Естественно научный цикл предметов. Методика реализации межпредметных и внутрипредметных связей при обучении математике. Ждем с нетерпением новых интересных открытий

Кудинов В.В.

Челябинский государственный педагогический университет, Россия

Концепция изучения дисциплин

естественнонаучного цикла в современной школе

и формирование естественнонаучных умений

В существующих концепциях построения содержания общего образования одним из ведущих факторов, определяющих структуру содержания, приводится структура объекта изучения – окружающей действительности. Структура окружающего материального мира отражена в научных знаниях, которые стремятся к объективному отражению действительности. Поэтому именно научные знания, соотношение предметных областей отдельных наук и являются одним из основных факторов, влияющих на структуру содержания общего образования.

Предметом наук, изучающих природу, Ф. Энгельс определил движущуюся материю. Познание тел подразумевает познание различных форм движения, следовательно, основным предметом естествознания можно выделить различные формы движения. Энгельс также показал, что каждой форме движения соответствует определенный материальный носитель в природе. Опираясь на это положение, Б.М. Кедров уточняет: предметом естествознания являются различные формы движения материи в природе, носителей, структуру, взаимосвязи, закономерности, взаимопереходы и развитие которых изучает естествознание.

По определению Энгельса, каждая естественная наука изучает либо отдельную форму движения материи, либо ряд связанных между собой форм движения. Взаимосвязь наук определяется соотношением различных форм движения материи.

Формой движения материи называют определенный вид движения, который характеризуется единством определяющих его признаков и общностью материального носителя.

Поскольку физика изучает самые простые и общие формы движения материи, именно с нее и следует начинать цикл естественнонаучных предметов в школе. Следом за физикой следует изучать химию, а после этого – физическую географию и биологию. Такая последовательность школьных предметов в полной мере будет отражать логику изучения закономерностей природы.

В настоящее время изучение естественнонаучных предметов начинается с биологии в пятом классе, к изучению физики ученики приступают в седьмом, а химии – в восьмом. Такая последовательность не создает возможности научного объяснения процессов, происходящих в живых организмах. В результате этого школьный курс биологии является описательным, а биологическая форма движения рассматривается изолированно от более простых форм. Такое положение в школьном преподавании не соответствует современному состоянию биологической науки и не отражает закономерностей развития естествознания. Современная биология не может развиваться в отрыве от химии и физики, тенденция ее развития указывает на все возрастающую роль физики в биологических исследованиях. Однако в школьном курсе биологии не учтены ни современное состояние соответствующей науки, ни тенденции ее развития. С нарушением логики научного познания встречаемся и в школьном курсе химии. Хоть его преподавание и начинается позже, чем физики, тем не менее, в них наблюдается несогласованность. Эта несогласованность выражена в различной трактовке естественнонаучных понятий в двух курсах, ненужном дублировании при изучении сходных тем, встречающихся физических ошибках в учебниках химии, в изучении отдельных тем до рассмотрения соответствующих вопросов на уроках физики. Например, в учебнике химии 8 класса Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана рассматриваются ядерные реакции, тогда как соответствующий раздел физики изучается в 11 классе.

Современное содержание предметов естественного цикла не обеспечивает раскрытия перед учащимися взаимосвязи физических, химических форм материи, общности фундаментальных естественнонаучных понятий, законов, теорий, общности методов исследований, формирование единой естественнонаучной картины мира. Этот серьезнейший недостаток в содержании и структуре предметов естественного цикла требует незамедлительного его устранения (преодоления).

Восстановление логики изучения естественнонаучных предметов требует изменения последовательности разделов и тем и в самом школьном курсе физики. В настоящее время атомная и ядерная физика изучаются в конце школьного курса, Тогда как рассматриваемые в этих разделах формы движения материи относятся к простейшим. С другой стороны, выше было сказано, что физика изучает и такие формы движения, которые являются общими для материальных объектов на любом уровне организации (механическую, термодинамическую, квантово-механическую) Это обстоятельство тоже накладывает свои ограничения на структуру школьного курса физики. Таким образом, можно заключить, что для более полного отражения закономерностей естествознания в школьном обучении целесообразно: 1) изменить последовательность предметов естественнонаучного цикла: физика ® химия ® биология , начиная их изучение с 5 класса, и 2) существенно пересмотреть содержание и структуру соответствующих курсов.

Русский публицист XIX в. Д.И. Писарев писал: «…без физики нельзя взяться за химию, без физики и химии нет возможности приступить к физиологии животных и растений. Разумное, плодотворное изучение природы возможно только при соблюдении самой строгой последовательности» .

Согласно концепции естественнонаучного образования А.В. Усовой , изучение предметов естественного цикла начинается с курса физики. Учитывая место данного курса в системе предметов естественного цикла, его назвали «опережающим».

Вот основные положения концепции его построения.

1. Физика является обязательным предметом в основной школе и ведущим компонентом базового естественнонаучного образования. Наряду с общими целями базового физического образования, отраженными в различных документах по образованию, следует выделить: создание у учащихся понятийной базы, необходимой для успешного изучения других предметов естественного цикла; раскрытие общности фундаментальных естественнонаучных понятий, законов и теорий, методов исследования, диалектической взаимосвязи явлений природы.

2. Отражая единство содержательной и процессуальной сторон обучения, в содержании опережающего курса физики выделяются два блока: основной и вспомогательный.

Дидактическая модель опережающего курса физики

Основной блок

Вспомогательный блок

(предметные

научные знания)

I . Комплекс вспомогательных знаний (содержательная часть):

II . Способы деятельности (процессуальная часть):

I . Основы физики:

факты

понятия

законы

элементы теорий

научные основы техники

методы физических исследований

II . Элементы

астрономии

1. Логические

2. Методологические

3. Философские

4. Межпредметные

5. Историко-научные

6. Вопросы прикладного характера

7. Астрономические

8. Оценочные

9. Экологические

1. Познавательной

2. Практической

3. Самоконтроля

4. Оценочной

За период обучения в средней школе учащиеся выполняют большое число различных опытов. Однако, как показывают исследования, обобщенных умений самостоятельно проводить эксперимент они не приобретают в достаточной мере.

Экспериментальные умения формируются и используются в учебном процессе по всем предметам естественного цикла. С помощью экспериментов (опытов) познаются физические и химические свойства веществ, свойства живых организмов, закономерности явлений, протекающих в природе и технике. Поэтому их формированию необходимо уделить особое внимание.

При формировании экспериментальных умений важно дать общее понятие об эксперименте как одном из важных методов научного и учебного познания, раскрыть его функции и структуру, научить учащихся самостоятельно планировать учебный эксперимент и выполнять все операции, из которых он слагается.

Проведенные под руководством А.В. Усовой исследования показали, что формирование этого умения происходит более успешно при выполнении следующих условий:

а) если в самом начале изучения физики дается общее понятие об эксперименте и раскрывается его структура (состав операций, из которых слагается эксперимент, и последовательность их выполнения) – на примере опытов, демонстрируемых на уроке учителем;

б) если затем отрабатываются умения выполнять самостоятельно отдельные операции при выполнении лабораторных работ под наблюдением и контролем учителя;

в) если затем предлагается учащимся выполнять самостоятельно комплекс операций, а часть операций (наиболее сложных) выполняются под руководством и контролем учителя;

г) предоставление учащимся самостоятельности при выполнении всех операций, из которых слагается выполнение опыта;

д) выработка умения определять погрешности опыта.

Литература:

1.Даммер М.Д. Методика опережающего изучения физики в основной школе [Текст] учеб. пособие по спецкурсу / М.Д. Даммер. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1999.

2.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] сост. В.В. Большакова. М.: Педагогика, 1984.

3.Усова, А.В. Новая концепция естественнонаучного обучения [Текст] / А.В. Усова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2002.

4.Усова, А.В. Теоретико-методологические основы построения новой системы естественнонаучного образования [Текст] / А.В. Усова, М.Д. Даммер, С.М. Похлебаев, М.Ж. Симонова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000.

5.Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла [Текст] / А.В. Усова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2002.

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. В результате вышеперечисленных факторов возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Образовательный проект

Интеграция предметов естественнонаучного цикла

в условиях национальной образовательной инициативы

Работу выполнила:

Методист информационно-

Диагностического кабинета

Легостина Эльвира Павловна

г. Павлово

2010г .

  1. Введение

Национальная образовательная инициатива «Наша

Новая школа» (приказ президента РФ Д.А. Медведева)

  1. Этапы развития интеграции в образовании
  2. Концептуальная часть

Объект исследования

Предмет исследования

Цель и задачи проекта

Необходимые условия реализации проекта

Ожидаемые результаты

Преимущества и недостатки в реализации проекта

Риски реализации проекта, пути решения

6. Ресурсное обеспечение реализации проекта

7. Этапы реализации проекта

8. Список литературы

Введение

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации

Д.А.Медведев

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, позволяющий России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечивающий достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Совершенствование учительского корпуса


4. Изменение школьной инфраструктуры

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении

С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования выступают как разрозненные элементы знаний. Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании учащихся целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

В результате вышеперечисленных факторов возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.

Интегративный подход в обучении – это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся. Такой подход дает возможность педагогу осознать уникальность и самоценность каждого обучаемого, понять смысл современных гуманистических концепций и педагогических технологий.

Принцип интегративности как один из дидактических принципов обучения, требует создания педагогических условий для осуществления интеграции:

От общетеоретического обоснования необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин;

Определения оптимального уровня и формы интеграции предметов;

Точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей;

Координирования программ учебных предметов;

Использования соответствующих методов и приемов, средств обучения с целью формирования целостных знаний школьников о мире.

Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных в преподавании разнообразных предметов. Систематическое и органическое подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию учащихся умений и желания использовать ранее полученные знания.

За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Этапы развития интеграции в образовании.

История интеграции в образовании структурируется на три этапа:

  1. рубеж веков – 20-е гг. проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа);
  2. реализация межпредметных связей;
  3. собственно интеграция.

Рассмотрим эти этапы более подробно. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной интеграционной основе были предприняты в начале века в США Дж. Дьюи и в 20-х г. в Советской России С. Т. Шацким, М. М. Рубинштейном и др. Это направление вошло в историю педагогики под названием трудовой школы. Основной принцип – «метод жизненных комплексов», то есть интеграция знаний из различных предметных областей вокруг некой общей проблемы. Это был первый практический опыт организации учебного процесса. Но в 1931 году метод был осужден и отвергнут.

Второй этап – межпредметные связи – начинается в 1952 году.

Данный этап характеризуется совместным планированием учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знание ими учебников и программ смежных предметов.

Основными функциями межпредметных связей являются: формирование качеств знаний таких как: системность, глубина, осознанность, гибкость; развитие творческого мышления учащихся, познавательной активности, самостоятельности; способности к преодолению предметной инертности мышления и расширение кругозора учеников; осуществление комплексного подхода в воспитании; совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

С 80-х годов начинается третий этап развития интегративных процессов в отечественной педагогике - этап собственно интеграции.

Интеграция в образовании осуществляется в трех направлениях :

а) новые типы школ интегрированного характера (лицеи, колледжи, гимназии);

б) учебные интегрированные курсы;

в) интегративные методы (деловые игры и т.д.) и формы (интегрированные уроки).

Аналитико-прогностическое обоснование проекта

Организация и реализация проекта определяется особенностями образовательной ситуации, которая характеризуется профессиональной деятельностью педагогов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс.

Всего преподавателей естественных дисциплин (основных работников школ) в Павловском районе на начало 2010-11учебного года - 69 человек;

из них учителей:

физики – 16 человек;

географии - 18 человек;

биологии – 21 человек;

химии – 14 человек

100% преподавателей естественного цикла имеют высшее профессиональное образование.

Наличие квалификационной категории у 64 человек – 92,7% :

высшая– 19 чел. – 29,6%;

первая - 30 чел. - 46,8%;

вторая – 15 чел. – 23,4%;

В период с 2006г. по 2010г. прошли курсы повышения квалификации:

2006г . - 18 чел. 2009г. – 11чел.

2007г. – 10 чел. 2010г. – 17 чел.

2008г. – 6 чел.

Учителями естественнонаучного цикла Павловского муниципального района созданы и используются в учебном процессе авторские методические программы, реализующие идею интеграции в образовании, имеющие экспертное з аключение НИРО:

МОУ СОШ № 5 г. Павлово – 5 программ

МОУ СОШ № 7 г. Павлово – 1 программа

МОУ СОШ №1 г. Ворсма – 1 программа

МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино – 2 программы

Адресат (класс, ОУ)

Экспертное заключение НМЭС НИРО (№, дата выдачи)

Программа курса «Экология»

Митрофанова Э.А., учитель биологии МОУ СОШ №7

5класс, МОУ СОШ №7г.Павлово

№ 59

22.05.2005г.

Программа элективного курса «Химия окружающей среды»

Никитина Ф.В., учитель химии МОУ СОШ №1 г. Ворсма

11класс, МОУ СОШ №1г. Ворсма

№74,

23.05.2007г.

Программа элективного курса «Экология комнатных растений»

Балакина Н.В., учитель биологии МОУ СОШ № 1 р.п. Тумботино

7-9 классы МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

№ 105,

16.06 2009г.

Программа экологического образования

Балакина Н.В., учитель биологии и экологии МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

5-11 классы МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

№ 222,

19.12. 2007г

«Медицинская генетика»

№97, 2006год

«Гигиена и экология человека»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№98, 2006год

«Биоэтика»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№99, 2006год

«Основы микробиологии и вирусологии»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№100, 2006год

«Анатомия и физиология человека»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ № 1, работает по программе учитель биологии

Димитриенко Н.Г.

10 класс МОУ СОШ № 5г. Павлово

№ 21, 2006год

В общеобразовательных учреждениях г. Павлово ведется профильное изучение, предметов естественного цикла, на основе интегративного подхода:

Образовательное

Учреждение

Направление профиля

Наличие договора с ВУЗом, СУЗом

МОУ СОШ № 1

г. Павлово

Естественно-математический

ННГАСУ

МОУ СОШ № 5

Г. Павлово

Естественно-математический;

Химико-биологическая специализация

ГОУ Нижегородский медицинский базовый колледж

МОУ СОШ № 10

г. Павлово

Естественно-математический

Научно-методический центр «Школа нового поколения»

Совершенствование профессионального мастерства педагогов осуществляется с помощью участия их в различных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, национальных проектах и т.д.

Количество

участников и победителей ПНПО по предметным областям

Предмет

Количество участников

Количество победителей

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2007г.

2008г.

2009г

2010г.

Биология

География

Химия

Физика

Всего

В 2010 году грантом Губернатора Нижегородской области награждены:

Учитель биологии: (МОУ СОШ № 1

Р.п. Тумботино);

Учитель химии: Рыжова Марина Евгеньевна (МОУ СОШ д. Ясенцы)

В работе с детьми педагоги применяют новые образовательные

технологии:

Здоровьесберегающие;

Технологии проектной и исследовательской деятельности;

Разноуровневого, развивающего, диалогового, проблемного, личностно - ориентированного обучения;

Технологию сотрудничества, полного усвоения знаний, критического мышления.

87% преподавателей естественнонаучных дисциплин строят учебный процесс на основе использования современных информационно-камуникационных технологий, таких как:

Обучающие программы;

Контролирующие программы;

Программы- тренажеры;

Демонстрационные программы;

Имитационно-моделирующие программы;

Справочно-информационные программы;

Мультимедиа учебники;

Работают с интерактивной доской.

Большинство общеобразовательных учреждений Павловского района в достаточной мере оснащены учебным оборудованием , необходимым для повышения качества изучаемых предметов:

№ п/п

Индикатор

Показатель 2009 года

Показа

тель 2010 года

Кол-во компьютерных классов (кабинетов информатики)

Кол-во компьютеров в кабинетах информатики

Кол-во компьютеров, установленных в других учебных кабинетах (физики, химии, биологии и т.д.)

процент учителей, прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ в образовательном процессе

Кол-во мультимедийных проекторов

Процент учителей, использующих проекторы в учебном процессе

34,5

Кол-во интерактивных досок

Процент учителей, использующих интерактивные доски в учебном процессе

20,7

Кол-во лицензионных дисков в школьной медиатеке для учебных предметов

2034

2575

Кабинет физики (кол-во)

18+6с

18+6с

процент

83,8

7 класс

87,75

8 класс

9 класс

78,7

10 класс

11 класс

85,7

процент

61,6

Электродинамика

66,9

Термодинамика

66,6

Механика

72,6

Оптика

63,9

Ядерная физика

38,2

Кабинет химии (кол-во)

16+7с

16+7с

наличие вытяжного шкафа в рабочем состоянии

процент обеспеченности лабораторным оборудованием и химическими реактивами для выполнения практической части программы:

83,4

8 класс

84,2

9 класс

83,6

10 класс

11 класс

87,8

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов:

Неорганическая химия

74,9

Органическая химия

71,2

Кабинет биологии (кол-во)

17+7с

17+7с

процент обеспеченности лабораторным оборудованием для выполнения практической части программы:

6 класс

7 класс

72,4

8 класс

74,5

9 класс

74,8

10 класс

74,7

11 класс

73,5

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов биологии:

71,7

Природоведение

Ботаника

77,2

Зоология

69,1

Анатомия

72,5

Общая биология

65,8

Кабинет географии (кол-во)

17+5с

17+5с

процент обеспеченности картами:

76,9

Карты мира

Карты материков, их частей и океанов

74,7

Карты России

75,2

В результате сравнительного анализа за 2009 и 2010 годы, обеспеченности учебным оборудованием кабинетов естественных дисциплин, можно сделать следующие выводы:

Наблюдается увеличение процента оснащенности кабинетов лабораторным и демонстрационным оборудованием;

Значительно возрос показатель численности компьютеров в кабинетах предметных дисциплин;

Вырос процент учителей, прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ в обучении;

Увеличилось количество современного компьютерного оборудования,

В школах; соответственно увеличился процент учителей, использующих современное компьютерное оборудование в учебно-воспитательном процессе.

Все вышеперечисленные показатели свидетельствуют о повышении

профессионального уровня педагогов естественных дисциплин, об

увеличении количества учебного оборудования в общеобразовательных

учереждениях, что оказывает значительное влияние на качество учебно-

воспитательного процесса и создает эффективные условия для реализации данного проекта.

Концептуальная часть

Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одновременно с введением стандартов второго поколения планирует сформировать у школьников в процессе обучения целостный социально-ориентированный взгляд на мир. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей различных предметов.
Интегративный подход в обучении является одним из способов в построении новой образовательной системы.

В учебно-воспитательном процессе интеграция может осуществляться на любом этапе:

1) на этапе педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);

2) на этапе содержания (интегрированные программы, учебные курсы);

3) на этапе сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);

4) на этапе педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия)

Необходимо выделить несколько уровней интеграции:

Первый уровень – осуществление межпредметных связей в процессе обучения. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира.

Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.

Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла.

Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, таких как наблюдение, гипотеза, эксперимент; обучение этим методам учащихся.

Средства и формы обучения необходимые для интеграции знаний:

Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных следующими особенностями:

1) предельной четкостью, компактностью учебного материала;

2) логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала

Интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

3) большой информативной емкостью учебного материала используемого

На уроке.

При планировании и организации таких занятий учителю важно учитывать следующие условия:

В интегрированном уроке объединяются блоки знаний нескольких

Предметов, поэтому важно правильно определить главную цель

Интегрированного урока;

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности

Учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности

В ходе урока;

При проведении интегрированного урока учителям требуется тщательная

Координация действий.

Ориентация педагогов на структурирование содержание образования в соответствии с методологией научного познания позволит не только осуществить интеграцию содержания учебного материала но и:

Рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;

Более четко систематизировать учебный материал;

Создать у детей представления о целостной научной картине мира.

Методическая характеристика проекта

Объект исследования : интеграция предметов естественнонаучного

цикла, способствующая повышению профессионального уровня педагогов и

Формирующая у школьников понимание целостной научной картины мира.

Предмет исследования : процесс обучения естественным дисциплинам на

Интегративной основе.

Цель проекта : расширение профессиональных компетенций преподавателей

естественнонаучного цикла в области интеграции содержания учебных

предметов.

Задачи:

Спланировать и организовать работу по реализации данного проекта в

Соответствии с новыми требованиями к образованию;

Оказать методическую помощь педагогам по данному вопросу;

Подготовить квалифицированные кадры, для осуществления интегратив-

Ного подхода в обучении;

Построить образовательный процесс на основе новой педагогической

Технологии;

Разработать и реализовать программу интегрированного обучения

Предметам естественнонаучного цикла.

Необходимые условия реализации проекта:

1) изучение литературы по данной теме;

2) знакомство с требованиями и особенностями новой системы обучения;

3) организация и проведение курсов повышения квалификации учителей

В данной образовательной области;

4) обмен опытом педагогов, реализующих интеграцию в обучении.

В рамках осуществления образовательного проекта информационно-диагностическому кабинету необходимо оказывать систематическое информационно-методическое сопровождение педагогам, координировать работу учителей и учащихся с целью достижения положительного результата в экспериментальной работе.

Ожидаемые результаты

Наличие высококвалифицированных педагогических кадров;

Создание педагогической технологии на интегративной основе;

Разработка и реализация программ, на основе интегративного

Подхода в обучении предметам естественнонаучного цикла

Участники эксперимента

  1. ГОУ ДПО НИРО г. Нижний Новгород (курсы повышения квалифика-ции преподавателей, организация и проведение семинаров, конференций);
  2. Информационно-диагностический кабинет управления образования администрации Павловского муниципального района;
  3. Образовательные учреждения Павловского района.

Руководитель (координатор) эксперимента:

со стороны муниципальной методической службы – Легостина Э.П. - методист информационно-диагностического кабинета.

со стороны образовательных учреждений – заместители директоров поУВР, НЭР, педагоги.

Сроки реализации проекта

2010-2013 годы.

Преимущества и недостатки

Плюсы интегративного подхода в образовании:

  1. адекватность современному уровню научных представлений о мире;
  2. возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
  3. расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности;
  4. стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих принципам интегративного подхода;
  5. объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых;
  6. снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества предметов;
  7. получение качественно нового педагогического результата

Недостатки:

отсутствие учебно-методического комплекса;

Недостаточная подготовленность педагогов по данному

Направлению работы;

Методы сбора и обработки экспериментальных данных

- исследовательский (изучение литературы, нормативно-правовой базы);

  1. эмпирические методы (наблюдение, опросы, анкетирования);
  2. изучение и обобщение опыта интегрированного обучения школьников;
  3. мониторинг инновационной деятельности.

Структура организации эксперимента

1 уровень – муниципальные образовательные учреждения.

2 уровень – муниципальное образовательное пространство. Деятельность

Информационно-диагностического кабинета.

3 уровень - образовательное пространство Нижегородской области. Координация взаимодействия участников экспериментальной деятельности.

Риски:

Введение новой технологии в образовательный процесс;

Сертификация программ курсов,

Пути решения:

1) изучение нормативно-правовой базы, разработка положений, документов;

2) подготовка педкадров;

2) создание, экспертиза и сертификация программ;

3) механизм взаимодействий на уровне района, области.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые ресурсы:

Закон РФ «Об образовании»

Приказ президента РФ № 271 от 04.02.2010г. « Об

Утверждении национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа»

Концепция модернизации российского образования

Программа экспериментальной деятельности Павловского района

Положение об организации инновационной деятельности

в образовательных учреждениях

Положение о педагоге-экспериментаторе

Положение о районном экспертном Совете

Положение об опытно-экспериментальной площадке

Положения о творческом объединении педагогов,

Педагогической мастерской

Положение, регламентирующее материальное стимулирование

Участников инновационной, опытно-экспериментальной деятельности

Договоры между образовательными учреждениями

И другими субъектами образовательной деятельности

Программа развития инновационной деятельности

Кадровые ресурсы.

Ф.И.О.

ОУ

Должность

Ответственный

Митрофанова Эльвира Алексеевна

МОУ СОШ № 7 г.Павлово

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Балакина Наталья Валентиновна

МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Крючкова Надежда Ивановна

МОУ СОШ № 1 г.Павлово

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Никитина Фаина Владимировна

МОУ СОШ № 1 г.Ворсма

учитель химии

учитель-экспериментатор

Программно-методические ресурсы:

2) методическая литература;

3) медиаресурсы

Финансовое обеспечение:

Средства муниципального бюджета.

Материальное стимулирование инновационных процессов

Из положений о материальном стимулировании педагогических работников

образовательных учреждений:

доплаты:

в размере 15% (должностного оклада) - руководителям

Районных методических объединений;

в размере 10% - руководителям районных творческих объединений;

в размере до 15%- членам опытно-экспериментальных площадок;

премии:

в размере до 25% - за работу в районном экспертном совете,

Экспертных комиссиях;

в размере до 30% - за организацию и работу в районных мероприятиях;

За разработку новых эффективных технологий;

Методик обучения, воспитания, развития детей

Основные этапы реализации проекта.

1. Подготовительный: информационно-аналитический этап(2010-11г.г.)


Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Изучение литературы и нормативно-правовой базы

сентябрь-октябрь

Легостина Э.П.

Диагностика готовности педагогов к изучению и внедрению новых образовательных технологий

ноябрь

Легостина Э.П., педагоги

Анализ концепции интегрированного обучения

Легостина Э.П.

Поэтапное планирование эксперимента.

Легостина Э.П.

Обучающие семинары:

1. « Современные проблемы интеграции предметов естественно-научного цикла»,

2. «Методические подходы к реализации процесса обучения на основе интегрированного содержания»

Легостина Э.П.

Разработка диагностических средств оценки результатов деятельности на данном этапе

Легостина Э.П., руководители РМО

Анализ работы.

Корректировка деятельности.

Легостина Э.П.

2. Основной: практический (2011-12г.г.)

Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

исполнитель

1 .

Определение ресурсного обеспечения проекта: изучение и разработка нормативных документов, финансо-вое и материально-техническое оснащение

Легостина Э.П.

2.

Приобретение учебной и методической литературы

Легостина Э.П.,

Ежова Е.В.

3.

Организация и проведение курсовой подготовки учителей

Легостина Э.П.,

ГОУ ДПО НИРО

4.

Проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий педагогами естественных дисциплин

в течение года

учителя- предметники

5.

Проведение научно-практических семинаров по разработке интегрированного курса изучения предметов естественнонаучного цикла

Легостина Э.П.,

6.

Разработка программ

Легостина Э.П., руководители РМО, педагоги

7.

Экспертиза программ

экспертный совет

8.

Круглый стол «Информационная поддержка в реализации интегративного подхода в обучении»

Легостина Э.П., педагоги -экспериментаторы

9.

Разработка диагностических средств основного этапа


Легостина Э.П.

10

Анализ работы по реализации проекта на данном этапе

Легостина Э.П., педагоги

3. Итоговый этап (20012-13г.г.)


Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Корректировка документов и планирование дальнейшей работы.

Легостина Э.П., педагоги

Проведение семинаров, круглых столов по реализации программы

в течение года

Легостина Э.П., руководители РМО, педагоги -экспериментаторы

Веб-конференции по обмену опытом с учителями других районов

Легостина Э.П.

Обобщение инновационного опыта педагогов

руководители МО

Результаты реализации проекта

методист ИДК, педагоги-эксперимент.

Литература

1. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным предметам: География. Биология. Химия. Физика. М.: «Просвещение»,2010г.

2. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. – 2001г. - № 1.

3. Бородай А.А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. - Днепропетровск, 2004г.

4. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика № 4, 1999г.

5. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика, 1998г. Подписи к слайдам.


Взаимосвязь предметов естественно-математического цикла

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалистического мировоззрения, атеистических убеждений, политехнических знаний и умений учащихся, всестороннее гармоническое развитие личности. На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения материи и их взаимосвязей учителя формируют у учащихся современные представления о естественнонаучной картине мира. Эти общие задачи успешно решаются в процессе осуществления межпредметных связей, в согласованной работе учителей.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой (рис. 2). Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения и др.).

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

Для начала рассмотрим связь математики и химии. Начиная с 5-х классов ребята в математике сталкиваются с такими задачами, где присутствуют элементы химии. А когда ребята начинают изучать химию, то здесь наблюдается тесная взаимосвязь этих двух предметов. Особенно яркие примеры учащимся представлены в неорганической химии.

Пример. Сплав двух металлов олова и цинка 25кг. Пусть вес олова и цинка в составе соответственно 10 и 15 кг. Каков процент содержание олова и цинка в сплаве?

Под процентным содержание олова и цинка понимается часть, которую составляет вес олова и цинка от веса сплава. Так как вес сплава равен 25кг, то олова составляет 10/25 = 0,4веса сплава, соответственно вес цинка составляет 15/25 = 0,6веса сплава. Следует обратить внимание на то, что 0,4+0,6=1,0. Если найденные части выразить теперь в сотых долях частей, то получим значение этих частей выраженное в процентах 40% и 60%. Здесь необходимо опять подчеркнуть, что 40%+60% = 100%.

На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами познания мира, физической географии, трудового обучения. При этом раскрывает практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений и математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

Большой интерес учащихся вызывают задачи, связанные с литературой и историей. Особенно задачи в стихотворной форме, задачи-сказки, шарады, метаграммы. Они легко запоминаются и способствуют развитию интереса даже слабого, невнимательного ученика. Применение таких задач дает возможность привлечь внимание всех ребят.

Пример 1. Шли два отца и два сына,

Нашли три апельсина стали делить

Всем по одному досталось

Как это могло быть?

(ответ: дед, сын, внук)

Пример 2. Что имеет 2 руки, 2 крыла, 2 хвоста, 3 головы, 3 туловища и 8 ног?

(ответ: всадник на коне с соколом в руке)

Более всего связь математики видна с физикой. Хотя учащиеся 5-6 классов не изучают ещё физику, но в математике мы уже решаем физические задачи на движение.

Пример 1. Собственная скорость теплохода 23 км/ч. Скорость течения реки 3 км/ч. Найдите:

а) скорость теплохода по течению;

б) скорость теплохода против течения

1 = 23 км/ч (скорость теплохода)

2 = 3 км/ч (скорость течения реки)

а) = 23+3=26км/ч (по течению)

б) = 23-3=20км/ч (против течения)

Начиная с 7 класса, связь математики и физики проявляется чаще. Практически, усвоение физики без знания математики не возможно. Поэтому в курсе математики необходима система задач, которые готовят учащихся к применению математических знаний на уроках физики.

Пример 2. Чему равна сила тяжести, движущаяся на тело массой 2кг?

P = 2кг 10 = 20Н

Пример 3. Определить давление нефти на дно цистерны, если высота столба нефти 10м, а плотность ее 800кг/м3

Дано: Решение

Важное место в этой системе занимают задачи, в которых от учащихся требуется применить свои знания о различных функциях.

Первая группа таких задач связана с необходимостью, уметь получить информацию о физическом процессе, исходя из его математической модели (формулы, графики). Для этого учащиеся должны уметь распознавать вид зависимости по её аналитическому выражению, сопоставить формулу и физическую ситуацию, в которой она рассматривается и, наконец, исследовать функцию по её формуле или графику.

Вторая группа задач связана с тем, что в курсе физики находят применение два основных вида функциональных математических моделей - формулы и графики. Поэтому учащиеся должны уметь находить параметры зависимости по её графику и сравнивать параметры функций по соответствующим графикам, определять неизвестный элемент одной из моделей, исходя из рассмотрения другой.

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

Объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

В интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

Они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2-3 урока подряд, объединяя три и более предмета. Здесь можно говорить уже о новой форме организации учебного процесса - интегрированном блоке.

Интегрированный блок может реализовываться и в течение целого дня, тогда возникает новая форма обучения - учебный день. Анализировать же интегрированный блок (дидактические цели, содержание, методические приемы) можно на том же уровне, что и урок (учитывая лишь разное количество времени), поэтому далее будем оговаривать только форму урока.

Проводятся практические, лабораторные, исследовательские и творческие работы, требующие комплексного применения знаний. Использование ЭВМ на уроках математики, жизненные явления, факты и их анализ при объяснении теоретического материала, исторический и занимательный материал (факты, биографии, сообщения, доклады).

При выборе методов и форм использования межпредметной связи учитываются возрастные особенности учащихся, уровень их знаний, изученный материал по другим дисциплинам данного класса. Так, например, использование компьютера и формирование умений и навыков работы с наиболее распространенными программами является важной задачей образования.

Компьютерные технологии помогают улучшить и разнообразить преподавание математики, формируют основы компьютерной инженерной графики, которая заменяет традиционные методы построения чертежей и графиков.

В средних классах используются задачи, которые помогают углубить знания учащихся по биологии, географии, физики. При решении задач осуществляются дифференцированный и индивидуальный подход. Таким образом, для реализации межпредметных связей учитель математики с учетом общешкольного плана учебно-методической работы должен разработать индивидуальный план реализации межпредметных связей в математических курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому математическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Решая задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:

1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;

2) отбор и актуализация (приведение в рабочее состояние) нужных знаний из других предметов;

3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;

4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;

5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.

Таким образом, систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения математики.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, - идущие от математики в другие учебные предметы.

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла
в рамках реализации требований ФГОС нового поколения
Мыслящий ум не чувствует
себя счастливым,
пока ему не удаётся связать
воедино разрозненные факты.
Д. Хевелси
Сегодня интегративный подход находит широкое применение как в
фундаментальных науках, так и в образовательном процессе. Согласно учению о
детерминизме окружающий нас мир един во всём многообразии его проявлений. Все
процессы, происходящие в нём, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, одна
из задач обучения – формирование у учащихся системного мышления, которое позволяет
видеть мир как единую систему, понимать взаимосвязь и взаимообусловленность всех его
проявлений.
В настоящее время география, биология, химия характеризуются высочайшей
специализацией составляющих её дисциплин и одновременно тесным их взаимодействием.
Интеграция наук помогает в решении самых сложных, синтетических по своей
природе проблем. В результате объединения научных дисциплин произошло интенсивное
обогащение географии, биологии, химии фактическим материалом и новыми теориями.
Прогрессивное развитие данных наук невозможно без связи с другими науками.
С точки зрения гносеологии процесс познания окружающего мира имеет
определённую логику и процесс обучения должен состоять из следующих этапов:
 целостного восприятия объекта изучения (интеграция);
 системного анализа объекта (дифференциация);
 обобщение данных, полученных в результате анализа (интеграция).
Таким образом, процесс познания должен начинаться и заканчиваться интеграцией
знаний.
Достигнуть успеха в познании фундаментальных свойств Вселенной можно только
на основе интеграции знаний об окружающем мире, включающем физическую
составляющую, мир химических превращений и царство живых существ. Процесс
интеграции знаний приводит к тому, что границы между науками становятся всё менее

чёткими, на их стыках возникают новые, пограничные науки, имеющие интегративный
характер.
В настоящее время наибольший интерес вызывают исследования
междисциплинарного характера и содержание современного школьного
естественнонаучного образования должно отражать ведущую тенденцию современной
науки – её интегративный характер.
Предметам естественнонаучного цикла принадлежит важная роль в формировании
современного миропонимания, основанного на знаниях о взаимодействиях в системе
«природа­человек», которые интегрально отражают мир и объективные связи в нём.

Основываясь на интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, мы можем
формировать целостную картину мира, закладывать основы современного научного
мировоззрения и системного мышления, и предметы данного цикла обладают большим
инновационным потенциалом по формированию основ естественнонаучной компетентности
и гуманистических идеалов в их единстве, что способствует целостному восприятию мира
в широком культурном контексте.
Предмет «География» занимает особое интегративное место в общей системе
знаний. Являясь как естественной, так и общественной наукой, география способствует
формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной
социоприродной картине мира.
Для современной географии, биологии, химии как наук о суперсистеме
«человек­хозяйство­окружающая среда» вместе с аналитическо­объяснительной
усиливается их интегративная функция. Становится все более очевидным, что развитие
материального производства, познание глобальных проблем человечества (экологическая,
энергетическая, ресурсная и др.) зависят не только от вклада отдельных наук, но и от их
междисциплинарного синтеза.
Интеграционные тенденции в синтезе географических, биологических и химических
знаний особенно ярко проявляются в гуманизации, социологизации, экономизации.
Отражение этих направлений в программах и учебниках предметов естественнонаучного
цикла помогает интегральному осмыслению проблемы оптимизации взаимодействия
общества и природы.
Принципы гуманизации ориентированы на раскрытие духовности человека и такой
компонент содержания образования, как опыт эмоционально­ценностного отношения к
миру, часто остаётся нереализованным. С целью активизации учебно­познавательной

деятельности учащихся необходимо придавать урокам эмоциональную окраску.
Использование на уроках литературно­художественных описаний природы, поэтических
произведений достаточно широко практикуется преподавателями географии и биологии.
Цель современного школьного образования – формирование гармоничной личности
учащихся посредством создания условий для её самореализации и самоопределения.
Структура личности порождается видовым строением человеческой деятельности и
поэтому характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим,
коммуникативным, художественным.
Опытные учителя широко применяют художественные произведения, используя их
для анализа научных вопросов. Для формирования художественного потенциала
целесообразно применение произведений искусства. Это произведения литературы (поэзии,
прозы, научно­популярной литературы), изобразительного искусства, музыкальные
произведения, средства телевидения и др.
Поэтические произведения, загадки, и пословицы, используемые на уроках
географии, биологии, химии, дают хороший эффект, так как содержат не только
художественное описание объектов, процессов и явлений природы, но и раскрывают
особенности живых организмов. В художественных произведениях можно найти
информацию по различным наукам. Эффективными для формирования художественного
потенциала личности учащихся являются интегрированные уроки, они дают ученикам
достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи
явлений и предметов, о взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной
и художественной культуры. Такие уроки предполагают развитие творческой и
мыслительной активности учащихся.
Актуальность межпредметных уроков заключается в том, что мир, окружающий
детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве.
Интегрированный урок позволяет и даёт возможность для саморазвития и творчества как
ученика, так и учителя.
Интегрированные уроки расширяют кругозор, способствуют формированию
разносторонне развитой и гармоничной личности.
В познание процесса взаимодействия природы и общества вносит свой вклад
учебная география, позволяющая выработать у школьников географическое мышление,
специфической чертой которого являются связанность, комплексность и системность.

Географическое мышление способствует поиску пространственно­временных
закономерностей сочетания естественных и искусственных составляющих в природно­
антропогенных системах различных иерархических уровней. На основе изучения природно­
территориальных комплексов возможна разработка практических рекомендаций
оптимизации взаимодействия общества и природы в рамках географической оболочки.
Совершенствование природопользования посредством управления процессом
развития и преобразования природно­антропогенных систем связано с разработкой и
раскрытием интеграционных возможностей географии. Немаловажно отметить, что
школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме
интеграции учебных дисциплин среднего образования,
регулирования окружающей человека среды.
затрагивающих сферу
Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие
творческой, социально­активной личности, выявление её познавательных интересов и
потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации
познавательной самостоятельности учащихся. Особенно значима эта задача в отношении
старшеклассников. Познавательную самостоятельность мы рассматриваем как качество
личности, проявляющееся у школьников в потребности и умениях приобретать новые
знания из различных источников, путём обобщения раскрывать сущность новых понятий,
овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески
применять для решения разнообразных проблем, задач, ситуаций и т.д.
Географические карты как выдающиеся достижения человеческой цивилизации
играют важную роль во многих сферах жизни людей. Бесспорна роль географических карт
в культуре и в искусстве. Картографические образы, мотивы, символы можно встретить на
картинах художников, в произведениях декоративно­прикладного
искусства, в
скульптурных и архитектурных композициях. Картография и живопись – интереснейшая
тема для осмысления на междисциплинарном уровне, позволяющем воспринять более
целостно феномен карты как явления уникального и многозначного, занимающего особое
место в сфере межличностного общения.
Одно из средств активизации познавательной самостоятельности старших
школьников при изучении географии, биологии, химии – решение интегрированных задач.
Интегрированная задача – это учебное задание, включающее информацию межпредметного
характера, для выполнения которого требуется привлечение знаний из различных областей,
тем или иным образом связанных с тематикой данного задания.

Интегрированные задачи могут оказывать влияние на все компоненты учебно­
воспитательного процесса ­ его цели, содержание и организацию.
Таблица 1. Влияние интегрированных задач на компоненты УВП.
Компоненты УВП
Цель обучения
Содержание обучения
Роль интегрированных задач
Активизация познавательной
самостоятельности учащихся
Отбор содержания, развивающего
мотивацию учения,
способствующего упрочению
предметных знаний,
реализующего межпредметные
связи, учитывающего жизненный
опыт учащихся, мировой
позитивный опыт, народные,
национальные традиции
Организация учебно­познавательной деятельности Создание проблемных ситуаций.
Использование игрового и
диалогового обучения.
Моделирование ситуации.
Схема 1. Структура интегрированной задачи.

Вводная информация

Проблема
Уточняющая информация:
познавательная, предметная
Результат
Интегрирование знаний всех наук может привести к усилению осознанных
потребностей в получении знаний, переносу теоретических знаний в практическую
деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях, т.е. ведёт к активизации
познавательной самостоятельности учащихся.