Озеленение площадки детского сада. Насаждения на участках детских учреждений

Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании своеобразного архитектурного ансамбля.

Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, огород, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы. Ребятам постарше (3-7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад, сооружают плескательный бассейн. На физкультурной площадке размещают оборудование для лазания, прыжков, подвижных игр. Легко трансформирующиеся малые архитектурные формы располагают на газоне.

деревья высотой более 20 м - липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10-20 м- ива белая, туя западная;

кустарники высотой 5-8 м - сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м - чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1-2 м - можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

А- деревья лиственные;
Б - деревья хвойные;
В- кустарник в группах;
Г- кустарник колючий;
Д- цветники;
Е- газон;
Ж - грядки для овощей;
1 - здание детского сада-яслей;
2-теневые навесы;
3-площадки для детей ясельного возраста;
4 - площадки для детей 3-7 лет;
5 - спортивная площадка;
6 - площадки для сушки белья;
7 - велосипедная дорожка;
8- асфальтовое дорожное покрытие

В проекте генплана яслей-сада, разработанного для г. Горького (архит. Л. М. Ушакова), площадь участка равна 8300 м2 и принята из расчета 30 м на одно место. Для детей ясельного и младшего дошкольного возраста предусмотрены групповые площадки, дифференцированные по площади в зависимости от возраста детей: от 1 года до 2 лет - 100 м, от 2 до 3 лет - 150 м, от 3 до 4 лет- 180 м. Групповые площадки младших ясельных групп приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе. Групповые площадки для детей дошкольного возраста (4 до 7 лет) заменены на тематические и специализированные по видам деятельности детей, размер площадок по 220 м. Размещение и планировка предусматривает возможность их объединения в игровое пространство для проведения праздников, спортивных развлечений и соревнований. Для данного участка принят следующий набор 7 площадок для детей дошкольного возраста: тематические: для творческих игр- «театральная»; для сюжетно-ролевых игр - «космическая»; для подвижных игр - «приключенческая», «транспортная», которая предназначена для изучения правил дорожного движения; специализированные: площадка для изо деятельности и занятий, физкультурная.

На тематических и специализированных площадках предусмотрено создание различный по композиции навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.


ДЕРЕВЬЯ ЛИСТВЕННЫЕ
ДЕРЕВЬЯ ХВОЙНЫЕ
КУСТАРНИКИ В ГРУППАХ
КУСТАРНИКИ В ЖИВОЙ ИЗГОРОДИ
ГАЗОН
НОМЕР ПО АССОРТИМЕНТУ
КОЛИЧЕСТВО, ШТ.
ЦВЕТНИКИ ИЗ ЛЕТНИКОВ
ЦВЕТНИКИ ИЗ МНОГОЛЕТНИКОВ
ДЕРЕВЬЯ ПЛОДОВЫЕ

Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята из расчета 17 м на одно место, но не менее 40 % его общей площади.


1 - крупные деревья;
2 - бассейн с влаголюбивыми растениями;
3 - зооуголок;
4 - коллекция растений местной флоры;
5 - альпинарий;
б - скамьи;
7 - площадка для занятий на свежем воздухе;
8 - лестница

Ассортимент деревьев и кустарников

Название пород

Возраст, лет

Примечания

Деревья по периметру участка (липа мелколистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз и др.)

С КОМОМ Д = 0,8 М

Деревья лиственные в группах (береза бородавчатая, рябина обыкновенная, каштан конский, черемуха Маака, ива белая, липа, клен, вяз, ясень и др.)

Деревья плодовые (яблоня, груша, слива, вишня)

То же, кроме березы

Деревья хвойные (лиственница сибирская, ель колючая, ель обыкновенная)

С комом 1 ,0 X 1 ,0 X 0 ,6

Кустарники для групп (чубушник, спирея дубраволистная, сирень, форзиция, клен гиннала, роза Ругоза, дерен белый и др.)

С комом 1, ОХ 1,0-Х 0 ,6

Кустарники для живой изгороди (пузыре-плодник, боярышник, смородина альпийская, дерен белый и красный, кизильник блестящий, акация желтая)

Без кома 4 м2

Цветники

То же на 1 пог. м, шт.

Примечания. 1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарников, которые можно применять при озеленении школьных участков в г. Москве.

2. Колючие кустарники применять только для внешнего ряда периметральной живой изгороди.

3. Специализация малых форм определяется по согласованию с заказчиком.

4. На данном чертеже подземные коммуникации не указаны.

При проектировании участка яслей-сада учитывались его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определили размещение площадок и их планировочную организацию. Для разнообразия пространственной среды игровых площадок предусматривалось создание микрорельефа из грунта, вынутого при разработке котлована.

Для детей школьного возраста большую роль в познании природы и ее законов играет школьный участок, который представляет собой не только территорию для отдыха и игр, но и является продолжением учебного класса, естественной природной лабораторией, местом трудового воспитания учащихся.

Вся территория распределена на зоны: входная, учебно-опытная, отдыха (продленный день)-50 %; спортивная-35 %; хозяйственный двор, проезды - 15 %.

Спортивная и хозяйственная зоны изолируются с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников. Физкультурно-спортивные площадки целесообразно заглубить, а на откосах установить трибуны.

Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек. Площадки для отдыха учеников младших классов создают недалеко от здания в виде газонов с размещенными на нем живописными группами высоких деревьев. Для отдыха старшеклассников оборудуют мощеные участки. Швы между штучными бетонными плитками или камнем заполняют землей и высевают траву. На таких площадках создают декоративные бассейны и устанавливают садовую скульптуру.

В плодовом саду.школьники под руководством преподавателей выращивают растения, проводят опыты, ведут фенологические наблюдения. Недалеко от сада и хозяйственного двора размещают теплицу или парник.

К зданию школы, расположенному в глубине участка, может вести аллея деревьев. При размещении школы непосредственно на границе участка основная роль в ее оформлении отводится цветам.

В озелененную территорию школы на 30 классов (авторы В. Машинский, Т. Гичко, О. Селяха, А. Гольтрафа) входят учебно-опытная зона с плодовым садом (площадью 1450 м), зона отдыха (продленный день) и защитные посадки вокруг школы и спортивной зоны. Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3- 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание школы, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники - 5м от стен школы. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м. Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4-6 м, а на остальных участках - не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.

На рисунке показан пример использования небольшого оврага на территории школьного участка. Его склоны с кустарником, скальными растениями среди камней создают изолированный своеобразный микроклимат. Площадку для юных географов размещают на самой высокой точке в уединенном месте, изолировав ее деревьями и кустарниками.


1 - главная школа;
2 - специальная школа для детей с умственными и физическими недостатками;
3 - специальная школа для умственно отсталых детей;
4 - реальное училище;
5 - гимназия;
б - специализированные учебные кабинеты;
7 - школьный ботанический сад;
8 - центральная входная зона;
9 - гимнастические залы;
10 - школьная столовая;
11 - жилые дома для обслуживающего персонала школьного центра;
12 - «форум»;
13 - учебная площадка для практического изучения правил уличного движения

Школьный центр в Кронах (ФРГ) рассчитан на 3000 учащихся и включает гимназию, реальное училище, среднюю школу, а также специальную школу для детей с физическими недостатками или отстающих в умственном развитии. В школьный центр включены дополнительные сооружения, предназначенные для активного отдыха населения ближайших жилых районов.

Детский музыкальный театр в Москве разместился в природном окружении. В композицию его плана заложено фойе, раскрытое через витражи в парк. В нем создан открытый дворик с небольшим амфитеатром для зрителей, где проводятся театрализованные представления на воздухе. Со стороны главных подходов посетителей встречают витрины, фрагменты декораций, малые архитектурные формы. У проспекта Вернадского размещена альпийская горка с водоемом, затем система площадок с бассейнами, фонтанами, скульптурой. В глубине парка создан павильон для игр и выставок, небольшой зеленый театр, в котором звучит музыка и идут представления.


1 - Детский музыкальный театр;
2 - цирк;
3 - детский городок

Музыкальный театр стал составной частью большой детской зеленой зоны, протянувшейся от городского Дворца пионеров до цирка.

Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.

Территория детского сада делится на несколько зон. На территории находятся некоторые хозяйственные постройки. Здесь должна быть общая для всего садика спортивная площадка, сад, огород и цветники, за которыми также ухаживают все вместе. У каждой группы должен быть свой участок для прогулок. Территория городского детского сада рассчитывается по количеству детей, она не должна быть меньше 35 кв. м на ребенка. Территория сельского детского сада может быть и меньше, в зависимости от условий. Санитарные нормы определяются СанПиНом 2.4.1.2660-10

Все, что находится на территории садика, должно быть безопасно для детей. Хозяйственные постройки и хозяйственная площадка, на которую приезжают машины с продуктами или мусоровозы, должна находиться на достаточном расстоянии от групповых участков. Детский сад должен быть огорожен. Забор должен быть высотой не менее полутора метров. Садик можно огородить деревянным или металлическим забором, а также живой изгородью. Растения живой изгороди не должны быть колючими или ядовитыми.

На каждом участке должна быть веранда для того, чтобы дети не находились целый день на солнцепеке. Веранда играет и организующую роль, она обозначает место, поблизости от которого должны находитья малыши. На веранде находится скамейка, поместиться на ней должны все дети. Летом занятия нередко проводятся на улице, и нужно, чтобы в них участвовать могли все. Если есть возможность мыть уличные игрушки на территории садика, то на веранде может стоять шкаф для этих игрушек.

На каждом участке должна быть песочница. Песок должен быть чистым, его необходимо менять 1-2 раза в год. После прогулки и утром воспитатель приводит песочницу в порядок - подметает скамеечки и вскапывает песок горкой.

Помимо оборудования, стоящего на спортивной площадке, должно быть и физкультурное оборудование на каждом групповом участке. Как правило, это лесенки и лианы. Могут стоять качели и небольшие карусели. Все оборудование должно быть исправно и прочно установлено. Как правило, качели и лесенки вкапывают в землю.

Групповые участки обычно не огораживают, но между ними могут быть живые изгороди. Вообще зелени следует уделять большое внимание. Она не только украшает территорию. Летом дети не должны все время находиться на солнцепеке, в то же время они не могут постоянно сидеть на веранде, поэтому тени от деревьев должно быть достаточно. Как правило, в садиках сажают лиственные деревья. Они могут располагаться аллеями, группами или по одному. Группы деревьев и одиночные посадки не должны представлять угрозы безопасности детей. Необходимо использовать деревья с мощной корневой системой, поскольку одиночное дерево при сильном ветре может упасть.

Особое внимание следует уделить цветникам, саду и огороду. В общий и групповые цветники необходимо подбирать растения, способные цвести с весны до поздней осени. Они должны быть неприхотливыми, чтобы за ними могли ухаживать и дети. Что касается огорода, то там у каждой группы должна быть своя грядка, на которой выращиваются растения, предусмотренные Программой воспитания в детском саду.

Все оборудование на участках необходимо своевременно ремонтировать. На крышах веранд не должно быть протечек, на физкультурном оборудовании не должно быть сломанных металлических деталей и острых углов.

Т ерритория детского сада

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

К.Жанэ

Лето – прекрасная пора: светит яркое солнышко, цветут разные цветы, поют птицы. А когда смотришь на бабочек, порхающих около цветков, на душе становится радостно. Так и хочется воскликнуть: «Как прекрасна эта жизнь!».

Наш детский сад «Почемучка» огорожен высокими деревьями, которые создают приятную прохладу летом.

При входе в садик детей встречает большая клумба пестрых цветов и растений. Дети, видя такую красоту, с большой радостью направляются на участок.

На территории нашего детского сада расположены спортивно-оздоровительная зона, зеленая зона для совместных игр, учебно-опытный участок, участок цветника, хозяйственные постройки, пожарный гидрант. Все перечисленные зоны территории образовательного учреждения активно используются в учебно-воспитательном процессе МАДОУ.

Учебно-опытная зона представлена зоной, где растут деревья, кустарники (живая изгородь), цветковые растения (клумба) и непосредственно учебно-опытным дошкольным участком. Зеленая зона - любимое место для совместных игр воспитанников и проведения различных мероприятий с воспитателями и педагогами МАДОУ. Эта зона пользуется успехом в любое время года. Здесь проводятся занятия по окружающему миру, мероприятия летнего и зимнего периода, познавательные экскурсии. Ежегодно на территории зеленой зоны производится подрезка кустарников, облагораживание клумбы, обрезка сухих веток деревьев, скашивание травяного покрова зоны.

Весной 2015года натерритории МАДОУ были посажены разноцветные петуньи, бархатцы и цинии. Высадка цветковых растений, на территории установка декоративных элементов, выполнены из подручных материалов (пластиковые бутылки, автомобильные шины дерева и пр.).

Воспитатели нашего садика – увлеченные своей работой люди. На каждом участке они организовали композиции. Например, композиция, которую собрали специалисты МАДОУ, состоит из собой колодца, коня, скамейки с сидящими на ней дедушки и бабушки, возвращает нас в прошлые века и рассказывает о жизнедеятельности наших дедушек и бабушек. А композиция «Африка» - это пальма и веселая зебра встречает детей по утрам. Она привлекает к себе людей, любящих помечтать и пофантазировать. Эта композиция прививает любовь детей к животным, а также чувство бережного отношения к природе. Также на участке имеется композиция пчелиных ульев, подготовительной группы. Дети с удовольствием общаются с пчелками, трогают их и задают различные вопросы. Участок 1 младшей группы №2, встречает детей поле подсолнухов. Композиция на летней веранде переносит нас в один из одноименных любимых детьми мультсериалов «Смешарики» группы №1. Каждый участок нашего детского сада по своему оригинален и красив.

На участке расположен овощной сектор, в летний период на котором выращиваются тыква, морковь, укроп и петрушка. Летом воспитанники старших групп совместно с воспитателем с удовольствием проводят практические занятия, ухаживают за огородом.

Физкультурно-спортивная зона образовательного учреждения представлена гимнастической площадкой с турниками и полосой препятствий. Указанная зона используется для проведения уроков физической культуры, соревнований по легкой атлетике, эстафет, проведения тренировок, различных праздников, дней здоровья. Территория физкультурно-спортивной зоны окружена декоративными кустарниками.

В воспитательном процессе, территория детского сада активно используется в различные времена года. Проводятся трудовые работы с воспитанниками старших групп, экскурсии и практические работы на занятиях окружающего мира, занятия физической культуры, прогулки, мероприятия по формированию ЗОЖ, торжественные мероприятия. А зимой на нашем участке вырастает городок из ледяных фигур. Детей встречают сказочные герои, как Маша и Медведь, Колобок, Репа, Крокодил Гена, Трое Поросят и т.д. Дети разглядывая эти сказочные фигуры, возвращаются в мир сказок и волшебства.

Для работы на нашем детском саду сотрудникам разработаны инструкции по технике безопасности и правилам поведения во время работы на участке, во время занятий физической культурой, проведения массовых спортивных мероприятий. Правила поведения на территории МАДОУ являются обязательными для выполнения всеми участниками образовательного процесса.

С целью благоустройства территории образовательного учреждения, кроме бюджетных средств, привлекается помощь от родительского комитета.

Родительский комитет каждой группы оказал большую помощь в облагораживании дошкольного образовательного участка: поделки из дерева, подставки для растений, декоративные решетки были сделаны руками родителей наших воспитанников. Облагораживание, благоустройств детского сада - важная часть воспитательного процесса. Детский сад - это место, где дети проводят большую часть дня и оно должно быть удобным и комфортным. Именно к этому стремятся все участники образовательного процесса нашего детского сада.