Разворотная площадка. Дорожная сеть поселка

Дело № 2-2339/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пенза 23 декабря 2013 года

Октябрьский районный суд города Пензы в составе

председательствующего судьи Жогина О.В.,

при секретаре Калашниковой О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Пенза гражданское дело по исковому заявлению ООО «Северянин» к администрации г. Пензы, Управлению муниципального имущества г. Пензы, Новикову С. М. о признании недействительным постановления, договора аренды земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Северянин» обратился в суд с названным иском к ответчикам, указав, что ООО «Северянин» на праве собственности принадлежат нежилые помещения производственной базы по адресу: , и земельный участок, занимаемый помещениями базы. От к производственной базе «Северянин» существует единственный подъезд, который заканчивается тупиковым проездом с разворотной площадкой перед воротами ООО «Северянин». Тупиковый проезд и разворотная площадка являются землями общего пользования, в основном используются для въезда-выезда автотранспорта ООО «Северянин», автотранспорта контрагентов общества и погрузки-разгрузки товаров в модуль расположенной рядом базы. В ДД.ММ.ГГГГ ООО «Северянин» стало известно о том, что часть разворотной площадки площадью 390 кв.м. постановлением администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № передана в аренду Новикову С.М. для размещения автостоянки. Между Новиковым С.М. и Управлением муниципального имущества г. Пензы заключен договор аренды указанного земельного участка кадастровый номер №. ООО «Северянин» считает, что данные постановление и договор аренды противоречат закону и нарушают права ООО «Северянин», поскольку использование части разворотной площадки Новиковым С.М. для автостоянки сделает невозможным въезд и выезд с территории базы «Северянин» большегрузного автотранспорта (в частности еврофур), т.е. создаст препятствия для предпринимательской деятельности. Разворотная площадка, которой должны заканчиваться все тупиковые проезды должна иметь диаметр не менее 16 м, использовать разворотные площадки для стоянки автотранспортных средств не допускается (СНиП 2.07.01.-89). В п.5.50 СНиП 2.05.07-91 указывается, что размер разворотной площадки нужно определять расчетом в зависимости от габаритов транспортных средств - для автомобилей особо большой грузоподъемности диаметр разворотных площадок должен быть не менее 2,5 (для тягача с полуприцепом - не менее 3,5) конструктивных радиусов разворота по переднему наружному колесу. Радиус разворота еврофуры составляет 25 м. Таким образом, при формировании и предоставлении участка кадастровый номер № указанные размеры не учтены. Кроме того, тупиковый проезд и разворотная площадка асфальтированы и благоустроены за счет бюджетных средств, являются недвижимым имуществом и муниципальной собственностью. При предоставлении земельного участка, занятого проездом и асфальтированной площадкой под автостоянку Новиков С.М. получил необоснованные преимущества. На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. , просит признать недействительным постановление администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № и договор аренды земельного участка площадью 390 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: , заключенный между Управлением муниципального имущества г. Пензы и Новиковым С.М.

Представитель истца ООО «Северянин» Гусев О.Л., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дополнительно указал, что в соответствии с Генеральным планом г. Пензы и Правилами землепользования и застройки г. Пензы спорный земельный участок находится в зоне ПК-4 (Зона производственных объектов V класса), основным видом разрешенного использования недвижимости в данной зоне является размещение автостоянок. Из представленных документов не ясно: предназначен ли спорный земельный участок для размещения приобъектной автостоянки (при ангаре, принадлежащем Новикову С.М.), либо для длительного хранения автомобилей, либо прочих автостоянок. Ответчик не ограничен в ее использовании. Судебной экспертизой, проведенной по настоящему делу, установлено, что спорный земельный участок является частью разворотной площадки тупикового проезда, т.е. относится к территориям общего пользования. Поскольку в силу п. 2 ч. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования, размещение на разворотной площадке капитального объекта - автостоянки является незаконным. Согласно п. 75 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации") запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники. В силу ст. ст. , иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. В настоящем случае автостоянка размещается на уже существующем асфальтовом покрытии. Следовательно, необходимо рассматривать несоблюдение градостроительных, строительных норм и правил при размещении объекта. Угроза нарушения права собственности ООО «Северянин» состоит в том, что при использовании спорного участка под автостоянку заезд на территорию предприятия еврофур станет невозможным, т.е. предпринимательская деятельность будет прекращена. Установление сервитута не устраняет нарушение прав, поскольку требует согласования с ответчиком и предполагает платность пользования земельным участком. Использование спорного участка ответчиком под автостоянку подтверждено фотоматериалами, снимками из Интернета, а также при выездном судебном заседании. Пунктом 3.4.8. Генерального плана г. Пензы установлено, что использование территорий общего пользования для организации стоянок допускается только на основании проектов, утвержденных администрацией МО г. Пенза по согласованию с органом ГИБДД. Размещение на разворотной площадке капитального объекта без согласованного ГИБДД проекта -автостоянки является незаконным. указывается:

Кроме того, в дополнении к исковому заявлению представитель истца ООО «Северянин» Гусев О.Л. указывает, что ООО «Северянин» обращалось в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении свободной части разворотной площадки для размещения автостоянки. Получен отказ администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указывается, что испрашиваемый участок находится в зоне открытых пространств Р-3 и в границах территории общего пользования. В письме администрации также сообщается, что испрашиваемый для целей не связанных со строительством участок должен соответствовать градостроительным регламентам. На территории общего пользования градостроительные регламенты не распространяются. Следовательно, при отсутствии градостроительного регламента размещение автостоянки на территории общего пользования, как для ООО «Северянин», так и для Новикова С.М. является незаконным. ООО «Северянин» занимается производством и реализацией пищевой продукции. Новиков С.М. предоставляет имущество в аренду организации, занимающейся реализацией пищевой продукции. Спорная площадка, являясь частью дороги общего пользования местного значения, является муниципальной собственностью. Администрацией г. Пензы предоставлены необоснованные преимущества Новикову С.М. в виде предоставления асфальтированной площадки дороги общего пользования и земельного участка, занятого ею, что является нарушением Конституции РФ и ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, из письма администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что площадь оставшейся свободной площадки составляет менее 390 кв.м. (минимально необходимой площади для автостоянки). Исходя из официального ответа администрации г. Пензы при длине оставшейся части площадки 30 м., ее ширина составляет менее 13 м., т.е. разворотная площадка менее 16 м.

Представитель ответчиков администрации г. Пенза и Управления муниципального имущества г. Пензы Николаева Т.Г., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, указав, что в соответствии с п. 2 ст. требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Лицо, не участвующее в договоре (истец не является стороной договора), заявляющее иск о применении последствия недействительности ничтожной сделки, должно доказать наличие своего материально-правового интереса в удовлетворении иска, указав, какие его права или охраняемые законом интересы нарушены или оспариваются лицами, к которым предъявлен иск, а также каким образом эти права и интересы будут восстановлены в случае реализации избранного способа судебной защиты. Между тем материалы дела таких доказательств не содержат. Утверждения истца о том, что у него будет невозможным въезд и выезд с его территории, не свидетельствует о его заинтересованности. Отсутствие у истца заинтересованности в оспаривании является основанием для отказа в иске. Заключению договора аренды предшествовало формирование и постановка земельного участка на кадастровый учет. Кадастровый паспорт изготавливался на основании имеющейся в органе местного самоуправления дежурной кадастровой карты (плана) земельного участка. Эти документы разрабатываются в соответствии с Законом о кадастре и содержит сведения о месторасположении участка. Кроме того, кадастровая карта (план) изготавливается с учетом градостроительной документации (имеющейся в органе местного самоуправления и составленной в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, Законом об архитектуре и др. нормативными актами). Кадастровый учет ЗУ осуществляется в соответствии с ст.16-28 Закона о кадастре). Из кадастрового паспорта следует, что земельный участок не входит в территорию общего пользования, красной линией не обозначены. Таким образом, предоставление земельного участка в аренду является законным и обоснованным.

Ответчик Новиков С.М., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил.

Представитель ответчика Новикова С.М. - Усач П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, указав, что довод истца о том, что оспариваемое постановление и договор аренды земельного участка противоречит требованиям ст. ЗК РФ, не основан на содержании данной нормы и фактических обстоятельствах дела. В данном случае оспариваемый договор аренды заключен на неопределенный срок и по своей природе и условиям не предусматривает перехода объекта аренды в частную собственность. Более того, п. 2.2. Постановления Главы администрации г.Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ г., п. 1.2., п. 4.2.2. договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ прямо предусмотрена обязанность арендатора не возводить на земельном участке каких-либо капитальных строений и сооружений, что исключает в дальнейшем возможность арендатора приватизировать данный земельный участок в порядке ст. ЗК РФ. Таким образом, сделка по приватизации спорного земельного участка не заключалась. Кроме того, истец не предоставил доказательств того, что асфальтовая дорога, ведущая к территории ООО «Северянин», к строению, принадлежащему Новикову С.М. и к спорному земельному участку, а также асфальтовая площадка, которой оканчивается данная дорога, а соответственно и спорный земельный участок, являются землями общего пользования - проездом и разворотной площадкой, в том числе, доказательства их нахождения в муниципальной казне в качестве сооружений (асфальтовое покрытие), и отражения соответствующим образом в градостроительной документации. Фактическое использование земель, свободных от прав третьих лиц, в качестве проездов, разворотных площадок и прочих общедоступных объектов, само по себе не может автоматически причислять такие земли к территориям общего пользования. Из графического приложения № к заключению эксперта видно, что эксперт не отразил в нем площадь, размеры и конфигурацию свободной площадки, оставшейся после предоставления земельного участка Новикову С.М., а также не изобразил на схеме минимальные габариты разворотной площадки, установленные п. 11.4 СП 42.13330.2011 (островок диаметром 16 м). Таким образом, в заключении эксперта фактически отсутствует исследование по вопросу соответствия оставшейся свободной площадки требованиям о ее минимальных размерах. Такая схема была подготовлена и представлена в судебном заседании для обозрения представителем ответчика Новикова С.М., из нее видно, что габариты оставшейся свободной разворотной площадки позволяют разместить на ней островок диаметром более 16 метров, что соответствует указанным выше требованиям. Допрошенный в судебном заседании эксперт подтвердил корректность схемы, предоставленной ответчиком, и признал, что п. 11.4 СП 42.13330.2011 в данном случае не нарушен. Требования п.п. 5.50 СНиП 2.05.07-91, согласно которому минимальный размер разворотной площадки должен составлять не менее 3,5 радиусов поворота транспортного средства с тягачом, не могут применяться к свободным городским землям, находящимся за пределами внутренней территории истца, так как, согласно п.п. 5.1.- 5.3. указанного СНиП, данные требования применяются исключительно для внутренних дорог предприятий. Кроме того, допрошенный в судебном заседании эксперт подтвердил, что в данном случае спорная площадка не имела габаритов, указанных в п. 5.50 СНиП 2.05.07-91, и до предоставления Новикову С.М. спорного земельного участка. Предоставление спорного земельного участка Новикову С.М. не повлекло нарушения требований градостроительного законодательства и градостроительных и строительных норм и правил. Кроме того, желание истца вывозить продукцию транспортом максимальных габаритов по мотивам удобства само по себе не может быть мерой возможности осуществления деятельности как таковой и не обязывает муниципальное образование обеспечивать истцу подобные особые условия транспортной доступности на безвозмездной основе за счет свободных земель. Указанный подход согласуется и с вышеуказанными положениями СНиП 2.05.07-91, согласно которым разворотные площадки для длинномерного грузового транспорта надлежит устраивать на внутренней территории заинтересованного в его эксплуатации лица, а не на свободных землях публично-правового образования. Доказательств того, что производственный комплекс истца и внешняя подъездная дорога, в том числе асфальтовая площадка перед въездом на территорию истца, изначально проектировались и строились для эксплуатации длинномерного грузового транспорта, истцом не предоставлено. Кроме того, в случае, если у истца и возникают затруднения в осуществлении его деятельности по причине предоставления спорного земельного участка Новикову С.М., данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о том, что оспариваемые постановление главы администрации г. Пензы и договор аренды земельного участка противоречат закону и могут быть признаны незаконным и ничтожным соответственно. При наличии предусмотренных законом оснований истец вправе обратиться к собственнику смежного земельного участка с требованием об установлении сервитута.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном порядке осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав (ст. ).

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «Северянин» к администрации г. Пензы, Управлению муниципального имущества г. Пензы, Новикову С. М. о признании недействительным постановления, договора аренды земельного участка, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления его в мотивированной форме.

Судебная практика по применению нормы ст. 167 ГК РФ


Добросовестный приобретатель

Судебная практика по применению нормы ст. 302 ГК РФ

К атегория: Товарищества

Дорожная сеть поселка

Дорожно-транспортная сеть поселка включает основные и второстепенные проезды, стоянки и разворотные площадки, пешеходные и велосипедные дорожки. Сеть улиц, проездов и пешеходных дорожек поселка должна быть возможно более простой по начертанию, соответствовать направлениям основных пешеходных и транспортных связей, обеспечивать удобное и короткое сообщение с внешней сетью дорог.

Основные проезды служат для внутрипоселковых транспортных и пешеходных связей, для связи групп жилых домов или кварталов с другими зонами поселка. Основные проезды прокладывают шириной 6… 10 м (5 м -проезжая часть, по 1,5…3 м - обочины с кюветом и пешеходной дорожкой). Жилые дома можно располагать не ближе 3 м от границы проезда (красной линии застройки). На узких проездах через 100 м устраивают разъездные площадки для встречных автомобилей. Если с.одной стороны дороги предполагается стоянка автомобилей, то ширина покрытия должна быть не менее 5 м.

Второстепенные проезды прокладывают внутри жилой группы для подъезда к жилым домам. Второстепенные проезды устраивают тупиковыми (с разворотными площадками в конце) или петлевыми, но так, чтобы исключить по ним транзитное движение транспорта. Длина проезда зависит от количества домов, типа покрытия, ширины проезда, количества поворотов и количества автомобилей. Никому не нравится, когда рядом с домом интенсивное движение, поскольку это связано и с шумом, и с опасностью попасть под колеса. По предварительным оценкам, можно считать, что проезд безопасен, если им пользуется не более 50 автомобилей в день. Ширину второстепенных проездов принимают 6…8 м (2,6…3,5 м - проезжая часть, 1,5…2,5 м - обочина).

Пересечение дорог тем безопаснее, чем меньше направлений сходятся вместе, чем меньше левых поворотов, реже движение. Движение становится проще и эффективнее, если оно организовано односторонними параллельными проездами. Опыт показывает, что число дорожно-транспортных происшествий уменьшается, если для пересечения дорог используют Т-образные примыкания, а не четырехсторонние перекрестки (рис. 5).

Рис. 1. Поперечный профиль главной улицы с бульваром

Рис. 2. Поперечный профиль жилой улицы поселка

Рис. 3. Поперечный профиль проездов

Рис. 4. Варианты поперечного профиля загородных дорог

Рис. 5. Т-образное пересечение дорог

Рис. 6. Автостоянка у Т-образного пересечения

Рис. 7. Двусторонние автостоянки

Рис. 8. Микроавтостоянки: а - поперечный профиль заглубленной автостоянки; б - планы односторонних автостоянок

Автостоянки следует предусмотреть при въезде в поселок и дополнительные вдоль проездов исходя из 2…3 гостевых автомобилей на 5…7 домов. Оптимальное количество автомобилей на стоянке - 5…7. Большее количество машин нарушает человеческий масштаб пространства. Автостоянки следует закрывать зелеными изгородями, деревьями, складками рельефа (рис. 6…8). Разъездные, и разворотные площадки не могут считаться автостоянками.

Дорожное покрытие зависит от транспортной нагрузки. При движении более 100 автомобилей в сутки устраивают двухполосное твердое покрытие общей шириной 6 м. Твердое покрытие поселковых проездов может быть грунтовым или асфальтовым. Бетон и асфальт оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Сплошные покрытия разрушают микроклимат, отнимают у растений солнечную энергию, они неприятны для ходьбы и опасны для игры, растения и животные с трудом выживают в таком окружении. Бетонные и асфальтовые покрытия целесообразны только на основных проездах и улицах с движением общественного транспорта.

Наилучшим решением для местных проездов можно считать травяное или грунтовое покрытие с плитами, уложенными в тех местах» где проходят колеса автомобиля (рис. 9). Летом в солнечную погоду температура над травой на 10° ниже, чем над асфальтом, в дождливое время такая дорога быстрее высыхает, а зимой снежный накат закрывает любое покрытие.

Рис. 9. Двухколейная дорога мелких плит

Рис. 10. Околица деревни

Обочины и стоянки могут иметь сетчатое покрытие из ажурных плит. На разворотных площадках для укрепления покрытия укладывают щебень и песок.

Главный въезд в поселок обозначает не только границу поселения, но и разделяет территорию с различным социальным статусом. Во все времена вход имел архитектурную трактовку, подчеркивающую его место в образной структуре окружения. Вход может быть оформлен воротами, мостом, пилонами, малыми архитектурными формами, скульптурой и другими сооружениями, которые отмечают факт перехода границы, делают более содержательным жилую среду (рис. 10).

Велодорожки совмещают с проездом или прокладывают параллельно, отделяя ее от проезжей части полосой газона (рис. 11).

Движение велосипеда по местным проездам и аллеям не представляет сложности. Определенную опасность для велосипедиста создают стоящие автомобили, которые ухудшают обзор дороги и занимают проезжую часть. Для того чтобы повысить безопасность велосипедистов, на местных проездах следует предусмотреть парковку автомобилей только с одной (теневой) стороны проезда, оставляя другую (солнечную) сторону для пешеходов и велосипедистов. Там,
где нежелательно присутствие велотранспорта, достаточно устроить несколько ступеней и сделать объезд.

Школы, магазины, общественные здания оборудуют стоянками для велосипедов.

Пешеходные связи образуют собственную систему дорог внутри поселка. В целях безопасности лучше разделить движение пешехода и транспорта, особенно там, где интенсивное движение.

Рис. 11. Сеть велодорожек

Рис. 12. Схема пешеходных дорог между параллельными проездами 1 - автодороги; 2 - автостоянки; 3 - пешеходная аллея; 4 -участки

Возможны следующие приемы взаимодействия пешеходов и транспорта: □ основные проезды идут параллельно один другому на расстоянии 100… 150 м, а между ними проложены пешеходные дорожки и проезды к домам. Там, где пешеходные и транспортные дороги пересекаются, устраивают небольшие пешеходные площадки (рис. 12); система проездов и пешеходных связей построена на основе решеток, сдвинутых друг относительно друга так, что пешеходные и транспортные дороги только пересекаются, образуя пешеходные перекрестки (рис. 13); тупиковые зеленые проезды прекрасно сочетают в себе функции проезда, дорожки и игровой площадки (рис. 14).

Рис. 13. Планировочная структура

Рис. 14. Организация застройки вокруг тупикового проезда: 1 - основная дорога; 2 - тупиковый проезд; 3 - участки; 4 - тропинки

Ширину пешеходной дорожки принимают не менее 1 м, ширину тротуара - не менее 1,5 м.

Сток поверхностных вод осуществляется вдоль улиц и дорог с твердым покрытием. В этом отношении нежелательно прокладывать улицы параллельно горизонталям, так как затрудняется естественный сток воды. Прокладка улиц поперек горизонтальной возможна при спокойном рельефе, в противном случае, при крутом рельефе, это ведет к увеличению объема земляных работ и излишней крутизне улиц. Наименьший допустимый уклон улиц принимают в пределах 0,3…0,5%, а наибольший - 6…8%.

Дорожная сеть поселка

Для разъезда автомобилей при одностороннем движении устраивают разъездные площадки: на прямых участках не расстоянии не более чем 100м друг от друга, а на кривых – в пределах обеспечения видимости. Площадки для разъезда принимают шириной 2.5м и длиной не менее 12м, в случае движения транспорта с удлиненными кузовами на полуприцепах или автопоездов с прицепами и полуприцепами площадки следует устраивать длиной не менее 18 м.

а) б)


Рисунок 2 – Площадки разъезда автомобилей: а) для обычного транспорта при наличии тротуара, б) для транспорта с удлиненным кузовом

Разгрузочные площадки принимают такими же размерами, как и разъездные, при разгрузке длинномерных грузов (ферм, свай, колонн и т.д.) размеры площадки могут быть увеличены до 6м в ширину и 35 в длину.

Минимальные расстояния от кромки обочины дороги до других сооружений на строительной площадке

Таблица 2 – Минимальные расстояния от кромки обочины




Разворотные площадки

На тупиковых подъездах устраиваются площадки для разворота автомашин передним ходом размером не менее 12х12м, разворотные кольца радиусом не менее 12м.

а) б)


в) д)


Рисунок 3 – Разворотные площадки на тупиковых дорогах: а) для разворота машин передним ходом, б) кольцевой объезд, в, д) для разворота автомобилей задним ходом

Параметры временных автодорог

Параметрами временных автодорог являются: ширина полосы движения и ширина проезжей части, число полос движения, радиусы закругления.

Ширина проезжей части

Ширину проезжей части дороги принимают в зависимости от схемы движения транспорта. При одностороннем движении ширина проезжей части принимается 3 м, при двустороннем и в местах уширений для разъездов – 6 м. При использовании тяжелых транспортных средств грузоподъемностью более 25 т ширина проезжей части принимается до 8 м. Радиусы поворотов дорог определяют по радиусам поворотов транспортных средств, которые составляют 12 – 18 м. При однополосной дороге в местах её поворота делают уширения до 5 м.

Рисунок 4 - Размеры элементов временной дороги: а) при одностороннем движении; б) при двустороннем движении транспорта

Радиусы закругления

Радиусы закругления дороги принимают исходя из маневренных свойств автомашин, т.е. возможности их поворота при движении вперед без применения заднего хода. Минимальный радиус закругления дорог для обычных автосамосвалов и бортовых автомобилей (с габаритами по длине до 10м) составляет 12 м; при одностороннем движении уширение дороги на повороте должно быть не менее 5м. Для автопоездов ширина проезда увеличивается до 7 м.

При эксплуатации панелевозов, машин с прицепами, автопоездов, радиус закругления дороги следует принимать не менее 18 м. Дороги для перевозки длинномерных конструкций на автомобилях нестандартных габаритов более 25 м должны иметь радиус кривой в плане 30 м.

Рисунок 5 – Схема уширения дороги при повороте под углом 90 о

Отстойно-разворотные площадки и конечные станции

9.2.52. Организация отстойно-разворотных площадок определяется необходимостью снятия с линии в межпиковый период около 30 % подвижного состава. На три маршрута наземного транспорта должна предусматриваться одна отстойно-разворотная площадка. Отстойно-разворотные площадки для массового наземного транспорта следует предусматривать, как правило, в конце маршрутной сети.

9.2.53. Размер отстойно-разворотных площадок должен рассчитываться из норматива на 1 машино-место, исходя из типа машин:

автобус типа «ЛиАЗ- 5256» - 100 м 2 на одно машино-место;

автобус типа «Икарус-280» - 170 м 2 на одно машино-место;

троллейбус типа «ЗиУ-9» - 100 м 2 на одно машино-место;

троллейбус типа «ЗиУ-10» - 170 м 2 на одно машино-место;

трамвай (1-3 маршрута) - 0,55- 0,8 га.

Границы отстойно-разворотных площадок должны быть предусмотрены в плане красных линий.

9.2.54. Отстойно-разворотные площадки городского массового транспорта, в зависимости от их емкости, должны размещаться в удалении от жилой застройки не менее чем на 50 м. При этом место их размещения должно обеспечивать возможность подключения к сети городских инженерных коммуникаций, размещаемых вблизи площадок объектов (конечных станций, диспетчерских пунктов и т.д.).

9.2.55. Запрещается размещать посадочные, разворотные и отстойно-разворотные площадки наземного массового транспорта на расстоянии менее 25 м от автозаправочных и газонаполнительных станций и других источников повышенной опасности.

9.2.56. Конечные станции маршрутов пригородных автобусов должны размещаться, как правило, в периферийных районах города в радиусе, не превышающем 200 м от станций скоростного внеуличного транспорта.

На конечных станциях массового пассажирского транспорта должно предусматриваться устройство помещений для водителей и обслуживающего персонала, а на промежуточных остановках пассажирских павильонов.

Площадь участков для устройства служебных помещений определяется в соответствии с таблицей 9.2.2.

Конечные станции маршрутов малогабаритного индивидуализированного транспорта следует устраивать вблизи станций метрополитена, объектов массового посещения, перехватывающих стоянок, на расстоянии не более 40 м от входов в эти объекты.

Конечные станции городского и пригородного наземного массового транспорта в городе следует размещать с учетом экологических требований.

Таблица 9.2.2

Показатели

Количество маршрутов

Площадь участка

Конфигурация участка под размещение типового объекта с помещениями для обслуживающего персонала

Этажность здания

Хранение и техническое обслуживание подвижного состава

9.2.57. Для обеспечения эксплуатации массового наземного транспорта при проектировании следует предусматривать территории для размещения объектов материально-технической базы с установлением границ участков в плане красных линий (депо, парки, ремонтные заводы и др. объекты).

Количество и места размещения депо, гаражей и других эксплуатационно-технических объектов следует определять на основе сравнения вариантов по градостроительным, технико-экономическим и строительно-эксплуатационным показателям.

При размещении эксплуатационно-технических устройств городского транспорта необходимо учитывать возможности их перспективного развития, санитарно-гигиенические и противопожарные требования.

При размещении парков для хранения подвижного состава массового наземного транспорта, депо и ремонтных мастерских следует полностью обеспечивать потребность в них.

9.2.58. Депо, парки и гаражи должны размещаться вблизи конечных пунктов маршрутов наземного транспорта, чтобы максимальное удаление их от линий маршрута не превышало 0,6 км.

9.2.59. При размещении парков и гаражей необходимо учитывать условия рельефа местности.

Продольные уклоны площадки не должны превышать:

для трамвая - 0,025;

троллейбуса и автобуса - 0,05.

Поперечные уклоны площадки не должны превышать 0,025.

9.2.60. Хранение подвижного состава автобусного транспорта следует предусматривать, как правило, закрытым.

Площадь земельного участка для автобусных гаражей закрытого хранения следует принимать в соответствии с табл. 9.2.3.

Таблица 9.2.3

Примечание. Для ориентировочных расчетов для гаражей закрытого хранения применяется норма 150- 200 м 2 на 1 автобус.