Как называется мини стол у мусульман. Sc. мирадж. мусульманские первые блюда. супы. мусульманская кухня. Умеренность в еде — важная особенность мусульман

Его манера еды

Ведя скромный образ жизни, Посланник Аллаха был непривередлив к пище и получал удовольствие от еды в обществе. Когда он начинал есть, он опускался на колени, садился на обе ноги и приступал к еде с именем Аллаха.

«Я раб и ем и пью, как рабы», — говорил он (Ибн Са΄д, Табакат, I, 371-372).

Он не ел горячей пищи и говорил, что в ней нет блага:

«В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду» (аль-Газали, Ихъя улюмид-дин).

Он всегда брал еду, находящуюся перед ним, тремя пальцами, редко помогая четвертым. Ему не нравилось, когда еду берут двумя пальцами. Иногда во время еды он прибегал к помощи ножа.

Однажды ‘Усман (رضى الله عنه) принес Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) сладкое блюдо под названием «балуза». Отведав сладости, он спросил:

— Что это за блюдо и как оно готовится?

— Да будут искуплением для тебя моя мать и отец, о, Посланник Аллаха! Раскаливаем на углях сковороду и растапливаем на ней масло с медом. Затем, помешивая, добавляем пшеничной муки, пока не загустеет. И получится сладость, которую вы видите перед собой, — сказал ‘Усман.

— Поистине прекрасное блюдо, — похвалил Пророк (Ибн Маджа, Ат΄има, 46).

Посланник Аллаха питался хлебом, приготовленным из непросеянной ячменной муки. Ему нравилось есть огурцы со свежими финиками и солью.

Из фруктов ему нравились больше всего мягкие, свежие финики, дыня, арбуз и виноград. Арбуз он ел с сахаром и хлебом, иногда со свежими финиками. Дыню и арбуз он ел, придерживая двумя руками. Финики ел правой рукой, собирая косточки в левую. Бывало, что он ел виноград, поднося ко рту всю гроздь. Часто едой ему служили финики и вода.

Когда случалось одновременно есть финики с молоком, он говорил: «Это самая прекрасная еда».

Он очень любил мясо и мясные блюда. Ел тирит (хлебную похлебку) с тыквой. Любил тыкву и говорил: «Это овощ брата моего Юнуса».

Он ел дичь, однако сам не охотился.(Ихъя, II, 369 Ибн Маджа, Ат΄има, 6)

Когда он ел мясо, не наклонялся к нему, а подносил ко рту и откусывал зубами. Ему нравились бараньи ножки, вареная тыква, накрошенный хлеб с уксусом, финики «аджва» (сорт фиников, произрастающих в Медине)». Остатки пищи он собирал пальцами и говорил при этом:

«В остатках еды еще большее благо» (Ихъя, II, 371, из Байхаки).

Не почистив пальцы, он не вытирал руки об полотенце. В конце еды он благодарил Всевышнего Аллаха, дарующего все блага, и затем мыл руки.

Пить воду старался в три приема. Каждый раз начиная с именем Аллаха (бисмиллях) и заканчивая восхвалением Аллаха (альхамдулиллях) (371, Табарани)

Когда он пил воду или молоко в присутствии людей, то передавал сосуд тому, кто находился справа от него, и желал, чтобы и дальше передавали таким образом. Он не дул и не выдыхал в сосуд, из которого пил. Делал вдох или выдох только после того, как отводил от себя сосуд.(Табарани 371)

Будучи в чьем-либо доме он вел себя скромнее стыдливой девушки, не просил еды и ел только в том случае, если стол был накрыт. Он ел и пил то, чем угощали. Бывало, что и сам брал еду и питье.

Он никогда не набивал желудок сам и не приветствовал, когда это делали мусульмане. Он говорил:

«Человек не наполнял более худшего сосуда, чем свой желудок. Достаточно съесть несколько кусков пищи, чтобы вновь обрести силу. Если же случилось, что человек поддался своим желаниям, ему следует одну треть желудка выделить для еды, еще одну треть для питья и оставшуюся одну треть для дыхания» (Ибн Маджа, Ат΄има, 50).

Его одежда

В одежде Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) не придерживался какого-либо определенного вида и одевал то, что имелось в наличии: будь то изар(полотно вокруг бедер,опускающееся ниже пояса), рида (полотно,с закинутым на плечо концом, спускающееся выше пояса), рубашка или джубба(плащ с широкими рукавами). Он одевался просто, любил зеленый цвет, но большей частью, носил одежду белого цвета. Пользовался носками, которые прислал в подарок правитель Эфиопии Негус. (Ибн Маджа, Либас, 31).

Иногда он надевал вышитый кафтан. Кафтан был из атласной ткани и очень подходил к его белой коже. Он не носил одежду, спускающуюся ниже щиколоток. Изар был еще короче. Платок поверх чалмы (тайласан) свободно опускался между плечами. У него было окрашенное шафраном покрывало, на котором он порой совершал намаз.

Согласно некоторым сообщениям, иногда Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) пользовался одеждой из йеменской ткани в красную полоску, которая называлась «хулля хамра».

Обычно он носил одежду, связанную из козьей шерсти. После кончины Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ‘Аиша (رضى الله عنها) показала народу одежду, которую он носил до последних минут жизни. Это была заплатанная накидка и длинная рубашка из грубой ткани ручной работы.

Наш Пророк (صلى الله عليه ؤسلم) предпочитал одежду полезную для тела и удобную в ношении. Он наставлял, что одежда не должна быть предметом хвастовства. Поэтому он сам не носил роскошных одежд и запрещал это другим.

Наш Пророк(صلى الله عليه ؤسلم) носил сандалии из коровьей кожи, которые крепились к ногам ремешками.

Его любимые цвета и благовония

Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) нравились белый, зеленый и желтый цвета и он говорил, что белый — это самый лучший цвет. Иногда он с головы до ног облачался в желтый цвет. Красный цвет ему не нравился.

Однажды Абдуллах бин ‘Умар (رضى الله عنه) надев одежду красного цвета, явился к Пророку (صلى الله عليه ؤسلم). Пророк намекнул ему на то, что ему не нравится красный цвет, и тогда, вернувшись домой, Абдуллах сжег эту одежду. Узнав об этом, Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسل) сказал ему: «Ты поступил неправильно, уничтожив ту одежду. Ты мог бы отдать ее какой-либо женщине» (Аср Саадат, II, 10).

Пророк (صلى الله عليه ؤسلم) любил благовония. Хороший запах был одной из трех вещей, любимых им в этом мире (Насаи, Ишаратун-Ниса, 1; Ибн Ханбаль, III, 128).

Среди арабов популярным было благовоние под названием «сукк». Сподвижники (رضى الله عنهم) говорили, что Пророк, проходя мимо, оставлял после себя приятный запах. В качестве благовоний он использовал мускус и амбру.

Его постель и отдых

Постелью Посланнику Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) служили иногда набитый пальмовыми листьями кожаный матрас, иногда сложенная пополам накидка или кусок ткани, иногда циновка, а порой и вовсе простое ложе. Кожаная подушка была набита пальмовыми волокнами.

Хафса(رضى الله عنها) рассказывала:

«Однажды для большего удобства Пророка (صلى الله عليه ؤسلم) я свернула вчетверо кусок ткани, но он остался недоволен тем, что я так много забочусь о его отдыхе» (Тирмизи, Шамаиль, стр.261).

В другом хадисе ‘Аиша (رضى الله عنها) рассказывает:

«Однажды ко мне пришла женщина из ансаров. Она увидела постель Посланника Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم), набитую пальмовыми волокнами. Спустя некоторое время она прислала матрас набитый шерстью. Увидев её, Досточтимый Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) спросил:

— Что это?

— О, Посланник Аллаха, приходила женщина из ансаров и, увидев твою постель, прислала это, — ответила я.

Тогда Посланник Аллаха сказал следующее:

— О ‘Аиша, верни эту вещь. Если бы я захотел, Всевышний Аллах дал бы мне во владение горы серебра и золота (Мавахиб Ладуннийа, пер. I, 571, из Бейхаки).

Даже в то время, когда Посланник Аллаха (صلى الله عليه ؤسلم) стал правителем всей Аравии, в его доме не было ничего, кроме небольшой тахты и бурдюка для воды.

Собираясь отдохнуть, он всегда ложился на правый бок, подкладывая правую руку под правую щеку. Когда отдыхал в пути, подкладывал под голову правую руку. Не любил во сне ложиться на живот и не разрешал этого своим сподвижникам, говоря: «Аллах не любит такое положение» (Ибн Ханбаль, IV, 388).

По материалам книги Мустафы Эриша

Считается, что каждый пятый из живущих на Земле людей является мусульманином.

За многовековую историю в странах, жители которых исповедуют ислам, сложились свои, специфические особенности приготовления и приема пищи. Мусульманская кухня сегодня – общемировое понятие, базирующееся на собрании рецептов из разных уголков Земли. К которым предъявляется только одно требование – полное соответствие канонам ислама.

Традиции мусульманской кухни зародились в начале VIIв., на Юго-Западе Аравийского полуострова.

Своеобразие мусульманской кухни заключается в том, что она гармонично сочетает в себе и гастрономические изыски, и определенные запреты.

Благодаря вооруженным конфликтам, которые вели приверженцы ислама арабы-кочевники, небывалому по тому времени товарообмену между разными народами, был внесен определенный вклад в европейскую кухню. Андалузская и сицилийская кухни обогатились неведомыми им доселе злаками, овощами и фруктами: рисом, арбузом, лимоном, баклажаном, шпинатом. Пришлись по вкусу европейцам и арабские специи (особенно сахар).

Одновременно с этим рацион кочевников аравийского полуострова вобрал в себя все национальные особенности персидской, тюркской, греческой, римской, индийской и африканской кухонь. В нем можно найти даже китайские блюда.

Что интересно, арабская кухня, лежащая в основе мировой мусульманской, до сих пор не утратила свою самобытность. И это не смотря на то, что в основе лежат простые продукты питания: хлеб, молочные продукты, мясо птица, рыба, рис, бобовые, крупы, овощи, зелень, оливковое масло и, конечно же специи.

В конце VIII века были изданы поваренные книги на арабском языке, рецепты в них настолько просты и понятны, что некоторыми можно пользоваться и сегодня.

Пищевые запреты

Для мусульманской кухни много значат налагаемые исламом пищевые табу. Для приверженцев ислама этот не запреты, а предостережения Аллаха. Воздержание от принятия некоторых продуктов и напитков воспитывает у мусульманина привычку ограничивать потребление земных благ в целом.

Вся пища делится на халляль (разрешенные продукты) и харам (запрещенные).

ХАРАМ. Запрет на употребление в пищу мяса павших животных – «мертвичины» – объясняется элементарными соображениями гигиены питания. Мусульманам строго запрещается употреблять в пищу мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся падалью.

Это же относится и к хищным птицам: соколам, ястребам, коршунам, совам, воронам, стервятникам и орлам.

Есть конину, мясо мулла, осла Кораном порицается, но не запрещается. В наше время казахи, узбеки, татары и уйгуры спокойно едят конину и пьют кумыс.

ХАЛЛЯЛЬ. Шариат конкретизировал указания Корана и определил порядок заклания животных. Оно должно быть забито методом халляль. Перед убоем животное надлежало повернуть головой к Мекке, а сам процесс сопровождался чтением молитвы «Во имя Аллаха милостивого, милосердного…». Кроме того, мусульманин может есть мясо лишь тех животных, которое забито его единоверцами. Употребление в пищу мяса диких животных (газелей, оленей, зайцев и тд.) ислам разрешает, но при соблюдении убойного обряда.

Все рыбы и морские обитатели также относятся к дозволенной пище.

Особое внимание шариат уделяет совместимости продуктов. Так, нельзя одновременно употреблять рыбу и молоко. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое – от свежего.

Запрещено употреблять подряд 2 горячих (возбуждающих), 2 холодных (охлаждающих), 2 мягких (нежных), либо 2 твердых (грубых) блюда. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих и 2 послабляющих блюда.

Это ограничение распространяется и на напитки.

Запрет на свинину

Строго соблюдается в исламе запрет не только на употребление в пищу свинины, но и на ее куплю-продажу. Причина подобного отношения к мясу свиней заключается в следующем. В свое время арабы – создатели ислама – были кочевым народом. Свиньи же – сугубо домашние животные: олицетворение враждебного для кочевников мира.

Свинья в то время считалась настолько нечистым животным, что арабы скармливали ее мясо (в жареном виде) своим лошадям. Считалось, что после столь калорийного прикорма они становились более выносливыми и быстроходными.

Запрет на алкоголь

Ни одна из мировых религий не проповедует запрет на алкоголь и другие дурманящие вещества, как ислам. Хотя изобретению крепких спиртных напитков мир обязан именно арабам. Такие слова, как «алкоголь», «аламбик» (перегонный аппарат) и «алхимия», многие европейские языки позаимствовали из арабского.

Арабы производили и потребляли вино из фиников и других ягод и плодов еще в доисламский период.

В новообразованной исламской общине пьянство удалось преодолеть не сразу.

Злоупотребление алкогольными напитками не только приводило к антиобщественному поведению, но и отрицательно влияло на отправление религиозных обрядов.

В настоящее время особо строгий запрет на спиртное соблюдается в таких мусульманских странах, как саудовская Аравия, Иран, Ливия, ОАЭ и Кувейт. В этих государствах за употребление или ввоз спиртных напитков предусмотрено суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Этикет мусульманской трапезы

Во время еды, питья и угощений ислам предписывает соблюдение целого ряда правил приличий.

Опаздывать к столу не принято. Угощение на стол подается, как только гость переступит порог дома: заставлять его ждать – неприлично.

Мытье рук до и после еды обязательно.

У мусульман существует четкие правила поведения за столом. Трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, следует взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного». Согласно традициям, первым начинает еду хозяин, он же ее и заканчивает. Хлеб на Востоке священный продукт, как впрочем, и везде, поэтому на стол его подают первым. Едят его сразу же – не дожидаясь подачи других блюд.

Хлеб ломают руками, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по двум причинам. Во-первых, хлеб на Востоке пекут в виде лепешек, которые удобнее ломать, чем резать. Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, Бог урежет пищу. Лепешек кладут на стол ровно по количеству едок. Следующую лепешку ломают только после того, как съедена предыдущая.

Брать следует ближний кусок. Каждый отламывает маленький кусочек хлеба (что он поместился во рту целиком), и опускают его в блюдо, а затем подносит ко рту с кусочком кушанья. Кусок лепешки складывают вдвое, держа мясо большим и указательным пальцами. Если еду нельзя положить в рот сразу, ее кладут на хлеб.

Порицается брать следующий кусок, не проглотив предыдущий.

За мусульманским столом еду и питье берут только правой рукой. Исключение делается для тех, у кого покалечена правая рука.

Про столовые приборы в шариате ничего не говорится, и, под влияние Запада, они широко распространились и в мусульманском мире. Однако, в отличие от европейских традиций, держать их полагается только в правой руке.

Сладости, орехи и фрукты с подноса гости и хозяева могут выбирать любые. Снимать кожуру с фруктов порицается.

За столом обязательно нужно похвалить хозяйку.

Вкушать пищу следует медленно, тщательно пережевывая.

До конца застолья все его участники должны поддерживать благожелательную атмосферу.

Однако мусульмане за едой не ведут длинных разговоров, поэтому каждое блюдо служит сигналом для перерыва в беседе.

Когда пьют воду из источника Зам-Зам во время хаджа.
Стоя можно выпить воду, оставшуюся в кувшине после омовения.
Запрещено пить из горлышка бутылки или кувшина.

Вставать из-за стола можно только после того как хозяин начнет сворачивать

разостланную на нем скатерть.

Гости, по окончании трапезы молятся о благополучии хозяина, затем просят разрешения покинуть дом. Хозяин провожает гостей до двери и на пороге благодарит их за посещение его дома.

Праздничная кухня мусульман

Религиозные праздники являются важнейшей составной частью жизни каждого мусульманина.

Они дают верующим стимул для более усердного богослужения. Вот почему в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы. Ходят в гости, дарят подарки, делают жертвоприношения.

В исламе каноническими считаются только 2 праздника - Ид аль-Адха (Курбан-байрам) – Праздник жертвоприношения и Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) – Праздник разговения.

Остальные праздники мусульмане отмечают как памятные даты, посвященные событиям из жизни Пророка Мухаммеда, Священной истории, а также истории ислама. К ним относятся: Мухаррам – Священный месяц, начало Нового года, Мавлид – День рождения Пророка Муххамеда, Лейлат аль-Кадр – Ночь предопределения и Мирадж – Ночь чудесного вознесения пророка на небеса.

Еженедельным праздником для мусульман является Пятница (яум аль-джума – «день собраний»).

Праздничный стол народов, проповедующих ислам, отличается от повседневного. Главным образом, это связано с тем, что каждому празднику соответствует определенный набор ритуальных блюд. Но, и для таких традиционных угощений, как плов, манты, таджин, кускус, овощи, фрукты, орехи и сладости, тоже есть место на столе.

Ид аль-Адха (Курбан-байрам), или Праздник жертвоприношения.

Это главный исламский праздник, который отмечают через 70 дней после окончания поста. Он является частью хаджа – паломничества в Мекку. Главные его события происходят в долине Мина (неподалеку от Мекки) и длятся 3-4 дня. Эти дни в мусульманских странах нерабочие.

В эти дни каждый мусульманин режет овцу, козу, быка или верблюда и раздает мясо соседям. Считается, что ритуальное угощение – худойи, садака – поможет избезжать всевозможных несчастий. Курбан-байрам празднуют с раннего утра, совершают омовение, надевают праздничные одежды и отправляются в мечеть, на коллективную молитву – намаз.

Обряд жертвоприношения совершается во все дни праздника, и мясо животного принесенного в жертву должно быть съедено сразу же, его нельзя оставлять на потом. В первый день готовят сердце и печень. На второй варят супы из бараньей головы и ножек; подают блюда из мяса с гарниром из бобов, овощей и риса. В третий и четвертый дни варят супы из костей и жарят бараньи ребрышки.

В арабских странах готовят мясные блюда, в том числе фатте (вареное мясо жертвенного животного). Мусульмане ближнего зарубежья готовят более традиционные кушанья – плов, манты, шашлык, лагман, чучвару, жарное и бешбармак.

Накануне Курбан-байрама хозяйки пекут хлеб, кульчи (лепешки), самсу и бисквиты, а также готовят всевозможные лакомства из изюма и орехов.

Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), или Праздник разговения.

Второй по значению праздник продолжается 3 дня. Знаменует собой окончание поста, который длился месяц. На время праздника прекращается учеба, работа.

В праздник мусульмане встают до восхода солнца, съедают немного фиников. Далее происходят те же ритуальные мероприятия, что и при Курбан-Байраме.

Ближе к вечеру наступает время застолья, которое нередко затягивается до утра.

Основные кушанья на Уразу-байрам готовят из баранины: это и мясные салаты, и супы, и вторые блюда. Помимо этого на столе присутствуют овощи, рыба, хлеб, оливки, орехи и сухофрукты.

Ураза-байрам – это «сладкий» праздник, поэтому в этот день особое место на столе занимают всевозможные сласти. Накануне хозяйки пекут различные пирожные, печенья, бисквиты, готовят фруктово-ягодные и молочные десерты, варят компоты и сиропы.

Мухаррам, или Новый год.

В память о переселении Пророка Мухаммеда в Медину из Мекки – было установлено празднование Нового года.

На новогоднем столе мусульман большинство блюд имеет ритуально-символическое значение.

К празднику принято готовить кускус с бараниной, суп из баранины и основное блюдо из мяса. Его главными компонентами являются баранина (или жирная говядина), растительное масло, томатная паста (или помидоры), а также много зелени и различные пряности.

Особое внимание придается зелени, поскольку ее цвет у мусульман считается священным (зеленое знамя ислама). По этой же причине, на новогоднем столе обязательно должны стоять млюхия (приправа, которую готовят из сорго и большого количества зелени) и вареные куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет.

Из закусок на первом месте – салаты, приготовленные из мяса (преимущественно из баранины), рыбы, овощей и фруктов. Украшают их маслинами и зернами граната.

В первые дни нового года мусульмане едят различные блюда из риса, сухих бобов (они символизируют окончание прошлогодних запасов), а также баранины, овощей, пряностей и зелени.

На протяжении все месяца нельзя употреблять чеснок. Считает, что при употреблении блюд с чесноком, удача отворачивается от людей.

Рамадан, или Священный месяц Великого поста.

Правила поста до мельчайших подробностей описаны в шариате. Нарушением воздержания от пищи считается не только намеренное введение даже малейшего ее количества (или случайное попадание) в рот, а тем более в желудок, но и потребление воды, и принятие лекарств.

К лицам, которые могут не соблюдать пост, относятся больные, престарелые и несовершеннолетние дети, а также беременные и женщины, кормящие грудью, солдаты, участвующие в боевых действиях и путники.

Вечером, после заката солнца, постящийся должен принимать легкую пищу – фитур. Вторая еда – сухур – дозволяется на заре следующего дня.

В некоторых мусульманских странах, где исламские традиции чтят особо строго, перед тем как приступить к фитуру, полагается выпить три глотка воды и съесть несколько фиников (или других фруктов).

Вечерний обряд разговения называется ифтар и считается благословлением времени.

В разных странах существуют типичные для вечерних трапез блюда. Так, у мусульман Индонезии после дневного поста в Рамадан самым популярным блюдом является наси горенг: рис отваривают и смешивают с прожаренными кусочками мяса, омлета, креветками, луком и чесноком. Затем всё вместе жарят на кокосовом масле с добавлением специй: красного перца, имбиря, кориандра и соевого соуса. По традиции, на ифтар готовят плов. К нему подают соленья и зелень. Наиболее популярны в Рамадан харира, чекчука, брики (как с овощной, так и с мясной начинками). Не возбраняется готовить и праздничные национальные блюда. Финики, курага, фрукты, конфеты, сладкая выпечка – все это тоже уместно в ифтар.

Из напитков к столу подают кофе и чай.


Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).

Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.

Потом в период становления ислама этот обычай был освящен пророком Мухаммедом: «Мертвые животные, кровь, мясо свиньи, а также те животные, что были убиты без упоминания имени Аллаха, - все это запрещено...».

И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.

Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином. Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.

Ислам настоятельно рекомендует при сервировке стола обращать внимание на 3 основных качества: чистоту, аккуратность и умеренность. Последнее относится главным образом к количеству блюд и используемых для их приготовления продуктов. Кроме того, сервировать стол желательно красиво, но не за счет больших энергетических, временных и материальных затрат, поскольку еда для мусульманина - не самоцель, а жизненная необходимость. С этим связан запрет на использование посуды из золота и серебра.

Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.

Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).

Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.

Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).

Перёд тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).

До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.

По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.

Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».

Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.

Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать.

Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, бог урежет пищу.
К хлебу мусульмане относятся с большим уважением. Если вдруг кусок хлеба упадет на землю, то его надо обязательно поднять и положить в такое место, где его найдет и съест животное или птица. Даже крошки, нечаянно выпавшие изо рта во время еды, надо аккуратно подобрать и положить обратно в рот - это принесет счастье. А выбросить крошки - значит выказать свою гордость и неуважением к присутствующим.

Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф).

Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.

Нельзя пить воду из горлышка бутылки или кувшина. Пиалу, бокал или любой другой сосуд для питья следует держать правой рукой. Неприлично пить воду залпом, шумно втягивая ее в себя. Правильно пить ее в 3 приема: 1-й раз сделать 1 глоток, 2-й раз - 3, 3-й раз - 5, всякий раз отрываясь от края сосуда. Однако если количество приемов будет больше или меньше, количество глотков обязательно должно быть нечетным. Перед тем как сделать первый глоток, надо сказать: «Бисмиллях» (Во имя Аллаха), а после последнего: «Альхамду лиллах» (Слава Аллаху).

И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи.

Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению.

Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.

Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется.

Особое внимание шариатом уделяется совместимости продуктов. Например, нельзя после рыбы пить молоко и наоборот. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое - от свежего. Запрещено употреблять подряд 2 горячих (или возбуждающих), 2 холодных (или охлаждающих), 2 мягких (или нежных) либо 2 твердых (или грубых) блюда. Это ограничение относится и к напиткам. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих, 2 послабляющих блюда или 1 закрепляющее и 1 послабляющее. Однако на фрукты последнее ограничение не распространяется.

После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено. Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.

Уважение к пище мусульманин должен показывать самой позой, которую он принимает за столом (или у скатерти - про стол и стулья в шариате ничего не сказано). Нельзя есть лежа, на спине или на животе, а также принимать пищу стоя или на ходу. Во время еды следует сидеть прямо, не опираясь ни на подушку, ни на свою руку.

Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени. Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.

Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».

Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме. Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения. Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.

Угощение на стол подается сразу же, как только гость переступит порог дома, поскольку заставлять его ждать считается неприличным. Также неприлично уговаривать гостя съесть сверх того, что он может съесть.

После того как стол накрыт, хозяин приглашает гостя начать трапезу. Однако первым протянуть руку к еде должен хозяин. А вот руки после еды первым вытирает гость, и только после него - хозяин. Назойливое угощение гостя шариатом не приветствуется - достаточно повторить приглашение 3 раза.

За столом хозяин предлагает гостю самые вкусные блюда, сам же старается есть еду попроще. Если же гость проголодался и ест с большим аппетитом, а еды на столе может на всех не хватить, тогда хозяину следует есть меньше, чтобы гость обязательно насытился. Если после застолья гость сразу же захочет уйти, настойчиво уговаривать его остаться не надо. В этом случае хозяин провожает его до двери и на пороге благодарит его словами: «Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст вам за это Всевышний своею милостью». Не менее подробные правила существуют в шариате и для гостей. Например, если вас пригласили в гости, принимать приглашение следует в любом случае, даже если вы знаете, что материальное положение хозяина дома позволяет купить ему только одну баранью ногу. Обижать отказом нельзя ни богатого, ни бедного.

Неприлично ходить в гости без приглашения. Если вы получили приглашение от 2 человек на одно и то же время, пойти следует к тому, кто живет ближе. Если же оба живут на одинаковом расстоянии от вас, предпочтение надо отдать тому, с кем вы более близки. Получив приглашение, нехорошо приходить в гости со своим родственником или знакомым, у которого такого приглашения нет. Если же такое случится, тогда приглашенный, еще не войдя в дом, должен сказать хозяину: «Этот человек пришел по своей воле, без моего приглашения. Если вам угодно, пусть войдет, если же вы этого не желаете, то пусть удалится». Эти слова снимают с приглашенного нравственную ответственность за незваного гостя.

Прежде чем отправиться в гости, дома следует немного поесть, чтобы не выказывать излишнюю торопливость в еде. За столом следует занять то место, которое укажет гостю хозяин дома. Во время застолья гостю надлежит вести себя скромно, не озираться по сторонам, разговаривать вежливо, не спорить. Свое мнение можно высказывать только в том случае, если хозяин дома приходится гостю давним другом. До конца застолья необходимо поддерживать за столом мир, согласие и веселое расположение духа у всех присутствующих. Вставать из-за стола можно только после того, как хозяин начнет сворачивать разостланную на нем скатерть. Причем сначала надо помолиться о благополучии хозяина: «О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему». Затем следует попросить у хозяина разрешения покинуть его дом: вести долгие разговоры после обильного застолья не рекомендуется.

Хотя ислам и не запрещает есть одному, но по возможности принимать пищу рекомендуется всей семьей. Считается, что чем больше рук протянется к пище, тем больше Аллах пошлет ее на пользу людям и тем больше увеличится благосостояние хозяина дома.



Раздел:
МУСУЛЬМАНСКАЯ КУХНЯ
Во имя Аллаха Всемилостливого, Милосердного!

33-я страница раздела

Мирадж
МусульманскиеПЕРВЫЕ БЛЮДА

Карам-шурпа

Ингредиенты:

— 500 г баранины
— 300 г белокочанной капусты
— 100 г бараньего сала
— 4 клубня картофеля
— 3 моркови
— 2 ст. л. томатной пасты
— 2 луковицы
— 2 лавровых листа
— 1 стручок острого перца
— 1 пучок зелени кинзы

— 1 ч. л. аджики
— 1/2 пучка зелени петрушки

— соль по вкусу
Приготовление
Мясо нарезать порционными кусками, положить в кастрюлю, добавить нарезанное кубиками сало, соль, шафран, нашинкованный лук и обжарить до золотистого цвета.
Затем положить томатную пасту, аджику, нарезанные соломкой морковь и картофель, обжарить в течение 5 минут, влить немного воды и тушить на слабом огне 5 минут.

Влить в кастрюлю 2,5-3 л воды, добавить разрезанный на несколько частей острый перец, черный молотый перец, лавровый лист и нашинкованную капусту.
Довести до кипения и варить на среднем огне в течение 30-40 минут.

Готовый суп посыпать измельченной зеленью кинзы и петрушки и подать к столу.

Балик-шурпа

Ингредиенты:

— 500 г филе рыбы
— 3 клубня картофеля
— 2 луковицы
— 2 моркови
— 2 ст. л. топленого масла
— 1 лавровый лист
— 1/2 ч. л. черного молотого перца
— соль по вкусу
Приготовление
Филе рыбы нарезать порционными кусками, положить в кастрюлю, залить холодной водой, довести до кипения, добавить соль и варить на слабом огне до готовности.
Рыбу положить в отдельную посуду, бульон процедить и довести до кипения.
Положить разрезанные на 4 части картофель, морковь и лук, добавить лавровый лист, перец и варить на слабом огне до готовности.

Затем опустить в суп отварное филе рыбы, добавить топленое масло и подать к столу.

Суп из бараньей ноги

Ингредиенты:

— 500 г бараньей ноги
— 500 г молодого картофеля
— 300 г кольраби
— 100 г зеленого горошка
— 100 г сыра
— 30 г сливочного масла
— 4 моркови
— 1 пучок зелени петрушки
— 1 лавровый лист
— 1 корень петрушки
— 1 ч. л. черного молотого перца
— 1 ч. л. черного перца горошком
— 1/2 пучка зелени укропа
— соль по вкусу
Приготовление
Куски бараньей ноги залить 2 л воды и довести до кипения, добавить соль, лавровый лист, перец горошком и корень петрушки.
Варить до готовности на слабом огне, затем достать куски бараньей ноги, бульон процедить, вылить обратно в кастрюлю и довести до кипения.

Мясо отделить от костей, срезать жилы, жир и мелко нарезать.

Опустить в кипящий бульон нарезанные кубиками картофель, морковь, кольраби и варить в течение 20 минут.
Затем добавить вареное мясо, зеленый горошек и черный молотый перец.
Варить 5-7 минут, после чего положить в суп измельченную зелень петрушки и укропа.

Снять кастрюлю с огня, дать супу настояться в течение 15 минут, затем подать к столу, добавив в каждую тарелку тертый сыр и сливочное масло.

Суп картофельный с пряностями

Ингредиенты:

— 1,5-2 л говяжьего бульона
— 500 г картофеля
— 300 г сливок
— 5 яичных желтков
— 1 ст. л. горчицы
— 1/4 ч. л. молотого душистого перца
— молотый мускатный орех на кончике ножа
— соль и молотый душистый перец по вкусу
Приготовление
Очищенный картофель отварить в подсоленной воде, приготовить из него пюре, опустить в кипящий бульон, размешать, добавить при необходимости воды и варить на слабом огне 3 минуты.
Яичные желтки смешать со сливками и горчицей, влить приготовленную смесь в горячий (не кипящий) суп, тщательно размешать, добавить душистый перец, мускатный орех и подать к столу.

Суп «Актюбинский»

Ингредиенты:

— 1,5-2 л говяжьего бульона
— 500 г картофеля
— 100 г пшеничной муки
— 1 яйцо
— 1/2 пучка зелени петрушки
— соль и молотый красный перец по вкусу
Приготовление
Очищенный картофель отварить на пару, пропустить через мясорубку, добавить яйцо, перец, соль, муку и тщательно перемешать.
Из полученного теста сформовать шарики, опустить их в кипящий бульон, варить 3-4 минуты.

Готовый суп подать к столу, посыпав измельченной зеленью петрушки.

Суп из бараньих ребер

Ингредиенты:
— 600 г бараньих ребер
— 100 г белой фасоли
— 100 г бараньего жира
— 50 г курдючного сала
— 50 г репы
— 50 г гороха
— 4 клубня картофеля
— 2 моркови
— 2 болгарских перца
— 1 ст. л. томатной пасты
— 1 долька чеснока
— 1 луковица
— 1 бутон гвоздики
— 1 пучок зелени петрушки
— 1 ч. л. черного молотого перца
— 1/2 ч. л. красного молотого перца
— молотый шафран на кончике ножа
— соль по вкусу

Приготовление
Бараньи ребра нарубить порционными кусками, посолить, посыпать красным и черным перцем, положить в кастрюлю, добавить бараний жир, курдючное сало, нарезанный кольцами лук и обжарить на сильном огне до золотистого цвета.
Затем добавить нарезанную соломкой морковь, репу, томатную пасту, влить воду, довести до кипения и положить предварительно замоченные фасоль и горох.

Варить в течение 40-50 минут, после чего добавить нарезанный кубиками картофель, нашинкованный болгарский перец, бутон гвоздики и шафран.

Довести суп до готовности, положить измельченную зелень петрушки, толченый чеснок, накрыть кастрюлю крышкой и оставить на 20 минут.
Затем подать суп к столу.

Суп «Фергана»

Ингредиенты:

— 300 г мясного фарша
— 4 болгарских перца
— 2 клубня картофеля
— 2 моркови
— 2 ст. л. оливкового масла
— 1 луковица
— 1/2 пучка зелени укропа
— 1/4 ч. л. зиры
— соль по вкусу
Приготовление
Болгарский перец и лук нарезать тонкими кольцами, положить в кастрюлю, обжаривать в оливковом масле в течение минут, затем добавить нарезанную соломкой морковь и жарить еще 3 минуты.
Влить в кастрюлю воду, довести до кипения, добавить нарезанный брусочками. картофель, соль, зиру и приготовленные из мясного фарша фрикадельки.
Довести суп до готовности, затем подать к столу, посыпав зеленью укропа.

Суп с запеченным рисом

Ингредиенты:

— 500 г говядины
— 150 г риса
— 2 яйца
— 1 луковица
— 1 морковь
— 1 ст. л. топленого масла
— 1 ст. л. оливкового масла
— соль по вкусу
Приготовление
Лук и морковь разрезать на половинки вдоль и положить в разогретую сковороду разрезами вниз.
Запечь без масла до коричневого цвета.
Мясо нарезать порционными кусками, залить водой, посолить, добавить лук и морковь и варить до готовности.
Рис отварить в подсоленной воде, смешать с топленым маслом, разложить на смазанной оливковым маслом сковороде, залить взбитыми яйцами, запечь в духовке, затем нарезать ровными квадратиками и добавить в кастрюлю с бульоном.

Шалгамшурбо

Ингредиенты:

— 300 г баранины
— 100 г репы
— 3 клубня картофеля
— 2 луковицы
— 2 моркови
— 1 болгарский перец
— соль по вкусу
Приготовление
Мясо нарезать крупными кусками, залить холодной водой, довести до кипения и варить до готовности на слабом огне.
Добавить разрезанные на 3-4 части морковь, картофель, лук, репу и перец, посолить и варить до готовности овощей.

Рыбный суп с гренками

Ингредиенты:

— 2 л рыбного бульона
— 500 г филе рыбы
— 150-200 г белого хлеба
— 4 ст. л. оливкового масла
— 4 клубня картофеля
— 2 ст. л. томатной пасты
— 2 лавровых листа
— 1 долька чеснока
— 1 луковица
— 1 морковь
— 1 ст. л. пшеничной муки
— 1 пучок зелени петрушки
— 1/2 ч. л. молотого шафрана
— соль и черный молотый перец по вкусу

Приготовление
Нашинкованный лук положить в кастрюлю, обжарить в 3 ст. л. оливкового масла до золотистого цвета, затем добавить томатную пасту, рубленую зелень петрушки, толченый чеснок, влить немного воды и тушить в течение 5 минут.
Залить смесь кипящим рыбным бульоном, положить нарезанный брусочками картофель, тертую морковь и варить в течение 5-7 минут, после чего добавить нарезанное порционными кусочками филе рыбы, шафран, черный молотый перец, лавровый лист и соль. Варить 15-20 минут на слабом огне.

Для приготовления соуса смешать муку с оставшимся оливковым маслом, положить в сковороду и, помешивая, пассеровать до золотистого цвета. Достать из бульона несколько кусочков рыбы и картофеля, пропустить через мясорубку, смешать с мукой, развести 5 ст. л. горячего бульона.

Хлеб нарезать тонкими ломтиками и обжарить в духовке или тостере. Выложить оставшиеся кусочки отварной рыбы на гренки, залить рыбным соусом.

Суп разлить по тарелкам.
Отдельно подать гренки с рыбой под соусом.