иннокентий III, который проводил политику своего предшественника, и при котором папская власть достигла наивысшего могущества.

Тевтонский орден стремился найти земли, где он получил бы возможность организовать что-то вроде государственного устройства, во главе которого стоял он сам. Взоры братьев рыцарей привлекли земли князя Мазовецкого, который в 1226 году призвал тевтонцев для защиты от пруссов. Тевтонский орден во главе с Германом фон Зальца, подписал с Конрадом договор на получение Хеллеиньской земли. Герман фон Зальца выхлопотал у Фридриха II и папы Гонория III грамоту на владение Куимской и Прусской Землями.

Но тевтонцам пришлось мечом завоевывать полученные на бумаге земли. С одной стороны, приходу тевтонцев противились туземцы, с другой - пришедшие до крестоносцев и считавшие эту территорию своей католические священники. Так в 1215 году епископом и владетелем Пруссии был назначен Христиан. Но так как мирным путем невозможно было обратить в католическую веру пруссов, то Христиан начинает собирать крестовый поход против них. Поход не удался. В помощь Христиану был призван Тевтонский орден, которому были даны грамоты на временное владение землей. Епископ вынужден был уступить.

В 1231 году после многочисленных столкновений Тевтонский орден заключил с Христианом договор, по которому признал себя его вассалом, обязался платить десятину и отдать значительную часть Пруссии, если удастся ее завоевать. В 1231 году начинается освоение Пруссии. Большинство местного населения было перебито. Воспользовавшись тем, что епископ Христиан попал в плен, Тевтонский орден получил в 1234 году от римского папы Григория IX кульмскую землю и Пруссию в вечное владение, с условием выплаты дани в пользу папы. К 1280 году Тевтонский орден завоевал практически все земли пруссов, часть Польши. Тевтонцы совершали постоянные набеги на литовские и северо-западные земли. Благодаря более или менее жестокой дисциплине и достаточно хорошей военной подготовке немецкие рыцари были сильнее разрозненных туземных племен. Но в Прибалтике их ждало жестокое сопротивление.

Отряды «псов-рыцарей» были разбиты объединенными силами литовского государства в 1236 году. А в 1237 году произошло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Ливонский орден сохранил за собой все привилегии и фактически остался самостоятельным, только магистра ордена теперь называл гофмейстер тевтонцев, а не римский папа). Тогда же была объявлена подготовка к новому крестовому походу в Прибалтику. Тевтонцы, заручившись поддержкой новой римской курии, привлекают на свою сторону шведских феодалов.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 году Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Из-за поднявшегося восстания положение Тевтонского ордена было шатким.

Но в 1249 году спор ордена с архиепископской властью был полностью решен в пользу Ордена папой Иннокентием IV. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу; кульмские и прусские епископы стали самостоятельными и назначались из членов Тевтонского ордена. Папа ревностно поддерживал Орден, склоняя рыцарей поступить в братство «Храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254 году был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против пруссов, окончившийся расширением владением ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управление вызвали общее восстание в 1260-1261 годах под руководством литовского князя Миндовга. Положение вновь стало критическим.

Тщетно папы Климент IV и Урбан IV взывали о помощи Ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы одолеть воскресшее в Пруссии «чудовище прежнего идолослужения».

Но поход его был неудачен. Избрание Рудольфа Гасбурского спасло Тевтонский орден от окончательного падения. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено: в Помезании все жители были перебиты, в Замландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Земгалия покорены и опустошены. Таким образом, Тевтонский орден с помощью Германии и Ливонского ордена, удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границы Литвы на востоке и до Мазовии на юге. Было основано много замков и городов – Эльбинг, Мариенвердер, Мариенбург, Гольдинген, Виндва, Митава и т.д.

Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земли, частью в городах; города получили право самоуправления. Также прибыло большое количество германских дворян. Местное население было обращено в крепостное состояние, обращение с ним было очень жестоким и его поставили вне закона. Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет – с 1230 по 1285 годы. К началу XIV века Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию, даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена.

XIV век был временем наибольшего процветания ордена, завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 году гофмейстер Зихфрид Фейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. С этого времени Тевтонский орден оказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением. Сделавшись государством Fahto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. Тевтонский орден не оказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена, в свою очередь, объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошающая война, между Тевтонским орденом и Литвой, а затем Польшей. В XIV веке устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гофмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в тоже время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гофмейстера, мог даже лишить его сана. Гофмейстер был верховным повелителем, он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми обладали комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями Ордена.

В начале XVI века Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, придерживающегося около пяти столетий. После секуляризации Тевтонского ордена (его гофмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации, в 1525 году секуляризовал Орден и получил его от польского короля во в ленное владение в качестве герезогства). Многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, уехали в Германию, составили новый устав Ордена и осели в городе Мерингейме, который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения Ордена. Политические значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX века, когда окончательно был уничтожен декретом императора Наполеона Бонапарта.


Словник : Тай - Термиты . Источник: т. XXXIIa (1901): Тай - Термиты, с. 752-755 () Другие источники : МЭСБЕ : :


Тевтонский орден - иначе называемый также прусским или немецким орденом , во время своего многовекового существования пережил несколько стадий развития.

I. Т. орден был основан в 1128 г. в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали называться братьями св. Марии Тевтонской. Около 1189 г. сын Фридриха Барбаруссы сообщил новому ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды (белый плащ с черным крестом) и назвал Т. орден Домом св. Девы Иерусалимской. В 1191 г. папа Климент III утвердил устав ордена, который стали называть просто Т. орденом. Первым начальником ордена - или гохмейстером, как они стали называться впоследствии, - был Генрих Вольдботт. Сделавшись военным учреждением, Т. орден тем не менее сохранил и свой первоначальный характер религиозно-благотворительного учреждения со многими правилами монастырской жизни. Пополнялся он, главным образом, членами германских аристократических фамилий. Большой роли в Палестине Т. орден не играл, так как сразу стал на сторону Фридриха II и вообще Гогенштауфенов в борьбе последних с папой. Вскоре после падения Акры гохмейстер Т. ордена Герман Зальца вместе с рыцарями переправился в Венецию, где и основал свою резиденцию. Фридрих II и папа Гонорий III наделили орден многочисленными землями в Германии и Италии. Каждый из них хотел привлечь Т. орден на свою сторону. Зальца очень ловко лавировал между ними, стремясь как-нибудь помирить их. Главною его целью было найти такую область, где можно было бы стать самостоятельным государем. Как раз в это время венгерский король Андрей предложил Т. ордену Трансильванскую область Бурзу с гг. Крейцбургом и Кронштадом под условием защищать ее от набегов половцев, но скоро отнял у ордена землю под предлогом неисполнения им своего обязательства. После этого в 1226 г. князь Мазовецкий Конрад предложил Т. ордену Кульмскую и Лёбодскую земли за защиту от пруссов. Наученный предыдущим опытом, Зальца выхлопотал у Фридриха II грамоту на владение Кульмской землей и на Прусскую землю, чтобы «ввести там хорошие обычаи и законы для упрочения веры и установления благополучного мира между жителями». В 1228 г. отряд рыцарей Т. ордена пришел на берега Вислы.

II. Завоевание Пруссии, или Боруссии. Пруссия, иначе Боруссия, ныне прусская провинция Прусского королевства, была населена пруссами, или боруссами, народом литовского племени (см. пруссы, Пруссия Восточная, Прусские литовцы). Это были язычники с довольно разработанным культом. В 1209 г. впервые стал распространять в этой стране христианство еп. Христиан с благословения папы и при содействии Конрада, князя Мазовецкого. В 1215 г. папа назначил Христиана епископом и владетелем Пруссии. Христиан стал созывать крестовый поход против пруссов. Поход не удался. Конрад Мазовецкий, покровительствовавший Христиану, обратился, как сказано выше, к Т. ордену, но Христиан не соглашался признать права ордена на Кульмскую землю и на Пруссию. После долгих препирательств между Фридрихом II, папой, Конрадом Мазовецким и Христианом Т. ордену удалось устроиться. По тайному договору с Конрадом Т. орден получил от последнего в собственность Кульмскую землю (правда, договор этот был составлен в очень неопределенных выражениях), раньше отданную Христиану: папе сообщили некоторые статьи этого договора, и он санкционировал его. В 1231 г. был заключен договор и с Христианом: Т. орден признал себя его вассалом, обязался платить ему десятину и отдать значительную часть Пруссии, если ее удастся завоевать. С этого же года начинается постепенный захват земли пруссов по определенному плану: завоевывается известная местность; в ней строят замки, города; жители избиваются; призываются переселенцы из Германии, и завоеванная область становится германской. В 1231 г. был построен Торн. Пользуясь тем, что Христиан попался в плен, Т. орден в 1234 г. получил от папы Кульмскую землю и Пруссию в вечное владение за обязательство платить дань. С тех пор папы покровительствовали всеми силами Т. ордену, который овладел Помезанией и всеми укреплениями до устья р. Ногаты. В 1237 г. был захвачен Бальгас, откуда идут попытки завладеть Вармией. В том же году к Т. ордену присоединяется ливонский орден. Т.ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 г. Александр Невский разбил его войска на льду Пейпуса. Поднялось восстание. Положение Т. ордена было шаткое, тем более, что Христин к этому времени был выкуплен из плена и заявил притязания на владения ордена; но папа поддерживал орден, а Христиан скоро умер. В 1249 г. спор с архиепископской властью был окончательно решен в пользу ордена папой Иннокентием IV-м. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу; кульмские и прусские епископы стали самостоятельными и назначались из членов Т. ордена. Папа ревностно поддерживал орден, склоняя рыцарей поступать в братство «храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254-55 г. был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против пруссов, окончившийся расширением владений ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управления вызвали общее восстание в 1260-61 гг. под руководством литовского князя Миндовга. Положение ордена было критическое. Тщетно папы Урбан IV и Климент IV взывали о помощи ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар по настоянию папы двинулся крестовым походом, чтобы «одолеть воскресшее в Пруссии чудовище прежнего идолослужения»; но поход его был неудачен. Избрание Рудольфа Габсбургского спасло Т. орден. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено, залито кровью: в Помезании все жители были перебиты, в Самландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Семгалия покорены и опустошены. Таким образом Т. ордену с помощью Германии и ливонского ордена удалось завладеть обширною площадью от низовья Вислы до границ Литвы на В и до Мазовии на Ю. Было основано много замков и городов - Эльбинг, Мариенвердер, Мариенбург, Гольдинген, Виндава, Митава и т. д. Было вызвано множество немцев-колонистов, которые сели частью на земле, частью в городах; города получили право самоуправления (магдебургское, любекское); прибыло много и германских дворян; туземное население обратили в крепостное состояние и обращались с ним ужасно - оно были вне закона. «Мы скоро умрем и пойдем на небо, - говорили несчастные, - и будем мучить там немцев так, как они мучили нас здесь на земле». Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет - с 1230 по 1285 г. К началу XIV в. Пруссия представляла собою настоящую германскую провинцию; даже левый берег Вислы был в руках Т. ордена, и здесь стоял цветущий гор. Данциг. Завоевание Пруссии Т. орденом может служить иллюстрацией к общему характеру захвата германцами славянских земель в средние века и кровавой германизации этих земель. XIV в. был временем наибольшего процветания ордена; завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. . Т. орден не отказался от своей политики захватов на счет Литвы и Польши, но и соседи ордена в свою очередь объединяли свои силы. Польша достигла значительной силы при Владиславе Локетке; Литва собралась в одно княжество под властью Гедимина. В 1315 г. Гедимин заключил с Владиславом Локетком союз против ордена. Началась многолетняя опустошительная война между Т. орденом и Литвой. Германская знать по-прежнему являлась на помощь и принимала участие в походах тевтонцев; но помощь эта не имела большого значения для ордена, он в ней не нуждался. Гохмейстеры Фейхтванген, Беффарт и Орселон энергично укрепляли могущество ордена. При гохмейстере Лотаре Брауншвейгском рыцари опустошили земли куявского епископа. Папа посылал проклятия против «грабителей церкви и убийц», но рыцари, замечает хроника, спокойно кушали. В 1331 г. началась война с Польшей и шла с переменным счастьем. В 1335 г. был заключен в Вышеграде мир, по которому Польша сохранила Куявию и Добржинскую землю, но Помереллия, захваченная в XIII в., осталась за Т. орденом. Польские вельможи не признали этого мира. В 1336 г. война с литовцами возобновилась; Т. орден осадил литовский замок Пиллицен. Осажденные, в числе около 4 тыс., перебили друг друга, чтобы не попасться в плен. В 1343 г. наконец был заключен мир между Польшей и Т. орденом. В 1333 г. Эстляндия была подарена Людовику, маркграфу Бранденбургскому, сыном низвергнутого короля датского Христофора II, Оттоном, но Людовик не мог завоевать ее и обратился к Ливонскому ордену, находившемуся в вассальной зависимости от Т. ордена. Эстляндия была завоевана и совершенно опустошена. Война с литовцами и русскими с 1341 по 1351 г., сначала неудачная для ордена, кончилась победою его в 1348 г. В 1361 г. вспыхнула новая война с Литвою; Т. орден захватил Каупу (Ковно); в 1370 г. литовские князья Ольгерд и Кейстут потерпели сильное поражение при сел. Рунсау. С 1377 г., после смерти Ольгерда, начинаются смуты в Литве, в которые вмешивается орден и доставляет власть Ягайлу. В XIV в. устройство ордена закончилось; выяснились стремления и симпатии дифференцировавшихся классов. Т. орден, сделавшись государством de facto, не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. «Запирай дверь от орденских рыцарей» - гласила поговорка. «За обедом, - говорит хроника, - у рыцарей только и было речи, что о красивых женщинах и хороших лошадях». Во главе Т. ордена стоял гохмейстер , избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в то же время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Землями Т. ордена в Германии управлял особый сановник - дейтшмейстер , который тоже надзирал над гохмейстером и один имел право собрать общий капитул. Последний судил гохмейстера, мог даже лишить его сана, издавал законы, назначал высших сановников. Общий капитул собирался один раз в год. Гохмейстер имел 5 помощников: 1) великого комтура , заведовавшего финансами Т. ордена, 2) верховного маршала - заведовавшего военными делами, 3) верховного госпитальера, 4) верховного гардеробмейстера и 5) орденского казначея. Гохмейстер был верховным повелителем; он утверждал и магистра ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Т. ордена были разделены на области, которыми управляли особые контуры. Все должности замещались исключительно рыцарями ордена. Орденский капитул издавал законы обязательные для всех, не справляясь с желаниями населения. Между тем, некоторые классы подвластного ордену населения настолько усилились, что требовали и себе доли во власти. Прежде всего было недовольно своим положением духовенство, особенно рижский архиепископ. Недовольство духовенства разделяли дворянство и горожане. Города Данциг, Кенигсберг, Торн, Кульм, Браунсберг и др. вели большую торговлю морскую и с Россией, участвовали в Ганзейском союзе, богатели; Т. орден стремился наложить на них свою руку, стеснял их самоуправление, требовал долю прибыли в торговле, часто нарушал ганзейские законы, претендовал на право первым покупать товары, в случае банкротства купца считал себя привилегированным его кредитором и т. д. Результатом была сильная рознь в государстве, особенно опасная в это время, так как для Т. ордена наступала тяжелая пора. Эпоха борьбы с Польшей. Ягайло, захватив власть в свои руки, стеснил литовских князей. Витовт, недовольный этим, обратился за помощью к Т. ордену и в 1382 г. сжег Вильно. Женясь на Ядвиге и таким образом соединив Литву с Польшей, Ягайло помирился с Витовтом, который неожиданно напал на владения Т. ордена и захватил Мариенвердер. Скоро между Витовтом и Ягайлом снова пошли нелады. Витовт перешел на сторону Т. ордена, начались постоянные набеги с обеих сторон. В 1392 г. Витовт получил великокняжеский стол в Литве и стал действовать против Т. ордена. Орденский капитул понимал, что мирные отношения между Польшей и орденом невозможны и что надо готовиться к решительной войне. Он начал с того, что взял у Владислава, герцога оппельнского, Добржинскую землю в залог за данную ссуду. Это была кровная обида для Ягайла, считавшего эту землю своим леном. С 1394 по 1398 г. продолжалась война, окончившаяся тем, что Витовт отдал ордену Жмудь; но жмудинцы восстали. Витовт вмешался в восстание; началась новая война, тянувшаяся до 1404 г., когда обе стороны примирились на том, что Добржинская земля перешла к Польше, а Жмудь - к ордену. Рыцари устали от беспрерывных войн; горожане, немецкие колонисты, поселяне открыто выражали недовольство орденским управлением; дворяне составили особый союз (так назыв. союз ящериц ) в защиту своего сословия против рыцарей. Покупка орденом Дризена и Новой Марки вовлекли его снова в ссору с Польшей. В довершение всего после смерти миролюбивого Конрада Юнгингена был выбран гохмейстером его брат, Ульрих, воинственный и пылкий рыцарь. В 1409 г. войска ордена вступили в Добржинскую землю. В распрю вмешался король чешский Венцеслав и уговорил противников заключить перемирие. Ягайло и Т. орден воспользовались этим временем, чтобы лучше приготовиться к борьбе. В 1410 г. Польша и Литва с вспомогательными отрядами русских и татар напали на владения Т. ордена; 15 июля 1440 г. произошло знаменитое сражение при Грюнвальде и Танненберге (см. Грюнвальденская битва), окончившееся полным поражением Т. ордена. На требование Ягайла покориться дворянство, духовенство и горожане с радостью согласились. Растерявшиеся рыцари и не думали о сопротивлении, сдавали замки и уезжали в Германию. «Никогда не слыхано, - говорит орденская хроника, - о такой великой неверности и такой быстрой перемене; накажи их Бог за это». Т. орден не погиб благодаря энергии комтура шведского Генриха Плауэна, который с помощью Ливонского ордена заставил Ягайла, в войске которого начались болезни, снять осаду Мариенбурга. В 1411 г. был заключен торнский мир с Польшей, по которому Т. орден возвращал Жмудь и обязался уплатить 100000 марок. Горожане, особенно Данцига, открыто выражали свою ненависть к ордену. С городским движением рыцари справились, но в виду тяжелого экономического положения ордену пришлось пойти на уступки. В 1412 г. был учрежден государственный совет для управления Пруссией из рыцарей, 20 дворян и 27 горожан. Генрих Плауэн был низложен, и на его место был выбран Штернберг, о чем почтительно доложили Польше. Ягайло все-таки предпринял поход в 1414 г. и опустошил Пруссию. В 1422 г. вспыхнула новая война; рыцари не могли противостоять полякам и литовцам и у озера Мельна заключили мир, отдав Витовту окончательно Жмудь, Судавию, полякам - весь правый берег Вислы от устья до Помереллии. В 1430 г. умер Витовт, помирившийся с Т. орденом и принимавший даже вместе с ним походы. Началась борьба между Ягайлом и Свидригайлом, в которую вмешался орден. За это в 1432 г. непримиримый враг ордена Ягайло в союзе с западными славянскими князьями предпринял поход против Пруссии, сжег Диршау, осадил Данциг. В 1433 г. заключен мир Брестский, по которому Т. орден уступил Польше ее завоевания. В ордене начались раздоры. Гохмейстер Русдорф был предан дейтшмейстером Саунсгеймом суду и низложен, но не подчинился суду. Ливонский орден отказался повиноваться Т. ордену. Горожане и дворянство образовали в 1440 г. Прусский союз , который захватил в свои руки власть. При правлении Конрада Эрлихсгаузена Т. орден несколько оправился; Польша и Литва были заняты своими делами и не вмешивались в дела ордена. При племяннике Конрада, Людвиге, орден стал быстро клониться к падению. Людвиг решил при помощи папы и императора уничтожить Прусский союз (1453); тогда руководитель союза, Габриель Байзен, обратился к польскому королю Казимиру и предложил ему власть над Пруссией. Тот согласился; Прусский союз отказался повиноваться Т. ордену и объявил ему войну. Орден навербовал солдат, призвал на помощь Рудольфа, герцога саганского, и с их помощью нанес полякам поражение; но у ордена нечем было платить наемным войскам, и те в 1456 г. передали полякам Кенигсберг, Мемель и многие другие города, завоеванные ими у Прусского союза. В 1457 г. Казимир въехал в Мариенбург, но скоро рыцари отняли этот город. В 1460 г. он сдался полякам. В 1462 г. Казимир и прусский союз разбили рыцарей при Черновице. В 1464 г. был заключен в Торне мир, по которому Польша получила Кульмскую землю со всеми городами, Мехелаусский окр., Помереллию с гг. Данцигом, Мариенбургом, Эльбингом и т. д.; орден признал себя в вассальной зависимости от Польши; гохмейстер приносил присягу польскому королю и утверждался им; поляки получили доступ в орден и право на занятие должностей комтуров. После Торнского мира Т. орден влачил жалкое существование. Казна была пуста; войска не было; все было разорено; вдобавок свирепствовали эпидемии. Рыцари задумали выбрать гохмейстером кого-нибудь из немецких принцев, рассчитывая на помощь германского императора. В 1497 г. был выбран Фридрих, сын Альбрехта, герцога саксонского, но Германия помощи не оказала, а Фридрих, не желая присягать Сигизмунду, оттягивал срок приезда в Польшу и наконец в 1507 г. уехал в Германию. В 1511 г. был выбран гохмейстером Альбрехт Бранденбургский. Он тоже отказался от присяги, вследствие чего в 1519г. поляки опустошили всю Пруссию. Тогда Альбрехт решил воспользоваться распространением в Пруссии реформации, в 1525 г. секуляризировал орден и получил его от польского короля в лен в качестве герцогства (см. Пруссия). Император германский низложил Альбрехта, папа отлучил его от церкви, но Альбрехт не отказался от своего дела. Т. орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, продержавшись около пяти столетий. После секуляризации Т. ордена многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, уехали в Германию, составили новый устав ордена, выбрали гохмейстером Вальтера ф.-Кронберга и осели в г. Мериннгейме (во Франконии), который и оставался их главною квартирою до окончательного уничтожения ордена. Политического значения Т. орден приобрести больше не мог и с течением времени выродился, так сказать, в лабораторию для поставки солдат за деньги всякому, кто пожелает. В таком жалком виде существовал Т. орден до начала XIX в., когда был окончательно уничтожен декретом Наполеона. В Австрии образовалось под этим именем общество, но оно носит характер чисто религиозной ассоциации, члены которой, преимущественно аристократы, дают обет безбрачия и целомудрия. Ср. «Scriptores rerum Prussicarum», Richter, «Geschichte der deut. Osts. Prov.»; Voigt. «Geschichte Preussens», а также литературу при словах Курляндия, Ливония, Литовско-русское государство, Пруссия.

Тевтонский рыцарский орден, или Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской, возник в феврале 1191 года. Воины-монахи, принявшие обет целомудрия, послушания и бедности очень быстро превратились в реальную силу, с которой считались все в Европе. Эта организация сочетала в себе дух и боевые традиции тамплиеров с благотворительной деятельностью госпитальеров, одновременно являясь проводником захватнической политики на Востоке, проводимой Западной Европой. Статья посвящена истории Тевтонского ордена: зарождению, развитию, гибели и наследию, прошедшему сквозь века.

Положение христиан на Святой земле во времена Третьего Крестового похода

Крестовые походы на Святую землю стали благодатной почвой для появления первых духовных рыцарских орденов. Они стали воплощением средневекового религиозного духа, настроений европейского общества, жаждущего защитить христианские святыни и единоверцев от агрессии ислама. С одной стороны, это была вынужденная необходимость в консолидации всех резервов, а с другой - этим умело воспользовалась Римско-католическая церковь для упрочения собственного влияния.

История Тевтонского ордена берет свое начало во времена Третьего крестового похода (1189-1192-й). Ситуация для христиан на тот момент была крайне сложной: их выдавили из Иерусалима. Только город Тир в княжестве Антиохия выстоял. Правивший там Конрад Монтферратский успешно сдерживал натиск мусульман, но его силы таяли. Ситуацию изменило прибывшее из Европы подкрепление, состав которого был весьма пестрым: воины, паломники, торговцы, ремесленники и множество непонятного люда, следовавшего за любым войском во времена средневековья.

Первое появление немецкоязычного рыцарского братства на Святой земле

На южной стороне полуострова, омываемого заливом Хайфа, в те времена расположился портовый город Акра. Благодаря своей прекрасной защите порт имел возможность производить выгрузку и загрузку грузов практически в любую погоду. Этот лакомый кусочек не мог остаться без внимания смиренных «воинов Господа». Барон Ги де Луизиньян предпринял отчаянную попытку осадить город, даже несмотря на то, что гарнизон оборонявшихся превышал его силы в несколько раз.

Однако самым большим испытанием и бедой во времена всех средневековых войн было отсутствие медицины. Антисанитария, огромная концентрация людей в одном месте были прекрасными условиями для развития различных болезней, таких как тиф. Рыцари Тевтонского ордена, госпитальеры, тамплиеры как могли боролись с этой напастью. Богадельни стали единственным местом, где оказывалась помощь силами паломников, пытавшихся таким образом попасть в рай за свои деяния. Среди них были представители торговых кругов Бремена и Любека. Их первоначальной задачей было создание немецкоязычного рыцарского братства для оказания помощи больным и пострадавшим.

В перспективе рассматривалась возможность построения некой военной организации для защиты и поддержки своих торговых операций. Это делалось для того, чтобы больше не зависеть от ордена тамплиеров, имевшего огромное влияние в данном регионе.

Сын утонувшего императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы благосклонно отнесся к этой идее и на первых порах поддержал создаваемые богадельни. Этим и объясняется то, что у рыцарей Тевтонского ордена были прекрасные отношения со Священной Римской империей. Очень часто они даже выступали как посредники между ее правителями и главами Римско-католической церкви. Имея такую всестороннюю поддержку, созданное в 1198 году Братство Тевтонской церкви Святой Марии Иерусалимской делало все возможное, чтобы оправдать высокое доверие.

Вскоре, как и их коллеги, организация рыцарей Тевтонского ордена обзавелась крупными земельными владениями не только на Святой земле, но главным образом в Европе. Именно там были сосредоточены главные, наиболее боеспособные силы братства.

Структура Тевтонского ордена

Провинции (комтурии) ордена находились на территории Ливонии, Апулии, Тевтонии, Австрии, Пруссии, Армении и Романии. В хрониках упоминается семь крупных провинций, но имелись и более мелкие владения.

Каждая должность и титул в ордене были выборными. Даже глава ордена Великий Гроссмайстер избирался и был обязан совещаться с 5 гроссгебитерами (Великими Повелителями). Каждый из этих 5 постоянных советников отвечал за определенное направление в ордене:

  1. Великий комтур (правая рука главы ордена и его интендант).
  2. Верховный маршал.
  3. Верховный госпитальер (управлял всеми больницами организации).
  4. Квартирмейстер.
  5. Казначей.

Управление определенной провинцией осуществлял Ланд-комтур. Он также обязан был совещаться, но уже с капитулом. Даже командир гарнизона крепости (кастелян) принимал то или иное решение с оглядкой на мнение находившихся под его началом воинов.

Если верить летописям, то рыцари-тевтонцы не отличались дисциплиной. У тех же тамплиеров порядки были куда жестче. Тем не менее на первых порах организация довольно эффективно справлялась с поставленными перед ней задачами.

Состав организации

Члены рыцарского братства делились на категории, каждая из которых имела определенные функции. На самой вершине, как и полагалось в те времена, находились братья-рыцари. Это потомки знатных родов, составлявшие элиту войск ордена. Чуть ниже по статусу в этой структуре были братья-священники, организовывавшие церемониальную, идеологическую составляющую служения в ордене. Кроме этого, они еще занимались различными науками и были, пожалуй, самыми образованными членами сообщества.

Простолюдинов, занимавшихся как военной, так и церковной службой, именовали прочими братьями.

Рыцари Тевтонского ордена привлекали в свои ряды и мирян, не связанных торжественными обетами, но тем не менее приносящих немалую пользу. Они были представлены двумя основными категориями: полубратья и фамилиары. Фамилиары - это щедрые спонсоры из числа наиболее богатых слоев населения. А полубратья привлекались к различной хозяйственной деятельности.

Посвящение в рыцари Тевтонского ордена

Существовал определенный отбор для всех кандидатов, желающих примкнуть к движению «освободителей» Гроба Господнего. Он происходил на основе беседы, в ходе которой уточнялись важные детали биографии. Перед тем как начать расспросы, капитул предупреждал о жизни, полной тягот. Это служение высшей идее до конца жизни.

Только после этого необходимо было убедиться в том, что новоприбывший не состоял до этого в другом ордене, не имеет супруги и долгов. Сам не является ничьим кредитором, а если является, то простил или уже уладил этот щекотливый вопрос. Псы-рыцари Тевтонского ордена не терпят стяжательства.

Наличие тяжелой болезни являлось существенным препятствием. Кроме этого, необходимо было иметь полную личную свободу. Все тайное рано или поздно становится явным. Если вскрывались неприятные факты обмана, то, даже несмотря на свои заслуги, такой член братства изгонялся.

При посвящении в рыцари Тевтонского ордена давалась священная клятва о соблюдении целомудрия, послушания и бедности до самой смерти. Отныне пост, молитвы, ратные дела, тяжелый физический труд должны были укротить тело и дух на пути к обретению места в раю. Несмотря на такие жесткие условия, все больше и больше людей желало стать частью «воинства Христа», огнем и мечом нести его слово в земли язычников.

Религиозный фанатизм в неокрепших умах толпы, не желающих думать и жить самостоятельно, во все времена умело подогревают различного рода проповедники. В эпоху Средневековья романтический ореол, окружавший грабителей, насильников и убийц, а по совместительству еще и «защитников христианской веры», был настолько ослепляющим, что многие юноши из наиболее знатных и уважаемых родов того времени, не колеблясь, выбирали стезю воина-монаха.

Девственный рыцарь Тевтонского ордена мог найти утешение только в молитвах и в надежде, что рано или поздно его душа устремится в рай.

Внешний вид и символика

На белом фоне - один из самых ярких и узнаваемых символов ордена. Так в массовой культуре принято изображать тевтонца. Однако подобное одеяние имели право носить далеко не все члены этого сообщества. Для каждой иерархической ступени регламент четко определял символику. Она находила свое отражение в гербах, одеяниях.

Герб главы ордена подчеркивал его вассальную преданность германскому императору. На черный крест с желтой каймой накладывался другой крест желтого цвета со щитом и орлом. Вопрос геральдики других иерархов вызывает множество споров и разногласий. Зато точно известно, что у руководства более мелких административных единиц имелись специальные жезлы, указывающие на их главенство и право проводить суды.

Только рыцари-братья имели право носить белые плащи с черными крестами. В отношении всех остальных категорий рыцарей Тевтонского ордена облачение составляли серые плащи с Т-образным крестом. Это распространялось и на командиров наемников.

Аскетизм

Еще Бернард Клервоский, духовный лидер и один из идейных вдохновителей крестовых походов, провел четкую черту между рыцарями-монахами и мирскими. По его словам, традиционное рыцарство было на стороне Дьявола. Пышные турниры, роскошь - все это отдаляло их от Господа. Истинный воин-христианин - грязный, с длиной бородой и волосами, презирающий мирскую суету, сосредоточенный на выполнении священного долга. Укладываясь спать, братья не снимали одежду, сапоги. Поэтому ничего удивительного в том нет, что тиф и рыцари Тевтонского ордена всегда шагали рука об руку.

Впрочем, практически вся «культурная» Европа еще долго, даже после крестовых походов, пренебрегала правилами элементарной гигиены. И как наказание - многосменные вспышки чумы и оспы, уничтожавшие большую часть ее населения.

Имея огромное влияние в обществе, Бернард Клервоский (к его мнению прислушивалось даже папство) без особого труда протолкнул свои идеи, которые еще долго будоражили умы. Описывая быт рыцаря Тевтонского ордена 13 века, следует упомянуть, что, несмотря на высокий ранг в иерархии организации, любой ее член имел право иметь только определенный набор личных вещей. К ним относились: пара рубах и две пары сапог, тюфяк, сюрко, нож. Замков на сундуки не вешали. Носить любой мех было запрещено.

Запрещалось носить свои гербы и кичиться своим происхождением во время охоты, турниров. Единственным разрешенным развлечением являлась резьба по дереву.

Предусматривались различные наказания за нарушение порядков. Одним из таких являлась «снятие мантии и трапеза на полу». Провинившийся рыцарь не имел права садиться за общий стол с другими братьями до тех пор, пока не снимут взыскание. К такому наказанию чаще всего прибегали за серьезные нарушения в походе. Например, нарушение строя.

Доспехи

Основу защитного снаряжения рыцаря Тевтонского ордена в полный рост составляла кольчуга с длинными рукавами. К ней прикреплялся кольчужный капюшон. Под ней носили стеганый гамбизон или кафтан. Голову поверх кольчуги укрывал стеганый чепец. Наверх перечисленного обмундирования надевался панцирь. Немецкие и итальянские кузнецы уделяли самое пристальное внимание вопросу модернизации доспехов (их английские и французские коллеги такой прыти не проявляли). Результатом явилось значительное усиление пластинчатого доспеха. Его нагрудные, наспинные части соединялись в плечах, имея шнуровку по бокам.

Если примерно до середины 14-го века нагрудник был сравнительно небольшого размера, рассчитанный на защиту грудной клетки, то впоследствии эту оплошность исправили. Живот теперь также был прикрыт.

Эксперименты со сталью, нехватка квалифицированных кадров, сочетание немецких и итальянских стилей в оружейном деле привели к тому, что основным материалом для изготовления такого снаряжения стала «белая» сталь.

Защиту ног обычно составляли кольчужные чулки, стальные наколенники. Они надевались на набедренники. Кроме этого, имелись поножи, выполненные из одной пластины. Шпоры рыцарей были шипованными и золоченными.

Вооружение

Форма и вооружение рыцарей Тевтонского ордена отличались прекрасной эффективностью. Наблюдалось влияние не только лучших традиций Запада, но и Востока. Если коснуться темы стрелкового оружия того времени, то, судя по сохранившимся документам, подробно описывающим характеристики и тип взводимого механизма, напрашиваются некоторые выводы:

  • выделялись обычные, стрелковые и композитные арбалеты;
  • с энтузиазмом осваивалось огнестрельное оружие;
  • часть этого вида вооружения орден имел возможность изготавливать самостоятельно.

Мечи считались более благородным оружием, а вот арбалеты некоторые из глав католической церкви предавали анафеме. Правда, мало кто на это обращал внимание. На войне все средства хороши.

Наиболее излюбленным средством ближнего боя считались боевые топоры и молоты. После пребывания в Палестине там была заимствована форма лезвия топора. Им можно было легко пробить броню. Меч такими характеристиками похвастаться не мог.

Боевые традиции

Рыцари Тевтонского ордена выгодно отличались от рыцарей-мирян своей дисциплиной. Устав ордена регламентировал каждую мелочь не только в бою. Обычно рыцаря сопровождали несколько его оруженосцев с походными лошадьми, которые не участвовали в боевых действиях. Боевой конь использовался только в бою, но даже при наличии нескольких запасных животных воины чаще всего преодолевали большие расстояния пешком. Садиться на коня или надевать броню без приказа категорически запрещалось.

В военных вопросах тевтонцы были прагматичны. Традиционное рыцарство на полях сражений легко могло затеять свару за право первым пойти в атаку, дабы покрыть имя славой. Даже находясь в бою, они могли с легкостью поломать строй или самовольно подать сигнал. А это уже прямая дорога к поражению. У тевтонцев такие проступки карались смертной казнью.

Их боевое построение производилось в три линии. Резерв размещался в третьей линии. На передний край выходили тяжелые рыцари. За ними в форме вытянутого четырехугольника выстраивались обычно всадники и вспомогательные силы. Замыкала построение орденская пехота.

В таком распределении сил имелся определенный смысл: тяжелый клин нарушал боевые порядки неприятеля, а идущие следом менее боеспособные отряды добивали пошатнувшегося врага рыцарства.

Грюнвальдская битва

Больше всего Тевтонский орден досаждал полякам и литвинам. Именно они являлись его главными врагами. Даже имея численное превосходство, Ягайло и Витовт понимали, что победа в этом сражении достанется тому, чей моральный дух окажется крепче. Поэтому они не торопились, даже несмотря на недовольные шепотки своих наиболее ярых воинов, ввязываться в бой.

Перед тем как явиться на поле брани, тевтонцы преодолели под дождем огромное расстояние и расположились на открытом пространстве под прикрытием своей артиллерии, изнывали от жары. А их противники укрылись в тени леса и, даже несмотря обвинения в трусости, не торопились выходить.

Битва началась с боевого клича «Литва», и конница литвинов уничтожила пушки. Грамотное построение позволило добраться до тевтонцев с минимальными потерями. Это посеяло панику в рядах немецкой пехоты, а затем и гибель, но уже от собственной кавалерии - Великий магистр Ульрих фон Юнгинген в пылу сражения никого не щадил. Легкая кавалерия литвинов свою задачу выполнила: пушки были уничтожены, а тяжелая конница тевтонцев включилась в рубку раньше положенного срока. Но и на стороне объединенных сил были потери. Татарская конница бежала без оглядки.

В жестокой рубке схлестнулись поляки и рыцарство. Литвины тем временем заманивали крестоносцев в леса, где их уже поджидала засада. Все это время поляки и воины из Смоленска мужественно противостояли лучшей армии Европы того времени. Возвращение литвинов подняло боевой дух поляков. А далее в бой был введен резерв обеих сторон. Даже крестьяне литвинов и поляков устремились на выручку в этот тяжелый час. Великий Гроссмайстер также участвовал в этом жестоком, беспощадном рубище, где и нашел свою гибель.

Предки поляков, белорусов, русских, украинцев, татар, чехов и многих других народов остановили верных псов Ватикана. В наши дни можно увидеть только фото рыцаря Тевтонского ордена или побывать на ежегодном фестивале Грюнвальдской битвы - еще одной общей победы, объединившей судьбы разных народов.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (полное название «Орден тевтонских рыцарей госпиталя св. Марии в Иерусалиме»), известен также как Орден крестоносцев, немецкий духовно-рыцарский орден, учрежденный в 1190 в Акке, где паломники из Любека и Бремена создали госпиталь, вскоре перешедший под патронаж немецкой церкви св. Марии в Иерусалиме. В 1198 крестоносцы императора Генриха VI преобразовали госпитальное братство в рыцарский орден, открытый только для немцев. До 1291 резиденция ордена находилась в Акке, а после падения города – в Венеции. Тем временем разгорелась вражда между тевтонцами и двумя другими орденами крестоносцев: тамплиерами и госпитальерами (иоаннитами). В начале 13 в. тевтонские рыцари перенесли свою деятельность в Восточную Европу и первоначально осели в Трансильвании – служа здесь барьером на пути набегов кумыков. Затем император Фридрих II реорганизовал орден, пожаловав великому магистру Герману фон Зальцу княжеский титул, и направил рыцарей на покорение и христианизацию восточных приграничных земель.

В 1226 Герман фон Зальц отозвался на просьбу о помощи польского князя Конрада Мазовецкого и организовал крестовый поход против пруссов. По договору с Конрадом тевтонцы получили во владение Хельминскую землю в Польше в качестве плацдарма, а также все земли, какие завоюют в Пруссии. В 1234 тевтонцы формально признали свои владения папским леном, но чувствовали себя полноправными хозяевами, поскольку слабая папская власть не могла оказать на них хоть сколько-нибудь существенного влияния. В 1237 Тевтонский орден присоединил орден меченосцев (потерпевший перед этим поражения от русских, литовцев и земгалов) и значительно усилился. В последующие века он установил контроль над всем балтийским побережьем от границ Померании до Финского залива, преграждая Польше, Литве и России выход к Балтийскому морю. Тевтонцы выделяли земли немецким баронам в качестве ленов, селили на завоеванных землях немецких крестьян и вместе с Ганзейским союзом городов основали ряд новых торговых поселений. В 1309 орден перенес свою резиденцию в Мариенбург (совр. Мальборк, Польша). В начале 14 в. Тевтонский орден достиг пика своего могущества и процветания. Но из-за падения дисциплины среди рыцарей, окруживших себя роскошью, орден стал обнаруживать признаки слабости. Во второй половине 14 в. произошло усиление Польши, особенно после ее объединения с Литвой под властью династии Ягеллонов . В 1410 польский король Владислав II нанес сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве. По Торуньскому миру 1466, завершившему Тринадцатилетнюю войну Польши с Тевтонским орденом (1454–1466), последний признал себя вассалом Польши и передал ей Западную Пруссию. В 1525 великий магистр Альбрехт Старший (Гогенцоллерн) принял лютеранство и произвел секуляризацию Восточной Пруссии, ставшей отныне наследным герцогством. Когда в 1618 эта династическая линия пресеклась, герцогство перешло во владение бранденбургских курфюрстов, также из Гогенцоллернов. В 1801 Франция присоединила земли ордена к западу от Рейна, а в 1809 Наполеон свои декретом закрыл орден и отдал его земли на правом берегу Рейна германским союзникам.

Тевтонский орден был восстановлен в Австрии в 1834 – в качестве католического дворянского союза. После 1918 существует лишь священническая ветвь ордена (преобразованная папой Пием XI в духовный орден) с резиденцией в Вене. Орден продолжает существовать также в рамках протестантизма в Утрехте.