Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения рф. Земли сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков сельхозназначения

К сельскохозяйственным землям в России относят территории, которые не относятся к жилым поселениям, они предоставляются государством для развития сельского хозяйства, куда включены:

Также отдельно в структуру земель, имеющих сельское хозяйственное значение, законом включена и научная, учебная деятельность, создание защитных насаждений, но с учетом сельскохозяйственного производства. Точное определение, что означает рассматриваемое понятие, дано в Земельном кодексе РФ в статье №77.

Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Этот документ и регулирует все отношения, которые осуществляются с указанной категорией земель.

По качеству почв и характеристикам ландшафта этот вид земель считается неоднородным. При разделении важно учитывать природные условия, в том числе климатические , удаленность от объектов инфраструктуры и др. Эти характеристики разделяют земли на:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • земли, занятые производственными объектами и объектами сельскохозяйственной инфраструктуры;
  • земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, замкнутыми водоемами.

Сельскохозяйственные угодья используются для выращивания различных растений, выпаса скота , заготовки кормов. К ним относятся пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища. Отдельную категорию угодий составляют оленьи пастбища, обладающие самостоятельным правовым режимом и подлежащие особой охране. К угодьям относятся также залежные земли.

О том, что такое земли сельскохозяйственного назначения и на какие виды разрешенного использования они делятся, мы рассказывали в .

Особенности этой категории

К основной особенности относится то, что сельхоз земли используются не только для развития сельхозпроизводства, но и для различных других целей. Например, для создания защитных лесных насаждений, для научных и исследовательских целей, для создания огороднических товариществ и других обществ. Также допустимо использовать их в коммерческих целях и для строительства жилья.

Земли могут быть использованы и для строительства дорог, линий электропередач, нефтепроводов только при наличии утвержденного таких земель. Сельскохозяйственные угодья, где есть пашни, сенокосы, пастбища, сады и виноградники имеют особый статус, подлежат охране и имеют приоритет в использовании.

Минимальный размер участка

Отдельно можно сказать о минимальных участках. У каждого региона устанавливается свой минимум. Но есть и средние составляющие. Для зерновых культур он должен составлять 300 гектаров минимум, для иных целей – от одного гектара.

Об ограничении оборота сельхозземель

Есть масса ограничений, связанных с оборотом земель сельхозиспользования. Они установлены ФЗ №101 , который жестко контролирует реализацию земель. К ограничениям относятся:

  • Оборот не допускается, если не обеспечено целевое и эффективное пользование указанной категории земель.
  • Оборот не допускается при сильном дроблении земель для пользования частниками.
  • Запрещено использовать земли, расположенные в заповедных зонах.
  • Запрет лежит и на землях, которые имеют особую публичную значимость.
  • Земли не выдаются, если их предполагается использовать не с целью ведения сельского хозяйства.

Об использовании иностранными гражданами в РФ

Считается, что иностранцам и лицам без гражданства даны равные права на землю. Исключение - право на земельную собственность.

Поэтому по закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут брать эту категорию только в аренду.

Какие существуют проблемы с/х угодий?

Сегодня земли сельхозназначения часто пустуют. Несмотря на то, что их в некоторых регионах нашей страны дают на весьма привлекательных условиях, желающих развивать фермерское хозяйство больше не становится. Еще одной проблемой можно назвать плохую охрану таких земель, заброшенность этих территорий.

Что такое рекультивация?

Сельскохозяйственная рекультивация включает в себя воссоздание участков, которые считаются биологически продуктивными, то есть позволяют выращивать на них необходимые культуры.

Рекультивацией называют ряд различных работ, связанных с восстановлением земель и водоёмов, которые после воздействия человека потеряли былую продуктивность. Главная цель рекультивации - сделать окружающую среду лучше, а земли и водоемы - более плодородными и экологичными.

О том, что такое рекультивация земель сельскохозяйственного назначения и как составить проект, подробнее рассказано .

Фонд перераспределения

Государственный контроль и учёт таких земель возможен благодаря . Он создан для того, чтобы учитывать земли и подсобные личные хозяйства, расширять возможности для сельскохозяйственных целей, развития садоводства, животноводства, огородничества и сенокошения. Благодаря Фонду удается избежать большого количества бесхозных, но плодородных земель. Как земли поступают в Фонд:

  1. при добровольном отказе от земли его владельцем;
  2. при отказе от наследования этой земли, либо при отсутствии наследников или лишению права на наследование по законным причинам;
  3. при наличии законных причин на лишение земли и передаче ее государству.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными, о них можно узнать на специальных ресурсах или в муниципальных органах власти.

Кадастровый учёт

Кадастровый учёт земельных участков - предусматривает включение их в Единый госреестр земель , в результате чего каждый земельный участок получает инвидидуальные характеристики. Чтобы фермер мог получить указанную землю, например, в аренду, ему надо выделить его из всего земельного массива и поставить на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельного земельного участка.

Зарегестрировать такое право могут отделы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Законодательное регулирование

Среди законов множество актов. Среди них:


Правовой режим

Правовой режим всех земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения, определяется их категорией и видом разрешенного использования, определенном на основе зонирования территорий.

Земли сельскохозяйственного назначения отличаются от земель сельскохозяйственного использования. У последних есть возможность относиться к другим категориям, но при этом включать в себя земельные угодья. Земли же сельхоз назначения направлены только на выращивание продукции.

Перевод в другой вид собственности

Категории земель можно перевести на другую форму. Но существует и ряд ограничений. Изменение допустимо, если земли законсервирована, ее требуется перевести в категорию земель, охраняемых государством. Если меняются границы поселения, если планируется строительства дороги, если нужно добывать на них полезные ископаемые или размещать на территории социальные объекты - больницы, детские дома и др.

Запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Чтобы изменить категорию, собственник должен направить в местную администрацию ходатайство и провести государственную экологическую экспертизу.

О том, каковы особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и как он осуществляется, можно прочитать .

Нецелевое применение

К нецелевым видам использования относятся различные виды нарушений. Например, земли сельхозназначения используют для личных построек, или на охраняемом участке возводят дороги и строят ферму. Часто встречается такой вид нарушения: землю берут в аренду для исследовательских целей, а по факту на ней строят сооружения с целью получения личной выгоды.

Может быть связано с различными видами наказаний. В зависимости от их тяжести могут наступить ответственности:

  1. гражданско-правовая;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная.

Кстати, уголовная наступает только, если земля была испорчена, и это привело к порче окружающей среде и нанесло вред здоровью людей.

Информацию о том, какая ответственность грозит за нарушение правил использования таких участков и советы о том, как избежать штрафов, вы найдете .

Использование земельных участков сельхозназначения

Существует несколько категорий:

  • Для скотоводства.
  • Для ведения сельскохозяйственного производства.

Земли сельхоз назначения для дачного строительства и хозяйства используются фермерами и садоводами. На них допустимо возведение дачного дома, построек для выращивания различных сельскохозяйственных культур, теплиц, сараев и др.

Земли сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства. На таких землях допустимо возводить хозяйственные постройки: гаражи, теплицы, садовые домики, сараи. Однако для строительства дома для постоянного проживания эта категория земель не подходит.

Изменение вида

Всего различают два метода перевода земельных участков:

  • смена действующей категории;
  • процедура изменения вида (без вывода из действующей категории).

Смене не подлежат земли, которые считаются особо охраняемыми территориями.

Для смены необходимо подать специальное заявление, которое будут рассматривать в муниципальных органах власти. После подачи необходимого пакета документов будет принято решение.

Можно также участвовать в слушаниях относительно пересмотра видов разрешенного использования. На них приглашаются люди, которые живут или владеют собственностью в непосредственной близости от участка. После слушаний комиссия составляет протокол и дает свои рекомендации. Протокол отравляется в администрацию, где принимается решение.

Пошаговую процедуру изменения вида разрешенного использования земель сельхозназначения вы найдете .

Что можно здесь строить?

Среди разрешенных построек - все, которые используются для развития сельского хозяйства. Это могут быть коровники, свинофермы, лесопромышленные производства, пилорамы. Разрешается возведение сараев, подсобных помещений, строительство дорог.

Перед началом строительства на землях, имеющих такое назначение, необходимо оформить земельный участок в собственность. Тогда там возможно возводить и частные постройки, коттеджи и дома для личного пользования, но о как таковых домах для постоянного проживания речи не идет.

Подробнее о том, можно ли строить дом на участке сельхозназначения, можно узнать , а о том, строительство каких сооружений разрешено, а каких запрещено, рассказывается в .

О возможности аренды

Участок можно передать от муниципалитета в аренду без проведения торгов , если на него претендует фермерское хозяйство. Для этого необходимо обратиться в местную инстанцию и подать заявление на передачу земли в аренду. При этом арендная плата не может превышать 0,3 процента от установленной кадастровой стоимости на участок.

О том, как можно взять землю сельскохозяйственного назначения в аренду у частного лица или у государства, написано в .

Особенности договора аренды

Есть несколько нюансов:

  1. не может изменять вид разрешенного использования земельного участка.
  2. Обязанность постановки земельного участка на кадастровый учет и составления документов возлагается на заявителя.
  3. Для составления договора нужно получить специальное разрешение от представителей муниципальной власти.
  4. Не требуется обязательного нотариального заверения.
  5. В договоре требуется прописать технические данные арендуемого участка, его месторасположение и прочие характеристики.
  6. В качестве арендодателя могут выступать и физлица, и организации, и государство.
  7. Кстати не все сельхоз земли доступны для приватизации. Запрет лежит на участках, которые уже находятся в собственности государства или органов власти, если они заняты оленьими пастбищами, если находятся на Крайнем Севере.

    Налоги

    Не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладель­цев и землепользователей. Налоговой базой для определения земельного налога является площадь указанного участка. Налоговая ставка на такие земли не должна превышать 0,3 процента.

    Если собственник владеет таким земельным участком и дает его в аренду, он может рассчитывать земельный налог по пониженным налоговым ставкам. В иных случаях участки облагаются у собственника по ставке, не превышающей 1.5%.

    Земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для различных целей, связанных с развитием сельского хозяйства. Эта категория имеет особые правовые формы, что несет в себе ряд особенностей, связанных с арендой, налоговой ставкой и правовым статусом земель.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, контроля за ведением государственного кадастра недвижимости, государственного мониторинга земель и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также функции государственного земельного надзора на территории Омской области.

Согласно действующему законодательству и сложившейся практике государственный учет земель в Омской области осуществляется по категориям земель, угодьям и формам собственности. Отнесение земель к категориям осуществляется в соответствии с их целевым назначением. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

Деление земель на категории осуществляется в целях обеспечения правовой защиты земель от необоснованного изменения их целевого назначения. Отнесение конкретных земельных участков к той или иной категории земель, изменение целевого назначения и присвоение формы собственности осуществляется органами исполнительной власти различного уровня.

Управление Росреестра по Омской области является субъектом официального статистического учета и осуществляет формирование официальной статистической информации.

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.10.2016 № П/0494 «Об организации федерального статистического наблюдения за земельными ресурсами в Российской Федерации и составлении статистического отчета о наличии и распределении земель в 2016 году» по формам, утвержденным постановлением Росстата от 6 августа 2007 года № 61 «Об утверждении статистического инструментария для организации Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами», проведен сбор и анализ сведений о землях, составляющих земельный фонд Омской области.

По данным, полученным в результате государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами в 2016 году, площадь земельного фонда Омской области по сравнению с показателями предшествующего года осталась неизменной 14114 тыс. га. Земельный фонд Омской области представлен всеми категориями земель.

Ежегодно Управлением составляется «Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям», который является информационной базой для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям является документом, содержащим обобщенные сведения о земельном фонде, систематизированные по определенному принципу о количестве и правовом положении земель, которые используются и могут использоваться в границах определенных территорий (населенных пунктов, административных районов).

Актуализация земельно-кадастровых данных осуществляется с учетом решений соответствующих органов исполнительной власти, принимаемых в целях упорядочения использования земель. При этом источником необходимых сведений служат также землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная документация, утвержденная в установленном порядке.

Действующим законодательством все земли по своему основному целевому назначению подразделяются на семь категорий земель:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее – земли промышленности и иного специального назначения);

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой населенных пунктов, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для сельскохозяйственных целей. Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади.

На 1 января 2017 года земли сельскохозяйственного назначения в Омской области занимают 7756,3 тыс. га – это почти две трети территории. За отчетный год на 5,6 тыс. га уменьшилась площадь земель сельскохозяйственного назначения, из которых 4,7 тыс. га были переведены в категорию земель лесного фонда, 0,5 тыс. га – в земли населенных пунктов, 0,5 тыс. га – в земли промышленности и иного специального назначения, (0,1 тыс. га земель запаса было переведено в категорию земель сельскохозяйственного назначения).

В соответствии с действующим законодательством землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Земли населенных пунктов занимают незначительную площадь – 245,2 тыс. га или около 2 процентов от площади региона. Увеличение площади земель населенных пунктов произошло за счет включения земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов.

В категорию земель промышленности и иного специального назначения включены земли, которые расположены за границей населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель этой категории составляет 50,7 тыс. га или 0,4 процента от общей площади земель Омской области. По сравнению с 2015 годом площадь земель этой категории увеличилась на 0,5 тыс. га за счет перевода из земель сельскохозяйственного назначения.

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, предоставленные в установленном законодательством порядке за границей населенных пунктов.

По данным государственного учёта земель особо охраняемые территории, изъятые и отведенные на основании соответствующих решений, как самостоятельная категория земель составляют только 0,7 тыс.га. Это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов и рекреационного назначения. За текущий год их площадь уменьшилась на 0,1 тыс. га за счет перевода земель в земли населенных пунктов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации к категории земель лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Общая площадь земель лесного фонда региона составляет 5738,1 тыс. га или 41 процент от площади земель в Омской области. По сравнению с 2015 годом площадь земель лесного фонда увеличилась на 4,7 тыс. га за счет перевода из земель сельскохозяйственного назначения.

На землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности, имеется 127,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 23,2 тыс. га пашни, многолетних насаждений – 3,5 тыс. га и 100,5 тыс. га естественных кормовых угодий.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Землями запаса являются земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Земли запаса – это неиспользуемые в данный момент земли.

Площадь земель запаса составляет 178,6 тыс. га.

Учет земель Омской области по угодьям

Земельные угодья – это земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Угодье – это часть земельного участка, обладающая определенными свойствами и характеристиками, которая является основным элементом государственного учета земель. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

Сельскохозяйственные включают в себя пашню, залежь, кормовые угодья (сенокосы и пастбища), многолетние насаждения.

Несельскохозяйственные – это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).

По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель сельскохозяйственных угодий в Омской области составляет 6720,7 тыс. га или 47,6 процента всего земельного фонда Омской области.

В 2016 году площадь пашни составила 4156,6 тыс.га. Площадь многолетних насаждений – 26,5 тыс. га, залежи – 175,9 тыс. га и кормовых угодий – 2361,7 тыс. га.

Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения (6377 тыс. га). На территории населенных пунктов (в основном в черте сельских населенных пунктов) находится 122,3 тыс. га сельхозугодий.

В структуре сельскохозяйственных угодий площадь, занятая естественными кормовыми угодьями (сенокосами и пастбищами), удельный вес которых составляет более 35 процентов, обусловливает объективную возможность развития животноводческой отрасли агропромышленного комплекса Омской области.

На долю несельскохозяйственных угодий приходится 7393,3 тыс. га.

Общая площадь земель под водой и болотами составляет 2316,6 тыс. га или 16,5 процента земельных ресурсов области, из них площадь под водой – 289,8 тыс. га.

Основной водной магистралью, пересекающей территорию области с юга на север, является река Иртыш, протяжённость которой в границах области составляет 1174 км. Почти седьмая часть территории области заболочена. Площадь болот – 2026,8 тыс. га. Большая их часть расположена на левобережье Иртыша к северу от Ишимской равнины, где рельеф местности понижается к минимальной отметке на территории региона.

Общая площадь земель застройки на начало 2017 года составляет 93,9 тыс.га.

Более половины застроенных земель (58,3 тыс. га) находится на землях населенных пунктов. Площадь земель, занятая зданиями, сооружения и иными объектами, расположенными на землях промышленности и иного специального назначения, составляет 5,3 тыс. га.

Земли под дорогами занимают 150,7 тыс. га, что составляет чуть более 1 процента общей площади области. Из общей площади дорог половину составляют грунтовые дороги – 81,2 тыс. га. Более половины площади дорог области проложено на землях сельскохозяйственного назначения – 80,6 тыс. га.

Дорожная сеть в виде улиц, проездов, проспектов населённых пунктов занимает 30,2 тыс. га. На долю земель автомобильного и железнодорожного транспорта приходится 22,3 тыс. га. Площадь земель в 15,7 тыс. га на землях лесного фонда занята дорогами, которые используются для нужд ведения лесного хозяйства и вывоза заготовленной древесины.

Площадь, покрытая лесами и лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, в 2016 году составила 4757,1 тыс.га или 34 процента территории области.

По состоянию на 1 января 2017 года на территории области учтено 69,6 тыс. га так называемых «прочих земель». В их составе: полигоны отходов, свалки –9,2; пески – 3,4; овраги – 0,9, другие земли – 56,1 тыс. га.

Учет земель Омской области по формам собственности

В настоящее время, когда земля может находиться в различных формах собственности, идет процесс разграничения государственной собственности на землю, поэтому учет осуществляется не только по категориям и угодьям, но и по формам собственности.

В соответствии с законодательством земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности . На праве частной собственности земля принадлежит гражданам и юридическим лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, городским и сельским поселениям, являются муниципальной собственностью.

На данный период в Омской области в собственности граждан и юридических лиц находится 5063,1 тыс. га или 36 процентов всей площади земель. При этом 89 процентов земель, находящихся в частной собственности, являются собственностью граждан, остальная площадь – собственность юридических лиц. В государственной и муниципальной собственности все еще остается 64 процента от площади земель области. В собственности граждан – 4529,3 тыс. га, в собственности юридических лиц – 533,8 тыс. га.

Общая площадь земель, находящихся в собственности юридических лиц, в сравнении с предшествующем годом, увеличилась на 8,7 тыс. га. Площадь земель, находящихся в собственности граждан, уменьшилась на 22 тыс. га.

По состоянию на 1 января 2017 года площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, составила 4981,8 тыс. га или 64 процента общей площади земель этой категории. Из них в собственности граждан находится 4456,7 тыс. га.

Наибольшая площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящаяся в частной собственности граждан, приходится на земельные доли – 2946,1 тыс. га, крестьянские (фермерские) хозяйства – 248,1 тыс. га и личные подсобные хозяйства – 248,1 тыс.га.

На долю юридических лиц приходится только 525,1 тыс. га площади земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности, в т.ч. 384,1 тыс. га – в собственности сельскохозяйственных организаций.

В государственной и муниципальной собственности находится 2774,5 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.

Из 245,2 тыс. га земель населенных пунктов 80,4 тыс. га находятся в частной собственности. При этом в сельских поселениях удельный вес земель, находящихся в собственности граждан, в 3 раза больше, чем в городских поселениях. Основная часть земель населенных пунктов 72,4 тыс. га находится в собственности граждан.

Наибольший удельный вес (81 процент) земель населенных пунктов, находящихся в собственности граждан, составляют земельные участки личных подсобных хозяйств. Это приусадебные земельные участки, обеспечивающие экономическую основу проживания сельских жителей. Площадь земель, находящихся в частной собственности в пределах садоводческих товариществ, составляет 7,1 тыс.га.

В городах для индивидуального жилищного строительства в частную собственность граждан предоставлено только 3,5 тыс. га.

По данным государственного земельного учета общая площадь земель промышленности, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, составляет всего 0,2 тыс. га.

В государственной и муниципальной собственности находится 49,8 тыс. га земель промышленности, из них в собственности Российской Федерации – 16,4 тыс. га, Омской области – 17,6 тыс. га, в муниципальной собственности – 1,8 тыс.га.

Земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного, водного фондов, земли запаса находятся в государственной и муниципальной собственности и составляют 6061,8 тыс. га.

Обобщенные сведения о земельном фонде, систематизированные по определенному принципу о количестве и правовом положении земель могут быть использованы для принятия решений по использованию земельных ресурсов, определению задач по улучшению качества земель, для регулирования земельных отношений в Омской области, а также для учебных и научно-исследовательских целей.

Данные, полученные в ходе составления отчета, передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Валентина Мирошниченко,

заместитель начальника отдела

землеустройства и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости,

геодезии и картографии

Управления Федеральной службы

государственной регистрации,

кадастра и картографии

по Омской области.

Вся территория, из которой состоит наша страна, делится на . Такое разделение закреплено на законодательном уровне и регулируется Земельным Кодексом Российской Федерации.

Это делается для установления контроля над целевым использованием земель. Всего выделяют . Самая распространенная категория земель — земли сельскохозяйственного назначения.

Сельхозземли находятся на втором месте по площади среди всех категорий, уступая лишь землям лесного фонда.

На территории Российской Федерации они занимают примерно 386 млн га. Для сравнения, площадь составляет примерно 20 млн га.

Сельскохозяйственные земли находятся под особым контролем государства.

Они являются ценным ресурсом и источником получения продуктов питания .

Поэтому важно использовать землю по назначению, не допускать ее захламления и загрязнения, ухудшения состояния почвы, воздействия на нее вредных факторов.

Состав земель сельскохозяйственного назначения

Сельхозугодья

К ним относятся участки для посева и выращивания различных агропромышленных культур, а также для выпаса животных.

Сельхозугодья - это наиболее плодородные территории, которые обеспечивают страну урожаями, поэтому они имеют приоритетный статус и находятся под защитой государства. Под особым контролем находятся сельхозугодья:

  • с искусственным поливом,
  • находящиеся в пользовании НИИ любого уровня,
  • с высокой кадастровой стоимостью (на 10% выше средней).

В зависимости от выполняемых функций угодья делятся на :

  • пашни,
  • сенокос,
  • пастбища и т.д.

К самым плодородным землям, наделенным минеральными ресурсами, относят пашни.

Пашня - это вид земли, который ежегодно подвергается обработке и выращиванию на нем различных сельскохозяйственных культур.

Сенокосы используются только для заготовки сена на зиму. Посев и сбор урожая на таких землях не осуществляется. Хотя бывают и искусственные сенокосы.

Пастбища также обычно не засеваются и не обрабатываются. Используются только для выпаса скота.

Можно выделить и различные типы сельхозугодий:

  • низкого качества,
  • среднего качества,
  • высокого качества.

На сельхозугодьях допустимо строить лишь те здания и сооружения, которые необходимы для осуществления аграрной деятельности. Строить жилые или производственные объекты на таких территориях запрещено.

Под внутрихозяйственные дороги и коммуникации

К ним относятся дороги, необходимые для доступа и обслуживания сельхозземель. Они должны соответствовать определенным стандартам, указанным в СНиП 2.05.11-83 .

Внутрихозяйственные дороги в зависимости от своего назначения могут быть следующих видов :

  • соединяющие сельскохозяйственные объекты между собой (I категория дорог),
  • соединяющие сельхозобъекты с основными дорогами (II категория дорог),
  • полевые вспомогательные дороги для обслуживания отдельных угодий и их частей (III категория дорог).

Внутрихозяйственные дороги должны занимать минимально возможную площадь.

Они включают в себя:

  • непосредственно полосу для размещения дорожного полотна,
  • канавы для водоотведения,
  • предохранительную полосу по 1 метру с каждой стороны дороги.

Засаженные деревьями и кустарниками

Это земли, засаженные деревьями и кустарниками для защиты окружающей среды от влияния негативных факторов.

Защитные лесополосы создаются:

  • на садоводческих и дачных хозяйствах,
  • вокруг полей,
  • вдоль автомобильных и железных дорог.

Рубка и обновление растений происходит только по согласованию с органами местного управления.

C водными объектами

Территории с замкнутыми водными объектами входят в состав категории сельскохозяйственных земель только в том случае, если они находятся в границах этих земель . При этом, озера или пруды могут быть использованы как для разведения рыб, так и для полива близлежащих территорий. Такие объекты делятся на два вида:

  • водоемы искусственного происхождения,
  • водоемы естественного происхождения.

Занятые сельхозпостройками

Для эффективного осуществления сельхоздеятельности необходимы вспомогательные постройки.

Они не являются жилыми и предназначены для хранения и первичной обработки выращенных продуктов. Для этих целей выделяются наименее плодородные участки.

Помимо этого критерия есть и второй, весьма немаловажный — логистический. Расположение построек должно быть доступным для определенного пула окрестных обрабатываемых земель.

Использование сельхозземель

Согласно законодательству РФ, сельхозземли можно использовать для следующих целей:

  1. осуществления предприятиями с/х деятельности,
  2. создание личных либо фермерских хозяйств,
  3. выращивания овощных, плодовых культур,
  4. создание ,
  5. выращивание и разведение животных и рыб,
  6. научно-исследовательская деятельность.

Важно! С 2015 года в нашей стране применяется классификатор видов разрешенного использования земель (ВРИ). В документе четко и подробно указывается виды разрешенного целевого использования каждой категории, в том числе и сельхозземель.

До вступления его в законную силу этими вопросами занимались органы местного управления каждого отдельного субъекта. Подробно о классификаторе ВРИ можно узнать .

Особенности сельхозугодий

Сельхозугодья имеют ряд особенностей , по сравнению с другими видами сельхозземель. Они закреплены законодательно (ст. 79 ЗК РФ).

  1. Самые плодородные земли находятся под охраной государства, так как являются ее национальным достоянием и важнейшим ресурсом.
  2. Использоваться такие земли могут только по своему прямому назначению, то есть для осуществления с/х деятельности. Не целевое использование наказывается по закону .
  3. Сельхозугодья с высокой не подлежат переводу в другие категории земель
  4. Возведение любых видов построек на территориях, охраняемых государством, запрещено.

В исключительных случаях, по согласованию с региональными органами власти, сельхозугодья с худшей по качеству почвой и с низкой кадастровой стоимостью могут быть в другую категорию земель.

Помимо прочего, законодательно установлены требования для лиц, использующих сельхозугодья:

  • участки должны быть освоены течение 2 лет,
  • при осуществлении своей деятельности поддерживать плодородие почвы,
  • при необходимости предоставлять властям сведения об использованных химикатах.

Фонд перераспределения

Фонд перераспределения земель - это единая база данных о сельскохозяйственных наделах, временно выпавших из оборота, то есть не используемых по назначению.

Его основная функция - это формирование фонда угодий и их дальнейшая передача в пользование физическим либо юридическим лицам на определенных условиях.

Это делается для того, чтобы стратегически важные сельхозугодья не простаивали без дела, ведь это экономически невыгодно.

Сельхозучасток попадает в фонд распределения при следующих условиях :

  • при добровольном отказе собственника от участка,
  • при отсутствии наследников после смерти собственника,
  • при принудительном изъятии земли государством.

Право собственности на сельхозземли

Получить в собственность земли с категорией сельскохозяйственного назначения могут следующие субъекты:

  • физические лица (для ведения подсобного хозяйства),
  • юридические лица (фермерские хозяйства, аграрные предприятия, дачные товарищества и т.д.).

При покупке сельхозугодий собственник получает право:

  • передавать участок по наследству,
  • сдавать в аренду,
  • продавать,
  • дарить,
  • передавать в залог.

Согласно законодательству РФ, собственниками сельхозземель не могут быть иностранные граждане и компании , а также лица без гражданства. Правовые основы передачи права собственности на земли сельхозназначения закреплены в ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» № 101 .

Если собственник продает принадлежащие ему сельхозземли, приоритетные права на покупку таких участков имеют представители муниципальных органов власти субъекта.

Предоставление

Предоставление с/х земель в пользование, по сути означает передачу таких земель в аренду, для использования по назначению. При этом наделы остаются в собственности государства.

Для получения участка необходимо :

  1. Подать заявление в соответствующий орган.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Дождаться решения.
  4. Заключить договор аренды.

Закон предусматривает ряд льгот и преимуществ при передаче с/х земель определенным категориям лиц (например, малочисленным народам для поддержания и сохранения их уклада жизни).

Изъятие

Законодательством закреплено, что государство имеет право в некоторых случаях принудительно изымать сельхозземли у собственника.

Это решение принимается в судебном порядке и может быть оспорено в соответствующий срок. Основные причины для изъятия сельхозугодий:

  • с/х участок не используется по назначению в течение трех и более лет,
  • участок используется нерационально, что ведет к снижению плодородности почвы и ухудшению качества с/х надела.

Полезное видео

Подробную информацию об использовании земель сельхозназначения можно получить в этом видео:

Заключение

Земли сельскохозяйственного назначения - это одна из стратегически важных и охраняемых государством категорий земель. Они должны использоваться исключительно по своему назначению . Государство имеет право распределять их между пользователями для повышения их рационального использования.

Сельхозугодья могут быть переданы физическим и юридическим лицам в собственность. Однако при ненадлежащем уходе за участками государство имеет право изымать их в судебном порядке .

Вконтакте

Сельскохозяйственные площади входят в число аграрного сектора и представляют особую ценность для экономики России. От качества почвы и степени освоения территорий зависит количество произведенных сельскохозяйственных товаров. Разберемся, что из себя представляет площадь сельскохозяйственных угодий и какие правовые особенности присущи отношениям с землей.

Структура сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья предназначены для использования в аграрном секторе и не подлежат застройке нецелевыми сооружениями. Иными словами, доли используются лишь в качестве посева, удобрения, сбора, обработки и хранения сельскохозяйственных культур.

Площадь сельскохозяйственных угодий включает в свой состав самостоятельные единицы земельных наделов:

  • Пашни. Используются для ежегодного засева и удобрения почвы.
  • Сенокосы. Участки сельскохозяйственного назначения, предназначенные для скоса травы в заготовительный период.
  • Пастбища. Растительный участок сельскохозяйственной площади, используемый в качестве кормовой базы для КРГ.
  • Залежи. Незадействованные пустующие сельскохозяйственные доли, которые не подвергались засеву и удобрению.
  • Насаждения. Территория, освоенная под высадку растительно-древесных пород и дальнейшего сбора урожая.

Площадь сельскохозяйственных угодий представляет собой совокупность вышеназванных земель. Общий размер посевных территорий определяется путем измерения каждого из входящих в состав наделов. При расчете площади учитываются не только пашни и пастбища, но и участки, засеянные многолетними растениями.

Характеристика сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья входят в состав аграрного комплекса России и представляют собой площади, предназначенные для выращивания плодоносных культур. Объем посевных территорий и продуктивность сельскохозяйственных угодий являются важнейшими факторами успешного ведения дела.

Сельскохозяйственные угодья отличаются высоким уровнем минеральных удобрений. За счет входящих в состав химических примесей, почва способна выдерживать сразу несколько урожайных посевов в году.

Структура площади сельскохозяйственных угодий представлена пашнями, сенокосом, пастбищами, залежами и зелеными насаждениями. Объекты подлежат государственной охране. Особую важность представляет кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, которая определяет особенности почвы и общую стоимость используемых наделов.

Правовые отношения в сфере сельского хозяйства закреплены в Земельном кодексе РФ. Так, согласно п. 1 ст. 77, сельскохозяйственными землями признаются угодья, расположенные вне населенных пунктов и использующиеся в качестве сельскохозяйственных посевных площадей. Еще одной особенностью с/х долей является их целевое назначение.

В соответствии с ЗК РФ, площади сельскохозяйственных угодий имеют два типа:

  • Основные угодья - используются строго по назначению для выращивания культур.
  • Вспомогательные земли - территории, на которых расположены с/х объекты. Категория выделяется такими местностями, как болота, леса, древесно-кустарниковая растительность, магистрали, площади под сооружения и др.

Согласно ст. 78 ЗК РФ, вспомогательные доли должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и не содержать объекты, выпадающие из сельскохозяйственного цикла производства.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

Ценными сельхоз угодьями считаются плодородные почвы. Определить степень продуктивности земли помогает государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, которая проводится согласно регламенту.

Бонитировка почв - процедура определения качества посевных территорий, которая выражается в учете природных факторов и степени освоенности угодий.

Бонитировка позволяет определить, насколько одна почва отличается от другой. Важной особенностей процедуры является опора на черноземный состав земель. Расчет проводится лишь в тех регионах, где отмечен наиболее высокий уровень сельхоз достижений, включая техническое оснащение.

Агрономическая оценка почв составляет важную основу для определения наиболее пригодных для посева площадей. После выявления уровня чернозема, специалисты формируют базу ценных сельскохозяйственных угодий.

Следует заметить, что государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий учитывает плодородие почвы по шкале балла бонитета. Важным фактором выступает экономическое плодородие.

Бонитировка проводится как для сельскохозяйственных угодий, так и для вспомогательных земель. В расчет берутся:

  • местоположение земли;
  • степень освоенности региона;
  • природно-климатические условия;
  • ежегодные экономические доходы с земель;
  • перспективы роста доходов;
  • техническое оснащение и др.

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий заносится в земельный кадастр и входит в число наиболее важных экономических показателей.

Перевод сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья - это земельные участки, приносящие доход от возделывания почвы и взращивания плодоносных культур. Но плодородия угодий можно достичь лишь при регулярном уходе за наделами. Отсутствие мероприятий по удобрению, регулярному засеву, орошению и поддержанию сельскохозяйственного производства изнашивают почву, делая ее малопригодной для сельскохозяйственных нужд.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий регулирует вопросы перехода земель из сельскохозяйственных в другие категории. Однако, земельный фонд сельскохозяйственного назначения знает строго ограниченное количество случаев возможности перехода:

  • не использование почвы для с/х назначения;
  • перевод земли в особо охраняемую зону;
  • расширение зоны оседлости;
  • проведение застройки в непригодных для с/х засева районах;
  • перевод непригодных участков в лесной или водный фонд;
  • перемещение угодий в земли запаса;
  • прокладка коммуникационных узлов;
  • признание территории историко-культурным наследием;
  • разведка местоположений полезных ископаемых.

В соответствии со ст.7 ФЗ №172-ФЗ, сельскохозяйственные угодья не переводятся в другую категорию:

  • при ограничении на перевод земли;
  • при отрицательном заключении специалиста по оценке почвы;
  • при нецелевом назначении долей.
  • при иных причинах, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон дает исчерпывающий перечень возможности перевода земли в другие категории. Для обеспечения перевода следует подготовить список документов, включая максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, переходящих из одной группы земель в другую. Но при этом важно помнить, что законодательство налагает запрет на переход особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в связи с их важной целевой ролью.